Сейчас можно найти учебники, на которые можно опереться, но такого, который можно признать за образец, пока нет. Над этим нужно еще поработать. — В связи с чем ПСТГУ сейчас объявил дополнительный набор абитуриентов ? Связано ли это с инициативами, выдвинутыми на состоявшемся 21 июля совещании? — Да, связано, потому что мы думаем, что наш университет как раз может быть кузницей кадров для этого направления, и мы хотели бы, чтобы к нам пришло больше студентов. — Последний вопрос, если позволите, уже немного отклонится от нашей главной темы. Как Вы относитесь к новой системе приема в вузы на основе ЕГЭ? — Пока что я не вижу положительных результатов. Идея ЕГЭ мне понятна. На Западе такой опыт есть, в этой идее есть положительные моменты. Но реализовать ее на практике мы пока, видимо, не можем. У нас настолько коррумпированное общество, что такие реформы дают еще больший простор для коррупции. Нам сейчас нужно стараться сохранить то, что у нас есть, а не ломать то, что мы имеем, ради создания каких-то будущих воздушных замков. Момент перелома, момент реформ — это самая лучшая обстановка для дальнейшего развития коррупции. Если она еще куда-то не проникла, то устройте реформы, чтобы она проникла всюду. Поэтому к ситуации с ЕГЭ я пока отношусь крайне настороженно. Беседовал Юрий Пущаев Патриархия.ru за темою Смирнов: Ми хто любить би послужити На в обговорять питання, пов " з введенням духовенства оборони затвердило в Збройних силах У в 2011 з " являться 240 штатних Церкви взяв участь у в У представили видання, дипломами церковного конкурсу через книгу» В Об " ПСТГУ та СПбДА захисти двох наукових праць Навчального «Лики святих став переможцем у грантових у 2024 У збори Катеринодарська духовна отримала державну на провадження за програмою (бакалаврат) Затверджено склад ради наукового журналу «Богослов» чергове групи з викладання у вишах Кирила з РФ С.С. Кравцовим Голова Синодального й Кримську з робочим Митрополит очолив роботу XIX З " православних Завершилася з Основ культури серед 3-6 У ФЗ РФ XII «Моделювання системного розвитку школи.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209484...

Я – вождь земных царей и царь, Ассаргадон... Кто превзойдёт меня? Кто будет равен мне?.. И вот стою один, величьем упоён 264 . Но это уже, пожалуй, «синдром самопревозношения». Итак, разумная, корректная и целенаправленная беседа приводит если не к согласию, то к взаимопониманию; а неразумная – к еще большему разделению и отчуждению. Поэтому все мы должны учиться культуре дискуссии, диспута и диалога, не исключая, разумеется, и самого автора. Афинская школа (итал. Scuola di Atene) – фреска работы Рафаэля в станце делла Сеньятура Ватиканского дворца. В 1508 году по поручению папы Юлия II Рафаэль расписывает станцы (парадные залы) Ватиканского дворца. Станца делла Сеньятура была первой из станц, расписанных Рафаэлем (1508–1511 гг.). Её фрески – это аллегорические изображения человеческой деятельности: «Афинская школа» – философия, «Диспута» – богословие, «Мудрость, умеренность и сила» – правосудие, «Парнас» – поэзия. В своих четырех великих композициях Рафаэль показал четыре основания, на которых, по его убеждению, должно покоиться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (правосудие). Фреска «Афинская школа» по праву признается одним из лучших произведений не только Рафаэля, но и ренессансного искусства в целом. 1 . Зенон Элейский 2 . Эпикур 3 . Фредерико II, герцог Мантуи 4 . Аниций Манлий Торкват Северин Боэций или Анаксимандр или Эмпедокл Акрагантский 5 . Аверроэс 6 . Пифагор 7 . Алкивиад или Александр Македонский 8 . Антисфен или Ксенофонт 9 . Гипатия (возлюбленная Рафаэля, Маргерита) 10 . Антисфен или Ксенофонт 11 . Парменид 12 . Сократ 13 . Гераклит Эфесский (Микеланджело) 14 . Платон (Леонардо да Винчи) 15 . Аристотель (держащий Никомахову этику) 16 . Диоген 17 . Плотин 18 . Евклид или Архимед с учениками 19 . Страбон или Заратустра 20 . Клавдий Птолемей 21 . Протоген 1 Зиновьев (Радомысльский) Г. (1883–1936) – советский политический деятель.– Здесь и далее примечания от редакции. 14 Антиохи – цари эллинистического государства Селевкидов (312–64 до Р.Х.). Антиох IV Эпифан (175–163) ограбил Иерусалимский храм, пытался провести насильственную эллинизацию Иудеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Доказательство существования и, вопреки всем человеческим неудачам и изменам, действенности этого неписаного, но тем не менее реального «соглашения», безусловно, требует детального анализа всей культувы и этоса пресловутого «христианского мира», но такой анализ выходит за пределы нашей статьи.    Однако не подлежит сомнению, что такой анализ выявил бы фундаментальную открытость и этой культуры и породившего ее общества христианскому эсхатологическому видению, в котором нельзя не усмотреть единственное в своем роде оплодотворяющее начало — их живую душу. Какой бы аспект этого мира мы ни взяли — например, искусство, которое в каждом конкретном «обществе» по преимуществу выражает его жизнеотношение, образ жизни, весь (употребим еще один излюбленный термин современности) «дискурс» его культуры, мы обнаружим, что его внутренняя согласованность, самый стиль (в глубочайшем значении этого слова) в конечном счете происходит из эсхатологического опыта Церкви, ее видения и знания Царства Божия. Так, если монашество стало для этого общества тем идеальным полюсом, тем «предобрым» путем к совершенству, на основе которого сформировалось его богослужение, его благочестие — словом, весь его менталитет, то это вызвано тем, что монахи воплотили в себе эсхатологическую природу христианской жизни, всю невозможность свести христианство к чему-либо от «мира сего», чей «образ проходит» (1Кор. 7:31). В этом смысле покаяние (в радикальном его понимании, как евангельская metanoia) сделалось основной тональностью «христианского мира», пронизывающей его молитву, его мысль и все глубочайшие символы всецелого его бытия. Эту истину слишком легко забывают современные христиане, хотя в свете присущего современной цивилизации редукционизма именно ее надлежало бы крепче всего запомнить. § 6    Если все, о чем мы только что говорили, есть, без сомнения, «успех» «христианского мира», то явившая его нашему взору эсхатологическая перспектива обнажит и его фундаментальную «неудачу». Я называю ее «фундаментальной», чтобы отличить от других изъянов, которыми христианский мир, как и всякое человеческое общество, обладал в полной мере.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2629...

Такая двойственность определила политику Ватикана – во всяком случае внешние ее проявления – вплоть до перелома во Второй мировой войне. Папа Пий XII (Эудженио Пачелли), Папа Римский (18761958) до избрания был дипломатом. На дипломатической службе в Германии в качестве нунция прослужил 12 лет. В 1929 г. стал кардиналом, затем гос. секретарем. 12 марта 1939 г. избран папой. Объединение европейских держав для борьбы с коммунизмом легло в основу его политики. В 1949 г. декретом Конгрегации Священной канцелярии отлучил от церкви верующих за принятие коммунистического учения и сотрудничество в компартии. В области культуры придерживался традиционалистских позиций. Его понтификат характеризуют консерватизм и интегризм. Однако нельзя сказать, что поражение 6-й немецкой армии на Волге застигло Ватикан врасплох. И приоритеты в политике оставались те же: враждебность к СССР как оплоту коммунизма и надежды на унию с Православной Церковью. С 1943 года возрастает дипломатическая активность Ватикана: он стремится стать посредником между странами «оси» и западными союзниками. Речь шла о труднейшей задаче – вывести Италию из войны. Тем не менее Папа резко отозвался о совместном заявлении Рузвельта и Черчилля, сделанном в Касабланке 20 января 1943 года – оба лидера требовали безоговорочной капитуляции держав «оси». Рузвельт Франклин Делано (18821945 гг.) 32-й президент США (с 1933 г.) от Демократической партии (4 раза избирался на этот пост). В 1933 г. прав-во Рузвельта установило дипломатич. отношения с СССР. Внес значительный вклад в создание антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны. Придавал большое значение созданию ООН и послевоенному международному сотрудничеству. Черчилль Уинстон Леонард Спенсер (18741965 гг.) премьер-министр Великобритании в 19401945 гг., 19511955 гг. В годы Второй мировой войны выступал одним из инициаторов создания антигитлеровской коалиции с США и СССР и одновременно стремился ограничить влияние СССР в послевоенной Европе. Его программная речь в Фултоне (США, 5.03.1946 г.) на долгие годы предопределила события, связанные с «холодной войной». Лауреат Нобелевской премии по литературе (1953 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Куза конфисковал в пользу государства все движимое и недвижимое имущество монастырей. Принятый в 1863 году Румынской Палатой закон гласил: «Ст. 1. Все имущества румынских монастырей составляют государственное имущество. Ст. 2. Доходы с этих имуществ будут вписаны в обыкновенные доходы государственного бюджета. Ст. 3. Святым Местам, которым были посвящены некоторые из туземных монастырей, назначена будет известная сумма, в виде пособия, согласно с целью благотворителей... Ст. 6. Правительство возьмет у греческих игуменов украшения, книги и посвященные сосуды, подаренные набожными нашими предками этим заведениям, а равно и документы, вверенные этим игуменам, по инвентарям, хранящимся в архивах...» Вследствие этого мероприятия многие монастыри были закрыты, некоторые должны были прекратить свою просветительную и благотворительную деятельность. В 1865 году, без согласия Константинопольского Патриарха, была провозглашена автокефалия Румынской Церкви. Управление Церковью было вверено «Генеральному Национальному Синоду», в состав которого вошли все румынские епископы и по три депутата от духовенства и мирян из каждой епархии. Синод имел право собираться всего лишь один раз в два года, да и то не мог сам вынести какого-либо важного определения: во всех своих действиях и начинаниях он был подчинен светской власти. Митрополитов и епископов избирали и назначали по указанию князя. Кроме того, в Православие начали вводить элементы западных исповеданий: распространять григорианский календарь; допускать за богослужением звучание органа и пение Символа веры с Филиокве; широкая свобода была предоставлена и протестантскому прозелитизму. «Правительство князя А. Кузы, - замечает Ф. Курганов, - предпринимая реформы в Церкви, поставило себе задачу — изглаждать всеми мерами всякие следы прежнего «фанариотского» просвещения, прежней «фанариотской» культуры и привитых через нее обычаев, как совершенно чуждых де духовной природе румын, - вместо же «фанариотской» культуры, как порочной и растлевающей, полностью воспринять культуру Европейского Запада, присным членом коего делает румынскую нацию ее западное, латинское происхождение, и таким образом дать ей возможность сохранить в чистоте свои особенности, развиваться по ним, а не по отвне навязываемым ей началам... Протестантским сектам Запада дана была полная свобода в отправлении их религии, даже оказывалось им некоторого рода покровительство, направленное, видимо, к их усилению и распространению среди православного румынского народа» .

http://sedmitza.ru/lib/text/441207/

Лит.: Джамбакур-Орбелиани А. Пение, песнопение и напевы иверийцев//Цискари. 1861. 5. С. 141-160 (на груз. яз.); Мачабели Д. Обычаи грузин//Там же. 1864. 5. 49-73 (на груз. яз.); Карбелашвили П. Груз. светские и духовные напевы. Тифлис, 1898 (на груз. яз.); Карбелов В. Сб. груз. церк. песнопений Микаеля (Михаила) Модрекили//Весь Кавказ. Тифлис, 1903. 1. С. 53-55; Кекелидзе К. Литургические груз. памятники в отечественных книгохранилищах и их науч. значение. Тифлис, 1908; он же. Иерусалимский Канонарь VII в.: (Груз. версия). Тифлис, 1912; он же. История древнегруз. лит-ры. Тбилиси, 1980. Т. 1 (на груз. яз.); Кирион (Садзагелов), еп. Культурная роль Иверии в истории Руси. Тифлис, 1910; Thibaut J. Нотные знаки в груз. рукописях//ХВ. 1914. Т. 3. Вып. 2. С. 207-212 (на франц. яз.); Аракишвили Д. О муз. структуре народных духовных песнопений Вост. Грузии//Мат-лы для груз. этнографии. Тбилиси, 1953. Т. 6. С. 217-238; Чиджавадзе О. К расшифровке муз. знаков//Сабчота хеловнеба (Сов. искусство). 1954. 6. С. 35-37 (на груз. яз.); он же. «Чрели» груз. пения//Там же. 1967. 12. С. 75-78 (на груз. яз.); он же. К вопросу о методике обучения груз. церк. пению в древней Грузии//Вопр. музыкознания: Сб. науч. тр. Тбилисской гос. консерватории. Тбилиси, 1991. Вып.: Древнегруз. профессиональная музыка: Вопр. истории и теории. С. 61-66 (на груз. яз.); Чхиквадзе Г. Древнегруз. муз. культура//Груз. муз. культура: Сб. ст. М., 1957. С. 7-20; Ингороква П. Расшифровка груз. муз. нотописи античной эпохи и ср. веков и восстановление древней груз. музыки//Мнатоби (Светоч). Тбилиси, 1958. 2. С. 124-176 (на груз. яз.); он же. Древнегруз. поэзия V-X вв.//Собр. соч.: В 7 т. Тбилиси, 1965. Т. 3 (на груз. яз.); Гвахария В. Развитие груз. муз. систем (X-XVIII в.). Тбилиси, 1962 (на груз. яз.); Метревели Е. Две древние редакции груз. Ирмология: (По рукописям X-XI вв.). Тбилиси, 1971 (на груз. яз.); Метревели Е. , Чанкиева Ц. , Хевсуриани Л. Древнейший Иадгари. Тбилиси, 1980 (на груз. яз.); Росебашвили К. К вопросу о традиции церк.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Спаситель в словах: «ищите прежде Царствия Божия и правды его, а сия вся (т. е. потребное для земной жизни) приложатся вам» ( Мф.6:33 ). В исторической практике христианской жизни, в жизни тех, кои главным делом своим полагали спасение и улучение Царства Божия, красной нитью проходит начало отречения и отказа от всего того, что в широком смысле слова известно под именем «мира сего». Эта же идея отречения от мира, в котором все есть «похоть плоти, похоть очес и гордость житейская» ( 1Ин.2:16 ), весьма решительно выражена и в Слове Божием: как в Евангелии, так и в посланиях Апостольских. Поэтому для человека, восчувствовавшего начало новой благодатной о Христе жизни и плененного в послушание Христу сладостью новой истинной жизни, раскрывшейся в тайне благодатного возрождения, указанный вопрос об отношении христианства к культуре можно сказать совсем снимается с очереди. Для христианина, стоящего в своем мировоззрении прочно на почве христианского откровенного учения и учения церковного и верящего в высшую истинность и авторитетность этого учения, этот вопрос тоже решается просто. Но для человека только еще ищущего истины и с этими запросами подходящего и к христианству; для человека, желающего научно как бы разрешить проблемы выдвинутые христианством, и его светом осветить все то нажитое человеческим многовековым опытом богатство культурных приобретений, в котором сказалась и собственная воля и ум человеческий, решение этого вопроса о христианстве и культуре, особенно в сторону обесценивания последней, весьма трудно. Необходим тут уже горячий, отчасти как бы пока даже инстинктивный порыв в сторону христианства, как высшей истины и блага, необходимо беспристрастное изучение этих, так называемых, богатств культуры во всех ее проявлениях, где сказалась гл. обр. духовная человеческая природа; необходимо и глубокое идейное понимание христианства, а главным образом объективность и беспристрастность. Нам неизвестна окончательно духовная физиономия автора и личная его религиозная психология в своих тайниках, но кажется он подходит к указанной нами последней категории людей. Чувствуется, что вопрос,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Также существуют значительные внутренние напряжения между различными группами по семейному признаку. Предполагаю, что только нормализация церковной жизни приведет к гармонизации этого исторически православного сообщества в Китае. Важным этапом в развитии отношений с официальными кругами КНР стало участие делегации китайских религиозных лидеров и начальника Государственного управления по делам религий при Государственном совете КНР Е Сяовэня во Всемирном саммите религиозных лидеров в Москве в июле 2006 года. В рамках работы этого форума состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия с представителями Государственного управления по делам религий (ГУДР) при Государственном совете КНР. Последний раз делегация ГУДР вместе со священником Китайской Автономной Православной Церкви о. Григорием Чжу посетила Россию в 1994 году. Отрадно, что нынешний визит прошел на самом высоком уровне. Визит был особенно важен, так как он явился практическим шагом по исполнению Плана действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой на 2005 — 2008 годы, который предполагает наладить диалог и сотрудничество между ведущими религиозными конфессиями России и Китая (ч. III, п. 6). Итогом наших встреч стали регулярные прямые отношения Русской Православной Церкви с Государственным управлением по делам религий КНР, прочими государственными, научными и общественными институтами, в частности, Академией общественных наук КНР и Китайской ассоциацией по религиозным и культурным связям. Состоявшаяся встреча придала определенный импульс двусторонним связям Русской Православной Церкви с патриотическими всекитайскими религиозными организациями буддистов, католиков, протестантов, мусульман и даосов. Надеемся, что Китайская ассоциация по религиозным и культурным связям, которая объединяет представителей пяти традиционных религий Китая, станет естественным партнером Межрелигиозного Совета России, который объединяет четыре традиционные религиозные группы России — православных, мусульман, буддистов и иудеев.

http://patriarchia.ru/db/text/329177.htm...

Солженицын А.И. Третьему Собору Зарубежной Русской Церкви. – Собр. соч. Т. 9. Вермонт-Париж. 1981. С.188–189. 971 Поздеева И.В. Русское старообрядчество и Москва в начале XX в. – “Мир старообрядчества”. Вып. 2. М. 1995. С.6. 980 Керов В.В. Династии старообрядцев-предпринимателей. Гучковы. – В сб. “Старообрядчество: История, Культура, Современность”. Вып. 2. М. 1995. С.24. 1016 Эткинд А. Русские секты и советский коммунизм: проект Владимира Бонч-Бруевича – Минувшее. Т. 19. М.-СПб. 1996. С.305. 1018 Бонч-Бруевич В.Д. Возможное участие сектантов в хозяйственной жизни СССР – Правда. 1924. 15 Мая. 1020 Священник Пётр (Коломейцев). Есть ли будущее у старообрядцев? – Религия и демократия: На пути к свободе совести. Вып. II. М. 1993. С.523. 1031 Российский центр хранения и изучения документов Новейшей ис¬тории (PЦXIДHU). Ф. 17. Оп. 125. Д. 593. Л. 121, 124–135. 1032 Следствием чего явился поголовный расстрел с вертолётов в начале 1960-х годов целого старообрядческого поселения, скрывавшегося глубоко в тайге – несколько лет спустя их дома вместе с домашней утварью были выставлены в качестве музейных экспонатов в качестве образцового ведения натурального хозяйства. 1036 Неопубликованные работы епископа Андрея (Ухтомского). – Приложение к книге Зеленогорского М.Л. “Жизнь и деятельность архиепископа Андрея (князя Ухтомского)”. М. 1991. С.200. 1040 Любимов И.М. Судьба московских старообрядческих храмов, – жур. “Старообрядчество: история, культура, современность”. М. 1995. 4; А.Ю. Петров. Некоторые данные по статистике старообрядческих хра¬мов и моленных Москвы. – В сб. “Мир старообрядчества”. М. 1995. 2. С.215. 1041 Рябушинский В.П. Старообрядчество и Русское религиозное чувст¬во. Москва-Иерусалим. 1994. С.99. 1043 Алексеев В.А. “Штурм небес” отменяется? Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. М. 1992. С.184. 1049 Пашнин М. О староверческой общине в Риге. – Старообрядческий церковный календарь на 1991 год. Рига. С.34–40. 1052 Миловидов В.Ф. Старообрядчество и социальный прогресс. – Новое в жизни, науке и технике. М. 1983. 9. (Глава “Некоторые особеннос¬ти атеистической работы среди старообрядческого населения”).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во время контрольных работ некоторые ученицы приносят с собой талисманы (старинные деньги, пуговицы и т. д.). Во время контрольных работ приходят в одном и том же платье и даже белье. В 188 школе Коминтерновского района имел место факт, когда девочки 6 класса (конечно, не все) в течение письменных испытаний, зажав в кулаке, держали пятикопеечные монеты. В школе 626 Кировского района и школах Калининского района были обнаружены у учащихся молитвы следующего содержания: «О, господи боже, благослови нас от великого горя и зла, даруй нам победу над врагом. Эта молитва должна обойти весь мир. Кто ее перепишет в 9 экземплярах, того господь наградит великой радостью, а кто оставит без внимания, того постигнет великое горе. Аминь». При беседах с ученицами выяснилось, что молитву они передавали под влиянием суеверного страха, боясь, что в противном случае «мама умрет» или еще что-нибудь произойдет. Основная масса школьников отнеслась к молитве насмешливо. В школах имеет место ношение крестиков, особенно у девочек. При санитарном осмотре учащихся в школах 342, 347, 357, 345, 351 Бауманского района, в школах 187, 195, 183, 192 Коминтерновского района обнаружены крестики. В мужской школе 662 Калининского района выявлено 38 мальчиков 7–8 лет с крестиками. Ношение крестиков имеет место в школах Кировского, Сокольнического, Красногвардейского и других районов. Причем дети стараются скрыть факт ношения крестиков от своих подруг и учителей. В школе 347 Бауманского района на уроке физической культуры у ученицы 4 «б» пионерки Татовой был замечен крест. При расспросах выяснилось, что бабушка под разными угрозами заставила ее одеть крестик. И этот факт пионерка скрывала от учителей и своих подруг. В Сокольническом районе и других районах случаи были, когда Детей-учеников 7–8 лет крестили в церкви. Делается это скрытно от школы и школьных товарищей. Девочки 3 класса 187 школы Коминтерновского района были огорчены тем, что их учительницу Алексееву будут кремировать, их желание было – похоронить ее на кладбище. В Советском районе в 131 школе умерла ученица 8 класса, учащиеся этого класса собрались на похороны, но родители пожелали хоронить девочку со всеми религиозными обрядами. Перед школой встал вопрос, как быть? Пошли на компромисс. Родители отпели девочку в церкви, а после этого учащиеся пошли провожать тело покойницы на кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010