сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Социологический анализ религиозного состояния общества См. также: Религия и общество 2854–2866). 1613. Лопаткин Р. А. Конфессиональный портрет страны//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 195–205. 1614. Мчедлов М. П. Новый тип верующего на пороге третьего тысячелетия//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 225–236. 1615. Цеханская К. В. Россия: тенденции религиозности в ХХ в. (некоторые статистические данные)//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 170–182. См. также 2857. Религия, Церковь и культура 1616. Алабин Л. Н. Слово, богослужение и театр//РЧ, 6-е. 1998. С. 287–296. Воцерковление культуры. 1617. Балабанов В. Н. Образ души православной//РЧ, 4-е. 1996. С. 132–143. Творчество рус. художественной интеллигенции и идеалы российского государства. 1618. Доброхотов А. Л. Культура и христианство//РЧ, 7-е: Христианство и культура. 1999. С. 3–13. 1619. Журавлев В. К. Русский язык и русский национальный характер//РЧ, 4-е. 1996. С. 316–341. Формирование национальной идеологии в России и ее отражение в языке. 1620. Зеньковский В. В., прот. Идея православной культуры//АиО. 1997. 3(14). С. 325–345. 1621. Иоанн (Экономцев), архим. Православие как первооснова и оправдание русской культуры/Игум. Иоанн (Экономцев)//РЧ, 6-е. 1998. С. 24–36. 1622. Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский. Благовестие и культура: Докл. на Всемирной миссионерской конф. (Сальвадор, Бразилия, 24 нояб. – 3 дек. 1996)//ЦиВр. 1998. 1(4). С. 15–34. 1623. Константин (Горянов), архиеп. Тихвинский. Православие и культура: [Докл. на Междунар. форуме рус. интеллигенции «Культура и общество: взаимные обязательства на пороге нового тысячелетия». Санкт-Петербург, 18–21 мая 2000 г.]/Еп. Константин (Горянов)//ХЧ. 2000. 19. С. 3–20. 1624. Круглый стол «Богословие культуры». 7 июня 1996, Москва//Страницы. 1996. 2. С. 157. 1625. Круглый стол «Богословие культуры» (июнь 1996, Ин-т искусствознания РАН)//Страницы. 1997. Т. 2. 1. С. 103–104. Диалог богословов (ББИ) со специалистами по важнейшим проблемам мировой культуры. Обзор основных направлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итоговый документ конференции «Церковь и культура. Куликовская битва и историко-культурное наследие Российского народа» 6 октября 2005 г. 10:49 4 сентября 2005 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в рамках церковно-общественного форума «Единением и любовью спасемся», посвященного 625-летию победы в Куликовской битве, в конференц-зале гостиницы «Даниловская» состоялась конференция «Церковь и культура. Куликовская Битва и историко-культурное наследие Российского народа».  В работе конференции приняли участие более 200 участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Ставрополя, Саратова, Нижнего Новгорода, Ярославля, Армавира и других городов, представляющие епископат, духовенство и мирян Русской Православной Церкви, Духовные Школы, академическую науку и культурную общественность (в том числе, ведущие научные и учебные центры России — Московский государственный университет, Институт русской литературы РАН), студенческую молодежь. Для ведения конференции был избран президиум в составе: Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан — председатель; епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий ; епископ Саратовский и Вольский Лонгин ; протоиерей Владимир Воробьев; доктор филологических наук Г.М. Прохоров (Институт русской литературы РАН). В ходе конференции было представлено около 20 докладов и сообщений, затрагивающих актуальные темы взаимоотношений Церкви и культуры в современной России с учетом тысячелетнего исторического опыта нашего Отечества, как православной державы. В докладе Епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана «Глобализация и духовные ценности» были затронуты проблемы духовной жизни общества, такие как: вопросы национальной идентичности в условиях глобализации, необходимость углубленного исследования культурного наследия России, использование новых информационных технологий. Природа этих и многих других проблем связана с теми вызовами, которые несет всему миру и, в том числе России, идеология глобализма. Епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий в своем докладе раскрыл сложную природу взаимоотношений Церкви и культуры в историческом развитии. С момента Крещения Руси Православная Церковь являлась источником развития русской культуры. И именно на путях Православия русская культура стала одним из заметных мировых явлений. Однако в XX веке проявилась тенденция противопоставления Церкви и культуры, попытки разделить их. И эти тенденции сохранились, несмотря на многие позитивные перемены последних лет. Возрождение и укрепление государства и общества, народа возможно только на путях обращения к традициям русской святости.

http://patriarchia.ru/db/text/52121.html

Крестный путь курса «Основы православной культуры» Прошедшая в рамках XV Рождественских чтений конференция «Основы православной культуры в системе образования» стала наиболее представительной по числу докладчиков и регионов, из которых они прибыли. Такой интерес именно к этому мероприятию вызван самой темой, которая сегодня наиболее обсуждаема среди других тем, затрагивающих отношения общества и Церкви. Как выразился один из участников, «сегодня курс ОПК проходит свой крестный путь сквозь свист и вой, сквозь оскаленную толерантность к общественному и государственному признанию». Споры о включении курса «Основы православной культуры» в систему российского образование уже не первый год будоражат наше общество. Для тех, кто считает, что у России как государства есть будущее, эта тема уже давно перешла в практическую плоскость. И главное мнение по этому вопросу одно – медлить нельзя. И в первую очередь потому, что само общество уже созрело для этого. «Мы больше верим в цифирь, чем в чудо», – так начал свой доклад доктор исторических наук Сергей Переверзев. Приведенные им цифры, действительно, не радуют, но дают возможность проанализировать ситуацию. Сегодня 83 % россиян считают себя христианами, более 50 % – православными (в основном среди старшего поколения), но только 14 % говорят о том, что Бог – это Троица, лишь 23 % утверждают важность таинств (среди мусульман – 40 %), при этом 69 % думают, что в церковь можно не ходить. Если сравнивать ситуацию с концом 80-х годов, то количество воцерковленных выросло с 4 % до 15 %, а средний возраст заметно помолодел – с 62 до 44 лет. Напомним, что в мире считается высоким процент воцерковления, если он равен 5–6%, у нас в стране – 11 %, и эти цифры говорят сами за себя. Сейчас только 18 % россиян утверждают, что богатство может сделать их счастливыми, остальные выбирают любовь, здоровье близких и детей. 54,3 % хотят, чтобы «у власти были люди верующие», 17,2 % относятся к этому отрицательно. 58,8 % наших граждан доверяют Церкви – это второе место по кредиту доверия.

http://pravoslavie.ru/735.html

Церковь и культура 6.1. Конференция «Православная Церковь и культура» Сопредседатели: Никитин Валентин Арсентьевич, академик РАЕН, гл. редактор православного радио «Логос», д. филос. н.; Гуминский Виктор Мирославович, профессор, гл. н. с. Института мировой литературы РАН. Время проведения: 1 и 2 февраля, 9.30. Место проведения: 1 февраля – храм Боголюбской иконы Божией Матери Высоко-Петровского монастыря, 2 февраля – Литературный музей, Высоко-Петровский монастырь, ул. Петровка, 28/2. Проезд: метро «Пушкинская», «Чеховская», далее пешком по Страстному бульвару до ул. Петровка. 1. Гуминский Виктор Мирославович, профессор, гл. н. с. Института мировой литературы РАН. Вступительное слово. 2. Протоиерей Павел Адельгейм, настоятель храма Жен-Мироносиц в Пскове. «Сокровище веры. Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь». 3. Аксючиц Виктор Владимирович, лидер Российского христианского демократического движения, философ. «Православие и перспективы современной цивилизации». 4. Бахревский Владислав Анатольевич, писатель, член Союза писателей России. «“Молитва отрока Силуана” (М., изд. МГУ, 2005) – книга в помощь воцерковляемым школьникам». 5. Иеромонах Никон (Белавенец), духовник монархического движения «За Веру и Отечество». «Творческий подвиг автора четырехтомника “Сорок сороков”. К 50-летию со дня рождения Петра Паламарчука (1955–1998)». 6. Ватагова Татьяна Эльбрусовна, член Союза композиторов России, кандидат искусствоведения; Родионова Лилия Владимировна, член Союза московских композиторов. «Тема Рождества Христова в музыке последней четверти XX века». 7. Власкина Галина Яковлевна, академик РАЕН. «О деятельности секции РАЕН “Гуманитарные науки и творчество” имени М. П. Капустина (к 10-летию секции)». 8. Гачева Анастасия Георгиевна, научный сотрудник Института мировой литературы. «К. П. Победоносцев и Н. Ф. Федоров. К истории церковно-приходского образования в России». 9. Геворкян Артур Рудольфович, ст. преподаватель МГУ им. М. В. Ломоносова, к. философ. н. «Византизм как будущее России».

http://pravoslavie.ru/428.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Война против семьи в культуре и образовании В Белграде пройдёт круглый стол 28.08.2023 425 Время на чтение 3 минуты Фото: предоставлено автором Семейный собор (одним из учредителей является сообщество «Русское собрание в Сербии», которое возглавляет Ваш покорный слуга), организовавший в конце весны знаменательное мероприятие « Неделя сербско-российского единства », проводит в Белграде девятую традиционную «Неделю семейного единства». Неделя борьбы с содомией в этом году проходит под названием: «Война против семьи в культуре», с подзаголовком «Сеть неправительственных организаций в сербском образовании». Круглый стол пройдет в рамках традиционной «Семейной недели» в пятницу, 8 сентября 2023 года, в помещении Союза журналистов Сербии (улица Князя Михайла 6, начало в 12:00). Неделя семейного единства, по традиции, завершится великим Крестным ходом в Белграде за спасение семьи, который пройдёт 10 сентября по улицам Белграда от Кафедрального храма до храма Св. Саввы. Непосредственное участие на нашем Круглом столе по этой важной теме подтвердили известные имена сербской научной, религиозной и общественной мысли, а через видеообращение мы также услышим взгляды на эту тему от представителей духовенства Русской Православной Церкви из России, Белоруссии и Украины, а также Грузинской Православной Церкви. В заседании Круглого стола примут участие: Архиепископ Давид Рухадзе (Грузинская Православная Церковь), известен своей жёсткой позицией в вопросах сохранения христианских ценностей, противник распространения непристойного греха; Священник Андрей Юрченко (Киев), педагог, магистр богословских наук; Протоиерей Александр Романчук (Гродно, клирик Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата), заведующий кафедрой церковной истории Минской духовной семинарии, заместитель президента Студенческого научного общества; Протодиакон Владимир Василик (Санкт-Петербург, Россия), филолог, историк, богослов, доктор наук, профессор университета, член Синодальной комиссии по богослужению Русской Православной Церкви, директор Центра исторической психологии при Отделе истории славянских и балканских народов исторического факультета в СПб;

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/28/vo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Память России Фестиваль духовности и культуры 20.09.2007 291 Время на чтение 6 минут Прошел Второй Всероссийский фестиваль духовности и культуры " Бородинская осень " . В многочисленных мероприятиях праздника приняли участие писатели, артисты, кинорежиссёры, художники из Москвы и других городов России и СНГ. Программа этих двух дней была очень насыщенной. Состоялось освящение закладного камня на месте строительства памятника святым Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну и преподобному Ферапонту Можайскому на комплексе " Святого колодца преподобного Ферапонта Можайского " в деревне Исавицы. Молебен отслужил игумен Можайского Лужецкого Ферапонтова монастыря отец Мефодий. Поздравляя участников церемонии, благочинный Можайского благочиния игумен Даниил, сказал: " Мы живём в трудное, но значимое время. Нам выпала задача восстановления нашей России, оно должно начинаться с молитвы, с веры в Бога " . Состоялось также открытие выставки " Наследие русских художников " в галерее ЗАО " Бородино " и книжной выставки " Поле русской славы " из собрания РГБ, круглый стол " 1812 год. Слово и образ " в пресс-центре Государственно-исторического музея-заповедника " Бородино " , представление книг и альбомов академика архитектуры Геннадия Мокеева и фотохудожника Александра Бояра, выпущенных Оргкомитетом к Фестивалю и главная фестивальная киноакция - демонстрация лучших документальных фильмов Всероссийского киноклуба " Небесный град и земное Отечество " из программ Всероссийского фестиваля видеожурналистики и документального кино " Видеоархив - Память России " . Кроме того, участники и гости праздника посетили Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь и часовню матушки Рахили, Спасо-Бородинский монастырь и церковь Спаса Нерукотворного, построенную на месте гибели генерала А. А. Тучкова его вдовой М.М. Тучковой (основательницей монастыря), а также памятные места, связанные с Бородинским сражением. Открытие форума состоялось в Районном доме культуры г. Можайска. На открытии выступили председатель Правления СП России, заместитель Председателя ВРНС В.Н. Ганичев, заместитель председателя Совета Федерации А.Н.Торшин и помощник Полномочного Представителя Президента РФ в ЦФО Г.С. Полтавченко А. И. Макаров, а также Народный артист России, председатель жюри кинофестиваля " Небесный град и земное Отечество " М.И. Ножкин, президент Можайской торгово-промышленной палаты В.А. Лапкин и другие. Прозвучали песни в исполнении М.И. Ножкина.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

2417. Одинцов М. И. ХХ век в российской истории: государство и религиозные организации//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 59–62. 2418. Сомин Н. В. А. В. Карташев о взаимоотношении Церкви и государства//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 159–162. 2419. Трофимчук Н. А. Государственно-церковные отношения: проблемы и пути их решения//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 338–343. 2420. Филиппов Б. А. Церковь в правовом государстве//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 110–117. 2421. Фирсов С. Л. Синодальная модель церковно-государственных взаимоотношений//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 70–80. 2422. Цыпин В. , прот. Взаимодействие Церкви и государства: Канонические принципы и историческая действительность//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 49–63. 2423. Шпиллер В. Д., прот. Из доклада министру иностранных дел и вероисповеданий Болгарии по вопросу об отделении Церкви от государства (авг. 1945). Докл. Комиссии по отделению Церкви от государства по вопросу гражданского брака. К вопросу о брачно-правовой реформе//БСб. 1997. 1. С. 79–141. 2424. Щипков А. В. Церковно-общественные отношения и проблемы государственного регулирования//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 81–86. См. также 617, 1644. Церковные искусства Общие вопросы 2425. Артемьев А. В. Живопись церковная и светская в наши дни//РЧ, 7-е: Христианство и культура. 1999. С. 89–93. 2426. Барская Н. А. Современные представления о художнике и личность древнерусского иконописца//РЧ, 7-е: Христианство и культура. 1999. С. 40–57. 2427. Киселев М. Религиозная тема в русской живописи в эпоху тоталитаризма: (С. М. Романович, А. А. Рыбников, B. В. Каптерев)//Страницы. 1998. Т. 3. 3. С. 434–440. 2428. Лаевская Э. Л. Место изобразительного искусства в христианской культуре//Страницы. 1997. Т. 2. 1. C. 109–112. 2429. Ратнер Л. Светское и религиозное в изобразительном искусстве//Страницы. 1997. Т. 2. 1. С. 112–116. 2430. Филаткина А. И. «Общество любителей духовного просвещения» и его деятельность по изучению церковного искусства//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 242–248. См. также 1656, 2721. Общая история искусства

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Комментарии I. Римско-католическая церковь. Общий обзор Н. Я Данилевский Папство. Разделение Церквей Фрагменты Печатается по: Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. С.180–185. Данилевский Николай Яковлевич (1822–1885) – русский философ, глава «поздних славянофилов», «почвенников». В 1840-х гг. увлекался идеями Фурье. В 1849 г. был арестован по делу Петрашевского, но вскоре освобожден. В своих философских воззрениях Данилевский сочетал позитивизм, перераставший в его творчестве в объективный идеализм и провиденциализм. Данилевский выдвинул теорию «эмпирических законов» развития народов («Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому», 1871, впервые опубликовано в журнале «Заря», 1869, 6, 8, 9), согласно которой действительными носителями исторической жизни являются обособленные «культурно-исторические типы» (египетский, китайский, европейский и др.). Каждый из них проходит 3 этапа: юность, зрелость и старость. Русские и славяне – особый тип. Отрицая всемирно-историческую миссию русской нации, Данилевский считал славянство и Россию особым культурно-историческим типом, который для дальнейшего своего развития должен по возможности устраниться от европейский жизни и брать от нее только то, что может содействовать созданию и укреплению самобытного славянства. По политическим взглядам Данилевский панславист, защитник самобытности Православной Церкви. В. С. Соловьев. Папство и папизм Фрагмент Печатается по: Соловьев В.С. Собр. соч.: В Ют. Изд. 2. Т. 5. СПб., 1911–1914. Великий спор и христианская политика. 1883 г. Глава 6. Папство и папизм. С. 76–98. Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900) – выдающийся философ и публицист. Из многочисленных трудов Соловьева главными являются: «Религиозные основы жизни», «Критика отвлеченных начал», «Магомет, его жизнь и религиозное учение», «Догматическое развитие Церкви в связи с вопросом о соединении Церквей», «Чтение о Богочеловечестве», «История и будущность теократии» и др. В «Догматическом развитии Церкви» Соловьев рассматривает вопрос о различии Католической и Православной Церквей, о необходимости их соединения.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Хорошую ли религию придумали индусы?! Йога для христианина – путь к оздоровлению или вероотступничеству? Источник: Миссионерско-апологетический проект «К Истине» Наше время — это время невероятно быстрого взаимопроникновения культур и религий, и сейчас как никогда актуальны слова апостола: «…храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» (1Тим.6:20), ибо мы получили от Бога истинное знание, и Церковь будет обладать им вовек (2Ин.1:2), потому что в ее Главе — Господе Иисусе Христе — «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол 2:3), потому что Он и есть Истина (Ин.14:6). Обладая истинным и спасительным знанием о Боге, путях нашего спасения и настоящего благочестия, Православная Церковь, которая «есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим.3:15), не может и не имеет права искать иных знаний от языческих религий и сект, так это будет удаление от Христовой истины, в которой мы стоим, поиском пустословия и ложных знаний. Спасение наше, прежде всего, в правильной вере — «…праведный верою жив будет» (Гал.3:11), а потом в благочестивых делах. Потому как если христианин правильно верит (каков Бог, к какой праведности Он нас призывает, и каковы пути спасения), он правильно поступает и идет правильным путем спасения. Любое же искажение веры: ересь, суеверие, языческая и человеческая ложная мудрость приводят к тому, что человек начинает поступать по-иному и оказывается вне пути спасения, «потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:14). С прискорбием можно констатировать, что для некоторых людей, называющих себя православными христианами, становиться естественной чуждая христианству вера в астрологию, гадание и магию, реинкарнацию, они не чураются прибегать оккультно-сектантским и языческим практикам для «оздоровления» и непонятного «духовного роста». Между тем, духовным человеком может называться только тот, в котором живет Святой Дух – «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1Кор.6:19), или «Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2Кор.6:16). Так что в христианах не должно быть ничего чуждого вере, языческого, иноверческого.

http://pravoslavie.ru/36992.html

Содержание Введение I. Византийская Церковь 1. Церковь и государство 2. Восточные патриархаты 3. «Великая церковь» Константинополя 4. Арабское завоевание и иконоборчество 5. Миссионерство: обращение славян 6. Раскол между Востоком и Западом 7. Богословие и каноническое право 8. Богослужение и гимиография 9. Наследие христианской Византии II. Церковь и государство 1. Император Юстиниан, империя и Церковь 2. Идеологические кризисы в Византии с 1071 по 1261 гг. III. Церковь и культура 1. Византийские представления об исламе 2. Литургия – ключ к душе Византии 3. Общество и культура в XIV столетии: религиозные проблемы IV. Богословие 1. Святой Дух как Бог 2. «Защита священнобезмолвствующих» св. Григорием Паламой V. Власть и строй в церкви 1. Св. Василий, Церковь и харизматическое водительство 2. Церковный регионализм: структуры общения или оправдание сепаратизма? 3. Вселенский патриархат вчера и сегодня     Введение Посетитель современного Стамбула вряд ли узнает в нем один из крупнейших центров христианской традиции. Тем не менее этот город, известный древним грекам как Византий до переименования его императором Константином в начале IV столетия в Константинополь или «Новый Рим», был некогда колыбелью, образцом и удивительным центром восточно-православного христианства. Здесь проходили свое служение св. Григорий Богослов и св. Иоанн Златоуст . Великая церковь Святой Премудрости, Айя-София, чудом сохранившаяся и поныне, после пяти веков функционирования в качестве мусульманской мечети, была тем местом, где в течение более чем девяти столетий складывалось и приобретало свой нынешний вид православное богослужение, где собирались соборы для провозглашения православных догматов, где формулировались нормы канонического права. Из Константинополя православная вера распространилась по многим странам. Следуя образу, явленному в день Пятидесятницы, византийские миссионеры постарались, чтобы вера стала доступной на многих языках. Лучшим примером этого миссионерского духа могут служить святые Кирилл и Мефодий, апостолы славян в IX в., которые перевели Писание и богослужебные тексты на славянский язык. Благодаря их миссии стало возможным обращение многих славянских народов, принявших от Византии не только православную веру как таковую, но и византийскую христианскую цивилизацию. В православной Византии их восхищала иконопись, церковное пение, красота богослужения. Именно после посещения Св. Софии, где «не знали, на небе они были, или на земле», послы русского князя, св. Владимира Киевского, смогли убедить своего государя, что «греческая вера» – в самом деле истинная религия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010