Рассказывая о Феодоровской церкви, нельзя не упомянуть её второго и последнего дореволюционного настоятеля Николая Александровича Преображенского. Н.А. Преображенский происходил из старинной семьи священнослужителей. В судогодском погосте Спас-Беседа служили предки Николая Александровича. По Преображенскому храму погоста они и получили свою фамилию. Будущий ковровский священник родился 21 апреля 1868 года в семье настоятеля погоста Архангельский Меленковского уезда. После обучения в Муромском духовном училище он поступил во Владимирскую духовную семинарию, которую закончил в 1888 году третьим в списке лучших учеников. Из 27 дисциплин аттестата Преображенский имел только по четырём предметам «хорошо», остальные же были сданы на «отлично». 3 сентября 1897 года Н.А. Преображенский венчался с Лидией Александровной Смирновой – дочерью знаменитого краеведа и библиографа Александра Васильевича Смирнова, одного из создателей Владимирской учёной комиссии. Осенью 1898 года Преображенский был определён на место настоятеля Феодоровской церкви, сменив умершего в том году священника И.А. Соколова. Удивительно, что Николай Александрович, будучи выпускником Московской духовной академии (окончил её в 1896 году со степенью кандидата богословия), перед которым открывалась неплохая возможность дальнейшего карьерного роста, отказался от будущих постов и стал простым провинциальным батюшкой. Один из самых образованных священников своего времени, деятельный и энергичный, своими заботами о пастве он завоевал любовь прихожан своего храма и жителей города, уважение со стороны местного духовенства и «отцов города». Своё пастырское служение о. Николай сочетал с преподавательской деятельностью: законоучитель Феодоровской 2-классной школы и Ковровского железнодорожного училища, заведующий Феодоровской мужской и женской школ. С 1899 Николай Александрович стал председателем Ковровского отделения Владимирского епархиального училищного совета. Позднее священник преподавал Закон Божий в женской гимназии и реальном училище г. Коврова.

http://sobory.ru/article/?object=09280

Со временем церковь, построенная ещё Морозовыми, обветшала и стала рушиться. Её разобрали, и на том же месте в 1792 году " стараничми прихожан при помощи сторонних жертвователей " был построен каменный пятиглавый храм с шатровой колокольней. Во вновь построенной каменной церкви сохранились три престола: в холодном четверике в честь Феодоровской иконы Богородицы, в тёплом правом приделе - во имя св. мучеников Космы и Дамиана, в левом, по причине событий раскола Русской церкви и судьбой боярыни Морозовой, придел храма, посвящённый ранее небесной покровительнице мятежной боярыни, был упразднён и переосвящён в честь Всех Святых. В 1911 году приход церкви объединял 8 селений. Прихожан было: мужского пола-469, женского-535, всего 1004 человека. В церкви этой главной святыней являлся чудотворный список Корсунской иконы Божией Матери. Храм был окружён каменной оградой, внутри которой находилось кладбище. Более 130 лет простоял каменный храм в селе Минском. Его ровесник - Никольская церковь в селе Николо-Трестино, построенная в 1790 году, сохранилась до наших дней, а вот судьба церкви в Минском оказалось намного печальнее. Последним священником Фёдоровской церкви был о.Павел Благовещенский. В 1930 году церковь была разобрана на кирпичи для хозяйственных построек колхоза. Судьба чтимой святыни храма - Корсунской иконы Богородицы - с того времени неизвестна. На месте храма построили конюшню, используя церковный кирпич. В нач. 1970-х годов на этом месте был построен дом культуры опытно-производственного хозяйства " Минское " . Так древнее русское поселение лишилось своей святыни. На старых фотографиях нач. 20 века мы видим величавое здание, построенное в стиле старорусских северных церквей, устремившее ввысь свои золотые купола. Из поколения в поколение местные жители мечтали о возрождении святыни этого древнего края, и вот наконец в октябре 2007 г. архиепископ Костромской и Галичский Александр благословил строительство в селе Минском храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери, а 12 июня 2008 г. владыка освятил крест и закладной камень на месте будущей церкви. На данный момент строящийся храм в Минском приписан к церкви Святителя Николая в селе Николо-Трестино, силами прихода которого и ведётся ныне строительство Фёдоровского храма.

http://sobory.ru/article/?object=23627

Насельницы монастыря испытали на себе и вызывающее самоуправство вахтерш студенческого общежития, где одно время у них была пара комнат (дежурные не позволяли монахиням выходить на раннюю службу), и недовольство местных жителей, добившихся запрета для инокинь пользоваться ближайшей водозаборной колонкой. Правда, через несколько дней эта колонка сломалась, а потом и вовсе, к всеобщему удивлению, провалилась под землю, после чего уже всем пришлось ходить за водой в соседний квартал. Однако наш рассказ о первых годах возрождения Богоявленского монастыря будет неполным, если не сказать о самообновлении некоторых монастырских икон и фресок в храме в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Каждый из нас может стать свидетелем этого чуда, заглянув в монастырь. Изменения в едва различимых фресках, расстрелянных в годы советской власти, сестры заметили после первой же Литургии. «Все началось с фрески Божией Матери. А после этого стали обновляться и другие образы и нимбы, — говорит матушка Антонина. — Некоторые паломники специально приезжают к нам ежегодно и фиксируют все новые и новые случаи. Мы считаем, что это Богородица так незримо поддерживает и вдохновляет нас». Обновилась и икона святителя Николая, акафист которому с первых дней звучал под низкими сводами Смоленского храма. «Видя совершенно темный лик, я решила хотя бы снять и почистить ризу, но специалисты отсоветовали: не надо, матушка, икону потеряете. И через какое-то время на темном фоне проступил лик святителя», — продолжает игумения. Такое же обновление произошло со списком XVII века Феодоровской иконы Божией Матери на третий год существования обители. Еще прежде его передал матушке духовник Переславской епархии протоиерей Владимир Бучин, а до этого чудотворный образ из рук в руки передавался поколениями верующих угличан.  В прошлом году в монастыре отметили 10 лет с начала восстановления обители и 400-летие чудотворного образа Феодоровской иконы Божией Матери, пребывающего здесь. В своем слове епископ Переславский и Угличский Феоктист , отмечая миссионерское значение Богоявленского монастыря, благословил матушку Антонину продолжать труды в духе мира и любви, добросердечно принимая всех, кто посещает обитель. 

http://e-vestnik.ru/church/postrig_kak_n...

В церковной ризнице хранились деревянные сосуды святителя Филиппа - потир и дискос с изображением Спасителя, Богородицы и Иоанна Предтечи. Владелец Ворсина, врач, коллежский советник Ефрем Тимофеевич Родионов - обновил в 1898 г. весь храм. В советские времена храм был закрыт, разорен. Известно, что в 1927-1930 гг. в храме служил священник Николай Агафонников, впоследствии настоятель Покровского храма села Ерино и благочинный Подольского округа, священномученик. В настоящее время богослужения в храме совершаются по субботам и в престольный праздник. Настоятелем храма является священник Алексий Бубнов. Источник информации - сайт Московские епархиальные  ведомости Храмы в Ворсине, старинной вотчине бояр Колычевых, известны с XVI в. Существующая кирпичная церковь Феодоровской иконы Божией Матери с приделом Святителя Филиппа Митрополита была построена в 1834-1837 гг. при усадьбе коллежской советницы Татьяны Семеновны Кариной. Интересный образец стиля амир, по композиции напоминающий парковый павильон. Под храмом - белокаменный одностолпный подвал, где были погребены дядя Святителя, праведный Григорий Колычев, а также его родители (надгробия утрачены). Там же нашла последний приют и заказчица церкви. В 1898 г. храм был обновлен на средства нового владельца имения, коллежского советника Ефрема Тимофеевича Родионова, похороненного здесь в 1914 г. При нем в Ворсине существовала Духовная семинария (здание сохранилось к югу от церкви). Храм был закрыт в 1930-х гг. и разграблен, исчезла его внутренняя отделка. Так же были разрушены верхние ярусы колокольни, стоявшей над притвором. С 2003 г. церковь возрождается. Церковь иконы Феодоровской Божией Матери в комплексе усадьбы " Ворсино " является объектом культурного аследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9). Ныне входит в состав Никольского благочиния Московской епархии (городской, Викариатство Новых Территорий). Источник: Каталог " Памятники архитектуры Московской области " , т.2. - М., 1975 г.

http://sobory.ru/article/?object=09187

Работы по возведению новой церкви начались уже в конце 1868 года. Рабочие усердно жертвовали на строительство храма, но размер пожертвования редко когда был более рубля. Руководил постройкой храма директор Управления Шуйско-Ивановской железной дороги Иван Андреевич Бусурин. Строительство продолжалось более пяти лет. Церковь выстроили в псевдорусском стиле. К концу 1874 года были закончены храм и колокольня, а весной 1875 года рабочие завершили внутреннюю отделку. Примечательно, что клиросы, иконостас, подсвечники и даже паникадила были изготовлены и отполированы тут же – в мастерских – самими рабочими из берёзы и ореха. 25 мая 1875 года архиепископ Владимирский и Суздальский «Милостивец к бедным» Антоний (Павлинский) при участии ключаря владимирского Успенского собора о. Иоанна Благонравова и священника ковровского Христорождественского собора Алексея Радугина совершил чин освящения новой церкви. В освящении принимал участие определённый к новому храму неделей раньше священник Иван Алексеевич Соколов. Первым псаломщиком стал Каллистрат Быстрицкий. Престол церкви освятили в честь Феодоровской иконы Божией Матери – родовой иконы дома Романовых. На обеде по случаю освящения храма присутствовал сам архиепископ Антоний, губернское начальство, чиновники из управления железной дороги и руководство мастерских. Кстати, храм получил и другое название: в честь механического заведения, при котором построен, он стал вполне официально называться Заведенским. 14 марта и 16 августа стали храмовыми праздниками Феодоровской церкви. В мастерских в эти дни устраивались выходные и рабочие участвовали в праздничных торжествах, посвящённых престольному празднеству. Интересно, что деньги на содержание храма и причта выплачивались работниками мастерских. Такой порядок установило епархиальное начальство. С 1 рубля заработка каждый рабочий отчислял на нужды церкви и священнослужителей одну копейку. Сначала священник получал 560 рублей в год, псаломщик 240 рублей в год. С расширением Центральных мастерских и увеличением количества рабочих, увеличились и доходы церковного причта. К 1898 году священник и псаломщик на двоих получали 1800 рублей в год.

http://sobory.ru/article/?object=09280

В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г. Часовня Федоровской иконы Божией Матери С восточной стороны Крестовоздвиженского храма располагались вначале ворота с двумя калитками по сторонам. Над воротами со стороны двора помещалась ставшая весьма почитаемой икона Феодоровской Божьей Матери. В 1820-е годы по проекту губернского архитектора Е.Я. Петрова на месте ворот была выстроена Федоровская часовня. Она просуществовала до 1877 года, когда на средства фабриканта А.А. Напалкова выстроили новое здание. В 1913 году часовня была облицована керамической плиткой. В ней хранилась икона Феодоровской Божьей Матери в жемчужном окладе. В соответствии с решением горсовета от 24 января 1929 года часовня использовалась совместно общинами православных традиционного и обновленческого направлений. Снесли часовню вместе с Крестовоздвиженской церковью в 1932 году. Часовня Казанской иконы Божией Матери Крестовоздвиженской церкви принадлежала древнейшая в городе часовня, располагавшаяся на том месте, где, по преданию, в 1579 году жители села Иванова встречали икону Казанской Божьей Матери. Вначале часовня была деревянной, затем из кирпича выстроили небольшое шестигранное здание. В 1830-е годы его более чем вдвое расширили крестьяне села Иванова К.И. и Н.И. Бутримовы. Здание получило отделку в традициях классицизма. Старая часовня вошла в восточную часть здания, а с запада была устроена паперть на двух колоннах. В день памяти иконы Казанской Божьей Матери после литургии из Покровского и Воздвиженского храмов к часовне совершались крестные ходы. Это был главный религиозный праздник Иваново-Вознесенска. В связи с тем, что часовня «препятствует прокладке водопроводной линии, историческим памятником не служит и никакой архитектурной ценности не имеет», президиум губисполкома 26 июля 1925 года постановил, что «поскольку сломка указанной часовни является в высшей степени необходимой, предложить губадмотделу дело о сломке часовни оформить в срочном порядке».

http://sobory.ru/article/?object=36997

14 марта, по старому стилю, 1613 года в костромском Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре Михаил Феодорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским собором на престол государства Российского. По летописным свидетельствам, посланцы собора, представлявшие все сословия земли Русской, много часов просили Михаила Феодоровича и его мать, инокиню Марфу Иоанновну, принять соборное определение. Согласие было получено лишь после обращения возглавлявшего посольство архиепископа Рязанского и Муромского Феодорита, призвавшего юного Михаила и его родительницу преклониться перед волей Божией. У чудотворного Феодоровского образа Пресвятой Богородицы Михаил Феодорович Романов принес обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу. Со времени этого события, явившегося началом преодоления Великой смуты, Феодоровский образ Божией Матери и Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь города Костромы стали особо чтимыми святынями царственного дома Романовых, а в память о призвании Михаила Феодоровича на царство было установлено еще одно празднование иконе – 27 марта, по новому стилю. Со второй половины XVIII столетия многие члены царской семьи, в том числе все российские императоры, начиная с Николая I, считали своим долгом посетить Кострому – «колыбель дома Романовых» – и поклониться чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы. В 1913 году, в ходе общегосударственного празднования 300-летия дома Романовых, Кострому посетил последний русский император Николай Александрович и его августейшая семья. Особое почитание чудотворного образа Божией Матери династией Романовых нашло свое выражение в постройке в Царском Селе Феодоровского городка с храмом во имя чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, а также в том, что переходившие из инославия в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество «Феодоровна». В годы гонений на Церковь в ХХ столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен, сохранилась как церковная святыня. С 1991 года чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы. Также с 1991 года ведется летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/19/ya...

В разных городах и весях православной обширной России имеются и с великим благоговением сохраняются те многие честные иконы Пресвятой Приснодевы Марии, которые составляют источник дивной помощи и чудесных исцелений для всех, с верой и усердием прибегающих к Ее покрову; таковы чудотворные иконы – Смоленская, Владимирская, Киево-Печерская, Иверская, Боголюбская, Донская, Толгская и многие другие. В честь чудотворных икон Пресвятой Богоматери посвящены великому Ее имени тысячи храмов и установлены церковные празднества, которые в разные дни месяцев с особенным торжеством совершаются благочестивыми местными жителями в различных местах нашего государства. К числу таких чудотворных икон принадлежит и Феодоровская икона Божией Матери, которой город Кострома уже более шести с половиной веков имеет великое счастье обладать как особым знамением покровительства и защиты себе. Все жители города Костромы от лет древних и доселе с глубоким благоговением почитают свою великую святыню, общее же чествование ее совершается Церковью в особенные празднества ежегодно 14 марта и 16 августа. Припадая с теплыми молитвами ко Пресвятой Богородице пред Феодоровским Ее образом, костромичи здесь почерпают силу и бодрость жизни, утешения в житейских невзгодах и общественных бедствиях и непостыдную надежду на милосердие Божие по ходатайству Преблагословенной Владычицы Богородицы. По справедливости, в чудотворной этой святыне заключается и залог православия костромичей и устойчивость в добром религиозном настроении и благочестии. Под сенью же Феодоровской иконы Божией Матери костромичи воспитывают в себе и строгий патриотизм в достохвальном духе дедов и отцов, хорошо памятуя, что пред этой иконой почти три века назад – 14 марта 1613 года – юный Михаил Феодорович Романов, родоначальник царствующего Дома, изъявил согласие принять на себя тяжелое бремя царского правления, посвятить свою жизнь благоденствию русского народа, утвердить поколебленный в смутную эпоху царский трон и спасти русскую народность и вместе Православную Церковь от иноверного ига поляков. Об этой-то достопамятной в отечественной истории великой святыне костромской и предлагается наш очерк – в целях не только удовлетворить любознательности верующих, но вместе в одних оживить, в других же возбудить сознание высокой ценности и преимущества обладаемого костромичами чудесного дара Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

В настоящее время проект находится на рассмотрении Постоянной комиссии Киевсовета по архитектуре, градопланированию и земельным отношениям и Постоянной комиссии по культуре, туризму и общественным коммуникациям. В КГГА приложили список храмов УПЦ, которые подлежат проверке и потенциальному сносу:   Богоявленский храм, ул. Святослава Храброго, 9. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, проспект академика Глушкова, 17а. Воскресенский академический храм на Печерске, ул. Лаврская, 27. Воскресенская церковь, ул. Лаврская, 17. Введенская церковь, ул. Почайнинская, 27/44. Свято-Андрее-Владимирский храм, ул. Железнодорожное шоссе, 3. Храм 40 Мучеников Севастийских, ул. Ивана Крамского, 21. Храм Воскресения «Словущего» (на Байковом кладбище), ул. Байковая, 16. Храм иконы Божией Матери Пантанасса (при 9-й больнице), ул. Рижская, 1. Храм иконы Божией Матери «Помощница в родах», ул. Ивасюка ,16. Храм апостола Луки (в Киевском отделе медобеспечения при госпитале ГУМВД), ул. Майбороды, 19. Храм Владимирской иконы Божией Матери, проспект Гонгадзе, 21а. Храм вмц. Екатерины (на Лукьяновском кладбище), ул. Дорогожицкая, 7/3. Храм Св. новомучеников и исповедников православных, ул. Дорогожицкая, 7. Храм вмц. Екатерины, ул. Приорская, 10. Храм вмч. Георгия Победоносца, переулок Родниковый, 3. Храм вмч. Георгия Победоносца (госпиталь МВД), ул. Бердичевская, 1. Храм вмч. Пантелеимона (Киевский городской клинический госпиталь ветеранов), ул. Федора Максименко, 26. Храм Владимирской иконы Божией Матери, ул. Сечевых Стрельцов, 86-88. Храмовый комплекс в честь Рождества Христова, ул. Шумского, 3б. Крестовоздвиженская церковь на Подоле, ул. Воздвиженская, 1а. Часовня в честь святителя Николая Чудотворца, ул. Воздвиженская, 1а. Храм Феодоровской иконы Божией Матери (в НИИ нейрохирургии), ул. Майбороды, 32. Храм прп. Феодора Освященного, улица Овручская, 7. Храм прп. Серафима Саровского, улица Николая Юнкерова, 42. Храм Рождества Иоанна Предтечи (Зверинецкое кладбище), ул. Верхняя, 21(/1).

http://radonezh.ru/2023/09/16/spzh-v-kie...

В 1823 г. Алексеевская церковь капитально перестроена, тогда в трапезе устроены были два придела и в настоящей церкви был поставлен иконостас, в котором все иконы были написаны прихожанином Алексеевской церкви академиком Веденецким. В настоящее время Алексеевская церковь имеет вид красивого храма с одним куполом и с колоннами на северном и южном фасадах. Престолов в Алексеевской церкви три: главный – в честь Рождества Пресвятой Богородицы (с 1823 г.) и придельные в трапезе: правый – во имя св. Алексия митрополита и левый – во имя св. благов. князя Александра Невского. Из древних икон в этой церкви замечательны: св. митрополита Алексия, греческого письма, икона эта находилась еще в деревянной Алексеевской церкви, а написана даже ранее ее построения, в конце XVI ст; Федоровская икона Божией Матери, пожертвование подьячего Чичагова; икона эта, находящаяся за левым клиросом в главном храме, богато украшенная жемчужной с каменьями ризой и дорогим венцом, - составляет предмет глубокого почитания жителей Нижнего Новгорода. М. Добровольский «Краткое описание Нижегородских церквей, монастырей и часовен», Нижний Новгород. Типография Губернского Правления, 1895 г. Церковь эта основана в 1642 году, что видно из Синодика 1716 года, и существовала, вероятно, до большого пожара. В 1717 году заложено нынешнее ее здание на счет прихожан и доброхотных дателей, но докончено на счет города. Главными храмоздателями ее были: приходские священник Петр Иевлев и диакон Андрей Поздеев, да подьячий Тимофей Чичагов; а в числе вкладчиков значатся: бывший вице-губернатор Юрий Андреевич Ржевский, капитан Ермолов и бароны Строгановы. Ржевский пожертвовал иконостас столярной работы, пожертвования Ермолова и Строгановых неизвестны. Храм был окончен в 1719 году. Главный алтарь его освящен в честь Феодоровской Божией Матери, местная икона которой, украшенная серебряными венцом и полями и жемчужным убрусом, пожертвована храмоздателем Чичаговым. В 1823 году церковь Святого Алексия Митрополита была переделана также на счет прихожан и доброхотных дателей, в числе которых был главным Ф. М. Стремоухов. В то время Стремоухов занимал должность нижегородского вице-губернатора и жил в Алексиевском приходе. При этой перестройке главный престол освящен вместо Феодоровской Божией Матери в честь Рождества Богородицы, а приделы в трапезе, или теплой церкви: южный – во имя св. Алексия Митрополита, северный – св. Александра Невского.

http://sobory.ru/article/?object=33424

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010