Писания преподобных христианских подвижников показывают, что чем выше поднимается нравственное сознание, тем острее становится чувство нравственной ответственности, страх оскорбить Бога и сознание неизбежности наказания за уклонение от заповедей Божиих. Но столь же растет и упование на милость Божию, надеяться на которую и просить которой у Господа каждому из нас должно и утешительно. Царство славы С кончиной этого века и преобразованием мира в мир новый, лучший, откроется вечное царство Божие, царство славы. Тогда закончится «царство благодати» – бытие Церкви на земле, Церкви воинствующей; Церковь небесная войдет в это царство славы и сольется с ним. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу; ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть...Когда же все покорит Ему (Отцу), тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем ( 1Кор. 15:24–28 ). Эти слова о конце Царства Христова должно понимать, как исполнение посланничества Сына, принятого Им от Отца и состоящего в приведении человечества к Богу через Церковь . Тогда будет царствовать Сын в царстве славы вместе с Отцом и Святым Духом, и царствию Его не будет конца. «Ибо, – как говорит св. Кирилл Иерусалимский , – Тот, Который царствовал прежде, нежели низложил врагов, не будет ли тем паче царствовать после того, как победит их?» (огласительные слова). Смерть не будет иметь силы в царстве славы. Последний же враг упразднится смерть.... тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою» ( 1Кор. 15:26 и 54). «И времени не будет к тому.» Вечная блаженная жизнь образно представлена в Откровении 21 гл. И увидел я новое небо и землю новую; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. В будущем царстве все будет одухотворенное, бессмертное и святое. Главное же то, что достигшие будущей блаженной жизни и ставшие «причастниками Божеского естества» ( 2Пет. 1:4 ), будут участниками той совершеннейшей жизни, которой источник в одном Боге. В частности, будущие члены царствия Божия сподобятся, подобно ангелам, зреть Бога ( Матф. 5:8 ), будут созерцать Его славу не как сквозь тусклое стекло, не гадательно, но лицом к лицу, – и не только созерцать, но и сами участвовать в ней, сияя как солнце в царствии Отца их ( Матф. 13:43 ), будучи «сонаследниками Христовыми,» восседая со Христом на престоле и разделяя с Ним Его царское величие ( Откр. 3:21 ; 2Тим. 2:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Поэтому я ограничусь кратким указанием, когда и почему произошло это изменение.   Мы много говорим о последствиях союза церкви и государства в Константиновскую эпоху, но мы не всегда учитываем, какие влияния оказал этот союз на литургическую жизнь церкви. Гонимая церковь довольствовалась внутренней торжественностью, в которой не было места для внешней торжественности. Воинствующая церковь была и церковью торжествующей. В доникейский период христиан время о г времени ждала конфискация имущества, мучения, ссылки и даже смерть, но они знали, что римский колосс бессилен. В каждом Евхаристическом собрании они встречали Господа. «Наш Господь приходит» — таков был ликующе-торжественный клич христиан. Это был клич победы, победы, победившей мир. Не гонители, а гонимые были победителями, потому что у первых был земной кесарь, а у них был Господь — Kurioz, которого Бог «посадил одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем, но и в будущем веке и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего главою Церкви» (Еф. I:20—22). Не в блеске императорского двора с его пышным церемониалом, а в скромных домах глухих частей города или в полумраке катакомб встречали христиане единого Господа и единого Царя. Пред блеском славы прославленного Христа человеческая торжественность на Евхаристическом собрании была не нужна. Не нужна была в доникейский период торжественность и епископам, т. к. и без внешней торжественности они, как предстоятели «Церкви Божьей во Христе» обладали авторитетом, выше которого ничего не может быть. Из мученических актов мы знаем, что внутренний авторитет мучеников-епископов был таков, что приводил даже в смущение римских чиновников. Если мы знаем из горьких обличительных слов Оригена, что были епископы, которые старались подражать «князьям века сего», то они были исключением, но и они окружали себя торжественностью вне Евхаристического собрания, а не на нем.    Еще до Миланского эдикта в Пальмирском царстве христианский епископ сделался одним из высоких государственных чиновников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3727...

прот. Виктор Потапов Скачать epub pdf Притча о неводе Притчу о закинутом в море неводе мы находим в 13-ой главе Евангелия от Матфея: «Подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, севши, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов» ( Мф. 13: 47–50 ). «Невод» – символ евангельского учения, проповеди апостолов, этих «ловцов человеков». «Море» – вселенная. «Рыбы» – всякого рода человеческий род. Эта притча показывает, что невод – евангельская проповедь – соберёт воедино всех без различия людей: добрых и злых, праведников и грешников. «Когда невод наполнится»(образ конца времен), тогда находящиеся в нем будут разделены. Хорошие будут «собраны в сосуды», то есть будут приняты в Царство Небесное, а худые будут «выброшены вон», то есть останутся вне пределов Царства Христова. Между неводом и будущим судом Божиим такое сходство. Пока в море рыбы плавают вместе, трудно различить их качество, но как только невод наполняется и его вытаскивают на берег, рыбак без труда различает хороших от худых. Так и Церковь Христова на земле (Церковь воинствующая) состоит из самых разных людей: как из ревностных, живущих по заповедям Божиим христиан, так и из нерадивых и просто теплохладных людей, то есть христиан по имени только, а не по жизни. Пока они вместе, нелегко различить их по качеству их духовной жизни. Но последний нелицеприятный суд Божий в конце времен непременно откроет различие между праведниками и грешниками. О том, как это произойдёт, Господь Иисус Христос говорит с предельной ясностью в Своей беседе о Страшном Суде( Мф. 25: 31–46 ). В этой беседе Христос говорит, что Он праведников и грешников отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. В притче о неводе Христос также говорит об отделении добрых от худых. Но в отличие от притчи о неводе, в беседе о Страшном Суде Христос ясно указывает на то, что именно прежде всего на этом Суде с каждого спросится. Все наши земные достижения на этом Суде будут не в счёт, ибо основной вопрос, который будет задан каждому: как послужили мы ближнему своему, то есть насколько мы были милосердны друг к другу. Христос перечисляет шесть главных видов помощи, которые можно оказать ближнему. Отождествляя Себя в своей любви, снисхождении и милосердии с каждым бедняком и нуждающимся в помощи, Спаситель говорит: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» ( Мф. 25: 35–36 ). Дело милосердия к страждущим и нуждающимся в нашей помощи Спаситель ставит превыше всего. «Я милости хочу, а не жертвы», – говорит Бог устами пророка Осии ( Ос.6: 6 ; см. также Мф. 9: 13 и 12: 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

С другой стороны, и сама воинствующая Церковь соединена молитвами со Христом и с лучшими своими членами, которые составляют торжествующую на небе Церковь , ибо они уже на земле предвкушали Царствие Небесное, а по выходе из сего мира соединились немедленно с Тем, чья благодать преизобиловала в них. Такое общение остающихся еще здесь с теми, которые уже на небесах, есть новая сила, приобретаемая Церковью чрез любвеобильную помощь, какую подают ей усовершенствованные существа сии, подобно Ангелам, о коих сказано в Писании: «не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение тем, которые наследуют спасение» ( Евр.1:14 ). Если же Ангелы посылаются на сие служение любви, может ли быть, чтобы те, коих любовь изобиловала еще на земле, не были еще более проникнуты сею любовию, когда находятся у самого ее источника, т. е. Иисуса Христа? – Вот то, что мы называем ходатайством, за нас святых, по благодати данной им от Христа, которого мы, однако, признаем за единого ходатая пред Богом, в деле нашего искупления. Святой апостол Павел не ясно ли говорит нам: «но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, небесному Иерусалиму, и тмам Ангелов, к торжественному собранию и Церкви первенцев на небесах, и к Судии всех Богу и к духам праведников, достигших совершенства, и к ходатаю нового завета Иисусу» ( Евр.12:22,24 ). В чем же состояло бы сближение наше с Церковью первородных, если бы для нас достаточно было только знать, что они на небе, как мы на земле, и не было бы действительной любви в их общении с нами? – «Разве не знаете, спрашивает тот же апостол, что святые должны некогда судить мир?» ( 1Кор.6:2 ). Не думаю, чтобы безвременно было нам уже теперь обращаться к будущим судиям нашим и смиренно просить их, чтобы ходатайствовали за нас своими молитвами пред Господом, прежде сего Страшного дня судного, в который они будут нашими судиями, по весьма знаменательному обещанию Господа Иисуса своим апостолам: «когда Сын человеческий сядет на престоле славы Своей, и вы также возсядите на двенадцати престолах, судя двенадцати коленам Израилевым» ( Мф.19:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Сейчас тоже есть много людей, которые стремятся защищать Православие не православными методами. Такие люди, борясь с сектантами, еретиками и раскольниками, прибегают к сугубо мирским средствам. Они выстраивают хитросплетенные интриги, пишут доносы, организуют судебные процессы и занимаются сбором компромата. В основном таким черным пиаром Православия занимаются неофиты, вчерашние атеисты, позавчерашние воинствующие безбожники. Войдя в Церковь , они привнесли в нее и дух комсомольского энтузиазма, и сугубо коммунистическую агрессию, а кто-то притащился в Церковь и с постталмудическим сознанием. Делая все это, они уверены, что оказывают неоценимую услугу Церкви и всему народу Божию. Безумцы, они даже не замечают того, что, сообразуясь с миром сим, эксплуатируя энергии и стихии греховного мира, они сами становятся частью всемирного Вавилона и удаляются от Града Божия. Подлинно духовные люди никогда не противостояли дьявольским искушениям с помощью дьявольских ухищрений, в какие впадают многие современные нам т.н. «православные» религиоведы. Поистине, они пытаются сатану изгонять с помощью сатаны – бессмысленное и даже зловредное дело. Именно о таком состоянии души святитель Иоанн Златоуст и говорил: «это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие» . Даже закон Моисеев не был чужд понятию любви. Сказано: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь [Бог ваш]» ( Лев.19:18 ). Но здесь уместно заметить, что для иудеев их ближний – это однозначно еврей иудейского исповедания или хотя бы и неверующий, только бы не другой веры. Для Христа ближний – каждый, им может оказаться и добрый самарянин. Рассказав законнику притчу о добром самарянине, Сын Божий спросил его: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» ( Лк.10:36 ). Этот вопрос озадачил законника-талмудиста. Действительно, из троих кто ближний: ортодоксальный священник ли, который пробежал мимо избитого, или левит правоверный, который даже не остановился, видя жестоко ограбленного, или ближний – сектант-самарянин? Пришлось талмудисту признать, что иногда ближним может оказаться и человек чужой веры. «Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» ( Лк.10:37 ). Здесь Христос прямо повелевает законнику подражать в нравственных принципах его врагам по вере. Серьезный урок!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе не положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (109 ст. 1). В совокупности всех этих слов и таинственных видений Псалмопевца вся будущность церкви Христовой на земле; в них предвидело необходимости борьбы во все дни ее существования, доколе Господь не «совершит суд над народами (пс. 109 ст. 6), о котором говорил на земле Господь наш Иисус Христос 473 . В этих пророческих словах заключается и несомненность победы над врагами Мессии, Господа нашего Иисуса Христа, «Помазанника, Царя над Сионом» ( Nc. II, 6 ), о которой победе Он, будучи на земле, не раз говорил ученикам Своим: «не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам царство» ( Лyku XII. 32 ). «Созижду церковь Мою и врата ада не одолеют ея » ( Mamф. XVI, 18 ). «В мире будете иметь скорбь: но мужайтесь: Я победил мир» ( Uoah. XVI, 33 ), и глубоко утешительные слова: «Се Аз с вами до скончания века. Аминь» ( Mamф. XXVIII, 20 ). В стихе 2-м пс. 109-го: «Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих», – мы находим ту же мысль, которая высказана в стихах 8–9 псалма второго: «Дам народы в наследие Тебя... Ты поразишь их жезлом железным». Но в псалме втором преобладает мысль о наказании тех, кои восстали «против Господа и против Христа Его», – в псалме сто девятом – мысль о господстве над народами, несмотря на противодействие врагов Господа. В псалме втором пророчествуется о наказании Иудеев, в псалме сто девятом – об овладении миром, несмотря на противодействие врагов истины и света. Овладение совершается «жезлом силы Господней». Святой Иустин мученик 474 в одном из дошедших до нас сочинений указывает, что под жезлом силы Господней надо разуметь благодатное учение, проповеданное посланными Господом Апостолами, т.е. Слово Божие, «меч духовный» ( Eфec. VI, 17 ), «Ибо, – как сказал своим Апостолам Господь, – Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все противящееся вам» ( Лyku XXI, 15 ). «Господствуй среди врагов Твоих!» (ст. 2 пс. 109-го) Учение Господа нашего, учение любви и прощении истины, утвердилось среди врагов, среди языческого враждебного мира и среди может быть еще более враждебного мира скептицизма, отрицания всех верований и принципов и лжеумствования. Другими словами, – как мы видели и в 1-м стихе, – церковь Христова на земле была и будет церковью воинствующею, церковью борьбы против зла и лжи: ибо, как для всякой души христианской земная жизнь есть непрерывная борьба, – ибо без борьбы не может быть и победы, – так и для всего стада Христова борьба есть необходимость, предназначенная Господом Богом. Только в беспрерывной бдительности Церкви, только в ее неустанной работе о Христе в пользу стада Христова будет она жить той здоровою жизнью, которая ведет к совершенствованию, к приуготовлению к вечной радости. Такова вечная задача неумирающей Невесты Христовой, которую Христос встретит в чертоге Своем (Ср. 44-й псалом).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Таким образом, „слово крестное“, с самого появления ставшее для известного рода людей, по выражению ап. Павла ( 1Кор.1:18–24 ), „юродством“, „соблазном“ и „безумием“, таким осталось для них и доселе. А между тем это „юродство“. покорило мир и прежде всего мудрость мирскую; это „безумие“ доживает уже вторую тысячу лет, и во все периоды христианской истории оно имело в числе своих представителей образованнейших людей своего времени. И шли эти люди в передних рядах воинствующей Церкви, высоко держа знамя Христово, проповедуя Христа – „Божию силу и Божию премудрость“, как это делают они и теперь. Итак, перед нами замечательный факт, красной нитью проходящий через всю историю Церкви: для одних христианство – всеобъемлющее божественное учение, для других христианство с его догматической стороны – сплошная нелепость; нелепостью является и нравственная сторона христианства с точки зрения догмата „учёной“ веры, – теории борьбы за существование, как созидающего начала жизни. Таким образом, Христос лёг в основу разделения людей, как Он Сам предуказал это: „Думаете ли вы, что Я пришёл дать мир земле? нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух и двое против трёх; отец будет против сына и сын против отца; мать против дочери и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей“ ( Лк.12:51–53 ). И Церковь в одной из песней ясно изображает это разделение: „нощ несветла неверным, Христе, верным же просвещение в сладости словес Твоих...“, т. е. в сладости слов Твоих, Христос, заключается для верующих просвещение, а для неверующих тьма беспросветная. Теперь это разделение особенно ясно обнаружилось по поводу отлучения графа Л. Н. Толстого. Актом отлучения великого писателя Церковь показала, что, вопреки всяческим враждебным течениям мирской мысли, она стоит на страже истины Христовой и живёт своей самобытной жизнью. Каждый христианин, как часть церковного организма, живущий одной жизнью с Церковью, конечно, чувствует по этому поводу нравственное удовлетворение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Теперь послушаем, как Апостол изображает превосходство Иисуса Христа пред Ангелами по отношению к Его славе, поколику Бог все покорил Ему. 5. Не Ангелом бо покори, Бог вселенную грядущую, о нейже глаголем: 6. Засвидетельствова же негде некто, глаголя: что есть человек, яко помниши его: или сын человеческий, яко посещаеши и? 7. Умалил еси его малым нечим от Ангел: славою и честию венчал еси его и поставил еси его над делы руку Твоею. 8. Вся покорил еси под нозе его. Внегда же покорити ему всяческая, ничтоже остави ему непокорено: ныне же не у видим ему всяческая покорена. «Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что ты помнишь его? или сын человеческий, что ты посещаешь его? Не много ты унизил его пред Ангелами: славою и честию венчал его, и поставил его над делами рук Твоих; все покорил под ноги его ( Пс.8:5–7 ). Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено». Не Ангелам бо покори Бог вселенную грядущую, о нейже глаголем. Говоря так, Апостол показывает основание предложенной истины, то-есть той, что теперь, по пришествии обетованного Искупителя, попечение о научении и спасении рода человеческого принадлежит не Ангелам, а самому Иисусу Христу и Св. Духу. В ветхом завете преимущественно представляются посредствующими между Богом и человеками святые Ангелы; а в новом завете – сам единородный Сын Божий, воспринявший человеческое естество и Святый Дух, многоразлично действующий в устроении спасения рода человеческого. Под вселенною грядущею или будущею Апостол разумеет состояние рода человеческого по пришествии обетованного Искупителя, и не только настоящее благодатное царство Христово, но и будущее царство славы, не только земную Церковь Христову, воинствующую под знамением креста, но и небесную Церковь торжествующую. Это можно видеть из слов св. Павла, ясно раскрывающих небесное пространство Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Ходят слухи, что могут меня... сослать в другое далекое, пустынное место. Что же! Да будет и на сие воля Господня, если так угодно Богу!.. Верю непоколебимо, что Господь печется о всех нас, ибо неложно слово Спасителя: “и волос с головы вашей не пропадет” (Лк. 21, 18), – и другое утешительное речение Господне: “Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше” (Ин. 15, 20)». В окрестностях, где поселился епископ, было мало верующих людей, и после огромной харьковской паствы он оказался миссионером в обстановке торжества воинствующего безбожия. «Уже второй месяц живу в селе Кудымкар, – писал владыка. – Несколько раз заходили ко мне в келью для духовной беседы люди. Между ними были крестьянки соседней деревушки... – Мария и Екатерина, обе весьма религиозные, еще не пожилые. Рассказывали они нам... о вере в Бога в деревне их. Твердых в вере борцов религиозных против неверия в деревне их только двое. Когда три года тому назад учительница собрала женщин-матерей этой деревушки... и предложила, чтобы дети их поснимали с шеи свои крестики... все, до двадцати женщин, приняли это предложение; лишь они двое – Мария и Екатерина – энергично протестовали, и стало по их желанию: детей пока оставили в покое. Конечно, атеистка-учительница неохотно пошла тут на уступки, так как сделать безбожным народ наш – край всех стремлений неверующих. Это Господь здесь не попускает вредному велению, видя огненную ревность, скорбь и слезы у христианок-матерей (у обеих дети учатся в школе). Мои собеседницы-христианки из деревушки этой говорили: никто из деревни в церковь не ходит (церковь православная в версте). Смеются над нами! Даже старики уговаривают детишек не слушать нас, матерей, когда мы зовем ребят своих в храм Божий. Но мы не обращаем внимания на эти безумные речи стариков и свое святое дело делаем... Я им тоже советовал: сами твердо стойте в вере православной и детишек своих учите молитвам, чаще в храм водите, заставляйте читать слово Божие.

http://fond.ru/kalendar/427/ippolit/

Члены Церкви, воинствующей против зла на земле, находятся в тесной связи с членами Церкви, торжествующей на Небе. Апостол Павел такими словами ободряет новообращенных христиан: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу» ( Евр. 12:22–23 ). Иными словами, мы не отделены от наших умерших в вере братьев непроходимой пропастью смерти: они нам близки в Боге, у Которого «все живы» ( Лк. 20:38 ). Церковь воспевает эту связь в кондаке праздника Вознесения Господня: «Еже о нас исполнив смотрение и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный...» [Исполнив всё, предопределённое относительно нас, и всё, что на земле, соединив с небесным, Ты вознёсся во славе, Христе Боже наш, никак не разлучаясь, но пребывая неотступно с нами...]. Конечно, есть различие между Церковью Христовой на земле и Церковью святых на Небе: члены земной Церкви еще не являются членами небесной. По этому поводу «Послание Восточных Патриархов» (17 век), в ответ на учение кальвинистов о единой невидимой Церкви, так формулирует православное учение о Церкви: «Веруем, как и научены верить, в так именуемую, и в силу вещей таковую, то есть Святую Вселенскую Апостольскую Церковь , которая объемлет всех и повсюду, кто бы они ни были, верующих во Христа, которые ныне находясь в земном странствовании, не водворились еще в отечестве небесном. Но отнюдь не смешиваем Церкви странствующей с Церковью достигшей отечества, потому только, как думают некоторые из еретиков, – что та и другая существует, что обе они составляют как бы два стада одного Архипастыря Бога и освещаются одним Святым Духом. Такое смешение их неуместно и невозможно; поскольку одна воинствует и находится еще в пути, а другая торжествует уже победу, достигла отечества и получила награду, что последует и со всей Вселенской Церковью.»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010