В Символе веры мы исповедуем свою веру в Церковь , но «как может быть предметом веры Церковь , которая видима, когда вера, по Апостолу, есть уверенность в невидимом ( Евр. 11:1 )? " 400 . Церковь имеет две стороны – видимую и невидимую, подобно тому как Господь Иисус Христос состоит из двух естеств – видимого человеческого и невидимого Божеского. С видимой стороны Церковь предстает как человеческое объединение, общество христиан, а с невидимой – это Сам Господь Иисус Христос и спасительная благодать, изливаемая от Него на всех принадлежащих к Церкви. По своей невидимой стороне Церковь является предметом веры. Согласно «Пространному Катихизису», веровать в Церковь «значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться ее учению и заповедям, по уверенности, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единой вечной главы ее, Господа Иисуса Христа» 401 . В самом общем смысле под Церковью понимают от Бога установленное общество всех личностных существ, верующих во Христа Спасителя и соединенных с Ним как с единой Главой. Из всех новозаветных образов Церкви наиболее глубоким следует признать образ Главы и тела. Согласно этому образу, Церковь есть богочеловеческий организм, тело Христово, Главою которого является Сам Христос, а членами – все верующие во Христа и соединенные с Ним как со своей Главой. «Бог Господа нашего Иисуса Христа... по действию державной силы Его, которою он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах... все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, Которая есть тело Его...» ( Еф. 1:17–23 ). «И вы – тело Христово, а порознь – члены» ( 1Кор. 12:27 ). Принадлежат к Церкви: а) «все православные христиане, живущие на земле»; б) «все, скончавшиеся в истинной вере и святости» 402 ; в) ангелы ( Еф. 1:10 ; Кол. 1:18–20 ; Евр. 12:22–24 ). Таким образом, у Господа Иисуса Христа имеется как бы два стада. Первое стадо – это Церковь , состоящая из членов, живущих на земле, и обычно называемая странствующей ( Евр. 13:14 ) или воинствующей ( Еф. 6:12 ). Второе стадо – Церковь , состоящая из Ангелов и всех усопших в вере и покаянии, обычно называемая небесной или торжествующей ( Евр. 12:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Веровать в Церковь значит признавать и исполнять ее постановления и иметь уверенность в том, что ею невидимо управляет благодать Божия. Предметом верования в Церковь служат: во-первых, благодать Божия, которая сообщается верующим через каждое таинство и невидимо действует в Церкви и оживляет ее. Что благодать Божия действительно пребывает в Церкви и будет пребывать до скончания века, в этом можно убедиться на основании того, что Глава Церкви, Иисус Христос, преисполнен благодати, которая от Него изливается и на всю Церковь, как тело Его. Сам Господь обещал верующим в Него ниспослать Духа Святого, который постоянно и пребывает в Церкви, наставляя пастырей ее и чрез них действуя на всех верующих. «Итак внимайте себе и всему стаду (т.е. обществу верующих), в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти (т.е. руководить) Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею» (Деян.20:28). И наконец, тем, что Сам Иисус Христос обещал пребывать с верующими на земле до скончания века и всегда сохранять Свою Церковь так, чтобы и врата адава не могли одолеть ее. «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее… И се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.16:18; 28, 20). Следовательно, слова Христа выражают ту мысль, что никакие действия злых духов не одолеют основанной Им на земле Церкви. Предметом верования в Церковь служат: во-вторых, все умершие в истинной вере и покаянии, принадлежащие к Церкви небесной, глава которой есть также Иисус Христос, как и Церкви земной. Таким образом, у Господа Иисуса Христа имеется как бы два стада. Первое стадо – это Церковь, состоящая из членов, живущих на земле, и обычно называемая «странствующей» (Евр.13:14) или «воинствующей» (Еф.6:12). Второе стадо – Церковь, состоящая из Ангелов и всех усопших в вере и покаянии, обычно называемая небесною или «торжествующей» (Евр.12:13). Странствующая и торжествующая Церкви отличаются как по составу, так и по условиям жизни своих членов, «поелику одна воинствует и находится в пути, а другая торжествует победу, достигла отечества и получила награду» .

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

Скачать epub pdf Верую во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь ( Символ Веры ). Догматами называются основныя истины Веры Христовой. Они изложены Вселенскими Соборами в « Символе Веры ». Всякий, нарушающий хотя один из догматов Веры, сам собою отпадает от Православной Церкви в ересь. В каждый период церковной жизни Промысл Божий ставит церковному сознанию для точного уяснения очередной догмат Веры. Так в свое время были освоены церковным сознанием догматы о Боге-Творце и Промыслителе, о Святой Троице, о Воплощении Сына Божия, о Спасении, о Святом Духе, об Иконопочитании и др. В настоящее время Промыслом Божиим на очередь ставится догмат о Церкви Христовой, и мы не имеем права обойти молчанием этот вопрос в виду положения нашей Русской Православной Церкви в СССР и предъявляемых ея нынешними возглавителями к нам претензий о лояльности. В « Символе Веры » догмат этот изложен в таких словах: «Верую во Едину Святую, Соборную и Апостольскую церковь ». Что же есть Церковь ? По Божию Слову, Церковь есть Тело Христово ( Puм. XII. 5 ; 1Kop. XII. 27 ; Eфec. I, 22–23 ; Koл. II. 19 ). Церковь есть созданный Спасителем небесно-земной организм: на небесах – торжествующая Церковь спасеных праведников, на земли – воинствующая Церковь грешников, кающихся и совершенствующихся «в меру полного возраста Христова» ( Eфec. IV, 13 ). Какое назначение, цель, задача Церкви? Церковь основал Господь Иисус Христос Своею Честною Кровию затем, чтобы чрез Нее возраждать падших людей, из грешников возсоздавать «новую тварь», предназначенную на дела добрыя ( 2Kop. V, 17 ; Гaл. VI, 15 ; Eфec. II, 10 ). Вот как ап. Павел в послании к Ефесеям изображает Церковь Христову: «Вы уже не странники и не пришельцы, но сограждане святым и присные Богу, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» ( Eфec. II, 19–21 ). И еще: «Он (Христос) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, для совершения святых, на дело служения, для созидания тела Христова... дабы истинною любовию все возращали в Того, который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» ( Eфec IV, 11–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

«Итак, внимайте себе и всему стаду (то есть обществу верующих), в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти (то есть руководить) Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею» ( Деян.13:28 ). Сам Иисус Христос обещал пребывать с верующими на земле до скончания века и всегда сохранять Свою Церковь так, чтобы и врата адовы не могли одолеть ее. «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» ( Мф.13:18, 13:20 ). Слова Христа выражают ту мысль, что никакие действия злых духов не одолеют основанной Им на земле Церкви. Предметом верования в Церковь служат также все умершие в истинной вере и покаянии, принадлежащие к Церкви небесной, глава которой есть также Иисус Христос, как и Церкви земной. Таким образом, у Господа Иисуса Христа имеется как бы два стада. Первое – это Церковь , состоящая из членов, живущих на земле, обычно называемая «странствующей» ( Евр.13:14 ) или «воинствующей» ( Еф.1:12 ). Второе стадо – Церковь , состоящая из ангелов и всех усопших в вере и покаянии, обычно называемая «небесною» или «торжествующей» ( Евр.13:13 ). Странствующая и торжествующая Церкви отличаются как по составу, так и по условиям жизни своих членов, «поскольку одна воинствует и находится в пути, а другая торжествует победу, достигла отечества и получила награду» 203 . Церковью небесной называется общество ангелов и святых людей умерших, соединенных между собой одной верою и одним служением истинному Богу 204 . Священное Писание ясно свидетельствует о небесной Церкви. Так апостол пишет к обратившимся в веру Христову иудеям: «Вы приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам (то есть множеству) ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев (то есть первых из людей святых), написанных на небесах, и к судии всех Богу и Духам [то есть душам] праведников, достигшим совершенства, и Ходатаю Нового Завета Иисусу» ( Евр.13:22–24 ). Здесь под горою Сионом, городом Бога живого, «небесным Иерусалимом» разумеется Церковь небесная, состоящая из множества ангелов и святых людей умерших, торжествующих на небе, начиная с первых ветхозаветных праведников.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Православное же учение о Церкви земной и небесной находит себе полное подтверждение в Св. Писании. Св. апостол Павел говорит, что верные христиане на земле соединены ненарушимыми связями с теми верными, которые пребывают в горнем Иерусалиме. " Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов. К торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства. И к ходатаю Нового Завета Иисусу и к крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева« ( Евр. 12:22–24 ). Св. апостол, удостоенный быть восхищенным до третьяго неба, свидетельствует по наитию Св. Духа, что верные христиане имеют единение с Церковью, где пребывают и ангелы, и святые угодники Божии. Сектанты не хотят идти по следам св. апостола Павла, не желают придерживаться апостольского учения, но управляясь духом лжи, исконным врагом рода человеческого дьяволом , говорят, что нет никаких связей между Церквами. Но не уйдут они от кары, не избежать они Суда Божьего! »Смотрите, – говорит св. апостол, – не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от глаголющего с небес« ( Евр. 12:25 ). А глагол, или слово с неба такое, что нельзя разрывать союза Церкви земной с Церковью небесною. На основание Слова Божия наша Православная Церковь и учит, что Церковь земная и небесная взаимно соединены между собою и чрез то Церковь земная обращается в своих молитвах к ангелам и св. угодникам Божиим, почитает мощи святых и молится пред Престолом Всевышнего за умерших. Мы знаем, что любовью Божией создан мир, любовью Божией искуплен род человеческий, любовь Божия дарует нам все необходимое для нашего спасения. Та же самая любовь Божия не оставляет нас сиротами, одинокими на сей земле, но соединяет нас незримыми узами единения между Церковью земной, воинствующею и Церковью небесной, торжествующею. Люди и братия! Как бы нам всем было горько и тяжело, если бы Господь отнял от нас единение со всеми теми, которые угодили Господу Богу, если бы Он нас лишил надежды на то, что после смерти, чрез посредничество святых можно получить спасение! Но великое благодарение Господу за то, что Он безмерно любит нас; Он не лишил нас единения со святыми Своими: Церковь земная и Церковь небесная – Церковь едина. Единая Глава Церкви – Христос, едина и Церковь !

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Ап. Павел обращается к христианам: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю Нового Завета Иисусу» ( Евр.12:22–24 ). 3) В смысле самом употребительном Церковь Христова означает собственно одну лишь Церковь новозаветную и воинствующую, или благодатное Царство Христово. В «Послании Патриархов православной кафолической Церкви о православной вере», чл. 10, говорится: «Веруем, как и научены верить, в так именуемую и в самой вещи таковую, то есть, Святую, Вселенскую, Апостольскую Церковь , которая объемлет всех и повсюду, кто бы они ни были, верующих во Христа, которые ныне, находясь в земном странствовании, не водворились еще в отечестве небесном». Русское слово « церковь », производное от греч. κυριακς (δμος) – «Господень (дом)», является заменой греческого слова κκλησα, которое происходит от глагола κκαλω, что означает «собирать, вызывать на собрание». В древних Афинах «экклесией» называли городское собрание, в котором принимало участие не все население города, а только избранные. Чтобы быть участником этого собрания, принимать участие в управлении городом, нужно было соответствовать определенным требованиям. В христианстве изначально под Церковью понималось собрание призванных в общество Господне лиц, услышавших призыв Господа ко спасению и последовавших этому призыву, а потому составляющих «род избранный (греч. γνος κλεκτν)» ( 1Пет.2:9 ). Свт. Кирилл Иерусалимский («Огласительные поучения», беседа 18) говорит, что «Церковью, т. е. созванием или собранием называется соответственно самой вещи, поскольку всех созывает и вместе собирает». Однако Церковь невозможно свести к обществу верующих, потому что при таком определении невозможно уяснить, чем отличается Церковь от других религиозных обществ и организаций, например, от Церкви ветхозаветной. Господь Иисус Христос, Основатель христианской Церкви, есть Богочеловек и находится в отношении Своей Церкви в совершенно ином положении, чем все прочие основатели религиозных сообществ.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

И всё-таки здесь необходимо подчеркнуть, что, согласно апостолу Павлу, понимание Церкви как Царства неотделимо от понимания Её как полноты ( πλρωμα). Следовательно, отношения Церкви и Царства имеют реальный, деятельный (интерактивный), и опять же динамический, эсхатологический характер. Церковь – Христово Тело, но она ещё и Полнота Наполняющего всё во всём ( Еф. 1:23 ), а это значит, что Её исполнение ещё предстоит. Также необходимо сказать, что созидание ( οκοδομ) Тела Христова ( Еф. 4:12,16, 2:21 ; 1Кор. 14:4,5, 12, 40 ) имеет живой динамичный характер, и это созидание также всё ещё продолжается. Это то самое, по апостолу Павлу, взращение ( α ξισις – Еф. 4:15–16, 2:21 ; Кол. 2:19 ) живого Богочеловеческого организма Церкви, пока всё в Церкви не исполнится всею полнотою Божиею ( Еф. 3:19 ). И это динамичное созидание и взращение Церкви продолжается и длится доколе все придём... в меру полного возраста Христова ( Еф. 4:13 ). Поэтому Церковь , хотя и вошла в само Небо, и не только небесная Триумфальная Церковь , но и земная Воинствующая Церковь, «которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий», входит «во внутреннейшее за завесу» (в само Небо над небесами) 324 , всё-таки и дальше, в подвиге на протяжении истории ожидает блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа ( Тит. 2:13 ). И так будет до тех пор, пока не настанет Совершенное ( τ τλειον – 1Кор. 13:10 , ср. Кол. 1:28 ), то есть пока снова не придёт Христос, во Второе Всеславное Пришествие, Который будет судить живых и мёртвых в явление Его и Царствие Его ( 2Тим. 4:1 ). Это Второе Пришествие Христа в славе апостол Павел в 1 Послании к Коринфянам ( 1Кор. 15:22–28 ) описывает так: во Христе все оживут (воскреснут), каждый в своём порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу. Это «предание Царства Отцу» не значит, что прекратится Царство Христа как Бога, но, по святому Златоусту: когда Христос исполнит Икономию (Домостроительство) и «Устроение Царства, т.е. спасения (окончательного) верующих, мира ( Еф. 1:10 ), вселенной, истребление зол – это и означает устроение Царства» 325 . Тогда, продолжает апостол Павел, последний же враг истребится – смерть ( 1Кор. 15:26,54 ; Евр. 2:14 ; 2Тим. 1:10 ), и Церковь Христова, воскресением всех своих членов неся образ небесного ( 1Кор. 15:49 ; Рим. 8:29 ), то есть проявляя на себе и собой полноту Прославленного с плотью и во плоти Христа, явится в полноте как вечное царство непоколебимое ( Евр. 12:28 ) Отца и Сына и Святого Духа 326 , в котором всё и во всём – Христос и Бог всё во всём ( Кол. 3:11 ; 1Кор. 15:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

«Не может быть политкорректности, если речь идет о жизни и смерти, о спасении и погибели, — подчеркнул Предстоятель. — И в первую очередь я обращаюсь к нашему духовенству: сегодня мы должны проповедовать с силой, любовью, мудростью, помогая нашему народу не преткнуться, зная, какое мощное негативное влияние оказывается на сознание людей, особенно молодежи». «Поэтому Церковь наша сегодня особым образом оправдывает то наименование, которое ей было некогда дано святыми отцами — Церковь воинствующая. Не в том смысле, что Церковь призвана причинять скорбь или нести смерть, а в том, что она призвана воинствовать, дабы не уклониться от истины», — пояснил Святейший Владыка. «Наше призвание — хранить веру православную, а вместе с тем максимально влиять на общественную жизнь, на мировоззрение наших людей, особенно молодежи, с тем чтобы никто не преткнулся, чтобы страна наша прошла эти испытания, чтобы сохранила верность величайшим нравственным принципам, которым мы научены самим Господом, — заявил Патриарх. — По слову апостола, наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6:12). Вот Церковь и должна ясно отождествить себя с этой бранью — не против человеческих властей или партий политических, но против духов злобы поднебесной ». «Прошло время политкорректности. Мы должны действительно бороться за народ наш, за Церковь нашу, за Отечество наше, за всё, что Господь нам дал через наших великих предков. И тогда действительно сохранятся Русь Святая и народ наш, живущий по Божиему закону», — заключил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха.

http://patriarchia.ru/db/text/6008237.ht...

Но не все ангелы и не все люди – Церковь Христова. Только те ангелы в Церкви Христовой, кто устоял в добре и остался верным Богу. Другие же ангелы, не сохранившие своего достоинства и оставившие свое жилище (Иуд. I:6), входят в царство сатаны (Мф. XXV:41). Так же и из людей в царство Христово войдут лишь те, кто вошел в Церковь Божию, здесь на земле, по словам Самого Господа: «истинно, истинно говорю вам, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан. III:5). Есть Церковь Христова воинствующая: здесь на земле, она постоянно терпит удары от врагов Церкви и будет страдать все время, пока мир стоит. А на небе, эта же Церковь Христова есть царство славы, торжествующая. Церковь, как говорит и слово Божие: «вы приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета, Иисусу» (Евр. XII:22—24).    Назначение православных святителей и пастырей — всемирное – приводить все народы земли к Богу чрез Церковь Христову. Для этой великой цели не достаточно одной лишь ревности проповедников: необходима еще помощь благодатная, которая дается лишь посланника церкви. Кто решается проповедывать христианскую веру без благословения Церкви Православной – тот самочинник и лишается благодатной помощи Божией в своем деле. «Как проповедывать, если не будут посланы?» (Рим. XI:15). Вот почему не ведут к спасению души – усилия ревностных сектантских проповедников; а также и труды прежних наших интеллигентов – самозванных богословов — В.В. Розанова, Мережковского и др. Игнорируя руководство Православной Церкви, полагаясь на свои лишь человеческие силы, они естественно впадают в разные ереси, из которых никак не выпутаться. И вместо добра, они усердно работают в сторону зла. Иное зло – труды наших православных профессоров, прежних Духовных Академий и Университетов, научно раскрывавших истины богословские во вселенском масштабе с благословения Церкви (к сожалению, впрочем, не все исключительно профессора, хотя – подавляющее большинство было православными)...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Чему научил Христос Спаситель, Его святые апостолы, учители Церкви и чему учат тебя современные православные святители и пастыри, того и придерживайся, отметай же всякое уклонение от истины. Твердо верь Церкви Православной, она — столп и утверждение истины Христовой (1 Тим. 3:15). «Дабы все небесное и земное соединить под главою Христом (Еф. 1:10).» Церковь Христову составляют ангельский собор и человеческий род под главою Христом Богочеловеком. Но не все ангелы и не все люди — Церковь Христова. Только те ангелы в Церкви Христовой, кто устоял в борьбе и остался верным Богу. Другие же ангелы, не сохранившие своего достоинства и оставившие свое жилище (Иуд. 1:6), входят в царство сатаны (Мф. 25:41). Так же и из людей в Царство Христово войдут лишь те, кто вошел в Церковь Божию здесь на земле, по словам Самого Господа: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3:5). Есть Церковь Христова воинствующая: здесь, на земле, она постоянно терпит удары от врагов и будет страдать все время, пока мир стоит. А на небе эта же Церковь Христова есть Царство славы, торжествующая. Слово Божие говорит о Церкви: вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и Ходатаю нового завета Иисусу (Евр. 12:22—24). На небе в славе и неизреченном блаженстве радуются ангелы Божии и все чада Церкви Христовой, в вере и благочестии скончавшиеся. А мы еще в страданиях и искушениях. Путь же у нас, верных, к Церкви торжествующей через Церковь воинствующую. Нам недостаточно только состоять в Церкви Православной, нужно устоять верным до самой смерти, как говорит апостол в другом месте: дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца (Евр. 3:6). Держись же, христианин, Церкви Православной, никак не отступай от нее, борись при помощи Божией против всех искушений, и тебе предстоит вечное блаженство на небе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3774...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010