А Церковь , которая отделилась бы от Вселенской, лишила бы сама себя достоинства Истинной Церкви. «Христос возлюбил Церковь и Самого Себя предал за нее, чтобы освятить её, очистить водною банею посредством слова, чтобы представить её Себе славною Церковью , неимеющею скверны или порока» ( Еф. 5:25–27 ), – говорит Апостол, и Символ ради столь великого освящения называет её Святою. А тот же Апостол Павел внушает верным её чадам, еще сущим на земле, что они уже приступили к горе Сиону и ко Граду Бога Живаго, Небесному Иерусалиму и Тмам Ангелов, к торжественному собранию и Церкви Первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю Новаго Завета Иисусу ( Евр.12:22,23 ). Ибо Кафолическая Церковь столь необъятна, что она простирается в мире видимом и невидимом и состоит из двух, хотя нераздельных, Церквей: одна, воинствующая на земле, которой члены проходят многие испытания очищения и страдания за имя Христово; другая, торжествующая на небесах, составлена из ликов Святых, угодивших Богу и верою во Христа прешедших от смерти в жизнь. Посему, ублажая похвальными песнями Святых, мы призываем их молитвенно на помощь, как служителей и друзей Божьих, не с той, однако же, мыслью, чтобы они могли помогать нам собственной силой, но чтобы чрез их ходатайство ради взаимной небесной любви, связующей их с нами во Христе Иисусе, испрашивать себе благодать от Бога. Так некогда взывал и Давид к Богу Отцев Своих, испрашивая Его милость Авраама ради раба Его и за Исаака, возлюбленного Его, и Израиля ради Святого Его. Церковь , которая от начала мира существовала в лице Праотцов и Патриархов, веровавших в грядущего Искупителя, и называлась Патриархальной до Моисея, от Моисея до Христа – подзаконной,(ибо тогда руководили ею Закон и Пророки к Новому Завету Бога с человеками чрез Иисуса Христа) приняв от Него Свое новое имя, называется еще в Символе Апостольской, ибо она была вверена Апостолам, как пестунам её на земле и доныне сохраняет их учение и управляется Пастырями, которые прияли от них чрез непрерывное рукоположение благодать Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

в) Через премудрых ловцов – апостолов Христос Бог наш «уловил вселенную». Это значит, что евангельское учение через них распространилось по всему миру, так что еще при жизни апостолов «по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их» ( Рим.10:18 ). И на сие была воля Христа Спасителя. Он сказал апостолам: «Идите по всему миру и протоведуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ). «Идите, научите все народы» ( Мф.28:19 ). Посему и Церковь Христова именуется вселенской: в противоположность Церкви ветхозаветной, заключавшей в себе один избранный народ, она имеет в своем составе верующих всех мест и времен, из иудеев и язычников. Это не значит, однако, чтобы все члены Церкви Христовой спаслись единственно потому, что они члены ее. Христос Спаситель в одной из притчей Своих Царство Небесное, т. е. Церковь Свою – это Царство Небесное на земле – уподобляет «неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет, – прибавляет Спаситель, – при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов» ( Мф.13:47–50 ). Итак, не все члены Церкви земной, воинствующей, войдут в Царство Небесное, в Церковь торжествующую, потому что не из одних праведных состоит Церковь земная. Христианин! Размышлял ли ты о страшном отлучении злых от праведных, имеющем быть при кончине века? И при этом размышлении приводила ли тебя в страх возможность не попасть в число оправданных? Ведь много званых, мало избранных ( Мф.22:14 ). Много рыб попадается в невод, закинутый в море, но не все годны в пищу, не все отбираются в сосуд. Все мы, как православные христиане, принадлежим к одному церковному обществу, и все, как члены его, пользуемся одинаковыми правами, все – и праведники, и великие грешники – приступаем к Таинству Тела и Крови Христовой и к прочим Таинствам, все участвуем в одних и тех же молитвах церковных, все внемлем одному и тому же Слову Божию; но можем ли быть уверены, что при кончине века, на Страшном Суде ангелы не отделят одних из нас от других, что все мы вместе поставлены будем одесную престола славы, как все вместе стоим в храме перед престолом благодати? Ведь дело не в том, чтобы принадлежать к Православной Христовой Церкви, а в том, чтобы быть истинными сынами ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Объяснение. О Корнилии сотнике говорится, что он и до обращения «боялся Бога со всем домом своим... творил много милостыни... всегда молился Богу» (ст.2); что он, как поступающий по правде, был приятен Богу (ст.35), и однако, чтобы спастись, Корнилию нужно было слышать проповедь апостола Петра (ст.6). Отсюда вразумление для тех, которые, самоуверенно полагаясь на (мнимое) своё благочестие, не радеют о причислении своём к избранному стаду – Церкви Божией, которая есть столп и утверждение истины: 1Тим.3:15 , и вне которой нет спасения: Мф.18:17 ; Ин.15:5–6 ; Еф.4:5–6 . и) В Церкви Христовой могут быть и грешники Еф.5:25–27 . «Как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить её Себе славною Церковию, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна». Объяснение. Здесь разумеется святость Церкви торжествующей небесной, а не земной, ещё воинствующей. Что истинная Церковь Христова может состоять не из одних святых и непорочных людей, это видно из многих мест Писания: 1Ин.1:8 ; Иак.3:2 ; Рим.7:14–23 , а потому упрекать Церковь за пребывание в ней грешников не следует: Рим.11:17–18:14:4 ; Мф.13:30 . Откр.2 –З главы. Объяснение. Из 2–3 глав Откровения видно, что Господь повелевает тайновидцу, чтобы он написал повеление Его предстоятелям семи малоазиатских церквей. При этом Ефесская церковь упрекается в том, что оставила прежнюю любовь: 2:4; Пергамская в том, что есть там Николаиты: ст.15 и т.д. Подобные погрешности и несовершенства не препятствуют им однако называться и быть церквами, звёзды которых пребывают в деснице Христовой, т.е. предстоятели их находятся под водительством Христа: 2:1. Из этого усматривается, что вообще в Церкви есть согрешающие и заблуждающиеся, и что это не препятствует ей оставаться истинно Христовой Церковью. и) Собрания сектантов не могут называться Церковью Христовой Пс.138:7–8:12 . «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты... Но и тьма не затмит Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Поэтому принуждать людей к благочестию было бы и неправильно, и глубоко бессмысленно. Могут ли христиане, являясь гражданами, избирателями, членами политических партий или законодательных собраний, руководствоваться христианскими представлениями о мире? Разумеется, могут. Все граждане руководствуются какими-то представлениями об общем благе, о должном и недолжном, об источниках права и справедливости, о человеческом достоинстве и предназначении. Предполагать, что сторонники мирских идеологий имеют полное право исходить из своих взглядов, а вот христиане — нет, было бы ни на чем не основанным поражением части граждан в правах. Но использовать наши возможности как граждан для того, чтобы принуждать неверующих в благочестию, было бы неверно. Есть ли третий путь? Да, и он предполагает различение собственно вероисповедных истин и практик (которые государство, разумеется, никому не должно навязывать) и естественного закона, который объединяет нравственно здоровых людей независимо от их религиозных убеждений — или отсутствия таковых. Апостол Павел пишет «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) (Рим.2:14,15)» Скажем, неупотребление мяса по пятницам является нашей конфессиональной практикой; неупотребление человечины — проявлением всеобщего морального закона. То, что Церковь венчает браки — часть ее традиции; то, что брак — это союз мужчины и женщины — часть человеческой природы. Так исторически сложилось — и складывается на наших глазах — что Церковь оказывается на стороне здравого смысла против очередной воинствующей тоталитарной идеологии. Далеко не в первый раз — Церковь уже сталкивалась с разными по разрушительной силе волнами светских идеологий. Социал-дарвинизмом и евгеникой, коммунизмом и национал-социализмом. Противостоя этим идеологиям Церковь отнюдь не навязывала неверующим своих догматов; она стояла на стороне естественной нравственности и простого человеческого здравого смысла против очередной волны тяжкого безумия.

http://radonezh.ru/analytics/khristianin...

Прежде он весь сгорал в огне испытаний, и оставалось одно только чистое золото; не так теперь, когда настало время мира и относительного благоденствия. Впрочем, этот процесс «обмирщения» касался только лишь человеческой, внешней стороны Церкви. Главное – это Церковь как носительница благодати, как откровение вечности на земле. Церковь земная соединена неразрывно в единое Тело Христово с Церковью Небесной. И эта Церковь всегда оставалась тождественной самой себе. Но сам уровень человеческого элемента, если сравнить первых христиан с христианами последующих столетий, был далеко не одинаков. Первенствующие христианские общины представляли собой, так сказать, религиозный максимализм. Теперь же этот максимализм нашел себя в другой форме – форме монашества. Церковь называется воинствующей, она вела и ведет духовную борьбу с миром. Но с каким миром? И что мы подразумеваем под словом «мир»? Мы имеем в виду не человечество, а определенную душевную среду, страстную, невозрожденную, внутренне чуждую Христу. Об этом мире Господь говорит: Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир ( Ин. 15, 18–19 ). Теперь, когда формой, проявлением религиозного максимализма стала монашеская жизнь, когда люди, желающие принадлежать только Христу, понесли свет веры в монастыри и пустыни, то этот страстный, греховный мир, хотя бы часть его и называла себя миром христианским, ополчился против монашества, которого он никогда не понимал, не понимает и не будет понимать. Монашество является для него неким таинственным, грозным противником. Если раньше ареной духовной борьбы Церкви с миром были языческие суды, где людей приговаривали к пыткам и смертной казни за самое имя Христа, арены Колизея, где христиан бросали на съедение диким зверям, то теперь, для монашества, полем битвы стали глубины человеческого сердца, так как в каждом человеке живет этот невозрожденный, греховный мир. И монах воюет, борется, бьется в глубине своего сердца, в глубине своего духа прежде всего с этим – не принявшим и не принимающим Христа – миром, миром чувственности, гордыни, греха, страстей, тем миром, который не может быть оцерковлен.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Святою во всех своих членах Церковь может быть только на небе, в будущей жизни, где будет царство святых, ибо здесь, на земле, она еще находится в постоянной борьбе со злом и грехом, здесь она еще воинствующая против плоти и мира, «против козней диавольских“, «ведет брань против духов злобы поднебесных“ ( Еф. 6: 10–17 . Гал. 5: 17 ); а уже там она будет торжествующая, после окончательной победы над врагом ( Евр. 12: 22–23 ). Оттого такой церкви, где бы все члены ее были святы и непорочны, на земле никогда не было, нет и не будет. По худой жизни некоторых православных несправедливо судить о самой православной вере: ведь Церковь православная не учит худому; живут худо те именно, которые не слушают ее учения, а поступают по своей злой воле. Ведь и законы гражданские нарушаются злыми людьми: ворами, убийцами и проч.; неужели поэтому сами законы не хороши? Нет! «Закон, говорит ап. Павел, свят, и заповедь свята, и праведна, и добра... Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотен, продан греху, ибо не понимаю, что делаю, потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю“. ( Рим. 7: 12, 14–16 ). Только человек, впавший в духовную гордость и самооболыцение, может говорить, что он без греха. 4) Сектант: Мы отделились от Православной Церкви потому еще, что в ней грешники не отлучаются от общества верующих, тогда как ап. Павел учит: «Я писал вам не сообщаться с теми, кто называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницей, или хищником; с таким даже и не есть вместе... Итак, извергните развращенного из среды вас“ ( 1Кор. 5: 11–13 ). «О если бы были удалены возмущающие вас!“ ( Гал. 5: 12 ), говорит Ап. Павел, а вы грешников не удаляете из Церкви. Объяснения православного: Это не верно. Церковь в неделю Православия торжественно отлучает от себя всех еретиков, она же и в другое время отлучает тяжких грешников, подвергает и эпитимии, но только в крайних, исключительных случаях, пользуясь этим сильным средством осторожно, с мудрою осмотрительностию, чтобы не оттолкнуть от себя навсегда грешника, еще могущего прийти к познанию истины и раскаянию в своих грехах. Так, например, наша церковь еще недавно всенародно отлучила от себя знаменитого писателя и, к несчастью, еретика, – графа Льва Толстого, недавно же отлучила бывшего профессора академии, архимандрита Михаила, священ. Громова, Г. Петрова и др. непокорных сынов своих, открыто восставших против Христа и Его Церкви. Но это, говорим, она делает в редких, исключительных случаях, помня, что Сам Бог «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию“ ( 2Пет. 3: 9 ). И во времена Спасителя были люди, которые, подобно нашим сектантам, укоряли Его учеников за то, что они «едят и пьют с мытарями и грешниками“, и даже Самого Христа обвиняли в том, что он «друг мытарям и грешникам»; но Христос говорил им: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию“ ( Лук. 5: 30–32 и 7: 34–47).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Христианин, естественно, нуждается в новом покаянии и очищении, так что вся жизнь верующего является как бы непрестанным покаянием и очищением, «ибо пребывать вместе с Богом нельзя без непрерывного покаяния» 197 . Церковь земная является, таким образом, обществом спасающихся людей, обществом грешных, но постоянно кающихся и очищающихся членов. Люди не кающиеся, не порицающие своих греховных мыслей и дел и не спасающиеся (т. е. не подвизающиеся, не борющиеся со своей греховностью и не стремящиеся к нравственному совершенству) стоят вне церкви и к ней не принадлежат. «Невозможно однажды просвещенных и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущаго века и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» 198 . «Если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» 199 . Церковь земная – церковь воинствующая, ее члены постоянно воинствуют, находятся в постоянной борьбе с грехом в себе, с миром и диаволом за радость Богообщения и обновления жизни. Вся цель земной церкви Христовой – спасать верующих и готовить их для церкви торжествующей. Эта церковь , так сказать, подготовляющая, очищающая и возрождающая силой Духа Святого. Она поэтому имеет только временное значение до окончательного осуществления своей цели. Когда ее цель вполне осуществится и все спасающиеся будут подготовлены для гражданства в Новом Иерусалиме – в церкви торжествующей, существование церкви воинствующей само собой потеряет свое значение. Но вместе с тем теряет смысл продолжение существования и всего поврежденного грехом человеческим мира. «Ибо мир сотворен для церкви Божией» 200 . Пока на земле есть спасающиеся христиане, стремящиеся осуществить истинный идеал человеческой жизни, существующий мир имеет значение, ибо спасающиеся члены церкви Христовой принадлежат к этому миру и только в нем могут начать путь спасительного изменения, так как им в здешнем мире даны необходимые благодатные средства спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

Церковь есть Тело, глава которого Христос ( Еф. 1: 22–23 ). Подобно тому, как в теле существует много членов: ноги, руки, глаза, уши и проч., и все они нужны для тела, и ни один из них не может жить отдельно от тела, иначе сгниет и пропадет, так и в Церкви Христовой существует много членов: пастыри и пасомые, учащие и учащиеся, начальствующие и подчиненные и проч., но никто из них не может жить вне Церкви, ибо, отделившись от нее, духовно гниет и гибнет для вечной жизни ( 1Кор. 12: 12–31 . Ефес. 4: 11–16 ). Церковь делится на земную, воинствующую с врагом рода человеческого, к ней принадлежат все верующие, живущие на земле, и на небесную, торжествующую над диаволом, к ней принадлежат все умершие, святые люди и Ангелы Божии. Но та и другая, имея одну главу – Христа ( Рим. 14: 8–9 ), составляют одну Христову семью, единую Христову Церковь , в которой все члены, как живые, так и умершие, находятся в единстве веры и в постоянном, живом общении любви и молитвы друг о друге. Отсюда, кто не в Церкви, тот и не со Христом, кто отделился от Церкви земной, тот отделился и от Церкви небесной, тот понесет на себе и тяжкое осуждение, ибо суд Церкви есть высший суд на земле: «Скажи церкви (о согрешающем брате), а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь“ ( Мф 18: 17 ). Только в единении с Церковью возможно спастись христианину. 1) Сектант: Где соберутся два или три верующие, там и Христос, там и Его Церковь : «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небеснаго, ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них“ ( Мф. 18: 19–20 ). Объяснения православного: Прежде всего нужно заметить, что слова Христа: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них“, без всякого сомнения, относятся только к тем людям, которые пребывают в Церкви Христовой. Что касается отделившихся от нее, то если бы их собралось даже два – три миллиона, там Христа не будет, хотя бы они и верили в Него и именем Его даже чудеса творили. «Многие скажут мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем мы бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня делающие беззаконие“ ( Мф. 7: 22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Аминь. Над океаном жизни (Чтение, предложенное в 1905 году в одном из собраний столичного общества). «Период бури и натиска». – « Церковь – вестница небес». «В чем сила Церкви». – «Христианская закваска». – «Воинствующий характер Церкви». – «Путь к небу». – «Голоса представителей Церкви». – «В чем истинное пробуждение личности и самосознания». – «Мученичество – как путь борьбы». – «Обновление – как принцип не только личного усовершенствования, но и общественного». – «Примирение прогрессивных течений с охранительными началами». – «Что нуждается в обновлении». – «Враги общественного прогресса». – «Слово правды из уст архипастыря». – «Письмо старца-иерея». – «Тенденциозная проповедь». – «Борьба с корнями зла». – «Саможизненность Церкви». I В настоящее время мы переживаем своего рода «период бури и натиска». Море общественной жизни волнуется, кипит... Разные направления мысли, поднимаясь, точно грозные валы, сталкиваются, образуя какой-то бешеный круговорот идей, в котором трудно что-либо понять и разобраться... . И брызгами, пеной своей это взбаламученное море обдает и стены церковные. Оно как бы ждет от Церкви того властного, покоряющего голоса, который «запретит и скажет ветру: умолкни, – и волнению: перестань» ( Мк.4:39 ). «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» ( Мф.20:25–27 ). Этот завет Спасителя на все времена останется единственным началом, определяющим дух и направление истинно-христианской жизни. Только из этого начала и может исходить Церковь в установлении норм общественного порядка. Как солнце своей животворной теплотой производит благодетельные перемены в природе, так и Церковь своей благодатной, творческой силой пересоздает отношения между людьми. Проникнутые истинно-христианским настроением верные чада ее в своем бытовом и общественном укладе жизни, так сказать, перерастают внешние, юридические рамки, поставленные законом, – так что истинная жизнь Церкви, как живого организма, определяется не внешними регламентациями, а нравственно-органическими началами.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/na...

Ап. Павел обращается к христианам: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу» ( Евр.12:22–24 ). О том, что к Церкви принадлежат не только ныне живущие христиане, но и все в вере скончавшиеся, а также ангелы, однозначно говорит и церковное Предание. Но очевидно, что пребывание ангелов в Церкви не связано непосредственно с Боговоплощением. Ангелы бесплотны, Тела и Крови Христовых они не причащаются. Следовательно, у Бесплотных сил имеется иной, отличный от нашего, способ участия в Церкви. То же относится и к ветхозаветным праведникам. Поэтому наименование Церкви «Телом Христовым» не следует рассматривать как ее исчерпывающее определение. Оно есть не более чем библейский образ Церкви, хотя он и выражает существо Церкви глубже, чем другие экклезиологические образы Священного Писания. В самом общем смысле под Церковью понимается от Бога установленное общество всех личных (т. е. разумно-свободных) существ, верующих во Христа Спасителя и соединенных с Ним как с Единой Главой. К Церкви принадлежат, во-первых, все верующие во Христа, живущие на земле, во-вторых, скончавшиеся в вере и, в-третьих, ангелы. Поэтому Христову Церковь можно условно разделить на две части. Первая – православные христиане, живущие на земле. Земная Церковь есть «странствующая Церковь». По словам ап. Павла, мы не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего ( Евр.13:14 ), т. е. цель «странствующей» Церкви – достижение «небесного Отечества», Царства Небесного. Иногда она называется также «Церковью воинствующей», поскольку жизнь христианина на земле есть духовная брань, сражение как с врагами внутренними, т. е. с грехами (см.: Быт.4:7 ; Рим.6:14 ; Евр.12:4 ), так и с внешними – с невидимыми врагами спасения: ...наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной ( Еф.6:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010