Скромная трапеза была приготовлена для нас под роскошною тенью смоковницы; все пили из серебряных кубков, один за здравие другого, передавая кубок поочередно соседу с низким поклоном. Это радушное угощение, посреди развалин, было также исполнено поэзии Омирической. Тогда приступили мы к осмотру развалин. Арчил Дадиан прежде всего ввел нас в устье сквозной пещеры, и по её крутому извивистому спуску, совершенно нечаянно вышли мы к водам Техуры; но здесь река казалась озером, потому что она образовала правильную дугу между крутых берегов, поросших лесом, и не было видно ни откуда, ни куда течет она в этом овальном водоем, будто бы нарочно устроенном руками человеческими, для великолепной царской купальни. Подземный проход сей тайно доставлял воду жителям нижнего города и замку, построенному на скате холма, и в самый вышгород подымали ее на вьюках, вдоль гребня крепостной стены. Мы возвратились опять на пространный луг, огражденный бойницами, и взошли в единственную церковь , уцелевшую посреди развалин. Она складена, частью из дикого камня, частью из кирпича, и, по своим византийским формам, являет глубокую древность. Можно согласиться с мнением ученых путешественников, которые относят ее ко временам Иустиниана, ибо известно по истории Прокопия, что он соорудил церковь у лазов, когда царь их обратился в христианство ; и так эта церковь может быть VI века и вероятию посвящена была Богоматери, как большая часть храмов Иустиниановых. По здесь она носить название сорока мучеников, потому что в правом приделе показывают сорок кружков, правильно расположенных на помосте, где будто бы погребены священные останки страдальцев севастийских. Местное предание называет даже озером сорока мучеников ту живописную часть реки Техуры, которою мы любовались из подземелья, и утверждает будто бы они пострадали на этом месте. На чем-нибудь, однако, должно быть основано такое предание: если, быть может, императором Иустунианом, даны были частицы мощей св. мучеников, для нового храма, и там положены они, по образцу их погребения в Севастийской церкви: то не мудрено, что благочестие новообращенных христиан искало себе усвоить и поприще их страданий; самая необычайность Техурского водоема располагает верить его таинственному назначению.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Капусту нашинковать, положить в кастрюлю, добавить масло, немного воды и тушить около 1 часа. За 15—20 минут до окончания тушения прибавить томат-пюре, сахар, соль, перец, лавровый лист, уксус. Сушеные грибы замочить, прокипятить 10—15 минут, нарезать ломтиками и обжарить в масле. Сложив грибы в миску, на той же сковороде поджарить лук и затем смешать его с грибами, добавив нарезанный огурец, соль и перец. Половину тушеной капусты уложить слоем на смазанную жиром сковороду, на капусту выложить приготовленные грибы и вновь покрыть слоем оставшейся капусты. Посыпав капусту сухарями и сбрызнув маслом, поставить в духовку для запекания. Перед подачей на солянку можно положить ломтики лимона или маслины. Грибную солянку можно приготовить также из квашеной капусты, не добавляя в этом случае уксуса. Как испечь жаворонков в день святых сорока мучеников В день святых сорока мучеников, 9/22 марта, Церковь празднует память 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Благоговея к памяти святых 40 мучеников, совершаемой всегда в Четыредесятницу, Православная Церковь постановила совершать в день преставления их литургию, облегчать пост и тем этот день делать торжественнее. По обычаю, в этот день пекутся жаворонки. Для теста: 2 кг муки, 50 г дрожжей, 250 г растительного масла, 1 стакан сахара, 0,5 л воды, щепотка соли. Для смазки: сладкий крепкий чай. Жаворонки делаются из крепкого, упругого теста. Из куска хорошо выбродившего теста раскатать валик, нарезать на куски массой примерно 100 г, раскатать из них жгуты, завязать узлом, головке придать соответствующую форму, воткнуть изюминки-глаза, слегка примять пальцами хвостик, сделать маленьким ножичком надрезы-перышки, смазать поверхность настоем крепкого чая с сахаром, испечь. Голубки, как и жаворонки, изготавливаются из жгута теста, который надо раскатать так, чтобы один конец был тонким и гибким — головка, а все тело потолще, удлиненное, его надо слегка примять пальцами. Хвост веерообразно надрезать ножиком. Для крылышек тесто тонко раскатать, вырезать крылышко, надрезать перышки, смазать чаем, последняя деталь — изюминки-глазки.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В этот день мы снова размышляем о нашей России, которая является, может быть, самой прекрасной в мире страной после Святой Земли, прежде всего потому, что она напоена кровью стольких мучеников. Как прославляет Церковь этих святых, как украшается ими, как зовет она нас быть в общении с ними! Сорок мучеников Севастийских и сорок миллионов новых мучеников Российских нам говорят: " Многие из вас боятся мученичества. И это естественно. Господь никогда не дает испытаний, которые мы не сможем перенести. Сила благодати и сила Духа в кресте, посылаемом Господом, всегда больше, чем сила страданий. Надо исполниться доверия к Господу, только бы крест наш был глубоко укоренен в Кресте Его " . В молитве к новым мученикам и исповедникам Российским есть размышление о том, как в юности, читая о древних страстотерпцах, новомученики " в сердце своем помыслиша, колико доброхвально есть таковым подражати " . Как бы глядя на происходящее вокруг, Церковь взывает к ним: " А поскольку на всякое время возможно есть найти на ны испытаниям нечаянным, испросите нам от Господа мужества дар, толико благопотребный в жизни нашей " . Как случилось, что один из воинов Севастийских убежал из воды смерти и славы, а другой побежал в эту воду? Какой урок дает мне этот смелый мученик-воин, указу перстом на мой грех, на мою трусость, на мое желание тепла и покоя, на мое недостоинство называться христианином? Эту тайну должен услышать даже глухой: смелыми бывают, когда любят. В одно мгновение может наше сердце уязвиться Христовою любовью, но мы не смеем на это безрассудно рассчитывать. Надо заранее, до времени гонений, до того, как придут огненные испытания, так жить и молиться, чтобы обрести хоть каплю этой любви. Хоть каплю любви ко Господу. И постом, и молитвою, и принятием многих скорбей, верностью заповедям Господним Церковь учит укреплять наши души. Да, надо неповерхностно и нелицемерно молиться в ожидании грядущих событий, потому что совсем нелегко их будет пережить. Велико зло, в котором сегодня находится мир. Сорока миллионов новых мучеников Российских оказалось, как видно, недостаточно для возрождения России, хотя для многих, благодаря им, открылось небо, так что они устремились к воде крещения. Но зло, по пророческому слову святого Царя-мученика Николая, становится все сильней. Потребуется ли новое поколение мучеников, чтобы родилось новое поколение любви? Никто из нас не может быть уверенным, что Бог сподобит его такой высокой участи - стать мучеником времени кончины мира. Но мы должны жить так, как если бы Господь готовил нас к этому.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_36...

Указом 11-го Февраля велено было послать с Гречанином Константином Государева жалованья к Александрийскому Патриарху Никифору четыре сорока соболей, ценою на сто пятьдесят рублей. 7) В Январе 1640 года, прибыл в Путивль из Царьграда Севастийский Митрополит Иосиф и объявил: «что идет для Государева великаго дела и есть за ним изустное тайное Государево слово». Иосиф привез с собою от архимандрита Амфилохия грамоту к Государю, в которой писано: «Ныне едет к вам богомолец Царствия вашего, преосвященный Митрополит Севастийский господин Иосиф, и верный раб ваш о Бозе (т. е. сам Амфилохий) пребывает здесь для ваших дел; он вам объявит всякия притчи. Приезд его в Москву для того, чтобы ему украсить святыми иконами и иным церковным строением божественную церковь , которую соорудил. Я же богомолец ваш, ведая его добрым человеком, послал с ним сию мою челобитенку к Царствию вашему, объявить нужду, обиды и протори, которыя учинились надо мною от недругов, также и над блаженнейшим новым мучеником господином Кириллом, бывшим Патриархом Константинопольским. Я бегал и укрывался больше шести месяцев и ожидал всякий день смерти, а ныне пребываю на Иерусалимском подворьи, беден и в нужде; твое царское жалованье, что ты Государь и блаженнейший отец твой, святейший Патриарх Кир-Филарет Никитич Московский и всея России, мне пожаловали, все у меня отняло и сверх того задолжал и исхарчил больше двух сот рублей, чтобы мне освободиться от смерти... Ныне пребываю беден и нищ и в великом долгу и сего ради молю со слезами и бью челом тебе великому Государю, пожалуй меня беднаго богомольца своего от великаго своего жалованья, как тебя Бог известит». Грамота писана 5-го Ноября 1639 года. 31 Января Митрополит Иосиф представлялся, с архимандритом своим Леонтием, Государю и поднес ему, Государыне и Царевичу привезенные им дары, состоявшие из бархата, обьяри и других вещей, в замен чего получил обычное жалованье. Из челобитной Митрополита Иосифа видно, что он в Есфигменском монастыре (на Св. горе) устроил новую церковь Рождества Богородицы, где намерен был поминать царских родителей, и потому просил у Государя жалованную грамоту Есфигменскому монастырю на приезд оттуда за милостынею, да еще ризницу, кадило и мантию.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

– Будет такое время, вот положат тебе хлеб и крест и скажут: выбирай! И многие отойдут от веры и возьмут хлеб, за кусок хлеба Христа продадут. И я слушал и думал, что ни за что в жизни не выбрал бы хлеб – это ведь так просто и понятно. А потом меня пригласили помогать в алтарь, и когда я с жаром рассказал о последних временах одному молодому батюшке, он тут же меня срезал: – Ну, конечно, я бы взял хлеб. Семью-то как кормить? Тут даже и думать нечего. Мне рассказывали, что некоторые наши батюшки едят в пост скоромное, потому что «прошлогоднее сало – постное», но услышать от священника такое я был не готов. А как же мученики? А как же Божии старчики, которых и били, и морили голодом? – Это ты такой романтичный, потому что никто никогда тебя по-настоящему не бил. Читать о мучениках легко и приятно, а вот как ты заговоришь, когда тебя самого пытать начнут? Это был сильный аргумент. Но для меня он не был достаточным. Мученики были, есть и будут. На крови мучеников стоит Церковь. Мы сверяем свою жизнь не только с историями мучеников, но даже и с их святыми образами. Никак нам не прожить без их святой памяти, поэтому, несмотря на Великий пост, Церковь всегда торжественно празднует память сорока мучеников Севастийских. Сорок молодых воинов были замучены в почти легендарном четвертом веке. С тех пор погибло за свои убеждения огромное число людей, но этих сорок церковная память выделяет особо. Страдание святых 40 мучеников Севастийских Воины-христиане отказались участвовать в языческих жертвоприношениях. Сначала их уговаривали, потом соблазняли и, в конце концов, загнали в замерзшее озеро. Фашисты были всегда. Их предки из четвертого века поставили на берегу озера баню, готовую принять «остудивших» свое рвение солдат. Но из ледяного озера никто не выходил. Страдальцы поддерживали друг друга, и это так трогательно изображено на иконе: вот юноша совсем ослабел, но крепится, склонившись на плечо брата. Один все-таки поддался искушению и, обезумев от холода, бросился в теплую баню. Взошел на берег, кинулся к избушке и тут же умер на месте. Солдат из охраны, наблюдавший это зверство с берега, снял с себя одежду и добровольно вошел в озеро к мужественным воинам.

http://pravmir.ru/postnoe-pismo-21-hleb-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – март 2020 30 мин., 08.04.2020 Содержание номера — «Фома». Православный журнал для сомневающихся. — – 2020. 1-я страница обложки: На серовато-голубом фоне - надпись: СЕРДЦУ ПОРА НА ЗАРЯДКУ.  Ниже, в центре — информационное «окошко» с изображением пяти сердец, три с половиной из которых уже заряжены (красного цвета), а полтора еще нет (белые). Внизу страницы написано: ВЕЛИКИЙ ПОСТ — ВРЕМЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ (см. рубрику «Даты месяца: март»/С.4-5/,  в разделе «Вера» - « Дорога к Пасхе »/ С.32-33/, Патриарх Кирилл. «Великий пост: опыт возвращения в рай»/С.34-35/и другие материалы номера). Пролог : Мариэтта Шагинян . Завязь («Тот трижды лжив, кто тороплив ... »).Стихотворение. 1914//Фома. - – март 2020. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: март //Фома. - – март 2020. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 15 марта . День «Державной» иконы Божией Матери. [Этот образ был обнаружен 2 марта 1917 года в подвале Вознесенской церкви села Коломенского. В этот же день от престола отрекся царь Николай II. …    Икону обновили в мастерских московского Алексеевского монастыря.   ...она стала предметом          особого почитания среди верующих. Вскоре почти в каждом храме имелся список «Державной», при участии Патриарха Тихона ей были составлены служба и акафист. В советское время икона хранилась в запасниках Государственного исторического музея. В 1990 году икона была возвращена  в Коломенское, в действующую Казанскую церковь]. Ил.: Икона Божией Матери «Державная». - С.4; 2 марта. Начало Великого поста. [Цитата: Паисий Святогорец . «Войдя в смысл поста и совершая пост от любви ко Христу, человек будет радоваться...»]. Фото Наталии Савиной. - С.4; 22 марта. День памяти Сорока Севастийских мучеников. [История подвига 40 Севастийских воинов, которые в 320 году во времена римского императора Лициния не повиновались своему правителю Агриколаю, назвали себя христианами и отказались поклоняться языческим идолам. За что были раздеты донага и поставлены на льду озера. Всю ночь мученики страдали от холода, но молились Христу. Произошло чудо: внезапно свет воссиял в небе и стал согревать их. Правитель, узнав о случившемся, повелел убить воинов и сжечь тела. Их прах развеяли, а кости бросили в реку. Спустя три дня святые предстали в видении епископу Севастийскому Петру и указали ему место в реке, где покоились их останки, откуда они были извлечены христианами для почитания]. Фото Владимира Лобачева. - С.5;

http://foma.ru/bibliografija-foma-3-203-...

Церковь св. Самуила близ Евдома (86) (πλησον το Εβδμου) ( Janin. 1969. P. 449-450), построена в нач. V в. при имп. Аркадии по случаю перенесения в К. мощей прор. Самуила, к-рые и были в ней положены. Разрушена землетрясением 14 дек. 557 г., в позднейших источниках не упоминается. Церковь святых Сергия и Вакха (Кючюк-Аясофья-джами) (87) - см. Сергия и Вакха храм в Константинополе . Церковь св. Силы (88) (Δναμις) ( Janin. 1969. P. 101), возможно, построил имп. Константин Великий, посвятив ее Силе Божией, подобно тому как ц. Св. Софии была посвящена Мудрости, а ц. Св. Ирины - Миру. В источниках XII-XIII вв. говорится, что церковь имела форму базилики, на основе чего Жанен высказал предположение, что она была сооружена к нач. VI в.: начиная с имп. Юстиниана I (527-565) такой тип постройки больше не использовался. Согласно Синаксарю К-польской ц. (кон. X в.), 16 мая в этой церкви, которая находилась недалеко от гавани Неория, совершалась служба мц. Евфимии (SynCP. Col. 689). Последнее упоминание о церкви относится к нач. XIII в.: в соглашении от 13 нояб. 1202 г. говорится, что имп. Алексей III Ангел Комнин (1195-1203) даровал генуэзцам право на владение Золотым Рогом вплоть до ц. св. Силы ( Miklosich, M ü ller. Vol. 3. P. 52). Церковь Сорока мучеников в квартале Кесария (89) (το Καισαρου) ( Janin. 1969. P. 482-483), была основана, согласно «Пасхальной хронике», консулом и префектом претория Кесарием в связи с обретением в 451 г. имп. Пульхерией мощей Севастийских мучеников , которые и были здесь помещены (впосл., вероятно, перенесены в Св. Софию, где их видел анонимный рус. паломник во 2-й четв. XV в.). Церковь находилась за стенами Троадских портиков, т. е. недалеко от Золотых ворот; др. прямых упоминаний о храме нет. Церковь Сорока мучеников на Месе (90) (τς Μσης) ( Janin. 1969. P. 483-484; Иванов. 2011. С. 263-264), основана на месте претория имп. Тиверием I (578-582) и его женой имп. Анастасией. Согласно Иоанну Эфесскому, император употребил для работ материалы, на к-рые разобрал не достроенный его предшественником Юстином II колосс в Зевксиппе.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Под скалой Распятия расположен придел Адамовой главы , иначе известный как придел Мелхиседека, по преданию совершившего здесь погребение главы прародителя рода человеческого. Отсюда видна расселина в Голгофе шириной около 15 см. Из этого придела дверь справа ведет в кабинет-келью епитропа храма (бывший придел святого Иоанна Предтечи) , откуда можно пройти в православную ризницу , где хранится крест-реликварий с частицей Животворящего Древа и множество частиц мощей святых. Двор и его постройки Двор Храма Гроба Господня Территория площади перед входом в храм почти целиком принадлежит Иерусалимской Патриархии. В левом углу двора возвышается колокольня , построенная французским зодчим Журденом в 1160-1180 годах. Храмы в левой части двора, выходящие апсидами на западную сторону площади, имеют общий вход слева от портала храма, рядом с колокольней. Под колокольней расположена церковь Сорока Севастийских мучеников , являющаяся усыпальницей Иерусалимских патриархов. Крест, увенчивающий иконостас, поддерживают 2 резных декоративных дракона, символизируя освящение Голгофской Жертвой всего тварного мира. Слева от церкви Сорока мучеников под открытым небом находится церковь Жен-мироносиц , без крыши, только иконостас имеет небольшой козырек, предохраняющий иконы и внутреннее убранство алтаря. Посреди храма небольшой беломраморный киворий указывает место явления Воскресшего Господа святой Марии Магдалине (Ин 20, 11-18). Слева от церкви святых Жен-мироносиц, в западной части двора, помещается церковь святого Иакова, брата Господня . Этот храм является приходским для православных Иерусалима. В западной части храма, в притворе, находится чудотворная икона Божией Матери, помещенная, по преданию, на месте той, от которой был голос преподобной Марии Египетской. Из общего вестибюля описанных храмов широкая каменная лестница ведет на 2-й этаж, где расположена патриаршая домовая церковь равноапостольных Константина и Елены . По устройству Святогробского братства вся Иерусалимская Патриархия представляет собой монастырь во имя этих святых.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Гроба_Гос...

Уже в первой половине сентября монастырь был фактически разграблен. Изымалось все: от митр и посохов (среди которых были и принадлежавшие некогда митрополиту Филофею) до последней лампочки, табуретки и даже полотенца. В 1924 г. монастырские здания, как памятники зодчества, были переданы отделу Главнауки, там расположился музей атеизма. Поскольку у музея не было средств, что бы заняться ремонтными работами, в 1925 г. заведующий секцией музеев и охраны памятников Л.Р. Шульц предложил вернуть Троицкий собор группе верующих, но в этом было отказано. Настоятельские покой передали в аренду санаторию для туберкулезных детей, церковь Петра и Павла - окархиву, а в церкви Сорока мучеников расположили автохранилище. Несмотря на происходящие в стенах обители перемены, бывшие прихожане Троицкого монастыря, не теряли надежды на возобновление в нем богослужений. В 1925 году они образовали общину Свято-Троицкого соборного храма, названную Свято-Троицким Затюменским религиозным обществом, состоящим из 257 человек, и утвердили устав, зарегистрированный в окружном административном отделе. На заявления уполномоченных общины о проведении богослужения в Троицком соборе и о передачи ее в пользование предметов церковной утвари, последовал отказ краевого административного отдела. В 1941 г. Троицкий монастырь был передан коммунально-эксплуатационной части военного гарнизона г. Тюмени В 1946 г. было принято решение о строительстве Горводоканала. Тогда было принято решение о строительстве на территории Троицкого монастыря очистных сооружений. Церковь в честь сорока мучеников Севастийских и домовая церковь митрополита Филофея в честь Боголюбской иконы Божией Матери были снесены. В январе 1946 г. областной совет принял решение о сохранении памятников древнерусской архитектуры бывшего Троицкого монастыря: «… Изъять в ведения ЕЭЧ Тюменского гарнизона временно переоборудовавшийся им на время Великой Отечественной войны под вещевые склады все здания и сооружения бывшего Троицкого монастыря г. Тюмени». Далее в этом документе говориться о запрещении КЭЧ дальнейшего использования здании Троицкого монастыря и передаче его в ведение областного отдела по делам архитектуры до 1 февраля 1946.

http://sobory.ru/article/?object=00957

34 Труды которого, к сожалению, не нашли отражения на страницах книги; см.: Басаргина Е. Ю. Русский археологический институт в Константинополе. Очерк истории. СПб., 1999. 35 Книга Паломник. Сказание мест святых во Царьграде Антония, архиепископа Новгородского в 1200 г./Под ред. X. М. Лопарева//Православный Палестинский сборник. М., 1899. Т. 17. Вып. 3 С. 33. Рассказ Антония Новгородского, вроде бы, располагает искать «Испигас» и, следовательно, «русский убол» на северном, противоположном по отношению к собору святой Софии, берегу Золотого Рога, в современной Пере, где находился район под названием Πηγαι. В то же время место под городской стеной на южном берегу Золотого Рога, откуда на лодках переправлялись в Πηγαι., именовалось также Испигасом (εις εηγας;), и именно здесь, по некоторым соображениям, локализуют Борисо-Глебскую церковь (Janin R. La geographie eccelesiastique de I’Empire Byzantin. Partie 1. 2 e ed. Paris, 1969. Т. 3: Les eglises et les monasteres. Р. 65). Дополнительные сложности вносит уверение Антония, что на границе «русского убола» стояла церковь Сорока мучеников Севастийских; между тем в Пере о таком храме ничего не известно, и упомянутую в «Книге Паломник» церковь отождествляют то с церковью Сорока мучеников на Месе, центральной улице Царьграда (Кузенков П. В. Византия и Русь//Православная Энциклопедия. М., 2004. Т. 8. С. 224, сред. стб.), то с таким же храмом «близ Медного Четырехвратия» (πλησιον του Χαλκου Τετραπυλου ) (Janin R. La geographie eccelesiasmique…P. 485–486). И в том, и в другом случае выходит, что Русский квартал был несообразно обширен, пересекая с севера на юг, от Месы до Золотого Рога, почти весь Константинополь. Или нужно различать между «Русским уболом» и «Русским градом» в рассказе архиепископа Антония? Вопрос явно нуждается в специальном исследовании. 36 Турилов А. А. Запись о построении церкви Бориса и Глеба в Константинополе//Письменные памятники истории Древней Руси. Летописи, повести, хождения, поучения, жития, послания. Аннотированный каталог-справочник/Под ред. Я. Н. Щапова. СПб., 2003. С. 45–46.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010