Сегодня Православная Церковь празднует память сорока мучеников Севастийских 22 марта, 2011. Редакция " Правмира " Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Войны предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет» В 313 году Святой равноапостольный император римский Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания в Римской империи и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Лициний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Лициний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско. В то время в одном армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Войны предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет». На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков. Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что Святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня , если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо примете венцы нетленные».

http://pravmir.ru/segodnya-pravoslavnaya...

Москва. Церковь Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе. Сорокосвятская церковь, Церковь Сорока мучеников Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь построена в 1645 г. на месте старого деревянного храма. Колокольня возведена, по одним источникам в 1801 г., а по другим в 1838 г. В 1838 г. на средства купца Маслова построена трапезная. В 1812 г. церковь сильно пострадала от французов, была разграблена, священник отец Петр Гаврилович Святославский, защищавший храм, был умертвлен. Тело его было погребено в Новоспасском монастыре (надгробие не сохранилось). В церкви было два придела: во имя святителя Николая и Петра и Павла. 22 марта 1922 г. в этом храме последний раз в своей жизни совершил хиротонию Святейший Патриарх Тихон. В 1932 г. храм был закрыт. Колокольня разрушена до второго яруса, главка снесена. Сейчас богослужение возобновлено. История храма тесно соприкасается с историей Новоспасского монастыря, к которому он напрямую относится, хотя и расположен вне его ограды. По предположению одного из настоятелей храма, отца Клавдия Маркова, служившего в нём в начале ХХ века, его посвящение Сорока Севастийским мученикам, особо почитаемым в Греции, связано с родством московского великокняжеского дома и византийской императорской династии Палеологов. По предположению одного из настоятелей храма, отца Клавдия Маркова, служившего в нём в начале ХХ века, его посвящение Сорока Севастийским мученикам, особо почитаемым в Греции, связано с родством московского великокняжеского дома и византийской императорской династии Палеологов. Первое письменное упоминание о храме содержится в окладной книге церковных соборов за 1625 год. Вполне вероятно, что он был построен в XVI веке после переведения в конце XV века великим князем Иоанном III Спасского монастыря на «Новое» место и формирования в округе монастырской слободы. В 1642 году при царе Михаиле Федоровиче, одном из главных благоустроителей Новоспасского монастыря, на месте деревянного был воздвигнут каменный храм с приделом во имя святителя Николая. В том же году были освящены сначала придел, а позже – главный престол храма.

http://sobory.ru/article/?object=02992

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ни один человек не может обойти этот выбор 08.04.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: сорока мучеников Севастийских Слово в день сорока мучеников Севастийских Праздник сорока Севастийских мучеников всегда был большим событием в Православной Церкви. Издревле, с самого времени их мученической кончины в 313 году, Церковь торжественно прославляла этих святых. Они приняли страдание за Христа перед самой победой христианства в Римской империи. Тогда уже был принят знаменитый Миланский эдикт, разрешающий свободу христи­анского вероисповедания, но были еще отдельные вспышки гонений перед той полной победой, когда христианство утвердилось во всей Римской империи. Так бывает: кончается война, и накануне победы кто-то принимает смерть. Эти воины приняли страдание за Христа в ледяном Севастийском озере. Их смерть была особенно славной, потому что они имели возможность избавиться от страданий. На берегу озера была растоплена баня, и каждый из них мог оставить место мучений и прибегнуть к этому спасению. Их подвиг памятен для нас и тем, что один из воинов не выдержал и предпочел безопасную, благополучную жизнь без Христа смерти со Христом. Это видел один из стражников. По непостижимому Божественному Промыслу ему открылось, что там, где стоят эти мученики, — жизнь и слава. Там то тепло, которое невозможно обрести нигде и никогда, там Сам Господь. Видя мученические венцы, сходящие на воинов, он закричал: «И я христианин!» — и присоединился к ним, чтобы вместе с ними разделить и страдания, и славу. Церковь с самого начала увидела в этом образе то, что во все времена определяет жизнь каждого христианина и жизнь всей Церкви. Так или иначе мы оказываемся перед этим выбором. Либо мы должны пожертвовать Христом ради своего благополучия, либо пожертвовать своим благополучием ради Христа. Ни один человек не может обойти этот выбор. Но бывают такие испытания, которые охватывают всю Церковь. И те гонения, которые были в древней Церкви, и те, что были в самое недавнее время, были отмечены этим — одни избирали Христа, а другие отрекались от Него. Некоторые отрекались, когда как будто были уже близки к тому, чтобы получить мученический венец. А среди людей, которые были к Церкви безразличны, и даже среди ее гонителей внезапно обретались исповедники веры.

http://moral.ru/40-muchenikov/

Крещение «по традиции» — основная проблема Свой взгляд на проблему катехизации порталу «Правмир» излагает протоиерей максим Первозванский, клирик храма сорока Севастийских мучеников 10 августа, 2010 Свой взгляд на проблему катехизации порталу «Правмир» излагает протоиерей максим Первозванский, клирик храма сорока Севастийских мучеников Свой взгляд на проблему катехизации порталу « Правмир » излагает протоиерей Максим Первозванский, клирик храма сорока Севастийских мучеников: Безусловно, священник должен выяснить, почему человек решил принять крещение. К сожалению, мотивы, по которым возникло желание принять таинство, могут быть не связаны с желанием стать христианином. Взрослые люди, которые приходят в наш храм, чтобы креститься, в большинстве случаев приняли это решение сознательно. Как правило, их приводят к крещению какие-то проблемы. Почему-то человек задумался, хочет изменить свои жизненные ценности. Такие люди готовы к разговору со священником, который может помочь скорректировать взгляды. В нашем храме катехизаторские беседы проводятся каждую пятницу. Мы требуем, чтобы каждый, готовящийся к крещению и будущие крестные, понимали Символ веры. В редких случаях выясняется, что у человека каша в голове, он не понимает, что значит быть христианином: начинает говорить про «космические энергии», «поправку кармы» и т.д. Тогда мы отказываем в совершении таинства. Если человек крестился осознанно, стремится к христианской жизни, может возникнуть проблема в период его воцерковления. Дело в том, что не во всех храмах есть общинная жизнь. Человеку предлагают ходить на богослужения, а он настроен еще и на общение, совместную с другими прихожанами деятельность. Ведь Церковь — это общность людей. В нашем храме возрождение приходской жизни начиналось с детской воскресной школы, где знакомились между собой и родители. Позже появилась группа «Милосердие», стали организовывать паломнические поездки, встречи для молодежи. Сегодня, в отличие от 90-х годов, большинство людей становятся христианами в младенчестве. В нашем храме статистика примерно такая — на одного крещаемого взрослого двадцать младенцев. По правилам Церкви крестить можно детей верующих, крещеных и венчанных родителей. Исключение делаем, если крестить внука приводит верующая бабушка, которая может воспитать ребенка в вере. Крестим младенца, если один из родителей верующий, а другой дал свое разрешение крестить.

http://pravmir.ru/kreshhenie-po-tradicii...

Мендерское. Церковь Сорока мучеников Севастийских. Карта и ближайшие объекты Первые упоминания о церкви села Мендерское Белозерского района Курганской области относятся ко второй половине 19 века. По сохранившимся приходским книгам можно судить о том, что уже в 1865 году справно вели свои дела отец Дмитрий Доброходов, дьякон Николай Арзамазов, пономарь Епифан Попов и другие служители культа, отпевая и провожая усопших на приходское кладбище, регистрируя младенцев и крестя оных, венчая молодожёнов и ведя статистику села Мендерское. Церковь упомянутых лет была деревянной и в 1895 году её постиг пожар. На месте сгоревшей церкви на средства прихожан и частных благотворителей в 1907 году была построена новая каменная церковь. По материалам областного архива в приходе находились деревни: Обабкова, Шмакова, Большая Заросль, Малая Заросль, Рассохина. В штате церкви состояли: священник, дьякон, псаломщик. Церковь осуществляла церковно-религиозные обряды. На основании декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР " Об отделении церкви от государства и школы от церкви " от 23.01.1918 года Мендерская церковь была лишена юридического права и закрыта в 1938 году. До 1967 года в здании церкви находился сельский клуб, библиотека, затем зерносклад. Постепенно здание церкви разрушалось и разграблялось. К 1984 году были разрушены церковные купола и звонница, окна и врата разбиты, фрески и росписи стен и купольного свода уничтожены. Источник: сайт wikikurgan.orbitel.ru В 1993 году были попытки реставрации церкви. Церковь в селе каменная, построена прихожанами при помощи частных благотворителей в 1907 году. В ней один престол во имя свв. четыредесяти мучеников Севастийских. В деревне Большой Зарослой имеется часовня-школа. В приходе находятся деревни: Обабкова (1 вер.); Шмакова (6 вер.); Большое Зарослое (9 вер.); Малая Заросль (9 вер.); Рассохина (3 вер.). Всего в приходе 609 дворов, прихожан мужского пола 1469, женского 1461. Церковной земли имеется: усадебной 12 дес., пахотной 90 дес., сенокосной 9 дес.

http://sobory.ru/article/?object=26084

Завершил строительство церкви имп. Маврикий в 590 г. В IX в. имп. Феофил предоставил храм для преподавания Льву Математику (впосл. архиепископ Фессалоникийский); в XI в. здесь преподавал Иоанн Итал . Имп. Андроник I Комнин (1183-1185) отреставрировал церковь с целью сделать ее своей фамильной усыпальницей и перезахоронил здесь прах своей 1-й жены; он также поместил снаружи свое изображение в виде простого крестьянина и построил рядом дворец. Исаак II Ангел, свергнув Андроника, запретил хоронить его в церкви, а дворец переделал в больницу. Сохранилась эпиграмма XII в., сообщающая о наличии в пропилеях церкви фрески Сорока мучеников. Возможно, в латинский период здесь был капитул каноников. Согласно историку Дуке, церковь просуществовала до кон. XIV в., когда имп. Иоанн V Палеолог повелел ее разобрать, чтобы восстановить городские стены от Золотых ворот до моря, хотя, по мнению Жанена, эта информация может относиться к ц. Сорока мучеников в квартале Кесария, располагавшейся вблизи Золотых ворот. Локализуется на месте совр. медресе Мерзифонлу Кары Мустафа-паши. Церковь Сорока мучеников близ Медного Тетрапилона (91) (πλησον το Χαλκο Τετραπλου) ( Janin. 1969. P. 485-486), наиболее известная и посещаемая церковь К. во имя Севастийских мучеников. Согласно Псевдо-Кодину и анониму Бандури, основана имп. Анастасием I (491-518) и его женой Ариадной и находилась в квартале Константинианы. Несомненно, она уже существовала в нач. VII в., поскольку, по сведениям «Пасхальной хроники», в 609 г. к востоку от нее было завершено строительство цистерны (предположительно отождествляется с совр. цистерной Сарачхане). Если, как предположил Жанен, к этой церкви относится сообщение Антония Новгородца, то в ней имелась часть мощей мучеников и глава св. Иоанникия (Великого?). В храме отмечалось 3 синаксиса: во имя Севастийских мучеников (9 марта) в присутствии патриарха и императора, в честь освящения церкви (29/30/31 дек.) и во имя мучеников Мардония, Мигдония и др. (30 сент.). В Неделю ваий отсюда направлялась торжественная процессия в Св.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Переславль-Залесский. Церковь Сорока мучеников Севастийских. Сорокосвятская церковь, Церковь Сорока мучеников Карта и ближайшие объекты Сорокасвятская церковь. 1755. Излюбленный уголок для живописцев в Переславле – место впадения реки Трубеж в озеро, где на речной глади отражается стоящий на берегу красивый храм. Церковь Сорока Святых была построена во второй половине XVIII века, в период подъема церковного строительства на средства московских купцов Щелягиных. Некоторые исследователи предполагаю, что нижний этаж более раннего происхождения. Но особо привлекает вниманием декоративным убранством верхняя часть церкви. С незапамятных времен на этом месте стояло два деревянных храма – «Церковь Святых Четыредесять Мученик на Посаде» (упоминается в 1628 году) и в честь Покрова Пресвятой Богородицы (с 1652 года). В приходе второй церкви значилось 82 двора. В 1755 году на средства московских купцов Максима и Ивана Щелягиных, построили новый каменный храм с приделом Рождества Богородицы. В приходе церкви состояло около 200 человек. В начале ХХ века в храме появились росписи, выполненные переславским мещанином В.П. Шеманаевым. После революционных событий храм взял в свое ведение приходской совет. Летом 1919 года в церкви случился пожар, и особенно пострадала настенная живопись из-за копоти ее невозможно было рассмотреть. Службы в храме продолжались, когда 1922 году ВЦИК издал указ об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья. Власти опасались препятствий со стороны священства и верующих. Митрополит Сергий был вынужден обратиться к православной пастве Владимирской епархии, куда входил Переславль, с воззванием: «…И покорностью благой воли Божией спокойно подчинимся необходимости расстаться с любезными нам благолепием наших храмов, чтоб хоть этим покрыть вопиющую нужду… Без золота и серебра храмы наши останутся храмами, а святые иконы – святыми иконами». Прибывший в апреле 1922 года в Сорокосвятскую церковь комиссию по изъятию церковных ценностей встретил священник Леонид Гиляревский, церковный староста П.

http://sobory.ru/article/?object=00438

В годы Великой Отечественной войны в храме находился цех для изготовления болванок для снарядов. В 1965 году в церкви помещался один из НИИ, в 1980-1990 годах ЦПКТБ «Системпроект» и Главный вычислительный узел Министерства машиностроения. Передача храма общине верующих состоялась после письма Патриарха Алексия II от тридцать первого августа 1990 года в Моссовет, и с 1992 года здесь проводятся богослужения. Пятнадцатого сентября 1995 года был освящён правый придел храма во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, освящение совершил епископ Орехово-Зуевский Алексий, настоятель Новоспасского монастыря. http://40much.ru/istoriya-xrama/ Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе церковь (Динамовская улица, дом 28). Впервые деревянный храм на этом месте упомянут в 1625 г., каменное здание выстроили в 1644–1645 гг. В 1699 г. к нему присоединен придел во имя святителя Николая Чудотворца. В 1812 г. наполеоновские солдаты замучили священника храма Петра Святославского (Вельяминова), который пытался защитить храм, и ограбили церковь. В 1831–1838 гг. к церкви пристроили обширную трапезную с приделами апостолов Петра и Павла и святителя Николая. Тогда же была возведена и колокольня. В 1878 г. здание капитально отремонтировали, ряд икон в иконостасе украсили серебряными вызолоченными ризами. Храм славился иконами XVII века Господа Вседержителя и Божией Матери «Знамение». В 1896 г. при Сорокосвятском приходе, в большом двухэтажном каменном здании открыли церковно-приходскую школу и богадельню. Храм закрыли в начале 1932 г., сломали верх колокольни и купол. В 1990 г. перестроенное церковное здание вернули общине верующих. Богослужения были возобновлены в 1992 г. 15 сентября 1995 гг. был освящен правый придел апостолов Петра и Павла. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/17 Церковь Сорока Мучеников на Новоспасской площади известна с 1625 г. Нынешняя главная выстроена в 1645 г. Освящена 28 августа, в том же году 9 мая был освящен придел Николая Чудотворца. В 1698 г. построена новая каменная трапезная с Никольским престолом. В 1801 г. сооружена нынешняя колокольня. В 1839 г. выстроен придел Петра и Павла. В 1878 г. трапезная переделана. В 1812 г. мученически погиб от французов местный священник Петр Гаврилович Вельяминов.

http://sobory.ru/article/?object=02992

Святых воинов раздели, повели к озеру и поставили под стражей на льду на всю ночь 22 марта. ПРАВМИР. Православные христиане празднуют память сорока мучеников Севастийских. На Руси этот праздник также называли Сороки, поскольку считалось, что в этот день из теплых стран возвращались птицы. По традиции накануне праздника пекли «жаворонков» — булочки в виде птиц. Событие, которое вспоминают в этот день в Церкви, произошло в IV веке. В 313 году Святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско. В то время в одном армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Воины предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет». На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков. Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что Святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

http://pravmir.ru/tserkov-otmechaet-pamy...

Скачать epub pdf Воскресное всенощное бдение. Память сорока мучеников Севастийских Сегодняшнее воскресенье совпало с днем памяти сорока мучеников Севастийских. Святые мученики не были аскетами и молитвенниками, они были простыми воинами. И осталась память о том, что воевали они прекрасно, то есть воинами были хорошими, храбрыми. Храбрость – качество духовное, потому что ничего не боится только сумасшедший. Нормальному человеку чувство страха ведомо, и оно для него естественно. Храбрость – это не отсутствие боязни, а возможность страх преодолеть. А для этого нужна сила души. И конечно, к тому подвигу, который сорок мучеников совершили, они подготовились своей жизнью. Ничто не бывает случайным, всегда и греху что-то предшествует, и подвигу. Их подвигу предшествовало их военное искусство. Мученикам Севастийским придумали очень интересную казнь. Вообще в те времена люди были весьма изобретательны на всякие такие штуки. Им не стали рубить головы, не стали давать их на съедение диким зверям, а решили их заморозить, поставили на лед. А чтобы приятнее было стоять на льду, соорудили на берегу баню и жарко ее натопили, чтоб они все-таки дрогнули и отказались от своего, как их мучители думали, заблуждения – от веры во Христа. Святые мученики, будучи воинами, имели полную возможность защищаться, драться, но они добровольно сложили оружие и решили ради Христа потерпеть. Только один не выдержал и побежал к этой бане. И как только он туда вошел, упал замертво: сосуды не выдержали резкого расширения, а может быть, и сердце – инфаркт случился. В это время один из стражников увидел спускающиеся с неба на головы этих мужественных людей тридцать девять венцов. Тогда он быстро разделся донага и бросился к ним в озеро. Так в одну секунду он был причтен к этому сонму сорока мучеников, хотя и не был крещеным, никогда не слышал, наверное, о Христе и вряд ли читал Евангелие, потому что тогда книгопечатания не было и Евангелия целиком не имели даже в христианских общинах. Были только отдельные книги, их переписывали от руки и читали в церковных собраниях. Но святая Церковь почитает этого человека вместе со всеми мучениками, и на иконе изображен сороковой венец, спускающийся на главу вот этого последнего, хотя он вместе с ними не страдал всю ночь, не терпел, а в нем этот переворот случился в одно мгновение. Но то, что с ним произошло, – это именно то самое главное, что должно произойти с каждым из нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010