Источник Сорок мучеников Севастийских — непереходящий праздник, традиционно он отмечается в один и тот же день — 22 марта (новый стиль). Если день праздника Сорока мучеников Севастийских совпадает со средой Крестопоклонной, его могут перенести, как это случилось в 2017 году. Раньше, в дохристианской Руси, этот день считался окончательной датой начала весны. Тогда тоже пекли жаворонки, но вкладывали в выпечку совсем другой смысл, существовали разные традиции и «заклички» весны, когда ее призывали в надежде, что тепло наступит как можно скорее. Церковь не отмечает день весеннего равноденствия, но у этого дня появился новый христианский смысл. И жаворонок стал символизировать душу, которая стремится к Богу и преклоняется перед величием Творца. Поэтому в народе так любят праздник Сорока Севастийских мучеников, до конца выдержавших все мучения и принявших смерть, чтобы не предать Христа. В день Сорока Севастийских мучеников совершается Литургия преждеосвященных Даров. Имена Сорока Севастийских мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий. Читайте также Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно 130 043 Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 21 марта, 2024 20 марта, 2024 21 марта, 2014 22 марта, 2024 22 марта, 2014 7 апреля, 2024 1 апреля, 2024 24 марта, 2024 22 марта, 2024 21 марта, 2024 20 марта, 2024 21 марта, 2014 22 марта, 2024 Лучшие материалы Показать еще

http://pravmir.ru/sorok-muchenikov-sevas...

значится при них священник Иоаким Семенов, в приходе 82 двора, пашни церковной десятина с третью, сена 9 копен. В 1726-1727 г.г. обе церкви – и холодная и тёплая, оказались ветхи, служить в них стало невозможно и, по просьбе священника Ивана Стефанова с прихожанами, разрешено было устроить новые деревянные же церкви, которые в 1728 году были устроены и освящены. Холодная церковь была освящена в то же наименование, а тёплая – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вместо этих двух деревянных церквей в 1755 г., на средства Московских купцов Максима и Ивана Щелягиных построен каменный храм, ныне существующий. Престолов в нём два: в холодной в честь Сорока мучеников, а в приделе тёплом – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Утварью, ризницей, святыми книгами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. На каждом из священных сосудов, на потире, сохранилась надпись: «В 1770 г. построены сии сосуды в Переславль-Залесский в рыбную слободу к церкви Четыредесят Мучеников в помин души Государева духовника протопресвитера Благовещенского Феофана Феофилактовича…» Сохранились надписи и на некоторых богослужебных книгах, например, на Минее написано: «203 (1695). Спасского собора, что у великих государей вверху, диакон Прокопий Феофанов дал сию книгу в Переславль-Залесский в рыбную слободу в церковь Св. Четыредесяти Мучеников по своих родителех во веки неотъемлемо». Подобная же надпись эта 1734 г. есть и на Служебнике. Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1803 г., исповедныя росписи с 1809 г. Особого причта при этой церкви нет; богослужение и требы отправляет причт Введенской церкви, к которой данная церковь приписана с 1873 г. В приходе по клировым ведомостям числится 205 душ мужского пола и 199 женского; все православные. Бывшая при церкви земля, показанная в писцовых книгах, в 1846 г. отобрана в ведомство, в котором состоит Рыбная слобода. В 1805 г. ко храму Сорока мучеников был рукоположен учитель, а позднее инспектор Переславского Духовного училища Никита Ильич Безсонов.

http://sobory.ru/article/?object=00438

Из этой благословенной грамоты можно представить, как выглядела первая деревянная церковь в село Белая. Умелые мастера в течение полутора лет срубили деревянную церковь, и в августе 1707 года церковь была освящена, и в ней начались службы. К 1744 году первая деревянная церковь обветшала и стала тесной, т.к. приход по количеству прихожан значительно вырос, поэтому поп Трофим и прихожане села Белая просят разрешение на строительство новой, более просторной церкви. В этом же 1744 году в селе Белая начато строительство, и шло оно три года. Церковь была освящена 13 декабря 1748 года. Теперь в селе стояли две деревянные церкви. Бельские прихожане, привыкшие к старой уютной деревянной церкви, долго ее не разбирали, и она простояла в селе еще более 7 лет. 9 марта 1773 года, через 25 лет, деревянная церковь была расширена, к ней был пристроен теплый придел во имя Сорока Севастийских Мучеников. 29 июля 1787 года эта деревянная церковь сгорела «от мгновенного запаления», т.е. от молнии. После пожара бельские прихожане построили небольшую временную деревянную церковь, в которой и велась служба. 23 августа 1787 года бельские крестьяне обращаются с челобитной, подписанной священником села Белая Андреем Сунцовым, церковным старостой Андреем Беляевым и выборным от приходских людей крестьянином Филиппом Петровым сыном Шуклиным, в которой просят о построении в селе Бельском, вместо сгоревшей деревянной церкви, вновь каменной в именование Рождества Пресвятой Богородицы с двумя приделами — правый во имя Святителя и Чудотворца Николая, а левый во имя Сорока Мучеников. 26 августа 1787 года Вятский епископ Лаврентий дал бельским прихожанам храмозданную грамоту за 1898 на построение в Бельско-Богородицком приходе новой каменной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца и Сорока Мучеников. В приходе начался ежемесячный подворный сбор денег и изготовление кирпича на кладку церкви. Каменная церковь строилась 10 лет на собственные деньги бельских крестьян. Сначала была построена теплая церковь, но не на два придела, а только на один, освящена 1 февраля 1797 года во имя Святителя Николая и в ней начались службы.

http://sobory.ru/article/?object=09042

В 1714 году, вероятно после поновления, состоялось вторичное освящение храма Новоспасским архимандритом Моисеем. Неоднократно за историю Сорокосвятского храма его настигали беды. В 1764 году он был подвергнут ограблению. Были похищены серебряные венцы с икон, цаты и ожерелья, низанные жемчугом, а главное – святой крест и священные сосуды. Когда в 1771 году в Москве свирепствовала чума, число прихожан храма уменьшилось на 200 человек. Через два года – новое испытание: в 1773 году в пожаре сгорают все приходские дома, после чего возникает угроза закрытия храма. Но благодаря показаниям диакона Петра Гавриловича Святославского (Вельяминова) о том, что все оставшиеся без домов «приходские люди строиться намерение имеют», храм был оставлен, а сам диакон – рукоположен во священника для служения в Сорокосвятском храме. Заботами и попечением отца Петра в 1801 году храм обрёл каменную ограду и новую колокольню. В то время он славился на всю Москву иконами XVII века Господа Вседержителя и Знамения Божией Матери, Евангелием 1698 года, старинными крестами с частицами святых мощей, хранившимися на особом аналое в приделе Николая Чудотворца. В Отечественную войну 1812 года храм Сорока мучеников подвергся разграблению наполеоновскими войсками, все его древние святыни были утрачены. Настоятель же храма Пётр Гаврилович Вельяминов принял от руки врага мученическую кончину. Он был убит на второй день после вторжения французов в Москву в возрасте 66 лет. Батюшка отказался выдать им место хранения наиболее ценной церковной утвари, за что подвергся жестоким истязаниям. Изрубленный саблями и исколотый штыками, но ещё живой, отец Пётр всю ночь пролежал возле храма, плавая в крови. Утром третьего сентября один из французских офицеров, сжалившись над его страданиями, выстрелил батюшке в голову. Зарытый без гроба и отпевания на кладбище Новоспасского монастыря, он трижды был вырываем из могилы неприятелем. И только пятого декабря, после того как его тело было ещё раз вырыто, отец Пётр был отпет по церковному чину. По свидетельству очевидцев, тело батюшки, пролежав в земле три месяца и три дня, оставалось нетленным и из его ран сочилась кровь. В память о подвиге одного из самых замечательных священнослужителей к храмовой стене была прибита позолоченная доска с изложением обстоятельств его кончины. После Отечественной войны храм Сорока мучеников постепенно стал принимать прежний вид.

http://sobory.ru/article/?object=02992

Вечером в Великий Четверг совершается утреня Великой Пятницы с чтением 12 Евангелий Страстей Господних . Великая Пятница  29 апреля в 2016 году — воспоминание Святых и Спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Литургия в этот день не совершается. Утром читаются Царские часы, посвященные Страстям Господним. Днем — вечерня с выносом Плащаницы (в практике Русской Церкви она чаще всего совершается в середине дня). Вечером или ночью — утреня Великой Субботы с погребением Плащаницы . Утром в Великую Субботу, 30 апреля в 2016 году, совершается вечерня с литургией Василия Великого, после которой, как правило, начинается освящение куличей, яиц и пасох . В этот день разрешается вкушение вина. В Великую Субботу во второй половине дня во многих храмах читаются Деяния апостолов. Поздно вечером в Великую Субботу совершается полунощница с каноном «Плач Пресвятой Богородицы», после чего Плащаницу уносят в алтарь и начинается Пасхальная заутреня. Сорок мучеников Севастийских 22 марта празднуется память 40 мучеников Севастийских (313 год). Церковь особо чтит этих святых: в день их памяти совершается литургия Преждеосвященных Даров (если этот день не совпадает с субботой или воскресеньем). Кроме этого, ослабляется уставной пост: на трапезе разрешается растительное масло, тогда как, согласно Типикону, Великим постом растительное масло обычно разрешается только в субботние, кроме Великой Субботы, и воскресные дни. Поэтому уже несколько веков в России существует обычай выпекать на праздник Сорока мучеников постные булочки из постного дрожжевого теста на растительном масле в виде птичек — «жаворонки» . Благовещение в 2016 году Значение праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля) настолько высоко, что его служба никогда не переносится на другой день — совершается литургия Иоанна Златоуста. Благовещение и Вход Господень в Иерусалим — единственные два дня в течение Великого поста, когда разрешается рыба. За исключением случаев, когда Благовещение попадает на Страстную Седмицу. Строгий пост

http://pravmir.ru/kalendar-velikogo-post...

В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.». Впервые вопрос об открытии Порезского прихода и строительства церкви, согласно имеющихся документов Вятской консистории, встал в 1842 году, но, в какой-то мере, этому препятствовали священнослужители соседних приходов. Да и сами жители Пореза вначале оказали нежелание. Только в 1846 году все вопросы были урегулированы и деревянную церковь во имя Сорока Севастийских мучеников построили. Порезский приход распространялся на 12 верст в округе с 46 селениями. В 1859 году началось строительство каменной церкви. Здание её в строилось почти 30 лет. Первые приделы нового храма были освящены в начале 1860-х годов во имя Михаила Архангела и в честь Сорока мучеников. Церковь именовалась Архангельской. В холодной церкви главный престол был освящен 22 июля 1878 года в честь Афонской иконы Пресвятой Богородицы «Достойно есть». С этого времени церковь стала называться Богородицкой. Правый престол холодного храма освящен во имя Св. Симеона Верхотурского 12 июня 1887 года. Благодаря построенной церкви, село стало быстро разрастаться, были открыты земское и ремесленное училища. Описание церкви, составленное по воспоминаниям старожила села Порез П.Г. Феофилактова: «Каменная церковь длиной 60 метров, шириной - 30, высота колокольни 75 метров. Строили храм миряне по нескольку человек из деревни. Строили бесплатно. Наемными были только каменщики. На колокольне было 24 колокола весом от пуда до 10 фунтов, три колокола весом от 10 до 40 пудов. Главный колокол весил 408 пудов. Звон его был слышен за 25 верст». (Н. Бельтюков «Памятники земли Унинской») В 1885 году в селе Порез открыли церковноприходскую школу. 30 декабря 1898 года при школе открыли народные чтения религиозно-нравственного и историко-патриотического характера. Церковь имеет продольно-осевую комбинацию объемов. Состоит из пятиглавого центричного собственно храма, трапезной и перехода с колокольней. Храм двусветный со световыми крупными барабанами и луковичными главами. Колокольня пятиярусная: нижние этажи – четверики, завершающий восьмигранник увенчан луковичной головой. Главы: «граненый» купол колокольни, пятиглавие над храмом. Декор фасадов в русском стиле из кирпича. В храме колонны сложной конфигурации.

http://sobory.ru/article/?object=19264

Федосеев и несколько человек верующих. Ознакомившись с описью, комиссия удостоверилась, что в храме имелось только два комплекта богослужебного имущества для двух имеющихся в церкви престолов, и ничего лишнего. Тогда комиссия обратила свое внимание на серебряное кадило. Староста и верующие попросили оставить его, так как единственное, кроме того имевшееся в церкви медное кадило давно пришло в негодность. Комиссия удовлетворила просьбу верующих. Следующий выбор пал на Евангелие XVII века в серебряном окладе. Впоследствии этот предмет все же не переплавили и не продали за границу. Лишь благодаря непреклонности директора Переславского музея М.И. Смирнова предмет, как и многие другие ценности, остался в музейной коллекции. Подлинный патриот и знаток своего края, сын священника, этот человек не избежал судьбы многих выступающих в столь сложное время в защиту памятников истории и архитектуры – в январе 1930 года по ложному навету М.И.  Смирнов был арестован и на 3 года сослан в Туруханский край. Свои научные изыскания он продолжил в Сергиевом Посаде. В 1930-е годы приход Сорокасвятской церкви был довольно большим – более 150 человек. Несмотря на это в конце 1930-х гг. храм закрыли, и долгое время там располагались спасательная станция и слесарные мастерские. Несколько удаленное от центра города, интересное архитектурное сооружение сохранилось до наших дней. Службы в церкви возобновились лишь в 1996 году. Н. Ермакова «Храмы Переславля: существующие и утраченные». - Славпринт, 2004 год На левом берегу реки Трубеж, в самом её устье возвышается каменный храм в честь Сорока мучеников с пределом Рождества Богородицы. Церковь существовала в нач. XVII в. В патриарших окладных книгах 1626 г. написано: «Церковь Святых Четыредесят Мученик на посаде… дани восемь алтын, четыре деньги, десятильничтих гривна». В 1652 г. при этой церкви была построена другая тёплая церковь и освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В писцовых книгах 1653 г. в приходе, при этих церквах, записано 82 двора, а в переписных книгах 1703 г.

http://sobory.ru/article/?object=00438

Бери крест свой на каждый день, каждодневную твою жизнь отдавай с сердцем мученика Богу и людям. Наступает время, когда для того, чтобы противостоять сатанинским соблазнам и отказаться от принесения жертв новым идолам требуется мужество, равное тому, которое проявляли христиане во времена открытых гонений. Господь говорит: «Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей…» (Откр. 2, 13). Весь вопрос в том, как стяжать благодать умереть за Христа, Который умер за нас. Благодать умереть за Него, чтобы засвидетельствовать миру, что Он воскрес. Аминь. Божественная литургия Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сорок мучеников, говорят святые отцы, освящают святую Четыредесятницу. Каждый день — мученичество, отдача своей жизни за Христа. Таков главный, предельный ориентир Великого поста. Потому в течение всего Поста Церковь обращается в своих молитвах в первую очередь к мученикам. Страданиями за Христа святые мученики Севастийские уподобились спасительной Страсти Христа. Страданиями за Христа приобщились Кресту Христову, которым победили диавола. Они прошли сквозь огонь и воду и вошли в Царство Небесное. Многими скорбями идет Церковь. Да будут для нас скорби спасением, потому что мы видим, что не все среди скорбей могут принести поклонение Кресту Христову — устоять в верности Господу. Так было с самого начала. И так будет до самого конца. Как от двенадцати апостолов отпал один, посвященный вместе с другими в сокровенные тайны Христовы, так и от сорока мучеников — не выдержавший испытания воин — в момент, когда венец славы уже был готов сойти на него. Но свято место пусто не бывает. Как апостол Матфий был избран на место отпавшего Иуды, как Савл из гонителя Церкви превратился в величайшего проповедника спасения, так было и с последним сороковым мучеником — внезапно обретшим веру исполнителем казни. Многие первые будут последними и многие последние — первыми. Многие из тех, кто начинает поздно и мало обещает в вере, иногда — Божиим благословением — достигают большего познания в благодати и большую приносят пользу Церкви, чем те, кто раньше вошли в нее и казались более обещающими.

http://moral.ru/слово-в-неделю-крестопок...

К 1818 году его иконы были украшены сребропозлащёнными ризами, число прихожан к 1830 году достигло 1158 человек. В 1831 году стараниями настоятеля Иоанна Тимофеевича Тихомирова и усердием старосты солдатки Гликерии Елисеевой был сооружён новый вызолоченный иконостас, а в 1839 году на средства ктитора купца Петра Яковлевича Маслова храм изменил свой облик. Расширена и покрыта росписями трапезная, соединившая храм с колокольней, устроен новый иконостас в приделе святителя Николая; в южной части трапезной возник придел во имя святых апостолов Петра и Павла. В 1859 году стараниями того же благотворителя храм был обновлён. В 1876-1878 годах стараниями ктитора Федора Михайловича Стриженова вновь были проведены работы по обновлению Сорокосвятского храма, и с особой торжественностью прошло 25 июня 1878 года 1878 года освящение обновлённого придела апостолов Петра и Павла, которое совершил митрополит Иннокентий в сослужении с настоятелем Новоспасского монастыря епископом Порфирием. Был совершён крестный ход вокруг храма. При храме Сорока мучеников до 1917 года существовала богадельня для лиц сначала обоего, а потом только женского пола. Дата её открытия неизвестна, но она присутствует уже в документах XVIII века. Девятого марта 1895 года Сорокосвятский храм торжественно отметил своё 250-летие. Богослужение по этому случаю совершил местный благочинный протоиерей И. А. Смирнов. В октябре 1896 года было совершено освящение и открытие при храме церковно-приходской школы, устроителем которой явился священник храма отец Пётр Смирнов. В после революционный период для истории храма знаменательно то, что в нём двадцать второго марта 1925 года, в воскресенье Крестопоклонной недели, совершил одну из своих последних литургий святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси. В марте 1921 года епископом Верейским Илларионом (Троицким) был рукоположен во диакона прихожанин храма Иван Семёнович Хренов. В нашем храме он прослужил около года и был вынужден покинуть его из-за распрей, перейдя в Троицкий храм в Котельниках. В 1937 году отец Иоанн был арестован и приговорён «тройкой» НКВД к расстрелу за контрреволюционную деятельность. Двадцать первого октября на полигоне Бутово он был расстрелян вместе с другими мучениками за Христа и похоронен в безвестной могиле. В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви диакон Иоанн был прославлен в лике святых в сонме новомучеников и исповедников Российских XX века. С 1922 по 1932 год, наиболее вероятную дату закрытия храма, в нём служил протоиерей Николай Морозов (1979 год). После закрытия главка храма была сломана, колокольня разрушена до второго яруса и к ней сделаны несуразные пристройки.

http://sobory.ru/article/?object=02992

Холодный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы окончен строительством и освящен 14 сентября 1804 года. Бельский приход быстро растет, и скоро теплый Никольский придел становится тесен. В 1824 году он разобран, церковь Рождества Богородицы была распространена теплыми приделами, левым святого Николая Чудотворца, освящен 9 ноября 1824 года, и правым теплым приделом Сорока Мучеников Севастийских - 25 июля 1830 года. В 1824 году построена колокольня высотой 27 сажень. Строил ее мастер Нижегородской губернии Балахнинского округа Федор Тюрин за 12 тысяч рублей, кроме натуры (?). Построена она по плану церкви Введенской села Ильинского Нолинского уезда. Колокольня представляет четыре яруса квадратной формы. Колокола висели в каждом ярусе, на нижнем 309 пудов 35 фунтов, были ещё 100 пудовый колокол, будничный в 50 пудов и часовой в 28. В 1843 году построена каменная ограда с кованой железной решеткой. И два каменных корпуса — для лавок. Так как рядом с церковью проходили знаменитые ярмарки, до пяти в год. В более позднее время лавки перекроют железными крышами, и в одном из корпусов разместится церковно-приходская школа. В 1865 году внутренность храма была расписана. Холодный храм и три алтаря имели священные изображения Нового Завета, а свод теплого храма — библейские сюжеты. К этому времени иконостасы «...все три уже вторые, а первые отданы в церкви новооткрываемых сел: Верхобельского, Пышкетского, Сардыковского, а вторые иконостасы служили до закрытия церкви». Что касается принадлежностей богослужения: сосудов, ризниц и прочее, то в этом отношении про церковь села Белая «можно сказать языком церковной отчетности: утварью достаточна». В 1901 году церковь была снова расширена, холодная церковь стала теплой, прежние алтари упразднены. С 1907 г. церковь не перестраивали, и она " по сей день стоит в том же виде " . Богослужения в церкви шли еще в 30-е годы. Потом церковь закрыли, колокола сбросили, здание использовали в качестве складов. Сегодня здание находится в плачевном состоянии: металлическая кровля храма и трапезная разрушена, упали потолки алтарей, выворочены плиты пола.

http://sobory.ru/article/?object=09042

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010