В 9 часе, в псалмах 92 и 113, пророк возвещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа. «Дивны высоты морския, дивен в высоких Господь! Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять. Что ти есть, море (что с тобой, море), яко побегло еси? И тебе (и с тобой), Иордане, яко возвратился еси вспять?». Тропари изображают явившегося миру Христа как Спасителя мира, избавляющего его от грехов и тления, освящающего человечество водой Божественного Крещения и дающего усыновление Богу вместо прежнего рабства греху. В последнем тропаре, завершая предпразднственное пение, Церковь обращается к Предтече и Крестителю Господню и просит его вознести молитвы ко Крестившемуся от него. В паремии пророк Исайя изображает неизреченное милосердие Божие к людям и благодатную для них помощь, явившуюся в Крещении ( Ис. 49, 8–15 ). Апостол возвещает о явлении благодати Божией, спасительной для всех людей, и обильном излиянии на верующих Святого Духа ( Тит. 2:11–14, 3:4–7 ). Евангелие повествует о Крещении Спасителя и о Богоявлении ( Мф. 3, 13–17 ). Окончание чтения великих часов и изобразительных бывает таким же, как и в навечерии Рождества Христова. ЧИН ВЕЧЕРНИ БОГОЯВЛЕНИЯ, СОВЕРШАЕМОЙ В НАВЕЧЕРИЕ ПРАЗДНИКА Вечерня в навечерие праздника Богоявления совершается подобно той, какая бывает и в навечерие Рождества Христова: вход с Евангелием, чтение паремий, Апостола, Евангелия и прочее (см. Чин рождественской вечерни). Но только паремий на вечерне Богоявления читается не 8, а 13 308 . Возглашение же тропаря с пением окончательных слов его бывает, как и в навечерие Рождества Христова: после трех первых и трех следующих за ними паремий. После первых трех паремий певцы припевают к тропарю на 5 глас «Да просветиши во тьме седящия, Человеколюбче, слава Тебе» (на время пения царские врата открываются). После 6 паремии припев на 6 глас «Где бо имел бы свет Твой возсияти, токмо на седящия во тьме, слава Тебе». Если в навечерие Богоявления вечерня соединяется с Литургией Василия Великого (в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу), то после чтения паремий следует малая ектения с возгласом «Яко свят еси, Боже наш», затем поется Трисвятое и обычным порядком совершается Литургия. На вечерне же, отдельно совершаемой от Литургии (в субботу и воскресенье), после паремии и малой ектении произносится прокимен, читаются Апостол и Евангелие (те, которые положены в Субботу и Неделю пред Просвещением). Затем – ектения «Рцем вси» и прочее последование вечерни. ПОСЛЕДОВАНИЕ «ВЕЛИКОГО ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ СВЯТЫХ БОГОЯВЛЕНИЙ»

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

св. вмч. Феодора Стратилата, Жиндрень-Улаки с цер. Успения Пр. Богородицы, Чермалык с цер. прор. Илии, Карань с цер. св. Константина и Елены, Стиля с цер. вмч. Кириака, Игнатьевка с цер. Ап. Петра и Павла, Бешев с цер. Косьмы и Домиана, Ласпи с цер. св. Георгия, Каракоба с цер. вмч. Димитрия, Сартана с цер. вмч. Георгия, Чердаклы с цер. св. Константина и Елены, Малая Енисала с цер. вмч. Феодора Стратилата, Мангуш с цер. вмч. Феодора Стратилата, Урзуф или Кизиль-Таш, Ялта с цер. Рождества Христова и Старый (Ески) Крым с цер. св. прор. Илии. Впоследствии из них выделились еще три селения: Новый Керменчик с цер. Архистратига Михаила, Новая Каракоба с цер. Свят. Николая и Бугасу или Волноваха с цер. Рождества Богородицы. Греческие селения по рр. Волчьей и Яссам заняли территорию в 730 055 дес., вместо предполагаемых 1 237 471 десятины. 760 Центром греческих поселений тогда же явился город Мариуполь. Он основан по последнему проекту на берегу Азовского моря при впадении в него речки Калмиуса, по правую сторону его устья. При самом основании Мариуполя в нем построен соборный храм во имя священномученика Харлампия, затем возникли храмы во имя Марии Магдалины, Рождества Богородицы и Успенская церковь , именуемая также Мариинской. Высочайшим указом на имя Св. Синода 14 марта 1779 г. Игнатию митр. готфийскому и кафийскому, вышедшему из Крыма в вечное подданство России и поселившемуся с знатным числом обоего пола своей паствы в Азовской губернии, велено «быть архиереем тех поселенцев и состоять по смерть беспосредственно под Синодом». Все духовенство, вышедшее с ним из Крыма и занявшее места в греческих поселениях, всецело подчинялось митр. Игнатию. М. Игнатий, на правах самостоятельного архиерея, ставил священников на свободные места по своему усмотрению. Ему отводилась степень под архиепископом Славянским и Херсонским. На содержание Готфийской и Кафийской кафедры назначалось три тысячи рублей. Таким образом, греческие колонисты, во главе с митрополитом Игнатием, составили небольшую самостоятельную и вполне организованную митрополию с греческой паствой и греческими пастырями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Восемьсот слишком лет тому назад на этом месте св. епископом Леонтием, ушедшим из Ростова, была поставлена «малая церковь » во имя Михаила Архангела; в ней святитель сладким коливом привлекал детей к себе и преподавал им начальный правила Христовой веры. Созданная св. Леонтием церковь стояла свыше 100 лет и обветшала, почему в. кн. Константином Всеволодовичем, была заложена новая, каменная, которую в 1207 году 8 ноября и освятил, в присутствии князя, епископ ростовский Иоанн. Эта церковь стояла очень недолго: она обрушилась, вероятно, от плохой кладки, и на ее месте в 1284 г. князь Дмитрий Борисович заложил новый храм, обгоревший от молнии через 30 лет. Князем Константином Васильевичем была опять выстроена каменная церковь, о дальнейшей судьбе которой ничего неизвестно. В конце XVII века в описях Спасо-Иаковлевского монастыря, в числе приписанных к обители церквей, значится и Михайло-Архангельская (в 1690 г.), но был ли этот храм тот самый, что построил князь Константин Васильевич, сведений нет. В XVIII столетии церковь сильно обветшала и требовала поправлений, которое и было сделано митрополитом ростовским Арсением Мациевичем на его собственные средства. В 1794 г. к ней пристроен теплый храм во имя св. Леонтия, Иакова и Димитрия, ростовских чудотворцев. В последний раз церковь возобновлена в 1875 г. бывшим прихожанином ее А. Н. Дьячковым. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Торицах, стоит на углу Покровской и Рождественской улиц, недалеко от Михаило-Архангельской. Построена в 1795 г. и имеет приделы: св. Иоанна Воина и св. вкм. Екатерины. Местность «Торицы» та самая, что упоминается в приведенной выше легенде о Ростове. Здесь же в старину стоял женский монастырь, основанный, по преданно, в XI столетии князем Олегом Святославичем и затем, будто бы, в конце XIV века перенесенный на то место, где теперь Рождественский женский монастырь. Из св. икон в церкви обращают внимание: 1) образ 12-ти праздников с частью ризы Господней и с частицами мощей: св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

По переписным и окладным книгам пятин Новгородской области, в нынешней Санкт-Петербургской епархии, в конце XV и в XVI столетии, значатся следующие церкви и приходы: 1 . В городе Ладоге церкви: Спасская, Воскресенская, Богородицкая, Семеновская и Климецкая (св. Климента), по именам которых назывались в городе Ладоге разные местности или концы: спасский конец, богородицкий, семеновский. Погосты Ладожского присуду в Водской пятине были: 1) Городенский Предтеченский; 2) Ильинский на Волхове; 3) Федоровский Песоцкий; 4) Егорьевский Теребужский; 5) Малая Лопца (село Васильево); 6) Михайловский на пороге; 7) Никольский с городища, церковь которого стояла в другой, а именно – в Обонежской пятине; 8) Васильевский на Волхове; 9) Рождественский на Сяси, в котором было две церкви: холодная – Рождества Христова и теплая – Рождества св. Иоанна Предтечи. 2 . В городе Орешек: каменная церковь Иоанна Предтечи на посаде, на Корельской стороне, и церковь  Преображения  Господня  в крепости. В Ореховском присуде были погосты: 1) Спасский Городенский, названный Спасским по церкви, которая и теперь стоит на левом берегу Невы близ Шлиссельбурга, и Городенским – по городу Орешку; 2) Ивановский Куйвошский; 3) Воздвиженский Карбосельский; 4) Никольский Толдожский (на реке Толдоге) в Чуди (село Котлы) с церковью; 5) Егорьевский Лопский (село Путилово); 6) Введенский Дудоровский (деревня Кервала); 7) Никольский Ижорский (ямская слобода Ижора); 8) Никольский Ярвосольский (село Никольское). 3 . В городе Копорье: Спасская церковь соборная и Рождественская на посаде. В писцовых книгах 1500 г. последняя церковь называется Рождественским монастырем из города  Копорья, и имела небольшие владения в Каргальском погосте (Писц. кн. изд. 1868 г. т. III, стр. 509. 532). В Копорском присуде погосты: 1) Каргальский, в котором в сельце Удосоль показана церковь св. архистратига Михаила; 2) Ильинский Замошский с церковью св. Илии Пророка в селении Бегуницах. В сем же погосте церковь Спасова Преображения была в сельце Рыкулицах.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Церковь Рождества Богородицы в городе Выксе Нижегородской области Так называемая " Малая церковь " Выксы, храм Иоанна Богослова был также построен стараниями братьев Баташёвых. Его возвели в конце XVIII века как кладбищенский и освятили в 1799 году. Сначала он не имел прихода и был приписан к Христорождественской церкви. Трапезной у него не было, а колокольня была одноярусной. Судя по всему, со временем храм перестал вмещать молящихся, и для увеличения его площади звонницу " отодвинули " от храма, построив между ними трапезную. Вместо шарообразной главки была установлена луковичная, фасады украсили кокошники. В целом, после перестройки 1857 года, храм приобрёл форму корабля. Позже с южной стороны от входа появился каменный пристрой с двускатной крышей. В конце 30-х годов новые власти решили проложить через кладбище магистраль, церковь закрыть, а в её здании организовать пионерский клуб. Однако верующие встали на защиту своего храма. Они даже написали письмо Сталину. По словам очевидцев, " тот, ознакомившись с прошением, был удивлён числом подписей и сказал, что весьма сожалеет, что до сих пор в наше время остаётся столько верующих людей... " . Храм всё равно закрыли в 1936-м году. Его имущество в 1937-м году перенесли в " Большую " церковь. Правда, средств на клуб не хватило. Очевидцы вспоминали: " 13 января два представителя местных властей отобрали ключи у председателя церковного совета. А 15 января сорвали купола, кресты и сбросили к ограде кладбища. Ушли, а церковь оставили открытой, не заперли. В храм вошли хулиганы и надругались над святыней, осквернили утварь " . Через некоторое время сюда нагрянули строители. В результате так называемого " переоборудования " ярус звона колокольни был снесён. Прорубили новые окна, внутри оборудовали второй этаж. Все проёмы утратили свои " готические " очертания и превратились в прямоугольные. Росписи везде, кроме купола, были утрачены. Вместо старого южного пристроя сделали новый - северный - из силикатного кирпича. Правда,  сохранили чугунную винтовую лестницу.

http://sobory.ru/article/?object=08838

Тогда же, т. е. при самом основании Гдова, в нем построена степенным посадником Николаем Павловичем церковь Спаса Преображения и основан монастырь святителя и чудотворца Николая. 1-го ноября новый город освящен, и день сей установлено праздновать навсегда. Вскоре же и в Гдовской крепости поставлена малая церковь во имя св. Димитрия Мироточивого. В 1540 году, вместо этой деревянной, устроена в Гдове, на суммы земства, соборная из плиты, церковь св. великомученика Димитрия Мироточивого. Жители Гдова и окрестных  мест питали преимущественное благоговение к сему святому, почитая его покровителем своим и заступником. Ибо князь св. Александр Невский, имея при себе в походах его икону, одержал в 1242 году знаменитую победу над немцами при Чудском озере. Когда Баторий в 1581 году держал в осаде Псков, то разбежавшиеся от разорения поселяне нашли себе пристанище между своими братьями православными в Гдове и, выходя из укреплений его, ловили по селам и по лесам литовских фуражиров, отнимали у них награбленную добычу и самих забирали в плен (Псковско-Печерский монастырь, еписк. Аполлоса, Новгород, 1864 г., стр. 33). Кроме сего, в пределах нынешней Санкт-Петербургской епархии значатся погосты, считавшиеся в ту пору за Новгородским и Порховским уездами в пятинах: а) Обонежской: 1) Климецкий на Волхове с церковью св. Климента; 2) Никольский на Сяси с двумя деревянными церквями: Рождества Пресвятой Богородицы и св. Николая Чудотворца, да в волости новгородского владыки была  церковь Преображения Господня; 3) Троицкий на Златыне (деревня сего имени) с монастырем св. Троицы; 4) Богоявленский на Сяси (ниже Рождественского на Сяси) с церковью Богоявления Господня; 5) Воскресенский на Маселге с двумя деревянными церквями: Воскресения Христова и Благовещения Пресвятой Богородицы; 6) Рождественский на Вороной с двумя деревянными церквями: Рождества Богородицы и св. Николая Чудотворца, из которых последняя была сделана теплой и имела трапезу, т. е. притвор; 7) Рождественский на реке Паше. В нем поначалу  была деревянная церковь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В январе 2000 г. в Иерусалиме Патриарх Диодор принимал делегацию Предстоятелей всех Поместных Православных Церквей для совместного празднования 2000-летнего Юбилея Рождества Христова. Каноническая территория Иерусалимского Патриархата – Израиль, Иордания (древ. Десятиградие), Сирия, Аравия. Существуют Экзархи Иерусалимского Патриархата в Афинах, в Константинополе и на Кипре. В юрисдикции Иерусалимской Церкви находится также Синайская архиепископия, имеющая статус автономии. Иерусалимская Патриархия организована по образу монашеского братства. В Святогробское братство, игуменом которого является Патриарх, входят все архиереи, архимандриты, иеромонахи и иеродиаконы, монахи и послушники Патриарха. Члены братства исполняют миссию хранителей общехристианских святынь, связанных с жизнью Спасителя: храма Воскресения, или Святого Гроба, с Голгофой и Гробом Господним, гроба Пресвятой Богородицы в Гефсимании, места Вознесения Господня на Елеонской Горе, Пещеры Рождества Христова в Вифлееме. Архиереи и старейшие архимандриты составляют Священный Синод, председателем которого является Патриарх. Полный титул Предстоятеля – «Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины, Сирии, Аравии, Заиорданья, Каны Галилейской и Святого Сиона». Резиденция Патриарха, так называемая Малая Галилея, находится на Елеонской горе. Епископат Иерусалимской Православной Церкви насчитывает 23 архиерея (2000 г.). Верующих – ок. 200 тыс. (свыше 90 % которых арабы) (1996 г.). В пределах Святого Града в общей сложности 18 мужских и 4 женские обители, но большинство мужских монастырей как в Иерусалиме, так и в других местах Палестины не имеют насельников: это, по существу, подворья, которые принимают паломников. 6.5. Синайская Автономная Церковь Синайская архиепископия (Синайская Церковь ) представлена главным образом монастырем во имя св. вмц. Екатерины, находящейся на Синайской горе на высоте 2600 м над уровнем моря. В настоящее время над монастырем развивается белый флаг с пурпурными инициалами «АЕ» ( Αγι Εκατερινα – «Святая Екатерина»). Монастырь основан византийским императором Юстинианом в 527 г. По традиции Синайская Церковь входит в юрисдикцию Иерусалимского Патриархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Венчают в Православной Церкви в понедельник, среду, пятницу и воскресенье, то есть накануне тех дней, когда разрешается супружеское общение. Церковь заповедует мужу и жене воздерживаться от супружеских отношений в ночь под среду, под пятницу и под воскресенье. Воздержание необходимо во время всех многодневных постов (Великого, Петровского, Успенского, Рождественского), а также под большие церковные праздники. Кроме того, в жизни Церкви есть периоды, когда нет поста, но таинство венчания не совершается. Это время святок (от Рождества до Крещения), масленица и Светлая седмица. В это время тоже нужно стараться воздерживаться от супружеских отношений. Что укрепляет семью? Но вот семья создана, и теперь все интересы должны стать общими. Любые развлечения: поездки, походы, предпринятые мужем или женой в одиночку, теперь не полезны для общего дела. Совместный отдых, как и совместный труд, объединяют людей, делают семейные узы более прочными. Семейные праздники — именины, дни рождения, юбилеи совместной жизни тоже сближают домочадцев. Сейчас почему-то укрепляется мнение, что день рождения и день Ангела — не такие уж большие праздники, и отмечать их необязательно. Конечно, для верующего человека день рождения не сравним с праздником Пасхи или Рождества Христова, но ведь в Церкви мы празднуем дни памяти разных святых, а семья — это малая Церковь, так почему же не отметить день Ангела как семейное торжество? Тем более, что в современных семьях часто живут и воцерковленные, и невоцерковленные люди, а день рождения — как раз то событие, которое можно праздновать вместе. Православная Церковь, в отличие от религиозных конфессий нового толка, никогда не стремилась разобщить семью, всегда старалась сохранить то, что уже создано. Труд — это основа семейного благополучия. Общий труд укрепляет отношения. У супругов много хлопот по дому, по уходу за пожилыми родителями и маленькими детьми, поэтому все обязанности должны быть распределены поровну. Например, когда ночью надо вставать к маленькому ребенку, то лучше делать это по очереди или давать возможность днем отдохнуть тому, кто ночью не спал, чтобы у него не пропало желание трудиться. А как только кто-то из супругов перестает трудиться, сразу же начинаются испытания для всей семьи. О духовном отце

http://azbyka.ru/semya/kak-sohranit-semj...

Помню замечательный урок, который мне преподала моя двенадцатилетняя дочь. Фран­ция. Мы только что пережили годы немецкой оккупации, пережили их в большой нужде и даже опасности. И вот, возвращаясь из шко­лы, моя Ольга говорит мне: «Ты знаешь, мам, мне кажется, у нас в семье больше «духовной жизни», чем у моих подруг!» «Что за недет­ское выражение?» – подумала я. Да я, кажет­ся, никогда не говорила с детьми такими сло­вами. «Что ты хочешь сказать?» – спросила я. «Да вот, я знаю, как тебе трудно было до­ставать еду, как часто всего не хватало, а все-таки каждый раз на именины, на Пасху ты всегда умудрялась испечь нам крендель или кулич, сделать пасху... Как долго ты для та­ких дней копила и берегла продукты...» Ну, подумала я, не даром старалась. Вот как до­ходит Господь до детских душ! Дай Бог , чтобы наши дети имели возмож­ность посещать богослужения в дни праздни­ков. Но мы, родители, отлично понимаем, что детская радость, праздничность даются детям не словами часто непонятных им молитв, а радостными обычаями, яркими впечатления­ми, подарками, весельем. В христианской се­мье необходимо в дни праздников создавать это праздничное настроение. Всю свою материнскую жизнь я прожила за границей, и всегда у меня были затрудне­ния с празднованием Рождества Христова. Французы празднуют Рождество по новому ка­лендарю, а русская православная Церковь – по старому. И вот празднуется Рождество и в школах и в учреждениях, где работают родители, устраиваются елки с Дедом Морозом, разукрашиваются магазины, или празднуется Новый Год еще до нашего церковного Рож­дества. Ну, а на наше Рождество идут в цер­ковь. Что же будет для детей настоящим праздником, которого они ждут, о котором мечтают? Не хотела я оставлять своих детей как бы обездоленными, когда все их фран­цузские товарищи получают рождественские подарки, но и хотелось мне, чтобы главная радость у них была бы связана с церковным празднованием Рождества Христова. И вот «на французское Рождество» мы соблюдали французские обычаи: делали торт, называе­мый «рождественским поленом», вешали на кроватку детям чулки, которые ночью напол­няли мелкими подарочками, зажигали элект­рические фонарики в саду. На Новый Год ус­траивали встречу Нового Года с шуточными гаданиями и играми: лили воск, пускали по воде орешек со свечкой, поджигавшей запис­ки с «судьбой». Все это было очень весело и ощущалось как игра.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Поразительно на все времена то, что по христианской вере Бог пришел к людям как Ребенок. Некак владыка и повелитель, не как мудрец и учитель, но как беспомощный Младенец. И взирая на этого Ребенка, Чей образ заполнил мир, мы можем не только сокрушаться об утраченной детской вере, но и заново обрести ее. Так опыт встречи с Христом в Евангелии, в Церкви, в собственной жизни начинается встречей с Младенцем, к Которому, как древние мудрецы, приходим мы из песков сомнения и одиночества и в Котором начинает светить нам несказанный, радостный свет. Встречая Рождество. От объяснения к ожиданию В прошлой беседе я говорил о Ребенке, в образе Которого, согласно христианской вере, приходит на землю, является людям Бог; говорил о несравненной и для нашего одичавшего «взрослого» мира непостижимой глубине этого образа. И вот как раз в эти дни стал приближаться к нам (о, еще издалека!) праздник Рождества Христова, ежегодной встречи с Богомладенцем. Только к двум самым большим своим праздникам, к Пасхе и Рождеству, готовит нас Церковь на протяжении многих недель, словно знает, как трудно нашему миру, всей этой шумной, грохочущей «современности», увидеть, расслышать, уразуметь их глубину, их несказанную духовную красоту и, главное, – значение для нашей жизни. И то, что делает Церковь , готовя верующих к Рождеству, в первую очередь духовно возвращает нас к временам до пришествия Христа – в те бесчисленные века, что даже в мирских календарях отмечены как времена «до Рождества Христова». Наука о человеке, так называемая антропология, раздвинула границы этих времен примерно до ста тысяч лет, когда, как полагают антропологи, появляется существо, названное ими homo sapiens,haдeлehhoe пусть самым примитивным, но разумом, самой элементарной, но рефлексией. Замечу мимоходом, что по сравнению с историей самой Земли, то есть той планеты в космической системе, на которой мы живем и на которой началась человеческая история, эти сто тысяч лет – даже не мгновение, а бесконечно малая доля мгновения, ибо историю Земли современные ученые определяют приблизительно в пять миллиардов лет. Тем не менее именно в последние сто тысяч лет – и с этим согласится каждый ученый, верит он в Бога или нет, – происходит решающая в истории Земли мутация, когда человек, который представлял собой плод космической эволюции, превращается в ее основной фактор, а именно начинает эту эволюцию направлять и контролировать и из существа, всецело ею детерминированного, становится – хотя бы отчасти, но с каждым днем все более – хозяином ее и двигателем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010