Пока шли восстановительные работы, в храме, по воскресным и праздничным дням, совершались молебны и обедницы, служились панихиды. Таинство крещения совершалось в специально выделенной для этого квартире. К концу декабря 1992 года работы были завершены. 21 января 1993 года архиепископ Калужский и Боровский Климент совершил великое освящение храма, престол как и прежде был освящен в честь праздника Рождества Христова. В 1997 году прихожанкой храма Гетман Людмилой Фоминичной был написан список с местночтимой Ломовской иконы Божией Матери, который находится в храме. Первым настоятелем храма, после его открытия, указом архиепископа Климента был назначен иерей Николай Алиев. Под его руководством храм был восстановлен. В 1998 году силами прихожан были проведены реставрационные работы. Храм был заново покрашен и расписан стенной росписью. В 1999 г. построили колокольню и 18 декабря того же года, вечером, накануне дня святителя Николая Чудотворца, окрестности огласил колокольный звон. http://korolev.msk.ru/books/dc/ea_l4751.txt По данным клировой ведомости 1901 г. деревянная церковь в честь Рождества Христова была построена в 1733 г. при погосте тщанием прихожан. По преданию, " здесь была явлена икона Пресвятой Богородицы " . Она приплыла по реке и остановилась около источника. Икона была надломленной, как бы состояла из двух половинок, отсюда и её название " Ломовская " или " Ламская " . Настоятель с 1882 г. - Владимир Ефимович Зверев. В 1896 г. деревянный храм ришёл в ветхость и в марте был учрежден строительный комитет по строительству нового храма. Автором проекта является московский архитектор Кодомцев. Новый каменный однопрестольный храм в честь Рождества Христова был освящён 16 октября 1906 г. В том же году церковным притом при содействии московского фабриканта И. А. Орлова к нему была пристроена каменная одноярусная колокольня, а на о заводе в Москве был изготовлен иконостас из белого резного мрамора. В конце XIX в. в приход входили: деревни Карокино, Никольская фабрика, Миленки, Вшивка, Сабельниково, Стефаньково, Матово, Малая Рудня, Большая Рудня. В 1882 г. приход составлял 1243 чел.

http://sobory.ru/article/?object=00803

И. Языкова: Мне кажется, Вы очень важные слова сказали, потому что сегодня семья находится под угрозой… Икона Рождества понимается не как что-то запредельно далекое — наоборот, как нечто, что проявляет смысл нашей жизни. Мне кажется, Рождество в этом смысле — семейный праздник, освящающий самые основы человеческого бытия. Он возвращает то, что утрачено людьми. Что бы Вы пожелали в этот праздник тем, у кого нет семьи? Митрополит Иларион: Людям, у которых нет семьи, я желаю обрести ее в Церкви, потому что Церковь — это большая христианская семья. Это пространство, где ни один человек не чувствует себя одиноким, но все люди, вне зависимости от их семейного положения, в том числе и монахи, которые добровольно избрали несемейный образ жизни, не чувствуют себя одинокими, но ощущают себя членами единой семьи. Тем же, у кого есть семья, а таковых большинство среди наших телезрителей, я хотел бы пожелать, чтобы каждый человек вновь осознал значение собственной семьи. Неслучайно наши духовники и старцы говорили о том, что семья — это малая Церковь, то есть она являет собой некое отражение церковной реальности на уровне нескольких людей — мужа, жены, детей, родителей. Поэтому семья в христианском понимании — это не просто союз мужчины и женщины, основанный на любви или страсти или на расчете, а это именно стремление людей жить вместе по образу единства Церкви. Я очень хотел бы, чтобы мы все это осознали, дабы праздник Рождества Христова стал обновлением нашего отношения к Церкви, осознания присутствия Бога среди нас, а для тех, у кого есть семьи, — обновлением чувства ответственности перед семьей, осознания семейных обязанностей, любви к своим ближним. И. Языкова: Есть в этом, наверное, и еще один аспект. Иосиф Бродский написал: «В Рождестве все немного волхвы». Дары, которые принесли волхвы родившемуся Богомладенцу, знаменуют начало традиции дарить подарки на Рождество. Мне кажется, что сегодня люди увлечены приобретением, а хотелось бы сместить акценты, чтобы люди больше отдавали, потому что и праздник Рождества настроен на то, чтобы люди больше делились друг с другом. В сегодняшнем мире потребления этот праздник — еще и об этом. Как Вы считаете?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2700775...

В 1801 г. на острове Большая Муксалма был построен новый скотный двор, деревянный, со многими хлевами и крытым над ним сеновалом. Вероятно, намного раньше здесь была построена и деревянная часовня во имя св. Власия. В известном сочинении архимандрита Досифея о ней сказано: «Часовня на Муксаломском острове во имя Св. Священно-мученика Власия, при коей состоит скотный двор и келии в два этажа с другими службами. Туда же в 1829 году перенесена с Соловецкаго острова деревянная кладбищенская Церковь Преп. Онуфрия». В том году, как можно думать, из-за ветхости старой часовни решено было поставить новую, для чего и использовали разобранный деревянный Онуфриевский храм, взяв от него, по меньшей мере, четверик. Это подтверждают современные исследования часовни. Кровля с главой, двери и крыльцо были изготовлены новые: «у скотного двора для моления живущих исправлена, для благоприличия украшена часовня, обита новым тесом, покрыта новая кровля с главою, полог, двери, окна, крыльцо с лестницей и балясами и прочие принадлежности построены». В 1876 г. на острове Большая Муксалма была построена каменная церковь во имя прп. Сергия Радонежского. Архимандрит Мелетий упоминает, что некоторое время после постройки нового храма деревянная часовня Рождества Христова оставалась на прежнем месте. «На разстоянии 20 саж. от церкви [каменного храма во имя прп. Сергия Радонежского] находится деревянная часовня во имя Рождества Христова, устроенная из прежней деревянной кладбищенской церкви Преподобн. Онуфрия Великаго». Впоследствии часовня была перенесена на остров Малая Муксалма, где она находится и по сей день, чудом пережив бурное ХХ столетие. Сейчас у часовни отсутствуют старое завершение, алтарь и галереи. Однако некоторые детали конструкции ясно указывают на то, что это перестроенный храм. При установке перевезенную часовню развернули на 180 градусов, поэтому следы примыкания старого алтаря оказались скрыты новым притвором. Ныне здание находится в аварийном состоянии. По центру крыши зияет дыра на месте рухнувшей в результате удара молнии главки.

http://sobory.ru/article/?object=18993

Он не ходил посвящаться в Кесарию. И когда Малая Азия стала канонически зависящей от нового возглавителя, Константинопольского патриарха, то и к Константинополю армянские католикосы также повернулись спиной. Β 400 г. св. Иоанн Златоуст послал в Армению постановление Константинопольского собора ο праздновании Рождества Христова и Богоявления раздельно, по римскому обычаю. Исаак даже не ответил. Армянская церковь осталась при старом обычае даже до сего дня. Персы враждовали с греческой культурой y армян и истребляли y них греческие школы. Β момент персидской ориентации армяне действительно решили освободиться от греческого влияния в церковной сфере. Β этом был пафос великой национальной реформы Исаака Великого — изобретения армянского алфавита и перевода всех священных и богослужебных книг на армянский язык. До этого по инерции богослужение совершалось еще по-гречески. Β великом деле перевода всего Священного Писания на армянский язык греки приняли косвенное участие, выразившееся в том, что посланным в Византию переводчикам указали и дали наилучшие тексты библейских книг. Но за непризнание армянами их церковной зависимости от Кесарие-Каппадокийской митрополии считали армян раскольниками. На III Вселенский собор армянам, по-видимому, не присылали приглашения, и в Ефесе от армянской церкви никого не было. Ο постановлениях III Ефесского собора армяне также не получили прямого извещения и впоследствии узнали ο них только косвенно. Однако несторианский спор захватил армянскую церковь с другой стороны, негреческой. Армяне охотно, без особых опасений углубляли свое бытовое и культурное общение с сирийскими церквами, существовавшими и под персидской властью. Осужденные на Ефесском соборе 431 г. несториане оправдывались тем, что их учение древнее, отеческое, изложенное в творениях Диодора Тарсского и Феодора Мопсуестийского. Несториане составили из соответствующих цитат этих отцов целую книгу и перевели ее на языки армянский и персидский. Боясь соблазна армян, епископы греко-сирийские Акакий Мелитинский и Раввула Эдесский писали к епископам армянским, чтобы те не принимали сочинений Феодора Мопсуестийского. Армянские епископы оказались очень усердны в сохранении православия. Они составили в 435 г. собор и осудили на нем и Нестория, и Феодора Мопсуетского, т.е. пошли дальше греков. Греки осудили Феодора только на V Вселенском соборе. Через этот собор 435 г. армяне, по существу, приняли и Ефесский собор 431 г. И впоследствии армянская церковь стала цитировать все три первых вселенских собора. Для проверки себя армяне послали депутацию к Проклу Константинопольскому, прося дать отзыв ο мнениях Феодора Мопсуестийского и ο взглядах Акакия и Раввулы. Вот тут-то Прокл и написал свой τμος προς αρμενους, осудив в нем несторианство. Но армянские монахи остались недовольны тем, что Прокл не осудил прямо Феодора Мопсуетского. Β этом выразился уже монофизитский дух армянских монахов, симпатизировавших аполлинаризму, принимавшемуся за Кириллово богословие.

http://sedmitza.ru/lib/text/435272/

Семья – это прежде всего любовь, ведь с точки зрения Православия семья есть малая Церковь: всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог ( 1Кор.11:3 ). Муж должен любить жену, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее ( Еф.5:25 ). И не может этот союз быть пробным, временным, безответственным. Боишься ответственности, не уверен в себе – не создавай псевдосемью. Печать в паспорте ничего не меняет? Почему же тогда ты боишься ее поставить? Значит, лукавишь, понимаешь, что меняет. Получение ложных удовольствий, стремление к комфорту, нарушение законов Божиих всегда приводят к катастрофе. Современной молодежи еще не поздно вернуться к традиционным для нашей страны ценностям, основанным на христианской морали, – вернуться для сохранения своего народа, продолжения рода, сохранения души своей. Даже если человек считает себя атеистом, он не может не задуматься над словами, обращенными Богом к нам через пророка Иеремию ( Иер.5:7 ‚ Иер.5:15 , Иер.5:17 , Иер.5:19 ): Сыновья твои оставили Меня… Я насыщал их, а они прелюбодействовали и толпами ходили в домы блудниц… Вот, Я приведу на вас… народ издалека… народ сильный, народ древний, народ, которого языка ты не знаешь. […] И съедят они жатву твою и… сыновей твоих и дочерей твоих… разрушат мечом укрепленные города твои… И если вы скажете: «За что Господь, Бог наш, делает нам все это?», то отвечай: так как вы оставили Меня и служили чужим богам в земле своей, то будете служить чужим в земле не вашей… Мария Коздринь, супруга настоятеля храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Покровске (Энгельсе) протоиерея Романа Коздриня: Я бы сказала этому молодому человеку следующее: не растрачивай себя на многих понапрасну, потому что придет время, когда решишь посвятить себя одной. А свобода вне семьи, в которую некоторые парни верят, сохраняется лишь до поры до времени. С такой верой человек будет свободен, пока молод, здоров, весел, пока может вести сколько-то праздную жизнь. А в семье, конечно, существует определенная зависимость друг от друга, порой даже от настроения другого члена семьи. Но эта зависимость восполняется во сто крат тем, что у людей в жизни есть настоящая любовь, возможность заботиться друг о друге.

http://azbyka.ru/semya/semja-vremja-ispy...

далее... Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 24 февраля - 3 марта. - Тезоименитство Патриарха. - Миссионер и домосед в одном лице. - Консерватизм любви. - Реформа духовного образования. - Информация с человеческим лицом. - Диктатура меньшинства. - Фундаментализм, экстремизм, терроризм. - Хранители древностей. - Родительская суббота. далее... Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 17-24 февраля. - Вопросы о расколах. - Украинские самозванцы. - " Искусство жизни " у психиатра. - 122-е место по жизни. - Невозвращенное имущество. - Псевдоклерикализация. - Бесприютный вождь. - Две смерти одной женщины. - Черные списки. - День рождения Патриарха. - Жизнь за други своя. далее... Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 10-17 февраля. - Обращение к Президенту. - Противостояние муфтиев. - Госдума против экстремистов. - Коммерчески-идеологический проект им. св. Валентина. - Сретение Господне. далее... Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 3-10 февраля. - Фальшивые юристы. - Апология кощунства. - Свобода движения кулака. - Бранный вызов закону. - Постмодернистский тоталитаризм. - Один день из жизни священника. - Корень раскола. - Имамы-бюджетники. - Принцип жертвенной любви. - Собор Новомучеников и Исповедников Российских. далее... Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 27 января - 3 февраля. - Рождественские чтения. - Дети, Церковь и журналисты. - Министр не признал учебник. - Семья - малая Церковь. - Белоруссия: сотрудничество с Церковью. - Нетрадиционное оправдание для раскольников. - Три ветви русского народа. - Угроза безопасности по-американски. - Душевнобольные террористы. " Ваххабизм " как политический инструмент. далее... За последнюю неделю наша редакция получила множество вопросов связанных со слухами о состоянии здоровья архимандрита Иоанна (Крестьянкина)... Спекуляции и измышления вокруг имени отца Иоанна, скорее всего, будут продолжаться. Мы просим молиться об отце Иоанне и не обращать внимания на ту клевету, которую распространяют о нем враги Церкви Христовой.

http://pravoslavie.ru/4829.html

Храм, который иначе называли " Теплой Софией " , освящен 12 ноября 1822 г. Наиболее радикальную перестройку Теплой Софии осуществил в 1872 г. архитектор Николай Юргенс. Древнее сооружение расширили пристройкой боковых нефов, разобрано перекрытие между этажами и башня. Снаружи церковь стала напоминать католическую базилику. До 1956 г. здание отапливалось печами. Реставрация памятника проводится в несколько этапов начиная с 1970-х годов (архитектор Виталий Отченашко). По материалам исследований отстроены кухня с лестничной башней и западный тамбур XVIII в. Здание приспособлено под экспозицию " Софийского музея " . Источник: сайт «Монастыри и храмы Киева» Трапезная церковь Софийского собора, Малая София, Тёплая София. Трапезная (Тёплая или Малая София), расположенная напротив южного фасада Софийского собора, — это одно из главных сооружений Софийского монастырского ансамбля. Трапезная церковь построена в 1722—1730 г. г. Ее архитектурные формы характерны для трапезных XVIII века, в которых совмещались обеденный зал и церковь. Это определило объединение удлиненного помещения трапезной и высокой церкви в восточном конце дома. Горизонтальная часть сооружения двухэтажная. Над обеденным залом, на втором этаже, содержался состав для продуктов и предметов монастырского употребления. К юго-западной части была пристроена кухня и башня с винтовыми ступеньками, которые вели на второй этаж. В 1760-х годах трапезная достраивалась. В этих роботах принимал участие известный украинский архитектор И. Г. Григорьевич-Барський. В 1882 г. по проекту архитектора А. И. Меленського трапезную перестроили в тёплую церковь — ее и называют еще Тёплой или Малой Софией. Через 50 лет по проекту архитектора Юргенса Тёплая церковь была расширена. Свод над обеденным залом разобран, а оба этажа бывшей трапезной перестроили в один высокий неф с алтарем в восточной части. Вдоль северного и южного фасадов вывели одноэтажные нефы и соединили их с центральными широкими арками, пробитыми в стенах. К западному фасаду был пристроен небольшой тамбур, а башня разобрана.

http://sobory.ru/article/?object=22431

Названия волостей Большая Шалга и Малая Шалга сложились не позднее XVI в., а в середине XVII в. в них входило соответственно 30 и 6 деревень. В конце XIX в. (данные 1888 г.) в Большешальском приходе насчитывалось минимум 27 деревень, в 1920 г. - 25 селений и 1 хутор. В деревнях жили мастеровые люди: сапожники, кузнецы, портные, плотники. В Большой Шалге было много столяров - сказалась, видимо, близость Каргополя. Катали валенки, делали деревянную посуду. Почти в каждом хозяйстве имелось гумно, скотный двор, жернова, ткацкий станок. Мельницы строили сообща... В одной из деревень был смолокуренный завод. В 1970-е г.г. было принято решение сделать д. Казаково образцово-показательным поселком и застраивать его по специальному проекту. В результате сейчас в деревне много домов типовой застройки и перевезенных из брошенных деревень. На сегодняшний день бывшая волость Большая Шалга почти полностью разрушена. Жилыми остались три деревни. Традиционная застройка практически нигде не сохранилась. В документах XVI в. на погосте в Большой Шалге упоминается только одна церковь Рождества Христова. В XVII в. уже две - Рождества Христова и Николая Чудотворца. В 1730-е г.г. новая Рождественская церковь и Никольская сгорели. По данным 1824 г. на погосте " две церкви: первая во имя Рождества Иисуса Христова одноэтажная, с теплою папертью и приделом Благовещенья, 1743 г., и вторая двухэтажная, внизу во имя Святителя Николая Чудотворца, а вверху во имя свм. Антипы, 1740 г., - обе деревянные... " Когда-то погост окружала ограда с воротами, обращенными к дороге на Каргополь. Рождественская церковь после пожара была отстроена и освящена в 1762 г. Она представляла собой немного вытянутый вверх восьмерик на четверике, шатер с крутыми гранями, слегка выгнутыми наружу, и главкой на шейке. С востока к основному объёму храма примыкала четырёхстенная алтарная абсида, крытая бочкой. Внутри шатра до сих пор сохранились леса, установленные строителями храма в середине XVIII в. С запада к основному объему примыкала трапезная, над её кровлей возвышалась глава на восьмигранном барабане, установленном в юго-восточном углу.

http://sobory.ru/article/?object=04195

В ответном слове Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул, что история развития взаимоотношений между Церквами отмечена многими и многоразличными взаимными дарами. «Глубоко убежден, что эпоха этого обмена дарами не только принадлежит прошлому, но простирается и в настоящее. Более того, должен сказать, что в современных условиях как ни одно государство не может решить самостоятельно многие задачи, которые перед ним стоят, и для их решения требуется международное сотрудничество, так и ни одна Поместная Церковь — ни большая, ни малая — не может самостоятельно ответить на вызовы, которые стоят перед христианством, перед православным миром. Одной из важных возможностей обмена этими дарами являются, конечно, межправославные сотрудничество и диалог», — засвидетельствовал Предстоятель Русской Православной Церкви. Напомнив, что накануне в ходе общения с Предстоятелем Константинопольской Церкви обсуждалась в том числе тема всеправославного сотрудничества, отмечалась его важность, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Я бы хотел подчеркнуть Вашу личную роль в организации этих процессов в то непростое время, через которое мы прошли, несмотря на имевшиеся трудности». «В древности, — продолжил Его Святейшество, — в первом веке по Рождестве Христовом, когда полнота христианской жизни формировалась вокруг отдельно взятых общин и еще не было даже того, что ныне именуется епархией, когда еще каждая христианская община была собственно Поместной Церковью, во главе которой стоял епископ, тогда кафолические связи поддерживались особыми харизматическими служениями. То были странствующие апостолы, пророки. Не существовало никаких институций, но даже в то время, на заре своего существования, Церковь чувствовала необходимость и потребность в обмене накопленными дарами. В настоящее время не требуется особых служений, чтобы осуществлять такие связи, это должны делать Предстоятели Церквей. Но тот факт, что поддержание кафолических связей уходит в глубочайшую древность и связано с самым началом существования Церкви, должно помочь понять нам сегодня, что служение всеправославному свидетельству, служение кафолическим связям не является чем-то второстепенным в повестке дня Предстоятелей Церкви, но должно находиться в центре их служения. Поддержание этих связей не является частью повестки дня церковной дипломатии, его нельзя рассматривать как действия в угоду времени — оно проистекает из самой природы Церкви и ее служения».

http://patriarchia.ru/db/text/686873.htm...

В эту рождественскую ночь мы присоединяем наши молитвы к звучащим сейчас в храме прошениям мирной ектеньи. Духовный опыт Церкви свидетельствует об особой силе такой общей, соборной молитвы христиан. Сейчас Церковь возносит свою молитву о мире всего мира, о благостоянии православных Церквей-сестер, о нашей стране, ее властях и воинстве, о Патриархе и о сослужащих ему епископах, о нашем Первопрестольном граде, о тех, кто испытывает страдания, кто болен, о тех, кто оказался во вражеском плену. Не забудем о них сегодня. Великая ектенья завершается возгласом священнослужителя. После этого хор начинает пение антифонов. Всех антифонов на Литургии – три, это псалмы 101, 111, 109. По завершении первого антифона следует малая ектенья, представляющая собой сокращенный вариант ектеньи великой или мирной. Во время пения антифонов к стихам псалмов присоединяются особые праздничные припевы: спаси ны Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти Аллилуйя – Сыне Божий, родившийся от Девы, Спаси нас, поющих Тебе Аллилуйя. Патриарх совершает умовение рук – символическое действие, которое напоминает о том, что и к великому таинству евхаристии следует приступать с очищенной совестью и чистым сердцем. Ко второму антифону присоединяется гимн «Единородный Сыне», который напоминает о том, что главное благодеяние Бога роду человеческому заключается в ниспослании на землю Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Богородицы и Своей смертью на Кресте победившего смерть. Гимн был составлен византийским императором Юстинианом Великим, славянином по происхождению, жившим на рубеже V-VI веков. После второго антифона вновь звучит малая, состоящая из трех прошений ектенья. Приближается момент малого входа, который исторически сложился как начало Литургии, когда в храм вносили Евангелие и Священные сосуды, хранившиеся в другом месте вне храма, а символизирует он шествие Иисуса Христа на проповедь Евангелия. До этого момента, с самого начала Литургии, Предстоятель все время находится на возвышении на середине храма, которое сейчас иногда называется кафедрой, а в древности называлось амвоном.

http://pravmir.ru/patriarshaya-liturgiya...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010