Разве ты не чувствуешь их, и потому вопрошаешь какие-де душевные болезни? Малая ли болезнь слепота, которая лежит на душевных очах и не допускает человека видеть Бога, чудеса Его, и познавать свое окаянство? Малая ли болезнь – глухота, что душа не слышит гласа Божия? Как часто возбуждает душу глас Божия слова, но она не слышит того! Малая ли немощь – гнев, который сокрушает душу, как лихорадка тело? Смотри на человека гневающегося: как он весь трясется! Когда сие происходит с телом, то что же в душе его делается? Зависть, ненависть и злоба снедают душу, как чахотка тело, так что и тело бледнеет и истаевает от злых тех болезней. Словом, столько немощей и болезней в душе, сколько греховных и вредных страстей. Так уязвил душу сатана, ослепил очи ее, что она и не видит света Божия! Сего ради молится Псаломник: «открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего» ( Пс. 118:18 ). Заткнул уши ее, и не слышит она слова Божия, и много других болезней причинил ей, и оставил еле жива бедного человека, на пути мира сего лежащего» (Т. V, стр. 111–112). – Так говорит святитель Тихон. И невольно припоминаются при этом слова Пророка Исаии, которыми он изображал греховное состояние народа Израильского: «вся голова в язвах и все сердце исчахло; от подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места; язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и несмягченные елеем!..» ( Ис. 1:5, 6 ). – Таков весь мир, таково все человечество! Но ужели, спросим мы словами другого Пророка, ужели нет бальзама для врачевания эти ран и болезней? Ужели нет врача для их исцеления? ( Иер. 8:22 ). Есть и то, и другое, и врач, и врачебница, и потребные врачевания, – отвечает нам святитель Тихон: «Что госпиталь для больных, то Церковь святая для Христиан, духовно болящих. В госпитале имеется лекарь, который больных посещает, смотрит и лечит; в Церкви святой Врач есть Христос, Который Христиан, духовно болящих, посещает и врачует. В госпитале болящим лекарь запрещает все то, что лекарству его препятствует; в Церкви святой Христос повелевает Христианам воздерживаться от всего того, что душевному их исцелению и получению вечного спасения препятствует.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Если храм Господский, то отсутствует кондак Креста, если храм Богородичный или святческий, то кондак Креста присутствует и предваряет прочие кондаки. Прокимен, Апостол, аллилуарий и причастен Рядовые — по дню седмицы и святого Минеи (если есть). …В частности, так бывает под праздники Рождества Христова и Богоявления, также под праздник Благовещения, если он попадает на один из седмичных дней Великого Поста. Но в большинстве случаев первой частью всенощной является великая вечерня. Как явствует из названия, это богослужение должно совершаться ночью. И действительно, устав предписывает начинать службу, а точнее звон к службе, который сам по себе тоже достаточно продолжителен при точном соблюдении устава, «по еже зайти солнцу мало», т. е. вскоре после захода солнца — по наступлении астрономической ночи. Мы говорили в прошлом семестре, что в обычные дни вечерня служится, вообще говоря, еще засветло, так что самая всенощная должна начинаться существенно позднее, нежели будничная вечерня. Вследствие этого получается гораздо больший временной разрыв между окончанием предыдущей рядовой службы и началом всенощного бдения. Представим себе, что мы служим всенощную под воскресный день. Что же получается? Только в субботу поздно вечером начинаем ее, а литургия в субботу отошла к первой половине дня, и тогда вся первая половина дня остается без общественного богослужения. Естественно, Святая Православная Церковь не могла пойти на такой разрыв непрестанного богослужения. Поэтому было установлено совершать прежде начала всенощного бдения особую краткую службу, которая получила название малой вечерни. Сразу же возникает вопрос: когда совершается малая вечерня? Всегда, когда служится всенощное бдение. Если экзаменатор хочет «посадить» студента, то он скажет, что ответ неверный. Малая вечерня, строго говоря, совершается всегда, когда совершается всенощное бдение, начинающееся великой вечерней. Вот если всенощная начинается с великого повечерия, то малой вечерни нет. Теперь посмотрим, когда совершается малая вечерня, как она совершается и в чем ее характерные особенности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Как при литии, так и при панихиде освящается коливо, или кутия, то есть вареная пшеница с медом, напоминающая своими зернами о воскресении умершего (см. Иоан. 12, 24 и 1 Кор. 15, 36—38); мед знаменует сладость благ будущей жизни. Сразу после смерти совершается особое « Последование по исходе души от тела», которое помещается в Псалтири и в Иерейском молитвослове, оно состоит из пения Трисвятаго по Отче наш, тропарей: « Со духи праведных скончавшихся», сугубой ектении о усопших: « Помилуй нас, Боже» с молитвой « Боже духов», чтения псалма 90–го « Живый в помощи вышняго» и особого канона без малых ектений, но с пением: « Со святыми упокой» по 6–ой песни. По каноне — « Достойно есть», Трисвятое по Отче наш, тропарь: « Един естеством сый Животворец, Христе» с богородичным: « Источник живота рождшая», Господи, помилуй 12 раз, молитва: « Помяни, Господи Боже наш» и отпуст с провозглашением « Вечной памяти». Отпевание и погребение Принято обыкновенно совершать отпевание и погребение в третий день после смерти. В жарких странах и умерших от заразительных болезней разрешается отпевать раньше, по удостоверении в действительности смерти и выдаче соответствующего свидетельства от врача, а в случаях скоропостижной и насильственной смерти и от гражданских властей. Церковный устав запрещает совершать погребение в первый день праздника Пасхи и Рождества Христова. Самоубийцы, исключая бывших в помешательстве ума, умершие от пьянства или убитые в разбоях, лишаются церковного погребения. Наша Церковь также не отпевает тех, кто завещал кремировать себя. Иноверцев отпевать по православному чину никоим образом нельзя, ибо весь чин отпевания так составлен, что имеет в виду принадлежность усопшего к Православной Церкви. Разрешается только православному священнику проводить тело усопшего иноверца, облачившись в епитрахиль и фелонь, с пением: « Святый Боже» до могилы. Вторая часть отпевания содержит 50–ый псалом, канон с припевом « Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего», причем после 3–ей песни произносится малая заупокойная ектения и поется седален: « Воистину суета всяческая…», после 6–ой песни — также малая заупокойная ектения и кондак: « Со святыми упокой…» с икосом, а после 9–ой песни — малая заупокойная ектения и на все 8 гласов восемь самогласных стихир, творение преп. Иоанна Дамаскина, и начинающихся со стихиры: « Кая житейская сладость…» в которых изображается скоротечность жизни, тленность и ничтожность всех земных благ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Потом сам святейший патриарх Никон , с соизволения царя, в 1660 году изволил прибыть в Крестный монастырь и, пробыв здесь почти целый год, дальнейшее строение онаго производил под личным своим надзором. При нем окончены: 1) Соборная церковь во имя Воздвижения животворящего креста Господня, каменная с приделами на хорах во имя Архангела Михаила и Филиппа митрополита; в настоящее же время существует только один придел – Архангелу Михаилу. Посреди сего храма и поныне висит Никоновское медное, литое, большое паникадило, остальные же меньшего размера и Висевшие в этом же храме размещены ныне по другим церквам. Престол в алтаре из гранитного огромного камня на подобие гроба Господня. Церковь сия освящена самим патриархом в 1661 году 2 сентября и замечательна тем, что сооружена из гранитных огромных камней, и кирпич употреблен был только для связки оных. 2) Церковь каменная же, малая. Происхождения древ креста, над колодцем, ископанным молитвами и трудами самого патриарха в гранитной скале, который весьма обширен и глубок, из которого пользуются все здоровою водою, в том числе и иностранцы с приходящих кораблей, и который, вместе с означенною церковью, освящен того же 1661 года августа в 1-й день. К этой церкви пристроен им небольшой каменный корпус, в котором поднесена была святейшему патриарху присланным на житье в обитель диаконом Феодосием отрава, но, по словам самого патриарха, «Господь сохранил его от смертныя трутизны». 3) В том же году была выстроена и им же освящена 8 сентября кладбищенская, малая, деревянная церковь, стоящая и поныне отдельно в лесу, за оградою, во имя всех святых. Все это существует поныне и хотя после пожаров много и изменено, а может быть и вовсе уничтожено, но все таки напоминает великого труженика – друга державного царя. Впоследствии времени, разными архимандритами сего монастыря, построены и существуют по сие время следующие здания: 1) Каменная с колокольнею (на которой были первоначально боевые часы, но теперь нет) двух – этажная церковь , построенная в 1689 году. В нижнем этаже придел во имя Рождества Божией Матери с братскою трапезою, кухнею и кладовыми, а в верхнем два придела: Рождества Христова и святителя Филипа митрополита; в этом же этаже ризница и архивная палатка. К этой же церкви примыкает и усыпальница, сохраняющая в себе останки прежде бывших настоятелей обители. 2) Настоятельный деревянный с мезонином корпус, отделанный вновь в 1871 году. 3) Деревянный, двух – этажный, братский корпус, весьма древний, 4·) Деревянная же ограда с пятью башнями, построенная в 1871 году на месте древней, уничтоженной пожаром. Кроме сего за оградою помещены хозяйственные деревянные постройки, как – то: скотный двор, с помещением для приходящих, старая кузница и вновь построенная в 1874 году баня, с прилегающим к ней маленьким, но достаточно глубоким озерком.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

СОБОР (слав. собрание, съезд) - 1. Архиерейский собор - собрание всех правящих архиереев поместной церкви для решения к.л. церковных вопросов. 2. Поместный собор - собрание всех правящих архиереев поместной церкви, представителей белого духовенства, монашества и мирян для решения важнейших церковных вопросов - избрания патриарха, канонизации новых святых и др. 3. Вселенский собор - собрание представителей поместных церквей для решения вероучительных и канонических вопросов. Православная церковь признает семь Вселенских соборов: Первый в 325 г. в Никее (Малая Азия); Второй в381 г. в Константинополе (на Первом и Втором Вселенских соборах был составлен и утвержден неизменяемым Символ веры); Третий 431 г. в Ефессе (Малая Азия); Четвертый в 451 г. в Халкидоне, городе вблизи Константинополя (установил догмат о двух естествах (природах) - божественном и человеческом - Иисуса Христа); Пятый в 553 г. в Константинополе; Шестой в 680 г. в Константинополе (установил догмат о двух волях и действиях Иисуса Христа); Седьмой в 787 г. в Никее (установил догмат иконопочитания). СОБОР - главный храм в городе или монастыре, рассчитанный на богослужение архиерея с большим числом духовенства. СОБОР - так в месяцеслове называются праздники, посвященные: а) Пресвятой Богородице - Собор Пресвятой Богородицы - на следующий день после праздника Рождества Христова; б) Иоанну Предтече - Собор Иоанна Предтечи - на следующий день после Крещения Господня. в) Архангелу Гавриилу - на следующий день после Благовещения. Название происходит от того, что в эти дни верующие собираются, чтобы прославить Пресв. Богородицу, Иоанна Предтечу или архангела Гавриила. СОБОРОВАНИЕ - см. елеосвящение. СОЛЕЯ - возвышенная часть пола перед иконостасом. Выдающаяся часть солеи напротив врат царских называется амвоном. На концах солеи располагаются клиросы. Со стороны средней части храма обычно солея ограждена невысокой решеткой. СОЧЕЛЬНИК - день накануне праздника Рождества Христова (Рождественский сочельник) или Богоявления (Крещенский сочельник). В сочельник установлен строгий пост. По монастырскому уставу в этот день полагается на трапезе только сочиво - вареная пшеница (или рис) с медом, откуда и происходит название.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/123/...

Б. Литургия Преждеосвященных даров совершается в понедельник, вторник, и четверток 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великого поста, если в эти дни случится храмовой праздник (Тип., храм. гл. 34, 35) или святой с полиелеем (Тип., 24 февр. и 9 марта). B. Совершается Литургия Преждеосвященных даров в четверток или во вторник 5-й седмицы поста, т. е. – в день чтения канона св. Андрея Критского . Г. В Великий пяток, если случится Благовещение 280 , бывает литургия Златоустого (Тип., послед. 25-го марта, аще в вел. пяток). 5) В пятки пред праздниками Рождества Христова и Богоявления Господня (22-го или 23-го декабря, 3-го или 4-го января) не бывает литургии, если эти праздники случатся в воскресение или в понедельник (Тип., послед. 25-го дек. и 5-го янв.). Время суток, назначенное для вседневных служб, отдельно совершаемых. Службы вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, часов и литургии назначены для известных часов дня. В древности, особенно в монастырях, эти службы совершались отдельно одни от других. Но Православная Церковь , снисходя к житейским нуждам христиан, к их немощи, назначила отправлять по несколько служб вместе за один раз, именно – все указанные службы она назначила совершать в продолжение суток в три раза, составив из них службу утреннюю, службу около полудня и службу вечернюю. Время же дня, в которое совершается по несколько служб вместе, совпадает с тем временем, которое уставом указано для совершения каждой службы особо. Чтобы легче и яснее понимать, каким образом бывает в разные дни года соединение служб между собою, укажем сперва, в какое время, в какие часы дня назначено совершать отдельно ту или другую службу. Вечерня (ε=σπερινς), как показывает самое ее название, совершается вечером. Но не всякая из трех видов вечерни (то есть малая, вседневная и великая) бывает, по уставу, в одно время вечера. Малая вечерня уставом назначается прежде солнечного захождения (Тип., гл. 1). Великая вечерня на бдении бывает «по еже зайти солнцу мало» (Тип., гл. 2). Вседневная же – «пред вечером мало» (Тип., гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Вербное Воскресение (иначе неделя Ваий. см. Ваия). Так называется 6-я неделя Великого Поста. Это – праздник двунадесятый – Вход Господень в Иерусалим. Событие, в этот день воспоминаемое, произошло вскоре после воскресения Лазаря и на другой день после вечери в доме последнего, когда сестра Лазарева Мария миром помазала ноги Иисуса Христа и волосами своими отерла их. Торжественное шествие началось с горы Елеонской. ( Ин.12:1, 2. 3 и 12.) Вериги св. апостола Петра – это цепи, в которые св. апостол Петр был закован иудейским царем Иродом Агриппою в 42 г. по Р. Хр. или 9 г. от вознесения I. Христа и посажен в темницу. Накануне дня, в который апостол должен был предстать на суд народу, он чудесно ангелом освобожден был от оков и выведен из темницы. Узнав о чудесном освобождении апостола Петра, верующие приобрели себе те цепи и как драгоценную святыню, берегли ее, передавая их из рода в род. Верующие от прикосновения к ним получали исцеления, как от платков и полотенец, бывших на теле св. апостола Петра ( Деян.19:12 ). Императрица Евдокия, супруга Феодосия II (408–450 г.), получила между другими святынями от Иерусалимского патриарха Ювеналия и вериги апостола Петра. Поклонение веригам св. апостола Петра установлено 16-го января (Дни Богослуж. Дебольского). Вечерня – одно из суточных церковных богослужений, совершаемое вечером, перед захождением солнца. Вечернею начинается ряд суточных богослужений, – ибо церковь наша приняла обычай ветхозаветный – начинать сутки с вечера, – поэтому вечерня всегда относится к следующему дню. По различению наступающих дней, вечерни бывают различные: малая, великая и повседневная. Малая вечерня совершается только перед всенощным бдением. Великая – большею частью составляет первую часть всенощного бдения в праздничные и воскресные дни всего года в литургии преждеосвященной в среды и пятки великого поста, а также в три первые дня страстной седмицы, в навечерия же праздников Рождества Христова, Крещения и в праздник Благовещения, если он случится в простой великопостный день, великая вечерня поется с литургией Иоанна Златоустог о, – в страстной же Четверг и Субботу – с литургией Василия Великого .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Стриганское село находится на границе Ирбитского уезда и Камышловского, на юг от г. Ирбита, в 60 вер. от него, и в 180 вер. от Екатеринбурга. Село расположено на высоком берегу речки Ляги. Через него пролегает почтовый тракт из г. Камышлова в г.. Ирбит, а за селом, по направлению к западу, начинается громадный сосновый лес, непрерывной полосой уходящий на Урал. Почва, занимаемая приходом, глинистая, отчасти супесок и чернозём. Прихожане села все русские, православные. Их числится 2 634 м. п. и 2 648 ж. п. В состав прихода, кроме села, входят деревни: Грязная – в 1 в., Мостовая – в 1½ в., Шмакова – в 2 в., Пенькова – в 3 в., Першина – в 6 в., Горки – в 6 в., Голякова – в 9 в., Мякишева – в 6 в., Вепрева – в 5 в., Онохина – в 12 в., Малая Аникина – в 8 в., Большая Аникина – в 11 в. Главное занятие прихожан земледелие, вспомогательные – извозный промысел, заготовка и доставка дров и песку на Ирбитский железоделательный завод, и занятие дворничеством, т. е., содержание постоялых дворов для постоя ямщиков, везущих товары в Ирбит и из него. В селе Стриганском в 1773 г. была заложена деревянная Христорождественская церковь с приделом в честь св. Николая Чудотворца. От этой церкви остался памятник. На кладбище существовала полукаменная церковь во имя св. Великом. Димитрия Солунского. Около 1868 г. она была продана в село Квашнинское. Существующий в настоящее время каменный храм в честь Рождества Христова заложен в 1797 г., и до 1870 г. был двухэтажным, а в этом году верхний этаж уничтожен, и взамен его построены два придела: северный – в честь св. Великомуч. Димитрия Солунского, и южный – в честь Рождества Христова, причём средний, главный храм, в 1878 г. переименован во имя Св. Троицы. В деревне Онохиной находится приписная каменная однопрестольная церковь, построенная и освящённая в 1898 г. в честь Рождества Иоанна Предтечи. Богослужение в ней совершает священник, состоящий на диаконской вакансии при Стриганской церкви. В приходе две деревянные часовни: в деревнях Онохиной и Б. Аникиной. Для помещения одного священника и одного псаломщика в с. Стриганском имеются церковные дома. Есть дома для священника и псаломщика и в дер. Онохиной. В селе Стриганском существует земское начальное народное училище, в дер. Горской – церковно-приходская школа, и церковные школы грамоты в дер. Першиной и Малой Аникиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 2006 г. в селе действует церковь в честь Рождества Пресвя­той Богородицы (размещена в отремонтированном здании бывших школьных мастерских). Увы, в архитектурном плане она не может соперничать с разрушенной. Архитектурное описание Михайло-Архангельского храма Церковь выполнена в стиле «классицизм». К основному объё­му здания примыкает трапезная с трёхъярусной колокольней и полу­циркульная апсида алтаря. На четверик основного здания опирается световой восьмерик барабана с куполом. Завершением храма являет­ся небольшой восьмерик с главкой-луковицей, увенчанной крестом. Площадь трапезной намного превосходит площадь храма. Основание колокольни - четверик. На втором ярусе размещена икона. Третий ярус является ярусом звона. Завершение колокольни - купол с глав­кой-луковицей, увенчанной крестом. Оконные проёмы - прямоуголь­ные, обрамлённые наличниками. Е. А. Бурдин, Затопленные святыни Симбирского-Ульяновского края Храм деревянный, теплый, построен прихожанами в 1728 г. Престол в нем один в честь Рождества Христова. Часовен две, обе деревянныя: одна построена на ключе, а другая на упраздненном кладбище. Церковной земли: 3 дес. усадебной и 33 дес. пахотной и сенокосной. Причт состоит из священника и псаломщика; дома для них общественные. Жалованья от казны: священнику 300 р. и псаломщику 100 р. и от общества: священнику вместо платы за требоисправление, хлебных сборов и за его часть Церковной земли 252 руб. и псаломщику вместо платы за требоисправление и хлебных сборов 48 р. Капитал Причта 700 р. Прихожан в с. Белом Ключе (н. р.; волост. правл.) в 217 двор. 546 м. и 522 ж.; кроме того раскольников и склонных к расколу 164 м. и 272 ж. Земская школа существует с 1864 г. Ближайшия села: Малая Кандарать в 7 вер. и Балтаевка Алатырского у. в 6 вер. Расстояние от Симбирска 106 вер., от Карсуна 31 вер. Почтов. адрес – с. Большая Кандарать (9 вер.). Источник: Н.Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домашних церквей Симбирской епархии по данным 1900 г.», Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год, Симбирск

http://sobory.ru/article/?object=52384

Апреле – 23. Мае – 9. Июне – 24. Июле – 20. Август – 29. Сентябре – 26. Октябре – 1. Ноябре – 8. Декабре – 6. Из переходящих: суббота мясопуста, первая седьмица поста, суббота акафиста, преполовение пятидесятницы. Мы не касаемся пока чисто церковных праздников, которые не вакуют. Посты бывают: А. Говение – количественный пост. В. Воздержание – качественный. А. Говение: разрешается лишь одна трапеза по вечерни, в эти дни литургия после 9 часа с вечерней. Дни говения суть: 1 день сочельника Рождества Христова, 1 день сочельника Крещения, 2 дня среда и пяток сырные, 30 дней седмиц). Будни великого поста (кроме суббот), 6 дней святых и великих страстные седмицы. Итого 40 дней в году. Из них 3 дня: Сочельник Крещения, среда и пяток сырные не суть дни воздержания. Также ½ дня с вечерни Рождества Христова в сочельник несть особого воздержания. Итого 361½ дней, сиречь десятина (одна десятая) лета строгого поста, говения и воздержания. В. Воздержание: среда, пяток, кроме сплошных седмиц, день Усекновения, Воздвижение. Посты: Великая четыредесятница. Сырная неделя. Суббота и неделя вербная. Страстная седмица. Малая четыредесятница. Успенский пост. Апостольский Петров пост. Обязательные посты для мирян: 1 . Сочельник Рождества Христова – до звезды. 2 . Первый день великого поста – весь. 3 . Страстная пятница – весь. 4 . Страстная суббота – весь. Строгий пост: одна трапеза, без мяса, молока, мяса и яиц. Эти постные дни все христиане должны соблюдать, иначе смертно грешат. Остальные постные дни достаточно, если миряне будут воздерживаться от мяса, или если даже этого не могут, но за одной трапезой не есть мяса и рыбы вперемежку, так как мясо разрешается в постные дни только по той причине, что негде, трудно, дорого достать рыбу или если кто находит ее недостаточно питательной. Желающие же как следует воздать почесть постным дням или одинаково воздерживаются от мяса во все дни или различают степени воздержания, как это делает и Церковь . Именно: 1 . Воздержание от мяса – разрешение на молоко и яйца. Обычно, каждую пятницу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010