Печоры. Успенский Псково-Печерский монастырь. Надвратная церковь Николая Чудотворца. Надвратная церковь Николы Ратного Карта и ближайшие объекты Сразу за главными воротами Свято-Успенского Псково - Печерского монастыря находится целый комплекс сооружений, состоящий из Никольской башни, церкви Николы Ратного, двухпролетной звонницы и некогда главных ворот монастыря. Построить церковь над Святыми воротами предложил игумен Корнилий, а воплотил идею в 1564-65 годах архитектор Петр Заболотный. Строили из традиционной в этих местах известняковой плиты. Под каменное крыльцо церкви было сложено оружие для обороны храма. Внутри поставили деревянное изображение Николая Чудотворца во весь рост, с митрой на голове и мечом в руке. Ворота под Никольской церковью долгое время служили главным въездом в монастырь. В настоящее время в храме хранится расписной иконостас, резная икона Николы Можайского, икона конца XVII века с изображением монастыря. Иконостас расписан в 1686-1688 годах тремя иконописцами. В 1986 году в Никольской башне был освящен придел преподобномученника Корнилия. Комплекс Никольского храма в Псково-Печерском монастыре: Никольская башня, надвратная церковь святителя Николая Ратного и малая звонница обители Церковь святителя Николая Чудотворца (1564 год) в Псково-Печерском монастыре представляет собой довольно редкое сооружение для Пскова – во всяком случае, нам пока больше не известны случаи возведения в городе надвратных храмов. Храм Николы Ратного (или Вратаря) пользовался особым почитанием в обители. Он расположен над Святыми вратами – главным входом в монастырь. Слева от церкви находится Никольская башня, имеющая с ней одно перекрытие. Она примыкает к храму двумя торцами своих стен. Крепостные стены с массивными башнями вокруг обители были возведены в 1558-1564 годы. Такой небольшой временной промежуток объясняется необходимостью как можно быстрее превратить монастырь в укрепленную крепость, так как в период Ливонских войн он находился под постоянной угрозой нападения. Некогда небольшая территория между воротами, Никольской и Тюремной башнями была обнесена замкнутой стеной и представляла собой «острог» или «захаб» - внутренний двор, представлявший собой вторую линию обороны

http://sobory.ru/article/?object=01977

Слово в день памяти святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца. Мы празднуем сегодня память одного из величайших святителей Церкви Христовой – иже во святых отца нашего Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца, которого, как никого другого, высоко и свято чтили во все времена все народы земли – и не только христиане, но и мусульмане и даже многие язычники. – «Я вижу, братие, новое солнце, восходящее над землей и приносящее сладостное утешение скорбящим и страждущим», – так воскликнул посвящавший его в сан пресвитера Епископ Патарский: – «счастлива та паства, которая будет иметь его своим руководителем: он укрепит ее в вере в Господа, он наставит ее в добродетельной и благочестивой жизни, он будет усердным помощником для всех бедствующих». Вся жизнь св. Николая была блистательным исполнением этих пророческих слов прозорливца-епископа. Св. Николай от самой юности своей весь горел пламенной верой в Бога, будучи строгим и непреклонным ревнителем чистоты Православия; он проводил самую суровую подвижническую жизнь в непрестанных бдениях, постах и молитвах; забывая себя, он самоотверженно помогал бедным, утешал страждущих, защищал несправедливо обиженных, осужденных и обездоленных, укреплял и наставлял колеблющихся в вере и малодушных – он никогда не уставал совершать всевозможные дела христианской любви и милосердия по отношению ко всем людям. Он в полном смысле слова был «Правилом веры» и «образом кротости», как именует его Святая Церковь в своих песнопениях, а поэтому нет другого такого угодника Божия, которого бы все так чтили, прославляли и величали, как святителя Христова Николая. Святость его и при жизни и после блаженной его кончины засвидетельствована многочисленными чудесами. Нет другого такого угодника Божия, от которого бы источалось такое «неисчерпаемое чудес море», как от святителя Николая. Особенно же нежно и свято чтил его всегда наш православный русский народ, как «Николу-Милостивца», подчеркивая этим названием основную черту его христианской добродетели, которой он так пленяет сердца человеческие.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Унежма. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Унежма — деревня на Поморском берегу Онежской губы Белого моря. По преданию, первые поселенцы решили построить деревню на реке Унежма. Но икона св. Николая Чудотворца, которую они привезли с собой, снова и снова оказывалась у моря. Поэтому место для жительства было выбрано по указанию святого. Первое упоминание о том, что в д. Унежма «на Ужнем наволоке» существовала церковь во имя «Николы Чудотворца» встречается в писцовой книге 1582-1583 г. Сколько лет простояла эта церковь и она ли, или другая, более поздняя, сгорела при пожаре 1812 года, неизвестно. Известно одно — в 1812 году сгорела деревянная церковь во имя Св. Николая Чудотворца, стоявшая на том же месте, где сейчас находится существующая церковь с тем же названием. Летом 1890 г., усердием крестьян вокруг церкви была устроена деревянная решетчатая ограда, церковь содержалась на прибыль от свечей, которых в 1896 г. продавалось до 25 пудов. С течением времени, по мере роста деревни и увеличения населения, Никольская церковь стала мала, и в 1904 году ее расширили, подняли повыше и назвали в честь трех Святителей и Георгия Победоносца. По рассказам местного жителя П.М. Базанова, в ней было просторно, светло, потолки высокие, окна большие, в глаза бросался иконостас с позолотой и резьбой. У церкви, как и раньше, был вид корабля. Но новые названия не прижились, и церковь так и осталась Никольской. В 1908 и в 1914гг. «тщанием прихожан» для причта были выстроены дома, оставшиеся собственностью паствы. К 1917г. в приходе насчитывалось 99 дворов. В 1917г. в приходе появилось земское училище. В 1929-1930 гг. в Унежме был организован колхоз «Великое дело», что, конечно, печально сказалось на судьбе ее храмовых построек. Священника выслали на Соловки. Колокольню местные руководители решили свалить, несмотря на многочисленные возражения верующих. Снизу ее подпилили и подрубили, чтобы упала. За крест привязали веревку и стали тянуть, но она не падала. Еще подрубили и подпилили, добавили людей и колокольня рухнула.

http://sobory.ru/article/?object=30437

Большие Сетки. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Ведомость о церкви Святителя Чудотворца Николая Бежецкого уезда, села Старых Сеток за 1862 год. 1. Оная церковь построена в 1842 году, тщанием и иждивением того села Помещика Г. Николая Дмитриева Загоскина с присовокуплением Кошельковой суммы. 2. Зданием деревянная с такою же колокольнею, крепка. 3. Престолов в ней два, один в настоящей во имя Святителя и Чудотворца Николая, холодный, другой в трапезе с южной стороны во имя Св. Мученицы Софии и трех ея дщерей, теплый. 4. Утварью и разницею достаточна. 5. Причта положено по новому штату Священник один и дьячек один. 6. Земли при сей церкви отмежевано усадебной 3, пахотной и сенокосной, равно под болотом и проселочными дорогами 35, а всего 38 десятин, на которой земле лесу никакого не имеется, и особливого плана на оную не имеется же, а положена на владельческом плане, дела об ней не производится, а владеют ею священноцерковнослужители сами. 7. Домы у священноцерковнослужителей  деревянные, собственные, построены на церковной земле.  8. На содержание священноцерковнослужителей получается от Господина Загоскина на законном основании шестьдесят восемь рублей, пятьдесят семь копеек серебром и от доброхотного подаяния прихожан, от которых в течение сего 1862-го года полученных денежных доходов тридцать рублей серебром. 9. Зданий, принадлежащих сей церкви, не имеется. 10. Разстоянием сия церковь от Консистории в 80, от Духовного Правления состоящего в уездном городе Бежецке в 50, от местного Благочинного в 30 верстах. 11. Ближайшие к сей церкви суть: Андреевская в 2-х, Тереботунская в 5, Ивановская в 5 же верстах. 12. Приписной к сей церкви нет. 13. Домовой церкви, часовен и молитвенных домов неимеется. 14. Опись церковному имуществу есть, учинена вновь 1846 года, скреплена Присутствующим Тверской Духовной Консистории Тверского Кафедрального собора Протоиереем Иоанном Яковлевым Ловягиным и утверждена печатию оной же Консистории. 15. Приходорасходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатию даны, приходная 1860 а расходная 1823 годов, ведутся исправно и хранятся в целости, осталось церковной кошельковой суммы от сего 1862-го к 1863-му году на серебро 274 руб. 64 коп.

http://sobory.ru/article/?object=06141

Меджибож. Церковь Николая Чудотворца. Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1500 и 1600. Адрес: Украина, Хмельницкая область, Летичевский район, поселок городского типа Меджибож Координаты: 49.436522, 27.412015 Проезд:На территории Меджибожского замка Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Замковая церковь, возведенная посреди двора между XVI-XVII веками. Изначально это был костел, построенный сыном Николая Сенявского – Рафалом на месте более древнего храма. В периметре здание – это прямоугольное однонефное строение из известняка, с преобладанием готических элементов, и шатровой крышей, венчанной маленькой круглой башенкой. Здание претерпевало архитектурные изменения, продиктованные религией в ней исповедуемой (в разное время католицизм, православие и мусульманство), а так же пожеланиями владельцев, но от его первоначального вида в нём сохранились фундамент с криптой (под полом костела). После возвращения Подолья в лоно Российской империи храм был переосвящён и стал православным – церковью Николая Чудотворца. После раскола Украинской Православной Церкви храм отошел к Киевскому Патриархату. И хотя его реставрация в настоящее время еще не окончена, в нём с 2005 года на регулярной основе проводятся службы. Источник: статья на сайте kvoku.org Меджибожский замок в небольшом селе Меджибож, на сегодняшний день славится прежде всего своим крепостным укреплением, замковыми стенами с башнями и внутренними строениями, а также небольшим Свято-Никольским храмом. Интересно, что это укрепление считается древнейшим на Подольских землях. На месте крепости ещё в XII веке стояло деревянное укрепление с земляными насыпями, которое в 1241 году было полностью разрушено в результате монголо-татарского нашествия. Существовала ли в каком либо виде на территории Меджибожской крепости тогда христианская церковь - точно не известно. Хотя можно предположить, что мощная крепость, с которой считалось могущественное Галицко-Волынское княжество, вряд ли могла обходиться без собственной святыни. То же самое утверждение актуально и для периода правления князей Кориатовичей, которые вошли в историю Древней Руси как одни из преданных поборников православия.

http://sobory.ru/article/?object=19152

Москва. Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе. Никола в Вишняках Карта и ближайшие объекты Известна с 1625 г., была деревянной. Каменная церковь постройки 1681-83 гг. заменена в 1805 г. новым ампирным храмом - крупной одноглавой ротондой на четверике с мощной алтарной апсидой. В 1847 г. построены нынешняя широкая трапезная и надстроена колокольня. Главный престол во имя Перенесения мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари. В трапезной южный придел прп. Сергия, известен с 1722 г. Северный придел был Василия Амасийского (1766 г.), переосвящен во Введенский в 1847 г. В советский период храм не закрывался. Приход храма Святителя Николая в Кузнецкой слободе впервые упоминается в 1624 году, но существует с конца XV века. Церковь первоначально была деревянной. По клировым ведомостям первый каменный храм заложен в 1681 году, освящен в 1683 году. Существующее здание церкви с главным алтарем построено в 1805 году, трапезная с приделами – в 1847 году. Колокольня постройки 1681-1683 гг. в 1847 году была перестроена и получила новый архитектурный декор. Главный придел освящен во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Южный придел – во имя Преподобного Сергия Радонежского, известен с 1722 года. Северный придел был устроен в 1766 году во имя священномученика Василия Амасийского. В 1849 году этот придел был заново освящен святителем Филаретом (Дроздовым) в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. После революции, в годы гонений храм не закрывался. С 1992 года является основным храмом Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. 1 апреля 2012 года Святейший Патриарх Кирилл совершил Великое освящение главного и Сергиевского приделов. Была приходским храмом Кузнецкой слободы. Впервые церковь упоминается в 1625 г. под именем «Николы в Кузнецах». Храм, возможно, существовал еще в XVI веке. Вначале он был деревянным, а в 1681–1683 гг. его построили в камне. В XVIII веке в Никольском храме устроили два придела: преподобного Сергия Радонежского (известен с 1722 г.) и священномученика Василия Амасийского (1766 год). К 1805 г. церковное здание обветшало, и тогда выстроили новое, дошедшее до нашего времени.

http://sobory.ru/article/?object=02235

Берёзово. Церковь Николая Чудотворца (Покрова Пресвятой Богородицы). Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Березово в качестве села упоминается в писцовых книгах в 1628 и 1629 годах, где впервые описывается Никольская церковь. Новая каменная церковь в селе Березовом Спасского уезда строилась поэтапно. В 1705 году стольником Иваном Ивановичем Нарышкиным была возведена настоящая и освящена в 1707 году, а трапезная пристроена надворным советником Иваном Венедиктовичем Фатовым в 1805 году. Зданием церковь была каменная с такой же колокольней, покрыта железом, вся теплая. С разрешения Преосвященного Аркадия (Карпинского) церковь была расширена: каменная арка, отделяющая настоящую церковь от трапезной, была сломана, а престол и придел в трапезной части в честь Покрова Пресвятой Богородицы был упразднен 7 мая 1905 года. По благословению Преосвященнейшего Никодима (Бокова) новоустроенный престол во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского был освящен местным благочинным 4 июня 1907 года, а старый ветхий престол был предан сожжению местным священником. Престол в храме был один во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Церкви принадлежали каменная сторожка, кладовая и здание школы. Всего в приходе было две школы: одна - церковно-приходская в с. Березове, а в деревне Никитиной - земская школа. Церковно-приходская школа размещалась в специальном здании, и на ее содержание отпускались средства от Березовского общества. В ней обучалось 90 мальчиков и 45 девочек. Храм был закрыт Постановлением МОИКА 29.7.1936 под клуб, но в 1941 г. был переоборудован под зернохранилище. http://www.ryazeparh.ru/ В писцовых книгах за 1628-1629 годы Берёзово упоминается уже в качестве села с деревянной Никольской церковью, где описывается так: «Село Березово, а в селе на вотчинной земле церковь Николы Чудотворца да апостола Иякова древена клетцки, а церковь и в церкве образы и книги и ризы и все церковное строение вотчиничье, да на вотчинниковой же земле церковные дворы: двор поп Игнатей, двор просвирница Овдотьица, двор пономарь Сенька Степанов, да келья нищаго старца Афонки Прокофьева, а питаетца от церкви Божии, пашни церковные добрые земли из вотчинниковой пашни 12 чети в поле, а в дву потомуж. Да в селе ж двор вотчинников, двор прикащиков, а в нём живёт дворник Лёвка Иванов Засора с сыном с Матюшкою, да крестьянских 9 дворов, да бобыльских 9 дворов, да пустых крестьянских 12 дворов».

http://sobory.ru/article/?object=18291

Синяя Никола. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Храм Святого Николая Чудотворца в селе Синяя Никола построен в 1901 году из красного кирпича на месте деревянной церкви (1773). С западной стороны к храму пристроена трапезная, трёхчастный притвор с двухъярусной высокой шатровой колокольней. Ведутся восстановительные работы. Деревянная однопрестольная церковь построена в 1773 году помещицей Анной Степановной Румянцевой на высоком берегу реки Синей. Возле церкви через реку построили временный деревянный мост. В плане церковь напоминала корабль. Капитально церковь отремонтирована в 1859 году частично на церковные средства, частично на средства церковного старосты купца С.П. Утретского. Колокольня также была деревянной, построена в связи с церковью, на ней было пять колоколов. Первый колокол весил 28 п. 29 ф., на нем была надпись: «Зделан сей колокол Псковской епархии в Николаевскую церковь при Сини реки тщанием тоеже церкви прихожанина майора Румянцева: 1777 году мая 1 дня. Лил колокол Псковской мастер Пентелей Артемьев». Второй колокол весил 13 п., надпись на нем была следующей: «1733 г. к церкви Николы Синского устья реки». Третий колокол весил 10 п., на нем была надпись «Божию милостию лил сей колокол псковитин посадской человек Фома Котельников в церковь Николы Чудотворца на реке на Сине Большой губы по обещанию новгородского помещика Стефана Иванова сына Хвостова». Четвёртый колокол весил 1 п., пятый – 35 ф., оба эти колокола надписей не имели. В церкви находилась местночтимая икона Святителя и Чудотворца Николая. С давних времен ежегодно 15 (28) сентября монахами Святогорского монастыря совершались богослужения в погосте и в некоторых окрестных селениях, 17 (30) октября в погост Синяя Никола приносилась икона Божией Матери из Псково-Печерского монастыря. Рядом с церковью находилось кладбище, другое кладбище находилось в полуверсте от храма. Кроме них, в приходе было еще пять кладбищ. В конце XIX – начале XX века отмечалось, что «храм пришел в ветхость», с разрешения епархиального начальства началось строительство новой, кирпичной церкви. В 1901 г. строительство завершилось. Как и её предшественница деревянная, новая церковь была однопрестольной. Колокольню построили также из кирпича, в связи с церковью, на нее перенесли все пять колоколов с деревянной колокольни. В начале XX века в приходе было шесть деревянных часовен, издавна построенных прихожанами на кладбищах, к 1914 г. их осталось только три.

http://sobory.ru/article/?object=12681

Астрахань. Церковь Николая Чудотворца (Гостинного). Гостинно-Николаевская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1714 и 1875. Год утраты:1974 Адрес: Россия, Астраханская область, Астрахань, Братский сад (бывшая улица Халтурина) Координаты: 46.350328, 48.034544 Проезд:Сейчас на месте храма стоит современное, из стекла и бетона, здание центрального универсама. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм этот был вторым из построенных в Белом городе приходских храмов. Само название его говорит о тесной связи храма с астраханским купечеством и находившимся в Астрахани торговым гостиным двором. Несомненное почитание торговым людом святителя Николая Чудотворца, как покровителя торговли и мореплавания, способствовало появлению храма в честь этого святого рядом с Русским гостиным двором и речными пристанями, где шла постоянная разгрузка и отгрузка товаров. Точное время построения первоначального храма неизвестно. Можно только с уверенностью утверждать, что построен он был вскоре после появления самого гостиного двора в Астрахани. По свидетельству летописца, в 1599 году во время опустошительного пожара в остроге сгорели гостиные дворы: русский, бухарский, гилянский… Так что в конце XVI века гостиный двор уже существовал в городе. Более вероятно, что первый, ещё деревянный, Николаевский храм был построен в начале XVII века и 1628 годом датируется первое упоминание о нём. В начале XVIII века началось строительство новой каменной церкви. Инициатором постройки храма выступил митрополит Сампсон, сумевший уговорить высших представителей астраханского купечества того времени профинансировать это богоугодное дело. Самому митрополиту не удалось увидеть завершение начатого им строительства, хотя основные работы ко времени его кончины в 1714 году были уже завершены. Уже при его преемнике епископе Иоакиме 5 ноября 1714 года был освящён левый придел во имя Великомученика Георгия. Дальнейшие работы затянулись надолго, и только 23 июня 1721 года был освящён главный храмовый престол во имя Святителя Николая. Возможно, этому поспособствовал намечавшийся в 1722 году приезд в Астрахань императора Петра I. К его приезду астраханский губернатор Артемий Волынский старался привести город в более благоустроенный вид. В июне 1755 года в трапезе храма с правой стороны был устроен придел в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте». Устроен он был по обету, данному коллежским советником и товарищем астраханского губернатора Михаилом Фёдоровичем Гневашевым. В том же году 12 ноября придел был освящён архимандритом Иоанно-Предтеченского монастыря Аароном. Со временем храм несколько раз перестраивался и подновлялся.

http://sobory.ru/article/?object=37841

Большевик (Дашковка). Церковь Николая Чудотворца. Погост Березна Карта и ближайшие объекты Храм святителя и чудотворца Николая погоста Березна Территории по реке Березенке, возле старинного серпуховско-боровского тракта, значатся в Земельных книгах 1620 г. как поместья березинских татар, состоявших на московской военной службе. Как правило, эти владельцы были крещёными. Под 1627 г. здесь упоминается село Березна и в нём Никольская церковь: «древяная клетцки», построенная и украшенная прихожанами, а священником при ней «поп Акундин, прозвище Первой, Денисов» В XVII в. церковные земли находились в тесном и чересполосном соседстве с имениями многочисленных местных помещиков – Ушаковых, Иевских, Соймоновых, Токаевых, Таушевых, Брондуковых и князей Дашковых, в связи с чем в 1694-1700 гг. здесь проводилось межевание, которым занимался местный священник Дмитрий Потапов. Село Березна было, видимо, невелико и со временем запустело – с 1705 г. оно именуется уже погостом, то есть селением, состоящим только из церкви, домов её причта и, разумеется, кладбища, которое в те времена вообще имелось при всяком храме. А на том погосте «Николая чудотворца, на Березниках, дворы попа Василья Потапиева, дьякона Бориса Потапиева и дьячка Герасима Потапиева» Существующая церковь во имя святителя Николая построена в 1698 г., «чьим тщанием неизвестно». В 1818 г. с правой её стороны, «тщанием доброхотных дателей», пристроен придел во имя Тихвинской иконы Божией Матери. С 1819 г. в штате Никольского храма полагалось иметь священника, диакона, дьячка и пономаря. Примерно в это время упоминается священник Константин Петров Ангелов, с замечанием, что он священствует 27 лет. В 1841 г., по завещанию московского 1-ой гильдии купца Сергея Григорьевича Зубова, Тихвинский придел был расширен «с отступлением на две сажени (на 4 с лишним метра) назад», а с левой стороны храма построен придел во имя святителя Митрофана Воронежского. Основной Никольский храм, построенный в конце XVII века, состоит из бесстолпного четверика, переходящего в полукруглую алтарную абсиду, и колокольни, которая, возможно, вначале была отдельно стоящей; от неё уцелел только первый ярус. Симметричные приделы 1840-х гг. планировкою, монументально пластичными формами и декором сходны с приделами Сретенской церкви (1813) и Троицкого собора (1833-1841) в Серпухове.

http://sobory.ru/article/?object=14250

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010