Солигалич. Церковь Николая Чудотворца при тюремном замке. Тюремная церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Николаевская г. Солигалич, тюремная церковь строилась по проекту 1895 года, как тюремная часовня на средства доброхотных дателей в память бракосочетания наследника престола Николая Александровича (будущего Государя Императора Николая II) и Александры Федоровны. В процессе строительства по прошению жертвователей часовня была обращена в церковь Николая Чудотворца, которая была завершена в середине 1897 г. и освящена 15 января 1898 г. Ближайшие церкви: Воскресенская и собор Рождества Богородицы городские, Преображенская с. Коровнова в 11 в. Источник: old-churches.ru 15 января 1898 года в Солигаличе произошло знаменательное и торжественное событие. В этот день при Солигаличском уездном тюремном замке была освящена новая церковь во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского, в память бракосочетания Их Императорских Величеств. При Солигаличской тюрьме ранее своей церкви не имелось, а арестанты молились в одной из камер, и лишь иногда, не более двух раз в году, они могли исповедаться и причаститься в одном из храмов города. В 1894 году член Костромского окружного суда по Солигаличскому уезду Николай Васильевич Рождественский, довольно часто посещавший Солигаличскую тюрьму по служебным делам, высказал предложение о строительстве при тюрьме часовни-мастерской. В Солигаличской тюрьме, по его мнению, было «полное стеснение заключенных в отправлении ими религиозно-нравственных обязанностей, по причине отсутствия помещения» Н.В. Рождественский считал, что если во дворе тюрьмы устроить часовню–мастерскую, она сможет удовлетворять бытовые требования арестантов – в их молитвах и труде. Об оказании помощи в строительстве часовни его просили и начальник Солигаличского тюремного замка Николай Васильевич Крутиков, и священник Солигаличского Рождественского собора Иосиф Сергеевич Смирнов. Идею Рождественского о строительстве часовни поддержали уездный предводитель дворянства, местный землевладелец Сергей Николаевич Малиновский и городской голова, купец Лев Стахиевич Виноградов.

http://sobory.ru/article/?object=56274

Москва. Симонов мужской монастырь. Церковь Николая Чудотворца. Знаменская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В XIX столетии монастырь разрастался: над восточными воротами в 1834 году была возведена надвратная церковь Св. Николая Чудотворца. В начале 1930-х годов все главные постройки Симонова монастыря были разрушены. Погибли Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, башни Сторожевая и Тайнинская, были уничтожены все могилы на территории обители. От монастыря уцелела лишь южная стена с башнями, трапезная палата с церковью Сошествия Святаго Духа и хозяйственная постройка. По проекту предполагалось, что вся территория Симонова монастыря будет превращена в парк и культурный комплекс, однако построен был только клуб ЗИЛа. http://cultcalend.ru/event/441/ Церковь Николая Чудотворца в Симоновом монастыре находилась над восточными воротами. В 1623 г. в монастыре была церковь Знамения Пресвятой Богородицы. В 1677 г. октября 9 значится освящение новопостроенной Знаменской церкви на воротах. Стены церкви, а также самые ворота говорят за то, что от постройки 1623 г. ничего не осталось. В 1834-36 гг. постройка 1677 г. несколько переделана: над нею возведен купол, перед западной стеной выстроена вторая стена, закрывающая входы наверх, и здание обработано в готическом стиле. Переделанная церковь получила наименование Николая Чудотворца. Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г. Датировка первой церкви Знамения Пресвятой Богородицы, выстроенной на средства боярина Юрия Яншеевича Сулешева, колеблется между 1623 и 1643 годами, поскольку часто основывается на известном документе - «данной» - 1643 года, где говорится о её строительстве: «...в Симонове монастыре над гробами родителей моих во имя Знамения Пречистыя Богородицы (сооружена по обещанию моему церковь). И та церковь стоила со всем церковным строением тысяча двести пять рублев». В этом же документе говорится о выданной тысяче рублей «на городовое дело». Отметим, что церковь упоминается как уже сооруженная.

http://sobory.ru/article/?object=39883

Ярославль. Церковь Николая Чудотворца в Тропине. Тропинская церковь Карта и ближайшие объекты Николо-Тропинская церковь. Каменная двухэтажная церковь, увенчанная одною позолоченною главою и посвященная имени Святителя и Чудотворца Николая, построена в 1660 году, тщанием прихожан, вместо прежде бывшей на этом месте деревянной, сгоревшей в 1658 году. Она сначала сооружена была одноэтажною, но по низменности местоположения, в весеннее время заливаемого Которостью и Волгою, оказалась надобность надстроить верхнюю церковь, что и исполнено в 1722 году. Теперь в верхней церкви помещается главный престол во ими Чудотворца Николая: это храм холодный. Нижняя же церковь, теплая посвящена в честь Богоявления Господня, с пределом на правой стороне алтаря, во имя Феодоровской иконы Божией Матери, а на левой, во имя святыхъПетра и Февронии, Муромских Чудотворцев. Этот последний придел устроен в 1829 году, по случаю вклада в церковь частицы помянутых святых, принесённой прихожанином, гражданином Алек. Ив. Казанцевым. Посещая Николо-тропинский храм, нельзя не вспомнить, что в приходе его скончался знаменитый труженик Патриарх Никон. По вызову царя Фёдора Алексеевича, возвращаясь из места своего заточения – Кирилло-Белозерского монастыря в Москву, он отошёл в жизнь вечную здесь, на берегу Которости, в 1681 году. На месте кончины Патриарха поставлен был некогда крест, но он не устоял против ежегодных речных наводнений. Из книги " Церковно-археологическое описание города Ярославля " . Ярославль, 1860 г. Николо-Тропинская церковь - полуразрушенный храм 1660 г. постройки в Тропинской слободе на правом берегу Которосли в Ярославле, на расстоянии короткой пешей прогулки от Туговой горы и Коровников. Тропинская, или Трупинская слобода известна по документам с 1628 г. После пожара 1658 г. приходская церковь Николая Чудотворца была отстроена в камне. Местоположение храма было низменное, и ежегодно в половодье его заливало водами Которосли. По этой причине в 1722 г. он был надстроен вторым этажом.

http://sobory.ru/article/?object=20754

Гришово. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Село Гришово Куракинской сельской администрации Бабынинского района лежит на реке Березуй. Это бывший древний город Людимеск (Березуевск), существовавший в 12-17 веках, основанный вятичами. В 1407 году Людимеск вместе с Козельском и Серетинском упоминался как владение Ивана Андреевича Можайского, внука Дмитрия Донского. В 1504 году Людимеск вошел в состав владений калужского князя Симеона Ивановича. Первый деревянный храм был построен здесь в 1662 году. В «Описаниях и алфавитах к Калужскому атласу» (1782 г.) содержатся следующие сведения о нем: «Перемышльский уезд. Погост Людемской и писцовая церковная земля священно- и церковнослужителей. Домов нет. Жителей нет. На правом берегу речки Большой Березуй, церковь деревянная Спаса Нерукотворного Образа…». В 1769 году на его месте помещиком Щербачевым был построен каменный храм в честь святителя Николая - одноглавый, с трехчастной апсидой. Основная часть - четверик, переходящий в восьмерик. С запада к ней примыкала трапезная часть с колокольней в одной связи. В храме было три престола: главный - во имя святителя Николая, южный - в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» и северный - в честь Успения Пресвятой Богородицы. Приход состоял из следующих населенных пунктов: села Гришова, деревень Сычево, Волконское, Машкино, Матово, Лунино, Бахтинск, Тимофеевское, Курочкино, Мячково, Староселье, Плюсково, Городниково. После революции в 1932 году храм был закрыт и использовался местным колхозом в разных целях. К 1962 году здание пришло в аварийное состояние и с тех пор пустует. В настоящее время колокольня полностью утрачена, в трапезной части обвалились своды и разрушена западная стена. Церковь в честь Николая Чудотворца находится в селе Гришово Калужской области. Этот населенный пункт – одно из самых старых поселений в этом районе. Находится на берегах речки Березуй, на этом месте некогда стоял старинный город, построенный еще в XII веке. В начале XV столетия он перешел в собственность внука Дмитрия Донского Ивана Можайского. Через два века здесь построили первый деревянный храм. В 1769 году на его месте помещик Щербачев заказал построить каменную церковь в честь Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=10655

Тейково. Храмовый комплекс. Церкви Илии Пророка и Николая Чудотворца. Храмы комплекса: Церковь Илии Пророка Церковь Николая Чудотворца Карта и ближайшие объекты ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: ЦЕРКВИ ИЛЬИ ПРОРОКА И НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, кон. 17-19 вв., ул. Октябрьская, 1,2. Расположен на высоком холме у обрыва, в центральной части города. В комплексе господствует Ильинская церковь типа " иже под колоколы " , увенчанная высоким шатром (1699). К северо-западу от нее находится Никольская церковь (3-я четв. 18 в. с приделами 1795 и 1833 г.) и дом причта (2-я пол. 19 в.), поставленный на понижающемся к северу склоне на границе участка. В южной его части в 1-й пол. 17 в. стояла также деревянная Троицкая церковь, вместо которой в 1694 г. на средства князей Прозоровских, владевших Тейковом, был построен каменный пятиглавый храм (не сохр.). В сер. 19 в. при последних владельцах графах Олсуфьевых территория комплекса была обнесена металлической оградой на кирпичном основании, выполненной в формах классицизма. Она включала двое ворот и угловые башни-павильоны с изогнутыми гуськовыми кровлями, украшенные главками-вазонами и сдвоенными колонками на углах (ныне ограда утрачена). В 1862-64 гг. Никольская церковь на средства Каретниковых была отреставрирована, а в 1892-95 гг. значительно расширена. Комплекс, ориентированный изначально на центральную площадь, сейчас отсечен от нее крупным жилым домом, построенным в 1950-е гг. на месте Троицкой церкви. Интересный пример храмового комплекса, объединяющего один из ярких памятников рубежа 17-18 вв. и церковь, архитектура которой характерна для периода эклектики. Журов, 1854, с. 384-387; Березин, Добронравов, 1898, с. 135-138. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3» - М., Наука, 2000, с. 254-257 В селе Тейково была церковь Живоначальной Троицы с деревянным верхом и двумя приделами: Николая Чудотворца и Ильи Пророка. В 1630-е годы в царствование царей Петра и Ивана Алексеевичей вместо пришедшей в ветхость деревянной церкви князья Василий и Алексей Прозоровские обратились с просьбой к митрополиту Суздальскому и Юрьевецкому Иллариону о строительстве в селе Тейково нового каменного храма. По благословлению митрополита Иллариона была выдана храмозданная грамота, и в 1694 году усердием князей Прозоровских, владельцев села, и приходских людей вместо деревянной Троицкой построили каменную церковь о пяти главах, которая была освящена в прежнее наименование в честь Святой Живоначальной Троицы.

http://sobory.ru/article/?object=03156

Листвянка. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Строительство церкви начато купцом Ксенофонтом Серебряковым в 1846 г. в пос. Никола на берегу Ангары и завершено после смерти купца его женой. Церковь дважды переносили. Первый раз на берег Байкала, вторично в связи со строительством Иркутской ГЭС в глубь берега. Из книги А.В. Юдина " Вокруг света. Сибирь " . 2006 Время сохранило для нас и чудесную историю возникновения Свято-Никольской церкви, названной так в честь Святителя Николая, которая находится в поселке Листвянка, на берегу речки Крестовки, в 500-х метрах от ее впадения в озеро Байкал и 70-ти километрах от города Иркутска. Согласно исторически достоверному преданию, иркутский благотворитель промышленник Ксенофонт Сибиряков в одном из своих плаваний по Байкалу потерпел кораблекрушение. Он уже тонул, ему грозила явная гибель, и, казалось, не было никакой возможности спастись. Но Ксенофонт не отчаялся - он стал усердно молиться, и свою последнюю молитву промышленник Сибиряков вознес покровителю мореплавателей - Святителю Николаю. Свершилось чудо: Ксенофонт увидел, как сам Святой Николай спешит ему на помощь. И таким образом он получил чудесное спасение. Спасшийся и потрясенный свершившимся чудом купец в знак глубокой благодарности за свое спасение дал обет - на месте благополучного спасения и вступления на берег построить храм в честь великого чудотворца. На берегу реки Ангары Ксенофонт Сибиряков первоначально построил небольшую часовенку, где был поставлен образ Святителя Николая Чудотворца. Однако Ксенофонт помнил свой обет - построить на Байкале православный храм в честь Святителя Николая. Свое обещание перед Богом Сибиряков сдержал: по благословению иркутского архиепископа Мелетия (Леонтовича) церковь была заложена в Никольской пристани у истока реки Ангары, но до завершения строительства купец не дожил. После смерти мужа его вдова Наталья Дмитриевна Сибирякова, выполняя обещание мужа, продолжила строительство храма и часовни в честь Святителя Николая. Строителем Никольской церкви (или, как сказали бы сейчас, генподрядчиком) был Коммерции Советник и Кавалер И.Л. Медведников.

http://sobory.ru/article/?object=19759

Васильевское. Ансамбль церквей Троицы, Николая Чудотворца и Грузинской иконы Божией Матери. Архитектурный ансамбль. Действует.   Год постройки:Между 1758 и 1803. Адрес: Россия, Ивановская область, Шуйский район, село Васильевское, ул. Совхозная, дом 10 Координаты: 56.931418, 41.662517 Проезд:Шоссе Шуя-Родники. От Шуи - 13 км, от Родников - 19 км. Изменить описание объекта Храмы ансамбля: Церковь Грузинской иконы Божией Матери Церковь Троицы Живоначальной Церковь Николая Чудотворца Карта и ближайшие объекты Село Васильевское (Шуйский р-н Ивановская обл.) стоит на реке Матне, на перекрёстке древних дорог, и встарь именовалось как Матнинский стан. Первое упоминание относится к 1554 г. Здесь была вотчина царя Василия Шуйского, место его соколиной охоты («Княжий двор»). В XVII веке после Смуты село принадлежало роду Черкасских, с 1741 года – роду Шереметевых. В XVII в селе существовала деревянная церковь Михаила Архангела. Первая каменная церковь (Николая Чудотворца с приделом Михаила Архангела) была построена в 1758 г. Затем была возведена церковь Грузинской Богоматери. В 1802 г. Пётр Корсаков, крепостной зодчий князя Трубецкого, соорудил пятиярусную колокольню и ограду. По углам ограды были размещены башни-часовни с пристройками богадельни и архива с кладовыми. Роспись в Троицком храме была выполнена в 1828 г. тейковским иконописцем Тимофеем Медведевым. В первой трети XIX века к комплексу добавилась церковь Николая Чудотворца (зимний храм). В 1767 г. императрица Екатерина II побывала во Владимире. «Запущенность» Успенского собора её удивила, и она выпустила указ о его «реставрации». Древний обветшалый иконостас, состоящий из икон начала XV в. кисти Андрея Рублёва, Даниила Чёрного и других иконописцев их круга, был списан в храмовое хранилище. В 1768 г. иконостас (состоящий из 29 икон) купили жители села Васильевского и разместили его в только что построенном Троицком храме. В 1918 г. древние шедевры обнаружил учёный И. Грабарь, вывезя одну икону («Вознесенье») в Москву для консультаций и исследования. В 1923 г. из Васильевского были вывезены оставшиеся 26 икон. Судьба двух икон неизвестна: след одной затерялся в окрестностях Васильевского. Четыре иконы Васильевского чина ныне находятся в Русском музее, остальные – в Государственной Третьяковской галерее. См. текст В.Н. Лазарева , 12 икон деисусного чина , 5 икон праздничного чина

http://sobory.ru/article/?object=06067

Монастырь. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:не позже 1910. Архитектор:Образцовый проект 31 Адрес: Россия, Пермский край, Коми-Пермяцкий округ, Гайнский район, село Монастырь Координаты: 60.229066, 53.854478 Проезд:Автодорога Кажим (Республика Коми) - Гайны, есть указатель. расстояние от Гайны до поворота на село монастырь 20 км, после до села 12 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Село Монастырь, Гайнского района, Коми-Пермяцкого округа Пермского края. Никольская церковь. Деревянная церковь, дата постройки 1910 год. По мнению старых людей, началось всё с того, что Стефан Великопермский приходил на это место и поставил здесь ещё один Поклонный крест. А потом пришли семь монахов, которые срубили вначале часовню, а затем основали Свято-Троицкий монастырь. Официально считается, что монастырь был основан в 1539 году. В царское время село Монастырь было местом ссылки неугодных царям людей. Половину жителей села составляли военные, охранявшие каторжан. Сюда сослали и стрельцов после Стрелецкого бунта. Во времена Петра I, когда по указу царя началась ликвидация монастырей, Троицкий монастырь стал приписным к Пыскорскому монастырю, как бы его филиалом. А в 1775 году оба монастыря были упразднены, монахи разошлись кто куда. В 1910 году в селе была построена церковь Николая Чудотворца, на деньги богатого купца и лесопромышленника Стефана Абрамовича Лихачёва. Строили её вятские мастера. И позже жители двадцати окрестных деревень ходили по воскресеньям сюда на службу. Пятиглавый трапезный двусветный храм с шатровой колокольней выполнен по образцовому проекту, имитирующему в дереве каменные культовые сооружения: пятиглавие, обшивка с выделением лопаток, фронтоны на углах храмовой части. Особенно примечательна 3-х ярусная колокольня, шатёр которой опирается на щипцы, венчающие ярус звона. После Гражданской войны храм Николая Чудотворца закрыли. До 1925 года он стоял пустующим. И вот 325 человек подписали прошение в сельсовет и в райцентр с просьбой разрешить службы в церкви. Им разрешили, но ценой страшного договора. Все, в том числе мои дедушки и бабушки, дали подписку, что они не будут ничего говорить о Боге и не будут детей и внуков учить молиться. Вот из-за этого мама и я выросли безбожниками. Этот договор я обнаружила в кудымкарском архиве.

http://sobory.ru/article/?object=29011

Москва. Церковь Николая Чудотворца в Троекурове. Карта и ближайшие объекты Церковь, построенная на рубеже XVII-XVIII вв., имеет ряд нестандартных конструктивных решений, что позволяет сделать предположение об участии в ее строительстве иностранных мастеров. Храм центрический, я бы даже сказал, концентрический. Внутреннему цилиндрическому объему отвечает завершающая храм ротонда. Внешний объем также цилиндрический, имеет выступы-ризалиты, ориентированные по сторонам света (некоторые описывают этот объем как " четверик со скругленными углами " ). Ризалиты имеют полуциркульное завершение, и, если смотреть со стороны, создается впечатление, что церковь имеет крестово-купольную конструкцию. Это, однако, не так. Собственно храм, а точнее храмы, поскольку церковь имеет два яруса, находятся во внутреннем цилиндре. Внешние стены образуют галереи нижнего и верхнего ярусов. Верхний и нижний храмы между собой не связаны, доступ в верхний храм осуществляется через колокольню. Колокольня, построенная в середине XVIII века, соединена с верхним храмом переходом. Нижний теплый храм действующий, освящен в честь Николая Чудотворца, в верхнем летнем храме Алексия Митрополита сейчас идут работы по росписи интерьеров, после чего храм, надо полагать, будет заново освящен. Декоративная обработка фасадов, по всей видимости, предполагала широкое использование резьбы по камню, однако замысел не был воплощен, поэтому декор имеет упрощенные  сухо-геометрические формы. Завершение храма первоначально выглядело несколько иначе - его украшала корона, подобная той, которую имеет церковь Знамения в Дубровицах. Храм Николая Чудотворца в Троекурове — православный храм Михайловского благочиния Московской епархии. Расположен в бывшем селе Троекурово, ныне — в московском районе Очаково - Матвеевское (ЗАО). Деревня Троекурово (так же Хорошёво или Никольское) известна с XVI века и, по-видимому, тогда уже имела свой деревянный храм, освящённый в честь Николая Чудотворца. После того, как село перешло от Годуновых во владение Троекуровых, там в 1640-х годах была возведена новая деревянная церковь, которая в начале XVIII века была заменена существующей каменной. Строительство нового храма продолжалось с 1699 по 1706 годы, при этом имя возводившего его зодчего до нашего времени не дошло, хотя выдержанный в стиле раннего московского барокко проект храма считается довольно оригинальным. Построенная одновременно с основным объёмом храма шатровая колокольня была в 1745 году заменена на сохранившуюся до сих пор трехъярусную башню.

http://sobory.ru/article/?object=03281

Переславль-Залесский. Церковь Николая Чудотворца. Никольская Князь-Андреевская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца , Андрея Смоленского , Димитрия Солунского Год постройки:не ранее 1737. 1812. Год утраты:приблизительно 1930 Адрес: Ярославская область, город Переславль-Залесский, улица Кардовского Координаты: 56.730141, 38.8465 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Церковь с главным престолом в честь Николая Чудотворца известна в городе больше под именем Князь-Андреевской; находится она вблизи старинного вала за прежде бывшими «Никольскими воротами». Церковь на этом месте существует с глубокой древности; несомненные свидетельства о ней относятся к XIV в. В половине XIV века пришёл в Переславль-Залесский из Смоленска князь Андрей, сын Фёдора Константиновича слепого, князя Фоминского. Убегая политических смут и тревог своей родины, он в одежде странника пошёл искать покоя для своей души. В Переславле местом своих подвигов он избрал церковь во имя Николая Чудотворца. С благословения местного священника князь Андрей принял на себя служение пономаря: звонил к богослужению, наблюдал чистоту в храме, возжигал свечи и лампады, читал и пел на клиросе. Для смирения своей плоти, он возложил на тело тяжёлые железные вериги; дни и ночи проводил в молитве. В таких подвигах никем неузнанный благоверный князь провёл при Никольском храме 30 лет и около 1390 года скончался. На теле усопшего нашли золотую княжескую цепь и перстень, а в руках грамоту, в коей было написано: «Азъ есмь Андрей, единъ отъ Смоленскихъ князей, зависти же ради и крамолы отъ бpamiй моихъ, оставихъ khяжehie мое и отечество свое». Тут только и узнали, кто был скромный пономарь. Чрез 150 лет после смерти благоверного князя Андрея, по настоянию преподобного Даниила Переславского, открыты были мощи его, завёрнутые в берёзовую скалу, и по освидетельствовании вновь погребены, и с того времени почивают под спудом. Цепь же и перстень, оставшиеся после преподобного, взяты были царём Иоанном Васильевичем IV.

http://sobory.ru/article/?object=60850

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010