Придел во имя великомученика Федора Стратилата освящен 5 октября 1674 года, свидетельством чего является еще один антиминс с соответствующей надписью: «Освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа въ церквь святаго славнаго великомученика Федора Стратилата. Священа бысть церковь сия въ лето 7182 индикта 12 Октября въ 5 день на память святой мученицы Данные деревянные церкви существовали до 1695 года. По грамоте архиепископа Великоустюжского и Тотемского Александра купец Александр Васильев Чалбышев своим иждивением строит каменную церковь. Храм в два этажа, с тремя главами. Первый этаж занимала теплая церковь во имя трех Вселенских Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Второй этаж холодная церковь во имя Пророка и Крестителя Господня Иоанна. В 1740 году на средства Льва Александровича Чалбышева перестраивается верхний этаж. Переделана глава – сделан новый восьмерик с окнами, увеличена паперть с помещением в ней двух пределов: во имя Святого великого Иоанна Воина и во имя Льва епископа Катанского. В том же 1740 году по указу архиепископа Великоустюжского и Тотемского Гавриила игумену Иоанно-Предтеченского монастыря Проклу, холодная церковь переосвящена во имя Рождества Иоанна Предтечи. По указу от 11 февраля 1747 года игумен монастыря Максимилиан освятил придел во имя Льва епископа Катанского. В 1767 году поновлены образа и расписаны царские врата холодного храма Рождества Иоанна Предтечи. В 1776 году к верхней холодной церкви пристроена каменная лестница. В 1777 году при игуменье Аполлинарии, по благословению епископа Великоустюжского и Тотемского Иоанна, предел во имя Иоанна Воина перестроен и переименован во имя Димитрия митрополита Ростовского и освящен протопопом Успенского собора Афанасием Васильевичем Аленевым. В 1783 году в холодной церкви Рождества Иоанна Предтечи вместо старого иконостаса построен новый. В 1794 году крыша храма покрыта железом, изготовлены серебряные ризы на местные образа Воскресения Христова и Божией Матери. В 1804 году в нижнем теплом храме устроен придел во имя Великомученицы Варвары. «1804. Июня 17 дня, совершено освящение вновь устроенной церкви, что въ Иоанно-Предтечевскомъ монастыре, во имя святыя великомученицы

http://sobory.ru/article/?object=44943

Arhiva A avut loc cel de-al VI-le Festival a toat Rusia de cultur i art în numele Sfântului i Dreptului osta Teodor Uakov 5 august 2019 13:24 4 августа 2019 года в селе Хопылево Ярославской области прошел VI Всероссийский фестиваль культуры и искусства имени святого праведного воина Феодора Ушакова. Праздник начался с Божественной литургии в храме Богоявления на Острову, где был крещен будущий флотоводец. Богослужение в день памяти праведного воина Феодора Ушакова совершил митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон в сослужении епископа Пакрацко-Славонского Иоанна ( Сербская Православная Церковь ), епископа Рыбинского и Даниловского Вениамина , епископа Некрасовского Бориса и клириков Ярославской и Рыбинской епархий Ярославской митрополии . В храм был принесен ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного. Эта святыня вместе с другими святыми мощами была доставлена в Спасо-Преображенский собор г. Рыбинска 2 августа. Весь день мощи находились в Богоявленском хопылевском храме. Пребывать в Рыбинской епархии святыня будет до 10 августа. В праздничный день храм посетили председатель правительства Ярославской области Д.А. Степаненко и члены Попечительского совета по возрождению храма, представители правительства области и администрации г. Ярославля, мэр г. Рыбинска Д. В. Добряков и гости праздничного фестиваля. По завершении Литургии состоялся крестный ход к берегу Волги, где находится памятник юному Федору Ушакову и его дяде — преподобному Феодору Санаксарскому. Рядом с памятником митрополит Пантелеимон освятил поклонный крест, который впоследствии будет установлен на Богоявленском острове — месте, где стоял древний Богоявленский монастырь. Остров располагается на середине Волги, напротив хопылевского берега. «Освященный крест будет стоять на острове и напоминать всем, что это монастырская земля, которую видел в детстве и на которой неоднократно бывал и сам святой праведный воин Феодор Ушаков», — сказал епископ Рыбинский Вениамин. Традиционный гость Рыбинской епархии в дни празднования памяти праведного воина Феодора Ушакова — епископ Пакрацко-Славонский Иоанн передал в дар митрополиту Пантелеимону икону святителя Василия Острожского, чьи мощи пребывают в Черногории.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5482094...

Астрахань. Иоанно-Предтеченский мужской монастырь. Монастырь Иоанна Предтечи Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Основана эта обитель была при астраханском митрополите Савватии (1683-1696 гг.) благодаря его личной инициативе и на его собственные средства. Первые упоминания о монастыре восходят к 1688 году, коегда его строитель старец Александр с братией просили митрополита о дозволении выстроить им каменную церковь в честь Святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Строительство соборного храма закончено было при третьем настоятеле обители - старце Герасиме и при новом астраханском митрополите Сампсоне, старанием которых он и был освящён 19 октября 1697 г. Иоанно-Предтечевский монастырь, заштатный, в Астрахани. Основан в 1688 году митрополитом Астраханским Савватием; в 1723 году упразднен; в 1727 году восстановлен. В монастыре находится особо чтимая икона Иоанна Крестителя; при монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Основан в 1688 году при Астраханском митрополите Савватии. Первоначально располагался за городом. При монастыре имелось четыре храма: собор в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (освящён в 1697 году); церкви в честь Сретения Господня и Рождества Иоанна Предтечи, а также церковь в честь святого мученика Иоанна Воина на колокольне (освящена в 1737 году). В 1895 году на месте деревянных Сретенской и Рождество-Иоанно-Предтеченской церквей началось строительство нового величественного храма. В 1899 году этот новый храм был освящён в честь Сретения Господня. Здесь были устроены приделы в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» и святителя Тихона Задонского. Этот храм – единственный из всех монастырских храмов, уцелевших в годину советского лихолетья. В 1929 году монастырь был закрыт. Вскоре были снесены монастырский собор и уникальная шатровая колокольня с храмом в честь святого мученика Иоанна Воина. В 1989 году началось возрождение Сретенского монастырского храма, который долгое время использовался под склад «Заготзерно». Теперь этот храм был освящён в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Боковые приделы освящены в честь Иверской иконы Божией Матери и святителя Тихона Задонского. 22 февраля 1995 годауказом Святейшего Патриарха Алексия Второго Иоанно-Предтеченский монастырь был восстановлен в своём звании.

http://sobory.ru/article/?object=01043

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОСКОВСКИЙ ИОАННО-ВОИНСКИЙ ХРАМ НА ЯКИМАНКЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Московский храм Иоанна Воина на Якиманке, 2012 год. Фото А.П. Сычева с сайта sobory.ru Первое упоминание о церкви Иоанна Воина относится к 1625 году. Тогда она располагалась на берегу Москвы-реки, ближе к Крымскому мосту, приблизительно там, где начинается территория Центрального Дома Художников (ЦДХ) и пересечение Якиманского и 2-го Бабьегородского переулков и носила название Церковь Иоанна Войнственника «что у Крымского двора на берегу» . Иоанн Воин или как ранее говорили, Войнственник, был покровителем воинов-стрельцов, живших в то время в этом месте с 1550-х годов по повелению царя Иоанна Грозного. Церковь находилась «под горою» и часто разливы реки подтапливали её. Вообще, вся эта местность сильно затапливалась вплоть до строительства Водоотводного канала в 1786 году. Стараниями стрельцов началось строительство новой каменной церкви. В 1671 году храм был отстроен, но просуществовал недолго. После стрелецкого восстания, оставшиеся в живых стрельцы, с семьями были выселены из Москвы, храм подвергся запустению, а в 1708 году оказался затопленным во время наводнения. В 1709 году, со слов очевидца событий, «вода была великая на Москве, под каменной мост, под окошки подходила, и с берегов дворы сносила и с хоромами и с людьми, и многих людей потопила, также и церкви многие и у Иоанна Войнственника за Москвою-рекою церковь Божию потопило». По народной легенде, Петр I , проезжая по Якиманке, увидел, что церковь стоит в воде и к ней подъезжают прихожане на лодках. Узнав, что это храм Иоанна Войнственника, царь воскликнул: «Это наш патрон! Скажите священнику, что я бы желал видеть храм каменный и на возвышении у самой Большой улицы, дам вкладу и пришлю план». Через два месяца он сам приехал с планом и, увидев, что начали уже завозить материал для строительства, похвалил священника. А в книге для вписания вкладов якобы написал: «Вклад даю триста рублей. Петр» . Имя батюшки, принявшего во имя Божие вклад Петра Великого, - отец Алексий Федоров.

http://drevo-info.ru/articles/13671174.h...

Соликамск. Соликамский Иоанно-Предтеченский Красносельский женский монастырь. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Иоанно-Предтеченская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь пригородного села Красного (ныне входящего в состав города) строилась с 1715 по 1772 г. Первоначально на средства купцов Суровцевых в 1715-1728 гг. возведен был нижний храм во имя св. мученика Иоанна Воина. В 1731 году церковь была передана в приданное дочери Суровцева - Наталье, вышедшей замуж за Григория Демидова. Строительство верхнего храма во имя рождества Иоанна Предтечи было завершено в 1772 г. на средства А.Ф Турчанинова, приобретшего село Красное после смерти Демидова. Престолы храма освящены во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и во имя св. мученика Иоанна Воина. В 1891 г. при церкви при поддержке Рязанцевых была учреждена женская община, позднее получившая статус монастыря. В числе насельниц его была будущая игумения Чердынского Иоанно-Богословского женского монастыря Руфина. В 1918 г. сестры монастыря дали приют вдовам и сиротам священнослужителей, убитых большевиками. После закрытия обители в начале 1920-х годов храм стал приходским. Закрыт он был в 1930-х годах. В 1989 г. храм был передан верующим, и в нем возобновились богослужения. Одноглавый храм с высокой столповой колокольней имеет уникальное соотношение ширины и высоты, не имеет аналогов на территории епархии. Для здания церкви характерны удлинение продольной оси здания и завершение храмового куба уменьшающимися кверху двумя восьмериками с главой. Первый этаж храма и обе трапезные перекрыты коробовыми сводами. Алтарная апсида пятигранная. Гармонично с объемом церкви соотнесена высокая восьмигранная колокольня с двумя ярусами звона, возведенная на кубическом постаменте над папертью. С запада к церкви пристроены двухэтажные палаты, нижние орнаментированы перпендикулярно зданию. Церковь богато декорирована полуколоннами, " жучковым " орнаментом, завитками-волютами, рельефными кокошниками с растительным орнаментом. Лепные украшения нижнего придела утрачены полностью, верхнего – повреждены и нуждаются в реставрации. Частично сохранились росписи, украшавшие верхний двусветный храм. Особенно славилась церковь св. Иоанна Предтечи гармоничным колокольным звоном. После закрытия храма в 1930-х годах колокола были утрачены. Памятник истории и архитектуры федерального значения.

http://sobory.ru/article/?object=02978

В 1929 г. храм Иоанна Богослова закрыли, а церковная утварь была растащена и перепродана. Многие иконы публично сжигались на Житной площади. В здании церкви размещались склад магазина, отдел главного архитектора, торговый техникум. В апреле 1997 г. здание летнего храма возвратили верующим. 21 мая 1997 г., в престольный праздник, здесь была совершена первая Божественная литургия. В короткое время храм преобразился. Источник: http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=317 Первоначально церковь апостола и евангелиста Иоанна Богослова находилась на территории Коломенского кремля, была деревянной, а когда сгорела, то в 1733 году новую каменную Иоанно-Богословскую церковь с приделом святого мученика Иоанна Воина начали строить за крепостными стенами на торговой Житной площади. В писцовых книгах 1577-1578 года церковь упомянута как " Ивана Богослова, древяна, клецки, а в ней деисус стоячей... " . На Ивановских воротах, находившихся рядом с тогдашним храмом находился белокаменный резной образ XVI века - " Богородицы и предстоящего Апостола Иоанна " , позже перенесённая в каменный храм. Ивановские ворота располагались на участке, имеющем ключевое, стратегическое значение - на пересечении двух дорог: Владимирской и Астраханской, в юго-западной части огромной торговой площади. Церковь, стоящая ныне внутри двора, который образован четырьмя корпусами торговых зданий, была построена в 1756 году. Строили этот храм долго, в 1739 случился в Коломне большой пожар, в результате которого работы пришлось приостановить. К 1752 году, известно, что церковь " стояла выложенной от фундамента на три с четвертью аршина " . В марте 1752 года по просьбе священника Сергия Петрова дано дозволение на выдачу сборной книги для построения храма. Здание было закончено постройкой благодаря " кошту доброхотных дателей " и " тщанием приходских людей " в 1768 году при ней была выстроена каменная колокольня (разобрана в 1819 г.). В начале XIX века была расширена трапезная (в 1811 году устроен придел иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " , в 1814 году освящался придел св. мученика Иоанна Воина). В 1829-1835 гг. изменена архитектурная отделка храма, в 1848 году устроены придельные иконостасы. Они представляли собой красивую композицию в виде триумфальной арки и колоннад (когда в 1909 году за ветхостью иконостасы хотели заменить, Московское археологическое общество не дало согласия ввиду их красоты и художественного интереса " ).

http://sobory.ru/article/?object=01120

– в Благородном Университетском Пансионе, на Тверской, освящена 1818 года. – известная под именем Иоанна Воина, на Старых убогих домах. – в Красном селе, построена 1692 года. – близ Девичьего монастыря, на Пометном вражке, построена 1658 года. 15 . Святого Великомученика Никиты. В Никитском девичьем монастыре церковь Соборная, построена Боярином Никитой Романовым, отцом Патриарха Филарета, потом 1682 года перестроена. Церковь за Яузой, на горе. Придел при церкви Владимирской Богородицы, в Старой Басманной. – при церкви Св. Троицы, что в Никитниках. 17 . Св. мученицы Софии и трех дщерей ее: Веры, Надежды и Любви. Церковь кладбищенская за Миуской заставой, что близ Бутырок, построена в 1771 году. Придел в Новодевичьем монастыре. 20 . Св. мученик Великих Князей Михаила и Боярина его Феодора. В Архангельском Соборе празднество; где Святой мощи их в серебряной раке находятся. Церковь на Пятницкой, постр. в 1657 году. И святого мученика Евстафия Плакиды. Придел при церкви С. Николая Чудотворца, за Боровицкими воротами. 21 . Св. Димитрия, Митрополита Ростовского. Придел при церкви Св. Троицы в Златоустовском монастыре. –Св. Николая Чудотворца, в Сретенском монастыре. – Св. Николая Чудотв., что в Гнездниках. – Св. Николая Чудотв., что в Звонарях. – Рождества Богородицы, на Кулишках, построен Гр. Бутурлиным. – Св. Троицы, на Хохловке. – Покрова Богородицы, в Левшине. – Симеона Столпника, за Яузой. Придел при церкви Иоанна Воина, на Калужской улице. – Св. Николая Чудотворца, в Хамовниках. – Симеона Столпника, на Поварской. – Неопалимые купины, близ Девичьего поля. –  Св. Николая Чудотворца, на Новом Ваганькове. – Св. Иоанна Предтечи, в Казенной, на Покровке. – Покрова Богородицы, в Новоспаском монастыре. 23 . Зачатие Св. Пророка Иоанна Крестителя. Придел при церкви Смоленской Богородицы, в Новой слободе. (Прочие храмовые праздники во имя Св. Иоанна Крестителя смотри июня 24 дня). 25 .  Преставление Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. (Смотри июля 5 д). 26 . Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Первые упоминания о деревянном храме св. Иоанна Воина, расположенном немного в другом месте (в начале комплекса ЦДХ), относятся к 1625 году. Однако, скорее всего, он существовал уже и ранее, со второй половине XVI века, когда неподалеку от Крымского моста обосновались по указу Иоанна IV Грозного стрелецкие полки. Местность эта тоже хранила уходящую вглубь веков память, но память печальную. Именно здесь проходил брод через Москву-реку, которым переправлялись полчища крымских татар во время их набегов на Москву. Это обстоятельство отразилось в многочисленных «именах» церкви: Иоанна Войственника, «что у Крымского двора на берегу», «что под горою», «на Крымском броду» и «у Конюшенной слободы» В «Книге строельной церковных земель» за 1657 год упомянута «церковь деревянная св. мученика Ивана Войственника» Еще раньше - в 1625 году - в «Окладной книге церковных соборов» значится храм «св. мученика Ивана, что у Крымского двора, на берегу» Место это часто страдало от паводков, и церковь, в конце концов, смыло во время наводнения. На ее месте в 1671 году был освящен уже каменный храм с тем же престолом. В приходе его в 1686-1694 году размещен был Ильинский полк под началом Ильи Дурова, несшим в числе многих городскую стражу На рубеже XVII и XVIII столетий молодой государь Петр I Алексеевич упразднил систему стрелецких полков. Многие семьи стрельцов он выселил из Москвы. После этого церковь мало-помалу ветшала. В 1709 году ее снова затопило во время очередного весеннего паводка: «вода была великая на Москве, под каменной мост, под окошки подходила, и с берегов дворы сносила и с хоромами, и с людьми, и многих людей потопила, также и церкви многие, и у Иоанна Войнственника за Москвою-рекою церковь Божию потопило» После этого храм восстановили уже на том месте, где он находится сейчас – в конце улицы Большая Якиманка. Приготовления к переносу храма начались уже несколько ранее. В 1702 году здесь приобрели землю на участке, прежде занятом одним из стрелецких дворов, для «церковного строения».

http://sobory.ru/article/?object=02242

Храм Иоанна Богослова (Коломна) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Иоанна Богослова построена из кирпича в 1756 году. В первой половине XIX века был создан ансамбль торговых рядов, и церковь стала его композиционным центром. При этом она была перестроена в стиле ампир. Многоярусная колокольня была достроена в 1846 году. Содержание История [ править править код ] При въезде в подмосковную Коломну всех путников встречает Иоанно-Богословский храм и его 67-метровая колокольня, которая величественно возвышается над зданиями торговых рядов. Церковь, давшая название проездной Ивановской башне Коломенского кремля, уже существовала не позднее второй половины XV столетия внутри крепости. В современном храме сохранился надвратный белокаменный барельеф XVI века с тех самых ворот — «Богоматерь с Младенцем Христом и предстоящим апостолом Иоанном Богословом ». В 1577 — 1578 гг. в писцовых книгах упомянут деревянный храм с иконами в полный рост деисусного ряда иконостаса. После пожара, в 1733 году, начали строить новую, каменную Иоанно-Богословскую церковь с приделом в честь святого мученика Иоанна Воина, но уже вне крепости — на Житной площади города. В 1739 году в Коломне снова случился пожар, и жертвователи пришли в разорение, поэтому до 1752 года храм был выложен от фундамента на три с четвертью аршина. В марте 1752 года по просьбе священника Сергия Петрова было дано дозволение на выдачу сборной книги для построения храма, строительство которого было завершено в 1756 году. Перестройка ансамбля церкви началась в XIX веке, ради увековечивания побед России в Отечественной войне 1812 — 1814 гг. В 1819 году старая колокольня, грозившая падением, была разобрана. В 1826 — 1846 гг. стараниями коломенского купца И.И. Шапошникова возведена новая, ныне существующая звонница (на ней было семь колоколов, самый большой весом 347 пудов), и заново переложен алтарь. В 1835 году в главном храме установлен новый иконостас (его золочение выполнено на средства коломенского мещанина Ф. Г. Дремязгина), а в 1848 году устроены иконостасы в приделах святого мученика Иоанна Воина и иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Примечательно, что в 1909 году иконостасы за ветхостью хотели заменить, но Московское археологическое общество не дало согласия ввиду их «красоты и художественного интереса».

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Иоанна_Бо...

Судьбы войны побуждали царя с усердием отнестись к тому храму, в котором был придел Иоанна Воинственника. 9 Его считал он своим особым покровителем. Вот яркое доказательство этого. Составитель исторического описания церкви св. Иоанна Воина на Яки­манка, архимандрит Григорий („ Русские Достопамятно­сти» Мартынова т. IV) говорит следующее: „В 1708 году, по словам стольника Желябужского, морозы бы­ли великие, многие на дорогах помирали, также и снега были глубокие, а вода была великая на Москве; под каменный мост, под окошки подходила и с берегов дворы сносила и с хоромами и с людьми, и многих людей потопила, также и церкви многие потопила: у Ивана Воинственника за Москвой-рекой церковь Божию потопила, вновь святили». Во время вышеописанного разлива Москвы-реки, бывшего весной 1708 года, проезжал по Большой Якиманской улице Петр Великий и, увидев церковь Иоанна Воина кругом в воде и что к ней подезжают на лодке, спросил, как называют церковь? когда услышал: Иоанна Воинственного, громко сказал: „Это наш патрон (покровитель); скажите священнику, что желал Я бы видеть новый каменный храм на возвышении, у самой большой ули­цы; дам вкладу и привезу план“. И, действительно, через два месяца, – Петр приехал к церкви Иоанна Воинственника с планом в руках и, увидав, что для новой стройки уже привезен кирпич, вызвал на свои царские очи священника – настоятеля церкви, очень похвалил за усердие, велел ему принести церковную книгу для записывания пожертвований и, перекрестившись, написал в ней: „Даю вкладу триста рублей. Петр“. К освящению храма в 1717 году царь пожертвовал драгоценные золотые сосуды превосходной работы. Кро­ме того, в этой церкви он повесил на стене на массивной цепи тяжелую гирю „для усмирения вольнодумных и небогобоязливых людей, которые во время церковной службы стоять неблагопристойно “. Его же пожертвованием была и картина с надписью: „Аптека, врачующая грехи». Здесь с одной стороны изображены скупость, зависть, ненависть и прочие пороки, а с дру­гой – любовь к ближнему, благотворение, смирение и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010