Это живое доказательство древности и правильности троеперстия. Но если бы кто пожелал от нас указание еще на большую древность троеперстия, тому мы охотно приведем следующий рассказ одного русского путешественника по святым местам. Этот путешественник в 1887 году посетил св. гору Афон и вот что сообщает (о виденном им там): «Из Пантелеймонова монастыря мы (Митрополов и начетники Пузин и Киселев из Симбирска) в сопровождении проводника иеромонаха Августина, отправились на самую вершину Афона, в греческий монастырь Дионисиат. Греки выставили св. мощи, к которым мы и стали прикладываться. Когда мы дошли до мощей св. священномученика Власия, епископа Севастийского, то проводник наш, о. Августин, вынул из серебряного ковчега правую руку угодника, которая оказалась сложенною для крестного знамения так: три первые перста правой руки соединены, а безыменный и мизинец пригнуты к ладони. Священномученик Власий усечен мечом в царствование Ликиния (в 316 году по Рождестве Христове). После этого о. Августин вынул из серебряного ковчега правую руку св. Иоанна Молчальника. И здесь три первые перста правой руки соединены, а безымянный и мизинец приложены к ладони, но меньше, чем у св. Власия. Св. Иоанн преставился в 558 году». (См. брошюру: «О крестном знамении» преосвященного Александра, епископа Можайского). III. Итак, возлюбленные братия, поучимся у преподобных отцов ваших Никодима и Спиридона их любви к труду и удалению от праздности, их усердию в молитве во время труда, особенно полюбим петь священные песнопения вместо суетных, жалких и безнравственных песен мира, и, наконец научимся их верности в соблюдении предписанных Церковью обрядов в перстосложении. (Прот. Г. Дьяченко). Поучение 2-е. Преподобный Спиридон Печерский (О чтении священных и душеполезных книг) I. Hыhe празднуется св. Церковью память преп. Спиридона Печерского. Он был человек простой, происходил не из города, а из села, и был совсем неграмотный. Имея сильное влечение к монашеской жизни, он ушел в Печерский монастырь и здесь начал учиться грамоте, хотя был человек не молодой, и так полюбил чтение священной книги Псалтирь, что выучил ее наизусть и каждый день прочитывал ее всю, несмотря ни на какую работу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Духовник Пафнутиева Боровского монастыря схиархимандрит Власий (Перегонцев) умер от ковида 4 ноября, 2021. Новостная служба Схиархимандрит Власий считался одним из известных и авторитетных духовников современности 4 ноября. ПРАВМИР. Скончался духовник Пафнутиева Боровского монастыря Рождества Пресвятой Богородицы схиархимандрит Власий (Перегонцев). Как сообщается на сайте монастыря , схиархимандрит Власий скончался на 88-м году жизни от последствий коронавирусной инфекции. Схиархимандрит Власий считался одним из известных и авторитетных духовников современности. Схиархимандрит Власий (в миру - Иван Вячеславович Перегонцев) родился 8 февраля 1934 года в селе Кушлянщине, в Смоленском районе Западной области, в верующей семье. По окончании школы поступил на лечебный факультет Смоленского медицинского института (кафедра педиатрии и детских болезней), но из-за религиозных убеждений и посещений служб в Успенском кафедральном соборе подвергся травле и преследованиям в институте. Оставив учёбу в институте, переехал в город Мичуринск Тамбовской области, где встретился со своим духовным наставником Иларионом (Рыбарем), с которым переехал в Закарпатье, в монастырь Флора и Лавра. Так как пропавшего студента объявили во всесоюзный розыск, вынужден был сменить имя, нарекли Петром (в честь апостола Петра), и через пять лет был пострижен в иночество с именем Власий (в честь Власия Севастийского) и одиннадцать лет был келейником у Илариона (Рыбаря). С закрытием монастыря в период хрущёвских гонений вынужден был вернуться в Смоленск, где был принят на работу в Успенский собор в качестве псаломщика и регента, сблизившись с епископом Смоленским Гедеоном (Докукиным), который позднее рукоположил его в сан иеродиакона и иеромонаха. В 1972 году, в связи с назначением епископа Гедеона управляющим Новосибирской епархией, переехал вместе с ним в Новосибирск. Позднее переехал в Тобольск, где служил в храме святителя Иоанна Тобольского. Из-за разногласий с местным архиереем вынужден был перебраться сначала в Тюмень, а позднее в Белгородскую область к архимандриту Серафиму (Тяпочкину), который постриг его в схиму с тем же именем (но уже в честь Власия Кесарийского).

http://pravmir.ru/duhovnik-pafnutieva-bo...

Преставился ко Господу духовник Пафнутиево-Боровского монастыря Калужской епархии схиархимандрит Власий (Перегонцев) 4 ноября 2021 г. 14:35 4 ноября 2021 года, в день памяти Казанской иконы Божией Матери, на 88-м году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался духовник Пафнутиево-Боровского монастыря Калужской епархии схиархимандрит Власий (Перегонцев), сообщает сайт обители . Митрополит Калужский и Боровский Климент  в этот же день в Казанском женском монастыре города Калуги отслужил заупокойную литию по новопреставленному отцу Власию.  Схиархимандрит Власий (в миру Анатолий Владимирович Перегонцев) родился 8 февраля 1934 г. в дер. Кушлянщина Смоленской области, в верующей семье (бабушка стала схимонахиней).  По окончании школы поступил на лечебный факультет Смоленского медицинского института на кафедру педиатрии и детских болезней, однако из-за религиозных убеждений и посещений служб в Успенском кафедральном соборе подвергся травле и преследованиям в институте. Оставив учебу, переехал в город Мичуринск Тамбовской области, где встретился со своим духовным наставником отцом Иларионом (Рыбарем), с которым переехал в Закарпатье, в монастырь свв. Флора и Лавра. Так как пропавшего студента объявили во всесоюзный розыск, вынужден был сменить имя, был наречен Петром (в честь апостола Петра). Через пять лет был пострижен в иночество с именем Власий в честь Власия Севастийского, 11 лет был келейником у о. Илариона.  С закрытием монастыря в период хрущевских гонений вынужден был вернуться в Смоленск, где был принят на работу в Успенский собор псаломщиком и регентом и сблизился с епископом Смоленским Гедеоном (Докукиным), который позднее рукоположил его в сан иеродиакона и иеромонаха.  В 1972 г. в связи с назначением епископа Гедеона управляющим Новосибирской епархией  переехал вместе с ним в Новосибирск. Позднее переехал в Тобольск, где служил в храме святителя Иоанна Тобольского. Из-за разногласий с местным архиереем вынужден был переехать в Тюмень, а позднее в Белгородскую область к архимандриту Серафиму (Тяпочкину), который в 1980 г. постриг его в схиму с тем же именем, теперь в честь Власия Кесарийского.  В 1991 г. по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента назначен духовником возрождающегося Пафнутьево-Боровского монастыря.  В 1998 г., заболев онкологическим заболеванием, уехал в Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне , где пробыл в затворе шесть лет. В 2003 г. вернулся в Боровский монастырь.  Калужская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5859029.ht...

7 .     Прп. Парфения, Епископа Лампсакского (Λαμψκων). По Греческой Печатной Минее канон с акростихом: τν (θ)αυμ(τ)ων σο(υ) τν χριν μλπω μ(κ)αρ, ωσ· χ. β. Ирмос: ν βυθ κατστρωσ ποτε. Начало: Τ ωτ τ θε συγκραθε. А. И. Пападопуло-Керамевс в своей ст. Σχεδασμα περ τν λειτουργικν μηναων 372 ошибочно считает в этом каноне пропуск второй песни. Опущены четыре тропаря из разных песней: I 4 , III 4 , IV 4 и VIII 4 . В Евергетидском Типике другой канон: χο δ, Γεωργου. 373 Idem у A. Rocchi. 374 В Славянской Печатной нет этого канона, а другой анонимный. 7 .     Св. мучеников 1003-х Никомидийских (ν Νικομηδε μαρτυρησντων). По Синодальной Греческой рукописной Минее 181 канон с акростихом: πληθν γεραρω καλλινικν μαρτρων, ωσ· χο δ. Ирмос: ισομα σοι Κριε. Начало: Πληθ πολυριθμε τν μαρτρων. Этот же канон отмечает и Афонский Пролог 769 ( καν. ωσ· ισομαι), и Евергетидский Типик (καν. τν μαρτυρων χ. δ. ισομα σοι Κριε· ωσ·). 375 8 .     Св. Великомученика Феодора Стратилата. В Славянской Печатной Минее канон не надписан и без начального акростиха, – глас 8-й; начало: « Божественными яв свтлостьми удобряяся». В IX песни усматривается акростихованное имя автора – ωσ. В Греческой рукописи Пантелеимоновского Афонского монастыря 711 этот канон помещается с надписанием: ωσ· χο πλ. δ. Ирмос: ρματηλτην. Начало: Θεκα περιαν. В Афонском Прологе 769 отмечено: καν. ωσ. Ирмос: πατξα Αγυπτον. Ирмос, как видно, другой и другого гласа. Не имеется ли здесь другой канон Преподобного Иосифа в честь св. Великомученика Феодора? В Греческой Печатной особый канон, в Богородичных – Νικολου. Синодальная рукопись 181 имеет Θεονου, χ. δ. Θαλσση, а у Порф. 227 еще два других. A.Rocchi указывает на два канона: а) анонимный и б) Феодора Студита : μαρτρων περιαν. 376 11 .   Священномученика Власия, Епископа Севастийского. В Печатной Греческой Минее (в Славянской нет) канон с акростихом: μνοι κροτ σε μρτυ εσεβορνω, ωσ· χ. πλ. δ. Ирмос: ισμα ναπμψωμεν λαο. Начало: Uμνο τν ωσρον κα σεπτην… θλησιν. В Печатном Греческом тексте на четыре буквы акростиха: ι, σ, κ, ρ недостает тропарей между первой и третьей песнями. Текст этих опущенных тропарей, падающих на вторую песнь, найден нами в Греческой рукописной 181 (XII) Московской Синодальной Библиотеки. Этот канон мы нашли еще в Славянской Типографской рукописи 104 и Московской Синодальной 164. Начало: «п ми свтоносьное и чьстьное». Евергетидский Типик 377 и наша Печатная Славянская Минея имеют канон χο δ. Θεονου, а Афонский Пролог 769 указывает κανν γνατου – Θαλσση. У Анжело Май есть канон Иоанна Дамаскина . 378

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Существующий облик часовня приобрела по окончании реставрационных работ в 2001 г. Проект реставрации и производство работ путем полной переборки здания выполнены под руководством архитектора В. М. Никоновой. Фасады и интерьеры молитвенного помещения сохранили облик конце XIX в., однако окраска фасадов, характерная для того времени, не была восстановлена. Архитектура паперти воссоздана с ориентацией на первоначальный облик по сохранившимся следам и с привлечением аналогов. Фундаментом являются валуны, подложенные под перерубы сруба. Цоколь выявлен обшивкой. Кровля из двух слоев досок. Причелины на западном и восточном щипцах в две доски, с пропильной резьбой, как и подзор галереи. Стойки галереи с несложной геометрической резьбой. Крыльцо в четыре ступени по косоурам устроено с северной стороны галереи. Перекрытия выполнены из нешироких плах, уложенных по направлению восток-запад в молитвенном помещении по балке - матице, на галерее – по направлению север-юг. Часовня освещается двумя окнами, на северной и южной стенах, напротив друг друга. Рамы оконные на шесть стекол. Дверное полотно дощатое на двух шпонках и кованых жиковинах. Наличники простой работы. Размеры в плане: 6х3,3 м, высота до креста – 4,5 м. Заручевская Е., Шаповалова Л., Кольцова Т. Небеса и окрестности Кенозерья: расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие историко-культурный ландшафт Национального парка «Кенозерский». - М., 2009, с.224-225; http://arhispovedniki.ru/gallery/ Остров Медвежий расположен в центре Кенозера, в пяти километрах от деревни Вершинино. Часовня стоит на западном берегу острова, в низине. В 1874 году в деревне проживали шестьдесят шесть человек в семи крестьянских дворах (1). В том же году часовня упоминается в Клировых ведомостях в числе приходских часовен (2). К югу от неё проходит старая дорога, по сторонам которой тянется аллея древовидного можжевельника. Облик здания отвечает сложившемуся на рубеже XVIII–XIX веков типу кенозерской часовни. Она представляет собой клеть с открытой западной папертью под одной крышей самцово-слеговой конструкции. Клеть рублена из брёвен толщиной 25–30 см «в обло». Залобник паперти поддерживают резные стойки, между которыми размещены прясла решетчатого ограждения.

http://sobory.ru/article/?object=23760

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КИЕВСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ ХРАМ НА ПОДОЛЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Киевский Введенский храм на Подоле, 2013 год Киевский храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Подоле ( Киевская епархия ) Первые летописные упоминания о храме на этом месте относятся к X веку. На месте капища языческого идола Велеса , которое упоминается в « Повести временных лет » за 980 год, вскоре после крещения Руси был построен деревянный храм сщмч. Власия, епископа Севастийского . Этот храм просуществовал до середины XVII столетия и был уничтожен пожаром при нападении на Киев войска Радзивилла. Более 60 лет церковное место пустовало. В 1718 году, на средства цехмистра рыбачьего цеха Павла Лесницкого, здесь был построен деревянный храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы . Каменный Введенский храм построен на том же месте в 1855 году по проекту архитектора Владимира Николаева. Его строительство осуществлялось за счет пожертвований известных киевских благотворителей Федора Терещенко, Михаила Дегтерева, Николая Хрякова, Семена Могилевцева и некоторых состоятельных прихожан. В 1887 году при храме был сооружен дом священника, а в 1900 году - двухэтажная деревянная приходская школа. В 1936 году храм и все приходские строения были разрушены и на месте церковного погоста построено жилое здание, в котором до 1980 х годов размещался детский сад. В 1990-х годах трудами благочинного храмов г. Киева протоиерея Виталия Косовского была организована община и возобновлены богослужения. Община блгв. кн. Александра Невского взяла на себя труды по возрождению Введенского храма. Первая служба состоялась в августе (по др. данным 26 сентября) 1999 года. Богослужения проходили в переоборудованном строительном вагончике. 14 марта 2006 года митрополит Владимир (Сабодан) совершил архиерейский молебен и освящение закладной капсулы, которая была вложена в фундамент будущего храма.

http://drevo-info.ru/articles/11164.html

С 1776 по 1783 год на кафедре в Ростове Великом находился архиепископ Самуил (Миславский), будущий митрополит Киевский. Это был столь характерный для XVIII столетия пример малороссийского архиерея на русской кафедре. Являясь выпускником Киево-Могилянской академии, он преподавал там затем латинскую грамматику, поэзию и риторику с. 185]. Свободно изъяснялся он не только на латыни, что было тогда привычно для духовных лиц, но и на французском и польском языках. Был епископом Белгородским, затем Крутицким. В Ростове и Угличе основал духовные училища, заложил в Ростове здание семинарии. Член Российской академии наук. Известны следующие его сочинения: " Латинская грамматика " , " Догматы православной веры " на латинском и русском языках, " Историческое описание Киевской лавры " , " Права и преимущества малороссийского духовенства " с. 185]. То есть перед нами человек западно-русской, латинизированной книжной традиции. Как видим, среди его сочинений нет библиографических исследований, нет описаний рукописей. Не из чего не следует, что он якобы занимался разборкой монастырских библиотек и такие рукописи искал. И тем не менее в современной историографии, причем два весьма солидных и уважаемых автора, В.В. Иванов и В.Н. Топоров, основоположники так называемой теории основного мифа, приписывают ему находку древней рукописи об основании Ярославля с. 55–66]. Вслед за советским исследователем Н.Н. Ворониным они даже предполагают, что архиепископ " Самуил нашел использованный им оригинал старинной рукописи в том же Ярославском Спасском монастыре, где был найден список " Слова о полку Игореве " " с. 55]. На самом деле архиепископ Самуил (Миславский), составляя описание храмов Ярославля, оказался в затрудении объяснить название храма в честь священномученика Власия Севастийского. Он предполагает, что ранее на этом месте находилось капище Велеса, а затем просто воспроизводит известный уже нам польский литературный миф, используя при этом распространенное в Поволжье общее обозначение капища как " кереметь " и заменив имя Перуна на имя Велеса с. 186]: " Сему многокозненному идолу и кереметь створена бысть и волхв вдан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная ему кури... И вельми потчен бысть сей волхв у языцев. Но люто и истязуем бываше, егда огнь у Волоса преста: волхва по том же дне и часе реши керемети и по жребию избра иного, и сей закла волхва, и, раже огнь, сожига в сем труп его, яко жертву точию довольгу возвесилити сего горазда бога " [цит. по: 13, с. 64].

http://religare.ru/2_116547.html

и Мефодия, ставшего характерным для последующего времени: «И преподобныхъ отецъ наших Мефодия и Константина, нареченного Кирилла, епископов моравских, учителей славянских. Мефодий подобием стар, власы сед, брада долга аки Власиева (сщмч. Власия Севастийского.- Ред.), ризы святительские, и омофор, в руках Евангелие. Константин подобием стар и сед вельми, брада аки Василия Кесарийскаго, наконцы подвоилась, ризы преподобнические и в схиме, в руках книга разгнутая, а в ней написана русская азбука: А. Б. В. Г. Д. и прочия слова все по ряду. Ведати подобает, яко сей Константин состави русскую грамоту в лето 6406, а перед смертию посхимися и наречен Кирилл того ради у нас в России называется Кириллом философом» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 341-342). Т. о., если облик св. Мефодия, упомянутого по старшинству первым, сохраняет особенности древней южнослав. традиции, то в изображении К. произошли существенные изменения: впервые появилась новая иконографическая деталь - раскрытая книга в руках, «а в ней написана русская азбука»; вместо святительских риз - монашеские одежды, как на серб. иконах XVI в.; в отличие от ранних памятников, где К. уподоблялся свт. Николаю Чудотворцу, отныне его предписывается изображать с раздвоенной бородой, как у свт. Василия Кесарийского. Иконография К. и Мефодия определялась текстами церковных служб, особенно тропарей и кондаков, к-рые часто читались как молитвы «равноапостольным Мефодию и Кириллу», в к-рых они назывались «священной двоицей просветителей» и «апостолами единонравными». Соотнесение в Житии солунских братьев их подвигов миссионерской и просветительской деятельности с деяниями апостолов Петра и Павла создавало словесный образ парного иконного портрета К. и Мефодия, восходящего к древней иконографии первоверховных апостолов. В основе изображения К. и Мефодия лежит устойчивый и один из самых распространенных в визант. искусстве иконографический тип парного портрета св. братьев, чаще относящихся к одному чину (мучеников, воинов или князей).

http://pravenc.ru/text/1840253.html

Характеристика образа П. обоих чинов сходна: седовласый старец с клиновидной бородой средней длины, различается в основном составом одежд и атрибутами (П.-епископ облачен в фелонь, омофор, в руках держит Евангелие). В рус. иконописных подлинниках сведения об облике П. представлены в датируемом 2-й четв. XVII в. Софийском списке подлинника Новгородской редакции: «Потапий сед, брада аки Власьева (сщмч. Власия Севастийского.- Авт.); обема рукама держит свиток, ряска дымчата, лазорь» (Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 50). К этому тексту восходят описания в подлинниках Палехской редакции нач. XVIII в. ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 208) и сводной редакции XVIII в. ( Большаков. Подлинник иконописный. C. 55), оба с уточнением: «риза преподобническая». Изображение в лицевой части подлинника из собрания С. Т. Большакова соответствует описанию в части месяцеслова (см.: Там же. Ч.: Лицевые святцы. С. 55). Акад. В. Д. Фартусов в пособии для иконописцев (1910) дает пространное описание облика П., основанное на его Житии: «Глубокий старец египетского типа, с большой седой бородой, лицом худ и бледен, так как был в затворе; одежда: власяница, подпоясанная ремнем, мантия, на голове куколь. Можно писать и хартию, по сказанию Жития: «Безмолствоваше, аки в пустыни, не знаемый быв никомуже, точию единому Богу, ведущему сущыя Своя, и Тому Единому собеседоваше непрестанною молитвою»» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 97). Упоминание П. в ранних месяцесловах и подлинниках под 8 дек. как единственного святого (позже - 1-го в списке святых, память к-рых празднуется в этот день) определило устойчивое включение образа преподобного в иконные и гравированные минеи. П. изображен, напр., на иконах на дек. из комплекта годовых миней кон. XVI в. (ВГИАХМЗ, см.: Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 37. Кат. 61) и нач. XVII в. (ЦАК МДА); в святцах работы граверов Г. П. Тепчегорского (1714, 1722, РГБ ИЗО) и И. К. Любецкого (1730, РГБ ИЗО) (см.: Ермакова, Хромов. Русская гравюра. С. 39-40. Кат. 33.4; С. 50-51. Кат. 35.4).

http://pravenc.ru/text/2579730.html

82 . Апостол, в четвертку, неполный, 284 л., полууставом XV–XVI в.в., с заставками и разрисованными буквами, без переплета; разбит. Язык с множеством болгаризмов. 83 . Апостол , в лист, 445 лл., красивым полууставом XVI в., с цветочною рамкою (2 л.), изящными заставками (одна из них с миниатюрными изображениями Воскресения и Вознесения Господня на 2 л.) и разрисованными буквами, в кожаном переплете (без верхней доски), 1 и 443–445 листы порваны. Чистые листы: 83а, 115а, 262а, 276а, 286а и 383а. На нижней доске переплета приписка скорописью: «Сия книга глаголемая апостол Ильи пророка да Власия епископа Севастийского домовая, а подписал сию книгу апостол Федька Семенов». Состав: 1) Сказание деяний апостольских, списанных святым апостолом и евангелистом Лукою (1 л.); на л.л. 134–146 Первое слово Паула апостола книгам предчитаемо; 2) текст Деяний и Посланий Апостольских (2–383); 3) указатель апостольских чтений на все дни от недели Пасхи до Великого поста (384–400 об.); 4) указатель апостольских чтений в субботы и недели Великого поста (400 об.–403 об.); 5) указатель апостольских чтений на все дни года от сентября по август и на разные случаи (404–422 об.); 6) прокимны и апостольския чтения в службах общих святым (423–424 об.); 7) прокимны воскресные восьми гласов (424 об.–425 об.); 8) прокимны на каждый день седмицы (425 об.–426 об.); 9) апостольския и евангельския чтения заупокой на вся дни (426 об.–427); 10) антифоны по вся дни (427–428); 11) главопочитаниа чтением колико кояждо епистолиа глав имать и сведетель и гранес (429 об.–431 об.); 12) начало главам Божиих сведетелствий (цитат из Священного Писания 431 об.–442); 13) написание всем главам всякой епистолии Павла апостола имящим етером чтениа и разделениа, одно заглавие (442); 14) починаем Господи благослови сице пракас благословимый Богом о десятих словесех (442 об.–443 об.–десять заповедей); 15) в Деяних произволники – варианты текста южнославянского происхождения (443 об.–444); 16) в соборных посланиих произволники (444–445); 17) в Павловых посланих 14 произволники, без конца (445).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010