Маловероятно, что «Обрушенная церковь» являлась кафоликоном, скорее им был более просторный храм, расположенный на той же горной площадке. В нем сохранились фрагменты настенной живописи: композиция «Видение Петра Александрийского» и изображение св. целителя. Горная порода хорошо обработана, но не так тщательно, как в «Обрушенной церкви». Юж. стена также достраивалась (сейчас разрушена). Недалеко от этих 2 церквей в местности Писмата находится множество высеченных в горах келий и помещений, однако их функция неясна. Вероятно, они входили в один монастырский комплекс. На том же берегу реки есть др. церковь, фрески к-рой, вероятно, датируются XIII в., известная как Господев-Дол (Господний овраг). На фресках идентифицируются изображения Христа Ветхого денми, Мандилион и Керамион, образы святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, Германа К-польского, Власия Севастийского, Модеста Иерусалимского, Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского и св. целителей Космы и Дамиана в алтаре. Большая часть фресок утрачена и известна по старым схемам. Сохранились также фрагменты композиций «Сошествие во ад», «Вознесение» и «Успение». Л. Мавродинова предполагает, что и эта церковь была частью М. а. м.; включение святых Власия, Модеста, Космы и Дамиана в программу декорации алтаря связана с почитанием их как покровителей земледелия и скотоводства; на присутствие рядом монастырских пастбищ указывает наличие водных резервуаров. Над изображением Христа Ветхого денми открыта т. н. надпись Иво Грамматика (датируется не позднее 1322, года смерти болг. царя Георгия II Тертера). На юге от Господева-Дола, на правом берегу р. Русенски-Лом, расположена еще одна церковь с фресками, т. н. соборная церковь. Она состоит из наоса и помещения (парекклисиона). Стилистические особенности живописи наоса позволяют отнести время ее создания к XIV в., а фрески парекклисиона, вероятно, были созданы веком позже. В наосе сохранились изображения епископов в алтаре, на сев. стене - ктиторская композиция, на потолке (живопись сильно разрушена) - фрагменты сцен «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскресение Лазаря», «Вход в Иерусалим», «Распятие», «Сошествие во ад».

http://pravenc.ru/text/2563798.html

  От названия слободы получили название две городских улицы – Большая Козленская (ныне ул. Козленская) и Малая Козленская (ныне ул. Первомайская).   В конце XVII – начале XVIII века Вологда подвергалась частым и опустошительным пожарам. В связи с этим в декабре 1704 года вологжане решили общими усилиями построить рядом с деревянной Покровской церковью каменный холодный храм во имя Пресвятой Богородицы Неопалимая Купина, считающейся заступницей от пожаров. На имя преосвященного Гавриила, архиепископа Вологодского и Белозерского, была подана челобитная с просьбой разрешить строительство. 8 июня 1710 года архиепископом Гавриилом проведено освящение нового храма. В декабре 1710 года жителями Вологды составлен письменный общественный приговор, по которому они обязались ежегодно давать деревянное (оливковое) масло к двум находящимся в церкви особо почитаемым местным иконам – Покрова Божией Матери и Неопалимой Купины.   С последним образом связано предание: во время одного из визитов Петра I Алексеевича в Вологду жители Козленской слободы поднесли Государю образ Неопалимой Купины. Царская особа дар приняла, однако тут же передала его на хранение в слободской храм.   В октябре 1730 года прихожане Покровской церкви обратились с прошением к вологодскому преосвященному епископу Афанасию о разрешении построить вместо обветшавшей деревянной Покровской церкви новый одноименный теплый каменный храм, примыкающий к каменной церкви Неопалимой Купины. Дата освящения каменного Покровского храма с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и Антипы, епископа Пергамского, не известна. Поскольку оба храма – холодный и теплый – оказались под одной крышей, объединенную церковь стали именовать Покровской.   Архитектура церкви Покрова Богородицы типична для начала XVIII столетия и несет на себе след стиля московского барокко. В архитектурном отношении она имеет сходство с такими вологодскими церквями, как Иоанна Предтечи в Рощенье и Власия Севастийского. Основные композиционные формы этих зданий – двусветный четверик, на который поставлен восьмерик, увенчанный купольной кровлей с одной главой. Теплая церковь пристроена непосредственно с западной стороны холодного храма и составляет как бы продолжение ее трапезной. Алтарная часть храма, трапезная и шатровая колокольня подвергались различным изменениям в конце XIX – начале XX века.

http://sobory.ru/article/?object=01093

Внутреннее устройство церкви представляет собой множество дополняющих друг друга помещений. И основной объем, и трапезная, разделены на два этажа. В двух этажах церкви размещены два ее престола. Их посвящения в настоящее время вызывают некоторые разногласия у исследователей. Некоторые из них называют храм Покрово-Васильевским но больше распространено мнение, что престол теплого (зимнего) нижнего храма был освящен во имя священномученика Власия епископа Севастийского. Таким образом, в литературе чаще всего встречается наименование «Покрово-Власьевская церковь Лядинского погоста». Большой интерес представляет собой почти полностью сохранившееся внутреннее убранство Покрово-Власьевской церкви. В трапезной перекрытия между этажами поддерживают два резных столба. Они выполнены в виде тройной «дыньки» с двумя перехватами тройным «жгутом». К столпам примыкают массивные скамьи. Такие же скамьи, но с более нарядной резьбой тянутся вдоль стен трапезной На таких же двух резных столбах покоится матица – перекрытие на стропилах между двумя храмами Верхний – Покровский храм – украшен еще более нарядно. В нем частично сохранился старинный иконостас (наиболее древние иконы конца XV-XVI веков, как было указано выше, хранятся в Государственном Эрмитаже). Два нижних ряда иконостаса украшены пышной ажурной резьбой. Сложные резные навершия с изображениями херувимов некогда венчали киоты наиболее почитаемых икон (сейчас полностью сохранился один из киотов). Особое великолепие придает убранству двенадцатигранное «небо» конца XVIII века, притягивающее взгляд почти первоначальной яркостью красок. «Небо» - это вид внутреннего потолочного перекрытия шатровых деревянных церквей и часовен Русского Севера. Оно выполняется в виде усеченной пирамиды (обычно, с двенадцатью гранями, но иногда их количество меняется - от восьми до восемнадцати), грани которой сходятся к центральному кольцу. Широкое распространение «небеса» получили в XVIII-XIX веках Роспись «неба» Покровской церкви относится к наиболее распространенному иконографическому типу «Небесное воинство».

http://sobory.ru/article/?object=06028

В годы Смуты юго-восточный берег озера Лузского совсем обезлюдел, о чем свидетельствует писцовая книга, составленная в 1621–1622 г. Иваном Воейковым и Третьяком Копниным: «В Каргопольском уезде, в половине волости Водла озера, пустошь, что была деревня на Лузе, Ивановская, а в ней два места дворовых, пашни перелогом и лесом поросло, худые земли пятнадцеть чети с осминою в поле, а в дву по тому же, впусте выть без пол-пол-пол-четверти выта, сена по всей пустоши тридцеть копен, лесу пашенного 3 десятины… Пустошь, что была деревня в Лузе, Сидоровская. А в ней место дворовое; пашни перелогом и лесом поросло, худые земли 4 четверти в поле, а в дву по тому ж, впусти четверть выти; сена на 7 копен с полукопною». Затем обе пустоши были пожалованы русским царем Михаилом Федоровичем во владение мужскому Юрьегорскому монастырю, основанному в 20-е гг. XVII в. преподобным Диодором Юрьегорским. Одну из них – бывшую деревню Ивановскую – монахи восстановили. Они расчистили поросшие перелогом и лесом пашню и сенокосы. В первой четверти XVIII в. поселение уже носило свое современное название Луза. Вскоре на средства монастыря в нем поставили деревянную Петропавловскую часовню. Земли другой «пустоши подле Луз-озера» обрабатывали монастырские крестьяне (в 1719 г. – 5 человек). «Деревня Луза – Ивановская тож» есть в описи владений Юрьегорского монастыря середины XVIII в. Здесь перечислены ее немногочисленные постройки: «В той деревне 2 избы с сеньми и клетью образов на краске пядничных восми; в ызбах 7 окончин, двор с сараем, 4 хлева, погреб, заслон железной, 3 анбара – 1 з замком задорожчатым. Часовня ветхая, а в ней образ святых апостол Петра и Павла на краске. Гумно мостовое да овин – крыто тесом; байна малая, старая – ветхая – сушат сети; мельница ветренная со всею железною и древяною снастию, в целости. А с той земли оброку с половников, с Ыева Евтифиева с братьями, в год бралось в монастырь по 10-ти рублев». После закрытия Юрьегорского монастыря по секуляризационной реформе 1764 г. государственные крестьяне Лузы стали прихожанами Троицкой церкви новообразованного Юрьегорского прихода Онежского уезда. До середины XIX в. сохранялась старинная Петропавловская часовня, построенная монахами. В приходских документах встречается ее краткое описание: «в вышину до кровли двух сажен с половиной, деревянная и крыша на ней деревянная с заборчатой папертью и двумя дверми и одним весучим замком». На звоннице висели два небольших колокола, весом 1 пуд и 34 фунта соответственно. Богослужение проводилось в Петропавловской часовне два раза в год, в храмовый праздник 29 июня и в день памяти священномученика Власия, епископа Севастийского, отмечаемый Церковью 11 февраля.

http://sobory.ru/article/?object=51863

Пытаясь разрешить свои сомнения, я поделилась однажды ими с дядей своего мужа — архиепископом Василием (Кривошеиным). Монах, молитвенник, проживший на Афоне почти тридцать лет, патролог и известный богослов — кто, как не он, мог просветить меня в таком, казалось бы, простом вопросе. Помню, как он даже немного удивился. Ведь для него эта волновавшая меня проблема была ясно и просто разрешимой. Он сказал мне тогда: «Дух Божий призывает нас любить все живое, беречь и не повредить это — ни животное, ни цветок, ни букашку не растоптать. Он призывает нас сострадать всякому существу. На Святой горе у нас было много всякой живности, которая как бы сопутствовала всей монашеской братии на протяжении долгих времен. Афон в первозданности сохранил множество разных птиц, редких разновидностей бабочек, были и дикие волки, и лисы, а кошек видимо-невидимо. Они были очень уважаемы монахами, так как уничтожили почти всех змей и мышей. И так как я долго работал в библиотеке, то это был настоящий подарок для меня. Книги от грызунов были спасены! Кошки домашними животными у нас не признавались, а потому жили свободно. Знаю, что и святой Силуан Афонский, задумываясь о смысле взаимоотношений человека и животного мира, призывал к бережному обращению с ними». Тот разговор с владыкой Василием был для меня очень важен: ведь кто,  как ни аскеты и молитвенники со Святой горы, так чтущие животных, с такой любовью заботящиеся о них, должны быть нам примером для подражания. Позже, при чтении «Самопоз­нания» Николая Бердяева, меня поразили строки: «Жгучую, пронизывающую жалость испытывал я часто, когда смотрел в глаза животных. Есть выражение глаз страдающих животных, которое нельзя вынести. От этого взгляда вся скорбь мира входит в вас». Это действительно так. Главное — взглянуть в эти глаза. А еще  вспоминаются слова псалмопевца: «Всякое дыхание да хвалит Господа» (см. Пс 150 :6). Церковь помнит заповедь, данную Богом: Владычествуйте над рыбами морскими [и над зверьми,] и над птицами небесными, и над всяким скотом (Быт 1 :28). Эти заповеданные отношения ярче всего проявляются в житиях святых, многие из которых связывали свою жизнь с животными. Так, святой врач-бессребреник Косьма совершал исцеления в городах, а в пустынях призревал бессловесных, и все твари, страдающие тем или иным недугом, шли за ним следом. Преподобный Антоний Великий, один из первых пустынников, заложивший основы монашества, считается покровителем животных. Он жил в Египте и был известен тем, что разговаривал с животными и птицами. На многих иконах мы видим изображения животных: на иконе святых Флора и Лавра — кони, рядом с Модестом Иерусалимским — собака, Святой Сергий Радонежский — с медведем, на иконе священномученика Власия, епископа Севастийского — быки, мученик Трифон — с ловчей птицей, святой Герасим Иорданский — со львом.

http://foma.ru/bratya-menshie.html

Придел во имя Кирилла Белозерского В алтаре за престолом образ Пречистой Богородицы Одигитрии. Царские врата деревянные написаны красками; образ Кирилла Белозерского с Иоанном Устюжским в молении украшенный серебром резным. В трапезной образ Спаса Вседержателя. Строительство и украшение храма производилось за счет церковный и пожертвования прихожан. По грамоте архиепископа Великоустюжского и Тотемского Александра от 18 июня 1689 года, деревянная церковь Власия Севастийского была разобрана и перевезена на Соколиную или Красную гору Устюга, где была построен Покровский храм. По этой же грамоте в 1689 году построена каменная одноглавая церковь во имя святого Власия. Храм пострадал в пожаре 1772 года, после чего был восстановлен и освящен во имя Богоявления Господня. Так как после пожара 30 мая 1782 года в грамоте епископа Великоустюжского и Тотемского Иоанна она называется уже Богоявленской. В 1853 году в Богоявленской церкви сделан новый иконостас. Далее в описании внутреннего убранства храма в честь Богоявления Господня использована статья Арсения Попова, опубликованная в «Вологодских епархиальных ведомостях» в 1874 Теплый храм Богоявления Господня небольшой низменный с одной главкой на глухой шейке. Крыша и главка железные крашеные, крест на главке железный золоченый. С южной стороны храма пристроена сторожка, а с западной три каменные кладовки между которыми узкая паперть. Своды в церкви каменные, полы плитяные, стены выкрашены. Алтарь от церкви отделен каменным простенком с двумя дверьми: царскими и пономарскими. Предалтарный иконостас столярный с восемью колоннами, поддерживающими четыре карниза. Колонны оклеены золоченой бумагой. Сияние, резные Херувимы над карнизами, клейма, рамы и вся резьба золоченая. Царские врата украшены резьбой, изображающей виноградные лозы с листьями и гроздьями, на них в шести клеймах: Евангелисты и Благовещение Пресвятой Богородицы. Справа от царских врат: образ Богоявления Господня; образ Священномученика Власия епископа Севастийского с чудесами древний греческого письма, написанный на золоте, возможно из первого каменного храма; образ Святого Николая Чудотворца. Слева от царских врат: образ Благовещения Пресвятой Богородицы; образ Архистратига Михаила на пономарской двери; образ Праведного Прокопия Устюжского. Над царскими вратами в клеймах Тайная Вечерня, над ней Дух Святой в виде голубя в сиянии, выше звездное небо и резной Господь Саваоф.

http://sobory.ru/article/?object=06412

Святой Власий снова был приведен к Агриколаю и вновь непреклонно исповедал веру во Христа. Правитель приказал бросить мученика в озеро. Святой, подойдя к воде, осенил ее крестным знамением и пошел, как по суше. Обратившись к стоявшим на берегу язычникам, святитель предложил им идти к нему, призвав в помощь своих богов. На это дерзнули 68 приближенных правителя, и все, войдя в воду, немедленно утонули. Святой же, повинуясь велению явившегося ему Ангела, вернулся на берег. Агриколай был в ярости оттого, что потерял лучших слуг, и приказал обезглавить святого Власия, а с ним и двух порученных его попечению юношей, сыновей мученицы. Перед смертью священномученик молился обо всем мире, особенно же о тех, кто будет чтить его память. Это произошло около 316 года. Мощи священномученика Власия были перенесены на Запад во время крестовых походов, частицы их хранятся во многих странах Европы. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 14 октября, 2021 21 сентября, 2021 19 августа, 2021 2 августа, 2021 19 июля, 2021 18 июля, 2021 12 июля, 2021 9 июня, 2021 26 апреля, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

В первые годы своего существования д. Чинеева должна была относиться к Дмитриевскому (позднее – Христо-Рождественскому) храму слободы Царево Городище, хотя документов, подтверждающих это, не сохранилось. Вероятно, уже в конце 1710-х гг. деревня вошла в основанный в эти годы приход при находящейся в 30 верстах Введенской церкви с. Черновского (Введенского). В 1822 г. указом Святейшего Синода было разрешено выделить ее в самостоятельный приход с назначением отдельного причта. В открытый в 1823 г. приход, кроме с. Чинеевского, вошли деревни Медвежья и Иковская (Ик), также принадлежавшие до этого Введенскому приходу. С 1836 г. к ним присоединилась д. Губерля, а с 1848 г. – основанный переселенцами из центральных губерний России участок 13, с 1885 г. получивший наименование Чинеевского. С 1884 г. в приходе числится д. Ново-Заворина, заселенная крестьянами из с. Чинеевского и деревень Медвежьей, Ик и Патраковой. Деревня Патракова, основанная в 1845 г. переселенцами, включенными в состав Чинеевского сельского общества, но поселившимися отдельно от села, иногда упоминалась как отдельный населенный пункт, но чаще ее жители числились проживающими в с. Чинеевском. Постройка храма в д. Чинеевой была разрешена указом Святейшего Синода в 1822 г., после чего начался сбор средств и заготовка строительных материалов. В 1823 г. тщанием прихожан церковь была выстроена. Престол в ней был устроен один и освящен во имя угодников Божиих Священномученика Власия, Епископа Севастийского, и Святителя Модеста, Архиепископа Иерусалимского. Здание храма было деревянным с тремя входными дверями и одиннадцатью окнами, снабженными ставнями. Перед входом в паперть было устроено открытое брусчатое крыльцо. В самой паперти с правой стороны располагалась кладовая, а с левой – помещение для сторожей. Над папертью находилась деревянная колокольня с точеными балясинами. Внешние стены здания по его постройке были обшиты тесом. Кресты на церкви и колокольне были установлены железные, выкрашенные в желтый цвет. Ограда вокруг храма была устроена деревянная. Внутри помещался иконостас, автор которого не установлен, хотя известно, что во 2-й четверти XIX столетия изготавливал киоты и писал образа для Чинеевского храма туринский мещанин иконописец Александр Телепнев.

http://sobory.ru/article/?object=53220

Его травили и заставляли отречься от веры. Но он выбрал для себя Божье. Всеми гонимый, никем не понимаемый, затравленный, на грани нервного срыва в беспамятстве, он пошел пешком в Мичуринск к дому своего будущего духовного отца — схииеромонаха Илариона (Рыбаря). Тот его принял, утешил и оставил у себя в доме. Вместе с ним батюшка уехал в Закарпатье в монастырь свв. Флора и Лавра. Дома его объявили во всесоюзный розыск, он вынужден был сменить имя, его нарекли Петром в честь апостола Петра. Через пять лет инок Петр был пострижен с именем Власий в честь Власия Севастийского. Во время хрущевских гонений монастырь советские власти закрыли, монахов разогнали. Он вернулся в Смоленск, был псаломщиком и регентом в Успенском соборе. Там сблизился с епископом Смоленским Гедеоном (Докукиным), который позднее рукоположил его в сан иеродиакона и иеромонаха. Когда в 1972 году владыку назначили управляющим Новосибирской епархией, батюшка переехал с ним в Новосибирск. Затем отца Власия назначили настоятелем Покровского собора в Тобольске, где он служил у мощей святителя Иоанна Тобольского. Уже тогда отец Власий был известен как ревностный любвеобильный пастырь, к нему в храм шли люди, властям это не нравилось. Омский епископ Максим тоже его люто невзлюбил, считая чуть ли не сектантом, за то, что батюшка после служб пел псалмы, постоянно служил молебны у раки святителя, подолгу исповедовал людей, тогда это было не принято, власти за этим следили. Архиерей в глаза говорил батюшке, что согнет его в бараний рог, сотрет с земли, что и не вспомнят о таком. Он хотел, чтобы отца Власия извергли из сана и навсегда запретили в служении, написал докладную Патриарху Пимену. Вскоре из Москвы пришла телеграмма, чтобы отца Власия не было в Тобольске в течение 24 часов. Зимой в мороз батюшка оказался выброшенным на улицу в стареньком подряснике, скуфейке и летнем плаще. Исцеление на Афоне Шел 1980 год. Расцвет брежневской эпохи, когда на весь Советский Союз остались действующими несколько десятков храмов, в моем родном полуторамиллионном Екатеринбурге была открыта единственная на весь город Ивановская церковь на городском кладбище.

http://pravmir.ru/k-nemu-shli-kogda-zemn...

В 1823 г. тщанием прихожан церковь была выстроена. Престол в ней был устроен один и освящен во имя угодников Божиих Священномученика Власия, Епископа Севастийского, и Святителя Модеста, Архиепископа Иерусалимского. Здание храма было деревянным с тремя входными дверями и одиннадцатью окнами, снабженными ставнями. Перед входом в паперть было устроено открытое брусчатое крыльцо. В самой паперти с правой стороны располагалась кладовая, а с левой – помещение для сторожей. Над папертью находилась деревянная колокольня с точеными балясинами. Внешние стены здания по его постройке были обшиты тесом. Кресты на церкви и колокольне были установлены железные, выкрашенные в желтый цвет. Ограда вокруг храма была устроена деревянная. Внутри помещался иконостас, автор которого не установлен, хотя известно, что во 2-й четверти XIX столетия изготавливал киоты и писал образа для Чинеевского храма туринский мещанин иконописец Александр Телепнев. К середине 1870-х гг. здание начало требовать ремонта и реконструкции, которые, вероятно, и были проведены в соответствии с планом, составленным 19 июля 1882 г. исправляющим должность Курганского городского архитектора крестьянином Александром Юшковым. Тем не менее, к началу 1890-х гг. деревянный храм во всех своих частях пришел в совершенную ветхость и был заменен каменным. Богослужения в нем прекратились в 1900 г. после окончания строительства новой церкви. Старое здание несколько лет пустовало и, находясь вблизи каменной церкви, занимало часть земли, которая должна была войти в ее церковную ограду. В 1904 г. оно было продано прихожанами с пожертвованием части утвари жителям д. Галишевой Михайло-Архангельской волости Курганского уезда для устройства здесь приходского храма. Однако из-за отсутствия необходимого для этого фундамента снос Чинеевской церкви был отложен до 1906 г., когда ее и перевезли на новое место. При этом освидетельствование здания, между прочим, показало, что оно замечательно чистотою и прочностью строевого материала, взятого из местного бора, от которого к тому времени сохранились лишь жалкие остатки. Бревна в стенах имели толщину 8½ вершков и нисколько не погнили, хотя церковь простояла в с. Чинеевском более 80 лет. Очевидец отмечал, что здание это могло служить памятником хвойных лесов, существовавших в те времена в Курганском уезде.

http://sobory.ru/article/?object=26259

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010