По перенесении библиотеки из прежней Адмиралтейской церкви в новый собор, она помещена в подвальном этаже собора, и хоть в шкафах, но без порядка, так что требует особенного труда для разбора и поверке книг по описи. Кроме этой библиотеки старых книг, есть другая, состоящая из книг новых и периодических духовных изданий.        Собственно богослужебными книгами Исаакиевский собор при освящении в 1858 году снабжен достаточно. 11. Казенные и домовые церкви в Исаакиевском приходе В Исаакиевском приходе казенных церквей, имеющих собственные причты, семь: синодальная, сенатская, почтамтская, министерства иностранных дел, главного штаба, главного адмиралтейства и военной исправительной тюрьмы морского ведомства. Домовых церквей, не имеющих причтов, четыре: 1) графа Шувалова, 2) гг. Мятлевых, 3) княгини Мещерской и в доме, бывшем генерал-губернатора. 1) Церковь во имя св. священномученика Власия, епископа севастийского в доме графа Андрея Павловича Шувалова, на Английской набережной, адмиралтейской части 1-го квартала, в настоящем виде существует с 1836 года. Хотя, по началу своему, она гораздо древнее; но, по неимению в домовой конторе документов, определить время устройства нетрудно. Св. антиминс освящен преосвященным Венедиктом, епископом ревельским, 29 ноября 1836 года, а подписан на обороте высокопреосвященным митрополитом Серафимом. Св. крест, евангелие на престоле и святые сосуды старинные: крест с частицами мощей, евангелие, печатанное в Москве 1737 года, в царствование императрицы Анны Иоановны. В церкви вообще много старых, фамильных икон, и икон со св. мощами, в богатых, украшенных драгоценными камнями, окладах; но в описи церковных вещей, сделанной в 1847 году по приказанию владельца, и составляющей только перечень предметов, не показано ни времени их устройства, ни их исторического значения в доме и роде графов Шуваловых. Иконостас простой деревянный, устроенный под мрамор. Церковь содержится чисто, опрятно и помещена в доме очень удобно. Богослужебными книгами, священными облачениями и прочей утварью снабжена достаточно.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В Москве состоялась презентация выставки «Искусство христианской Армении» Выставка проводится в контексте деятельности учебного курса «Древние Восточные Церкви» МОСКВА. В московском культурно-просветительском центре «Книжная палата в Черниговском» 11 февраля 2024 года состоялась презентация выставки «Искусство христианской Армении». Выставка, которая проводится в контексте деятельности учебного курса «Древние Восточные Церкви» — совместного проекта Отдела внешних церковных связей и кафедры церковно-практических дисциплин Общецерковной аспирантуры и докторантуры, — представляет собрание реликвий, уникальных артефактов и художественные произведения армянских художников рубежа XX-XXI столетий из основной экспозиции музея «Тапан». В залах Книжной палаты были представлены, в частности, хранимая Армянской Апостольской Церковью святыня общехристианского значения — частица мощей священномученика Власия, епископа Севастийского, и значимые памятники армянского церковного искусства — печатные издания Евангелия и Требника в кожаном обрамлении (XVII в.), рукописная Книга канонов Армянской Церкви (XVII в.), юбилейная серебряная медаль имени Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Вазгена I. Открыл выставку председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, настоятель храмов Черниговского Патриаршего подворья протоиерей Максим Козлов. Обращаясь к собравшимся, отец Максим, в частности, отметил: «Выставка — пример того, как в наше непростое и во многих отношениях лукавое время нужно делать шаги христианской любви навстречу друг другу. Не следует думать, что такие шаги ничего не значат. Проявление любви, доброжелательности, взаимного интереса — это то, что так необходимо нам сегодня». Приветствие управляющего Ново-Нахичеванской епархией архиепископа Езраса Нерсисяна огласил старший клирик армянского храмового комплекса Преображения Господня в Москве протоиерей Геворг Варданян. В приветственном послании главы епархии отмечено, что «Русская Православная Церковь и Армянская Апостольская Церковь не просто осуществляют деятельность в рамках межконфессионального диалога, но проявляют усилия в деле просвещения общества и укрепления братских взаимоотношений между миллионами своих верующих».

http://sedmitza.ru/text/10360567.html

В годы Смуты юго-восточный берег озера Лузского совсем обезлюдел, о чем свидетельствует писцовая книга, составленная в 1621–1622 г. Иваном Воейковым и Третьяком Копниным: «В Каргопольском уезде, в половине волости Водла озера, пустошь, что была деревня на Лузе, Ивановская, а в ней два места дворовых, пашни перелогом и лесом поросло, худые земли пятнадцеть чети с осминою в поле, а в дву по тому же, впусте выть без пол-пол-пол-четверти выта, сена по всей пустоши тридцеть копен, лесу пашенного 3 десятины… Пустошь, что была деревня в Лузе, Сидоровская. А в ней место дворовое; пашни перелогом и лесом поросло, худые земли 4 четверти в поле, а в дву по тому ж, впусти четверть выти; сена на 7 копен с полукопною». Затем обе пустоши были пожалованы русским царем Михаилом Федоровичем во владение мужскому Юрьегорскому монастырю, основанному в 20-е гг. XVII в. преподобным Диодором Юрьегорским. Одну из них – бывшую деревню Ивановскую – монахи восстановили. Они расчистили поросшие перелогом и лесом пашню и сенокосы. В первой четверти XVIII в. поселение уже носило свое современное название Луза. Вскоре на средства монастыря в нем поставили деревянную Петропавловскую часовню. Земли другой «пустоши подле Луз-озера» обрабатывали монастырские крестьяне (в 1719 г. – 5 человек). «Деревня Луза – Ивановская тож» есть в описи владений Юрьегорского монастыря середины XVIII в. Здесь перечислены ее немногочисленные постройки: «В той деревне 2 избы с сеньми и клетью образов на краске пядничных восми; в ызбах 7 окончин, двор с сараем, 4 хлева, погреб, заслон железной, 3 анбара – 1 з замком задорожчатым. Часовня ветхая, а в ней образ святых апостол Петра и Павла на краске. Гумно мостовое да овин – крыто тесом; байна малая, старая – ветхая – сушат сети; мельница ветренная со всею железною и древяною снастию, в целости. А с той земли оброку с половников, с Ыева Евтифиева с братьями, в год бралось в монастырь по 10-ти рублев». После закрытия Юрьегорского монастыря по секуляризационной реформе 1764 г. государственные крестьяне Лузы стали прихожанами Троицкой церкви новообразованного Юрьегорского прихода Онежского уезда. До середины XIX в. сохранялась старинная Петропавловская часовня, построенная монахами. В приходских документах встречается ее краткое описание: «в вышину до кровли двух сажен с половиной, деревянная и крыша на ней деревянная с заборчатой папертью и двумя дверми и одним весучим замком». На звоннице висели два небольших колокола, весом 1 пуд и 34 фунта соответственно. Богослужение проводилось в Петропавловской часовне два раза в год, в храмовый праздник 29 июня и в день памяти священномученика Власия, епископа Севастийского, отмечаемый Церковью 11 февраля.

http://sobory.ru/article/?object=51863

Царские врата украшены резьбой, изображающей виноградные лозы с листьями и гроздьями, на них в шести клеймах: Евангелисты и Благовещение Пресвятой Богородицы. Справа от царских врат: образ Богоявления Господня; образ Священномученика Власия епископа Севастийского с чудесами древний греческого письма, написанный на золоте, возможно из первого каменного храма; образ Святого Николая Чудотворца. Слева от царских врат: образ Благовещения Пресвятой Богородицы; образ Архистратига Михаила на пономарской двери; образ Праведного Прокопия Устюжского. Над царскими вратами в клеймах Тайная Вечерня, над ней Дух Святой в виде голубя в сиянии, выше звездное небо и резной Господь Саваоф. У северной стены церкви в отдельном киоте образ Праведного Иоанна Устюжского старинный с ризой и венцами, вышитыми серебром и золотом, венцы вышиты мелким немецким жемчугом. Трапезная отделена от церкви каменным простенком с тремя дверьми. В простенках между дверей: образ Вседержателя и образ Божией Матери Всех Скорбящих Радости с надписью: «Истинное изображение съ чюдотворнаго образа всехъ скорбящих радосте, имеющагося въ царствующемъ граде Москве въ церкви Преподобнаго Варлаама Хутынскаго, что въ ордынской улице».  Над дверьми и образами на стене по штукатурке изображено Воскресение Христово, Сретение Господне и Рождество Христово. Литература: 1. Сотная книга 1630 года. «Лета 7138 апреля въ 25 денъ сотная съ Устюжскихъ съ писцовыхъ книгъ письма и меры Микиты Вышеславцова, да подъячего Агея Федорова 131 и 132 и 133 и 134 году». В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 9. 2. Писцовая книга 1676 – 83 г.г. «Книги писцовые Устюга Великого посаду и Устюжского уезда и монастыремъ и разныхъ чиновъ владельцовъ селамъ и деревнямъ письма и меры писцовъ Алексея Ивановича Ладыженского, да подъячего Алексея Ерофеева 184 и 185 и 186 и 187 и 188 годовъ, да дописи писцовъ стольника Никифора Сергеевича Ефимьева, да поьячего его жъ Алексея Ерофеева того жъ 188 и 189 годовъ, а довершеная и справки того писцового дела стольника Иева Ивановича Пояркова, да дьяка Андрея Покрышкина того жъ 189 и 190 и 191 годов. - В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 51.

http://sobory.ru/article/?object=06412

Пытаясь разрешить свои сомнения, я поделилась однажды ими с дядей своего мужа — архиепископом Василием (Кривошеиным). Монах, молитвенник, проживший на Афоне почти тридцать лет, патролог и известный богослов — кто, как не он, мог просветить меня в таком, казалось бы, простом вопросе. Помню, как он даже немного удивился. Ведь для него эта волновавшая меня проблема была ясно и просто разрешимой. Он сказал мне тогда: «Дух Божий призывает нас любить все живое, беречь и не повредить это — ни животное, ни цветок, ни букашку не растоптать. Он призывает нас сострадать всякому существу. На Святой горе у нас было много всякой живности, которая как бы сопутствовала всей монашеской братии на протяжении долгих времен. Афон в первозданности сохранил множество разных птиц, редких разновидностей бабочек, были и дикие волки, и лисы, а кошек видимо-невидимо. Они были очень уважаемы монахами, так как уничтожили почти всех змей и мышей. И так как я долго работал в библиотеке, то это был настоящий подарок для меня. Книги от грызунов были спасены! Кошки домашними животными у нас не признавались, а потому жили свободно. Знаю, что и святой Силуан Афонский, задумываясь о смысле взаимоотношений человека и животного мира, призывал к бережному обращению с ними». Тот разговор с владыкой Василием был для меня очень важен: ведь кто,  как ни аскеты и молитвенники со Святой горы, так чтущие животных, с такой любовью заботящиеся о них, должны быть нам примером для подражания. Позже, при чтении «Самопоз­нания» Николая Бердяева, меня поразили строки: «Жгучую, пронизывающую жалость испытывал я часто, когда смотрел в глаза животных. Есть выражение глаз страдающих животных, которое нельзя вынести. От этого взгляда вся скорбь мира входит в вас». Это действительно так. Главное — взглянуть в эти глаза. А еще  вспоминаются слова псалмопевца: «Всякое дыхание да хвалит Господа» (см. Пс 150 :6). Церковь помнит заповедь, данную Богом: Владычествуйте над рыбами морскими [и над зверьми,] и над птицами небесными, и над всяким скотом (Быт 1 :28). Эти заповеданные отношения ярче всего проявляются в житиях святых, многие из которых связывали свою жизнь с животными. Так, святой врач-бессребреник Косьма совершал исцеления в городах, а в пустынях призревал бессловесных, и все твари, страдающие тем или иным недугом, шли за ним следом. Преподобный Антоний Великий, один из первых пустынников, заложивший основы монашества, считается покровителем животных. Он жил в Египте и был известен тем, что разговаривал с животными и птицами. На многих иконах мы видим изображения животных: на иконе святых Флора и Лавра — кони, рядом с Модестом Иерусалимским — собака, Святой Сергий Радонежский — с медведем, на иконе священномученика Власия, епископа Севастийского — быки, мученик Трифон — с ловчей птицей, святой Герасим Иорданский — со львом.

http://foma.ru/bratya-menshie.html

Строющаяся церковь положена в основание вместе с колокольнею длиной от западного входа до восточной стены алтаря [пропущено] сажен, шириною [пропущено] саж., вышина церкви предполагается быть в [пропущено] сажен, церковь делится на две половины: восточную и западную, в восточной предположено устроить холодный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а в западной устраивается теплый храм с двумя приделами, на правую сторону во имя Святителя Василия Великого, по левую во имя Святителя Тихона Амафунтского Чудотворца. Первый придел уже кончен в устройстве и освящен 7 октября 1863 года по благословению Христофора Епископа Вологодского, Священниками местным Иоанном Завариным, Нювчимским Иаковым Поповым, Пыелдинским Димитрием Клочковым и Устюжским Иоанном Роговым, на новом Св.антиминсе, освященном Феогностом Епископом Вологодским в 1852 году. На устройство второго придела получено только еще разрешение в сем 1869 году от Павла Епископа Вологодского. В притворе церковном, под колокольнею устроены по правую руку сторожка для сторожа, а по левую палатка для казнохранилища и ризницы церковной. Холодный храм и колокольня еще недокладены в настоящее время. Чудотворных икон, или других каких-либо вещей церковных замечательных своей древностию, или чем-либо другим в Палаузской церкви нет; церковная библиотека очень бедна, в ней кроме Богослужебных книг и нескольких экземпляров поучений церковных разных авторов, ничего замечательного нет. Известие о часовнях и кладбищах. В Палаузском приходе находятся пять часовен, а именно: 1-я в деревне Верхнего Конца, в честь Архистратига Михаила и Св.Николая Мирликийского Чудотворца, 2. В деревне Большой, в честь Владимирской Божией Матери и Св.Иоанна Юродивого Устюжского Чудотворца, 3-я в деревне Ярковской, в честь Преображения Господня и Св. Великомученика Георгия, 4-я в деревне Кизьяшерской и 5-я в Гагшор в честь Св. Великомученика Димитрия Мироточивого и Св. Священномученика Власия Епископа Севастийского. Все означенные часовни довольно ветхи, самой простой архитектуры, так что от амбаров или кладовых отличаются только поставленным на них осьмиконечным деревянным крестом, небольшими окнами по одному на правой и левой сторонах и небольшою при входе галереею.

http://sobory.ru/article/?object=13125

  От названия слободы получили название две городских улицы – Большая Козленская (ныне ул. Козленская) и Малая Козленская (ныне ул. Первомайская).   В конце XVII – начале XVIII века Вологда подвергалась частым и опустошительным пожарам. В связи с этим в декабре 1704 года вологжане решили общими усилиями построить рядом с деревянной Покровской церковью каменный холодный храм во имя Пресвятой Богородицы Неопалимая Купина, считающейся заступницей от пожаров. На имя преосвященного Гавриила, архиепископа Вологодского и Белозерского, была подана челобитная с просьбой разрешить строительство. 8 июня 1710 года архиепископом Гавриилом проведено освящение нового храма. В декабре 1710 года жителями Вологды составлен письменный общественный приговор, по которому они обязались ежегодно давать деревянное (оливковое) масло к двум находящимся в церкви особо почитаемым местным иконам – Покрова Божией Матери и Неопалимой Купины.   С последним образом связано предание: во время одного из визитов Петра I Алексеевича в Вологду жители Козленской слободы поднесли Государю образ Неопалимой Купины. Царская особа дар приняла, однако тут же передала его на хранение в слободской храм.   В октябре 1730 года прихожане Покровской церкви обратились с прошением к вологодскому преосвященному епископу Афанасию о разрешении построить вместо обветшавшей деревянной Покровской церкви новый одноименный теплый каменный храм, примыкающий к каменной церкви Неопалимой Купины. Дата освящения каменного Покровского храма с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и Антипы, епископа Пергамского, не известна. Поскольку оба храма – холодный и теплый – оказались под одной крышей, объединенную церковь стали именовать Покровской.   Архитектура церкви Покрова Богородицы типична для начала XVIII столетия и несет на себе след стиля московского барокко. В архитектурном отношении она имеет сходство с такими вологодскими церквями, как Иоанна Предтечи в Рощенье и Власия Севастийского. Основные композиционные формы этих зданий – двусветный четверик, на который поставлен восьмерик, увенчанный купольной кровлей с одной главой. Теплая церковь пристроена непосредственно с западной стороны холодного храма и составляет как бы продолжение ее трапезной. Алтарная часть храма, трапезная и шатровая колокольня подвергались различным изменениям в конце XIX – начале XX века.

http://sobory.ru/article/?object=01093

Здесь размещался склад зерна, а в 1950-е годы в храме развернули... птицефабрику! На целых 20 лет. В 1970-е годы храм стал хранилищем экспонатов городского музея. После косметического ремонта в Николо-Набережной церкви была собрана представительная коллекция деревянной скульптуры - всё, что имелось по этой тематике в музейных запасниках. На исходе 1960-х годов некоторые музейные работники и деятели культуры Мурома планировали развернуть в стенах Никольского храма большую наглядную экспозицию, посвящённую Оке и той роли, которую эта великая река всегда играла в судьбе нашей страны. Однако эта затея не была реализована, после чего храм фактически пустовал. Власти так и не сумели найти достойного применения его зданию, и оно стояло открытым для всех, в том числе и мародёров, вплоть до начала 1990-х годов. Тогда, на волне массового возвращения храмов верующим, была отдана прихожанам и Николо-Набережная церковь - первая среди муромских храмов! В 1991 году она вошла в состав Владимиро-Суздальской епархии. В студёный зимний день 19 декабря 1991 года, в праздник святителя Николая Чудотворца, состоялась торжественная церемония освящения Никольского храма. Её провёл епископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Запущенное и местами уже обветшавшее здание нуждалось в срочном ремонте и бережной, тщательной реставрации. Одной из важнейших сторон восстановительных работ стала реставрация уникальных росписей церкви, к которой приступили немедля. Подвижникам не стал помехой даже произошедший в здании губительный пожар, в огне которого сгорело немало церковного имущества, однако при этом чудесным образом уцелел светлый образ небесного покровителя храма - святителя Николая Чудотворца. Уже через два года, в 1993-м, в честь великомученика Власия Севастийского был торжественно освящён придел церкви. Большую помощь храму оказал коллектив и руководство завода " Муромтепловоз " , благодаря им удалось оснастить новыми колоколами звонницу. В Воронеже звоны изготовили и доставили в Муром 31 марта 1993 года.

http://sobory.ru/article/?object=00628

В Иерусалим на бесе Парадоксы и исторические факты жития святого архиепископа Иоанна Новгородского Валерия Михайлова Святитель Иоанн Новгородский летит на бесе в Иерусалим Желанный клобук, нежеланная панагия Иоанн родился в городе Новгороде, его родителей звали Христина и Николай. Еще будучи мальчишкой, он решил посвятить себя Богу – в те времена такое благочестие не считалось чем-то из ряда вон выходящим. Когда Иоанн подрос, достиг совершенного возраста, а, по сути, еще будучи юношей, он был рукоположен во пресвитеры церкви священномученика Власия, епископа Севастийского (кстати, эта церковь, перестроенная позже, сохранилась до наших дней). Когда умерли родители Иоанна, он решил, посоветовавшись со своим братом Гавриилом, все наследство вложить в строительство нового монастыря. Первым делом возвели деревянную церковь: братья посвятили ее Благовещению Пресвятой Богородицы. Монастырь рос, и вскоре решено было воздвигнуть долговечный каменный храм. Храм вырос лишь наполовину, когда стройку пришлось заморозить: как это нередко бывает и в наше время, кончились деньги. Братья не могли найти «человеческий» выход из ситуации, оставалось только молиться. Однажды ночью в ответ на молитвы Гавриила и Иоанна им явилась Богородица и ободрила их. «Только не оставляйте благого дела и не охладевайте в вере» – таким было Ее послание. И действительно, почти в буквальном смысле средства на продолжение строительства появились из ниоткуда. На следующий день братья увидели, что у ворот строящегося монастыря стоит лошадь без наездника. Подошли поближе, чтобы посмотреть, и обомлели: на лошади – богатая сбруя, обложенная золотом, а по бокам висят два мешка, туго набитые золотом и серебром. Ждали: может, вернется наездник, но так и не дождались. Сняли с лошади мешки, отнесли в монастырь, обернулись – а коня и след простыл… Иоанн и его родной брат приняли постриг в обители, которую построили на свои деньги Строительство было завершено, а оставшиеся деньги братья отдали в распоряжение игумену монастыря. Гавриил и Иоанн приняли постриг в обители, которую сами и построили. Гавриил получил имя Григорий, а Иоанн был наречен Илией.

http://pravoslavie.ru/88681.html

Пожив много лет, управляя свое житие по Бозе, преподобный Иннокентий преставился ко Господу в вечный покой месяца марта в 19-й день, на память святых мучеников Хрисанфа и Дарии. Братия же, взяв честное и многострадальное тело возлюбленного своего отца, учителя и наставника ко спасению Иннокентия, с псалмами и пениями надгробными похоронили его честно, по его завещанию, в коем он сам повелел погребсти свое тело в углу монастыря, близ ржавого болота; и на могилу его положили камень, на котором написали год, месяц и день преставления святого. Также и образ подобия его написали братия, каков был по виду преподобный отец Иннокентий. Много завещаний написал преподобный Иннокентий рукой своею, послуживших ко спасению инокам; и о преподобном Иннокентии было написано немало. Но по грехам нашим в лето 1538-е случилось нашествие казанских татар на Русскую землю, на пределы Вологодские, и тогда пустынь преподобного отца Иннокентия враги разорили, сожгли церковь Иоанна Предтечи, все строения предали огню и перебили много иноков; спаслись только некоторые из них и бежали в обитель преподобного Павла, находившуюся в том же Комельском лесу, на реке Нурме. Во время пожара монастыря сгорело и написанное о преподобном Иннокентии. Было и другое писание о нем, но некоторые из братии, удалившись из пустыни, куда хотели, писание это унесли с собою в иные монастыри. Так в обители преподобного Иннокентия и не осталось известий о его создателе. По рукописному житию, преподобный отец наш Иннокентий изображается во всем подобен, и лицом и брадою, изображению святого Варлаама, Хутынского чудотворца, в ризах преподобнических. По святцам, принадлежавшим графу Строганову и писанным в начале XVII века, прп. Иннокентий изображается средним в росте, брада у него пошире, чем у сщмч. Власия, епископа Севастийского (память 11/24 февраля), не раздвоенная, с легкой сединой, ризы — преподобнические. София, блаженная, княгиня Слуцкая ( Текст отсутствует). Март, 20 Евфросин Синоезерский, преподобный Святой Евфросин, в миру Ефрем, был родом из Карельской области.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010