Архив: Послужный список о. К. Замбржицкого (19321946). АЕУА. Лит.: ВРПЭ. 1950. 5 Евлогий, митр. Путь моей жизни. Зандер Лев Александрович (19.2.1893, СПб. 17.12.1965, Париж, Франция), философ и богослов, церковно-общественный деятель. Сын врача царской семьи, женат на дочери о. А. Калашникова (см.). Окончил Императорский Александровский лицей с золотой медалью и одновременно юридический факультет С.-Петербургского университета (1913), отправлен стипендиатом на философский факультет Гейдельбергского университета (19131914), поступил на гражданскую службу, чиновник Министерства народного просвещения и сотрудник Красного Креста, участник 1-й мировой войны в качестве переводчика в ставке Главнокомандующего Генеральным Штабом Русской армии в Могилеве (19151917), доцент Пермского университета по кафедре философии (19181919), эмигрировал через Владивосток и Пекин (1920), где принимал участие в съезде всемирной молодежной христианской организации ИМКА (1922), основатель и активный член РСХД, организатор и участник 1-го съезда РСХД в Пшерове (18.10.1923), переехал в Париж (1923), член Братства Св. Софии (1924), доцент Св.-Сергиевского богословского института по кафедре логики и философии, а затем и истории западного христианства (19251965), библиотекарь Св.-Сергиевского богословского института (19251928), посвящен в чтеца митр. Евлогием (Георгиевским), состоял в юрисдикции митр. Евлогия, секретарь РСХД в Прибалтике с местопребыванием в Таллине (19291931), вернулся в Париж (1931), во время оккупации Франции арестован немцами и заключен в лагере Компьена (22.6.19411942), редактор журнала «Вестник церковной жизни» (19451947), доктор богословия и профессор Св.-Сергиевского богословского института (1960), почетный доктор наук Марбургского университета (1960), участник многочисленных межхристианских встреч и богословских экуменических съездов в разных странах Западной Европы – до и после войны. Соч.: Dostoievsky. Le problème du bien. P., 1946 Бог и мир: В 2 т. П., 1948. (о жизни и трудах прот. С. Булгакова )

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между петрашевцами были, в большинстве, люди, вышедшие из самых высших учебных заведений — и из самых высших специальных заведений. — Согласно сведениям, почерпнутым В. Р. Лейкиной из «подлинных дел» петрашевцев, университетское образование получили: Д. Д. Ахшарумов (1823–1910), П. И. Белецкий (1819-после 1859), И. М. Дебу (1824–1890), Н. А. Кашевский (1820—?), П. Н. Латкин, А. П. Милюков, А. М. Михайлов (1822—?), Н. А. Мордвинов, А. А. Сидоров (1821—?), К. И. Тимковский, В. В.Толбин (1823—?), Б. И. Утин, А. Д. Щелков (1825—?), Иван-Фердинанд Львович Ястржембский (1814-1880-е гг.). Александровский лицей окончили: Н. Д. Ахшарумов (1819–1893), А. П. Беклемишев (1824–1877), Н. Я. Данилевский, A. И. Европеус (1826–1885), Е. С. Есаков (1824—?), В. И. Кайданов, Н. И. Кайданов, Н. С. Кашкин (1829–1914), Е. И. Ламанский, О. Ф. Отт (1828—?), М. В. Петрашевский (1821–1866), М. Е. Салтыков-Щедрин. Училище правоведения окончили: А. Н. Барановский (1824—?), B. А. Головинский (1829 — после 1874). «Высшие специальные заведения» (инженерные училища, Институт корпуса путей сообщения, Институт корпуса инженеров, Педагогический институт) окончили соответственно: братья М. М. и Ф.М.Достоевские, К. М. Дебу (1810 —после1862), П. И. Ламанский, Ф. Г. Толль (1823–1867) (см.: там же. С. 345–355). 42 Было много преподающих… — В «Биографическом алфавите…», составленном В. Р. Лейкиной, отмечается, что П. И. Белецкий преподавал всеобщую историю во 2-м кадетском корпусе; Б. Е. Бернардский (род. 1819), окончивший Академию художеств, был учителем рисования и гравировал иллюстрации А. А. Агина к «Мертвым душам»; Ф. Н. Львов до ареста был репетитором химии в Павловском кадетском корпусе; А. П. Милюков «в 1849 году преподавал русскую словесность во 2-й петербургской гимназии и в Сиротском институте и до июня — в дворянском полку»; Ф. Г. Толль преподавал «русскую словесность в Главном инженерном училище»; И.-Ф. Л. Ястржембский с 1843 г. преподавал политическую экономию и был помощником инспектора классов в Технологическом институте (там же. С. 346–357). 43

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

В 1817–1820 г., когда по представлению министра народного просвещения кн. А. Н. Голицына, открыта особая кафедра богословия в русских университетах, в Московском университете первый занял ее священник, магистр А. Левитский, из воспитанников 1-го курса здешней академии; в 1823 г. в торжественном собрании университета он говорил на русском языке Слово о свойствах дух. просвещения и нравственных качествах ищущих оного; но в следующем году оставил университетскую кафедру. В С.-Петербургском университете, при самом основании его в 1819 г., богословскую кафедру занял Г. П. Павский и оставался при университете до 1827 г., бывши в то же время членом совета при Учительском институте: с этого времени доктор богословия, протоиерей Павский посвятил все время и труды воспитанию Наследника Престола, к которому имел счастье быть призванным в 1826 г. Преемником его по университету был В. Б. Бажанов, впоследствии, по Высочайшей воле, заступивший его место при Наследнике Престола. Последующие законоучители университета А. И. Райковский и, занявший его место в 1856 году, И. Л. Янышев – оба также из здешних воспитанников. В университете св. Владимира орд. проф. богословия, логики и психологии, доктор богословия, протоиерей Н. М. Скворцов – из воспитанников 2-го курса здешней академии. В Дерптском университете профессор богословия и философии для студентов православного исповедания, магистр П. Алексеев – из воспитанников С.-Петербургской Дух. Академии. В Императорском Александровском лицее, после Г. П. Павского и И. С. Кочетова, преподает закон Божий, логику и психологию А. Н. Строкин – из здешних воспитанников. Бывший законоучителем Демидовского лицея, протоиерей П. Соколов, составил и издал: Первоначальное практическое пособие для проповедников, или Евангельские чтения на литургиях (Яросл. 1844–1845 г.). П. Ф. Солярский, протоиерей, ордин. профессор закона Божия, логики и психологии при Главном педагогическом институте, напечатал в 1844 г. рассуждение: О христианском православном богослужении и присутствии в церкви во время богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Я говорил: в отечестве моем Где верный ум, где гений мы найдем? Где гражданин с душою благородной, Возвышенной и пламенно свободной? Где женщина – не с хладной красотой, Но с пламенной, пленительной, живой? Где разговор найду непринужденный, Блистательный, веселый, просвещенный? С кем можно быть не хладным, не пустым? Отечество почти я ненавидел – Но я вчера Голицыну увидел И примирен с отечеством моим. Причем Пушкин и в черновом, и в чистовом вариантах этого стихотворения написал «Галлицыну», обыгрывая слово «галл» и тем самым намекая на то, что La Princesse Nocturne владела французским лучше кого бы то ни было. Гадалка Ленорман предсказала ей смерть ночью, и Евдокия Ивановна полностью перешла на ночной образ жизни. От заката до рассвета в ее доме устраивались шумные вечеринки, за которые красотку прозвали Принцессой Ночи – La Princesse Nocturne. Впрочем, это было уже в Петербурге и после развода с Сергеем Михайловичем, который состоялся в 1809 году, да и не мог не состояться, если учесть, что супруги прожили всего несколько дней после свадьбы, молодая жена сбежала за границу и больше муж ее не видел. Известный всему Петербургу салон Принцессы Ночи располагался на Миллионной улице. А брошенный супруг проживал в Москве на Волхонке в роскошнейшем особняке. Сейчас в нем размещаются Высший институт управления и Институт философии Российской академии наук – Волхонка, 14, в непосредственной близости с Музеем изобразительный искусств. Сергей Михайлович Голицын занимал в Москве множество должностей – и почетный опекун Воспитательного дома, и Московского опекунского совета, и член совета при Московском училище Святой Екатерины, и управляющий Александровским училищем, и главный директор Голицынской больницы, и президент Московского попечительского комитета, и вице-президент Московского попечительского комитета о тюрьмах. В 1830 году он стал председателем Московского опекунского совета и попечителем Московского учебного округа. Зимой в доме на Волхонке давали праздничный рождественский вечер.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

461 Выпуски Синодального училища 1915–1917 годов почти в полном составе поступали в Александровское военное училище на сокращенные курсы, которые в течение четырех месяцев готовили младших офицеров для действующей армии. По окончании курсов летом 1917 года Жаров служил прапорщиком в 25-м запасном полку. 462 Вскоре после революции Жаров вернулся в Макарьев и в марте 1918 года поступил учителем пения в женскую гимназию. После ее закрытия продолжал работать, теперь уже в школе второй ступени, до февраля 1919 года. В этот же период он руководил хором в одном из соборов города. Затем Жаров оказался на Дону. Пройдя подготовку на курсах пулеметчиков, он вступил в пулеметный полк 3-й Донской дивизии генерала Абрамова, где и служил в чине хорунжего до эвакуации дивизии 15 ноября 1920 года из Керчи в Турцию на пароходе «Екатеринодар» (см. также комментарий 52 к воспоминаниям А. П. Смирнова). 463 По рассказам Кученкова, Данилин, обычно хмурый и угрюмый («в себе») преображался за пультом: лицо вдохновенное, руки наэлектризованные. Дискантов он называл скрипками. 467 Вероятно, речь идет об А. А. Крылове – студенте Московского Коммерческого института и певчем Синодального хора с октября 1912 года. 468 Заштатный священник Троицкой церкви села Троицкого Юрта Новохоперского уезда Воронежской губернии Д. И. Шишлов после окончания Коммерческого института вышел в июле 1916 года из состава Синодального хора и уехал в Воронеж на место служащего в обществе «Кооперация». 469 Высказывание Шаляпина о пользе для солиста пения в церковном хоре приведено в работе выпускника Синодального училища Д. Н. Шведова, со слов Н. М. Данилина: «Уже будучи прославленным артистом с мировым именем, Шаляпин как-то приходит ко мне со следующей просьбой: «Николай Михайлович, разреши мне постоять в твоем хоре вместе с басами, ибо я что-то совсем разладился». Недели две-три он ходил петь с басами. После пришел и, поклонившись в ноги, сказал: «Спасибо. Вот теперь я настроился, все в порядке». И так бывало не один раз» (Шведов Д. Н. Искусство Шаляпина и мировая культура//Сб. «Н. М. Данилин», с. 270). О том же вспоминал сын А. Т. Белова, московского регента, у которого Шаляпин бывал на хоровых спевках.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

46) Николай Мих. Вирославский (кур. сем.), магистр спб. акад. 1857 г., из профессоров тамбовской семин. перемещен в спб. на церковную и библ. историю, в февр. 1859 г. В янв. 1860 г. уволен от училищной службы, для поступления во священники Владимирской церкви, где и доселе состоит в сане протоиерея. 47) Владимир Вас. Никольский (спб. сем.), магистр спб. ак. 1859 г., в окт. того же года назначен на гражд. историю. С авг. 1860 г. секретарь правления и в том же году перешел на класс патристики, учения о расколе и лат. яз., а в 1861 г. преподавал и логику; в конце этого года, по расстроенному здоровью, оставил секретарскую должность и потом перемещен на класс словесности. В 1863 г. зачислен на действительную службу в училище правоведения, вышел в светское звание и в сентябре этого года оставил семинарию. Впоследствии инспектор Александровского лицея и профессор словесности в спб. дух. академии. † 1883 г. 48) Николай Вас. Бажанов (спб. сем. ), магистр спб. акад. 1859 г., с янв. 1860 г. профессор церковно-библ. истории, канонического права, всеобщ, и русской церк. истории н литургики. В конце 1863 г. вышел в светское звание и, оставив семинарию, поступил на службу по министерству внутр. дел. † 1872 г. 49) Петр Ив. Люперсольский (вят. сем.), старший кандидат спб. ак. 1859 г., из наставников вятской семинарии, в марте 1860 г. назначен в спб. на греч. яз. во всех отделениях. В 1861 г. перемещен на гражд. историю и остался преподавателем греч. яз. в высш. отд. В тоже время был наблюдателем над занятиями иностранцев в семинарии. В 1865 г. уволился по прошению и определен стипендиатом спб. университета, для занятий по всеобщей ист. под руководством проф. Куторги. В 1872 г. был избран советом пет. академии на кафедру новой истории, но министерством народного просвещ. назначен в профессоры варшавского университета. Ныне ординарный профессор историко-филологического института князя Безбородко, в Нежине. 50) Николай Ив. Розанов (сарат. сем.), магистр спб. ак. 1857 г., из профессоров тверской сем. перемещен, по прошению, в новгородскую, потом в марте 1860 г. в спб. на класс физики, учения о богослуж. книгах и лат. яз. в низш. отд. В дек. 1860 г. посвящен во свящ. церкви Покровской общины сестер милосердия; в дек. 1864 г. определен законоучителем Николаевского института и вышел из семинарии. В 1880 г. правлением спб. семинарии избран ректором семинарии, которым состоит и доселе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подведены предварительные итоги конкурса на лучший проект памятника святителю Ермогену Москва, 8 ноября 2012 г. 7 ноября 2012 года в рамках программы XI церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион возглавил заседание жюри открытого Всероссийского конкурса на архитектурно-скульптурное решение проекта памятника священномученику Ермогену, Патриарху Московскому и всея Руси . На заседании путем тайного голосования были выбраны три лучших проекта, передает служба коммуникации ОВЦС . В Центральном выставочном зале «Манеж», где проходит выставка-форум, представлено 59 работ скульпторов из различных городов России и зарубежья. Посетители выставки имели возможность отдать свой голос за понравившуюся работу в рамках народного голосования. Среди членов жюри конкурса — ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов) Среди членов жюри конкурса — ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов), заместитель министра культуры России Г.П. Ивлиев, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец, президент Фонда содействия инициативе общественных организаций по установке памятника Патриарху Ермогену Г.В. Ананьина, заведующий отделом современной архитектуры Научно-исследовательского института теории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук Ю.П.Волчок, председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по культуре и охране историко-культурного наследия П.А. Пожигайло, доктор исторических наук, заместитель директора по науке Института российской истории РАН В.М. Лавров, руководитель Объединения московских скульпторов Московского союза художников И.П. Казанский и другие. Каждый участник заседания высказался о представленных проектах, после чего состоялось голосование. По мнению митрополита Илариона, «памятник святителю, который будет стоять в Александровском саду, должен быть величественным, должен показывать Патриарха во всей славе его сана, но в тоже время лик святителя должен быть обращен к современному человеку, чтобы люди как церковные, так и далекие от Церкви видели в этом монументе положительный и привлекательный образ».

http://pravoslavie.ru/57269.html

248 Паизиелло Джованни (1740–1816) – итальянский композитор. В 1776–1783 гг. придворный композитор и инспектор Итальянской оперы в Петербурге; в 1784 г. придворный композитор в Неаполе. Наиболее известны его оперы «Служанка-госпожа» (1782), «Прекрасная мельничиха» (1788) и др. 251 Репнин Николай Васильевич (1734–1801) – князь, военный и дипломатический деятель, генерал-фельдмаршал (1796). Участвовал в Семилетней войне, в 1762 г. посол в Пруссии, в 1763–1769 гг. в Польше. При Ларге и Кагуле командовал дивизией. Во время русско-турецкой войны 1787–1791 гг., исполняя обязанности главнокомандующего, выиграл сражение под Мачином. В 1770–1790 гг. генерал-губернатор различных губерний. С 1798 г. в отставке. 253 Кваренги Джакомо (1744–1817) – архитектор, представитель русского классицизма; с 1780 г. работал в России. Среди его проектов – Английский дворец в Петергофе (1781–1794), Академия наук (1783–1789), Екатерининский институт (1804–1807), Конно-гвардейский манеж (1804–1807), Смольный институт (1806–1808), Александровский дворец в Царском Селе (1792–1796). Работы Кваренги во многом определили архитектурный облик Петербурга. Камерон Чарлз (ок. 1730–1812) – архитектор. Шотландец, учился во Франции и Италии. С 1779 г. работал в Петербурге, придворный архитектор Екатерины II. Строил комплекс Царского Села, дворец и павильоны в Павловске, дворец Разумовского в Батурине на Украине. Фальконе Этьен Морис (1716–1791) – французский скульптор. Учился в Париже, в 1766–1778 гг. работал в России, затем в Голландии; с 1780 г. – во Франции. Самое знаменитое творение – памятник Петру I в Петербурге. Чевакинский Савва Иванович (1713–между 1774 и 1780) – архитектор. В 1741–1767 гг. главный архитектор Адмиралтейств-коллегии, учитель В. И. Баженова и Е. И. Старова. Участвовал в строительстве комплекса в Царском Селе (1745–1760), руководил сооружением Никольского морского собора (1753–1762), перестройкой Кунсткамеры (1754–1758) и др. Баженов Василий Иванович (1737 – или 1738–1799) – архитектор, рисовальщик, педагог. Учился в Москве, Петербурге, Париже. С 1765 г. академик, в 1799 г. – вице-президент Петербургской Академии художеств. Автор проектов Дома Пашкова, ансамбля в Царицыне, дворца в Московском Кремле, Михайловского замка в Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Сравнение рукописей с первопечатным текстом показывает, что перед публикацией глава подверглась небольшой стилистической правке. …m-lle Тюрбо… tn-lle Эперлан. — Эти две фамилии, так же как и следующие, — со значением. Т игво t (франц.) — палтус; eperlan (франц.) — корюшка; essbouquet — название французских духов; Кейнгерух (нем. — Keingeruch) — без запаха; Тушату (от франц. touche à tout) — непоседа. …князь Сампантре. — Прототипом этого часто появляющегося у Салтыкова сатирического персонажа был П. П. Демидов, князь Сан-Донато. …вышла из института… — То есть из так называемого института благородных девиц — закрытого учебного заведения для девушек из дворянских семей. В московских институтахАлександровском и Екатерининском — учились дочери мелкопоместных дворян. …скоро и совсем земства похерят… — Хотя действие рассказа происходит в начале 70-х годов, рассуждение мирового судьи о судьбах земства отражает также и яростные нападки на это учреждение сторонников так называемого «возвращения правительства» (см. т. 16, кн. I, с. 502). «Похерить» же земство предполагалось земской контрреформой 80-х годов, одно из положений которой было формулировано министром внутренних дел гр. Д. А. Толстым в докладе Александру III от 18 декабря 1886 г. следующим образом: «Земские и городские учреждения должны быть введены в общий строй государственных установлений. Лежащие в основе сих учреждений начала общественного самоуправления должны быть заменены началом государственного управления через посредство и при содействии представителей местного населения» (цит. по кн.: П. А. Зайончковский. Российское самодержавие в конце XIX столетия. М., 1970, с. 370). …стараться показывать, что наши мысли совпадают с мыслями влиятельных лиц. — Теория вождения влиятельного человека за нос была формулирована Г. З. Елисеевым в его письме к Салтыкову от 23 октября 1886 г. как отклик на салтыковскую сказку «Приключение с Крамолышковым» (подробнее см. т. 16, кн. I, с. 475). …без всякой винословности… — без причинной зависимости, случайно, хаотично.

http://predanie.ru/book/220975-melochi-z...

Еще Императрица Екатерина II, указом 4 сентября 1784 г. на имя князя Потемкина, повелела по городам екатеринославской губернии и таврической области открыть народные школы для изучения языков: русского, греческого, татарского и других, а в главных городах по одному главному народному училищу для больших классов и для приготовления школьных учителей, а указом 21 июня 1794 г. на имя графа Платона Зубова повелела открыть в Симферополе медико-хирургическое училище. 722 Завет Императрицы таврическая губерния свято сохраняет. В ней – достаточное число училищ разных наименований: 4 мужских гимназии: в Симферополе, Феодосии, Керчи и Бердянске, и 6 женских: в тех же городах и в Севастополе и Евпатории, 2 мужских прогимназии – в Ялте и в Евпатории, и 4 женских – в Ялте, Алешках, Мелитополе и Армянском Базаре, 2 реальных училища – в Севастополе и Мелитополе, учительский институт в Феодосии и учительская семинария в Преславе, Кушниковский девичий институт в Керчи и Александровское училище в Феодосии, мореходные классы, приготовляющие шкиперов каботажного и штурманов дальнего плавания – в городах: Севастополе, Феодосии, Керчи, Бердянске и селении Голой Пристани, 2 школы удельного ведомства и министерства Госуд. имуществ, 24 церковно-приходских школы, 8 воскресных, 19 вечерних классов для взрослых лиц, наконец городских училищ, уездных, начальных народных, содержимых земствами, обществами и частными лицами, до 360. Кроме того, очень много школ татарских и лютеранских, также еврейских, караимских и армянских. 723 И число школ все больше и больше растет. Народ очень сочувственно относится к ним. Это, между прочим, видно из отчета бердянской уездной управы: по отчету ее, израсходовано было в 1882–83 г. на дело народного образования в бердянском уезде городскими и сельскими обществами 104000 р., кроме расходов, которые общества несли натурою, наприм.: отопление, освещение, отвод земли для школ и проч. – Народные училища содержатся на средства казны, земства, сельских и городских обществ; некоторое пособие доставляют почетные попечители, частные лица, приходские попечительства и сбор платы за обучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010