За тем, из живущих домовладельцев 2 принадлежат к единоверческой церкви и 4 иноверца. Из остальных не более 20 челов., с их семействами могут быть названы постоянными прихожанами собора, прочие же, как привыкли присутствовать при богослужении в домовых церквах, так и для исправления христианских треб обращаются к причтам тех же церквей. Как беден приход населенностью, так, напротив, богат улицами, которых с переулками насчитывается 20; именно улицы: Александровская, Екатерининская, Леонтьевская, Лафонская, Подгорная, Тверская, Конногвардейская, Таврическая, Манежная, Ставропольская, Одесская, Смольная, Ярославская, Костромская, малая Болотная, Набережная большой Невы; переулки: Монашеский, Пальменбахский, Конногвардейский и Дегтярный. Есть и площади: Мариинская, Ставропольская и третья Безымянная, расположенная перед старым Императорским, впоследствии монастырским садом, который занимает впереди здания Воспитательного общества значительный параллелограмм, с одной, довольно хорошо сохранившейся и поддерживаемой аллеей вековых тополей. Домовых церквей при 7 казенных зданиях, расположенных в районе прихода, и имеющих свои отдельные причты 9-ть: 2 при вдовьем доме, во имя св. великомученицы Екатерины и св. праведных Захария и Елизаветы; 1 при Обществе благородных девиц, во имя св. благоверного и великого князя Александра Невского; 1 при Александровском училище, во имя того же святого; 2 при градских богадельнях, во имя св. равноапостольных царей Константина и Елены и в честь Рождества Пресвятой Богородицы; 1 при Мариинском институте, во имя св. равноапостольной Марии Магдалины; 1 при 1-м военно-сухопутном госпитале, во имя святителя Николая Чудотворца и 1 при Ольгинской больнице, во имя св. благоверной княгини Ольги. При Аракчеевских казармах, доколе в них стоял учебный карабинерный полк, была своя церковь и причт, но с выведением его и помещением С.-Петербургского гарнизонного батальона, сей последний, указом консистории от 25-го февраля 1837 г. 896, причислен к собору.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Анны Праведной успения, во дворе Мариинской больницы, на Новой Божедомке. Построена в 1857–1858 годах. Николая Чудотворца «Красный звон». Ильинка, Юшков переулок. Построена в 1858 году купцом Поляковым. Приделы: 1) Рождества Богородицы, 2) Зосимы и Савватия. Александра Невского, при Мещанской богадельне на Покровской. Освящена 8 декабря 1858 года. Придел Преподобной Ксении. Филиппа Митрополита, при доме гр. Соллогуб, на Поварской. Построена около 1859 года. Девяти Мучеников, в доме кн. Мещерского, на Никитской. Освящена 14 декабря 1859 года. Успения Пресвятой Богородицы, что на Вражке. Тверская, Газетный переулок. Построена в 1857–1860 годах. Приделы: 1) Преподобного Сергия, 2) Иоанна Предтечи. 392. Живоначальной Троицы, что на Грязях. У Покровских ворот. Построена на средства н. с. Е. В. Молчанова архитектором М. Д. Быковским в 1861 году. Главный престол Божией Матери в честь иконы ея «Трех Радостей». Другой придел Николая Чудотворца. 393. Живоначальной Троицы, в Елизаветинском Институте, на Вознесенской. Устроена в 1862 году. 394. Петра и Павла, на дворе Мещанских училищ, на Калужской. Построена в 1862 году. 395. Всех Скорбящих Радости, что в Ямской Коломенской слободе. Иначе называется «Флора и Лавра, что на Зацепе». Главная церковь построена в 1862 году, трапезная и колокольня – в 1835. Третий престол Петра и Павла. 396. Петра и Павла, в Хамовнических казармах, при Перновском полку. Церковь устроена в 1863 году, а придел Николая Чудотворца – в 1899. Петра и Павла, в Хамовнических казармах, при Несвижском полку. Никиты Мученика, что в Татарской (или, «что в Старых Толмачах»). Построена арх. М. Д. Быковским в 1858–1863 годах. Главный престол Сретения Господня. Другой придел «Утоли моя печали». Введения Пресвятой Богородицы во храм, в Мариинском у чилище, на Софийской набережной. Устроена в 1863 г. 400. Николая Чудотворца, Мученицы Софии и Марии Египетской, при учреждениях имени кн. С. Щербатовой, на Воронцовской улице. Построена в 1863 году и называлась, одним именем Николая Чудотворца. В 1900 г. перестроена, и 30 октября освящена с нынешним именем.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

234 В надписи этой говорится, что «крест сей устроен при митрополите Казанском Иоасафе, по его благословению, в церковь Пресвятыя Богородицы Тихвинской ея иконы казною и мирским подаянием при попе тоя Церкви Иосафе Ильине в лете 54;зрчг (7193 –1685) Февралия в Е день». 236 Прежде Тихвинская икона носилась по городу с хоругвью, но по настоянию игуменьи женского монастыря Досифеи это было запрещено. 237 Бывают конечно случаи и другого рода. Так рассказывают, что 11-го июля 1884-го года входил в Тихвинский храм один Турок, который вследствие напавшего на него страха стал молиться и молиться так усердно, что вышел из храма, обливаясь потом. 238 На кресте этом находится надпись, из которой видно, что он устроен по благословению митр. Лаврентия в 1671 г. 240 Примечание редакции. Храм этот в 1892 г. был расширен и отделан вновь; в том же году 9 февраля он был освящен во имя пр. Павла Исповедника Высокопреосвященным автором, в то время Епископом Чебоксарским, викарием Казанским. 242 Примечание редакции. После 1890 г., когда составлено и издано Высокопреосвященным автором описание храмов г. Казани, устроены следующие церкви: 1) Александровская-при арестном исправительном отделении (в Плетенях) во имя Св. благ. вел. кн. Александра Невского, устроена в 1893 г. 2) Андреевская-при Учительском Институте во имя Св. Ап. Андрея Первозванного, устроена в 1897 г. 3) Богородице-Рождественская-при Епархиальном женском Училище в честь Рождества Пресвятыя Богородицы, устроена в 1891 г. 4) Пантелеимоновская при Училище слепых во имя Св. ведикомуч. Пантелеимона, устроена в 1893 г. 4) Екатерининская при доме Общества «Красного Креста» во имя св. великом. Екатерины, устроена в 1905 г. 5) Трехсвятительская-приходская в Суконной слободе во имя трех Святителей- Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о; церковь деревянная-временная устроена в 1902 г., постоянный каменный храм построен только вчерне. 6) Устьинская-в честь Казанской иконы Божией Матери, приписная к Макарьевской церкви в Адмиралтейской слободе; устроена в 1900 г. 7) Васильевская при 2-ой Гимназии во имя священномуч. Василия, пресвитера Анкирского (22 марта), устроена в 1904 г.; 8) Варсонофьевская при новых клиниках Университета во имя св. Варсонофия Казанского Чудотворца; устроена в 1901 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Николая Чудотворца, в Боевской богадельне, на Стромынке. Построена в 1894 году архитектором А. Л. Обером. Приделы: 1) Петра Митрополита, 2) Праведной Елизаветы. Трифона Мученика, что в Напрудном. См. 28. Живоначальной Троицы, что на Шаболовке. Главная церковь строилась архитектором И. В. Никитиным с 1885 г., освящена 21 сентября 1895 года. Трапезная и колокольня постройки 1840–1842 годов. Приделы: 1) Покрова Пресвятой Богородицы, 2) Николая Чудотворца, 3) Всех Святых. Митрофана Воронежского , в Петровском парке, при приюте. Построена М. С. Грачевым, освящена 22 октября 1895 г. Живоначальной Троицы, в Божениновском переулке, при приюте. Освящена 1 апреля 1896 года. «Взыскания погибших», при Убежище Св. Марии, в Устьинском переулке. Построена в 1896 году. Всех Скорбящих Радости, при Алексеевской психиатрической больнице на Канатчиковой даче, за Серпуховской заставой. Освящена 25 октября 1896 года. 487. Покрова Пресвятой Богородицы, при Гурьевской богадельне, на Большой Серпуховской. Построена в 1897 году. Придел Татианы Мученицы. 488. Василия Исповедника, в Новой Деревне, за Рогож-ской заставой. Построена архитектором А. И. Поповым . Освящена 26 октября 1897 года. Приделы: 1) Петра и Павла, 2) Мученика Александра. 489. Михаила Архангела, при клиниках, на Девичьем поле. Построена на средства профессора Макеева по проекту архитекторов Мейснера и Никифорова. Освящена 2 ноября 1897 г. Приделы: 1) Александра Невского, 2) Екатерины Мученицы. 490. Софии и Татианы Мучениц, при Софийской больнице, на Кудринской Садовой. Построена архитектором А. С. Каминским. Освящена 1З ноября 1897 года. Митрополит Владимир 491. Николая Чудотворца, в Институте Путей Сообщения, на Бахметевской улице. Построена в 1898 году. 492. Божией Матери «Избавительницы», при приюте беспризорных, в Чудовом переулке, за Крымской площадью. Построена по проекту архитектора В. М. Борина. Освящена 10 апреля 1899 года. 493. Преподобного Сергия, в приюте имени митрополита Сергия, на Погодинской улице. Освящена 25 мая 1899 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Закрыть itemscope itemtype="" > Православная Церковь и русская культура В Санкт-Петербурге состоялась международная практическая научная конференция, посвященная Собору православной интеллигенции 14.02.2011 425 Время на чтение 9 минут 11-12 февраля в Санкт-Петербурге состоялась международная практическая научная конференция на тему «Православная Церковь и русская культура» , посвященная старейшей православно-патриотической общественной организации Петербурга «Собор православной интеллигенции», а также 130-летию со дня кончины великого русского писателя и мыслителя Федора Михайловича Достоевского. Помимо Собора православной интеллигенции организаторами конференции выступили Александро-Невское братство, деловое сообщество ДелоРус, НИИ Комплексных социальных исследований Петербургского университета, межвузовский Центр гуманитарного образования по религиоведению Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения. Информационную поддержку мероприятию оказывала информационно-аналитическая служба «Русская народная линия». Конференция состояла из двух частей: в пятницу по благословению епископа Выборгского Назария, викария Санкт-Петербургской епархии состоялась конференция, а 12-го февраля в субботу прошли два круглых стола. Все мероприятия проходили в старинном учебном заведении Санкт-Петербурга - Александровском Лицее на Каменноостровском проспекте. Конференция открылась молебном, посвященном десятилетию Собора православной интеллигенции, который отслужил в домовом храме лицея священник Алексий Мороз. После молебна председатель Собора православной интеллигенции капитан первого ранга Александр Беляков открыл заседание конференции. В президиуме конференции были известные петербургские ученые и общественные деятели. Помимо самого Александра Белякова, первый председатель Собора православной интеллигенции доктор философских наук профессор Алексей Швечиков, известный социолог, директор научно-исследовательского института комплексных социальных исследований при Петербургском университете Валентин Семенов и секретарь правления Союза писателей России известный петербургский писатель Николай Коняев.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/02/14/pr...

90 При выпуске из института девиц на благодарственном молебне обыкновенно присутствуют их родители или родные. 92 Речь, сказанная 27 мая 1864 года при выпуске воспитанниц Императорского Воспитательного общества благородных девиц и Сиб. Александровского училища. 93 Речь, сказанная пред окончанием благодарственного молебна 8 июня 1865 г. при выпуске воспитанниц Императ. Воспит. Общества благор. девиц. 95 Таков обычай в Институте: после приёмного испытания все вновь принятые девицы с приколотыми на плече картами, в которых обозначается с именем и фамилиею, в какой класс они поступили, идут в церковь и после молебна возвращаются к новым своим подругам, оставаясь до вечера с теми же картами. 97 Речь, сказанная после окончательного благодарственного молебна (пред отпустом) 1 июня 1868 года. 98 Речь при выпуске воспитанниц Императорского Воспитательного общества благородных девиц 31 мая 1869 г. 99 Речь выпускным воспитанницам Императорского Воспитательного общества благородных девиц при окончательном молебне 30 мая 1870 года. 102 Все изображения в иконостасе, равно как Божией Матери, нерушимыя стены, и святых угодниц Божиих Елисаветы, Екатерины, Марии и Александры по стенам исполнены художником А.А. Колчиным, остальная же стенная живопись принадлежит кисти А.Н. Мельникова, резная же работа иконостаса, крестообразных рам по стенам и аналоев – художнику В.П. Шутову. 106 На пути к выходу владыки, сопровождаемые г-жою начальницею, местным протоиереем и другими, изволили зайти в нижнем этаже здания в детскую столовую, которая вместе с обновлением церкви украсилась оставшимся от старого иконостаса прекрасным образом «Тайной вечери». 107 Речь по присоединении к православной Церкви девицы мирзы Наталии Туган-Барановской 23 марта 1869 г. Сказана в Александро-Невской церкви Императорского Воспитательного общества благородных девиц. 108 См. в «чине, како приимати к православной вере» – один из первых вопросов присоединяемых к православию. 110 При этом священнодействии, согласно высочайшей воле, представителем его императорского величества был член совета Воспитательного общества благородных девиц действ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Москва. Домовая церковь Александра Невского при бывшем Александровском институте. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Александра Невского, благоверного князя, в Александровском институте церковь (улица Достоевского, дом 4, корпус 2). В 1809–1811 гг. на Новой Божедомке было построено здание для Вдовьего дома, но он был размещен на Кудринской площади, а новое здание использовали для переведенного оттуда Мещанского института – закрытого учебного заведения для детей купцов и мелких чиновников. В честь императора Александра I институт был назван Александровским и принимал также сирот военных, гражданских и духовных чинов. Александровский институт являлся одним из первых московских женских учебных заведений. Строилось здание по проекту архитектора И.Д. Жилярди и под его руководством. Здание стоит в глубине участка, фасадом к улице, от которой отделено железными решетками с воротами. В 1812 г. в Александровском институте устроили церковь, которую освятили 30 июля в честь небесного покровителя императора Александра I благоверного князя Александра Невского. Церковь находилась в главном актовом зале центрального здания ансамбля. Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. церковь была ликвидирована, в здании разместились различные учреждения. Ныне все владение бывшего Александровского института заняты Научно-исследовательским институтом фтизиопульмонологии Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова. Комментарии и обсуждение Церковь располагалась в центре здания, окнами во двор (на восток). По более уточненным сведениям Александровский институт благородных девиц. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=17883

Борисоглебск. Домовая церковь Александра Невского при бывшей Александровской мужской гимназии. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Александра Невского Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1881. Адрес: Воронежская обл., г. Борисоглебск, ул., Свободы, 192 Координаты: 51.372028, 42.075668 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь Александра Невского при Александровской мужской гимназии. Была расположена по улице Большой (ныне – Свободы). 1 октября 1880 года состоялось открытие гимназии, названной Александровской в честь 25-летия царствования Александра II. При гимназии имелась домовая церковь в честь святого благоверного князя Александра Невского. Освящен храм в 1881г. С Александровской гимназией связаны имена видных деятелей искусства, науки и литературы. В 1889-1893 гг. в ней учился художник-пейзажист А.В. Куприн, в 1895-1903 гг. – зоолог Е.Н. Павловский. В 1913 г. гимназию окончил будущий знаменитый хирург Н.Н. Еланский. Среди преподавателей гимназии были и выпускники Московской духовной академии, московского и Харьковского университетов, Нежинского историко-филологического института имени князя Безбородко. Почетным попечителем гимназии являлся сам князь С.М. Волконский. До революции 1917 г. Александровская гимназия являлась одним из культурно-просветительных центров города. В ней проводились различные благотворительные вечера. В годы Первой Мировой войны в актовом зале гимназии часто устраивались благотворительные концерты, разыгрывались лотереи в помощь раненым, собирались пожертвования для действующей Русской Армии. В настоящее время в гимназии располагается городская общеобразовательная школа 5. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=41122

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОФЕЙ (Померанцев Иван Георгиевич; 5.02.1880, г. Болхов Орловской губ.- после 1940), еп. бывш. Иваново-Вознесенский, обновленческий «митрополит Казанский и Свияжский». Окончил Орловскую ДС и Петербургский Археологический институт. В 1900 г. поступил в СПбДА. По отзывам, передаваемым протопр. Георгием Шавельским , в академии являлся «по успехам слабый, по натуре подлый, по поведению развратный, был уличен в какой-то сверхординарной гадости», так что др. студенты отказались иметь с ним что-либо общее. В 1903 г. принял монашество с именем Иерофей. В следующем году окончил СПбДА со степенью кандидата богословия и 10 сент. 1904 г. был назначен помощником смотрителя Самарского ДУ. Позднее рукоположен во иерея. Указом от 15-18 нояб. 1906 г. назначен инспектором Александровской (Ардонской) ДС Владикавказской епархии. С 24 марта 1909 г. ректор семинарии, был возведен в сан архимандрита. Ректор Тифлисской (с 3 марта 1911), Самарской (с 12 авг. 1914), Волынской (с 22 сент. 1916 по 1 авг. 1917) духовных семинарий. 1 авг. 1917 г. уволен с должности ректора и зачислен в братию Александро-Невской лавры на положение чередного иеромонаха. 15 февр. 1918 г. назначен помощником председателя хозяйственного управления лавры, с осени 1918 г. одновременно благочинный мон-рей и подворий Петроградской епархии. В нояб. того же года участвовал в заседаниях Синода. По нек-рым данным, в 1919 г. был архимандритом Александро-Невской лавры. 26 дек. 1919 г. хиротонисан во епископа Юрьевского, стал викарием Владимирской епархии. Хиротонию в Александро-Невской лавре возглавлял Петроградский митр. сщмч. Вениамин (Казанский) . С 3 (по др. данным, 20) июля 1920 г. епископ Иваново-Вознесенский, викарий Владимирской епархии. В июне 1922 г., во время кампании по изъятию церковных ценностей , был привлечен революционным трибуналом к ответственности по обвинению в причастности к сокрытию от властей икон. И. немедленно опубликовал в местной газ. «Рабочий край» письмо в поддержку изъятия церковных ценностей, позднее в ж. «Живая Церковь» выступил с резкой критикой в адрес Патриарха св. Тихона . Летом того же года признал обновленческое Высшее церковное управление . После этого обвинения с И. были сняты. Объявил себя епархиальным архиереем, организовал в г. Иваново-Вознесенске (ныне Иваново) обновленческое епархиальное управление.

http://pravenc.ru/text/293766.html

Те Октябрьская улица и Октябрьский переулок, что расположены в Северо-Восточном административном округе Москвы, в р-не Марьина роща, идут от ул. Сущевский Вал. Эти наименования чисто идеологические, даны в 1936 году. Исконные, исторические названия этих городских объектов – Александровская улица и (до 1952 года) Александровский переулок: по находившемуся здесь с 1812 года Александровскому институту благородных девиц среднего сословия (назван в честь императора Александра I), где в 1812 году была построена церковь Александра Невского. Второй пример. Большая и Малая Пионерские улицы (ЦАО, район Замоскворечь), между улицами со старинными названиями – ул.Зацепа и ул.Щипок. Возникшие в XIX веке Большая и Малая Дворянские улицы были в 1924 году переименованы в Пионерские, формально – в честь пионерской организации им.В.И.Ленина, реально же – на идеологическом контрасте с прежними названиями. Это одновременно еще один пример «топонимического чертополоха», поскольку на западе Москвы существует станция метро «Пионерская» (Филёвской линии), а на юго-западе Москвы – Пионерская улица (ЗАО, район Внуково, название ей было дано также в 1985 году). В завершение этой темы – еще одна цитата из Д.С.Лихачева: «Возрождая историко-культурную преемственность в топонимии, мы возвращаем тем самым культурные ценности нашего народа, протягиваем связующие нити от настоящего к прошлому и от прошлого через настоящее к будущему. Возвращение и охрана исторических названий – благородная социальная и культурная задача !»18 В неофициальных источниках циркулируют слухи о том, что негласный мораторий на возрождение исторических названий на карте Москвы, якобы, установлен по инициативе мэра Москвы Ю.М.Лужкова. Тем более следует, опровергая эти сомнительные предположения, вернуться к теме реставрации старинных московских топонимов, реставрации скрупулезной, осторожной и научно обоснованной, которая будет осуществляться лишь по итогам глубокой научной историко-лингвистической экспертизы и на основе норм, установленных в новой редакции Закона города Москвы «О наименовании территориальных единиц, улиц и станций метрополитена».

http://pravmir.ru/ekspertnoe-zaklyucheni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010