Свидание с дядей смутило и разочаровало его. А он так на него надеялся! В те времена, разумеется, не могло быть и речи о переписке, но часто случалось, что какой-нибудь пилигрим, странствующий купец или инвалид-воин приносил в Глен-хулакин вести о Людовике Лесли. И сколько раз, бывало, слушал маленький Дорвард рассказы о его удачах и несокрушимой храбрости! Воображение мальчика создало яркий образ этого далекого, смелого и славного дяди, чьи подвиги восхвалялись рассказчиками, и он представлял его себе одним из воспетых менестрелями славных рыцарей, которые мечом и копьем добывали себе короны и завоевывали королевских дочерей. И вот теперь ему пришлось развенчать этого прославленного дядю и усомниться в его рыцарском достоинстве. Однако все еще полный глубокого почтения, внушенного ему с детства к родственникам и ко всем старшим, ослепленный своим прежним чувством к дяде, к тому же молодой, неопытный и страстно преданный памяти горячо любимой матери, Дорвард не мог видеть в ее родном брате того, кем он был в действительности, то есть обыкновенного наемника, не хуже и не лучше большинства людей одной с ним профессии, наводнявших в то время Францию и составлявших одно из многих бедствий этой страны. Меченый не был жестоким от природы, но привык относиться равнодушно к человеческой жизни и страданиям. Глубоко невежественный, алчный к добыче и неразборчивый в средствах, он в то же время был крайне расточителен, когда дело шло об удовлетворении его страстей. Привычка думать только о себе, заботиться только о своих личных нуждах и интересах сделала его самым эгоистичным животным в мире. Он даже не в состоянии был (как, может быть, уже заметил читатель) говорить о каком-нибудь предмете, чтобы сейчас же не свернуть на себя и не припутать к делу собственную персону. К этому надо еще прибавить, что узкий круг его обязанностей и удовольствий мало-помалу так сильно сузил круг его мыслей, надежд и желаний, что в нем почти угасла жажда славы и подвигов, одушевлявшая его смолоду. Короче говоря, Меченый был самый заурядный, невежественный, грубый, себялюбивый солдат, смелый и решительный в исполнении своего дела, но не признававший ничего больше, кроме разве формального выполнения церковных обрядов, которое иногда разнообразилось веселыми попойками с отцом Бонифацием, первым его приятелем и духовником. Не будь Лесли человеком ограниченным, он мог бы далеко пойти по службе, потому что король, знавший лично каждого стрелка своей шотландской стражи, был вполне уверен в его отваге и преданности. Но, несмотря на некоторую долю природной хитрости и проницательности, благодаря которым Меченый до тонкости изучил характер своего государя и ловко умел к нему подлаживаться, он был так недалек, что никак не мог рассчитывать на повышение. Людовик был всегда особенно ласков и милостив к Меченому, но тот по-прежнему оставался только простым рядовым среди стрелков шотландской гвардии.

http://azbyka.ru/fiction/kventin-dorvard...

В 1857 г. возникло «Общество содействия единству христианского мира», стремившееся к молитвенному объединению римо-католичества, православия и англиканства. Эта Многочисленная организация, в которую входили и православные, распалась в 1869 г., когда Рим запретил участвовать в ней католикам. В 1863 г. возникла «Ассоциация восточной Церкви», членами которой были самые влиятельные представители духовенства и профессуры англиканской Церкви, а с православной стороны протоиерей Попов и греческий архимандрит Константин Стратулас. В 1867 г. ее делегация посетила Россию и имела беседу с митрополитом Филаретом, а годом раньше с таким же визитом в России побывала делегация из Шотландии во главе с примасом англиканской Церкви Шотландии. Шотландцы хотели, опираясь на англиканскую теорию единой Церкви с ответвлениями, добиться интеркоммуниома, а не формального объединения. Русское православие произвело большое впечатление на английскую делегацию. Один из ее участников писал: «Чувство присутствия Бога, мне показалось, пронизывает жизнь русских больше, чем какого-либо западного народа». Тем временем в начале 50-х гг. в Калифорнии у американских англикан, так называемых епископалов, возникла идея подчиниться русскому православному епископу Алеутскому и Аляскинскому как каноническому архиерею данной территории и называться Церковью Калифорнии. Но и из этого ничего не вышло. В 1857 г. в Калифорнии была учреждена местная епископальная епархия, и когда стало известно о планах перенесения русской архиерейской кафедры из Аляски в Сан-Франциско, епископалы выдвинули идею подчинения православных приходов западной части Америки, включая и Аляску, калифорнийскому епископальному архиерею. После переговоров с руководством Церкви Англии, а также лондонским и парижским русскими духовниками и указанием американцам с английской стороны, что для достижения интеркоммуниома православные потребуют ряда изменений в области догматики, было решено, что епископальной Церкви, как независимой от государственных структур, будет легче принять такие изменения, чем Церкви Англии; но, создав прецедент, епископалы дадут возможность англиканам в будущем последовать их примеру. Делегация епископалов прибыла в Россию в 1864 г., побывала в МДА, вела переговоры с Синодом и лично с митрополитом Филаретом. Последний сочувствовал идее интеркоммуниона, но выразил опасение, что это не будет понято и принято церковным народом, настроения которого церковное руководство не может игнорировать. При этом он выразил сомнение в каноничности англиканского духовенства и необходимым условием для сближения считал тщательное изучение следующих вопросов: англиканская богословская доктрина, филиокве, апостольская преемственность англиканского духовенства, священное предание и догмат о таинствах, особенно о евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хендерсоном и А. Джонстоном, лордом Уорристоном, включал текст Исповедания 1581 г., акты парламента, осуждавшие папство, и протесты против епископального управления Церковью, а также порицание тех действий короля Карла I, которые «...стремятся к воссозданию папской религии и тирании и к свержению и краху Реформатской веры, наших свобод, законов и сословий». Уильям Лод, архиеп. Кентерберийский. Гравюра. XVII в. Мастер В. Холлар (Б-ка редких книг им. Т. Фишера в Торонто) Уильям Лод, архиеп. Кентерберийский. Гравюра. XVII в. Мастер В. Холлар (Б-ка редких книг им. Т. Фишера в Торонто) Переговоры короля с шотландцами результата не принесли, в нояб. 1638 г. в Глазго Генеральная ассамблея Церкви Шотландии приняла решение об отмене «Пяти пертских статей», Высокой комиссии и ликвидации епископата как несовместимого с пресвитерианской верой. Попытка королевского комиссара лорда Дж. Гамильтона распустить ассамблею потерпела полную неудачу. Карл I, убежденный в необходимости существования епископата для осуществления королем контроля над церковью и как глава епископальной Церкви Англии, не признал решения Генеральной ассамблеи. Манифестом восставших стали решения Национального ковенанта 1638 г., идеи к-рого нашли широкий отклик у шотл. народа. Вся страна, за исключением немногих убежденных роялистов в Абердиншире, объединилась против посягательств короля. К. удалось закупить в континентальной Европе вооружение и обмундирование. Была также налажена система набора в шотл. армию, во главе которой встали вернувшиеся в страну командиры наемных отрядов, участвовавшие в Тридцатилетней войне (напр., А. Лесли). К. получили поддержку шотл. поселенцев в Ольстере и англ. пуритан, также боровшихся с усилением королевского абсолютизма и религ. реформой архиеп. У. Лода. Малочисленные сторонники короля в Шотландии объединились вокруг Дж. Гордона, маркиза Хантли, и Абердинского ун-та. Король не смог собрать большую армию, т. к. в казне не было денег, поэтому он мог опираться только на англ. подразделения, находившиеся в сев.

http://pravenc.ru/text/1841608.html

В сер. VII в. аббат Куммене († 669) составил одно из самых ранних ирландских агиографических произведений, «Книгу о чудесах св. Колумбы», от к-рой сохранился лишь фрагмент ( Adamnani Vita Columbae. III 5). Расцвет лат. книжности И. связан с именем аббата Адамнана, составителя Жития св. Колумбы, одного из самых известных памятников гиберно-лат. лит-ры. Из Жития св. Колумбы, а также из трактата «О святых местах» (De Locis Sanctis; описания святынь Палестины по рассказам еп. Аркульфа, посетившего И.), др. сочинения Адамнана, известно о том, что в мон-ре находилось богатое книжное собрание, включавшее не только лат. произведения христ. писателей, но и труды классических авторов ( Br ü ning. 1917; O " Loughlin. 1994). Впосл. были составлены версии Жития св. Колумбы на лат. и ирл. языках, а также Жития др. св. аббатов И.- Байтене (лат., не датировано) и Адамнана (ирл., ок. 960). Книжник Ку Кумне принял участие в составлении сборника церковных канонов (Collectio Canonum Hibernensis), важнейшего источника по истории Церкви в Ирландии, к-рый оказал влияние на континентальное каноническое право ( Kenney. 1929. P. 247-250). Авторству Ку Кумне также приписывается самый ранний лат. гимн в честь Богоматери (Cantemus in omni die). Кроме «Похвалы Колуму Килле», одного из древнейших лит. произведений на древнеирл. языке, сохранились 2 поэмы в честь св. Колумбы, написанные неким Бекканом (возможно, «отшельником Бекканом», к-рый наряду с аббатом Сегене был адресатом послания Куммиана (ок. 630)). Среди позднейших (XI-XII вв.) ирл. произведений, связанных с «общиной Колумбы»,- повести «Плавание Снедгуса и Мак Риаглы» и «Видение Адамнана». Реликварий из Монимаска. VIII в. (Национальный музей Шотландии, Эдинбург) Реликварий из Монимаска. VIII в. (Национальный музей Шотландии, Эдинбург) Достижения конгрегации И. отмечены в области искусства - книжном оформлении и миниатюре, резьбе по камню ( Richardson H. Visual Arts and Society//A New History of Ireland. 2005. Vol. 1. P. 698). С ранним этапом истории конгрегации связана одна из древнейших ирл.

http://pravenc.ru/text/578330.html

местах, убранство храмов и предметы католич. культа уничтожались (см.: Lives of St. Ninian and St. Kentigern. 1874. P. CIII-CIV). Здание кафедрального собора использовалось неск. пресвитерианскими приходами и на протяжении XVII-XVIII вв. перестраивалось. После того как архиепископская кафедра была упразднена, соборный капитул распущен, а их владения конфискованы, ответственность за содержание храма перешла к прихожанам и здание собора стало ветшать. Крипта, в которой ранее находилась гробница К., с 1597 г. служила приходской церковью, с 1798 г.- усыпальницей. К 1835 г. все приходские общины, кроме одной, были выведены из собора, благодаря этому стала возможной реставрация храма (завершена в 1857). Память К. (13 янв.) указана в Римском Мартирологе, а также в календаре Римско-католической Церкви в Шотландии. К. почитается как покровитель католич. архиепископства Глазго, ему посвящено неск. католич. храмов в Шотландии. Ист.: ActaSS. Ian. T. 1. P. 815-821; Lives of S. Ninian and S. Kentigern/Ed. A. P. Forbes. Edinb., 1874; Nova Legenda Anglie/Ed. C. Horstman. Oxf., 1901. T. 2. P. 114-127; Phillimore E. The «Annales Cambriae» and Old-Welsh Genealogies from Harleian Ms. 3859//Y Cymmrodor. L., 1888. Vol. 9. P. 156; Vespers, Matins and Lauds for St. Kentigern, Patron Saint of Glasgow/Ed. G.-M. Hair, B. I. Knott. Glasgow, 2011; Registrum episcopatus Glasguensis: Munimenta ecclesie metropolitane Glasguensis a sede restaurata seculo ineunte XII ad reformatam religionem/Ed. C. Innes. Edinb., 1843. 2 t. Лит.: Forbes A. P. Kalendars of Scottish Saints. Edinb., 1872. P. 362-373; The Book of Glasgow Cathedral/Ed. G. Eyre-Todd. Glasgow, 1898; Macgregor Chalmers P. The Shrines of S. Margaret and S. Kentigern. Glasgow, 1903; Baring-Gould S., Fisher J. The Lives of the British Saints. L., 1908. Vol. 2. P. 231-240; MacQueen J. Yvain, Ewen and Owein ap Urien//Transactions of the Dumfriesshire and Galloway Natural History and Antiquarian Society. Ser. 3. 1956. Vol. 33. P. 107-131; idem. A Reply to Professor Jackson//Ibid.

http://pravenc.ru/text/1684197.html

Петр указывал на древнюю дружбу, существовавшую издавна между Россией и Англией, на пользу, какую извлекала Англия от этой дружбы, напоминал, что предшественники короля Георга всегда дорожили союзом с Россиею, и жаловался на последние заявления Картерета и Норриса, доказывающие, что Англия по отношению к России становится во враждебное положение. На это письмо 11-го февраля 1720 года государственный секретарь Стенгоп подал Веселовскому от имени английского короля ответ. Английский король указывал русскому государю на то, что до сих пор предложения союза и дружбы давались со стороны России как бы с непременным условием, чтобы Англия действовала враждебно против шведов, тогда как в то же время царь заводил тайные интриги во вред английскому королю и в пользу претендента из дома Стюартов. Королю Георгу, говорилось в ответе, небезызвестны были по этому поводу сношения английских противников царствующей династии, между прочим Фернегана, Гуго, Петерсона, герцога Ормонда, проживавшего инкогнито в Митаве, наконец, известна была королю корреспонденция, которую царь через посредство Фернегана завел с Испанией по вопросу о предполагаемом вторжении в Шотландию претендента, не говоря уже об интригах барона Герца, которого намерения явно открылись из захваченных у него бумаг. В другом ответе короля Георга, данном собственно по его званию ганноверского курфюрста, Петру выставлялось на вид, что царь не допускал чужих послов к участию в аландских переговорах и делал это затем, что у царя был втайне план соединить свои силы с силами шведского короля, внести войну в германские владения и устроить нашествие на Шотландию. В заключение всего король Георг заявлял желание установить мир, но если бы все его старания, по причине царского отказа, остались бесплодны, то предоставлял себе право, по силе договора со Швецией, принять меры не совсем приятные для царя. После военной прогулки русского флота по шведским берегам, царь послал в Стокгольм под белым флагом Остермана, надеясь, что, испытавши разорения, Швеция станет податливее.

http://sedmitza.ru/text/443448.html

Общаясь лично и через адвокатов, заключенные в тюрьму пуритане выработали общую стратегию поведения на допросах, к-рой придерживался в дальнейшем и К.: они упорно отказывались от присяги; в даваемых без присяги показаниях они признавали, что проводили совещания и обсуждали на них документы, касающиеся церковной дисциплины, однако отрицали, что целью собраний было изменение существующего устройства Церкви Англии, и утверждали, что церковная дисциплина обсуждалась лишь теоретически и никто не намеревался менять церковный порядок без дозволения королевы и парламента. На все вопросы следователей, касавшиеся конкретных обстоятельств проведения совещаний и участия в них тех или иных лиц, пуритане отвечать отказывались. В марте 1591 г. архиеп. Уитгифт предпринял попытку склонить К. дать показания против его единомышленников и тем самым оправдаться, направив ему специально составленный с этой целью список вопросов (см.: Cartwright. Opusc. P. 22-23). В ответе Уитгифту К. заявлял, что на всех совещаниях пресвитеры не замышляли к.-л. насильственных действий, но лишь обсуждали состояние церковных дел и меры по его исправлению; они всегда заявляли о своей покорности королеве, не отвергали ее супрематии в Церкви Англии и молились за нее, поэтому никакой вины в их действиях нет; давать показания против к.-л. он решительно отказывался (Ibid. P. 23-27; ср.: Collinson. 1967. P. 415-416). Из тюрьмы К. направлял многочисленные письма своим знатным покровителям, прежде всего Сесилу, сообщая им о ходе следствия и обращаясь с просьбами добиться его оправдания или хотя бы освобождения под залог (см., напр.: Pearson. 1925. P. 455-457, 464-479). В поддержку К. и др. пуритан выступили пресвитериане Церкви Шотландии , добившиеся от кор. Шотландии Якова VI (впосл. кор. Англии Яков I Стюарт) написания специального письма кор. Елизавете с просьбой проявить милость к пуританам и освободить их (опубл.: Ibid. P. 463-464). Получавшая многочисленные ходатайства за К. кор. Елизавета оставалась непреклонной и предоставила Уитгифту право действовать в деле пуритан по собственному усмотрению, передав т. о. судьбу К. в его руки. В мае 1591 г. К. был еще раз подробно допрошен Высокой комиссией (протокол см.: Ibid. P. 458-463); в ходе допроса Бэнкрофт обвинил его в замысле «вопреки воле властей провести реформацию при помощи насилия и оружия»; К. отверг все обвинения.

http://pravenc.ru/text/1681191.html

англ. графствах. Однако и эти части были ненадежны, мн. солдаты симпатизировали шотл. пресвитерианам. В нач. 1639 г., в ходе т. н. Первой епископской войны К. овладели королевскими замками Далкит и Дамбартон; Дж. Грэхем, маркиз Монтроз, захватил Абердин, А. Кэмпбелл, граф Аргайл, отбил попытку вторжения в Кинтайр, Лесли остановил королевскую армию, попытавшуюся форсировать р. Туид. 19 июня 1639 г. в Берике было подписано перемирие между королем и К.: обе стороны пообещали сложить оружие, а король дал клятву передать все спорные религ. вопросы на рассмотрение парламенту. Карл I начал переговоры с умеренными К. (включая маркиза Монтроза), но т. к. он продолжал настаивать на сохранении епископата, переговоры успеха не имели. Король вернулся в Лондон, отказавшись участвовать в работе шотл. парламента и Генеральной ассамблеи Церкви Шотландии. Ассамблея приступила к работе 12 авг. в Эдинбурге и подтвердила ликвидацию епископальной формы управления Церковью. 31 авг. 1939 г. парламент законодательно закрепил решения Генеральной ассамблеи. Весной 1640 г. Карл I был вынужден созвать английский парламент, чтобы получить деньги для продолжения войны с Шотландией, но т. н. Короткий парламент, заседавший 13 апр.- 5 мая. 1640 г., отказал королю. В авг. того же года началась Вторая епископская война. 20 авг. войска К. под командованием Лесли вступили на территорию Англии, прошли Нортамберленд и одержали победу над английской армией в битве при Ньюбери, а 30 авг. захватили Ньюкасл. В королевской армии, где было много пуритан, начались волнения. Карл I был вынужден пойти на переговоры с шотландцами. 26 окт. 1640 г. воюющие стороны заключили Рипонское перемирие, по к-рому король обязался выплатить деньги шотл. войскам, занявшим 6 североангл. графств. Карл I созвал парламент для получения одобрения на введение нового налога, чтобы собрать деньги для выплаты шотландцам. Парламент, получивший название «Долгий», отказал королю, обвинил в гос. измене королевских советников и поддержал требования шотландских К. 21 июня 1641 г. между Англией и Шотландией был заключен Лондонский мир. Карл I обязался утвердить все постановления шотландского парламента, принятые с начала восстания в 1637 г., объявить амнистию участникам мятежа, армия К. должна была получить денежную компенсацию в размере 300 тыс. ф. ст., и до ее выплаты оставаться на территории занятых североанглийских графств.

http://pravenc.ru/text/1841608.html

Филипп Испанский не чувствовал себя свободным настолько, чтобы затевать какие-либо новые предприятия, пока не был подавлен мятеж в его собственных нидерландских провинциях, куда потому направлены были и его армии, и его финансовые средства. Как бы ни были могущественны французские Гизы, они не могли сосредоточить своего внимания на борьбе с Елизаветой, пока в самой Франции не была еще подавлена сила гугенотов и пока католическая партия не восторжествовала в Шотландии, откуда с наибольшим удобством можно было бы начать наступление и против Англии. Только тогда правительство Елизаветы могло ожидать серьезных покушений на себя со стороны католических держав, когда им удалось бы победоносно покончить счеты со своими домашними протестантскими врагами, а потому оказывать возможную поддержку всем протестантам Европы в их борьбе за существование, являться их опорой, значило для Елизаветы защищать свою собственную безопасность. При таком положении дела на английскую королеву отовсюду обращены были взоры, как на естественную союзницу и опору всех протестантов Европы. Так смотрели на нее и церковные и политические, и враждебные ей и дружественные деятели того времени. Глава женевских протестантов Беза в 1586 году писал, например, что Сам Бог избрал себе Елизавету орудием против врагов истины для защиты всех угнетенных 165 . Многие указывали при этом, что союз Елизаветы с европейскими протестантами составляет для нее политическую необходимость. Во второй год царствования Елизаветы протестантские лорды Шотландии, теснимые своими католическими противниками, опиравшимися на вооруженное содействие Франции, обращались к английской королеве с просьбой о помощи. Они, между прочим, доказывали ей, что прямой политический расчет должен побудить ее к принятию надлежащих мер для изгнания французов из Шотландии; что защищая соседей, она обеспечит прочность своего собственного престола, ибо французское вторжение в Шотландию для того и предпринято, чтобы чрез эту страну открыть удобный доступ в Англию 166 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Миссионерские труды Колумбы среди северных пиктов были успешными. Друиды – пиктские языческие жрецы – несмотря на все старания, не смогли причинить Колумбе никакого вреда. Многие пикты были настолько глубоко укоренены в язычестве, что поначалу встретили Благую Весть о Воскресшем Христе враждебно, но со временем ситуация изменилась: благодаря трудам монахов Ионы и других ирландцев пикты были крещены. Наконец и верховный правитель пиктов Бруде был крещен Колумбой на девятом году своего правления. Монахи Ионы путешествовали на север и запад, восток и юг, проповедуя Евангелие, сея семена православной веры и ирландской монашеской традиции. Таким образом они достигли Оркнейских островов и Исландии, Англии, а также западной и центральной (континентальной) Европы. Иона стал духовной столицей Шотландии и кузницей миссионерства. И все это благодаря жертвенным усилиям святого Колумбы, чье влияние в установлении Православия в кельтской традиции во многих частях европейского континента невозможно переоценить. Ионские монахи были бесстрашными скромными воинами Христовыми, «странствовавшими» ради Христа через бескрайний океан, через горы и долины, болота и леса, зачастую живя бок о бок с враждебно настроенными язычниками; но куда бы они ни приходили, всюду приносили с собой Благую Весть и радость о Христе. Во многих местах они оставили после себя маленькие отшельнические кельи, часовенки, красивые манускрипты, кресты и колокольчики. На месте келий большинства этих святых позднее выросли великие центры монашества, учености и целые города в нынешних Шотландии, Франции, Бельгии, Швейцарии и других землях – многие из них существуют по сей день. Таков был дух кельтских монахов, духовных чад блаженного Колумбы. Святому Колумбе приходилось решать и светские дела. Некоторые источники гласят, что он стоял за права женщин в Ирландии. Он предотвратил изгнание бардов из Ирландии и защитил их традиционную организацию. Благодаря ему появились многие высокообразованные люди во всех слоях к тому времени уже христианского ирландского общества, которое ранее было строго разделено на касты. Благодаря авторитету Колумбы на Церковном соборе 575 года шотландский король получил независимость от ирландского сюзерена. Огромный авторитет Колумбы и обители Иона породили обычай короновать каждого нового шотландского правителя на Ионе.

http://pravoslavie.ru/113818.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010