60 Работая над текстами Ветхого Завета, он рисует яркую картину социального устройства и жизни древне-израильского государства с его институтами брака, судопроизводства и земледелия. Александр Павлович Лопухин так полно реализовал свои возможности, что порой даже не верится, что все обилие книг и многотомных трудов, которые он нам оставил, создал один человек. Некоторые фундаментальнейшие свои замыслы он осуществил вместе со своими помощниками, учениками, последователями. Однако это не умаляет заслуг А. П. Лопухина . Дело его жизни можно назвать поистине грандиозным. Говоря о такого рода трудах рубежа XIX и XX столетий, в том числе и о книгах А. П. Лопухина, член корреспондент Российской академии наук профессор С.С. Аверинцев заметил: «Издания эти вобрали в себя итоги русской гуманитарной науки и русского богословия конца прошлого – начала нашего столетия. Они дают, как правило, добротную информацию, в значительной степени сохраняющую ценность и для нашего времени; не говоря уже о том, что сами они являют собой памятник русской богословской и церковно-исторической мысли тех лет. Не раз они порадуют читателя живым и ясным русским языком, чуть старомодной непринужденностью изложения, секрет которой, кажется, почти утрачен» 61 . Не забудем этого определения: А. П. Лопухин оставил нам именно «памятники». Проект издания «Толковой Библии» Необходимо рассказать еще об одном, пожалуй, самом впечатляющем духовном и научном подвиге профессора Лопухина. Он много раз бывал первым, предпринимал смелые и грандиозные проекты, которые реализовывал сам, один, или вместе с учениками и сотрудниками (первая «Библейская история» нового типа, первая «Православная богословская энциклопедия»). На этот раз Александр Павлович тоже был первым – он задумал и начал осуществлять, ни много ни мало, первую «Толковую Библию ». Мечтал о ней в свое время еще В. С. Соловьев , но дальше мечтаний не ушел, т. к. преждевременно скончался. 62 Замысел этот, конечно, родился давно. Мысль о создании комментария на все книги Библии появилась у профессора Лопухина еще во время работы над «Библейской историей».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zhizn-...

Большое развитие в научном арабском мире получили и другие науки: астрономия, медицина, математика. Выделяется в этом плане математик Аль-Хорезми (IX в.). Благодаря ему мы имеем позиционную систему счисления, так называемые «арабские числа», алгебру. Аль-Кинди . Развивается в это время и философия, в основном как применение аристотелевских и платоновских принципов к положениям мусульманского богословия. Одним из первых арабских философов был аль-Кинди (800 – ок. 879). Именно благодаря усилиям аль-Кинди были переведены трактаты Плотина, известные как «Теология Аристотеля». Аль-Кинди прекрасно знал кроме работ Аристотеля, Плотина, Порфирия и работы астронома Птолемея, математика Евклида. В философии он опирался на аристотелизм, и так же, как Аристотель, считал философию венцом всего научного знания. Аль-Кинди не ограничивался мусульманским мировоззрением и указывал, что истина – истина везде. И если, скажем, истину скажет иноплеменник, или человек даже другой веры, то истина от этого ложью не станет. Большую роль для познания истины аль-Кинди уделял математике. Так же рационалистически, как математику, нужно строить и философию. Аль-Кинди вслед за Аристотелем считал, что при помощи разума возможно полное познание истины. Однако было и существенное отличие от Аристотеля, обусловленное мусульманским характером мировозрения аль-Кинди. Он утверждал, что целью всего существующего является Аллах, в котором существует полнота истины. Полное познание этой истины достигается лишь немногими, оно дается лишь пророкам. Аль-Фараби (870–950) родился на территории, которая сейчас находится в южном Казахстане, потом переехал в Багдад, где учился у врача-христианина. Аль-Фараби был энциклопедически образованным человеком, врачом и музыкантом, блестящим ритором и философом. В философии он опирался на Аристотеля, в котором прежде всего его интересовала логика, которую он настолько хорошо знал, что последующие философы часто называли его «вторым учителем» («первый учитель» – это Аристотель). Логику он понимал как инструмент для познания истины, поэтому ее необходимо изучать всем. Но у логики есть теоретические основы ее существования. Эти основания логики изучает метафизика, которая объясняет сущность предметов этих наук, а также сущность нематериальных предметов, в том числе и Бога, являющегося главным предметом метафизики. Поэтому аль-Фараби называл метафизику божественной наукой.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/re...

Наконец, необходимо отметить начавший выходить в 1955 г. новейший гомеровский словарь Lexikon des frühgriechischen Epos. Hamb. v. B.Snell u. H.I.Mette. l Lieferung 1955, 2 – 3 Gцmming. В этом издании авторы стремятся разрешить универсальную задачу, анализируя гомеровский язык с точки зрения фонетики, морфологии, синтаксиса, этимологии, метрики, истории, мифологии, географии гомеровских реалий. Составители словаря восстанавливают звуки, утраченные уже у Гомера (например, дигамму в начале, середине и конце слова, спиранты), некоторые окончания, которые в тексте Гомера отсутствуют, но могли бы мыслиться. Составители предлагают целый ряд конъектур, которые, однако, мыслят как нечто очевидное и доказанное. Громадная работа над текстом Гомера, тщательная и кропотливая, рассчитана на долгие годы и представит собой в конце концов нечто вроде нового текста гомеровских поэм. Данный труд, согласно плану авторов, должен быть одной из основ для издания Thesaurus linguae Graecae, т.е. всей сокровищницы древнегреческого языка. К некоторым нововведениям составителей надо подходить критически. Так, они иной раз увлекаются восстановлением утраченных у Гомера звуков, делают выводы на основе неточных указаний древних грамматиков и схолиастов, приводят слова, наличие которых можно предположить у Гомера, но которых нет в тексте поэм; некоторые этимологии могут вызвать сомнение (например, происхождение города Афины – Athenai); иной раз допускается произвольное написание собственных имен (например, вместо Aias Oiliades – Aias ho Iliades), приводящее к сомнительным результатам. Очень суровая и не вполне справедливая критика этого словаря дается в статье " Zum Lexikon des frühgriechischen Epos " в журнале " Philologus " , 1957, – 4. Громадный труд, предпринятый Снеллем и Метте, несомненно, является достижением новейшей филологии, и данный словарь в отношении научном несравним со своими предшественниками. Можно сказать, что это целая энциклопедия науки о Гомере. Жаль только, что, судя по предполагаемым размерам этого словаря, на его издание потребуется такое огромное время, в течение которого может в корне измениться сама наука о Гомере.

http://predanie.ru/book/219660-iae-i-ran...

Мои фундаментальные принципы были приняты. Их продолжают придерживаться и после того, как я оставил всякий контроль над SOL. На сегодняшний день мы провели три конгресса SOL, и каждый имел громадный успех. Наше Сообщество рассекает конфессиональные границы и не имеет географических ограничений. На его конгрессах был продемонстрирован высочайший научный уровень. Я особенно доволен успехом системы устных сообщений, т.е. докладов, предложенных в дополнение к основным пленарным выступлениям приглашенных на конгресс ученых. Я настаивал с самого начала на том, чтобы каждый член SOL, старший или младший, имел право представить устно свое исследование. С тем, чтобы не оставлять все в руках признанных «бонзов» (так, к сожалению, часто случается в подобных сообществах, когда младшим ученым выделяется неадекватно меньше времени на показ их «товара») и позволить младшим активно участвовать в научном обсуждении при поощрении старших коллег по профессии. Мое единственное разочарование заключается в том, что остаются выдающиеся специалисты в области литургики, которые должны бы войти в SOL и принимать участие в его встречах, но они до сих пор не удосужились сделать этого. Какие вопросы сегодня наиболее актуальны для изучения в области восточной литургики? Есть области литургии, еще относительно не тронутые: к примеру, история литургической византинизации православных патриархатов Александрии, Антиохии и Иерусалима остается desideratum, хотя уже в процессе подготовки диссертация об Иерусалиме; изучение византийских Лекционариев по сей день находятся в зачаточном состоянии. Также необходимы и исторические исследования православного литургического и сакраментального богословия (хотя отдельные великолепные статьи в новой «Православной Энциклопедии» заполняют некоторые из этих лакун); историческая эволюция протесиса должна быть рассмотрена заново; история традиции Диатаксиса, включая критическое издание Диатаксисов, пребывающих по сей день только в рукописях, вопиет о необходимости скорейшего исследования.

http://bogoslov.ru/article/1743074

Действительно, в мире вещественном все предметы имеют законченный вид. Этот вид может быть описан, повторен. Возьмите камень, или дерево, или стол. Внешний образ закончен, а причина образа, равно как и причина вещества, из которого предмет сделан, может уходить в труднопостижимую глубину. Об этой глубине человек составляет некоторое суждение, которое вначале есть гипотеза, предположение или своемнение. Чем более человек отлагается от себя и дает место самому предмету или явлению с его предметными свойствами и различными проявлениями, тем ближе его суждение к самому предмету и явлению, и так продолжается, пока не совпадает с ним вполне. Но с этого момента уже нет человеческого суждения о предмете, остается для человеческого созерцания сама реальность предмета. Умение смиряться перед реальностью предмета, а значит, отлагаться от своемнения или суждений о предмете и есть особенность чистого созерцания, которая усвоена уму человеческому Богом. Увы, греховное помрачение ума, впадение его в гордость и подчинение ей обрекли человека идти в своем научном поиске не путем чистого созерцания, а методом постепенных суждений и испытаний их в практике или опыте. Чем более человек схвачен гордостью, тем мелочнее его суждения. Он не задает себе труда всматриваться в глубину. Едва схватив внешние проявления предмета, уже составляет свое мнение о нем и, вполне довольствуясь, опирается на него в своем обращении с ним. Так, мудрецы с завязанными глазами давали вполне уверенные и высокоумные описания слона один по ноге его, другой – по хоботу, третий – по хвосту. Или историки и писатели разных толков и уровней дают свое описание одних и тех же исторических событий. На этом же держатся все слухи, которыми так любят жить люди. По тому же механизму возникает множество ссор и взаимного искаженного или неправильного понимания людьми друг друга. Из этого рождается множество своемудрых толкований Евангелия, которые становятся причиною многочисленных сект. Чистое созерцание свойственно только смиренному уму, а глубина и простота созерцания свойственна только Духу Божию.

http://azbyka.ru/puti-i-oshibki-novonach...

Закон причинно-следственных отношений не поддаётся рациональному объяснению и обоснованию. Он просто есть, вернее он дан! Как не вспомнить здесь парадокс, открытие которого приписывается А. Зиновьеву. Автор гротеска на советское общество “Зияющие высоты” Александр Зиновьев 11 ещё в конце сороковых годов XX в. обратил внимание на формулировку ленинского определения материи, самой фундаментальной категории диалектического материализма. Советский философический фольклор 50–70-х годов передавал сарказм Зиновьева над этим определением, которое построено так, что невольно хотелось добавить в него всего лишь одно слово. “Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях…” 12 – Богом, – добавлял Зиновьев это недоговорённое Лениным слово, – …дана Богом. В самом деле, если исправить грамматическую неполноту этого определения, всё становится на свои места: материя… дана человеку Богом. Даже если очень хочется выразить идею первичности материи перед сознанием, язык не даёт соврать. Если материя есть, если она “дана”, то значит должен быть Тот, Кто её дал. Но есть ещё второе сочленение рационального и эмпирического элементов в научном методе. Это – экспериментальное подтверждение гипотезы – то новое, что появилось в эпоху науки. Критерием истинного познания теперь приняты эксперимент и практика жизни. Но сколько раз надо повторить эксперимент, чтобы убедиться, что всегда будет один и тот же результат, – один, три, десять, сто раз? Не найдя прямого ответа, рациональная логика развивает теорию вероятности. Её основоположником признан французский учёный-энциклопедист Пьер Симон Лаплас, выпустивший в 1812 году фундаментальный труд “Аналитическая теория вероятностей” 13 , а через два года сопроводивший его ещё и популярным пересказом 14 . Однако теория вероятности в силах лишь уговорить научную “совесть”, но никак не способна дать стопроцентной уверенности в том, что гипотеза верна. Ни рационально, ни математически невозможно доказать, что однажды эксперимент не перестанет подтверждаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dronov/...

61 Вот пример такого типичного суждения: «Откровение Иоанна есть исторически разгадываемая книга, и, хотя она остается во многих отношениях загадочной, это зависит лишь от того, что у нас отсутствует материал для разрешения вопросов; священной, лишь религиозно воспринимаемой загадкой оно давно уже не является» (J. Geffcken. Aus der Werdezeit des Christenthums, 1904, стр. 23). «Наука (!!) уже давно перестала предъявлять к Откровению Иоанна вопросы, как надо понимать его ожидания конца вещей, только еще несколько американских и английских обскурантов (Dunkelmänner) хотят находить там кучу исполнившихся и имеющих исполниться пророчеств» (ib., 22). Равным образом Геффкен считает необходимым «совершенно оставить мысль, что Откровение Иоанна есть сверхъестественное видение» (ib.). Гораздо осторожнее судит Буссе, который видит в нем «компромисс между собственным опытом апокалиптика и общим сознанием эпохи», между прочим, и потому, что Апокалипсис Иоанна, в отличие от остальных, принадлежит автору «современной или только что истекшей эпохи» (I. с, 14–15), в отличие от коллективной и анонимной псевдонимуости других. 62 Первая работа в этом направлении принадлежит D. Völler: Die Entstehung der Apokalypse, 1882. В дальнейшем Фёльтер несколько раз менял свою гипотезу об источниках и составе Апокалипсиса; эти перемены в связи с другими гипотезами поучительно сопоставлены у Буссе, 1. с, 108–118, который, впрочем, и сам считает незыблемым результатом исследования, что «Апокалипсис нельзя понять как вполне единое сочинение» (I. с, 122). Из новейших работ см. особенно Johannes Weiss, Die Offenbarung des Johannes. Eine Beitrag zur Literatur-und Religion-geschichte. Göttingen, 1904. 65 См. серию «Religionsgeschichtliche Volksbücher», энциклопедию «Die Religion in Geschichte und Gegenwart», Tübingen, 1909–1919, ср. также сочинения, цитированные выше. 66 Ср. воодушевленную критику крайностей современного историзма в религии в талантливом и искреннем очерке одного из крупнейших его представителей Bousset, Der religiöse Liberalismus, в сборнике «Was ist Liberal?», 1910. Большой шум в научном и литературном мире Германии вызвали дебаты, связанные с выступлением А. Древса, по-видимому, окарикатурившего «религиозно-исторический» метод даже в глазах его сторонников.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Итогом этого колоссального научного труда является уникальное собрание статей, написанных на высоком научном уровне. Причем, должен сказать, что научный уровень энциклопедии растет по мере выпуска новых томов, то есть если посмотреть на первые тома, с буквами «А», «Б», «В», в них встречаются и довольно слабые статьи, написанные, может быть, учеными не первой категории, а все последние тома, по крайней мере, последние 20 или 30 томов, это, действительно, издания очень высокого уровня. Существуют примеры, когда статьи из Православной энциклопедии перепечатываются в качестве отдельных книг или брошюр. Например, была статья в томе на букву «И», посвященная Иерусалимской Православной Церкви . Эту статью у нас попросила Иерусалимская Православная Церковь, перевела на греческие и английский языки и издала в качестве отдельной брошюры. То есть у самой Иерусалимской Церкви не было такого издания, которое настолько бы объективно описывало эту Церковь. Е. Грачева: Может быть, экономичнее такую энциклопедию нашим чиновниками держать в электронном виде или она достойна исключительно того, чтобы стоять на полке? Митрополит Иларион: Электронная версия Православной энциклопедии существует, но ведь мы знаем, что электронный формат достаточно новый, к которому привыкли далеко не все. Многие совершенно сознательно от него отказываются или пользуются им только в ограниченных целях. Например, если у вас на полке стоит Православная энциклопедия, то вы в любой момент можете достать нужный том, прочитать нужную статью и получить вполне исчерпывающую на высоком научном уровне информацию по интересующему вас вопросу. Это касается и других подобного рода изданий, например, Большой российской энциклопедии. Кстати, хотел бы отметить, что у этих двух энциклопедий один главный редактор Сергей Леонидович Кравец , который начинал именно с Православной энциклопедии, а уже потом, когда государство увидело качество этого издания, он был приглашен в качестве главного редактора Большой российской энциклопедии.

http://patriarchia.ru/db/text/5016991.ht...

Здесь почти все были старые знакомые... Никто не вспоминал печальные дни сентября 1954 года, но всем было ясно: эта встреча – не только признание его научных заслуг, но и просьба о прощении. Но закончить намеченный лекционный курс не удалось. Месяц спустя вышло Постановление ЦК КПСС об идеологической работе в высших учебных заведениях. На конференции идеологических работников в Таврическом дворце основной докладчик в качестве яркого примера недальновидности в подборе педагогических кадров указал именно на приглашение Николая Дмитриевича в консерваторию. «О каком советском воспитании, о каком формировании марксистско-ленинского мировоззрения студентов в Ленинградской консерватории может идти речь, если там читает лекции Успенский, профессор духовной академии?!» Николай Дмитриевич в это время был в Мюнхене, где принимал участие в работе Международной комиссии по изучению и изданию памятников музыкальной письменности. Когда он вернулся, его вызвали в ректорат. Говорили, что очень заинтересованы в нем как преподавателе, но его работа в консерватории в сегодняшних условиях несовместима с деятельностью в духовной академии. Поэтому ему предложили уйти из академии... Удивляясь внутренне, насколько спокойно он воспринимает все сказанное, Николай Дмитриевич поблагодарил за доверие и отказался от предложенного решения проблемы. Он снова ушел из консерватории, но на этот раз уже навсегда. За свои 60 с лишком лет научной деятельности Николай Дмитриевич дал свыше 80 рецензий, отзывов, суждений о научных трудах в самых разных областях истории, археологии, богословия, литургики, музыки. Большой научный кругозор, широкий круг интересов, огромная эрудиция и энциклопедическая образованность профессора Н. Д. Успенского в сочетании с добросовестностью, честностью и корректностью в изложении результатов его собственных исследований вызывали вполне заслуженное восхищение и уважение в ученом мире. Это в свою очередь формировало высокое доверие к его суждениям и оценкам, в том числе относительно трудов коллег и учеников. Разумеется, Николаю Дмитриевичу все это было хорошо известно, однако никогда не вызывало в нем симптомов «звездной болезни». Ему была органически чужда заносчивость, надменность, высокомерие. «Его доступность поражала. Он всегда находил время для других и охотно передавал свой богатый педагогический и научный опыт» – вспоминал один из преподавателей духовной семинарии 10 . И другие современники свидетельствуют о его удивительной скромности, готовности помочь и о неизменной доброжелательности. Последнее качество не так уж часто встречается в сегодняшнем научном (да и не только научном) мире, где ошибкам коллег скорее рады... Но Николай Дмитриевич был воспитан в лучших традициях старой школы, и оставался им верен до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям осуществляется поддержка полиграфических работ, как вы уже слышали об этом, по изданию очередных томов «Православной энциклопедии». Это, как опять-таки уже было сказано, помогает поддерживать доступную цену на книги. Цена эта намного ниже, чем цена нашей светской энциклопедии. И тот факт, что удается поддерживать такую невысокую цену, в первую очередь, обуславливается государственной поддержкой на производство полиграфических работ. Выполняет свои обязательства и Министерство культуры, которое в этом году также сохранит централизованное приобретение по 17 500 экземпляров каждого тома (всего три тома). Я хотел бы поблагодарить Министерство культуры — это очень большая поддержка. Речь идет, конечно, и о финансах, но кроме того, это огромная поддержка для всех людей, которые проявляют интерес к сфере знаний, отраженных в «Православной энциклопедии». В общем, в этом году идет успешная плановая работа по всем утвержденным нашими Советами направлениям. Как я уже говорил, потенциал «Православной энциклопедии» весьма востребован, и мы сейчас думаем над тем, как этот потенциал мог бы реализовываться в некоторых иных проектах. В частности, одним из таких проектов должен стать современный православный Катехизис, который излагает основы Православного вероучения на современном научном уровне и современным доступным языком. Это очень важный проект. Сегодня все больше и больше людей открывают свое сердце и свое сознание навстречу тем истинам, которые предлагает Православная Церковь. Но интеллектуальная поддержка этого церковного послания отстает от потребностей современного человека. У этого отставания есть свои причины: десятилетиями в Русской Церкви не осуществлялось практически никакой богословской работы, был разрыв между светской образованностью, светской наукой и церковной наукой. Долгое время не издавались богословские и церковно-исторические труды высокого уровня. Сейчас этот разрыв преодолевается. И в частности, коллектив «Православной энциклопедии» состоит из светских и церковных ученых. Так что сегодня у нас есть возможность, привлекая этот потенциал, подготовить современный Катехизис. Катехизис — это изложение Православной веры именно в категориях, которые были бы понятны для современного человека и которые были бы не пастырского характера, не нравоучительного характера, а научно-богословского. Именно поэтому научно-редакционная работа и последующие издания Катехизиса нами поручаются Церковно-научному центру.

http://patriarchia.ru/db/text/1149679.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010