Директор Московского Археологического Института А. И. Успенский выпустил свой новый труд, напечатанный «по определению Совета Московского Археологического Института». Новое произведение г. Успенского состоитъ из двух частей: «изследования» и «приложений». И догматическая и обрядовая стороны таинства не раз уже обследовались в общих сочинешях по догматике и в специальных статьях о сём таинстве, помещенных в духовных журналах (желающие могут познакомиться с литературой предмета и высказанными взглядами по статье, помещенной в «Православной Богословской Энциклопедии», изд. в Спб.). Работа А. И. Успенского свелась к тому, что он, пользуясь трудами своих предшественников, излагает общие сведения о таинстве и его чинопоследовании в разные века, которые затем в «Приложении» и печатает (выводы, к которым он пришёл, изложены на стр. 75, на 10–12 строчках). Его собственные изыскания ничтожны и в случае противоречивых мнений учёных по какому-либо вопросу он старается спрятаться за спину других: дословно приводит какое-либо мнение одного ученого и дословно же напечатанное возражение другого (см. стр. 85–87 и 98– 101). О научном значении первой части работы г. Успенского («изследовании») говорить не приходится. Гораздо важнее могла бы быть вторая часть этого произведения «Приложения», собрание чинопоследований таинства елеосвящения из разных рукописей, начиная с 13 века; но эта часть издана самым неудовлетворительным образом. А. И. Успенский уже второй раз пытается напечатать эти чины. Первое издание, предназначавшееся к помещению в «Чтениях» Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете, Общество не нашло возможным выпустить «в виду ненаучных приёмов г. Успенского» (напечатано было 64 страницы). Теперь он, «с дипломатическою точностью», по его словам, вторично издает эти же чины. «Чины» издаются г. Успенским главным образом по Петер- бургским рукописям и отчасти только по Московским (чины за 2, 4, 5, 12, 19 и 20). Я имел время и возможность проверить насколько использованы им Московские только рукописи, но и этого достаточно для суждения о характере издания.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

А.М. Смулов Заключение В настоящем научном исследовании проведен обзор понятий «принцип», «форма» и «метод», встречающихся в различных словарно-энциклопедических, философских и других научных и учебно-методических изданиях. При многообразии определений, абсолютно подавляющее большинство из них, не учитывает не только миссионерскую специфику задачи, но и вообще богословскую (теологическую) особенность метода христианского православного познания. Такие, недостающие в прочих описаниях, особенности выявлены в ходе проведенного системного анализа проблемы и предложены формулировки понятий в значительной степени отражающие специфику православного теологического мировоззрения и миссионерских деяний Русской Православной Церкви. Результатом изучения многочисленных источников и тематической литературы, стала возможность создания укрупненной классификации миссионерских принципов по их содержанию. Значительное разнообразие целого ряда библейских, архивных, исторических источников и современных тематических публикаций, задействованных в рассмотрении вопроса, позволили четко сформулировать принципы православной миссии и дать им развернутые формулировки, в рамках предложенной классификации. Кирилло-Мефодиевская миссионерская традиция, ранее лишь контурно очерченная, приобрела вид конкретных этапов ее воплощения свв братьями Кириллом и Мефодием, Учителями Словенскими и их учениками в IX-X вв. Показано развитие этой традиции от истоков до настоящего времени. Описание этапов снабжено детализированным изложением наиболее значимых деяний, наполняющих и определяющих эти этапы, в том числе, применительно к их реализации православными миссионерскими монастырями. В приложении к публикуемому научному труду приведены, в краткой форме, многочисленные и разнообразные методы миссионерской деятельности, наполняющие Кирилло-Мефодиевскую миссионерскую традицию. Использование рисунков и многочисленных таблиц делает изложение более наглядным и систематизированным для восприятия читателями. Проведенная работа не является исчерпывающей и законченной в описании всего разнообразия миссионерских методов, трансформирующихся в зависимости от культурно-исторических, законодательных и других особенностей «миссионерского поля». Вместе с тем она приглашает всех заинтересованных лиц к дальнейшему обсуждению поставленных в ней проблем и вопросов. Литература

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/kirill...

Недавно скончавшийся Игорь Сергеевич Чичуров был выпускником филфака МГУ, профессором, доктором исторических наук, зав. кафедрой древних языков истфака МГУ, куратором «Православной Энциклопедии», одним из ведущих византинистов России. — Игорь Сергеевич, расскажите, как Вы пришли к занятиям византинистикой. До сих пор в сознании многих людей существует «мрачный» образ Византии как такого тиранического и бюрократического государства, где процветали произвол и вероломство. Что Вас могло подвигнуть заниматься историей такого государства? — Я думаю, что самое главное здесь то общее состояние нашего образования в конце 50-х — начале 60-х годов, когда уже в школьные годы, тем более, в университете можно было получить такое образование, которое позволяло молодому человеку ориентироваться в научном ландшафте. С другой стороны, у нас была возможность обращаться к старшему поколению российских ученых, иногда даже еще и дореволюционному, которое оказывалось очень важным подспорьем в выборе своего будущего пути. Мне, несомненно, повезло в этом отношении, потому что еще с дошкольных лет судьба свела меня с моим будущим учителем и научным руководителем, Александром Петровичем Кажданом. Когда я окончил школу, он дал мне очень важный совет, что идти учиться надо туда, где труднее. Мой выбор тогда определялся двумя обстоятельствами. Во-первых, с детства я пристрастился к чтению, и довольно рано особый интерес у меня проявился именно к гуманитарным дисциплинам, хотя в нашей школе были хорошо представлены и физика, и математика. Хорошим тоном для нас, даже для тех, кто собирался посвятить себя гуманитарным наукам, было учить, например, физику не по традиционному курсу Перышкина, а по университетскому трехтомнику Ладсберга. Однако решающее влияние на мой окончательный выбор оказал совет Александра Петровича Каждана. Зная о моих склонностях к журналистике (с начала 60-х я активно сотрудничал с Государственной Редакцией Радиовещания для детей и юношества на Государственном Радио, публиковался в газетах «Комсомольская правда», «Московская правда» и других, брал интервью у Юрия Гагарина), он посоветовал получить серьезное образование на филологическом факультете, а на филологическом факультете именно там, где учиться труднее всего, то есть на отделении классической филологии. И впоследствии оказалось, что выбор был сделан правильно не только потому, что, действительно, как давно уже было мудро сказано: «тяжело в учении — легко в бою», — но еще и потому, что классическое образование было и остается солидной основой для практически любой деятельности в сфере гуманитарных наук, не говоря уже о византиноведении. Для меня классическая филология стала основой последующего выбора византиноведения как специальности. Вплотную с этим я столкнулся уже на 3-м курсе, когда впервые на кафедре классической филологии А. П. Каждан читал курс «истории византийской культуры», а позже и курс «византийской литературы».

http://pravoslavie.ru/36851.html

Православные школы К оглавлению Во второй половине XVI в. в пределах Киевской митрополии наряду с римо-католиками активный прозелитизм стали проводить и протестанты различных направлений. Поэтому перед наиболее дальновидными церковными деятелями остро встал вопрос о сохранении чистоты православного вероучения не только путем создания братств, но и собственно средствами духовного просвещения — организацией школ, типографий и развитием православной богословской мысли (126). Главными центрами православного образования стали учрежденные в конце XVI в. школы Острожская, Львовская и Виленская, а впоследствии и ряд других. Плодом их деятельности явилось множество книг, изданных ими с целью защиты Православия. Кроме того, они воспитали и подготовили выдающихся деятелей для борьбы с унией. До середины XVI в. западнорусская богословская мысль сохраняла традиции древних русских училищ и не успела еще подвергнуться польскому и западноевропейскому влиянию. Множество посещавших юго-западную Россию выходцев из Греции, иноков из монастырей Святой Горы Афон, нередко живших здесь долгое время, поддерживали стремление местных православных христиан к просвещению; они же нередко становились и первыми учителями в открывавшихся школах. Таким образом, уже с самого начала западнорусские православные школы придерживались традиций византийского богословия. Но постепенно существование рядом с высокоразвитыми в научном плане римско-католическими и протестантскими коллегиями и гимназиями, а также отдаленность Греции привели к заимствованиям православными богословами ряда особенностей инославных школ. Это объяснялось также и тем, что многие западнорусские богословы получали образование в римско-католических и протестантских учебных заведениях Польши и других стран Европы. В силу необходимости опровергать доводы инославных богословов их методами в западнорусской Церкви деятели просвещения достигли весьма значительного уровня; но как во внешней форме богословских полемических сочинений, так до некоторой степени и в самом направлении они невольно подчинились латино-польскому влиянию. Это влияние проявилось также и в усвоении некоторых латинских церковных обрядов и обычаев, а также некоторых воззрений, не принятых в Православной Церкви, хотя эти разности никогда не нарушали единства Православной Восточной Церкви. Острожская школа

http://sedmitza.ru/lib/text/436375/

– А куда трудоустраиваются ваши выпускники? – В подавляющем большинстве случаев в светские учреждения – общественные организации, различные фонды, государственные структуры. Допустим, выпускники юридического факультета работают и судьями, и адвокатами, и юридическими консультантами, и даже сотрудниками правоохранительных органов. А например, первые выпускники богословского факультета, преобразованного сегодня в факультет религиоведения, работают в " Православной энциклопедии " – мощном церковно-научном, общественном проекте. Редкие наши студенты по окончании вуза желают принять сан. Это исключения из правила, ведь у нас нет задачи готовить священнослужителей. – Будучи вузом православным, вы отсекаете часть абитуриентов, например мусульман? – Я знаю родителей, которые выбирают в школе для своих детей " Основы православной культуры " , хотя по рождению и по образу жизни принадлежат к исламской религиозной культуре. Ход рассуждений при этом достаточно прост. Мол, исламу мы и сами научим – важно, чтобы ребенок знал, как общаться с православными друзьями, знал и уважал их традиции. Такие родители хотят, чтобы их дети жили в стране, где все любят, уважают культуру и религиозный выбор друг друга. В нашем вузе сегодня в малом количестве, но всё же обучаются и мусульмане, и староверы, и католики, и даже неверующие студенты. Они поступают к нам, чтобы получить качественное светское высшее образование и вместе с тем из первых уст узнать и о православной духовной традиции. И мы принимаем таких абитуриентов, ведь наша миссия – это христианское свидетельство в светской среде. – Может, у вас и гастарбайтеры есть? – Да, есть один, поступил к нам, чтобы лучше узнать русскую девушку, с которой встречается. Не правда ли, интересный выбор? А если говорить о теме иностранных трудовых мигрантов, то я вообще-то не поддерживаю тотальную ориентацию нашей коммунальной инфраструктуры на гастарбайтеров из Азии. Насколько полезны Москве люди абсолютно иной культуры? Не проще ли создать условия для трудоустройства в столице украинцев, молдаван, белорусов? Если бы мы ориентировались на привлечение рабочей силы из стран, которые духовно нам близки, то избежали бы многих проблем, которые имеем сегодня в городе.

http://religare.ru/2_91820_1_21.html

Герман Энгельгардт (биографическая справка) Профессор доктор Герман Энгельгардт является одним из наиболее выдающихся специалистов по биоэтике в США. С самого начала он глубоко исследовал эту науку и показал ее значение как культурного явления, широко известен в научном мире как Х. Тристрам Энгельгардт. В 1972 году доктор Энгельгардт получил докторскую степень по медицине, защитив диссертацию на медицинском факультете Туланского университета. Является также доктором философии (1969) Техасского университета в Остине. Был стипендиатом фонда Фулбрайтона в Боннском университете (1969 - 1970), стипендиатом института Западного Берлина (1988 - 1989), приглашенным исследователем в Международной Академии Фурсшентума Лихтенштейна (конец 1997), где занимался философией, приглашенным исследователем в Фонде свободы Индианаполиса (Индиана, США, весна 1998). В настоящее время является профессором на отделении философии университета Райса, почетным профессором отделения медицины и отделения общественной медицины колледжа Байлора. Преподает в университете Райса и колледже Байлора с января 1983 года — после ухода из университета Джорджтауна, где ранее преподавал философию медицины в Фонде Розмари Кеннеди. Доктор Энгельгардт — редактор журнала « Journal Μ edicine and Philosophy», главный редактор научного журнала « Christian Bioethics» и научной серии « Philosophy and Medicine», в которой вышло уже более восьмидесяти томов. Герман Энгельгардт занимает также должность редактора серии книг « Philosophical Studies in Contemporary Culture» и является автором более трехсот десяти статей и многих глав книг, более ста десяти рецензий, а также других публикаций. Предмет его научных интересов простирается от европейской философии и истории медицины до философии медицины и биоэтики. Вышло более ста пятидесяти перепечаток и переводов его публикаций. Он принимал участие в издании более двадцати пяти томов энциклопедий, и приглашается в качестве докладчика по всему миру. Наиболее значительные исследования доктора Энгельгардта — « Bioethics and Secular Humanism: The Search of a Common Morality» (Биоэтика и светский гуманизм: поиск общей морали; Philadelphia/ London: Trinity Press International/ SCM Press, 1991), и второе, подробно пересмотренное издание « The Foundation of Bioethics» (Основы биоэтики; New York: Oxford, 1996), переведенное на китайский, итальянский, японский, португальский и испанский языки. В 1998 году на китайском языке вышла его книга « Bioethics and Secular Humanism». Одна из последних работ профессора Энгельгардта — « The Foundation of Christian Bioethics» (Основы христианской биоэтики; Netherlands: Swets & Zeitlinger, 2000) — уже переведена на португальский и румынский языки.

http://bogoslov.ru/article/415620

20. Re: Кто воспитывает в молодых кавказцах такое отношение к москвичам и прочим «лицам славянской национальности»? Так воспитали отцы и деды... А отцы и деды жили в СССР. Значит, все беды - от советской власти. 19. на п. 17, Виталию - " можно ведь и перо словить??? " А это нормально, когда русские в своей стране боятся на улице " от джигита перо словить " ? Серьезный государственный вопрос не нужно сводить до уличной драки. Есть власть, которая предательски сдала страну на растерзание во всех сферах ( почитай как за образование на РНЛ бьются). Ты не " прячь голову в песок как страус " , а попробуй сделай так, чтобы по всей стране над русскими девушками не издевались. 18. Шевчук Денис : Русский патриот не курит и не пьет! Очень с вами согласен. Мне понравился девиз, который я увидел у одного парня на форуме: " Я Русский, и потому трезвый " . Надо, что бы это внедрилось нашему народу на подсознание. 17. н.п. Не бойся, русских в Грозном практически нет Меня больше пугает, то, что русские мужики в баб превратились. За свою шкуру беспокоятся. Прячут голову в песок как страусы. Не понимая, что задница на ружу торчит. Вот ты впишешься, если увидишь как мужик отпор джигитам даёт??? Это не в инете сидеть, можно ведь и перо словить??? 16. на п. 12 Виталию " Боюсь, что русских районов в Грозном уже нет " .- Не бойся, русских в Грозном практически нет, а было до войны 300 тысяч. Это еще одна зданная территория России. 15. Русский патриот не курит и не пьет! Русский патриот не курит и не пьет! Таких уже тысячи, как правило сильные и умные. 2 района где рождаемость превышает смертность в РФ - Чечня и Дагестан (самые трезвые районы РФ), остальные вымирают от алкоголя и курева. «Союз борьбы за народную трезвость» (СБНТ, www.sbnt.ru) и «Российское общественное движение Трезвая Россия» (www.rodtr.ru) - известные активисты в поддержку здорового образа жизни (зож). Мало кто знает, что: ГОСТ 72г. и 82г. «спирт – сильнодействующий наркотик, ...». Большая Советская Энциклопедия (БСЭ): «Алкоголь относится к наркотическим ядам». «Устанавливать какиелибо нормы потребления (этанола), говорить о том, какие дозы могут считаться “безвредными” – все это вопросы в высшей степени иллюзорные» (Н. Е. Введенский). «С тех пор как доказан безусловный вред алкоголя с научногигиенической точки зрения, не может быть даже речи о научном одобрении “малых” или “умеренных” доз алкоголя» (В. М. Бехтерев). знайте правду: Книги (бесплатно скачать) http://www.sbnt.ru/knigi/лично мне понравились •Ф.Г.Углов - Правда и ложь о разрешенных наркотиках •Зайцев С.Н. Зеркало для курильщика •И.П.Клименко - Горькая правда о пиве •Алкогольный террор. Лекции профессора Жданова Видео (бесплатно скачать) http://www.video.sbnt.ru/

http://ruskline.ru/news_rl/2011/09/06/kt...

Если все же говорить о понятии «православная педагогика» не в богословском, научном аспекте, а как о конкретном явлении педагогической культуры, сформировавшейся в России во второй половине XIX века, то необходимо увязать его с происходившими тогда в нашей стране общественными и духовными процессами, вызванными освободительными реформами 60-х годов. Общая тенденция этих реформ заключалась в устранении одних сословий от других (крестьянства от помещиков), общества от государства (появление земства как формы общественного самоуправления), семьи и школы от Церкви (появление института гражданского брака и возникновение народных школ), духовной жизни от религии (секуляризация культуры) 9 . Возникновение православной педагогики как теоретической формы педагогического мышления было обусловлено, на фоне происходивших тогда социальных и духовных перемен, общим повышением роли науки в культуре и жизни общества. На основе антропологического и антропоцентрического подхода к воспитанию К.Д. Ушинского , получившего признание благодаря его работе «Человек как предмет воспитания», различные педагогические течения разрабатывали свои философско-педагогические концепции воспитания и развития личности. Социально-гуманистические педагогические концепции Некоторая часть этих концепций носила довольно ярко выраженный антихристианский – социально-гуманистический, революционно-демократический характер (Добролюбов Н.А., Михайлов М.Н., Писарев Д.И., Чернышевский Н.Г., Щапов А.П. и др.). «Их представление о гармонически развитой личности сливалось с идеей воспитания революционера-борца за счастье народа» 10 . Либерально-гуманистические педагогические концепции Другие концепции – либерально-гуманистической, культурно-антропологической направленности (Вахтеров В.П., Лесгафт П.С., Каптерев П.Ф., Пирогов Н.И., Редкин Г.П. и др.), – напротив, внешне как будто бы не отрицали религии и даже ратовали за утверждение христианских ценностей в школе, но при этом подменяли их ценностями «общечеловеческими», отвергая собственно духовно-религиозные ценности христианства, сводили их к одной только морально-культурной составляющей.

http://azbyka.ru/pravoslavnoe-ponimanie-...

Бог или душа не могут стать предметами рассмотрения науки, в противном случае это будут уже не душа и не Бог. Бердяев пишет, что в эпоху нигилизма и вульгарного материализма 70-х годов XIX века распространенным аргументом в пользу несуществования души было то, что ее не нашли при вскрытии. Но этот аргумент курьезен. Ведь если бы душу можно было найти при вскрытии, то это была бы уже не душа, а что-то вроде аппендикса. Подобным образом и Бога нельзя найти при научном рассмотрении космоса. Поэтому совершенно прав Лаплас, сказавший, что " он не нуждается в гипотезе существования Бога " . А именно на это высказывание зачем-то ссылается Гинзбург. Да, Бог не может быть научной гипотезой, а если бы Он был таковым, то Он был бы уже не Богом, а каким-то " космическим аппендиксом " , силой, подобной силам Кулона или силам тяготения. Так что несуразно отрицать существование Бога исходя из того, что Его нет там, где Он и быть не должен. А именно этим и занимается Гинзбург, провозглашая свой научный атеизм. Гинзбург приводит определение теологии из энциклопедического словаря: " Теология – это совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении " . Из этого он заключает, что признание теологии требует признания существования Бога и потому является религией. На самом деле это не так. Раздел теологии, занимающийся вопросом о существовании Бога (доказательствами бытия Божьего), незначителен. Основное содержание теологии – рассмотрение сущности и действий Бога, исходя из св. Писания и св. Предания, о чем сказано и в приводимом Гинзбургом определении. Поэтому можно быть хорошим теологом, даже не признавая существования Бога. Ведь от того, существует ли описанное в понятии или нет, его содержание не меняется, как показал еще Кант. Равным образом, и не признавая существования мира, можно быть хорошим ученым. Как читаем в том же Большом энциклопедическом словаре, " цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности " .

http://religare.ru/2_45274.html

В. И. Ленин был бескомпромиссным атеистом и материалистом: «…Социал-демократия строит все свое миросозерцание на научном социализме, т. е. марксизме. Философской основой марксизма, как неоднократно заявляли и Маркс и Энгельс, является диалектический материализм, вполне воспринявший исторические традиции материализма XVIII века во Франции и Фейербаха (1-ая половина XIX века) в Германии, – материализма безусловно атеистического, решительно враждебного всякой религии... Религия есть опиум народа, – это изречение Маркса есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии. Все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда, как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса» (Ленин В.И. Полное собрание сочинений Том 17, Об отношении рабочей партии к религии) «Большая Советская Энциклопедия» в статье «Атеизм» сообщала, что «После победы Великой Октябрьской социалистической революции и массового отхода верующих от религии Советского Союз стал первой в мире страной массового А., где право атеистической пропаганды закреплено в Конституции (ст. 127). Декрет от 5 февраля 1918 об отделении церкви от государства и школы от церкви положил начало действительному осуществлению свободы совести. Освобождение от религиозных предрассудков является составной частью коммунистического воспитания народа, осуществляемого партией на всех этапах социалистического строительства. В СССР было создано добровольное общество «Союз воинствующих безбожников» (1925). В разное время выходили атеистические издания: газета »Безбожник» (1922–41), журналы «Безбожник» (1925–41), »Атеист» (1922–30), «Воинствующий атеизм» (1931) и др. Выходят атеистические журналы »Наука и религия (с 1959) и «Людина i cbim» (»Человек и мир» с 1965). В университетах, педагогических, медицинских, с.-х., культурно-просветительских высших и средних специальных учебных заведениях введен курс " Основы научного атеизма. Ведётся подготовка кадров пропагандистов атеизма на специальных атеистических факультетах вечерних университетов марксизма-ленинизма, в кружках и т.п. В составе Академии общественных наук при ЦК КПСС создан в 1964 специальный Институт научного атеизма. Современный этап коммунистического строительства в СССР выдвинул новые задачи перед атеистическим воспитанием»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010