Закрыть Историография происхождения кряшен как продукта христианизации татар 28.02.2014 912 Время на чтение 12 минут Доклад на всероссийской научно-практической конференции « Пути решения национального вопроса в Российской империи. Современный взгляд на дореволюционный период» (23 декабря 2013 года, Москва ) Тема моего выступления ещё недавно являла собой непререкаемую истину, как в научном мире, так и в обывательской среде. Издания, претендующие на непогрешимость, как, например, Большая советская энциклопедия, суть её трактовали следующим образом: «Кряшены (искажённое «крещёные»), этнографическая группа казанских татар - потомки татар, принудительно обращённых в православие в 16-18 вв. ... Говорят на одном языке с казанскими татарами и имеют общую с ними культуру (отличаются главным образом русскими именами и фамилиями)». Ленинг радский энтузиаст-кряшеновед Иван Максимов отметил эту несуразицу «Там сказано, что кряшены - это татары с русскими именами. С тем же основанием, пожалуй, можно было бы сказать, - иронизировал он, - что кряшены - это русские, говорящие на татарском языке» Это определение было помещено в 13 томе, увидевшем свет в 1973 году, но было по сути дела околонаучным измышлением вековой давности. Изданий же монографического характера о происхождении кряшен ни тогда, ни в настоящее время в научном обороте не было и нет. Правда, известны попытки издания истории кряшен, с привлечением к работе профессора богословия Н.В.Никольского, который, выступая в июле 1920 года на Всероссийском съезде кряшен, обстоятельно изложил свою версию, согласно которой кряшены произошли от половцев и частично от других тюркских племён. Но попытка не удалась. В первые десятилетия советской власти научной разработкой кряшенского вопроса, включая проблемы этнической истории, антропологических и социально-культурных особенностей, и в некоторой степени генезисом кряшен занимались Н.И.Воробьёв, В.М.Горохов, А.Н.Григорьев, Т.А.Трофимова. Они успели опубликовать отдельные фрагменты своих изысканий, в которых содержались не традиционные предположения и заключения, но закрытие кряшенской тематики в науке не позволило им развить свои версии до их логического завершения.

http://ruskline.ru/analitika/2014/03/01/...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_44689.html 23 августа 2007 Виталий Гинзбург У религии – судьба астрологии Источник:  http://www.novayagazeta.ru/Новая газета Академик Виталий ГИНЗБУРГ о научном и религиозном мировоззрениях, атеизме и недопустимости преподавания Закона Божьего в школе В приложении " Кентавр " в " Новой газете " от 23 июля было опубликовано письмо 10-ти академиков РАН, адресованное Президенту В.В.Путину. Письмо написано в связи с беспокойством, которое у подписантов (я один из них) вызывает все большее проникновение русской православной церкви (РПЦ) во все сферы общественной жизни в России, особенно в государственную школу. Наше обращение оказалось не только сразу замеченным, но и явилось объектом широкого упоминания и обсуждения в печати, по радио и на телевидении. Очевидно, вопросы, затронутые в письме 10-ти, достаточно актуальны и требуют обсуждения. По сути дела, в основе обсуждения лежит вопрос о научном и религиозном мировоззрениях, о противоречии между наукой и религией. В фундаменте научного мировоззрения лежит, с одной стороны, признание существования материи и истины (объективной реальности вне нашего сознания; не нужно бояться формулировок из диамата, если они правильны). С другой стороны, лежит признание того, что эту истину можно познать только путем наблюдений и опытов. Привлекать же соображения и понятия, которые противоречат опыту, реальности, нельзя. Результаты знаний, полученных таким путем, и их осмысление и составляют содержание науки. Это и есть научное знание. Атеизм исходит из признания справедливости научного мировоззрения и недопустимости предположений о существовании какого-то бога и вообще чего-то кроме природы (по-гречески теус это бог и слово атеизм как раз и означает, так сказать, безбожие). Здесь есть, однако, некоторая тонкость. Нельзя сказать, что научное мировоззрение само по себе полностью отрицает существование бога. В самом деле, если существует бог, который ненаблюдаем, то доказать его несуществование нельзя и поэтому в основе атеизма лежит также гипотеза о несуществовании и такого " скрытого " бога. По сути дела, именно в этом смысл известного замечания Лапласа о том, что он " не нуждается в этой гипотезе " – предположении о существовании бога. Не нужно думать, что сказанное – это схоластика. Достаточно вспомнить о деизме. Согласно энциклопедическому словарю: " деизм – это религиозная философская доктрина, которая признает Бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную " машину " природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т.е. промысел божий, чудеса и т.д.) и не допускает иных путей к познанию Бога, кроме разума " . Очевидно, деизм нельзя опровергнуть на опыте и таким образом, атеизм действительно связан помимо признания научного мировоззрения с дополнительной гипотезой (ее называют также интуитивным суждением) о том, что бога нет вообще.

http://religare.ru/2_44689_1_21.html

Не менее важными являются труды Издательского Совета в области координации общеправославной книгоиздательской деятельности. Речь идет о контроле над качеством издаваемой православной литературы. Напомню, что по решению Архиерейского Собора 2000 года (п. 19) Издательскому Совету предписывается иметь попечение о богословском, научном, духовном и эстетическом уровне литературы, выпускаемой епархиями и иными каноническими церковными подразделениями, которые, в свою очередь, должны неукоснительно представлять в Совет свои издательские планы и экземпляры выпущенных книг, журналов и газет. Здесь мы пошли путем развития системы экспертизы книг. В идеале отметка о прохождении такой экспертизы должна наличествовать на каждой православной книге. Разумеется, невозможно запретить светским издательствам выпускать книги о Православии, которые содержат неправославные представления. Однако такие книги должны получать соответствующую оценку в православных средствах массовой информации, и не должны продаваться в церковных лавках и книжных магазинах. В связи с этим отмечу участившиеся случаи самочинного книгоиздания и неканонического «иконотворчества» (например, иконы Богородицы «Воскрешающая Русь», «Дары дающая», иконы Григория Распутина, Ивана Грозного и литература, посвященная им). Вся беда в том, что причиной появления и распространения подобных творений на местах часто является недостаток информации у правящих архиереев, отсутствие богословской оценки явлений такого рода. Для своевременного уведомления о подобных случаях и ликвидации духовной безграмотности представляется целесообразным создать специальную страницу с критической оценкой подобной информации на сайте Издательского Совета. На местах же стоит подумать о восстановлении практики рассмотрения необычных явлений с иконами и сопровождающей их литературы на Епархиальных комиссиях и изъятия из употребления самочинных икон. С 2000 года выходит в свет уникальное, не имеющее аналогов научное издание многотомная «Православная энциклопедия». К настоящему моменту издано уже семь томов. Несмотря на то, что предназначается «Православная энциклопедия» прежде всего для священнослужителей и студентов Духовных учебных заведений, с большим сожалением должен констатировать, что далеко не все священнослужители сумели по достоинству оценить этот труд многих и многих сотен ученых. Об этом свидетельствуют данные о распространении издания, которые представляются нам дважды в год. Можно насчитать около тридцати епархий, которые до сих пор не приобрели ни одного комплекта. Что это? Отсутствие интереса к научным знаниям? «Православная энциклопедия» представляет собой пособие, способное помочь интересующимся любой сферой церковного бытия. Сложившееся на данный момент положение дел абсолютно недопустимо.

http://patriarchia.ru/db/text/420130.htm...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_30210.html 02 июня 2006 Валерий Коновалов На каком языке говорят ангелы? Вышел новый том уникального энциклопедического издания Источник:  http://www.trud.ru Труд В недавнем сериале " Доктор Живаго " есть эпизод, когда герой долго беседует и роется в книгах, чтобы выяснить: есть ли у верующего человека право на мщение, и как вообще трактует эту проблему христианство... Происходи эти события сейчас, он мог бы сэкономить время. Просто взять только что вышедший одиннадцатый том " Православной энциклопедии " и открыть его на статье, посвященной " гневу " , прежде всего – " гневу Божьему " . О проблеме мщения тут сказано исчерпывающе: " Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию, – учит апостол Павел. – Ибо написано: " Мне отмщение, Я воздам, – говорит Господь " . И далее – о разнообразных богословских, научных, этических и даже практических аспектах этой темы. Вот названия некоторых глав этой статьи: " Возможно ли Богу гневаться? " , " Средства искоренения гнева " , " Возможен ли гнев спасительный? " ... Это вообще удивительное свойство " Православной энциклопедии " : едва ли не все ее тексты сочетают в себе увлекательность, популярность и научную глубину, а некоторые из них вообще представляют собой оригинальные научные исследования. Предпринятое по благословению Патриарха Алексия издание в самом деле уникально. Это не только первая и единственная в мире православная энциклопедия, но и первый в нашей стране опыт столь масштабного и тесного сотрудничества светской науки и Церкви. Опыт, безусловно, успешный. Вот и очередной одиннадцатый том энциклопедии содержит массу интереснейшего материала не только в научном смысле, но и с точки зрения самого обычного читателя. В этом томе встречаются такие яркие личности, как Гете, Гоголь или Гойя, взаимоотношения которых с религией кажутся неисчерпаемыми, а объемные статьи о них представляются захватывающими исследованиями.

http://religare.ru/2_30210_1_21.html

Иные из перечисленных статей замечательны своей энциклопедичностью, как, например, артикул Вейнгартена о монашестве: из этой статьи видно, что избыток ученых сил в Германии расходуется иногда на то, чтобы перерешать вопросы, если не совсем решенные, то довольнотаки разъясненные. II В предисловии к первому тому Энциклопедии ее издатели (Герцог и Плитт) знакомят читателя с основными свойствами предпринятого ими второго издания вышеназванного труда. Здесь, между прочим, встречаем такого рода заявления: «Теологическая точка зрения труда (Энциклопедии) остается та же, какая была в первом издании, это – точка зрения евангелического протестантизма. Внутри этого предела остается довольно пространства для большого разнообразия в понимании и решении теологических и церковных вопросов. Впрочем, иные теологические предметы, при их научном исследовании, требуют такой детальной обработки, что они едва-едва касаются центральных пунктов христианства. Для нас совершенен всякий дар, которым приносится хоть какой-нибудь камень для построения святилища». В какой мере Энциклопедия служит осуществлением этих намерений издателей? Как бы издатели ни понимали «евангелическое протестантство», какой бы смысл ни соединяли с этим довольно общим выражением, во всяком случае, они, без сомнения, хотели, чтобы Энциклопедия не шла против основных религиозных воззрений христианства. И действительно, большинство статей, нами рассмотренных, осуществляют это желание издателей. Большинство статей, говорим, но не все. Иные из статей, изданных по смерти Плитта и Герцога (или же незадолго до смерти этого последнего, когда рука старца-редактора заметно ослабевает), не отвечают точке зрения «евангелического протестантизма». Такова, например, статья Гарнака о монархианах: в ней ясно высказывается рационалистическое воззрение, что христианство есть не Откровение, а продукт истории, что Основатель христианства стал Богом лишь в позднейших представлениях христиан, что канонические новозаветные писания не суть выражение Откровенных истин и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Студенты российских вузов будут изучать расстройства аутистического спектра 26 апреля, 2018. Новостная служба Специальный курс подготовили фонд «Выход» совместно с Минобрнауки 26 апреля. ПРАВМИР. Российский фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход» совместно с Минобрнауки запустили образовательный проект, посвященный изучению расстройств аутистического спектра. Междисциплинарный интегрированный мультимедийный образовательный курс «Расстройства аутистического спектра» рассчитан на студентов, аспирантов и педагогов, сообщает пресс-служба фонда «Выход». Проект включает в себя лекционный онлайн-курс для вузов и одноименный печатный учебник. С курсом интегрированы два сервиса: онлайн-энциклопедия, где собраны все понятия и имена, которые звучат сегодня при описании расстроиств аутистического спектра («Аутизм. Энциклопедия»), и пополняемый архив современных научных публикации с рефератами на русском языке («Аутизм. Исследования»). Подготовила программу профессор Йельского университета и медицинской школы Байлора, заслуженный профессор психологии Хьюстонского университета, ведущий ученый Лаборатории междисциплинарных исследований раннего детства СПбГУ, доктор психологических наук, глава экспертного совета фонда «Выход» Елена Григоренко. «Задача курса – дать читателю базовые знания о современном научном понимании расстройств аутистического спектра и о существующих методах вмешательства и поддержки. Но мне хотелось бы, чтобы еще вы вынесли из него чувство уважения, понимания и эмпатии к людям с РАС, потому что мы все существуем в едином общем пространстве, которое подразумевает равенство и принятие друг друга», – написала Елена Григоренко в обращении к слушателям курса. По словам главы фонда «Выход» Авдотьи Смирновой, курс станет подспорьем не только для студентов и магистрантов, но и для семей, которых коснулась проблема аутизма. По статистике аутизмом в мире страдает более 10 млн человек. Каждый год их становится на 11–17% больше. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/studentyi-rossiyskih-v...

И, конечно, это не единственный пример, поскольку к «Православной энциклопедии» всем нам, историкам средневекового искусства, приходится обращаться регулярно – прежде всего к статьям по иконографии отдельных сюжетов и персонажей. Разумеется, их нельзя назвать исчерпывающими, но любая исследовательская работа с тем или иным иконографическим типом может и должна начинаться с той вполне грамотной справки, которую дает «Православная энциклопедия». Сделаем небольшую оговорку: очевидно, что эти справки не вполне равноценны. Подобрать по всем темам абсолютно безупречных авторов, которые в курсе последнего слова в науке по тому или иному вопросу, – никакая редакция не в силах этого сделать. К тому же есть темы, которые исследовались мало и не исследовались вовсе, и не все авторы способны предпринять полноценное научное исследование, чтобы написать несколько страниц энциклопедической статьи. Но это особенность любого энциклопедического издания, над которым работает большой коллектив авторов, – одни статьи более удачны, другие менее, одни содержат новую информацию, другие представляют собой более или менее грамотный конспект того, что уже давно известно. Но самое главное, что есть место, где эта информация собрана и продолжает собираться, и я надеюсь, что никакие «козни» этот процесс не прервут. А то и так приходится регулярно переживать, что до этой конкретной нужной тебе буквы энциклопедия пока еще не добралась… Так сложилось, что я – автор всего одной статьи в «Православной энциклопедии». Но я знаю очень многих своих коллег-искусствоведов, прекрасных специалистов, пишущих для нее чрезвычайно интересные, ценные и полезные тексты, к которым я регулярно обращаюсь. И, конечно, мне регулярно пригождаются агиографические справки – прежде всего сведения о русских святых и русских переводных житийных текстах. И я подчеркиваю, что речь в данном случае идет не о тысяча первом интернет-пересказе Димитрия Ростовского, а о вполне грамотном научном анализе со ссылками на исследования и на источники, в том числе рукописные.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-entsiklo...

Норман Л. Гайслер (протестант) Д Даниил см. Книга пророка Даниила: датировка Дарвин, Чарлз (DARWIN, CHARLES) Чарлз Роберт Дарвин (1809–1882) родился в английском городе Шрусбери в семье врача. В качестве натуралиста он добился поддержки спонсоров и правительства для экспедиции на военном парусном корабле флота её Величества «Бигл», в ходе которой сделал свои знаменитые наблюдения относительно видовой изменчивости вьюрков. Позднее он использовал данные, полученные им за время этого плавания, для обоснования своей теории эволюции (см. творение и происхождение; творение: различные взгляды; эволюция; эволюция биологическая; эволюция биологическая: недостающие звенья; эволюция химическая). Наибольшую известность принёс Дарвину его труд «О происхождении видов» (On the Origin of Species; 1859), в первом издании которого Дарвин в заключительных строках высказал предположение о том, что, «как наша планета движется по круговой орбите согласно непреложному закону гравитации», так и «жизнь во всем её разнообразии, которую [Творец] изначально вдохнул в несколько форм или в одну [...] при таком простом начале, её бесчисленные формы, прекраснейшие и удивительнейшие, развились и продолжают развиваться». Слово «Творец» было добавлено во втором издании «Происхождения видов». Но лишь в своём последнем труде, «Происхождение человека» (The Descent of Man; 1871), Дарвин заявил, что и человек тоже эволюционировал из низших форм жизни в ходе естественных процессов. Эта теория вызвала в науке революцию, отзвуки которой ощущаются до сих пор. Это был переломный момент в современном научном мышлении, поскольку Дарвин, по мнению многих, нашёл первое правдоподобное объяснение того, как могла происходить эволюция. Постулируя принцип естественного отбора (выживание наиболее приспособленных) применительно к изменчивости внутри популяций. Дарвин сумел убедительно показать, что за длительное время происходит аккумуляция малых изменений в большие. Значительные изменения способны приводить к образованию новых видов без прямого вмешательства сверхъестественных сил – за исключением, может быть, изначальной инициации процесса в целом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Из доклада на семинаре преподавателей библейских дисциплин духовных учебных заведений Московского Патриархата …Один из наиболее актуальных вопросов современной русской библеистики — отношение православного толкователя к западным экзегетическим исследованиям, в частности — к подходу, известному ныне под названием «историко-критический метод». Безраздельно господствующий на Западе с начала ХХ века, он сегодня механически, без должного осмысления и оценки, принимается многими православными исследователями и даже рассматривается как последнее слово библейской науки. Это происходит оттого, что исследования западных авторов, использующих историко-критический метод, как правило, написаны на хорошем научном уровне и содержат немало важных и интересных сведений филологического, исторического и археологического характера. Смущаясь тем, что в дореволюционной русской науке этот метод был известен под названием «отрицательная библейская критика», некоторые современные русские библеисты предлагают называть его «библейский анализ». Более того, неприятие историко-критического метода в дореволюционной русской библеистике объясняется ими как «отсталость» последней или даже как то, что «до революции в России библейской науки не было вообще». Чтобы разобраться в этом сложном вопросе, необходимо в процессе библейских исследований (как и любых других), различать методологию и фактологию. Обилие фактов в первую очередь привлекает нас в западных работах. Но факт мало что значит сам по себе, если он не осмыслен и не использован; факт всегда нуждается в интерпретации. Это хорошо известно тем, кто имел дело с археологией — при обнаружении новых предметов древности, как правило, возникает необходимость их объяснить: например, найден каменный нож или наконечник стрелы и т. д. Чем же руководствуется ученый, когда объясняет факты? Прежде всего, другими имеющимися фактами сведениями, ведь конечная задача исследования — построить целостную систему. Но не менее, а может быть, даже более важным моментом при этом является ряд априорных (т. е. принимаемых изначально, на веру) предпосылок.

http://azbyka.ru/biblejskaya-kritika-ili...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года М.Г. Давидова, Е. Шлычкова Понятие канона в современной иконописи и христианском искусстве В Избранное Для свободного творчества в области иконописных приемов; «псевдоикона ХХ в.» Главной профессиональной задачей современного иконописца при создании новых произведений церковного искусства является выбор прототипа будущей работы. Выбор художественного ориентира может ограничиваться вопросом стилизации (например, частичное подражание – подражание в некоторых деталях – греко-балканским памятникам XIV в. или образцам живописи польско-украинского барокко и т. д.). Возможно и точное следование оригиналу, когда современный художник стремится к созданию копии 1 известной чудотворной иконы или иного произведения древнего или близкого нам по времени церковного искусства. Третий путь создания иконописного образа, когда художник, имея перед собой образец  и работая в рамках канона, пишет новое произведение, не отступая от соборного опыта Церкви, доступен не всем современным иконописцам. Последний творческий метод особенно характерен для иконописцев прошлого. Первый (внешнее подражание или стилизация) – явление нового времени. Второй способ работы с прототипом или оригиналом широко используется в церковной живописи разных эпох. Круг данных вопросов актуален не только для иконописца, но и для реставратора традиционной церковной живописи. Например, для метода «возобновления» иконописи XVIII – первой половины XIX в. характерно свободное отношение к оригиналу, когда древние памятники могли «исправляться» «в духе академической живописи» 2 или поновляться при помощи «стилизованной записи в древнерусском духе». 3 То есть в данном случае реставратор создает новое произведение искусства, используя прием стилизации. При этом мастер не старается воспроизвести стилистику прототипа, но пытается подчинить «реставрируемое» произведение стилю своей эпохи, ее «эстетическим вкусам». 4 Концепция церковно-археологической реставрации, которая формируется уже во второй половине XIX в., предполагает, согласно Н.В. Покровскому, «точное восстановление утраченных или поврежденных частей иконы в том виде, в каком она вышла в первый раз из иконописной мастерской». 5 Понятно, что при значительных утратах красочного слоя древней живописи «точное восстановление» было возможно лишь при глубоком научном исследовании, которое вело к тому, что реставратор, подобно древнему иконописцу, творил нечто новое в рамках средневекового живописного канона, как бы стремясь подражать не букве, а духу старинной живописи и воссоздавать ее во всей полноте в том виде, в котором она никогда «реально не существовала». 6

http://azbyka.ru/ponyatie-kanona-v-sovre...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010