17. Вопрос: Что производит в душе гордость? Укажу на очень важное духовное наблюдение: «Враг пал гордостью. Гордость — начало греха; в ней заключены все виды зла: тщеславие, славолюбие, властолюбие, холодность, жестокость, безразличие к страданиям ближнего; мечтательность ума, усиленное действие воображения, демоническое выражение глаз, демонический характер всего облика; мрачность, тоска, отчаяние, ненависть; зависть, приниженность, у многих срыв в плотскую похоть; томительное внутреннее беспокойство, непослушание, боязнь смерти или наоборот — искание покончить жизнь и, наконец, что нередко, — полное сумасшествие. Вот признаки демонической духовности. Но, доколе они не проявятся ярко, для многих остаются незамеченными» (архимандрит Софроний (Сахаров). Из книги «Старец Силуан Афонский»). 18. Вопрос: Можно ли привести к больному в психиатрическую больницу священника? Духовное окормление у священника в условиях больницы вполне возможно. Все зависит от желания больного и его психического состояния. 19. Вопрос: Имеются ли больничные храмы в психиатрических лечебных учреждениях? В последние годы по милости Божией в психиатрии вновь заговорили о духовности. Так, была открыта молельная комната в НИИ клинической психиатрии, восстановлен храм на территории ММА им. И. М. Сеченова. Освящен храм в институте им. В. П. Сербского. Духовное окормление больных происходит и в больничных храмах клиник им. П. П. Кащенко, им. О. В. Кербикова, Научном Центре Психического Здоровья. Совершаются богослужения в больничном храме во имя св. мученика Вонифатия в Областной психиатрической больнице. Теперь нередко проводятся научные и научно-богословские конференции с участием духовенства и врачей-психиатров. Этой проблеме был посвящен ряд очень полезных встреч в издательском отделе Московской Патриархии. В декабре 1995 года состоялся первый семинар по монастырской медицине с приглашением психиатров. Этой теме был посвящен пастырский семинар, проходивший в Свято-Даниловом монастыре в начале 1997 года.

http://azbyka.ru/zdorovie/pravoslavnaya-...

Рейтинг: 9.8 Голосов: 584 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Анна 5 сентября 2017, 15:41 Слава Богу, что появился такой труд, как Православная энциклопедия. Очень хочу ее приобрести. А каким замечательным подарком она станет для родных и друзей. Доброго здоровья и душе спасения всем, кто принимал участие в ее создании. Галина И. 3 сентября 2017, 22:55 2.камнем на каждую лающую на тебя собаку, то ты можешь не дойти до цели " (Ф.М. Достоевский), " У каждой пташки свои замашки " и пр. и пр. А еще возникла ассоциация с персонажем повести Булгакова " Собачье сердце " Полиграфом Шариковым. Просто надо знать свое место и не воображать себя птицей далекого полета. Действительно, смешно. Галина И. 3 сентября 2017, 22:46 1. Простите, я не знаю Ю. Латынину и не читала ее статью, но, прочитав некоторые гневные комментарии, пришло в недоумение. По- моему, не стоит даже обращать внимания, тратить нервы и слова на статейку автора, ничего не соображающего в науке и Православии и пытающегося при помощи словесного бравого плевка создать себе псевдонаучный имидж. Рядом с таким огромным научно- историческим достоянием, как " Православная энциклопедия " , статья Ю. Латыниной как нездоровая отрыжка, только и всего.В нашей классической литературе это давным- давно известно, например: " Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона " (И.А. Крылов); " Если ты идешь к цели и на каждом шагу останавливаешься, чтобы кинуть Лена 2 сентября 2017, 10:59 Очень захотелось заняться чтением ПРАВОСЛАВНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ, наконец... Давно собиралась, но теперь тот случай, когда видишь,что это нужно сделать непременно. Татьяна 2 сентября 2017, 08:09 а журналистка Юлия Латынина написала бойкую статью о якобы низком научном качестве статей этого издания. Ей ли, Ю. Латыниной рассуждать о низком НАУЧНОМ качестве статей издания " Православной энциклопедии " ? Человеку, уже снискавшему себе славу на научном поприще в виде " стрелки осциллографа " ? И такого уровня " эксперт " берется рассуждать о том, в чем весьма слабо разбирается? Возможно это именно тот случай, когда лучше промолчать.

http://pravoslavie.ru/106092.html

Конечно, у Лесевича философия не есть просто энциклопедия знания , она все же должна быть «системой» понятий, но, по существу, философия у него р а с т в о р я е т с я в научном мировоззрении. Таков скудный итог этого «критического позитивизма»… Нам остается сказать несколько слов о «субъективном методе» у Лесевича. 4. В учении о «субъективном методе» Лесевич не оригинален и следует, как он сам это признает, Лаврову . Смысл же «субъективного метода», т. е. привнесения оценки в суждение о действительности, заключается, по Лесевичу, в том, что она выступает там, где имеется в виду не чистое знание, а «знание, как основание действия» . Недостаток позитивизма, по Лесевичу, в том и заключается, что в суждении о человеческой деятельности он не дал места для нравственной оценки , но этот недостаток, говорит тут же Лесевич, может и должен быть устранен. Лесевич требует, чтобы в отношении человеческой деятельности, «в которой имеют место наши побуждения и цели», применялась этическая оценка, поэтому необходимо «обоснование субъективного отношения нашего к конкретным фактам на научном наблюдении». В этих робких фразах, защищающих внесение оценочного момента в суждения о социальном бытии, заявляет о себе та безусловность моральных суждений, о которой с такой силой говорил, как мы видели, Лавров (см. выше, ч. II, гл. VIII). Лесевич не замечает того, что момент оценки вовсе не покоится на «научном наблюдении», что он имеет свои собственные корни в нашей душе, — и здесь он прямо примыкает к тому «полупозитивизму», который мы уже видели у Герцена, Лаврова, Михайловского, Кавелина. Но Лесевич, высказав свое полное согласие с Лавровым и Михайловским, затем бросает тему о субъективном методе и не ставит даже вопроса, как его связать с методом объективирующим. Лишь в более поздних статьях, напечатанных в журнале «Русская мысль» за 1888—1889 гг., Лесевич вновь касается указанной темы. «Научная философия, — говорит он, — обнимает не только умозрение, но и действие. Ей предстоит провести идею перемены во всех сферах жизни… возбудить вкус к изучению вопросов, способствующих человеческому благу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Претензии к «Православной энциклопедии» малокомпетентны и смехотворны На этой неделе партия «Яблоко» обвинила Министерство культуры России в том, что его поддержка издания «Православной энциклопедии» является коррупционной, а журналистка Юлия Латынина написала бойкую статью о якобы низком научном качестве статей этого издания. Мы обратились к российским ученым, видным специалистам в своих областях знаний, чтобы узнать, насколько серьёзным и весомым в научном плане изданием является «Православная энциклопедия», насколько обоснованны высказанные в ее адрес обвинения. «Ничего подобного “Православной энциклопедии” в нашей стране нет и вряд ли в обозримом будущем появится» Дмитрий Павлович Ивинский , профессор филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор филологических наук: – «Православная энциклопедия» представляет собой уникальный опыт обобщения огромного массива данных, относящихся к ведению нескольких научных дисциплин – исторического богословия, истории Церкви, истории философии, истории литературы и филологии, истории культуры. Это первый после длительного перерыва коллективный труд, который стремится представить российскому обществу информацию по истории Православия за две тысячи лет, а вместе с тем осветить его сложную и многоаспектную соотнесенность с другими христианскими конфессиями, другими мировыми религиями. Исключительно важно, что данная энциклопедия оказалась результатом взаимодействия Церкви и государства, а вместе с тем приобрела общенациональное значение, а в большой мере – и международное. Ничего подобного по культурному значению и по влиянию, которое уже оказывает эта энциклопедия на современную культуру, в нашей стране нет и вряд ли в обозримом будущем появится. Конечно, проект столкнулся с неизбежными трудностями, основная часть которых вряд ли нуждается в специальных разъяснениях: со времен Лопухина и Глубоковского в течение нескольких десятилетий нормальное развитие исторического богословия в России было чрезвычайно затруднено. «Православная энциклопедия» в настоящее время играет роль центра, консолидирующего имеющиеся научные силы, а каждый вышедший ее том существенно уточняет не только бытующие в церковной среде и в обществе в целом представления о границах профессиональных возможностей огромного коллектива ученых, но и актуальный образ православной цивилизации.

http://pravoslavie.ru/106092.html

С самого начала меня неприятно поразили многословие, неделовитость и дилетантизм большей части выступавших на этих собраниях. Говорили обо всем, предлагали «общие места», а конкретных вопросов почти не касались. Реальной работой занимались всего несколько человек. Кроме выступлений Трубачева и Володина я отметил в своем дневнике интересные речи заведующего отделом главной библиотеки страны В.Я. Дерягина, главного редактора «Роман-газеты» В.Н. Ганичева, академика Н.Н. Моисеева, писателя С.Н. Семанова, представителя издательства «Современник» Л.Н. Жуковой, сотрудника Института государства и права В.И. Карпеца, картографа В.С. Кусова, директора Института мировой литературы Ф.Ф. Кузнецова, писателя П.Л. Проскурина. Усилиями Трубачева и Володина в первом приближении было сформировано более 50 секций, объединивших около 500 научных специальностей. Конечно, такой замах требовал полноценного государственного финансирования. Попытки добиться его с самого начала натолкнулись на серьезное противодействие в Политбюро и ЦК КПСС. В этом вопросе старая коммунистическая и нарождающаяся космополитическая власти были солидарны. Резким противником Русской энциклопедии выступил член Политбюро А.Н. Яковлев. Он считал, что в такой энциклопедии нет необходимости и что надо создавать энциклопедию российскую. Лидеры «Демократической России» с самого начала заявили, что руководители проекта издания Русской энциклопедии являются «врагами перестройки», а их деятельность носит националистический характер (Г. Попов, А. Собчак и др.). При таком настрое ведущих политических сил на помощь государства надеяться не приходилось. Серьезные проблемы возникли в самом научном совете энциклопедии. До сих пор не понимаю, как так получилось, но факт: в его состав вошел ряд лиц, откровенно враждебных национальным интересам русского народа. Во время одного из собраний я узнал, что в совет Русской энциклопедии входит несколько представителей «избранного народа», например, Б.И. Рабинович и О.И. Генисаретский, а также Ю.Н. Давыдов. Но самое главное – в его рядах оказались представители Фонда Сороса Быстров и С.В. Ильинский.

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/02/...

Таким образом, мы видим, что на 2008-2009 года Центру предстоит очень большая редакционная работа. Параллельно этому мы должны продолжить работу по созданию электронной версии алфавитных томов «Православной энциклопедии». Мы утвердили основные параметры дополнения статей первых алфавитных томов. Это, прежде всего, следующие критерии: 1) включение отдельных статей по вновь прославленным святым и новомученикам Российским, которые были канонизированы после выхода первых томов «Православной энциклопедии»; 2) включение статей по вновь рукоположенным архиереям Русской Православной Церкви; 3) так как в мае прошлого года произошло историческое событие — воссоединение Русской Православной Церкви Заграницей с ее Матерью — Русской Православной Церковью, нами предусматривается существенное расширение объема статей по Русской Зарубежной Церкви; Мы с печалью и грустью восприняли известие о кончине Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра , который в феврале-месяце как бы с последним визитом прибыл в Москву. Общение с ним, казалось, будет продолжено, намечались многие планы совместной деятельности… Но Господь судил иначе. Мы не знали и не могли предполагать, что это наше общение будет последним. 4) также в связи с бурным развитием епархиальной и монастырской жизни Русской Православной Церкви, нами будут обновлены статьи по епархиям и монастырям. Радостно, что востребованным оказался и наш научный журнал «Вестник церковной истории». Как сообщает редакция журнала, на 2008 год практически полностью сформирован редакционный портфель, и нам удается поддерживать на очень высоком научном уровне как публикации, так и научно-исследовательские статьи. В 2008 году мы ожидаем обновления сайта «Седмица.ru». Наш интернет-портал существует более 5 лет, и сейчас настало время обновить его дизайн для того, чтобы он приобрел более удобный вид для современного пользователя. Надеюсь, что в новом формате сайта появится возможность приобщения широкого пользователя к теле-кинопродукции «Православной энциклопедии». Сегодня ощущается необходимость в том, чтобы те, кто не сумел посмотреть телепередачу «Православная энциклопедия» в субботу утром, смогли бы увидеть ее в записи на нашем сайте, а также, чтобы такие отдельные познавательные рубрики, как «Святыни Московские» или «История России в Историческом музее» стали доступными широкой аудитории.

http://patriarchia.ru/db/text/382729.htm...

Макарий (Веретенников), игумен Андроник (Трубачев), прот. Владислав (Цыпин) и многие другие. И вот во время одной из бесед с Патриархом Алексием мы заговорили о будущем этого коллектива. Тогда и возникла идея православной богословской энциклопедии, которой прежде в полном виде никогда еще не было. То есть был опыт начала XX века — попытка профессора Глубоковского издать такую энциклопедию. Но он остался незавершенным. Сегодня, оглядываясь назад, я думаю, что в тот момент, когда мы с Патриархом Алексием это обсуждали, ни он, ни я не представляли себе в полной мере, с чем мы связываемся, какого масштаба деятельность за этим последует, какие огромные силы для этого понадобятся. Так было по двум причинам. Во-первых, мы слишком высоко оценивали энциклопедию Глубоковского, думая, что мы сможем на неё опираться, как на некий исходный материал. Во-вторых, мы не представляли себе той огромной сферы научно-энциклопедической работы, которая нам предстоит, если мы всерьёз, привлекая лучших учёных, начинаем разрабатывать эту тематику. Это стало ясно позже, когда мы начали работать над словником. Через полгода после той беседы, в 1996г., на собрании Попечительского совета по изданию «Истории Русской Церкви» Патриарх Алексий впервые выступил с идеей «Православной Энциклопедии». Он сказал, что у нас имеется уникальный коллектив, имеющий большую работоспособность, который может издавать уникальные научные книги, получающие очень высокую оценку и в научном сообществе, и в Церкви. Патриарх сказал, что хотелось бы продолжить эту работу, поставив перед собой новую грандиозную задачу создания настоящей научной «Православной Энциклопедии». Он говорил настолько убедительно, что члены Попечительского совета, и прежде всего тогдашний мэр Москвы Ю.М. Лужков, эту идею поддержали. Но потом наступил 1997 г. В этом году мы закончили работу над «Историей Русской Церкви» митрополита Макария. И вот тут в период с октября 1997 по март 1998 г. вдруг выяснилось, что многие из тех, кто обещал Патриарху поддержку проекта энциклопедии, решили от этого отказаться.

http://pravmir.ru/pamyati-svyatejshego-p...

При изучении методологических вопросов студенты знакомятся с материалами конференции, которая состоялась в РАГС в октябре 2003 г. и носила название «Философско-методологические проблемы изучения религии» . Материалы этой конференции исследуются студентами на семинаре по методологии религиоведения. Семинары, включающие доклады студентов, проводятся по всем темам курса. Особенно большой интерес представляет состоявшаяся на этой конференции дискуссия между М. О. Шаховым и его оппонентом покойным А. Н. Красниковым. В наших духовных школах аргументы М. О. Шахова оказались востребованными и вызвали значительный интерес, тем более что они были развиты в позднейших публикациях этого ученого . Изучая историю и методологию западного религиоведения, нельзя оставить без внимания работы упомянутого выше А. Н. Красникова. Прежде всего, речь идет об учебном пособии, которое он выпустил на основе материала своей докторской диссертации . Незаменимы также хрестоматии, выпущенные его трудами . Одним из примеров серьезного изучения западного религиоведения выпускниками МДА является защищенная в стенах нашей Академии диссертация иеромонаха Варлаама (Горохова), посвященная трудам М. Элиаде, выполненная под научным руководством прот. П. Великанова. Ее автореферат опубликован на научном богословском портале «Богослов.Ru». Весьма востребованными при изучении религиоведения в МДА оказываются справочные издания, выпущенные издательством «Академический проект», прежде всего энциклопедический словарь «Религиоведение» и «Энциклопедия религий» . Серьезным подспорьем для ознакомления с новой литературой являются рецензии и библиографические обзоры, публикующиеся на научном богословском портале «Богослов.Ru». В нашем курсе особый акцент делается на современном состоянии религиозных организаций в России. Значительное влияние уделяется межрелигиозному диалогу, принципы которого были изложены нами в соавторстве с прот. В. Чаплиным и преподавателем МДС Ю. В. Максимовым в недавней публикации . Очень большое внимание уделяется изучению ислама. При этом необходимо учесть, что все студенты Академии прослушали в семинариях курс «История религий», поэтому знакомы с историей ислама и других религий. При изучении ислама (как, впрочем, и других мировых религий) важное значение имеют статьи, опубликованные в Православной энциклопедии . Получили освещение в этом фундаментальном издании и некоторые вопросы шариата .

http://bogoslov.ru/article/740746

поиск:   разделы   рассылка Мониторинг СМИ Виталий Гинзбург У религии – судьба астрологии Источник:  Новая газета Академик Виталий ГИНЗБУРГ о научном и религиозном мировоззрениях, атеизме и недопустимости преподавания Закона Божьего в школе В приложении " Кентавр " в " Новой газете " от 23 июля было опубликовано письмо 10-ти академиков РАН, адресованное Президенту В.В.Путину. Письмо написано в связи с беспокойством, которое у подписантов (я один из них) вызывает все большее проникновение русской православной церкви (РПЦ) во все сферы общественной жизни в России, особенно в государственную школу. Наше обращение оказалось не только сразу замеченным, но и явилось объектом широкого упоминания и обсуждения в печати, по радио и на телевидении. Очевидно, вопросы, затронутые в письме 10-ти, достаточно актуальны и требуют обсуждения. По сути дела, в основе обсуждения лежит вопрос о научном и религиозном мировоззрениях, о противоречии между наукой и религией. В фундаменте научного мировоззрения лежит, с одной стороны, признание существования материи и истины (объективной реальности вне нашего сознания; не нужно бояться формулировок из диамата, если они правильны). С другой стороны, лежит признание того, что эту истину можно познать только путем наблюдений и опытов. Привлекать же соображения и понятия, которые противоречат опыту, реальности, нельзя. Результаты знаний, полученных таким путем, и их осмысление и составляют содержание науки. Это и есть научное знание. Атеизм исходит из признания справедливости научного мировоззрения и недопустимости предположений о существовании какого-то бога и вообще чего-то кроме природы (по-гречески теус это бог и слово атеизм как раз и означает, так сказать, безбожие). Здесь есть, однако, некоторая тонкость. Нельзя сказать, что научное мировоззрение само по себе полностью отрицает существование бога. В самом деле, если существует бог, который ненаблюдаем, то доказать его несуществование нельзя и поэтому в основе атеизма лежит также гипотеза о несуществовании и такого " скрытого " бога. По сути дела, именно в этом смысл известного замечания Лапласа о том, что он " не нуждается в этой гипотезе " – предположении о существовании бога. Не нужно думать, что сказанное – это схоластика. Достаточно вспомнить о деизме. Согласно энциклопедическому словарю: " деизм – это религиозная философская доктрина, которая признает Бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную " машину " природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т.е. промысел божий, чудеса и т.д.) и не допускает иных путей к познанию Бога, кроме разума " . Очевидно, деизм нельзя опровергнуть на опыте и таким образом, атеизм действительно связан помимо признания научного мировоззрения с дополнительной гипотезой (ее называют также интуитивным суждением) о том, что бога нет вообще.

http://religare.ru/2_44689.html

Мы постепенно начинаем возвращаться к Библии. Но оказывается, что недостаточно просто раскрыть Синодальный перевод, которому уже больше ста лет, да и новые переводы не всегда бывают надежны и полезны. Нужна, безусловно, некая среда изучения Библии – и на уровне популярных книг и лекций, и на уровне серьезных научных исследований. А значит, встает вопрос о будущем российской библеистики – и в самом деле, у нас открываются новые кафедры и целые факультеты, создаются статьи для «Православной энциклопедии». Все это предполагает не только домашнее чтение Священного Писания, не только его литургическое применение, не только его проповедь, но и настоящую библейскую науку. Ее пока у нас нет, но она зарождается, и от нас во многом зависит, какой она будет. Наука в Церкви? Первый и главный вопрос – о том, будет ли она светской или церковной. На самом деле, полагаю, есть место и для того, и для другого, точно так же, как в нашем обществе есть верующие разных конфессий, агностики и атеисты. При этом их не обязательно нужно противопоставлять друг другу: если речь идет о настоящих ученых, они могут придерживаться разных взглядов, но при этом обязательно найдут общий язык – язык науки. Впрочем, говорить о светской науке тоже можно было бы долго, но мне сейчас хотелось бы порассуждать о перспективах православной библеистики в России, опираясь на то, что было сказано в главах с 12-й по 17-ю, да и в других местах этой книги. Сегодня среди православных модными стали рассуждения о вреде рационализма, о расхристианизации Запада и т.д. Насколько они верны – вопрос особый, но необходимо понять одну простую вещь. Если мы говорим о науке, она неизбежно будет рационалистической по своему методу и западной по своему происхождению, такова уж ее природа. Да, исторически сложилось так, что библеистика как наука возникла именно в западном обществе, и то же самое можно сказать о научном методе вообще. Не существует и никогда не существовало библеистики исламской, или китайской, или аборигенной африканской – если выходцы из этих стран занимаются этой наукой, они делают это в западной, а точнее сказать, общемировой парадигме. Не существует, надо признать, и особой православной библейской науки, которая была бы независима от библеистики мировой: богословские факультеты Греции, где традиция не прерывалась, остаются, при всех своих особенностях, в общеевропейском научном пространстве. И это естественно: никакая современная наука не может существовать изолированно, в рамках национальных границ.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010