В самом деле, переносить ли центр тяжести бракозаключительного акта на взаимное согласие жениха и невесты, или выдвигать на первый план консуммацию брака,– в том и другом случае действительность брака не условливается исполнением какого-либо формального церковного акта. Практический вред тайных браков заключался в том, что власть лишена была всякой возможности поддерживать брачный союз в юридической силе, как скоро один из супругов отрицал существование брака: люди недобросовестные, заключив брак без всякой формальности, могли вступать в новые, такие же тайные браки, с тем чтобы опять разорвать их и т. д., в брак могли вступать между собой родственники, дети без согласия родителей и проч. Для избежания этого зла, сначала папой Александром III предписано было заявлять согласие на брак перед священником или нотариусом, в присутствии заслуживающих вероятия свидетелей, затем папой Иннокентием III предписано было заключать браки после предварительных троекратных оглашений в храме об имеющем быть бракосочетании. Наконец тридентским собором в XVI в. было установлено, что изъявление согласия на брак должно состояться пред собственным приходским священником и двумя или тремя свидетелями (declaratio consensus coram parocho proprio et duobus vel tribus testibus). Эта тридентская форма заключения брака комментируется таким образом, что брак недействителен, если брачное согласие заявлено пред каким-либо другим священником помимо приходского, и что для действительности брака требуется не священнодействие, а именно присутствие пароха и выслушание им брачного заявления, хотя бы и не в храме. Собор, обеспечивая публичность брака, достигает этой обязательным присутствием, при изъявлении согласия на брак, приходского священника и двух или трех свидетелей; таинство же совершается самими супругами, все равно ограничивается ли парох одной пассивной ассистенцией и выслушанием заявлений, или совершит церковное благословение брака. Германские реформаторы напротив стали на почву не теологических построений, а народных германских юридических воззрений, сближавших брачный договор с юридическими сделками гражданского оборота и придававших важное значение моменту передачи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Но дело не ограничивалось словами - в делах тоже не было недостатка. В XV веке в Чехии священник Ян Гус проповедовал причащение под двумя видами - Христовыми телом и кровью. Постепенно его проповедь выросла в учение о преображении этого мира под действием благодати Христовой. Гус был вызван на Церковный собор, арестован и сожжен, что вызвало массовые волнения в Чехии и привело к движению таборитов, превративших свой лагерь в христианскую коммуну. На флаге таборитов была изображена евхаристическая чаша. Табориты продержались 15 лет, хотя против них папой и феодалами было организовано шесть крестовых походов - лишь последний сумел взять Табор и перебить его жителей. Через столетие нечто подобное, но в большем масштабе произошло в Германии. Священник Томас Мюнцер в период реформации выступил с проповедью теократического коммунизма. Эта проповедь, сочетавшаяся с яркой критикой существующей несправедливости и призывом устроить свою, подлинно христианскую власть без князей и бюргеров, нашла широкую поддержку среди крестьян, что привело к массовым выступлениям. Но выступления были быстро подавлены, причем с невообразимой жестокостью (Мюнцер после страшных пыток казнен, десятки тысяч крестьян были посажены на кол, повешены или обезглавлены). Собственно, все это люди старшего поколения " проходили " не только в институте, но и в школе. Однако в советские времена все объяснялось борьбой народа с эксплуатацией, хотя признавалось, что форма этих выступлений была религиозной. Ныне же мы часто встречаем " церковный " взгляд на эти события, сводящийся к тому, что и табориты и германские крестьяне были отпетые бандиты, захватывавшие чужое имение и, к тому же исповедовавшие явную ересь. Думается, что настало время выработать более глубокий взгляд на все упомянутые (и не упомянутые) трактаты и народные движения. Это были попытки перехода от сотериологического общества к обществу христократическому. И среди этих попыток были не только неудачи. Имеется в виду государство иезуитов в Парагвае, о котором, ввиду малой осведомленности читателей об этом феномене, стоит сказать несколько слов.

http://ruskline.ru/analitika/2009/08/12/...

поиск:   разделы   рассылка Никита Кривошеин " Модернизация состоится и без нового конкордата, в умном соработничестве с православной Церковью и другими вероисповеданиями " Источник:  Ежедневный журнал Праздник Торжества православия отделён от нас несколькими листочками календаря. Это память того дня, в который Вселенский собор окончательно определил ереси ересями. Простите за аналогию: несторианское и арианское учения были идеологически (вероучительно) опровергнуты, и утвердилась чистота догматов. Как бы ликвидация правого и левого уклонов, торжество генеральной линии! Многим такая игра зеркал – в оскорбление. Однако марксизм-ленинизм по степени токсичности и наркологического привыкания оказался опиумом для народа такой силы, что покойному Торквемада и не снилось... Большинство аппаратчиков партии, на которую опирается российская администрация, стали аппаратчиками благодаря деятельному присутствию в былые годы в первичных организациях и райкомах ВЛКСМ. А те, кто постарше, часто пребывали освобожденными работниками на содержании у КПСС. Они прониклись утверждением: " Учение Ленина всесильно, потому что оно верно " (редкий по дерзости силлогизм!). Учение это взяло да и хряпнулось вместе с карьерными перспективами, деньгами в конвертах и спецпайками. А ведь ещё в конце 80-х в стране, об этом теперь и вспоминать неудобно, наличествовали и комсомольский энтузиазм, и жёсткая партийная дисциплина, и старательное еженедельное конспектирование " Диалектики природы " . При такой бутафории хоть великую стройку затевай, хоть растрачивай народные рубли на то, чтобы полное собрание сочинений В.И. Ленина издавать на языках банту и суахили (факт!). Всё это на общем фоне цинизма и вседозволенности, описанных Зиновьевым в " Зияющих высотах " . Персонажи " Высот " строительству коммунизма не препятствовали, а помогали! Общенародное государство ушло в нети, а кормчим его, за мягкостью декомунизации и отсутствием реальной смены, пришлось дальше управлять народными массами и трудовой интеллигенцией. " Новые русские " в управлении не нуждались.

http://religare.ru/2_73033.html

Бич-Лубенский Иван Михайлович (1867–1920), археолог, профессор. Член Собора по избранию как мирянин от Харьковской епархии, входил в Отдел о церковном суде. Окончил юридический факультет Харьковского университета. Исполнял обязанности мирового судьи, Председатель съезда мировых судей, почетный мировой судья. Городской голова г. Харькова в начале 1900-х гг. В 1916 г. председатель Общества Квитки-Основьяненко в Харькове, заместитель председателя Комитета государственного призрения, уполномоченный Российского союза общества Красного Креста. Участвовал в работе Всеукраинского Церковного Собора 1918 г. В 1918 г. приехал в Крым, где был расстрелян по приговору ВЧК. Бобринский Владимир Алексеевич (1867–1927), граф, российский политический деятель, крупный землевладелец, предприниматель. Член Собора по избранию от Государственной думы. Окончил Михайловское артиллерийское училище, после чего некоторое время служил в гвардии. Окончил Эдинбургский университет, после чего вернулся в Тульскую губернию и посвятил себя общественной службе. В 1905 г. один из создателей в г. Туле организации «За царя и порядок», вошедшей в состав тульского отделения «Союза русского народа», продолжительное время был Богородицким уездным предводителем дворянства. К 1913 г. состоял почетным мировым судьей и губернским земским гласным. Во время Первой мировой войны участвовал в боевых действиях. Депутат П, III и IV Государственных дум. В IV думе товарищ председателя фракции националистов, а после ее раскола – с 1915 г. член фракции прогрессивных националистов, председатель комиссии по народному образованию. После Октябрьской революции член Совета государственного объединения России. В 1919 г. эмигрировал во Францию. В 1921 г. член Всезаграничного Карловацкого Церковного Собора. Скончался в Париже. Боголюбов Димитрий Иванович (1869–1953), профессор, протоиерей, миссионер. Член Собора как член Предсоборного Совета. В 1894 г. окончил МДА, кандидат богословия. После окончания Академии епархиальный миссионер в Тамбовской, Харьковской, Санкт-Петербургской епархиях. С 1914 г. инспектор Воронежской духовной семинарии. После революции проповедовал в деревнях Воронежской губернии и в г. Краснодаре. В 1918–1921 гг. служил в учреждениях г. Харькова. В 1921 г. арестован ВЧК, приговорен к году ссылки в Архангельск, освобожден по амнистии. В 1922 г. рукоположен во иерея, возведен в сан протоиерея, служил в Москве, был помощником св. Патриарха Тихона по управлению Московской епархией, благочинный. В 1924 г. арестован, приговорен к 3 годам ссылки, по амнистии был освобожден, но вскоре был вновь арестован и до войны находился в заключении. После 1943 г. участвовал в возрождении духовных школ. Член Поместного Собора 1945 г. Был профессором по кафедре истории раскола в Московском богословском институте, а затем в МДА. В 1947 г. удостоен степени магистра богословия. С 1951 г. на пенсии, духовник Троице-Сергиевой Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В 1897 г. окончил МДА, кандидат богословия. С 1904 г. приват-доцент Московского университета. С 1906 г. доцент МДА, с 1907 г. экстраординарный профессор. В 1909 г. уволен из Академии приказом Святейшего Синода. В 1909–1916 гг. преподавал в Московском университете и на Высших женских юридических курсах В. А. Полторацкой. В 1916 г. Советом МДА присуждена степень доктора богословия, но указом Святейшего Синода присуждение степени отклонено. В 1916–1919 гг. исполнял должность экстраординарного профессора Новороссийского университета (Одесса). В 1917 г. формально восстановлен в составе МДА сверх штата решением Совета Академии. В 1917 г. восстановлена степень доктора богословия. С 1917 г. сотрудник журнала «Христианская мысль» (Киев). В 1917 г. участник Всероссийского съезда духовенства и мирян от Херсонской епархии. В 1918 г. консультант Министерства исповеданий украинского правительства. В 1920–1922 г. профессор юридического факультета Одесского института гуманитарно-общественных наук (Гумобина). В 1922–1928 гг. профессор юридического факультета Одесского Института народного хозяйства. Уклонился в обновленческий раскол, участвовал в обновленческих лжесоборах 1923 и 1925 гг., был избран кандидатом в члены ВЦС и членом Синода от мирян. В 1942 г. старший научный работник Одесского исторического архива Дирекции культуры. Попов Николай Григорьевич (1864–1932), протоиерей. Член Собора как член Предсоборного Совета. В 1892 г. окончил МДА, кандидат богословия. В 1893 г. удостоен степени магистра богословия. В 1895–1907 гг. преподаватель латинского языка и церковной истории в МДС. С 1893 г. профессор богословия училища инженеров путей сообщения (с 1913 г. институт). С 1898 г. священник Николаевской церкви при Московском училище инженеров путей сообщения. С 1906 г. профессор по гражданской истории Византии того же училища. В 1918–1922 гг. преподавал в Православной народной академии. Клирик Богоявленского храма в Елохове. В 1920–1922 гг. профессор истории Византийской церкви в МДА. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. Участник и докладчик обновленческих лжесоборов 1923 и 1925 гг. С ноября 1923 г. профессор церковной истории, а затем патрологии и каноники в обновленческой Московской богословской академии. С 1925 г. член обновленческого лжесинода. С 1927 г. обновленческий протопресвитер. Скончался в Москве, погребен на Ваганьковском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Это ходячее мнение только что в мае было громко предъявлено в виде резолюции Всероссийского Учительского Съезда. Церковно-приходские школы – детище режима Победоносцева. Из них он создавал государственный орган консервативного воспитания народа. Ко времени революции 37.000 церковно-приходских школ составляли 1/5 всей начальной школьной сети империи. Созданы они были главным образом на счет казенных ассигнований. Лишь постепенно церковное ведомство присоединяло к ним и свои средства, приближаясь к половинной цифре затрат. Щекотливость вопроса в том и состояла, что духовенство вкладывало в эти школы не только свои деньги, но и сердце. Притянутое сначала неохотно государством к этой школьной “повинности”, оно затем искренне по-пастырски увлеклось своей воспитательной работой. Школьное дело оно, естественно, считало миссионерским делом церкви. При старой системе тесного союза церкви и государства духовенство не чувствовало политической роли церковно-приходских школ. Но вот явилась новая, не связанная с церковью власть, и также заявила свое естественное государственное право на управление народным просвещением. Даже либеральные круги духовенства увидели в этом посягательство на свободу церкви. Протестовал против этого левый “Всероссийский съезд духовенства и мирян” в Москве. Протестовал и новый Синод. Но Временное правительство разъяснило делегации от Св. Синода, что тут кроется недоразумение. Правительство не запрещает и не мешает церкви сколько угодно создавать свои общеобразовательные христианские школы на собственные средства. Но все субсидируемые государством школы должны быть подчинены министерству. Правительство не берет у церкви то малое количество школ, которое существует на чисто церковные суммы, и выплачивает все суммы, вложенные Св. Синодом в постройку зданий совместно с казной. Государство не может лишь продолжать политического дела старой власти. Но духовенство плохо понимало эту точку зрения светской власти. Вместе с этим вопросом в сознании духовенства тесно связывался вопрос о преподавании Закона Божия в общей школе.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Храми будуються в тих районах де не було Православ " я. в цих землях опинилися в коли в було проведено примусове переселення до частини населення сходу. «Але люди засновували там осередки, будували храми або займали — зазначив також про те, як Польська Православна Церква змогла в Страсбурзькому храми, на претендували Учасники думками щодо питань розвитку та Православних Церков тем загальноправославного На завершення Предстоятель Церкви вручив Митрополиту Варшавському орден «Слави й I ступеня. Лодзинському Познанському Симону вручено орден князя Володимира II ступеня. Миколай Ленчевський Павел Токанюк нагородження орденом князя Володимира III ступеня. Служба ВЗЦЗ Фотоальбоми Кирила з Церкви та Православних Церков за темою Патриаршее поздравление митрополиту Орловскому Тихону с 65-летием со дня рождения : та звернення] Кирила ректору МДУ М.В. Ломоносова В.А. Садовничому з дня народження : та звернення] з дня народження : та звернення] Кирила з РФ К.А. Чуйченко Митрополит Володимир взяв участь в урочистостях у присвячених Хрещення У виставка, присвячена Хрещення Митрополит Володимир звершив освячення кафедрального собору Предстоятель Церкви подякував Кирилу за час урочистостей з нагоди Хрещення Предстоятель Церкви закликав молитися про православних зазнають Кирила Варшавському з днем : та звернення] Собор Церкви висловив подив у зв " язку з влади що ставлять поза законом Православну Церкву Послання Кирила Варшавському : Послання] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в з ключовими словами нагороди – Хрещення – Польська Церква –   новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил з головою Ради конгресу В.П. Кирила з РФ С.С. Кравцовим Кирил з ректором О.Г. Кирил з членом Бюро союзу А.Р. Кирил: Руська та Сербська Церкви можуть внесок у що у " робоча Кирила заступниками голови руського народного собору Кирила заступником мера Москви в Москви з питань житлово-комунального господарства, Департаменту ремонту м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3123464...

В силу постановления Временного правительства от 20 июня 1917 г. Все учебные заведения разных ведомств должны были быть объединены в ведомстве М[инистерства] н[ародного] п[росвещения]. В изменение и дополнение действующих узаконений Временное правительство постановило: «Для действительного и планомерного осуществления всеобщего обучения все начальные училища, включенные в школьные сети или на которые отпускаются средства из казны на содержание их или на вознаграждения преподающим, в том числе и церковные начальные ведомства православного исповедания, а также церковно-учительские и второклассные школы, передаются в ведомство М[инистерства] н[ародного] п[росвещения]. Все кредиты из казны, отпускаемые ныне по сметам всех ведомств на нужды народного образования, на начальные училища, в том числе на церковные: начальные, учительские и второклассные школы, на училищные советы: при Св[ятейшем] Синоде, епархиальные и на их отделения, на содержание наблюдателей церковных школ, на школьно-строительные надобности, а равно и суммы церковно-школьного строительного фонда имени императора Александра III перечисляются в смету Министерства народного просвещения». Сообщая означенное постановление епархиальным училищным советам отношением от 19 июля 1917 года за 309, Синодальный Училищный совет со своей стороны указал: «Епархиальным училищным советам и уездным отделениям надлежит ныне же озаботиться передачей представителям М[инистерства] н[ародного] п[росвещения] или уполномоченным от него органам местного самоуправления второклассных школ, а также тех из начальных церковных школ, которые включены в школьную сеть или хотя не включены в эту сеть, но получают из казны средства на содержание их или на вознаграждение преподающих. Передача школьных зданий, принадлежащих на праве собственности монастырям, церквам, братствам, попечительствам и проч. в постоянное или временное пользование, может состояться не иначе как по особым в каждом отдельном случае соглашениям местных органов М[инистерства] н[ародного] п[росвещения] или органов местного самоуправления с сими собственниками, дабы дать возможность школам беспрепятственно продолжать свои занятия в течение наступающего учебного года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Автономность церкви в отношении государства. Права государственной власти относительно поместного церковного управления. Значение представителей государственной власти на поместных соборах. Суждение о других правах государственной власти. Автономность греческой церкви в оттоманской империи. Религиозные и церковные права, предоставленные грекам турецким правительством. Бераты. Турецкие реформы 40 и 50 годов XIX столетия и отношение их к автономности греческой церкви. Права турецкого правительства в отношении церкви. Случаи нарушения турками церковной автономности. Суждение о них. Отношение к церковному управлению греческой народной власти. Права народной власти. Суждение о них. Отношение между духовной и светской властью на Руси в митрополичий период. Употребление древнего канона и греческого права. Грамоты константинопольских патриархов. Существование на Руси византийской системы отношений между церковною и светскою властью. Связь между церковью и государством. Правовое участие древних князей и московских государей в церковных делах. Участие представителей церкви в гражданских и государственных делах. Отношение между церковной и государственной властью на Руси в патриарший период. Истинный носитель высшей церковной власти. В своё время мы видели, какой правовой принцип признавался в византийской империи по вопросу об отношении к церкви светской власти. Этот принцип имел место и касательно поместных церквей; каноны 1091 и государственное законодательство 1092 признавали автономным и поместное церковное управление. Но, с другой стороны, мы видели в своё время также и то, что между церковью вообще и государством признавалось существование связи. И соответственно этой связи светская власть естественно могла иметь правовое отношение и к поместному церковному управлению, как это было и касательно церкви вселенской. История, действительно, говорит о разных правах, которыми владела государственная власть византийской империи в отношении поместного церковного управления; причём одни из них приобретены были ею раньше, другие позже.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Для обсуждения вопроса о передаче церковных школ Кубанской области 18 сентября 1917 г. в гор[оде] Екатеринодаре под председательством директора народных училищ Кубанской обл[асти] состоялось заседание съезда о председателей уездных отделений Ставропольского епархиального Училищного совета, о наблюдателей церковных школ и г инспекторов народных училищ Кубанской области. Ввиду того что по вопросу о сдаче-приеме школ в[едомством] п[равославного] и[споведания] нельзя издать одного общего и обязательного для всех школ, вполне исчерпывающего все стороны их жизни распоряжения, так как чуть не каждая школа в своей жизни, и в особенности со стороны материального обеспечения, имеет свои чисто местные особенности, съездом было признано необходимым в первую очередь принять меры к организации местных комиссий, которые бы всесторонне осветили приемлемые для обеих сторон условия передачи школ в[едомства] п[равославного] и[споведания] в ведение М[инистерства] н[ародного] п[росвещения]. Состав комиссии намечен таков: 4 члена от Министерства народного просвещения, а именно: 1) и 2) два лица от педагогического персонала (инспектор высшего начального училища, заведующий двухклассным училищем или вообще лица по уполномочию дирекции) и 3) и 4) два лица от школьного попечительства (в том числе обязательно представитель местной администрации – станичный, хуторской атаман, старшина и т. п.) и 4 члена от в[едомства] п[равославного] и[споведания]: 1) заведующий школой (священник), 2) настоятель церкви, 3) ктитор, 4) представитель от местной церковной организации. Примечание: в случае отсутствия особого настоятеля в состав комиссии входит одно лицо от учащего персонала или от причта. Комиссии должны были организоваться тотчас же по издании директором народных училищ циркулярного по сему распоряжения. Из своего состава закрытой баллотировкой комиссия выбирает председателя и секретаря. Задачи комиссии – всесторонне осветить на месте вопрос о передаче школ в[едомства] п[равославного] и[споведания] в ведение М[инистерства] н[ародного] п[росвещения] и протокол по сему представить районному инспектору, а копию с него – уездному наблюдателю церковно-приходских школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010