Эти предписания по полноте и обстоятельности своей, по подробному регламентированию всевозможных казусов носят характер юридических кодексов: «Не засевай виноградника своего двумя родами семян, чтобы не сделать тебе заклятым сбора семян… Не паши на воле и осле вместе. Не надевай одежды, сделанной из разных веществ, из шерсти и льна вместе» ( Втор. 22, 9 – 11 ). Недаром Пятикнижие Моисея получило название «Тора» – закон. Но большая часть ветхозаветных предписаний утратила силу для христиан. В Церкви Христовой, безусловно, отменён ветхозаветный левират. На Апостольском Соборе, описанном в «Деяниях», в связи с разномыслием первых христиан об обязательности Моисеева Закона для новообращённых из язычников, принято было постановление написать братиям из язычников: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите...» ( Деян. 15, 28 – 29 ). Таким образом, в Новом Завете сохранили силу нравственные предписания Моисеева Закона, очищенные от тех элементов, которые были уместны до пришествия Христа, но утратили всякий смысл после исполнения чаяний Израиля. Всю свою обязательную силу для христиан сохранило и Десятословие Моисея. Суть этих заповедей Господь в беседе с законником изложил так: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф. 22, 37 – 40 ). Профессор Н. С. Суворов отмечал: «Отдельные институты юридического ветхозаветного порядка то служили образцом и основой для христианского порядка жизни, как, например, ветхозаветный институт священства для христианской церковной иерархии, то прямо признавались обязательными для христиан, как, например, десятина… запрещение взимать проценты (в Ветхом Завете, добавим, ограниченное лишь единоплеменниками: «Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост» ( Втор. 23, 20 . – В. Ц.), налагать двойное наказание за одно и то же преступление, требование показаний двух или трёх свидетелей для установления истины на суде» 63 . Полную силу сохранило и ветхозаветное запрещение кровосмесительных браков.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

76 . Цыпин В., прот. Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://pravoslavie.ru/ 110393.html (дата обращения: 11.11.2020). Загл. с экрана. 77 . Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. Синодальный период. Новейший период: [учеб. пособие]/прот. Владислав Цыпин ; Учеб. ком. Русской Православ. Церкви, Моск. духов. акад. М.: Духовное просвещение, 2004. 78 . Цыпин В., прот. История Русской Церкви (1917–1997)/Православная энциклопедия «Азбука веры». [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://azbyka.ru/ (дата обращения: 15.11.2020). Загл. с экрана. 79 . Шкаровский М.В. Ленин/М.В. Шкаровский, Д.Н. Никитин; Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.pravenc.ru/ text/2463379.html (дата обращения: 15.11.2020). Загл. с экрана. 80 . Шкаровский М.В. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра в 1918–192 гг. Часть I/БОГОСЛОВ.RU [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://bogoslov.ru/ article/3021404#_edn11 (дата обращения: 08.11.2020). Загл. с экрана. 81 . Щелкунов А.А., диак. Особенности ведения следствия органами НКВД против священнослужителей во время «Большого террора» 1937–193 гг.//Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 2 (63). С. 108–120. (Эл. вариант: http://periodical.pstgu.ru/ru/pdf/article/2877). Загл. с экрана. 82 . «Я верую». Отрывки из литературных воспоминаний автора «Республики Шкид». [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://pravoslavie.ru/ 36784.html (дата обращения: 19.02.2021). Загл. с экрана. Archpriest Dimitry POLOKHOV, candidate of theology, associate professor, the Saratov Orthodox Theological Seminary About an alternative atheistic chronology Abstract: The article is devoted to the analysis of some modern fakes about the position of believers and clergy in the Soviet atheist state. The article analyzes the arguments of some modern authors regarding the issue of freedom of speech, the understanding of secularism, the validity or unreasonableness of repression, the reaction of believers to the atheistic policy of the Soviet state, etc.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лекция 2. Распространение христианства среди язычников Востока и Запада Православные просветительские курсы Протоиерей Владислав Цыпин 2-й год обучения. Курс «История Церкви: Между Небом и землей». 1-е полугодие. Общецерковная история. Христиане на сцене Колизея      2-я лекция «Распространение христианства среди язычников Востока и Запада» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ» , проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана протоиереем Владиславом Цыпиным , профессором, доктором церковной истории и церковного права, заведующим кафедрой церковно-практических дисциплин, преподавателем Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии, членом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. После лекции отец Владислав ответил на вопросы собравшихся. В лекции рассмотрены следующие вопросы: Лекция протоиерея Владислава Цыпина (продолжительность: 1:30:32) Ответы на вопросы слушателей (продолжительность: 49:08) Рейтинг: 9.2 Голосов: 207 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Василиса 3 июля 2017, 15:36 Огромное спасибо всем создателям ресурса за такую прекрасную работу – этот обучающий курс. Какая радость и какое богатство! Владислав Цыпин просто поражает глубиной своего познания, и при этом скромный, приятный человек. Какое счастье видеть таких верующих! Божьих благословений всем вам, процветания и успеха вашему доброму делу. Благодарю!! Иван Борисов 20 июля 2016, 23:16 Очень понравилось!Хотелось бы скачать. Галина 6 февраля 2016, 13:09 Большое спасибо профессору Цыбину! Очень хорошая лекция! Удивила низкая оценка -5,6! На мой взгляд- это одна из лучших лекций: обширнейшее знания темы, подача материала, прекрасный язык! Анна 9 октября 2015, 15:01 Большое спасибо! Очень понравилась лекция и ответы на вопросы! Светлана 27 сентября 2015, 15:14 Прекрасная лекция, обстоятельная, детальная, интересная. Спасибо большое! Татьяна Органова 26 сентября 2015, 22:55 Спасибо за очень обстоятельный рассказ о первых веках христианства и, особенно, за разъяснение смысла мученичества, которое помогает понять, почему Бог, которого мы исповедуем и как совершенную Любовь, допустил это. Кровь этих христиан, следовавших за своим Спасителем, стала фундаментом нашей Церкви. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/82371.html

Послание патриарха Тихона от 28 февраля 1922 года допускало лишь возможность «ввиду чрезвычайно тяжких обстоятельств» «пожертвования церковных предметов, не освященных и не имеющих богослужебного употребления». «Мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей запрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство – миряне отлучением от Нее, священнослужители – извержением из сана (73–е правило Апостольское, 10–е правило Двукратного Вселенского Собора)». (Акты Святейшего Тихона, патриарха Московского и всея Руси, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве Высшей Церковной Власти. 1917–1943/Сост. М.Е. Губонин М., 1994. С. 190). Митрополит Вениамин (Казанский) заявил в комиссии Помгола (Центральная комиссия помощи голодающим), что жертвовать можно все, но пожертвования должны быть добровольными. Таким образом, он осудил насильственное изъятие ценностей из храмов. Он разрешил жертвовать ризы с икон и сами иконы (за исключением особо чтимых), и все предметы, кроме тех, что находятся на святом престоле. Ему удалось добиться возможности замещать равноценными пожертвованиями подлежащие изъятию чтимые святыни. Но власти отошли от достигнутых договоренностей. Началось принудительное изъятие. Произошли столкновения. В деле привлечения митрополита к суду сыграл свою роль и тот факт, что он отлучил от Церкви (26 мая 1922 года) лидеров обновленчества, принадлежавших к клиру Петроградской епархии ( А. Введенского , Е. Белкова и др.). Современный историк Церкви протоиерей Владислав Цыпин полагает также, что расправа над аполитичным молитвенником–архиереем должна была запугать других иерархов: «Если уж такой архиерей, как митрополит Вениамин, расстрелян как контрреволюционер, то какая же участь ожидает епископов, не скрывавших своей неприязни к новому режиму» ( Владислав Цыпин , прот. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. С. 86). Процесс проходил с 29 мая по 5 июля 1922 года в здании бывшего Дворянского собрания в Петрограде и носил политический характер. Помимо обвинения в сопротивлении изъятию церковных ценностей подсудимых обвиняли в контрреволюционном заговоре и в связях с белой эмиграцией. Из восьмидесяти шести подсудимых десять было приговорено к расстрелу (шестерых помиловали); несколько человек оправдали, двадцать два человека приговорены к различным срокам тюремного заключения.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Скачать epub pdf В церковной среде под термином «диптих» чаще всего понимается упорядоченный список Поместных Автокефальных Православных Церквей и, соответственно, последовательность поминовения их Предстоятелей во время богослужений. На основании диптиха распределяются места при сослужении глав и представителей Церквей, а также во время их присутствия на соборах, всеправославных форумах и других совместных мероприятиях. Таким образом диптих является одной из основ церковного этикета. На формирование современного диптиха оказали влияние различные факторы: древность Церквей, хронологическая последовательность провозглашения автокефалий, политическое значение городов с кафедрами первых епископов. В настоящее время диптихи, принятые в разных Церквах, порой отличаются друг от друга. Этот вопрос становится порой камнем преткновения и предметом для полемики. Об истории образования диптиха и о месте в этом списке Русской Православной Церкви рассказывает известный канонист и церковный историк, профессор Московской духовной академии протоиерей Владислав Цыпин . Первоначально диптихами (от греч. дис – «дважды» и птиссо – «складываю») назывались две продолговатые дощечки из дерева, кости или металла, складывающиеся вместе, подобно книжному переплету. Такие изделия известны были у греков и римлян издревле, но название «диптих» они получили только во времена святого Константина Великого , ранее они назывались у греков пинакес, а по-латыни – tabulae, codices, codicilli. Поверхности дощечек диптиха покрывались воском, и на них удобно было писать или царапать стальной заостренной палочкой – стилем. Подобные диптихи употреблялись древними греками и римлянами в качестве записных книжек. Особым видом диптихов были так называемые консульские диптихи, они отличались значительным размером и делались из слоновой кости. На внутренних поверхностях диптиха помещался список консулов, начиная от первого из них Юния Брута и кончая тем, кто был изображен на внешней стороне, своего рода обложке, диптиха и по чьему заказу такой диптих был изготовлен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Сидоров А. И. Я полностью согласен с Алексеем Ильичем. Придёт богоборческая власть, и мы окажемся под ее сугубым контролем. Архиепископ Евгений. Но мы сможем вернуться назад. Проблем нет. Сидоров А. И. Нужно ли нам равняться на светские вузы? Зачем нам попадать под стандарт богословского светского образо- —414— вания? Например, на факультете теологии откажутся от преподавания нравственного богословия и будут учить некой «этике». Нужен ли нам такой подход, чего нам не хватает? Славу Богу, наше образование ещё духовное. И надо стремиться к тому, чтобы государство признало de jure то, что у нас de facto. Кириллин В. М. Я согласен и с Алексеем Ивановичем, и с Алексеем Ильичом в том, что мы должны иметь нравственную ответственность за наших выпускников. Некоторые из них заканчивают Духовные учебные заведения, будучи не в сане, и не могут преподавать. Но для этого нужна аккредитация. Чтобы диплом Духовной школы признавался официально. Архиепископ Евгений. Вопрос, как подойти к этому. Наша задача в том, чтобы сохранить духовный потенциал. Вся работа в этом направлении ведётся медленно и осторожно. Протоиерей Владислав Цыпин . Я хотел сказать следующее. Что касается выпускников, не пожелавших служить в церковных учреждениях, об их трудоустройстве нам нет нужды заботиться. Ради чего всё делается – чтобы была юридическая основа для преподавания в сфере светского образования. Архимандрит Макарий (Веретенников) . Цель духовной школы – готовить священнослужителей. Протоиерей Владислав Цыпин . Да, но есть опасность. Государственный диплом могут получить люди с сомнительным образованием. Прямое же влияние Церкви будет затруднено. Если бы государственный стандарт содержал идеологические предписания, мы бы не могли его принять, но их в нём нет. Архиепископ Евгений. Опасность остаться в стороне от процессов. Без участия о. Владимира Воробьева прошел бы стандарт атеистической теологии. Осипов А. И. Может ли быть утверждён стандарт теологии без согласия Церкви? Архиепископ Евгений. Да, он был подготовлен. Атеисты подготовили религиоведение и готовы были утвердить стандарт теологии, атеистический! Вовремя спохватились и благодаря ПСТБИ

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Телесные немощи стали одолевать престарелого императора Юстиниана после того, как он переступил порог 80-летия; он, однако, продолжал держать бразды государственного правления в собственных руках. Но душа его, и ранее находившая утешение в помышлениях о горнем и вечном, о «едином на потребу», теперь, в преклонные годы, с особой отрадой и постоянством предавалась богомыслию. Ш. Диль писал об этой его погруженности в богословские размышления с высокомерным предубеждением закоренелого позитивиста: «Им овладела мания богословствования. Уже давно забота о религиозных делах была так дорога его сердцу, что ради них он забывал самые существенные интересы государства; теперь же эта забота охватила его целиком. Примечательно, что последний указ, изданный Юстинианом 26 марта 565 года, относится к церковным делам, и переполнение его цитатами из Святого Писания и отцов Церкви отлично характеризует настроение государя… Естественно, что зараза такого печального примера властвования охватила все ступени управления» 1 . В подтверждение своего приговора Ш. Диль цитирует стихи младшего современника Юстиниана поэта Кориппа, в которых, однако, нет и тени осуждения святого императора: «Старик более ни о чем не заботился; уже холодея, он жил только ожиданием вечной жизни; ум его витал в небесах» 2 . Эдикт, в котором говорится “о нетленности Тела Господа”, упоминает лишь Евагрий За год до кончины, в конце 564 года, Юстиниан, по свидетельству Евагрия Схоластика , издал богословский эдикт, «в котором он назвал Тело Господа нетленным и невосприимчивым к подлинным физическим страданиям» 3 . Этот эдикт не сохранился и известен только из ссылки на него этого историка, поэтому судить о его действительном содержании по несколько туманному, слишком лаконичному и не лишенному внутренних противоречий изложению у Евагрия затруднительно. С одной стороны, Евагрий приписывает эдикту мысль о том, что Тело Господа не было подвержено ни тлению, ни подлинным страданиям, а с другой – излагая этот документ, пишет об упомянутых в нем «естественных или избранных по собственной воле страданиях» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Едва закончена была операция в Паннонии, как империя под­верглась новому нападению со стороны оправившихся после по­ражения ютунгов, которые на этот раз действовали заодно с але­манами и маркоманами. Прорвав лимес весной 271 г., германцы прошли через Альпийские перевалы, форсировали Падус. Около Плаценции они разгромили оказавшие им сопротивлении рим­ские войска, взяли этот город, захватили также расположенную поблизости Полленцию и, преодолев Аппенинский хребет, вошли в Умбрию. По привычке, сложившейся в предшествующую эпоху упадка имперской мощи, варвары требовали от Рима дани. Ситу­ация осложнилась тем, что пламя багаудской жакерии тогда же перекинулось в Южную Галлию и одновременно вспыхнуло вос­стание в Далмации. Но первоочередной задачей Аврелиан счел изгнание из Италии прорвашихся в нее германцев и повел основ­ные силы армии на запад, оставив на Балканах часть войск для подавления мятежа в Далмации и защиты Дунайского лимеса. Удаче операции против варваров способствовало то обстоя­тельство, что ради большего удобства грабежей ютунги, маркоманы и алеманы разделились на мелкие отряды, рыская по стра­не. Римские легионы двигались стремительно и напали на врагов неожиданно, застав их врасплох, не оставив им времени для кон­центрации распыленных сил. В трех сражениях, на берегах Метавры, Фано и Тицина, германцы были порознь разбиты и уничто­жены, так что избежать гибели и пленения и вернуться восвояси удалось лишь малочисленному остатку. Сокрушительный удар, нанесенный германцам, оказался настолько памятным уроком, что с тех пор в течение более века Италия уже не подвергалась вражеским вторжениям с севера. В это же время Аврелиан столкнулся с политическими пробле­мами. Сенаторы не простили Аврелиану его избрания императо­ром вопреки воле сената, и не дерзая на открытое противостояние, интриговали против него. В результате в самой столице вспыхнул мятеж монетариев. Так называли государственных рабов и наня­тых ремесленников, занятых на монетном дворе. В предшествую­щие правления из-за дефицита платежных средств фиск прибегал к порче монеты, шаг за шагом увеличивая ее лигатуру – примесь менее ценных металлов к золоту, так что «золотая монета» ко вре­мени Аврелиана содержала менее полутора процентов золота, око­ло 16 процентов серебра, а большую часть сплава составляла медь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Современное законодательство Российского государства предоставляет Православной Церкви и её каноническим подразделениям, равно как и другим религиозным общинам, права юридического лица, включая и право собственности. В 21-й статье закона 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» содержатся следующие положения: «1. В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесённое к памятникам истории и культуры. 2. Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретённое или созданное ими за счёт собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное религиозным организациям в собственность государством, либо приобретённое иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации» 458 . Передача в собственность религиозным организациям имущества религиозного назначения, включая и «культовые здания» вместе с относящимися к ним земельными участками осуществляется безвозмездно. В законе, однако, нет положения, которое бы предусматривало реституцию – возвращение религиозным объединениям, в том числе и Русской Православной Церкви, имущества, которое было национализировано в 1918 году. Между тем, согласно «Заключению 193» (1996 г.) Совета Европы, Российская Федерация обязана «в кратчайшие сроки возвратить собственность религиозных организаций» 459 . Религиозным организациям предоставлено также право иметь собственность за границей. Пункт 5-й статьи 21-й закона содержит и такое важное положение: «На движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов» 460 . Составление перечня видов такого имущества закон возлагает на Правительство России. В 22-й статье закона содержится положение, согласно которому «религиозные организации вправе использовать для своих нужд земельные участки, здания и имущество, предоставляемое им государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами, в соответствии с законодательством Российской Федерации» 461 . При этом передача в пользование религиозными организациями культовых зданий с земельными участками, на которых они стоят, и иного имущества религиозного назначения осуществляется безвозмездно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Славянские народы, как и любой другой этнос, занимаю­щий обширную территорию и в ходе своей истории вступавший в контакты с самыми разными соседями, не обладают преслову­той расовой чистотой. Если в попытках выявить исконный сла­вянский тип вывести за скобки монголоидные черты, которыми, в разной мере, обладают многие великорусы, особенно из тех, чье происхождение связано с востоком страны, а также украин­цы, реже болгары, поскольку эти соматологические особенно­сти очевидным образом унаследованы у тюркоязычных наро­дов, примесь крови которых присутствует у современных славян, а также если не учитывать своеобразный балканский тип, свой­ственный болгарам и в меньшей мере сербам и хорватам, как приобретенный теми славянами, предки которых переселились на Балканы, смешавшись там с местным населением, то все-таки остается выбирать: какой из двух распространенных антрополо­гических типов следует считать исконно славянским: белокурый, голубоглазый, долихоцефальный, свойственный польским кашу­бам, белорусам, великорусским поморам, либо ныне безусловно преобладающий – темноволосых и кареглазых брахицефалов. Сделать определенный и доказательный вывод на этот счет не помогает и антропологический материал, добытый в ходе архе­ологических раскопок, хотя археология указывает на преобла­дание в прошлом долихоцефального типа над брахицефальным среди славян, но примерно так же обстоит дело и с расово близ­кими славянам германцами. Характеризуя ситуацию с выявле­нием исконного расового типа славян, Л. Нидерле писал: «Чере­па из славянских погребений IX–XII веков в большинстве своем такой же удлиненной формы, как и черепа древних германцев, и очень близки им... Древние погребения южнорусских славян содержали скелеты, из которых 80–90% имели долихоцефальные и мезоцефальные черепа... Чешские антропологи при изучении скелетов древних чехов выяснили, что среди последних черепа долихоцефальных форм встречались чаще, чем у современных чехов» 1222 . В то же время Нидерле констатирует: «Во многих местах в славянских погребениях были найдены брахицефальные чере­па, остатки темных или черных волос» 1223 . Славяне, по характери­стике Прокопия Кесарийского, не были ни черными, ни белыми, а темными блондинами 1224 , иными словами, шатенами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010