В правление Хильдеберта II был составлен новый законодательный сборник, датированный 29 февраля 595 г., под названием «Постановление Хильдеберта» («Decretio Childeberti»), который представляет собой свод законов, принятых на трех ранее состоявшихся судебных собраниях в разных городах Австразии – Андернахе в 593 г., Маастрихте в 594-м и Кельне в 595 г. Текст «Постановления» подписан референдарием Аскледиотом, выходцем из римской знати Бургундии. В этом сборнике до известной степени сохраняются еще элементы персонального права, поскольку в нем в отдельных случаях франки, алеманны и римляне различаются по своему правовому статусу, в то же время действие ряда других законов распространяется на всех подданных, независимо от их этнического происхождения. Таким образом, сборник свидетельствует о прогрессирующем слиянии подданных Меровингов в единую нацию, по преимуществу латиноязычную, но усвоившую себе имя завоевателей-германцев – франки. В «Постановлении», в отличие от Салического закона, ярко выражена приверженность государства христианству и христианским правовым нормам: в нем, в частности, содержится запрет кровосмесительных браков, предусматриваются наказания для лиц, пренебрегающих святыней воскресного дня. Но большую часть сборника составляет изложение правовых норм, содержащихся в Салическом законе и в изданных ранее актах Франкского королевства, к которым часто даются отсылки. На исходе 595 г. или в самом начале следующего года в возрасте 25 лет Хильдеберт II скончался. В народе распространился слух, что он был отравлен вместе со своей женой Файлевбой и к их гибели причастна Фредегонда. Перед кончиной Хильдеберт составил завещание, по которому, в соответствии с правовой и политической традицией германских народов, зафиксированной в «Салической правде», его королевство подлежало разделу между его малолетними сыновьями – десятилетним Теодебертом II и девятилетним Теодорихом II: Теодеберту должна была отойти Австразия со столицей в Меце и часть Аквитании, а Бургундия, Турень и остальная часть Аквитании отходила Теодориху, столицей его королевства становился Орлеан. После смерти Хильдеберта раздел государства произошел в соответствии с его завещанием, но подобно тому, как Брунгильда ранее правила от имени своего сына, так с этих пор она еще более самовластно управляла в качестве регента владениями обоих своих внуков.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В V веке у салических франков было несколько королевств: так, в конце V века в Камбре правил король Рагнахар, коро­лем франков, которых с известной долей условности называют рипуарскими, был Сигиберт Хромой, резиденция которого нахо­дилась в Кельне, но самым сильным было королевство, кото­рым с середины столетия правил Хильдерик из рода или племе­ни сигамбров, потомок Меровея, по Григорию Турскому , – его сын, в действительности однако отделенный от него двумя или тремя коленами. В любом случае Меровей, ставший эпонимом династии, жил до прорыва рейнского лимеса. Родовым отличием Меровингов было ношение длинных волос. В связи с этим Ж. Ле Гоф писал не без доли иронической брезгливости, едва ли оправ­данной: «Франкский король, возводимый на трон поднятием его на щите, в качестве инсигний, вместо скипетра или диадемы, имел лишь копье, а его отличительным знаком являлись длин­ные волосы (rex crinitus). Этакий царь Самсон с гривой волос, переезжавший из одного своего владения в другое в сопровожде­нии нескольких писцов, домашних рабов и гвардии антрустионов. И ко всему прилагались дивные титулы, позаимствованные из словаря поздней Римской империи. Старший конюх имено­вался “главным конюшим», или коннетаблем, личные охранни­ки – “палатными графами», и все это сборище пьяных солдат и неотесанных служащих величалось “славными, или имениты­ми, людьми”. Налоги более не поступали, и богатство короля было заключено в сундуках с золотыми монетами, стеклянными изде­лиями и драгоценностями, которые после его смерти оспаривали друг у друга его жены, наложницы, законные и незаконные дети, производя одновременно раздел земель и всего королевства» 1040 . Столицей Хильдерика был город Турн. Григорий Турский рассказывает, что франки, возмущенные тем, что Хильдерик, «отличаясь чрезмерной распущенностью, начал развращать их дочерей» 1041 , лишили его королевской власти и изгнали из страны. Это не было мятежом – верховная власть в германских коро­левствах принадлежала собранию свободных мужчин, способ­ных носить оружие. Это случилось, наверное, в самом начале его правления, в середине 450-х гг. Хильдерик нашел убежище у короля тюрингов Базина. Оставшись без короля, франки при­знали над собой власть назначенного императором Майорианом магистра армии Эгидия, резиденция которого находилась в Суассоне. Но правление чужеземца оказалось чрезмерно обремени­тельным для франков, и народ захотел, чтобы им снова правил их природный король.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

переходит отныне в собственность государыни Брунгильды, остальными же городами. пусть владеет при своей жизни государь Гунтрамн, однако же после смерти государя Гунтрамна они вновь возвращаются полностью по Божьему соизволению государыне Брунгильде и ее наследникам» 893 . Таким образом, договором предусматривался новый раздел выморочного наследия короля Хариберта, и его действие распространялось частично и на владения, отошедшие после смерти Хариберта Хильперику, а затем перешедшие от него к его малолетнему сыну, опеку над которым взял на себя Гунтрамн, выслав его мать Фредегонду из Парижа. Гунтрамн уступал племяннику Турень в обмен на обширные территории Южной и Центральной Аквитании. В совокупности владения Гунтрамна и Хильдеберта II в три раза превышали ту часть Франкии, которая принадлежала Хлотарю II, в ту пору также состоявшему под опекой Гунтрамна. В Анделотском договоре не упоминаются ни младенец Хлотарь II, ни его мать Фредегонда. Это значило, что Хлотарь вообще не рассматривался всерьез как король. По Анделотскому договору устанавливалось взаимное наследование Гунтрамна и Хильдерика в случае их бездетности – у пожилого Гунтрамна к тому времени детей не оставалось. В соответствии с договором по смерти Гунтрамна все его королевство должно было отойти к Хильдеберту; если же Хильдеберт скончается первым, то Гунтрамн брал на себя обязательство вырастить его сыновей Теодеберта и Теодориха, чтобы они смогли унаследовать владения отца и двоюродного деда Гунтрамна. Короли договорились также о взаимной выдаче дружинников (лейдов), изменивших своему королю. В 585 г. Гунтрамн начал военные действия против Вестготского королевства. Так он хотел отомстить королю Леовигильду за то, что по его вине погибла его племянница Ингунда. Кроме того, у него была надежда в случае победоносной войны отнять у вестготов Септиманию, расположенную на юге Галлии и оторванную от основного массива Вестготского королевства Пиренейскими горами. Прелюдией к войне послужила попытка Гунтрамна помочь единоверным свевам, которых добивали вестготы, исповедовавшие арианство.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

После разрыва помолвки с дочерью франкского короля Хильперика I Ригунтой и затем с дочерью Хильдеберта II и Брунгильды Хлодосвинтой Реккаред в 587 г. женился на вестготке незнатного происхождения Баддо, которая была его наложницей за несколько лет до брака и родила ему в 583 г. сына Лиуву. Король вестготов Реккаред Флавий скончался в столице своего государства Толедо после пятнадцати лет правления в 601 г. Его престол унаследовал сын Лиува II. По характеристике святого Исидора Севильского , «провинции же, которые отец присоединил в борьбе», Реккаред «сохранял в мире, поддерживал в них благополучие и правил с умеренностью. Был же он миролюбив, кроток, славен великими подвигами и справедливостью, был привлекателен внешне и в душе нес столько доброты, что, проникая в умы всех, даже злых [людей] притягивал своей любовью. Он был настолько благороден, что богатства частных лиц и земли церквей, которые, к стыду отца, были присоединены к [королевскому фиску], он возвратил их собственным владельцам; был столь снисходителен, что часто щедрыми льготами облегчал подати народа. Также многих одарил он богатством, многих возвысил почестями» 829 . 4. Королевство франков После смерти Хлодвига королевство франков было разделено между четырьмя его сыновьями: Теодорихом, Хлодомером, Хильдебертом и Хлотарем, при этом оно по-прежнему признавалось единым государством, короли-братья должны были править и воевать солидарно, в нем действовали одни и те же законы: «Салическая правда» для франков, «Бревиарий Алариха», содержащий сокращенную вестготскую версию «Кодекса» Феодосия для галлоримлян, и каноническое право в церкви Галлии, к которой принадлежали православные христиане из обоих народов. Язычники среди галло-римлян давно уже представляли собой явление экзотическое, но среди франков их было немало. По преданию, раздел территории между братьями был произведен их матерью Хродехильдой, или Клотильдой. При этом каждому королю досталась примерно равная доля фиска – налогооблагаемой базы, и их владения не представляли собой компактной массы. Столицами были выбраны города, расположенные на северо-востоке или на севере Галлии, в местах преобладания либо заметного присутствия франков. Резиденции старшего сына Теодориха находились в Реймсе и Меце, Хлодомира – в Орлеане, Хильдеберта – в Париже и Хлотаря – в Суасоне. Владения Теодориха включали современные Шампань, Лотарингию, зарейнские владения Меровингов, а также оторванную от этой территории восточную часть Аквитании; королевство Хлодомера простиралось по берегам Луары в ее среднем и нижнем течении с Туром, Пуатье и Нантом; во владения Хильдеберта входили Иль-де-Франс и Нормандия; и наконец, младшему из братьев Хлотарю достались Фландрия, Пикардия, Брабант и в довесок оторванная от этой компактной территории Западная Аквитания и Гасконь с Бордо и Тулузой. Ко времени смерти Хлодвига расположенные в пределах современной Франции Бретань, Бургундия, Прованс и Септимания оставались вне владений Меровингов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Воспользовавшись трудным положением Рима в ходе его войны с Карфагеном, македонский царь Филипп V заключил военный союз с Ганнибалом и в 215 г. до Р. Х напал на римские гарнизоны в Иллирии. Стремясь иметь союзников в этой войне, Рим, главные силы которого были заняты противоборством с Карфагеном, сумел благодаря искусной дипломатии вовлечь в войну против Македонии Этолийский союз и еще несколько полисов Эллады, в том числе Спарту, где у власти стоял тогда тиран Набис, а также малоазийское Пергамское царство. Эта первая Македонская война велась в основном силами балканских союзников Рима и в 205 г. завершилась поражением Македонии. В результате одержанной победы Рим прочно закрепился на иллирийском побережье, отрезав Македонию от выхода к Адриатике. Чтобы компенсировать утраты на западе новыми приобретениями на востоке, Филипп заключил союз с Антиохом III, направленный против Птолемеевского Египта; союзный договор предусматривал раздел птолемеевских владений на Архипелаге и в Азии между империей Селевкидов и Македонией. В соответствии с договором Антиох оккупировал Келесирию, а Филипп напал на греческие города, расположенные по берегам Босфора и Геллеспонта, захватив большую их часть; затем македонские войска заняли Карию. В ответ на экспансию Филиппа в войну с ней вступили Пергам, Родос, Афины и Византий. В морском сражении у острова Хиоса в 201 г. до Р.Х. победу одержала антимакедонская коалиция, а затем победители обратились в Рим с просьбой о помощи против Филиппа. После победы над Карфагеном руки у Рима были развязаны, и он с готовностью заключил договор с Пергамом и его союзниками о совместных действиях, а также с успехом провел переговоры с Антиохом III о его нейтралитете в начавшейся войне, признав, со своей стороны, принадлежность Келесирии империи Селевкидов. В 200 г. римские легионы десантировали в Греции и начали наступление в северном направлении, действуя против вооруженных сил Македонии; тем временем Пергам и его союзники блокировали Эгейское побережье Македонии; c севера на Македонию напали фракийские племена; и все же Филипп упорно сопротивлялся. Тогда Рим подключил к антимакедонской коалиции вначале, в 199 г., Этолийский, а затем также Ахейский союз, Спарту и беотийские полисы. В сражении при Киноскефалах (Собачьих головах) в Фессалии в 197 г. римская армия под командованием Тита Квинция Фламмина нанесла поражение Македонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Сыновья умершего короля погребли его останки в базилике святого Медарда в Суасоне и приступили к дележу отцовского наследства, подобно тому как за полвека до этого делилось наследство их великого деда. Правда, упреждая раздел, самый энергичный из братьев, Хильперик, попытался действовать нахрапом. После похорон отца он примчался в его виллу в Берни и захватил хранившиеся там отцовские драгоценности; на приобретенные средства он подкупил франков из отцовской дружины, которые принесли ему присягу и провозгласили его королем. Затем он с этой дружиной вошел в Париж и овладел им без сопротивления, но его братья, не желая терпеть самоуправство и действуя заодно, изгнали его из Парижа, после чего и приступили к разделу королевства, по великодушию, не лишив доли и Хильперика. Старшему из них, Хариберту, достались прежние владения их дяди Хильдеберта со столицей в Париже, включая Западную Аквитанию с Бордо, Беарном, Периге, Кагором, – иными словами, компактная территория Западной Галлии от Северного моря до Пиренеев, но без Бретани, на которую его власть простиралась номинально, но которая фактически оставалась независимой. Города Нант и Ренн принадлежали Хариберту, однако к западу от Ренна начиналась уже независимая от франков страна, в основном населенная кельтскими переселенцами из Британии, ассимилировавшими остатки местных галлов. Северная часть владений Хариберта получила название Нейстрии (от франкского Neoster rike, что буквально значит «не-восточное королевство»), употреблявшееся затем в течение долгого времени. Второй из сыновей Хлотаря, Гунтрамн, получил в удел прежнее королевство Хлодомера со столицей в Орлеане, ему же при этом отошла и вся Бургундия, то есть долины рек Роны и Соны, от Вогезских гор на севере до Альп, так что хотя столица Гунтрамна находилась вне Бургундии, тем не менее именно его королевство и стали с тех пор называть Бургундией, по имени большей части его владений. Принадлежавшие ранее к владениям Хлодомера города Шартр, Тур и Пуатье Гунтрамн уступил Хариберту. Гунтрамн владел также большей частью Прованса с Арелатом и средиземноморским портом Ниццей. Владения Гунтрамна отличались прочностью сохранившихся в них галло-римских традиций и большим экономическим благополучием, чем другие королевства, которым оно было обязано главным образом средиземноморской торговле. Несмотря на свое воинственное имя, которое в переводе с франкского диалекта значит «ворон битвы», Гунтрамн был, по характеристике современников, благочестивым и миролюбивым правителем, насколько это было возможно для короля из династии Меровингов. Стремясь снискать популярность среди местного населения, он назвал своего сына, который, правда, рано умер, Гундобадом, в честь короля бургундов, о котором в народе осталась благодарная память.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Одновременно фельдмаршалу Румянцеву приказано было, действуя вместе с королевскими войсками, разгромить конфедератов. Вожаки конфедератов Красницкий и Потоцкий обратились за помощью к Франции и Турецкой Порте. Турция объявила войну России и потерпела поражение. В этих обстоятельствах прусское правительство предложило разделить территорию Польши. В 1772 году произошел первый раздел . Россия получила восточную часть Белоруссии с Могилевом и Витебском. На отошедшей к России территории униаты массами возвращались сами в Православие. В самой Польше в 1770–1780 годы 800 униатских приходов вернулось в лоно Святой Церкви. На русской земле, оставшейся в пределах Речи Посполитой, учреждена была православная Переяславская епархия. Но притеснения православных в Польше не прекращались. В 1789 году епископ Переяславский Виктор, утвержденный королем, был схвачен, закован в кандалы и силой доставлен в Варшаву. Многие из священников вынуждены были бежать в Россию. В начале 90-х годов в Польше начались новые междоусобные смуты. Образовалась антирусская Торговицкая конфедерация. В ответ на это Екатерина II опять послала войска в Польшу, а с запада двинулась прусская армия. Гродненский сейм 3 июля 1793 года принял требования России и Пруссии: состоялся второй раздел Речи Посполитой, по которому к России отошли исконно русские земли – Минская область, половина Волыни, Подол. Тогда же была учреждена отдельная Минская епархия. Прошло полгода – и в Польше вспыхнул новый мятеж. Ночью в Великий Четверг 1794 года заговорщики напали на русский гарнизон в Варшаве. Под ножами тайных убийц пало более 2000 русских солдат. Восстание было подавлено войсками А.В. Суворова. Вслед за взятием Варшавы в 1795 году последовал третий и последний раздел Польши. К России отошла Литва с городом Вильно, Гродненская область и Курляндия. Ни пяди исконно польских земель не досталось России – вместе с Русской Галицией они были присоединены к Австрии и Пруссии. Задуманная в Риме насильническая и авантюристическая уния, поставившая в положение париев едва ли не половину населения Речи Посполитой, обернулась для Польши потерей национального суверенитета. Цепляясь за остатки великодержавных претензий, польские шовинисты погубили свое государство.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Глава 3. Римская империя в V столетии 1. Правление Аркадия и Гонория. После кончины Феодосия Великого, 17 января 395 г., правителями империи стали два его сына: 18-летний Аркадий Флавий и 11-летний Гонорий Флавий, к тому времени оба уже носившие титул августов. Умирая, отец завещал старшему сыну править на востоке империи, а младшему – на западе, где до своей гибели правил Валентиниан II, а ранее – его брат Грациан. Речь шла, естественно, лишь о распределении сфер ответственности, а не о разделении государства, которое сохраняло свою целостность, оставаясь единым политическим и юридическим пространством. Подобным же образом территория Римской империи разделена была в порядке управления после кончины святого Константина между тремя его сыновьями; принципиально от этой системы не отличались ни введенная Диоклетианом тетрархия, ни имевшие место и до него случаи соправительства августов, чреватые осложнениями в их взаимоотношениях, выливавшимися порой в гражданские войны, но никогда не обозначавшими раздел государства. Как и прежде, годы именовались именами двух консулов: западного и восточ­ного. Между тем последовавшее за смертью Феодосия Великого назначение двух преемников с разделением между ними импер­ской территории послужило для многих историков поводом для того, чтобы придать этому событию непомерное, гипертрофиро­ванное значение. Его переквалифицировали в раздел империи на два отдельных государства, и на этой основе была сконстру­ирована никогда не существовавшая в реальном мире Западная Римская империя; более того, началом или концом ее призрач­ного бытия принято стало обозначать рубеж между античной эпохой и средневековьем. Аркадий родился в Испании около 377 г., незадолго до того, как его отец был призван к участию в верховной власти. Феодосий назначил его своим соправителем с титулом августа еще ребен­ком, в 383 г., – в отсутствие формального института наследова­ния императорской власти в Риме, остававшемся юридически республикой. Возведение в сан цезаря и затем августа служило завуалированной формой объявления наследника. В Констан­тинополе Аркадий получил основательное классическое и хри­стианское образование – его учителями были известный ритор Фемистий и знатный сенатор Арсений, который незадолго до кончины Феодосия, около 394 г., покинул двор и мир, перепра­вился в Египет и стал там монахом в Скитской пустыне. В исто­рию Церкви он вошел с именем Арсений Великий . Святой Арсе­ний давал уроки и младшему брату Аркадия Гонорию, который родился в 384 г., в бытность его отца уже императором. Впослед­ствии, со времен Ираклия, когда империя приобрела откровенно монархические черты, сыновей и дочерей императоров, рожден­ных во дворце, в пору правления их отцов, стали называть порфиророгенетами, или, по-русски, багрянородными. В 390 г. Гонорий был провозглашен августом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

II. Состав и устройство Церкви 18. Состав Церкви 18. 1. Глава и члены Церкви Церковь , по авторитетному определению «Пространного Катехизиса» митрополита Филарета, является «Богом установленным обществом человеков, соединённых между собой Православной верой, законом Божиим, священноначалием и Таинствами» 183 . Основатель Церкви Иисус Христос всем Апостолам дал одинаковую власть в ней, удержав за Собой верховное главенство, называя Себя «Пастырем добрым» ( Ин. 10, 114 ). Подобно тому, как между Апостолами, по заповеди Христа, не было первенства власти, так и все епископы, какую бы кафедру каждый из них ни занимал, равны в достоинстве и сакраментальной власти, хотя и различаются по объёму административных полномочий. В Церкви поэтому нет места для вселенского главы, замещающего Самого Спасителя. Церковь , являясь Телом Христовым, имея своей Главою Самого Спасителя, состоит из членов – братьев, равных между собой перед лицом правды Божией, имеющих одинаковую надежду на Царство Небесное. Народ Божий, по слову Апостола Петра, «род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет. 2, 9 ). Члены Церкви связаны между собой не общностью национальности, языка, сословия, а иной общностью, более высокой – единством веры и единством духовной жизни. 18. 2. Клирики и миряне Все члены Церкви равны в своих надеждах на спасение, на вхождение в Царство Небесное. Но, как и во всяком живом организме в церковном Теле каждый член имеет своё назначение: «Дары различны, но Дух один и тот же; служения различны, а Господь один и тот же», – учит Апостол Павел ( 1Кор. 12, 4 – 5 ). В послании к ефесянам сказано: «Он поставил одних Апостолами, других – пророками, иных – евангелистами, иных – пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истиною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого всё тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» ( Еф. 4, 11 – 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

 В Священном Писании служение церковных вдовиц упомянуто в 1Тим. 5:9–11 : Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак. Служение церковных вдовиц упоминается также в ряде правил: Карф. 38 (47), Вас. Вел. 18 и 24. На церковный статус церковных вдовиц более всего света проливает 24-е правило Василия Великого , в котором, в частности, говорится: «Вдову, причтенную в число вдовиц, то есть от Церкви снабдеваемую, апостол повелевает оставити без попечения, аще посягнет за мужа… Вдова шестидесятилетняя, аще паки восхощет сожительствовати мужу, да не удостоится приобщения святыни, доколе не престанет от страстныя нечистоты. Аще же, прежде шестидесяти лет, причтем ее в число вдовиц, то наша вина, а не жены сия». Из этого правила вытекает, что если вдова, посвященная в чин церковных вдовиц, пожелает вступить в брак, то, во-первых, она лишается содержания со стороны христианской общины, а во-вторых, по толкованию епископа Никодима (Милаша) на данное правило, «таковую сумасбродную женщину надлежит лишить святого причащения до тех пор, пока не перестанет сумасбродствовать и не излечится от нечистой страсти». Это прещение, однако, не распространяется на пожелавшую выйти замуж вдову, посвященную в церковные вдовицы в возрасте до 60 лет, поскольку такое посвящение совершено было вопреки ясному указанию апостола Павла. Это уже вина епископа, совершившего незаконное поставление. Поскольку церковные вдовицы и диакониссы упомянуты в одном ряду в 40-м правиле Трулльского Собора, то сказанное о диакониссах в 19-е правиле 1 Вселенского Собора одинаковым образом касается и церковных вдовиц: «Они никакого рукоположения не имеют, так что могут совершенно быть счисляемы с мирянами». Вальсамон в толковании на 24-е правило Василия Великого пишет о том, что церковные вдовицы носили «мирское одеяние». В этом можно видеть еще один аргумент в пользу того положения, что церковные вдовицы хотя и составляли определенный церковный чин, но при этом не принадлежали к числу клириков, подобно тому как не принадлежали к клирикам древние копиаты, или фоссоры (гробокопатели), как не принадлежат к клиру и современные пономари или певчие, хотя, в отличие от современных пономарей, алтарников или певчих, древние церковные вдовицы, равно как диакониссы и пресвитериссы, имели некое посвящение в свой чин.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010