444 Духовный Регламент продолжает: «но дабы сие не подало вины к бесстрашию и презорству своих пастырей, уставить духовное коллегиум не малое наказание на тех, которые бы ложным доношением пастырей турбовать дерзнули, или всуе от суда епископского на суд духовного коллегиум учинили бы провокацию». 447 См. Правила благочиннических советов Смоленской епархии в «Календаре для духовенства» при Церковно-Общ. Вестнике на 1877 г. 448 Комитет был составлен под председательством архиепископа (впоследствии митрополита) Макария, из 16 членов как духовных (членов консисторий), так и мирян – юристов, практиков и теоретиков и проч. 449 По проекту духовно-судебная власть принадлежит духовным судьям, духовно-окружным судам, судебному отделению Св. Синода. Духовный судья есть власть единоличная, компетенция которого протирается на определенный участок епархии (следовательно, в епархии их должно быть несколько). Власть духовно-окружного суда, учреждения коллегиального, состоящего под председательством лица архиерейского сана, из членов белого и монашествующего духовенства простирается на несколько епархий (следовательно, в епархиальном городе не должно быть судебной инстанции, так что епархиальный архиерей совсем не участвует в отправлении суда, жалобы же на участковых духовных судей должны направляться в духовно-окружные суды, распространяющие свое действие на многие епархии). Власть судебного отделения Св. Синода. учреждения коллегиального же, состоящего из первоприсутствующего и членов архиерейского и пресвитерского сана (последних должно быть 1/3), равно как власть самого Св. Синода, простирается на всю русскую церковь (см. ч. II проекта, гл. гл. 1–4). 450 В учреждении канцелярии обер-прокурора Св. Синода (П. С. З. 12068) между предметами занятий канцелярии значатся: «дела по всеподданнейшим и частным жалобам на решения Св. Синода и подведомых оному мест и лиц». 451 Geib. Geschichte des röm. Criminalprocesses. Leipzig, 1844; Fessler; o. c. Kellner; o. c. Molitor. 452 Мф. 13:15–17 : «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви, а если и церкви не послушает, да будет он тебе как язычник и мытарь».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

5–354). Итак, и в свой период увлечения православием Толстой не признавал догмата Троицы, догмата Воскресения Христова и отвергал таинство евхаристии. О каком православии может идти речь? Скорее, можно упрекать Толстого за то, что он, не веря в евхаристию, дерзнул подойти к Святой Чаше. Искусственность этой попытки Толстого приблизиться к церкви, не разделяя ее верований, очень тонко подметил Святейший Патриарх Сергий (тогда епископ Ямбургский), опубликовавший в 1901 г. в «Церковном Вестнике» статью «Мысли православного епископа по прочтении новой исповеди графа Л. Толстого». Святейший Патриарх (тогда епископ Ямбургский) сравнивает Толстого с умирающим Николаем Левиным, когда «этот давнишний невер, живший вдали от церкви, перед смертью вдруг решает служить молебен, думая, что у него вдруг появится в душе вера, которая исцелит его от чахотки. Он тупо и бессмысленно смотрит на икону, усиленно крестится, старается разгорячить себя, но, конечно, ничего из этого не получается, после молебна он со злостью велит убрать икону, разочаровавшись в ее чудодейственности». (Цитирую по книге архимандрита, ныне архиепископа, Иоанна «Толстой и церковь», Берлин, 1939 г., стр. 145) . Итак, можно говорить лишь о попытке Толстого приблизиться к православию. Следовательно, Толстой не отступник от православной церкви, к которой он никогда не принадлежал, а неверующий человек, ищущий истину и идущий к Христу. В этом и есть коренное недоразумение, порожденное обстановкой официального православия: церковникам казалось, что он уходит от Христа, а он, наоборот, шел к Нему от неверия и остановился на полпути. Каков путь Толстого к Христу? «Между фарисеями был некто именем Никодим, один из — начальников иудейских, он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! Мы знаем, что Ты — Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, как Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». ( Ин. 3:2 ). «Я естественно обратился прежде всего к верующим людям моего круга, к людям ученым, к православным богословам, к монахам-старцам, к православным богословам нового оттенка и даже к так называемым новым христианам, исповедующим спасение верой в искупление.

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

—88— рархии, как завершение последней, есть неудачное обобщение частных исторических явлений. Отдельные епископы – монархи и даже прямо деспоты и тираны могли быть и в III-м, как и последующих веках, но это – единичные явления, – уклонения от апостольской нормы, а не ее развитие. Они также противны духу апостольской иерархии, как и «непогрешимый папа». Таково содержание и значение иерархического принципа в церковной организации по данным первохристианства. Он непосредственно проистекает из сущности, или природы церкви. Без него нет церкви. Но не противоречит ли этот принцип апостольскому учению о всеобщем священстве церкви ( 1Пет.2:9 ) и об отменении ветхозаветного священства и закона о нем, ясно выраженном в послании к Евр.7:12–18 ? Мы не будем рассматривать во всей подробности этого старого вопроса, тщательно исчерпанного догматическими исследованиями разных вероисповеданий. Самый смысл этого вопроса стоит в тесной связи с другим – должна ли в церкви совершаться общественная молитва и в частности общественное бескровное жертвоприношение, или же допустима только индивидуальная, чисто духовная и тайная – «в клети своей?» Раз – признается в принципе первая, то необходимо и особенное значение в ней иерархии. Наглядным доказательством этого положения служат опыты сектантов всякого рода, допускающих общественные молитвенные собрания: ратуя против церковного священства, эти сектанты изощряются в изобретении разнообразных суррогатов его, разнообразных пародий на иерархию. Но общественная церковная молитва и общественная духовная жертва, как необходимая сторона жизни церковной и даже главная ее задача, заповедуются апостолами именно в тех местах их посланий, на которые опираются так называемые «духовные» христиане, отрицающие церковную иерархию. «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному и сами, как живые камни, устрояйте из сябя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, бла- —89— гоприятные Богу Иисусом Христом... Вы род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства призвавшего вас из тьмы в чудный свой свет» ( 1Пет.2:4, 5, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

96. ПОЧЕМУ БОГ НАЗЫВАЕТСЯ ВСЕДЕРЖИТЕЛЕМ? Бог называется Вседержителем потому, что Он всё, что ни есть, содержит в Своей силе и в Своей воле. 97. ПОЧЕМУ БОГА МЫ ИМЕНУЕМ ТВОРЦОМ? Слова Символа веры: Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым говорят о том, что всё сотворено Богом и ничто не может быть без Бога. 98. Эти слова взяты из св. Писания. Книга Бытия начинается словами: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт 1:1). Ап. Павел об Иисусе Христе, Сыне Божием, говорит: Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано (Кол 1:16). 99. КОГО МЫ ПОДРАЗУМЕВАЕМ ПОД НАЗВАНИЕМ “НЕВИДИМЫХ”? В Символе веры под наименованием невидимых следует понимать невидимый, или духовный мир, к которому принадлежат ангелы. 100. КТО ТАКИЕ АНГЕЛЫ? Ангелы — духи бесплотные, одарённые умом, волей и могуществом. 101. Имя Ангел значит вестник. 102. Они так названы потому, что Бог посылает их возвещать Свою волю. Так, например, Архангел Гавриил был послан предвозвестить Пресв. Деве Марии зачатие Спасителя. 103. КТО СОТВОРЕН РАНЬШЕ: ЛЮДИ ИЛИ АНГЕЛЫ? Невидимое сотворено прежде видимого, и Ангелы — прежде людей (Православное исповедание, ч. 1, вопрос 18). 104. Свидетельство об этом можно найти в св. Писании. В книге Иова Сам Бог о сотворении земли говорит так: На чем утверждены основания ея, или кто положил краеугольный камень ея, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? (Иов 38:6,7). 105. КТО ТАКИЕ АНГЕЛЫ ХРАНИТЕЛИ? Название Ангела хранителя взято из следующих слов св. Писания: Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих (Пс. 90:11). 106. Для каждого из нас есть ангелы хранители. В этом удостоверяют нас следующие слова Господа Иисуса Христа: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного (Мф 18:10). 107. КТО ТАКИЕ ДЕМОНЫ? Не все ангелы добры и благодетельны. Есть злые ангелы, которых иначе называют диаволами или бесами.

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

А затем при вчитывании в Писание замечаешь, что мир зла, мир тех духов, что не слишком симпатизируют человеку, Библией помещается не под землей, а над землей. Земля - блокированная планета, она окружена поясом враждебных человеку духовных стихий, через которых наднебесный Творец должен пробиваться к людям. В десятой главе книги пророка Даниила Ангел, которого он молил о помощи, смог прийти к нему только три недели спустя после обращения пророка. Причину же своей задержки ангел " великой силы " (Дан. 10, 1) объяснил так: " С первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим. Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне. А теперь я пришел возвестить тебе... " (Дан, 10.12 - 13). Итак, Господень вестник не может беспрепятственно проникнут в мир людей. Некие духи, обратившие на себя религиозный энтузиазм язычников (в данном случае - персов), оказывают реальное сопротивление благодати. И лишь с помощью архангела Михаила (который в церковном предании не случайно называется " архистратигом - военачальником - небесных сил " ) блокаду удалось разомкнуть - и то лишь на время. " Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции " (Дан. 10, 20). Здесь демоны именуются по имени тех языческих народов, которые им служат. Но живут они не на земле этих народов и не под нею. С точки зрения обыденного мифологического мышления, место обитания демонов - это подземелье, подземье. Народное представление помещает ад под землей, там, где кипит магма. Но в Библии речь, скорее, идет о том, что " духи злобы " обитают в небесном мире. Они так и называются - " духи злобы поднебесной " (Еф. 6, 12), а отнюдь не " подземной " . Для библейских авторов богоборческие духи - это некие космические существа, обитатели именно небесных, а отнюдь не подземных сфер. Оказывается, тот мир, который люди привыкли называть " видимым небом " , отнюдь не безопасен, он стремится подчинить себе человеческое сердце...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Аминь. Беседа 2. В понедельник светлые седмицы Во дни они, возвратишася Апостолы во Иерусалим от горы порицаемые Елеон, яже есть близ Иерусалима, субботы имущия путь ( Деян.1:12 ). В предложенном ныне чтении из книги Деяний Апостольских говорится о том, как ученики Господа Спасителя проводили время после вознесения Его на небо до сошествия на них Святого Духа в день пятидесятницы, и как, на место отпадшего Иуды, избран был в апостольское звание святый Мфей. По вознесении Господа на небо, Апостолы «возвратились с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.» Апостолы теперь убедились в том, что Господь более не будет видимо обращаться с ними; не явится им, при затворенных дверях, как прежде являлся до вознесения на небо: Он своим человеческим естеством вознесся на небо; сами они видели, как облако взяло Его из вида их; они смотрели на небо, во время восхождения Его. И небесные вестники или Ангелы, в виде двух мужей, в белой одежде, представшие им, возвестили, что Иисус вознесся на небо, что Он и опять придет таким образом, как они видели Его восходящего на небо ( Деян. 1, 5–11 ). Но Апостолы, по вознесении Господа на небо, пошли не в свою страну, не в Галилею, откуда они происходили, но в Иерусалим, помня повеление Господа: а Он заповедал им не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного от Отца, т. е. сошествия Святого Духа. И егда внидоша, взгдоша на горницу, итыке бяху пребывающе, Петр же и Иаков, и Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Мфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда Иаковл. «И пришедши, взошли в горницу, где и пребывали». Пришедши с Елеонской горы, Апостолы взошли в горницу, – полагают на основании церковного предания, в ту самую горницу, в которой Господь совершил последнюю вечерю с Своими учениками, за которою установил таинство Евхаристии. В этой горнице ученики Христовы пребывали до сошествия Святого Духа; в этой горнице совершилось и великое событие сошествия Святого Духа на Апостолов и всех верующих в Иисуса Христа. Святый Лука перечисляет Апостолов, бывших в этой горнице, и говорит: «где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова». Не всех обозначил Лука, которые были в горнице, но только избранных в число двенадцати Апостолов. Святой Златоуст говорит: «не без причины упомянул Лука поименно об учениках: так как один из них сделался предателем, другой отрекся, третий не поверил; то он показывает, что, кроме одного предателя, все были целы» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Бог от юга грядет! Правда Царства Божия торжествует. И, риторически, вопрошает пророк: Разве на реки воспылал, Ягве, гнев Твой? Разве на реки негодование Твое, или на море – ярость Твоя, что Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные? Эти пророческие вопрошания относятся к двум поразительным событи­ям исхода израильтян из Египта и их вступления в Обетованную Землю. Чудесный переход под водительством Моисея через Чермное море и гибель в нем колесниц фараоновых при исходе и вновь чудесный переход через Иор­дан израильского народа под водительством Иисуса Навина при вхождении в Ханаан. Поэтически это было некогда воспето псалмопевцом: Море увидело и побежало; Иордан обратился вспять. 562 Разве... на море – ярость Твоя, что Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные? Ярость Божия развела море в разные стороны, чтобы, как посуху, прошли израильтяне, и вновь сомкнула его над колесницами фараоновыми, мчавши­мися погубить Израиль. Разве на море была ярость Божия, когда Бог гнал его сильным восточным ветром всю ночь? Нет! То воспылал гнев Ягве на неправ­ду и жестокое сердце фараона и начальников Египетских. Пришло время, и правда Божия должна была осуществиться, обетования Божии исполниться. Когда фараон запряг колесницу свою и взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, разве ведомо было кому, что это сам Бог восходит на коней Своих, на колесницы спасительные?! Сыны Израилевы, оглянув­шись, увидели всадников смерти своей, а они оказались для них колесницами Господа спасительными. Они слышали топот коней Божиих! О, непостижи­мые пути правды Божией! Гнались колесницы фараоновы, неся гибель, а не­слась колесница правды Божией, открывая путь из рабства и изводя из него. И природные стихии – в услужении Творцу. Святой псалмопевец воскли­цает: Ягве, Боже мой! Ты дивно велик …………………………………………….. делаешь облака твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра, Ты творишь вестниками Твои ветры, служителями Твоими огонь пылающий. 563 На колесницу облаков неба, на крылья ветра восходит Господь и соверша­ет суды Свои на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Бодрствуй, и утверждай прочее близкое к смерти; ибо я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то я найду на тебя как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя». – Когда Ангелы церквей или церковные пастыри судятся за вины пасомых, как за собственный, или безраздельно от собственных провинностей, (или возводясь этим к соучастию в человеколюбивом духе Агнца Божия, вземлющего грехи мира, как бы они были свои Ему, или осуждаясь за недостаток и ослабление в себе этого Христова человеколюбия): то в состоянии христианского мира, раскрытом в этом отделении Апокалипсиса, что иное прилично церковному пастырству, кроме изреченного здесь Господом Ангелу Сардийской Церкви? В прямое оправдание этих слов: прииду на тя, яко тать, немного далее уже и слышится в Апокалипсисе: се гряду (т. е. уже «иду») яко тать: блажен бдяй и блюдый ризы своя и проч. (XVI; 15). с правым христианством, только имя иметь —589— яко жив, а мертвым быть, значит истинно упадать с высоты живого духа, свойственного христианству, в мертвый, равноиудейский дух, – на что указывает и сокращение числа избранных в этом периоде, как это мы поставили на вид выше (см. иссл. XIV-й гл.). «Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек. которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны. Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажду имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его». – И действительно, истинных христиан – живых чад Отца Небесного, не осквернившихся пороками, Откровение определенно исчисляет лишь столько в этот период, сколько, в начале христианства, исчислено Откровением в остатке верующих во Христа иудеев, с отвержением иудейского большинства – неверующего. (XIV, 1, слч. VII, 4. См. иссл. сих мест). Прибавление об остальных главах Апокалипсиса Этою частию Апокалипсиса мы и заключим наши подробные исследования об Апокалипсисе: ибо в своих исследованиях мы дошли почти до современности нашей, еще трудящейся над исполнением Божественных о ней определений и окончательно еще не определившейся в событиях, а пророчественные откровения выясняются главным образом самыми событиями или исполнением уже своим в событиях.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В десятой главе Книги Пророка Даниила Ангел, которого Пророк молил о помощи, смог прийти к нему только три недели спустя после обращения Даниила. Причину же своей задержки Ангел великой силы (Дан. 10, 1) объяснил так: С первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим. Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне… А теперь я пришел возвестить тебе (Дан. 10, 12–14). Итак, Господень вестник не всегда может беспрепятственно проникнуть в мир людей. Некие духи, обратившие на себя религиозный энтузиазм язычников (в данном случае – персов), оказывают реальное сопротивление благодати. И лишь с помощью Архангела Михаила (который в церковном предании не случайно называется «Архистратигом – военачальником – Небесных Сил») блокаду удалось разомкнуть – и то лишь на время. Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции (Дан. 10, 20). Здесь демоны именуются по имени тех языческих народов, которые им служат. Но живут они не на земле этих народов и не под нею. Потому в Библии духи злобы так и называются – поднебесные духи злобы (ср.: Еф. 6, 12). Для библейских авторов богоборческие духи – это обитатели именно небесных, а отнюдь не подземных сфер. Оказывается, тот мир, который люди привыкли называть «видимым небом», отнюдь не безопасен, он стремится подчинить себе человеческое сердце… Часть 2 Небеса скрывают от человека Бога – и эту блокаду надо прорвать. О, если бы Ты расторг небеса и сошел! – восклицает ветхозаветный Пророк Исаия (Ис. 64, 1). Еще одна древняя библейская книга обличает иудеев за то, что они оставили все заповеди Господа… и поклонялись всему воинству небесному (4 Цар. 17, 16). Уже в Пятикнижии уникальность религиозного опыта Израиля описывается так: Воинство небесное… Господь, Бог твой, уделил… всем народам под всем небом. А вас взял Господь [Бог]… дабы вы были народом Его удела (Втор. 4, 19–20). Пророк Исаия предвидит День гнева, День падения «Космических Иерархий»: Истлеет все небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист – со смоковницы. Ибо упился меч Мой на небесах (Ис. 34, 4–5).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Жены-мироносицы – вестницы Воскресения Христова 05.05.2014 1734 Время на чтение 7 минут В мирской, околоцерковной и часто даже в церковной среде бытует некий предрассудок, предубеждение – что положение женщины, по сравнению с мужчиной, в Церкви несколько принижено. И это надо понимать именно в самом прямом смысле этого слова – как пред-рассудок, как то, что принимается без рассуждения, как убеждение, которое рождается прежде самого убеждения в том, что это действительно так. То, что это пред-убеждение принимается с такой легкостью, объясняется, на мой взгляд, тем, что те, кто соглашаются на это, просто не знакомы с проблемой – и потому принимают такие взгляды по какому-то эмоциональному предпочтению, а, проще говоря, по страстному и корыстному, в сущности, мотиву и порыву. Это мнение особо льстит мужчинам, но Евангелие обличает всех мужчин, ведь возле распятого Христа остались женщины-мироносицы, - ведь это они, как это позволил иудейский закон, отправились к месту Его погребение, чтобы умастить Его тело благовониями. Они шли просто исполнить положенный при погребении обряд – они, не ожидали не застать Его в могиле – они не ожидали Его Воскресения, иначе - зачем же им надо было бы брать с собой благовония для умащения мертвого тела? Они были обеспокоены только одним – кто отвалит им камень, закрывающий вход в могилу. «И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба» (Мф. 28: 2). Женщины с удивлением увидели, что на месте, где они ожидали застать тело, лежали сброшенные пелены, которыми иудеи обвивали тело умершего. Явившийся им Ангел сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал…пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите» (Мф. 5-7). Женщины сразу же поверили Ангелу – у них не возникло и тени сомнения в том, что Иисус воскрес - они, как сказано в Евангелии, «выйдя поспешно из гроба, …со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его» (Мф. 28: 8). А вот про учеников сказано, что «иные усомнились» (Мф. 28: 17). Евангелист Лука рассказывает об этом более подробно и с обличающей апостолов откровенностью – «и показались им слова их пустыми, и не поверили им» (Лк. 24: 11). Из Евангелия мы узнаем, что первыми вестниками Воскресения стали женщины – они восприняли это право первенства – и фактически стали апостолами апостолов.

http://ruskline.ru/special_opinion/zheny...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010