Ф. 797. Оп. 84. Д. 510. Л. 136-137). 14 янв. 1915 г. Синод подготовил резолюцию о необходимости восстановления Манявского Крестовоздвиженского скита, после чего 19 февр. обер-прокурор Синода В. К. Саблер официально обратился к генерал-губернатору Галиции гр. Г. А. Бобринскому с предложением воссоздать Манявский скит, но уже 11 марта Саблер в письме Бобринскому предложил создать правосл. мон-рь в с. Зарваница Подгаецкого у., где находилась особо чтимая икона Божией Матери, находя это более желательным, чем устройство Манявского скита. Эта позиция не была поддержана министром внутренних дел Н. А. Маклаковым, который в письме от 15 марта 1915 г. настаивал на скорейшем возобновлении скита в Маняве. В сент. 1914 г. рус. войска заняли Буковину, исторически тяготевшую к Галиции. При этом митр. Буковинско-Далматинский и архиеп. Черновицкий Владимир де Репта со своей консисторией покинул епархию. 28 апр. 1915 г. Синод поручил архиеп. Евлогию временное управление Буковинской епархией, с сохранением ее самостоятельности как автономного церковного образования в ведении Синода. Предложение черновицкого губернатора С. Д. Евреинова о назначении для Буковины особого викария было отклонено. В мае 1915 г. австро-венг. войска вновь заняли территорию Буковины. Вскоре рус. войска оставили Львов. 11 июля было принято решение о расформировании управления временного генерал-губернаторства Галиции, в связи с чем подлежало упразднению и возглавляемое архиеп. Евлогием духовное управление галицкими церквами, несмотря на попытки Евлогия до последнего сохранить его деятельность как структуры «в изгнании» (Там же. Л. 309-310). Архиеп. Евлогий вернулся на свою кафедру в Житомир. Часть униат. клириков, находившихся в 1914-1915 гг. в ведении правосл. Галицкого церковного управления, отказались вернуться в унию, несмотря на различные понижения и санкции со стороны униат. иерархии за свое «отступничество» (священники Филипп Борецкий, Стефан Клубок, Иоанн Лёгкий, Антоний Криницкий, Евгений Кушпета, Григорий Курилас и Григорий Боечко после 1915 г. остались в Православии, переехали из Галиции на Волынь, где получили приходы, а позже, оказавшись в межвоенный период в польск. части Волыни, были делегированы священноначалием в новообразованные правосл. приходы Галиции). Т. о., попытка возрождения Православия в Галиции в 1914-1915 гг. стала значимой вехой в церковной истории края. 1924-1939 гг.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

А приговор сей или соборное уложение писал аз новгородец Феодосий Васильев, в лето миробытия 7202 года июня в 3 день. И вместо отца своего духовного Харитона Карповича, за неумением грамоте, за него и за себя руку приложил Феодосий Васильев. – К сему приговору братскому и всея соборныя церкве Тимофей Иевлев руку приложил. – Антон Симеонов руку приложил. – Никита Андреев руку приложил. – Иван Андреев руку приложил. – Дементей Иванов руку приложил. – Вместо отца своего духовного Симеона Ларионова неграмотного, его прошением, крылошанин Василий Петров руку приложил. – Терентий Васильев руку приложил. – Савин Михайлов руку приложил. – Егор Андреев руку приложил. – Павел Иванов. – Матвей Федотов. – Вместо Артемона Осипова руку приложил Михаил Андреев. – Никита Григорьев. – Иван Егоров. – Петр Феодоров. – Иван Феодоров. – Андрей Гаврилов руку приложил. – Петр Герасимов. – Степан Афанасьев. – Афанасий Симеонов. – Федор Никитин. – Федул Дмитриев. Тем же, возлюбленная братия наша, припадая молим вы, подвизатися о преданней вере святым единою сим. Аминь. 7. Челобитная диакона Игнатия парю Алексею Михайловичу 894 Соловецкой обители экклисиарх Игнатий бьет челом царю Алексею Михайловичу, самодержцу всея Русии. Приношу тебе, самодержавне, на российское синодальное содержание. Они, власти, ныне на честных крестах, подражая Ария еретика ереси, проста человека быти Царя Христа проповедуют, пишуще единолитерно, I. Н. Ц. I. Сие не богословне, – не тако Пилат писа на первобытном кресте, царю: писах о зависти жидовской многолитерно – поеврейски, погречески и римски. Написание зрехом: Исус – гречески, Назарянин – еврейски, Царь Иудейский – римски. Сие писал Пилат – неистовство жидовское и зависть непщуя, яко на своего царя восстала. Зде проста человека, земли царя, сказует, в надписании тако, царю, а не небеси царя. Аще бы ведал Пилат Христа – Царя небеси и Сына Божия, не бы распял Его. Се, царю, последи ангели огненнии с небесе нисшедше в недра адские, пред Спасителем вопияху, глаголюще: «возмите врата, князи, ваши и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

– Владиславлев! Что с тобою? – спросили его некоторые. – Что за вопрос? – возразил было Владиславлев, желая скрыть свое смущение, да не выдержал своей роли, – Со мною ничего, сказал он совсем другим тоном. – Как ничего? Ты весь покраснел и изменился в лице, когда Дикопольские взглянули на тебя и поклонились тебе, как своему знакомому. Он господа, сконфузился, заметил товарищам известный в семинарии артист Николай Андреев Лебединский, прозванный Canis’oм. Разве вы не заметили, что Людмила не просто поклонилась ему, а с такою милою улыбкой? А он уж и спасовал пред нею. Innocentia! 64 Счастливец какой ты, подумаешь, Василий Петрович! Такая хорошенькая брюнетка, графиня кланяется тебе, как своему знакомому... Я на твоем месте просто с ума бы сошел от радости... – Ну, и сходи себе с ума, – сказал с сердцем Владиславлев, – Что тебе мешает сходить с ума? Ведь ты известный всем мечтатель, вообрази себе, что брюнетка тебе с улыбочкою поклонилась, и сходи с ума от радости, сколько угодно... Вон, посмотри, еще идет твой кумир, о котором ты день и ночь мечтаешь и во сне, и наяву, и по котором постоянно вздыхаешь... – О! Кто это? – с живостью проговорил Николай Андреев, обращаясь к парадному крыльцу. – Та, которую ты обожаешь. – О это Лидия, – снова проговорил с поспешностью Николай Андреев и, стал близ самой лестницы, пристально посмотрел на входившую по лестнице девушку, так что та сильно покраснела и поспешила догнать свою бабку, с которою она всегда и всюду хаживала. – Ну вот, – сказал потом Николай Андреев, – я геройски, храбро встретил ее своим взглядом, а она так покраснела от моего взгляда, значит, она тоже невинность... Innocentia, не то, что вон та идет, точно жандарм какой-нибудь, стучит каблуками и размахивает руками... – Ну вот и прекрасно, – сказал ему снова Владиславлев, – и сходи теперь с ума, как знаешь, только отвяжись, пожалуйста, от меня... – Нет, брат! Погоди-ка со своим «отвяжись». Ты иди-ка в церковь , да объяснись там, пока с Дикопольскими... – Не пойду я туда прежде времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Библиография работ о персоне: Геннадий Массилийский. Книга о церковных писателях/Пер. с лат. М.Ф.Высокого//Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007.  (Гл. Ш, LIII, LIV, LV, LVII, LXI, LXVI, LXXII, LXXXI, LXXXII, LXXXV, XCIII, XCIV, С).  Евагрий Схоластик. Церковная история. – СПб.: Алетейя, 2002. (Кн. I, гл. 2–9, 12. Кн. II, гл. 4, 18. Кн. III, гл. 4, 7, 31. Кн. IV, гл. 38). Деяния вселенских соборов. – СПб.: Воскресение, 1996. – Т. 1. Кирилл Александрийский. Разговор с Несторием о том, что Святая Дева – Богородица, а не Христородица; Слово против тех, кто которые не хотят исповедовать Святую Деву Богородицею// Ученые записки Российского Православного университета ап. Иоанна Богослова. – М., 1998. – Вып. 3. Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и его сына Феофилакта/Пер. В.И.Оболенского и Ф.А.Терновского. – М., 1887. (Годы от Р.Х 423 – 425).  Александр Шмеман, прот.  Исторический путь православия. –  М.: Паломник, 1993. С.156–159. Андреев И.Д. Несториане//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. II. Андреев И.Д. Несторий//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. II. Андрей Кураев. Предисловие//Кирилл Александрийский и Несторий, ересиарх V века. –  М.: Путем зерна, 1997. Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999. Андреев И.Д. Бахметева А.Н. Рассказы из истории христианской церкви от 1–го до 11 века: Чтение для детей старшего возраста. – Б.м.: Свято–Успенский Псково–Печерский монастырь, 1994. – Ч. 2. С.81–83. Беркхов Л. История христианских доктрин. – СПб.: Библия для всех, 2000. С.111–112. Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви/А.И.Бриллиантов; вступ. статья и науч. ред. А.Ю.Братухина. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. (Библиотека христианской мысли. Исследования). – С. 309 – 313, 345 – 348. Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081). – СПб.: Алетейя, 1998.  

http://bogoslov.ru/person/2993470

Для Александра I они несомненно повлияли и на его личный, и на политический кризис в конце его царствования.   Список литературы Андреев А. Ю. «Литургика» Священного союза: к вопросу о религиозных взглядах Александра I//Филаретовский альманах. Вып. 12/отв. ред. А. И. Яковлев. М., 2016. С. 123–154. Андреев А. Ю. Начало «нового века»: рождественская символика в царствование Александра I//Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 1 (44). C. 40–48. Андреев А. Ю., Тозато-Риго Д. Император Александр I и Фредерик-Сезар Лагарп. Письма. Документы. Т. 2: 1802–1815. М., 2017. Андреев А. Ю., Тозато-Риго Д. Император Александр I и Фредерик-Сезар Лагарп. Письма. Документы. Т. 3: 1815–1832. М., 2017. Вишленкова Е. А. Заботясь о душах подданных: религиозная политика в России первой четверти XIX века. Саратов, 2002. Жирнов Н. Ф. Консерватизм и неоконсерватизм: политические идеи Эдмунда Бёрка. М., 2022. Зорин А. Л. Кормя двуглавого орла… Литература и государственная идеология в России в последней трети XVIII — первой трети XIX века. М., 2001. Кондуров В. Е. Политическая теология Карла Шмитта: дискурс и метод//Труды Института государства и права РАН. 2019. Т. 14, 3. С. 49–77. Надлер В. К. Император Александр I и идея Священного союза. Т.1–5. Рига, 1886–1892. Николай Михайлович, великий князь. Император Александр I. Опыт исторического исследования. Т. 1. СПб., 1912. Парсамов В. С. Александр I и проблема общеевропейского единства в 1814–1815 гг.//Вестник истории, литературы и искусства. Т. 4. М., 2007. С. 312–323. Першин Ю. Ю. Политическая теология в топологии рационального дискурса//Личность. Культура. Общество. 2011. Т. 13, вып. 1 (61–62). С. 246–252. Пыпин А. Н. Исследования и статьи по эпохе Александра I. Т. 1: Религиозные движения при Александре I. Пг., 1916. Савищенко А. Н. Политическая теология: в поисках целостности//Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2019. 2. С. 190–195.

http://bogoslov.ru/article/6175891

Романовский, Петр Васил. Репин, Иоанн Иоаким., пот. почетный гражданин Самарин, Дим. Феодорович, потомств. дворянин Сахаров, Петр Николаев., прот. Московский Свербеев, Мих. Дим., состоящий при Обер-прокур. Святейшего Синода Сергиев, Иоанн Ильич, прот. Кронштад. собора Сергий архимандрит, состоящий при Русской миссии в Японии Скворцов, Павел Арсен., регент Московск. хора Смирнов, Иоан. Алексеев., прот. Московский Смирнов, Петр Алексеев., прот., председ. Учебн. ком. при Святейшем Синоде Смирнов, Петр Алексеев., священ. Московский Соколов, Алексей Иванов., кафедр. прот. Московский Соловьев, Иван Иванович, потомственный граждан Соловьев, Павел Антонов., священник Субботин, Ник. Иванович, заслуж. орд. проф. М. Д. А. Сыров, Григ. Ал., Московский купец Тихомиров, Аполл. Иванов., прот. Московский Трифон, архимандр., ректор Вифан. духовной сем. Троицкий, Алексей Иванов., смотритель Елинецкого дух. училища Туркестанова, Варвара Ал-др., княгиня Федюкин, Ник. Мих., почетный гражданин Фортинский, Ник. Яковлев., прот. Московский Холмовский, Вас. Авксент., прот. в С.-Петербурге. Хлудов, Васил. Алексеев., потомств. почет. гражд. Чанцев, Иоанн Иоаннович, священник Московский Шумов, Алексей Яковлев., Московский купец Щеклеева, Пелагея Косьм., вдова Московского купца Эггерс, Ник. Борисович, Московский купец Якубов, Ник. Евграфович, кафедр. прот. г. Вологды III. Действительные члены: Абрамова, Софья Абрамовна Алексеева, А. И?., жена Московского купца Амфитеатров, Валент. Ник., прот. Московский Андреев, Викент. Петров., священник, закон. Оренбургского реальн. учил. Андреев, Иван Дим., доц. Московской Дух. Акад. Андреев, Карл Андреев. Антушев, Ник. Петрович, священ. Московский Арбеков, Иоанн Дим., свящ. Московский Арсений архим., инспектор Москов. Дух. Академии Артоболевский, Ив. Алексеев., препод. Виф. дух. семин. Архангельский Иоанн, свящ. Московский Афонский, Алексий Петров., священ. Московский Багрецов, Мих. Петрович, священ. Серг. Пос. Барбарин, Василий Филип., священник Московский Басов, Феоф. Александров., священник Московский

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1) Сказывали, что святого причастия нет истинного от 7-го вселенского собора [то есть после последнего общего собора восточной и западной церквей]. 2) Монашество с тех времен отвергали. 3) Об обращении еретиков и раскольников, о соединении веры не молилися. 4) О Его Императорского Величества здравии... не молилися. 5) Пение и служение церковное отрицали, — глаголали сице: како воспоим песню на земли чуждей! Учитель их Козма бысть мужик неук, невежа, едва азбуку совершенно знал. Подруга себе имел второго Козму, называемы были В архивах Преображенского приказа, тайной полиции начала XVIII века, сохранились документы, указывающие, что на Керженце в конце XVII и начале следующего столетия проживал некий расколоучитель Козма Андреев и его сотрудник Козма Панфилов, а по другим архивным данным видно, что этот Козма Андреев и некий Козма Маленький, видимо, тот же Козма Панфилов, были келейниками старообрядческого Керженецкого Козма, по отцу, был из ярославских пределов и с 1660-х годов жил, видимо, еще ребенком, в Москве, но около 1683 года, по всей вероятности, в связи с неудачным стрелецким бунтом ушел на Керженец, где он с другим Козмой, своим приятелем, и был арестован. Козма Андреев умер в 1716 году в Преображенском приказе, а его товарищ уже в 1714 году. Учение Козмы было просто: “Благодати Божией несть ни в церквях, ни в чтении, ни в пении [т. е. богослужении], ни в иконах, ни в какой вещи, все взято на небо”. Так как проповедники этой новой веры провозглашали несть внешним проявлениям церковной и духовной жизни и утверждали, что даже богослужение или общая молитва уже невозможны, то согласие присвоило себе название, или же было прозвано, нетовщина, а само учение своими негативными чертами со временем приблизилось к своеобразному религиозному и духовному агностицизму. Правда, есть указания, что сам Козма Андреев уверял, что и он, и его ученики “утреню и часы, и вечерню поют по старой печати” и что, таким образом, его толк был близок к северному беспоповскому расколу. Но, судя по поведению его позднейших последователей, можно думать, что этот Козма или заведомо сообщал неправильные сведения о своем учении, или же что нетовцы так мало обращали внимания на “общее пение”, что уже в самом начале XVIII века большинство их перестало служить и посещать свои церковные службы.

http://sedmitza.ru/lib/text/439583/

Затем сотрудник НКВД спросил председателя сельсовета, что он может показать о священниках, и тот сказал: «Указанные лица иногда приходили в сельсовет по своим личным делам: за справками относительно прописки и так далее. В течение этого времени мне с ними приходилось встречаться в сельсовете. Больше мне с ними встречаться и разговаривать никогда не приходилось. Конкретных фактов антисоветской агитации за перечисленными лицами, являвшимися служителями религиозного культа, я не знаю. Ни лично мне, ни от кого-либо другого не приходилось слышать об их антисоветской агитации. Однако я считаю, что существование в селе Возмище церкви, проводившиеся в ней службы и проживание этих лиц в селе Возмище отрицательно влияло на колхозы. Иногда во время богослужения в церкви колхозники не выходили на работу, а шли в церковь. Остальные колхозники говорили, показывая на служителей культа, что они не работают, а живут лучше нас. Да! Еще могу добавить, что, по разговорам колхозников, эта группа лиц собиралась вместе, но о чем они говорили собравшись, мне неизвестно». Затем был вызван свидетель, который в то время, когда священники Павел Андреев и Димитрий Розанов находились в тюрьме, был вместе с ними в одной камере. Когда Беринов вызвал его для допроса, он был уже на свободе и на вопрос, что он может сказать о священниках, ответил: – Находясь под стражей, мне приходилось слышать, что священник Андреев заключенным говорил нечто в виде проповеди о том, что советская власть убивает личность человека, свободу совести, что в тюрьму загнали невинный народ. Допускал он и иные антисоветские выражения. Розанов во время разговора поддерживал Андреева. В тюрьме Андреев говорил, что его посадили, но он воспринимает это как наказание Господне, будьте долготерпеливы, это все искупится, при этом он приводил цитаты из Евангелия. Андреев говорил, что советская власть проповедует учение Дарвина, что человек произошел от обезьяны, а это кощунство и ложь. – Что вам известно о контрреволюционной агитации Розанова?

http://fond.ru/foto/1145/Aleksandr/

1 Из сопроводительных писем Г. И. Андреевой , адресованных ректору МДА еп. Филарету (Вахромееву), понятно, что посредствующим лицом между ней и Академией, осуществлявшим покупку рукописей, был некий Василий Васильевич. Г. И. Андреева передала Академии «книги», скорее всего, часть библиотеки своего отца, а также «труды, рукописи и книги» самого И.Д. Андреева. В письме ректору Академии была просьба оформить дополнительный счет на сумму хотя бы 300 рублей. Можно предположить, что общая стоимость переданных материалов составила около 1000 руб. 2 В действительности пояснительное письмо и замечания к курсу лекций по истории Церкви. Опубликованы ниже, см. приложение 3 На корешке напечатано: «От владыки Филарета». Возможно, это первая рукопись из числа переданных. 4 В 1896г. институт был переименован в «Технологический Институт Императора Николая I». В советское время институт носил название «Технологический институт имени Ленсовета». Сейчас – Санкт-Петербургский государственный технологический институт. 5 Андреев И.Д. Пособие по истории Церкви. СПб., 1914 (литография). С. 64–122 (далее – Андреев 1914). 8 В монографии рассматривается торговая политика Египта при разных правителях, экспорт и импорт, торговые пути, пошлины в указанный период. М.М. Хвостов блестяще владеет первоисточниками. Его работа не потеряла своей актуальности и в настоящее время. 9 Более полный библиографический список книг по религиоведению на 1907г., большую часть которых так или иначе учитывал И.Д. Андреев , см. в указателе: Светлов П.Я., прот. Что читать по богословию? Систематический указатель апологетической литературы на русском, немецком, французском и английском языках (248–1906 гг.). К., 1907. 848–992. 10 Данная работа является докторской диссертацией, подготовленной с целью «содействовать освобождению современного христианского сознания от обольщающих призраков язычества». По мнению автора, критерием в оценке любых верований является «истина бытия Божия», в многообразные отношения с которой вступает религиозное сознание. А.И. Введенский считал, что для языческого («естественного») сознания бытие Божие открывалось только частично, и критиковал особенности и недостатки «ложной религиозной жизни», понимая ее как «мировую трагедию веры». В этой работе получили развитие идеи относительно религиозного сознания, развитые учителем А.И. Введенского – В.Д. Кудрявцевым-Платоновым в цикле «Из чтений по философии религии». Универсальная идея религиозного развития, предложенная Кудрявцевым-Платоновым, у Введенского предстала в концепции «естественного» религиозного сознания, устремленного к поиску положительной религиозной истины, но постепенно приходящего к полной деградации.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Старец никогда не настаивал ни на чем. Он ненавязчиво направлял людей на путь истинный. И всегда в разговоре с людьми проявлял заботу, такт и смирение. В каждом его совете, в каждом слове чувствовалось такое знание сердца человеческого, такое проникновение в самую глубь народного быта, душевной жизни народа, что ни один из подходивших, иногда приступавший к нему с глазами, красными от слез, не уходил от него с лицом непросветленным. Чувствовалось, что каждый получал свое утешение. Именно то, которого жаждала, и без отца Феофила не находила, его скорбная, измученная душа... Помогал батюшка людям и молитвой, и деньгами, и продуктами. И делал это все так, чтобы никто не знал. На литургии батюшка обычно поминал очень много имен. Для того, чтобы помянуть всех, подавших ему записки, он приходил обычно заранее, даже если не служил, располагал свои записки на поминальном столике и вынимал очень много частиц. Обычно к нему подходили послушники или монашествующие с просьбой помянуть своих близких: «Батюшка, помяните Андрея!»Андрея, Андрея, Андрея, – поминал старец, вынимая частицы, – всех Андреев, всех Андреев, всех Андреев, всех сродников, всех Андреев... Сам тяжело болевший, старец молился Господу о здравии своих духовных чад. Известны многие случаи излечений по молитвам старца. И братия монастыря, и духовные чада батюшки знали о его прозорливости. 14 апреля 1993 года отец Пафнутий возводится в сан архимандрита, а 24 августа назначается скитоначальником Китаевской Свято-Троицкой пустыни. В этой некогда знаменитой пустыни подвизались старец (девица) Досифей, святой Христа ради юродивый иеромонах Феофил и другие. Невозможно перечислить те труды, которые положил старец для возрождения этой порушенной святыни Православия. Сразу же по своем приходе в пустынь отец Пафнутий открыл больницу-богадельню, полностью содержавшуюся на скудные средства обители, а для болящих стал по четвергам проводить особый молебен о даровании душевного и телесного здравия. Но не только болящие стекались к старцу в Китаево. В коридорчике перед его кельей, каждый день переполненном народом (порой очередь тянулась через весь монастырский дворик), можно было увидеть кубанского казака и шахтера с Луганщины, сельского учителя и воспитателя колонии для несовершеннолетних, который пешком пришел из Одессы за советом и благословением всей семьей вступить в монастырь, кадрового военного и вора-рецидивиста, известного литератора и председателя колхоза, оккультиста, выходящего периодически в астрал, и иеромонаха из Троице-Сергиевской лавры, экстравагантную барменшу из Севастополя, которая приехала передать письмо своей матушки (духовной дочери старца) и благословиться продать свою квартиру в центре города и купить домик в Дивеево, и прикованного болезнью к инвалидной коляске сотрудника госбезопасности. Некоторые из паломников жили при обители неделями, лишь бы попасть на прием к прозорливому.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010