X. Вышгород и Межигоры Одну из самых приятных поездок по окрестностям Киева совершил я в отдаленный Вышгород и Межигоры, оба замечательные своею древностью и живописными видами. Почтенное семейство, с которым познакомился еще при первом моем посещении Киева, вызвалось мне сопутствовать и приятным обществом сократило путь. Рано утром спустились мы с крутой горы Андреевской и мимо веселых слобод и дач ехали, как бы одною тополевою рощею, до самой Кинь-грусти. Широкая поляна отделяет сию прелестную усадьбу от густого соснового бора, который на несколько верст простирается к Вышгороду по сыпучим пескам, далее возделанные ноля; и вправо Вышгород, бывшее село Ольги, на горе Хоревице господствует над Днепром и всею окрестностью: – это также одно из самых очаровательных мест Киева, хотя ими так богата его природа. Широкое течение реки, усеянной островами, открывается во всем ее великолепии, от Вышгорода и за Киев, вдоль низменной долины, которая ограждена мрачным бором и амфитеатром гор. Вдали старый Киев, как бы на престоле, царственно возседит на горах своих, увенчанный многоглавым венцем всех своих обителей, и держит в руках, как некий скипетр, колокольню Печорскую; дольний город служит ему подножием на подобие белых мраморных ступеней, облегающих его горний престол; а вечный Днепр, его обтекающий и весь кипящий полуденным солнцем, – зеркалом его великокняжеской славы. Таков Мономахович Киев! Так им некогда любовалась отселе блаженная Ольга из своего любимого села, которое обратилось в город удельный при ее правнуке Ярославе. Нет следов древнего жилья княжеского, кроме земляных насыпей, около деревянной церкви Бориса и Глеба, отколе самый лучший вид. Церковь сия, где некогда хранились нетленные останки мучеников-князей, ныне убогая, уже в седьмой раз восстает из своих развалин. Первую соорудил великий Просветитель Руси во имя своего Ангела Василия в 989 году, не подозревая, что она сделается сокровищницею двух нежно любимых его сыновей, мученически убиенных их братом. Пожар истребил здание сорок лет спустя, и опять соорудил ее из пепла великий Ярослав – Еще через сорок лет воздвигнута была третья, тоже деревянная церковь , по обветшании прежней, при сыне его Изяславе; с торжеством перенесли туда мощи Страстотерпцев, и многими чудесами ознаменовалось сие событие.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

     В наступившем году Церковь молитвенно вспоминает столетие начала богоборческих гонений в Москве. Первой их жертвой в российской столице стал настоятель собора Покрова Божией Матери на Рву протоиерей Иоанн Восторгов, казненный 5 сентября 1918 года. Подсчитано, что в границах современной Москвы стоял 161 православный храм, где служили 204 прославленных Церковью исповедника веры. О них и о других людях, принявших венцы святости в прошлом веке, «ПМ» беседует с секретарем Комиссии по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечиванию памяти почивших священнослужителей Московской городской епархии при Епархиальном совете Москвы священником Александром Мазыриным. О чем молиться исповедникам веры ХХ столетия – Часто можно услышать, будто сонм новомучеников возглавляют царственные страстотерпцы. Ведь пик волны репрессий поднялся вслед за их подвигом, да и на иконе новомучеников и исповедников царская семья располагается в центре. Насколько такое суждение верно с церковно-исторической точки зрения? – Как известно, хронологически первое прославление новомучеников было совершено Русской Православной Церковью Заграницей. В канонизационном акте Архиерейского Собора РПЦЗ 1981 года среди сонма новомучеников конкретно была названа только царская семья, а все остальные – в общей форме. Была составлена служба с упоминанием Патриарха Тихона, священномучеников Владимира, митрополита Киевского, и Вениамина, митрополита Петроградского, а также целого ряда других имен, но официального списка не было. Поэтому за пределами России новомученики действительно ассоциировались в первую очередь с царской семьей, что неудивительно: Зарубежная Церковь родилась в 1920-е годы в наиболее монархической части белоэмигрантской среды. В нашей стране первым из пострадавших от богоборцев был прославлен в 1989 году Патриарх Тихон. Вскоре о новом сонме святых заговорили во весь голос. В 1992 году были прославлены священномученики Владимир Киевский и Вениамин Петроградский, преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна и пострадавшие вместе с ними. Собор же новомучеников был прославлен в 2000 году. Тогда же состоялась канонизация императора Николая II и членов его семьи, но в лике страстотерпцев. Поэтому в нашем церковном сознании сонм новомучеников возглавляют святитель Тихон и его преемник – Патриарший Местоблюститель митрополит Крутицкий Петр.

http://pravoslavie.ru/110463.html

     Вновь и вновь поднимается тема фильма «Матильда». Вновь и вновь обсуждаются те, кто посмел возмутиться появлением этого фильма, вновь и вновь заявляется, что «царь был не безгрешен» и вообще «фильмы можно снимать о чем угодно – у нас свобода». Уверенное удовлетворение потомков палачей с их бранными репликами в сторону несогласных и молчание потомков людей, «молчавших тогда», я бы поняла. Но когда люди с крестом на груди выражают недоумение и не понимают, «а что такого»… Действительно, что же такого в том, что мы, назвавшие себя духовными потомками русских святых, в качестве приношения святым царственным мученикам к столетию их страшной гибели приносим фильм, полный лжи (который никак не получается назвать «художественным вымыслом») и выстроенный вокруг, простите, упавшего лифчика героини? Убийство царя. Этот акт устрашения нужен был новой власти. И не только для того, чтобы морально подкосить тех, кто еще надеялся на восстановление прежней России. Это было ритуальное убийство, и можно не выискивать следов каких-либо оккультных ритуалов – самого факта было вполне достаточно. В лице царя убийцы надеялись расправиться с ненавистной им старой Россией и с единственным источником силы, который животворил ее, несмотря на все грехи от диких нравов деревни до богоотступничества высших кругов, – с верой Христовой. С верой, которую хранили еще очень многие, в том числе и Божий помазанник Николай Второй. Необязательно быть верующим человеком, чтобы понимать: для нашей истории, для нашей культуры мученическая смерть царственных страстотерпцев – это символ всего мученического и страстотерпческого подвига русских людей. За этим символом – вся расстрелянная и истерзанная штыками братоубийства Россия, все взорванные храмы, «комсомольские костры» из икон, выцарапанные глаза на фресках святых. Все жертвы безбожных лет, начиная с первых дней революции, когда были зверски растерзаны одержимой толпой священник Иоанн Кочуров и многие другие мирные пастыри и миряне, до… До – не побоюсь сказать – наших дней, когда нет-нет да проскользнет новость о священнике, монахе или верующем мирянине, убитом пьяными дегенератами, начитавшимися безбожных агиток нового поколения потомков революционеров-убийц. Когда не забыт пепел села Прямухино, где священник, не допустивший разграбления храма, был сожжен вместе с беременной супругой и маленькими детьми. Когда оптинские паломники идут поклониться троим братиям-чудотворцам, убитым рукой сатаниста. Когда простой священник выходит в подъезд сделать замечание хулиганам – и уже не возвращается домой.

http://pravoslavie.ru/104823.html

     Ровно 100 лет миновало с года двух русских революций, радикально изменивших жизнь в нашей стране. В России был не только разрушен прежний государственный строй, кардинально поменялось отношение к Церкви со стороны властей и общественных институтов. Вскоре начались массовые и продолжительные гонения за веру, во время которых пострадали миллионы наших соотечественников. В столетнюю годовщину тех ключевых событий, особенно актуально вспомнить о людях, которые сохранили верность Христу и Его Церкви во всех выпавших на их долю испытаниях. Одними из первых приняли смерть последний российский император Николай II и члены его семьи. Спустя несколько десятилетий Русская Православная Церковь прославила их в лике страстотерпцев. Данное решение не было скоропалительным или политически ангажированным. Специальная комиссия долго взвешивала все «за» и «против», выслушивая не только сторонников, но и противников канонизации Николая II, которых в церковной среде было немало. На основании кропотливой работы по изучению завершающих месяцев жизни и обстоятельств смерти последней царственной четы Романовых и их детей, а также многочисленных свидетельств их молитвенного предстательства, было принято решение о канонизации всей семьи: царя Николая Александровича, царицы Александры Федоровны, цесаревича Алексея, великих княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. Мне довелось изучать материалы этой канонизации, доклады комиссий, анализировавших отдельные аспекты жизни и деятельности императора Николая II. И сейчас, когда вспоминаются самые разные события вековой давности, хочу поделиться мыслями о царственных страстотерпцах. Сразу подчеркну: основанием для их общецерковного почитания является не их политическая деятельность, не заслуги перед государством, а мужество и безропотное принятие тех страданий, которые выпали на их долю. По этой причине в многогранном портрете царя страстотерпца на первый план выступает его личность, и я преимущественно поведу разговор о нем, как о человеке. Но и как самодержца его неизбежно придется упоминать в тех отдельных случаях, когда человеческое и императорское проявлялись в нем нераздельно.

http://pravoslavie.ru/107104.html

  разделы   рассылка  распечатать Татьяна Манакова Фрейлина, которая видела Ленина Источник:  Нескучный сад Как жила царская семья во дворце и в ссылке, какие люди ее окружали – множество неизвестных подробностей можно узнать из недавно изданных воспоминаний баронессы Софьи Карловны Буксгевден, которая была разлучена с царственными страстотерпцами лишь незадолго перед их расстрелом. Публикуем фрагмент о ее встрече с юным Володей Ульяновым. До революции оставалось 29 лет. " Жизнь и трагедия Александры Федоровны, императрицы России " – полная версия воспоминаний баронессы Софьи Карловны Буксгевден, фрейлины святой страстотерпицы Царицы Александры Федоровны. Издание посвящено 400-летнему юбилею начала царствования династии Романовых в России. В отличие от предыдущих версий, издательство " ГрифЪ " (при участии издательств " Лепта Книга " и " Вече " ) подготовило книгу без купюр. В первом томе полностью приведены три части мемуаров С.К. Буксгевден " Жизнь и трагедия Александры Федоровны, Императрицы России " , " Минувшее. Четырнадцать месяцев в Сибири во время революции " и " Перед бурей " . Второй содержит обширные исторические комментарии. Баронесса Софья Карловна Буксгевден родилась в Санкт-Петербурге, в семье барона Карла Карловича фон Буксгевдена (1856-1935) и дворянки Людмилы Петровны, урожденной Осокиной (1858 – 1917) 6 сентября 1883 года. В детстве маленькая баронесса летние месяцы проводила в имении своего дедушки по матери Петра Гавриловича Осокина в 40 верстах от Казани. Тайный советник Петр Гаврилович Осокин (1821-1898) в 1860-1871 гг. был предводителем дворянства Казани. Его родной брат – Алексей Гаврилович – в звании камергера возглавлял дворянство Казани с 1871 по 1887 гг. Деревня Кокушкино была имением Александра Бланка, деда Ленина по матери. Будущий вождь революции жил здесь в 1886-1888 гг. Он готовился к восстановлению в университете, читал запоем Чернышевского и еще не познакомился с марксизмом. Имение Кокушкино. Дом, в котором жили Ульяновы, сгорел в 1902 г. и был восстановлен в 1930-е гг.

http://religare.ru/2_99394.html

  За 2000-летнюю историю Христианства немало было супружеских пар, которые стали в браке воистину «единой плотью», все силы свои и умения, а подчас и саму жизнь отдали служению Господу. Именно в странах, исповедающих Православие, и особенно – на Руси, так велико число канонизированных супружеских пар, семей, в которых святыми являются и муж и жена, а часто еще и их дети. О многих наших героях известно во всем христианском мире. Это святые супруги праотцы Адам и Ева; родители Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Захарий и Елисавета; родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна; ветхозаветные пророки Исаак и Авраам и их супруги Ревекка и Сарра; Григорий-старший и Нонна, родители святителя Григория Богослова ; Завулон и Сосанна, родители равноапостольной Нины, Адриан и Наталия. Это и наши с вами соотечественники: Кирилл и Мария Радонежские, родители прп. Сергия Радонежского; Иулиания и Георгий Осорьины; Сергий и Варвара Свирские, родители прп. Александра Свирского ; целый сонм княжеских супружеских пар: Петр и Феврония Муромские; Димитрий Донской и Евдокия Московская; Михаил Тверской и Анна Кашинская; Ярослав Мудрый и Ирина Новгородская; Глеб и Агафия Владимирские; семья царственных страстотерпцев Николая и Александры Романовых. О других угодниках Божиих, рассказанных нами в пособии, сегодня, может быть, не так широко известно, или известен один из супругов. Это святые супруги Евстафий Плакида и Феопистия; апостол Андроник и Иуния; Иоанн и Мария Устюжские; греческая царица Феодора и император Иустиниан; отец Иоанн (в иночестве Иона) и матушка София (в иночестве Васса); блаженные Ангелина и Стефан Бранковичи; Стефан и Зоя, мученики Атталийские; мученики Терентий и Неонила; Владимир и Агриппина Ржевские; практически наши современники – новомученики и исповедники Российские протоиерей Владимир и Евфросиния Джуринские, расстрелянные в 20-е годы прошлого века. Одни из них окончили свои жизни мирно, прожив долгую жизнь, другие претерпели тяжелые страдания и муки и отдали за веру самое дорогое – свои жизни; в разные времена и в разных странах жили они, к разным социальным слоям общества принадлежали – были апостолами, императорами, пророками, князьями или простолюдинами, но одно объединяет всех наших героев: дар благодатной любви, дар Святого Духа, дарованный им во время венчания, они приняли всем сердцем, всей душой и так построили свои семьи, что стали действительно «единой плотью» и все силы свои, всю свою любовь отдали на служение Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

  Церковь Вчера и сегодня. От преподобномученицы великой княгини Елисаветы до мучеников и исповедников наших дней Протоиерей Александр Шаргунов   В издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры вышла новая книга протоиерея Александра Шаргунова " Вчера и сегодня. От преподобномученицы великой княгини Елисаветы до мучеников и исповедников наших дней " . Предлагаем вашему вниманию вступительную статью из этой книги. «Новомученицы и исповедницы бесчисленнии» Господь говорит, что чем ближе кончина мира, тем труднее будут времена. «Возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое». «Преданы также будете и родителями и братьями, и родственниками и друзьями». Это было уже в первые века христианства, когда ученики Христовы подвергались жестоким гонениям. И это с новой силой раскрылось в минувшем двадцатом веке. Когда-то, еще совсем недавно, — некоторые из нас, наверное, помнят об этом, - достать двухтомник протоиерея Михаила Польского о новых мучениках и исповедниках Российских было еще труднее, чем Евангелие и молитвослов. И еще опаснее. А теперь среди моря церковной литературы, самое большое место, наверное, занимают книги, посвященные этой теме. К бесчисленному сонму прославленных нашей Церковью в 2000 году мучеников каждый год прибавляются новые имена. И еще больше среди них - безвестных, имена которых не смогут вместить никакие календари. В 1917 году, накануне великой бури, в Росси было триста тысяч священников. В 1995 году бывший член Политбюро ЦК КПСС А. Яковлев говорил о двухстах тысячах расстрелянных священниках и миллионах верующих (в сонме новых мучеников и исповедников Российских из них поименно прославлены пока только 1200). Как поется в тропаре: «Новомученицы и исповедницы бесчисленнии: святителие, царственнии страстотерпцы и пастырие, монаси и мирстии, мужие, жены же и дети, добрый плод в терпении Христу принесшие». Как драгоценна должна быть для нас каждая подробность, связанная с их подвигом! Многие читают об этих огненных испытаниях Церкви как беллетристику. Потому что мы не готовы к худшему. Но битва Бога с диаволом в человеческих сердцах вступает в завершающую фазу. Чтобы противостоять сегодняшнему сатанизму, требуется не меньшее мужество, чем во времена древних и новых мучеников. Если мы не участвуем в этой войне сейчас, где возьмем силу участвовать потом, когда будут сброшены все маски?

http://moral.ru/now.html

Архив Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Празднование 24 октября/6 ноября Икона Божией Матери " Всех скорбящих Радость (с грошиками) " Царица неба и земли, Скорбящих утешенье, Молитве грешников внемли: В Тебе — надежда и спасенье. Погрязли мы во зле страстей, Блуждаем в тьме порока, Но… наша Родина… О, к ней Склони всевидящее око. Святая Русь — твой светлый дом Почти что погибает, К Тебе, Заступница, зовем: Иной никто о нас не знает. О, не оставь Своих детей, Скорбящих Упованье, Не отврати Своих очей От наших скорби и страданья. Одно из стихотворений, переписанных царственными страстотерпцами в Тобольске Несомненно, что уже само наименование сего образа, «Всех скорбящих Радость», послужило причиной широчайшей его распространенности на Русской земле. Помимо первого московского образа насчитывалось не менее двух с половиной десятков чудотворных и местночтимых списков с этой иконы: в самой первопрестольной и в ее окрестностях, на берегах Невы и в Абхазии, в сибирском Тобольске и в Киеве, в Вологде и в Нижнем Новгороде, в иных городах, весях и обителях. Душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл — упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление»… Богородица пишется на этой иконе в полный рост, обычно со скипетром в деснице и с Младенцем на шуйце, но иногда и без Него, с распростертыми руками, как на знаменитой «Всех скорбящих Радость» (с грошиками), в окружении припадающих к Ней бедствующих христиан и посланных для утоления их скорбей Ангелов, указующих на Приснодеву — источник неиссякаемой и всепобеждающей радости. Одеяние Пречистой на списках разнится: Она предстает то во славе, с венцом на главе и в ризах царицы, то в обычном для земных Ее дней плаще и белом плате. Как повествует старинная церковная летопись, в лето 7196 от сотворения мира (1648 год от Рождества Христова) терзаемая огромной незаживающей язвой в боку вдова Евфимия Акинфиева, родная сестра патриарха Иоакима, отчаявшись получить исцеление у лекарей, воззвала к Пречистой и внезапно услышала глас: «Евфимия, отчего в скорби своей не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?» — «Где же найти такую Целительницу?» — смиренно спросила больная.

http://pravoslavie.ru/put/051106130450.h...

Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан ЦВ 12 (385) июнь 2008 /  12 июня 2008 г. Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан: Мы должны лучше знать и понимать общество, в котором живем — Ваше Высокопреосвященство, как бы вы охарактеризовали состояние диалога Церкви и общества в современной России? — Для того чтобы дать адекватную оценку современному состоянию церковно-общественных отношений в России, нужна хорошая перспектива, нужно посмотреть, чем наше сегодня отличается от исторического вчера. Первые века в истории православия — это время общественного недоверия и государственных репрессий. В этих жестких условиях Церковь стремится к легализации, для того чтобы иметь возможность исполнять завет Спасителя: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19–20). Вот первый пример церковно-общественных отношений. В византийский период Церковь становится важнейшим институтом общества, живет в условиях государственной поддержки, хотя иногда эта поддержка переходит в весьма некорректные попытки управлять церковными делами. А в период османского владычества Церковь становится хранителем, в том числе этнической идентичности народа. Ситуация насколько неожиданная, настолько же и закономерная. Средневековая Русь после Крещения развивается по византийской парадигме, включая сюда и сохранение идентичности народа во времена ордынского ига. Семнадцатый век — это время равноправия царя и патриарха. И вдруг происходит петровский провал, с его ведомством православного исповедания, регламентом, закрытием монастырей и храмов, — когда в формально православной империи Церковь имеет какие-то права только внутри церковной ограды и не далее. B XIX cmoлemuu неоднозначность сложившейся системы церковно-государственных и церковно-общественных отношений становится все более и более очевидной. В годы правления царственного страстотерпца императора Hukoлaя II haчuhaemcя подготовка к созыву Собора, к восстановлению Патриаршества. Одновременно, после принятия ряда указов о веротерпимости, меняется религиозная ситуация в стране. Звучало много противоречивых оценок и мнений. Но пришел 1917 год, и настало время гонений, время лагерей и расстрелов. С конца сороковых годов нет прямых массовых репрессий, но условия жизни Православной Церкви остаются чрезвычайно ограниченными. Политическая оттепель в годы правления Хрущева обернулась для нас новой стужей.

http://e-vestnik.ru/interviews/arhiepisk...

Архитектор Федор Николаевич Малиновский Малиновский Федор Николаевич. Родился в Одессе, примерно в 1864 году. Из дворянского сословия. В Казанскую губернию Федор Николаевич приехал в возрасте 29 лет из Тверских краев, вероятно по направлению, для назначения на должность губернского архитектора. В Терской губернии Малиновский – дослужился до младшего инженера строительного отделения Тверского губернского правления. Учувствовал в проектировании военных, гражданских, промышленных, и культовых объектов. С 1893(95) по 1907 – Казанский губернский архитектор, Казанский епархиальный архитектор; 1902-1907 – преподаватель Казанского промышленного училища. За это время в губернии построено, либо начато строительство большого количества объектов. В возрасте 43 лет назначается губернским инженером, и работает на этой должности до 1911 года. Список храмов, которые построил Федор Николаевич Малиновский (или с его участием) Республика Марий Эл Республика Татарстан Церковь Троицы Живоначальной Спасский район, Танкеевка Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона для Красноярска, Ф.Н. Малиновский (колокольня) Год постройки: 1859. Колокольня - 1897 Архитектурный стиль: Эклектика , Русско-византийский стиль Церковь Троицы Живоначальной (утрачена) Спасский район, Порфировка, урочище Архитектор: Ф.Н. Малиновский Год постройки: 1895 Иоанно-Предтеченский монастырь. Собор иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " Зеленодольский район, Свияжск Архитектор: Ф.Н. Малиновский Год постройки: Между 1898 и 1906 Архитектурный стиль: Эклектика , Неовизантийский стиль Иоанно-Предтеченский монастырь. Часовня Николая и Александры, царственных страстотерпцев Зеленодольский район, Свияжск Архитектор: Ф.Н. Малиновский Год постройки: приблизительно 1897 - 1905 Архитектурный стиль: Эклектика , Неовизантийский стиль Собор Николая Чудотворца Казань, город, Вахитовский район Архитектор: Ф.Н. Малиновский (перестройка 1883-1885 гг.), М.П. Коринфский (иконостас в главном храме- нач. 19 в.) Год постройки: Между 1703 и 1711. В 1883-1885 перестроен обширный южный Никольский придел

http://sobory.ru/architect/fnmalinovskiy

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010