Тем временем Фивы непрерывно возвышались. Номарх Иниотеф имел своим преемником (непосредственным или нет, неизвестно) другого Иниотефа, который первым из числа фиванцев присвоил себе царские почести и титулы, став, таким образом, первым царём фиванской династии Иниотефом I. Он сильно теснил гераклеопольцев, продвинул свою границу к северу и завладел Абидосом и всем тинисским номом. Он сделал его северный рубеж «Вратами Севера», другими словами, северной границей своего царства, подобно тому, как Элефантина 34 у первых порогов была «Вратами Юга». Его «Вратами Севера» была, по всей вероятности, «крепость Врат Юга» Тефьеба из Сиута. Когда окончилось его продолжительное, более чем пятидесятилетнее царствование, ему наследовал его сын, Иниотеф II, о котором, за исключением факта его восшествия на престол, мы знаем очень мало. Затем с появлением на престоле ряда Ментухотепов, вероятно, боковой линии фиванской фамилии, господство Фив распространилось на всю страну. Ментухотеп, по-видимому, блестяще закончил войну с Севером 35 . Он беззастенчиво хвалится победами над своими же земляками и на стенах своего храма в Гебелейне изобразил себя сокрушающим одновременно египтянина и чужеземца, причём сопутствующая надпись поясняет, что на рельефе представлено «заключение в оковы вождей Обеих Стран, пленение Южной и Северной Страны, чужих Земель и Обеих Областей (Египта), Девяти Луков (чужеземцев) и Обеих Стран (Египта)». Таким образом, около середины XXII в. до н.э. гераклеопольское могущество, никогда не бывшее значительным, совершенно пало, и главенство перешло от Севера к Югу; в результате, спустя, может быть, три столетия после падения VI династии и конца Древнего царства, Египет вновь объединился под властью ряда сильных и энергичных князей, способных в известной мере обуздать могущественных и непокорных владетелей, прочно засевших к тому времени по всей стране в номах. Ничего достоверно неизвестно о семейных отношениях нового фиванского дома. Царская власть, вероятно, переходила от отца к сыну, но имеются ясные указания на притязания соперников; с другой же стороны, в точности неизвестен и сам порядок царей.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Принципиальная особенность каждения на полиелее в том, что оно начинается в центре храма каждением иконы праздника на аналое (тогда как все другие виды каждения начинаются в алтаре каждением престола). По такому же чину совершается каждение и во всех других случаях, когда оно начинается в центре храма (в частности, каждение на 1-м и 9-м Великих часах – разве что вместо иконы праздника священник кадит с четырех сторон Евангелие на аналое; также каждение в начале первой и последней частей акафиста в субботу 5-й седмицы). Каждение на полиелее совершает священник (при соборном служении – предстоятель), а диакон предшествует ему со свечой в руках (если два диакона, то один идет перед священником, другой – за священником). Итак, священник кадит аналой с иконой праздника с четырех сторон (при каждении каждой стороны аналоя диакон со свечой находится у противоположной стороны), затем идет в алтарь царскими вратами. В алтаре кадит престол с четырех сторон, горнее место, иконы правой части алтаря, иконы левой части алтаря, икону над царскими вратами. Затем священник подходит к царским вратам, со стороны алтаря кадит створки царских врат, царскими вратами выходит на амвон, кадит правую часть иконостаса, левую часть иконостаса, других священнослужителей (при соборном служении), лики, народ. Затем священник с диаконом сходят с амвона и совершают каждение храма и притвора по чину, кадя сначала правую часть храма, затем, возвращаясь в алтарь, священник кадит левую часть храма. По окончании каждения всего храма священник с диаконом поднимаются на амвон, иерей кадит створки царских врат, иконы Спасителя и Божией Матери («местные» иконы), затем вновь спускаются с амвона, священник кадит икону на центральном аналое спереди, затем становится на свое место в центре храма, кадит диакона и отдает кадило диакону. Диакон кадит священника, затем поклоняется в сторону алтаря и священнику, отдает кадило пономарю. §4.6. Каждение на 9-й песни канона Каждение на 8-й и 9-й песни канона на утрене совершает диакон, причем порядок данного каждения почти полностью совпадает с каждением на «Господи, воззвах…».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Как только открыли Царские врата, посошник становится на той линии, на которой стоял по центру относительно Царских врат лицом к Востоку. Делает все то, что делает священник, начинающий литургию у Престола и старшие иподиаконы (может не креститься, а только кланяться): перед возгласом все крестятся, кланяются на Восток, потом кланяются архиерею (этим они испрашивают благословение) поворачиваются на Восток. Священник дает возглас начала Литургии, после чего опять крестятся, кланяются на Восток, кланяются Владыке, посошник становится на свое место. Все время, когда посошник поворачивается, желательно это делать все время в одну сторону (по часовой стрелке). Во время прошения Мирной Ектении “Еще молимся о Великом Господине..” посошник становится перед Царскими Вратами по центру, вместе с первой парой, стоящей возле Престола, кланяется на Восток, и Владыке (Владыке кланяется он в то время, когда поминается его имя) и становится на свое место. На прошение малой ектении после “Единородный Сыне…” “Пресвятую, Пречистую…” посошник становится в центре амвона перед Царскими Вратами на одной линии с диаконами (если там недостаточно места, то можно встать впереди их), на возглас священника кланяется со всеми на Восток, архиерею и уходит в алтарь Северными вратами. Зайдя в алтарь, посошник идет на Горнее место, где уже стоит старшая пара и пара с рипидами, становится между старшей парой посредине лицом к архиерею. Все, находящиеся на горнем месте, крестятся, кланяются на Восток (посошник и рипидчики только кланяется), кланяются Владыке и идут к Северным вратам. Это они должны сделать до того, как протодиакон с Евангелием подойдет на Горнее место. На Малом Входе посошник идет первым, обходит кафедру и становится возле праздничной иконы спиной к ней и лицом к Владыке (если мало места, можно встать за икону ближе к алтарю). При первом благословении архиереем свечами (на Восток) посошник идет к местной иконе Спасителя, ставит жезл, берет 2 орлеца и кладет на амвоне: один на край амвона лицом на Запад, второй посредине амвона лицом на Восток, и становится на свое место.

http://azbyka.ru/rukovodstvo-dlya-ipodia...

9) По указанию Устава, 103-й псалом поётся на 8-й глас с припевами (см. 2 гл.). В «Послед. у.в.п.» сказано, что поются «определённые стихи» этого псалма. Обыкновенно, из указанного псалма поются только некоторые стихи или их части, напечатанные в «Обиходе нотн. пения» с припевами: «Благословен еси Господи», «Дивна дела Твоя Господи», «Слава Ти, Господи, сотворившему вся», а в конце поётся «Слава», и «И ныне» (то и другое с последним припевом); эти стихи или части имеются в указанном «Обиходе», в знаменном, греческом и киевском распевах (и притом с некоторым отличием в выборе для каждого из этих распевов стихов 103 псалма). – См. выше, в конце 6 прим. 10) Светильничные молитвы (числом 7, содержащие в себе славословие Господа, сотворшего вещественный свет и моление о даровании нам духовного света) иерей читает во время пения или чтения 103 псалма (на бдении – после каждения, «егда начнут пети: Вся премудростию»); молитвы эти, положенные на каждой вечерне, кроме малой, читаются (см. Уст., 2, 7, 9 гл.) с открытой главой, тайно (см. ниже, табл. литург.), пред затворёнными царскими вратами (и допускаемое практикой чтение этих молитв на всенощном бдении в алтаре, а не пред царскими вратами, представляет собою уклонение от требований Устава); по прочтении этих светильничных молитв, иерей входит в алтарь, если он служит с диаконом (сн. ниже, 11 прим.). – От наименования этих молитв и последование вечерни в Уставе и других богослужебных книгах иногда называется: «светильничное» (см., напр., в 9 гл. и Триоди Постн. пяток 1-й седм. Вел. поста). 11) Для произнесения великой ектеньи диакон выходит из алтаря пред царские врата северной дверью (см. Служебн., последов. вечер.), а входит в алтарь южною. Так и всегда он должен делать, когда выходит из алтаря и входит в него. Если служит священник без диакона, он эту ектенью произносит пред царскими вратами (где стоял при чтении светильничных молитв), сопровождая поясным поклоном каждое прошение; по возгласе: «Яко подобает», священник входит в алтарь южною дверью, становится прямо престола, делает к нему поклон и, целовав край его, стоит на своём месте (Ряз. Е.В. 1896, 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Вышедшему Владыке из алтаря, когда тот стал на орлец, старшая пара дает свечи. Когда Архиерей благословит народ, отдает свечи старшим иподиаконам и заходит в алтарь. Старшая пара со свечами заходит в алтарь (старший южными вратами, а второй северными) и становится за рипидчиками лицом на восток, все вместе крестятся, кланяются на восток (рипидчики только кланяются), кланяются Владыке и ставят: старшая пара потухшие свечи, а рипидчики рипиды. Во время провозглашения ектении об оглашенных свободный иподиакон стелит орлец у Царских Врат лицом к народу, а старший иподиакон отдает протодиакону малый омофор. На возглас второй ектении Верных старшая пара с иподиаконом, держащим рукомойник, выходит на амвон, к Царским Вратам, к уже постеленному орлецу (рукомойщик со вторым иподиаконом северными вратами, а старший южными) и становятся лицом на восток. Как только Владыка станет на орлец возле них, старшая пара поворачивается лицом друг к другу, старший иподиакон берет кувшин с водой и поливает Архиерею руки, затем оба старших берут полотенце и вытирают ему руки. Вытерши руки, старшие опять накидывают полотенце на иподиакона держащего рукомойник и заходят в алтарь. Зайдя в алтарь, свободный иподиакон стелет орлец возле жертвенника лицом к нему. Во время пения “Иже Херувимы…” Владыка совершает проскомидию. Когда Архиерей закончит совершать проскомидию, один из иподиаконов снимает с него омофор и полагает его на поднос, а сверху омофора полагается митра. Этот поднос отдается свободному иподиакону или пономарю. На Великий Вход все выходят северными вратами на солею в следующем порядке: первым идет несущий поднос с омофором и митрой (он проходит по одной линии солею, заходит в алтарь, подходит к Владыке и целует руку Архиерею, после чего отходит в сторону), посошник, диакон с кадилом, второй иподиакон с дикирием (идет к местной иконе Спасителя, и поворачивается лицом на север), старший иподиакон с трикирием (идет к местной иконе Богородицы, и поворачивается лицом на юг, т. е. лицом ко второму иподиакону), иподиакон с рипидой (идет ко второму иподиакону и поворачивается лицом на север), протодиакон с дискосом, священник с чашей, второй иподиакон с рипидой (идет к старшему иподиакону и поворачивается лицом на юг), и все остальное духовенство.

http://azbyka.ru/rukovodstvo-dlya-ipodia...

Во время 8-й песни диакон совершает каждение алтаря: кадит престол с четырех сторон, горнее место, иконы правой части алтаря, иконы левой части алтаря, икону над царскими вратами. Затем становится у южной стороны престола и кадит священника 441 , после кадит других служителей в алтаре по чину. Выходит северной дверью на амвон (обычно при пении катавасии 8-й песни), кадит царские врата и правую часть иконостаса, подходит к иконе Божией Матери и, по окончании катавасии, поднимает кадило и возглашает: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» (на двунадесятые праздники вместо этой фразы говорит припев 9-й песни канона). Затем диакон кадит левую часть иконостаса, лики, народ, сходит с амвона и кадит икону праздника (в центре храма на аналое), затем совершает каждение правой части храма, возвращаясь, кадит левую часть храма. По окончании каждения всего храма диакон поднимается на амвон, кадит царские врата, иконы Спасителя и Божией Матери («местные» иконы), входит в алтарь южной дверью, кадит престол спереди, священника, затем поклоняется горнему месту и священнику, отдает кадило пономарю. §4.7. Каждение на проскомидии Сразу после отпуста проскомидии священник кадит предложение и диакона, диакон берет кадило и кадит священника, оба поклоняются предложению и друг другу. Священник отходит к престолу, а диакон, обойдя престол с южной стороны, отверзает завесу и совершает каждение престола с четырех сторон, читая тропарь «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог...» 442 . Затем диакон, читая псалом 50-й, кадит жертвенник, горнее место, иконы правой части алтаря, иконы левой части алтаря, икону над царскими вратами, священника и других служителей в алтаре по чину. Выходит северной дверью на амвон, кадит царские врата, правую часть иконостаса, левую часть иконостаса, чтеца (который читает 3-й или 6-й час), лики, народ, сходит с амвона и кадит икону праздника (в центре храма на аналое), затем совершает каждение правой части храма, возвращаясь, кадит левую часть храма. По окончании каждения всего храма диакон поднимается на амвон, кадит царские врата, иконы Спасителя и Божией Матери («местные» иконы), входит в алтарь южной дверью, кадит престол спереди, священника, затем поклоняется горнему месту и священнику, отдает кадило пономарю. §4.8. Каждение при чтении Апостола

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Это, если можно так выразиться, самый типичный вид каждения, так как именно каждение на «Господи, воззвах…» описано в 22-й главе Типикона как образец. Каждение совершает диакон, который берет благословение на каждение сразу после малой ектении (если нет кафисмы, то после великой ектении). Диакон кадит престол с четырех сторон, горнее место, иконы правой части алтаря, иконы левой части алтаря, икону над царскими вратами. Затем становится у южной стороны престола и кадит священника, после кадит других служителей в алтаре по чину. Выходит северной дверью на амвон, кадит царские врата, правую часть иконостаса, левую часть иконостаса, лики, народ, сходит с амвона и кадит икону праздника (в центре храма на аналое), затем совершает каждение правой части храма и, возвращаясь, кадит левую часть храма. По окончании каждения всего храма диакон поднимается на амвон, кадит царские врата, иконы Спасителя и Божией Матери («местные» иконы), входит в алтарь южной дверью, кадит престол спереди, священника, затем поклоняется горнему месту и священнику, отдает кадило пономарю. Следует заметить, что в практике некоторых соборных храмов, если служат два или три диакона, каждение на «Господи, воззвах…» совершается двумя диаконами следующим образом. Сначала диаконы вместе кадят престол спереди, затем первый диакон кадит южную сторону престола, второй диакон – северную сторону. Вместе кадят восточную сторону престола и горнее место, после первый диакон кадит иконы правой части алтаря, а второй – иконы левой части алтаря. Далее вместе кадят икону над царскими вратами и предстоятеля, после чего первый диакон кадит священнослужителей и церковнослужителей, находящихся в правой части алтаря, а второй диакон – в левой части. Далее одновременно выходят на амвон (соответственно старший – южной дверью, младший – северной дверью) и кадят царские врата. Затем старший диакон кадит правую часть иконостаса, младший – левую часть. Оба становятся на амвоне и кадят лики и народ (соответственно старший диакон кадит правый хор и молящихся в правой части храма, младший диакон – левый хор и молящихся в левой части). Затем вместе сходят с амвона и кадят икону праздника (в центре храма на аналое), после чего разделяются, так что старший диакон совершает каждение правой части храма, а младший кадит левую часть храма. У выходных дверей диаконы встречаются, вместе идут на амвон и там кадят царские врата, «местные» иконы (старший кадит икону Спасителя, младший – икону Божией Матери). Наконец, входят в алтарь (старший – южной дверью, младший – северной дверью), кадят престол спереди, священника, затем кадят друг друга, синхронно поклоняются горнему месту и священнику, отдают кадила пономарям. §4.3. Каждение на литии

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Начало вечерни сопровождается священнодействиями 318 . На вседневной вечерне (Тип., гл. 9) и на великой, совершаемой не на бдении, а отдельно от утрени, иерей в самом начале отверзает внутреннюю дверь, т. е. завесу (Тип., гл. 7). В отдание Пасхи, как в пасхальную седмицу, открываются Царские врата и, при пении: «Христос воскресе» со стихами, иерей стоит пред престолом с крестом, свечею и кадилом. На вечерне, совершаемой на бдении, открывают Святыя Двери (Тип., гл. 2), т. е. Царские врата и, нри пении псалма: «Благослови, душе моя, Господа». священник предшествуемый диаконом (или параекклисиархом, Тип., гл. 2) со свечою, кадит весь храм. Этими священнодействиями мысль христианина переносится ко времени сотворения мира, к блаженному состоянию прародителей. Каждением изображается сказание Бытописателя, что при творении мира Дух Божий, истинный свет и благоухание во спасаемых, носился над бездною ( Быт.1 ). Отверстыя Царские двери в алтарь знаменуют, что с созданием мира человеку назначено было пребывание в раю. Но непродолжительно было блаженное состояние людей. В знак того, что люди изгнаны были из рая после их грехопадения, затворяются Царские двери после каждепия храма (Тип., гл. 23). После предначинательного псалма, радостное, торжественное богослужение переменяется в скорбное о грехах. Молитвословия, чтения иерея, диакона, пение певцов содержат прошения о том, чего лишились люди по их грехопадении. Иерей на вседневной вечерне и на великой, как совершаемой отдельно от утрени (Тип., гл. 9 и 7), так и на бдении (Тип., гл. 2), при чтении или пении псалма: «Благослови, душе моя. Господа», стоит пред затворенными Царскими вратами и тайно читает светильничные молитвы, изображая Адама, кающегося пред вратами рая. В знак покаяния и смирения священник читает эти молитвы с открытою главою 319 . Молитв светильничных семь 320 . На вечерне пред Литургией Преждеосвященных даров иерей три первые светильничные молитвы читает между ектеньями великой и малой (после предначинательного псалма). 1-я из них есть молитва 1-го антифона, 2-я молитва – 2-го антифона. 3-я молитва – 3-го антифона. И потому на Литургии Преждеосвященных даров, когда поется предначинательный псалом, иерей глаголет светильничные молитвы, сиречь вечерния, с четвертыя эти молитвы: зане три первыя по ектениях глаголются (Служебн., чин преждеосвященной литургии). В богослужебных книгах эти молитвы называются (Служебн. Чиновн., Тип.) светильничными (εχα τοu λυχνικοu ), потому что в них иерей славословит Господа, живущего во свете неприступном, за дарование света вещественного, и просит о просвещении души 321 . Затем и дальнейшая служба вечерни в богослужебных книгах носит название «светильничное» (τ λυχνικν). В Типиконе читаем: вечер во светильничное стихологисусм Блажен муж I-й антифон. ... На Господи воззвах поставим стихов десять и т. д. (Тип. послед. 1 сент. Сн. нослед. вечера в Пасхальную седм.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

2. В начале 1-го часа отверзаются царские врата и священник и диакон выходят на середину храма, где и находятся вплоть до окончания чтения Евангелия на 9-м часе (см. 24 декабря). После Евангелия на 9-м часе священнослужители уходят в алтарь, закрывают царские врата. 3. Читаются особые псалмы, подобранные в соответствии с содержанием праздника (из трех псалмов на каждом часе читается один постоянный для данного часа (час 1-й – Пс. 5 ; час 3-й – Пс. 50 ; час 6-й – Пс. 90 ; час 9-й – Пс. 85 ), тогда как два других – особые). 4. Во время чтения псалмов совершается каждение: на 1-м и 9-м – каждение священником всего храма, на 3-м и 6-м – малое каждение, совершаемое диаконом (см. 24 декабря). 5. После Богородична часа полагается особая пространная вставная часть: поются стихиры, прокимен, читаются паремия, Апостол, Евангелие. Теперь перейдем к подробному изложению последования Великого часа. Перед началом часов открываются царские врата, священник в епитрахили и фелоне целует Евангелие и престол (диакон – только престол), затем священник с Евангелием в руках (ему предшествуют свещеносцы и диакон с кадилом и свечой) выходит из алтаря через царские врата и идет к аналою, поставленному в центре храма прямо против царских врат. Положив Евангелие на аналой, иерей произносит начальный возглас: «Благословен Бог наш...». Затем сразу следует обычное начало (только в начале 1-го часа): Чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный...», Трисвятое по «Отче наш…». Священник (возглас): «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь». «Господи, помилуй» (12 раз). «Слава, и ныне». Далее общее последование для всех часов. Чтец: «Приидите, поклонимся…» и псалмы часа по чину. Читаются три псалма, из которых один является постоянным для данного часа, а два других – особые, подобранные в соответствии с содержанием праздника. Во время чтения псалмов совершается каждение. На 1-м и 9-м часах священник вместе с диаконом, идущим впереди со свечой, совершают каждение всего храма: сначала священник кадит Евангелие на аналое с четырех сторон, затем кадит спереди икону на центральном аналое и поднимается на амвон, входит в алтарь царскими вратами и кадит весь храм по чину (подобно каждению на полиелее). Но на 3-м и 6-м полагается малое каждение, которое совершает только диакон: Евангелие на аналое с четырех сторон, икону на центральном аналое, царские врата, иконостас, священнослужителей, хор, народ и вновь царские врата и местные иконы, Евангелие спереди, настоятеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Диакон же (при архиерейском служении – Архидиакон) говорит: «Премудрость» (Служебн., чин. преждеосв. Даров), возбуждая внимание к тем молитвословиям и священнодействиям, которые за сим последуют, подобно тому, как священник говорит: «Премудрость, прости» пред словами: «Свет Христов просвещает всех». Но после чтения паремий не говорится: «прости», ибо, по Уставу, надобно на коленях внимать пению следующих за сим молитвословий: «Да исправится молитва моя» ( Пс.140 756 ). Молитвословие: «Да исправится молитва моя» поется таким образом: чтец (Служебн.), или певцы (Чиновн.), или священник (Ирмологион), стоя пред Царскими дверьми, поют стих: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя» (Служебн., Чиновн., Тип., послед. среды 1-й седм. Великого поста). После них тот же стих поет лик. Таким образом, пение: «Да исправится» подобно тому пению, какое положено для Великого прокимна. В Певческих книгах (Знамен.) пение: «Да исправится молитва моя» со стихами, называется, великим прокимном. В Ирмологионе один и тот же стих «Да исправится» указано петь обоим ликам. Этот стих поет лик и после прочих стихов, петых чтецом или певцами пред алтарем. А чтец или певцы пред Царскими вратами поют следующие стихи: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе»; «Положи, Господи, храпение устом моим и дверь ограждения о устнах моих»; «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех» (выдумывать извинения грехов). После сего последнего стиха, когда лик пропоет: «Да исправится молитва моя», чтец или певцы пред Царскими вратами опять поют: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою»; лик же допевает этот стих: «Воздеяние руку моею, жертва вечерняя 757 . Во время пения сего священник, сказано в Служебнике, стоя в алтаре пред святою трапезою, прияв кадильницу с фимиамом, кадит. Последи же (после): «Да исправится молитва моя», отдав кадильницу, и сам иерей преклоняет колера, моляся (Служебн., чин лит.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010