Враги Враги. Следствием грехопадения явилось появление в мире греха; нормальные отношения между людьми исчезли и вместо любви стал царить эгоизм. Под влиянием злобных чувств люди враждуют между собой, вредят друг другу и истребляют друг друга. Единственная норма, с которой должен подходить и оценивать врагов, это любовь к людям, и всепрощающая любовь даже и к В. Уже Моисеев закон запретил иудеям иметь злобу на сынов его народа, их всех братьями, повелевал ближнего, как самого себя, в и своего В. Христианство, основания иудейские видеть в людях братьев, учение об Боге, о происхождении всего от единой крови, о падении всех в лице прародителей, в то же время умножает любовь ко В.: Господь, искупив всех людей от греха и его следствий – проклятия и смерти, сделал их сынами Божиими по вере в Него. Злобные, враждующие люди – больные, – их лечить надо, надо за них, дабы Господь возвратил их на путь истинный. Мы во всем уподобляться Спасителю и непрестанно совершенствоваться, стремясь к Нему, и в своем поведении поступая так, как поступал Он. Врата Врата – ворота, при них происходили у древнихъ: народные собрания, суд и расправа, а также сюда стекалась военная сила ( ; ); врата адова – ад, царство сатанинское (Мтф. 16:18); врата смертные – смерть или царство смерти ( ); врата узкие – жизнь по закону Божию, сопровождаемая от мира ( ). Врата храма Врата храма. – Храм имеет 4 ворот или дверей: 1) врата царские, иначе или великие, находящиеся в средине иконостаса, так как через них Царь славы для напитания верных Своим Телом и Кровию, через них св. Дары; 2) врата северные – в ту часть алтаря, где находится жертвенник; 3) врата южные или ведут в ту часть алтаря, где прежде устроялся диаконник, отчего они наз. еще диаконскими; 4) красные или церковные врата, находятся на западной стороне храма против алтаря, вводящие в притвор и служащие для выходов из храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Преобладание орнамента над изображением, заявленное в композиции резных царских врат, действует и в масштабе всего иконостаса. Орнамент царских врат симметричен относительно вертикальной оси, он более густой и плотный в нижней и верхней части. Обычная для врат планка на оси по стыку створ отсутствует. В средней части врат орнамент более крупный и прозрачный, в его рисунке отсутствуют переплетения и многослойность. Овальные иконы Благовещения и Евангелистов малы по размерам, что подчеркивает значительность массы орнамента и его масштабность. Рокайльные щитки у левого и правого краев композиции, покрытые по поверхности сетчатым трельяжным орнаментом, и небольшие цветочные гирлянды под щитками показывают один из источников стиля врат-рококо. Другая стилистика свойственна верхней и нижней зоне орнаментики. Фантастические цветы и бутоны в многослойном густом плетении можно найти в числе декоративных мотивов искусства первой половины и середины XVIII в. Гибкость силуэтного рисунка орнаментов, заостренные окончания акантовых листьев, жесткость моделировки лицевой поверхности врат желобками и выемками, а также золочение, делают деревянные резные врата своего рода имитацией врат металлических. Сюжетные живописные композиции, а также резные потир и звезда, вкраплены в ковровый рисунок орнамента как его составные колористические и пластические элементы. Общая идея - врата райского сада - сопровождена скульптурными образами ангелов, они расположены на облаках по сторонам врат как небесные стражи. Дважды повторенное на оси изображение короны, облачные подножия ангелов и балдахин с открытым занавесом обозначают идею врат царствия небесного. Точных аналогов для Спасских врат выявить не удалось, однако по ковровому характеру измельченной резьбы ц малому масштабу овальных икон обнаруживается сходство с царскими вратами Успенского собора в Смоленске.

http://sobory.ru/article/?object=15136

Во время пения стихир на «Господи, воззвах» бывает каждение всего храма и народа. Вход Когда полагается на литургии чтение Евангелия, например в праздники, в 1 – 3 дни Страстной седмицы, то вход с Евангелием, в противном случае – вход с кадилом. Священник читает молитву входа – вечернего: «Вечер, заутра и полудни...» «Свете тихий», прокимен дня триодный. Царские врата затворяются, и чтец читает паремию от Бытия среди церкви пред амвоном. По паремии опять прокимен триодный, и царские врата отверзаются, по окончании прокимна диакон возглашает: «Повелите» (если служит один священник без диакона, то он не произносит этого возгласа). Священник, взявши обеими руками кадильницу и свещник со свечей, стоит пред св. трапезой, обратившись к востоку, и изображает крест со словами: «Премудрость, прости»; потом, обратившись на запад, к народу, возглашает: «Свет Христов просвещает всех» 97 . Молящиеся в это время обыкновенно повергаются на колени и преклоняют главы к земле. Чтец: «Притчей чтение», священник: «Вонмем», и затворяются врата. После паремии чтец среди церкви поет: «Да исправится молитва моя...» Во время пения сего царские врата отверзаются; народ и клир становятся на колени, а священник, стоя пред св. престолом, кадит. Священник после пения «Не уклони сердце...» идет к жертвеннику; за ним, встав с колен, следует и диакон; пред жертвенником священник кадит трижды и, отдав кадило диакону, возвращается к престолу и становится пред ним на колени при пении «Да исправится...» (в последний раз); встает, когда поют «Воздеяние руку моею...»; диакон же остается пред жертвенником и кадит, стоя пред ним, до конца пения «Да исправится...» По пропетии в последний раз «Да исправится...» произносится молитва св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. Когда положено чтение Апостола или Евангелия или же одного только Евангелия, то после поклонов следуют эти чтения. Они сопровождаются теми же молитвословиями и священнодействиями, которые положены на полной литургии (пред чтениями малой ектении не положено). Затворяются царские врата (хотя в большинстве приходов принято закрывать царские врата после заупокойной ектении, если она, конечно, произносится). Далее порядок литургии до «Ныне силы небесныя...» такой же, как и на полной литургии. Исключения составляет произнесение, начиная от среды Крестопоклонной седмицы, после возгласа «Да и тии...» особой ектении и молитвы (тайно читаемой) о готовящихся к просвещению.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Утреня. Первую часть утрени составляет моление о царе. Когда на клиросе читают 19 и 20 псалмы и положенные уставом тропари, священник совершает каждение престола, алтаря и всего храма, соблюдая порядок, указанный выше (стр. 2–3). Ектению: «Помилуй нас, Боже»… священник произносит, стоя пред престолом: при произнесении возгласа: «Слава святой, и единосущной, и животворящей, и нераздельной Троице»… он начертывает кадилом крест пред св. трапезою, после чего возвращает кадило церковнику. По прочтении первых трех псалмов шестопсалмия священник, с служебником в руке, выходит из алтаря северными вратами на солею и здесь пред царскими вратами читает утренние молитвы. По прочтении шестопсалмия и молитв священник, оставаясь на своем месте, говорит великую, или мирную ектению, возглас после нее «Бог Господь и явися нам» со стихами и после сего входит в св. алтарь южными вратами. Малые ектении по кафизмах – когда произнесение их положено – иерей глаголет «отшед пред святыя двери» северными вратами, обратно же возвращается вратами южными. Пред «святыми дверьми» произносит священник и ектинии по 3 и 6 песнях канона, ектения по 9 песни произносится «внутрь св. алтаря», пред престолом. По произнесении ектении по 3-ей песне канона священник возвращается в алтарь южными вратами, по 6-ой – северными вратами. При пении 8-й песни канона священник, приняв кадило, творит каждение трапезы и алтаря, а по окаждении их выходит на солею и здесь, став пред иконою Богоматери, возглашает: «Богородицу и Матерь света в песнях возвеличим». При пении 9-й песни канона: Величит душа моя Господа» с припевом: «Честнейшую»…священник кадит иконостас, средину храма, предстоящий народ и возвращается северными вратами в алтарь, где, покадив переднюю часть трапезы, отдает кадило церковнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А оно уже наличествовало в одиннадцатой главе Стоглава 610 . Неудивительно поэтому, что в С 1656, первом Служебнике, вышедшем после получения «Послания» Паисия, появились новые указания относительно врат св. алтаря. Были добавлены указания об отверзении царских врат на малый вход (пункт 2 в таблице XIX ), о затворении их после чтения Евангелия (пункт 3) и о об открытии их вновь на Великий вход (пункт 4). Пункт 3 не соответствует правилам в «Послании» патриарха Паисия, согласно которым врата затворяются с началом ектении об оглашенных, так что нельзя сказать, что эти правила были приняты полностью и безоговорочно. Указание о затворении царских врат и завесы по Великом входе (пункт 5) было удалено, возможно, потому, что считалось само собой разумеющимся, а указания для начала Божественной литургии были заменены одним кратким замечанием, которое с тех пор печатается во всех московских Служебниках. Оно находится в главе «Чин священный литургии» и гласит: «Диакон... исходит северными дверьми, понеже царския двери до входа не отверзаются» 611 . (Мы привели его выше, в IV .5. A ) А указание об отверзении царских врат перед возглашением «Со страхом Божиим...» (пункт 8) осталось таким же, каким оно было в дониконовских изданиях. Указания С 1656 относительно врат св. алтаря сохраняются в наших Служебниках без изменений и по сей день. Мы привели их в соответствующих местах при изложении чина Божественной литургии (см. IV.5.A , гл. 3, X.11.A , XV .1.A , XVIII.2.A.a , XXXIII.1.A ). Другие элементы русского чина отворения и затворения царских врат и завесы, приведённые в таблице XIX , хотя и не встречаются в Служебниках, присутствуют в действующем Типиконе в главе 23, «О завесе святаго олтаря, когда отверзается, и когда затворяется» 612 . Впервые этот Типикон был издан в 1682 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Два замечательные случая были при освящении этой церкви, которое совершилось 20 сентября Преосвященным Митрополитом 228 ]. Когда началось священнослужение, все окна и двери были заперты, вдруг неизвестно откуда влетел голубь и сел на иконостас над Царскими Вратами и просидел все время освящения и Литургии, не слетая с места; когда и как он улетел, никто не мог заметить. Второй случай: Высокопреосвященнейшему митрополиту не понравились Царские Врата нового храма, весьма ценные, с изображением двенадцати Апостолов. По мнению Митрополита, следовало изобразить Благовещение и четырех Евангелистов, и он приказал настоятелю, преемнику Преосвященного Игнатия, непременно выставить их и сделать другие. Настоятель, затрудняясь исполнить волю Архипастыря, за неимением средств, просил позволения окончить врата, для которых заказаны были серебряные ризы на Апостолов; но Митрополит не соглашался. Архимандрит томился недоумением и молчал, не сообщая никому из братий во избежание пересудов. В том же году, в декабре, Митрополит Григорий был опять в Сергиевой пустыне по случаю погребения статс-дамы Мятлевой и подтвердил свою волю Настоятелю, чтобы переменил Царские Врата. В ту же зиму скончался Архипастырь, и Настоятель еще более мучился совестью, что не мог исполнить его приказания, и врата стояли неоконченными. В сороковой день кончины приходит к Настоятелю родной брат его, проживавший в Сергиевой пустыне, ризничий иеромонах Платон и говорит, что видел во сне Митрополита Григория. «Владыка сидел посреди церкви на говорил о. а я выходил из алтаря и нес мешок с хлебцами; Митрополит подозвал меня к себе и сказал: раздайте эти хлебы на помин души моей, а ты скажи своему брату, пускай окончит Царские Врата». Удивленный и обрадованный Настоятель возблагодарил Бога, что покойный Владыка развязал его совесть, и тут же рассказал о своем затруднении брату, предварительно ничего не знавшему. Царские Врата немедленно были окончены. Письмо архимандрита Игнатия (Малышева) к Преосвященному Леониду 229 ]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

У царских врат иподиаконы с ручными свечами кланялись епископу и уходили в алтарь. Следующими за ними диаконы с рипидами, встав в царских вратах, произносили: да – и входили в алтарь, располагаясь справа и слева от престола 58 . Те же слова, входя в алтарь, произносили диаконы с омофором и «шапкой», после чего архиерей надевал «шапку» и принимал на плечи омофор. Следующий диакон, покадив епископа, отдавал ему кадило, и тот кадил дискос в руках у старшего диакона 59 . Отдав кадило и взяв и поцеловав дискос, епископ поставлял его на св. престол, а затем вновь брал в руки кадило и кадил св. потир в руках у священника. Отдав кадило и взяв и поцеловав св. потир, епископ также поставлял его на св. престол. Священники входили в алтарь, и великий вход заканчивался тем, что епископ из царских врат благословлял народ трикирием, а иподиаконы у царских врат пели деспота. Устав ничего не говорит о гласных поминовениях на великом входе; вообще, все поминовения сводятся к словам двух пар диаконов (с рипидами и с омофором и «шапкой»): да которые они произносили, входя в алтарь. Вероятно, поминовений или ещё не было вовсе 60 , или они имели частный характер 61 . Последнее соответствует чину литургии в ГИМ. Син. 680 и 909, где поминовения уже выписаны, но почти все – за исключением возгласа диакона с омофором – указано произносить «тихо». О том же, как справедливо отмечает В.Ю. Григорьева 62 , свидетельствует отсутствие разрыва в тексте херувимской песни в древнерусских певческих рукописях. В конце чина великого входа приводятся указания о ставленниках. Если на литургии предполагалось совершить хиротонию во священника или во диакона, ставленники размещались возле царских врат: поставляемый во священники – напротив них, а во диаконы – справа от врат, с напольной свечой (воду у него забирали).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Завеса закрывается 92 . По «Отче наш» и «Честнейшую...», иерей: «Сый благословен...» Чтец: «Небесный Царю...» Иерей пред царскими вратами читает молитву с 16 поклонами, в) Час первый. Иерей в епитрахили. Чтец: псалмы. Кафизма (нет ее в понедельник и пятницу каждой недели, во вторник и среду Страстной недели). Иерей перед царскими вратами произносит: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой» (земной поклон) 93 . «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое» (земной поклон). «Яко к Тебе помолюся, Господи» (земной поклон). «Слава». Чтец: «И ныне». По «Иже на всякое время...» и «Честнейшую...», иерей: «Боже, ущедри ны...» и молитву с 16 поклонами, и стоит пред царскими вратами до отпуста. По «Отче наш» и «Господи, помилуй» 12 раз, иерей: «Христе, Свете истинный...» (см. Часослов). Клир: «Взбранной воеводе...» Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...», и отпуст. Расход. 2) а) Час третий. Звон в один колокол (три удара). Иерей в епитрахили. Завеса не отверзается. Обычное чтение псалмов. Кафизма. Иерей перед царскими вратами глаголет тропарь: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих ся» (поклон земной). «Сердце чисто...» (поклон земной). «Не отвержи мене...» (поклон земной). «Слава». Чтец: «И ныне». По «Иже на всякое время...» и «Честнейшую...» иерей: «Боже, ущедри ны...», и молитва с 16 поклонами, б) Час шестой. Шесть раз – в колокол. Обычное начало. Кафизма. Иерей пред царскими вратами: «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас» (поклон земной). «Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего» (поклон земной). «Аз к Богу воззвах и Господь услыша мя» (поклон земной).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Во время пения «Господи, воззвах» и стихир совершается обычное каждение всего храма. На «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи. Вход с кадилом. «Премудрость, прости». Певцы: «Свете тихий...». Диакон: «Вонмем». Священник: «Мир всем». Диакон: «Премудрость». Чтец – прокимен, глас 5-й: «Ты, Господи, сохраниши ны и соблюдеши ны от рода сего и во век». По исполнении прокимна диакон произносит обычные возгласы пред чтением паримий. Царские врата закрываются. Чтец читает паримию. По окончании первой паримии Царские врата отверзаются. Диакон: «Вонмем». Чтец – прокимен, глас 6-й: «Призри и услыши мя, Господи, Боже мой». После пения прокимна диакон возглашает: «Повелите». Иерей, взяв двумя руками кадило и свещник со свечой, стоя пред престолом, начертывает ими знак креста и произносит: «Премудрость, прости». После этого, обратясь на запад к народу, произносит: «Свет Христов просвещает всех». Чтец: «Притчей чтение». Диакон: «Вонмем». Царские врата закрываются. По окончании паримий отверзаются Царские врата. Иерей – тихо чтецу: «Мир ти». Чтец тихо отвечает: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость». После этого полагается пение «Да исправится молитва моя...» Стоящие в храме опускаются на колени. Иерей стоит пред престолом и кадит 25 . Во время пения «Не уклони сердце мое...» иерей переходит к жертвеннику и кадит Святые Дары. Когда поется в последний раз «Да исправится...», иерей передает кадило диакону, который продолжает каждение пред жертвенником, а сам преклоняет колени пред святым престолом. По исполнении «Да исправится молитва моя...» иерей, стоя пред престолом, произносит молитву св. Ефрема Сирина и творит 3 поклона. Царские врата закрываются. Диакон выходит на солею и произносит сугубую ектению: «Рцем вси...» и затем совершается прочее последование литургии Преждеосвященных Даров. Во время 3-го прошения ектении «Рцем вси...» раскрывается нижняя часть антиминса, по обычаю, а верхняя – в свое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

III. Царские врата Церковно-археол. музея в Пскове Оставляя в стороне вопрос о личности реставраторов и охотно доверяя тому живому преданию, что г. Чириков решительно ничего не изменил здесь, кроме указанных им исправлений, мы, тем не менее, должны показать несомненные следы этих исправлений, сделанных неизвестно кем и в какое время. Древнейшая основа памятника открывается как в декоративной орнаментике, так и в части иконографических изображений. Основной мотив орнаментики – плетушка традиционная, впервые появившаяся в искусстве Сирии, потом перенесенная в Византию, в славянские земли и в Россию. На нашем памятнике она является в виде плетушки – басмы серебряной на рамах изображений четырех Евангелистов, также на верхушке врат. Судя по характеру этой орнаментики, врата должны быть отнесены, по–видимому, к XV веку. Правда, она известна и в позднейшее время, но в памятниках позднейших она утрачивает уже свою простоту и плоскость и становится сложнее, кудреватее и грубее. Что касается орнамента-плетушки на створе врат, то он вырезан в дереве без басмы и составляет, по-видимому, подражание отдаленной старине. Пятиугольная верхняя часть врат с особою резьбой на вершине ее также не гармонирует с общим древнейшим характером врат. Резьба эта в своем характере носит следы модернизации и сделана усовершенствованным инструментом. На оборотной стороне врат – здесь ясно видны следы хорошей пилы, которая была усвоена нашими резчиками едва ли ранее второй половины XVII века; самое дерево – не старое. В виде этого, мы полагаем, что весь корпус этих врат, равно как и верхушка сделаны вновь неизвестно кем и когда, при чем старая басма-плетушка утилизирована, а на створе сделана вновь применительно к старой плетушке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010