Митра ( для протоиереев) , сан архимандрита (для монашествующих) – Награждение производится Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не менее чем за 30 лет беспорочного служения Церкви Божией. Примечание: При возведении в сан архимандрита одновременно возлагается митра; Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, возведенный в сан архимандрита, при служении в храмах Духовной миссии носит митру с крестом. Правила ношения: исключительно во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных уставом) Служение Божественной литургии отверстыми с Царскими вратами до Херувимской песни – Награждение производится Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, не ранее чем через 5 лет после награждения митрой. Служение Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш…» - Награждение производится Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, не ранее чем через 5 лет после награждения правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни. Патриарший крест - Награждение производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Правила ношения: надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке – поверх рясы. Сан протопресвитера – Награждение производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. 4. Последовательными наградами для диаконства являются: Двойной орарь . - Награждение производится Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через 5 лет после хиротонии награждаемого. Правила ношения – на левом плече, поверх стихаря, передний более длинный конец спускается с левого плеча под правую руку, затем им опоясывается спина, а затем спускается вниз через левое плечо Возведение в сан протодиакона. - Награждение производится Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через 20 лет служения в сане диакона.

http://sedmitza.ru/lib/text/429637/

Состав утреннего богослужения В состав утреннего богослужения входят: полунощница, утреня и первый час. Повседневная полунощница Образ действия священника В начале и в конце утреннего богослужения священник действует точно так, как указано нами в вечернем богослужении (см. выше). Начало полунощницы священник в одной епитрахили полагает или пред царскими вратами (завеса царских дверей остается закрытой) или пред святым престолом возгласом: «Благословен Бог наш...» Чтец: «Аминь» и обычное в начале каждой службы полное начало, т.е. «Слава Тебе, Боже наш», «Царю небесный», «Трисвятое», «Пресвятая Троице», «Отче наш», «Приидите, поклонимся» (см. выше в чине 9-го часа). Полунощница Если священник полагает начало полунощницы пред царскими вратами, то во время чтения «Приидите, поклонимся» входит южною дверью в алтарь, становится пред престолом и стоит здесь до конца полунощницы, произнося положенные уставом возгласы. На клиросе читают две части полунощницы по чину, изложенному в Часослове и в Следованной Псалтири. В первой части ее после 50-го псалма читается вся 17-я кафизма без стихословия. При чтении «Упование мое Отец» (в конце второй части полунощницы) священник, как и в конце малого повечерия, выходит северною дверью на солею и здесь, пред царскими вратами заканчивает полунощницу так же, как он заканчивал и повечерие. Пред началом утрени При пении на клиросе «Аминь» на последний возглас священника на полунощнице: «Молитвами святых отец наших...» – священник входит южною дверью в алтарь, облачается в фелонь, при благословении и целовании креста на ней, отверзает завесу царских врат, принимает кадило с произнесением слов: «Кадило Тебе приносим» – и, кадя, возглашает пред престолом: «Благословен Бог наш...» – и начинает этим утреню. Повседневная утреня Начало утрени Чтец: «Аминь», «Приидите, поклонимся», 19 и 20 псалмы, «Трисвятое», «Пресвятая Троице», «Отче наш», тропари, «Спаси, Господи», «Слава», «Вознесыйся на крест волею», «И ныне», «Предстательство страшное...» Каждение

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Диакон облачается (см. стр. 13): подносит к священнику стихарь с орарем и принимает от него благословение; открывает св. престол, отверзает завесу царских врат и ожидает времени произнесения великой ектении. Перед ектенией выходит из алтаря северною дверью к царским вратам и, по окончании псалма и светильничных молитв, делает поклон иерею, становится на амвон и говорит ектению, делая поясной поклон после каждого прошения и держа возвышенно орарь тремя пальцами правой руки во время произнесения каждого прошения. Прошения произносит громко, внятно и неспешно, так, чтобы все молящиеся в храме могли без усилия услышать и понять их; начиная произнесение только по окончании пения. По окончании ектении (см. стр. 22), входит в алтарь южною дверью, делает поклон св. престолу и иерею и становится в правой стороне от священника, несколько позади его. Для произнесения малой ектении диакон выходит из алтаря пред царские врата северною дверью, а входит в алтарь южною. Так и всегда он должен делать, когда выходит из алтаря и входит в него (см. стр. 26). Во время пения стихир на «Господи воззвах» диакон кадит алтарь, весь храм и народ. На входе (см. стр. 30) диакон отверзает царские врата, берет кадило от пономаря, подносит его с правой стороны иерею для благословения. Приняв благословение, целует край св. престола и идет перед иереем, через горнее место, в северные двери. Когда придут пред царские врата, диакон кадит в царские врата, местные иконы Спасителя, Богородицы и храмовую и, обращаясь к иерею, испрашивает благословение входа, указуя правою рукою с орарем в царские врата и говоря: «Благослови, владыко, святый вход». Приняв благословение, возглашает в царских вратах: «Премудрость. Прости». Если же стихира, когда иерей с диаконом приидут пред царские врата, еще будет петься, то диакон, до окончания стихиры, становится к местной иконе Спасителя, а не стоит в это время в царских вратах. Войдя в алтарь, диакон кадит св. престол вокруг крестообразно и настоятеля; отдав кадило, целует престол, кланяется иконе на горнем месте и иерею, становится за престолом, обратясь к западу, и говорит прокимен с его стихами. По окончании прокимна, диакон опять делает поклон на горнее место и иерею, затворяет царские врата и делает возглас при чтении паремии: «Премудрость. Вонмем». По окончании паремии (см. стр. 34), поклонившись престолу и иерею, выходит из алтаря северною дверью и перед царскими вратами говорит ектению. По окончании ектении стоит на своем месте, перед отпустом возгласив: «Премудрость» и, вошедши в алтарь южною дверью, после поклона престолу и иерею, отверзает царские врата для отпуста, после которого опять затворяет их и завесу. Наконец, поклонившись престолу и поцеловав его, покрывает его пеленою, кланяется иерею и разоблачается. При совершении полунощницы и утрени

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

«Господи, воззвах» поется на глас Минеи также в дни предпразднства и попразднства двунадесятых праздников и в период пения Триоди цветной, начиная с Антипасхи – Недели о Фоме. Во всех остальных случаях «Господи, воззвах» поется на глас Октоиха. После стихир – «Слава, и ныне», Богородичен, а в среду и пятницу – Крестобогородичен из Минеи, наряду. Если в Минее на «Слава» положена стихира святому, то на «И ныне» поется Богородичен по гласу этой стихиры, из тех, которые находятся во втором приложении в конце Минеи.    После возгласа на малой ектении, при пении стихов «Господи, воззвах», священнику, вошедшему в алтарь южными дверьми, подают кадило. Он благословляет кадило, произнося положенную молитву «Кадило Тебе приносим», берет кадило и начинает каждение алтаря и храма, читая про себя псалом 50. Каждение совершается так: сперва священник кадит престол, начиная с передней его стороны, горнее место, иконы, находящиеся по правую сторону, затем иконы по левую сторону, жертвенник, икону, стоящую на иконостасе над царскими вратами в алтаре, для чего становится между горним местом и престолом, священника, лиц, находящихся в алтаре, и затем, обойдя престол, выходит северными дверьми из алтаря на солею. Здесь он кадит сначала царские врата, икону Спасителя и другие иконы, находящиеся в иконостасе с правой стороны, икону Богоматери, иконостасные иконы с левой стороны, спускается на середину храма и кадит там икону «месячные святцы» и святцы. Став перед царскими вратами лицом к народу, священник кадит сначала правый и левый клиросы, народ, стоящий на середине храма, с правой и левой сторон его, и затем весь храм с находящимися в нем иконами справа налево. Каждение заканчивается на солее перед царскими вратами, здесь священник кадит сначала царские врата, затем местные иконы Спасителя и Богоматери и уходит южными дверьми в алтарь, где покадив престол с передней стороны, отдает кадило алтарнику.    После Борогодична поется «Свете тихий» и произносится прокимен дню. Прокимен и стих прокимна священник может говорить в алтаре или на солее, куда он выходит во время пения «Свете тихий».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Образ великомученицы Варвары, помещенный на своде трапезной – единственный не подвергшийся поновлениям крупный фрагмент клеевой росписи, по которому можно судить о качестве живописи сер. 19 в. Мастер отказался от помещения фигуры великомученицы в традиционное клеймо. Ее небесный образ показан на облачном фоне в окружении многочисленных ангелов и херувимов. Гризайльная манера написания ангелов и херувимов делает их изображения легкими, тающими. Фигура Варвары, напротив, выделена ярким контрастным сочетанием красного и синего цветов в ее облачении. Контрапост в постановке фигуры и внимание к пластике драпировок свидетельствует об ориентации мастера на образцы академической живописи. Белый с позолоченными деталями иконостас, перенесенный из Троицкой церкви села Красное Сумароковых, выполнен во 2-й четв. 19 в. в стиле позднего классицизма с элементами эклектики в резном декоре. Он двухъярусный с аттиком, на девять осей в нижнем ярусе и на три оси в верхнем. Два ближайших к царским вратам прясла оформлены поднятыми на постаментах гладкоствольными колоннами с коринфскими капителями, поддерживающими неполный антаблемент с гладким фризом. Антаблемент продолжен и над боковыми крыльями иконостаса. Во втором ярусе прясла фланкированы витыми колоннами, также установленными на постаментах и увенчанными коринфскими капителями. Стволы колонн в нижней четверти гладкие, а выше – витые. В аттике колонны отсутствуют, а прясла разделены подвесными гирляндами. Боковые прясла аттика увенчаны карнизами, центральное прясло – неполным фронтоном, над которым установлен крест. Иконы, заключенные в тонкие профилированные рамы, над царскими вратами имеют арочную форму, остальные – прямоугольные. На карнизе первого яруса по сторонам центрального прясла установлены фигуры двух ангелов с рипидами. В аттике над карнизами боковых прясел – две резные барельефные композиции, составленные из атрибутов Ветхозаветной и Новозаветной церкви. Они имеют облачные основания и обрамлены лучами сияния. Во фронтоне и в сени над царскими вратами помешены изображения голубя в лучах сияния – символ Святого Духа. Прорезная орнаментика присутствует в оформлении царских врат и волют с розетками в основании второго яруса иконостаса. В декоре врат основные мотивы – гирлянда, венок и крестовая розетка. Сень над царскими вратами украшена узкой подвесной драпировкой и пальметтой.

http://sobory.ru/article/?object=01066

Царские врата. Кон. XV – нач. XVI в. (Русский музей, Санкт-Петербург) Царские врата на Литургии Хотя обычай закрытия царских врат во время Литургии достаточно древний (упоминания о нем встречаются в источниках начиная с XI в. 831 ), он не может быть признан оправданным с точки зрения литургического богословия древней Церкви. В XI веке появляется теория о том, почему миряне не должны видеть совершение Евхаристии. Никита Стифат объясняет это иерархической структурой Церкви: в алтаре должны находиться только священнослужители, пространство перед алтарем зарезервировано для монахов и низших иерархических чинов, а вдали от алтаря должны находиться миряне, которым непозволительно взирать на совершение таинства 832 . Будучи поклонником Дионисия Ареопагита , Никита Стифат приложил ареопагитское учение об иерархии к богослужебному чинопоследованию. Однако такое противопоставление мирян духовенству было совершенно чуждо духу евхаристического благочестия древней Церкви; нет этого противопоставления и в самом тексте Литургии. Напротив, все члены общины воспринимались как «царственное священство», и все призывались к полноценному участию в Евхаристии. Теория Никиты Стифата не выдерживает критики уже потому, что обычай закрывать царские врата никогда не превратился в универсальный. Тот факт, что царские врата остаются открытыми при архиерейском служении и в дни Пасхальной седмицы, свидетельствует о том, что никакого принципиального запрета мирянам взирать на совершение таинства Евхаристии и на причащение священнослужителей не существует. В сочетании с тайным чтением евхаристических молитв обычай служения Евхаристии за закрытыми царскими вратами лишь создает дополнительную преграду между мирянами и духовенством. В этом смысле обычай служения Литургии с открытыми царскими вратами следует признать более соответствующим изначальному смыслу и содержанию Евхаристии 833 . 4. Символ веры После возгласа «Двери, двери» поется (в практике Греческой Церкви читается) Никео-Цареградский Символ веры . В «Церковной истории» Феодора-чтеца упоминается о том, что патриарх Константинопольский Тимофей (511–518) приказал, чтобы «символ 318 отцов» читался за каждым евхаристическим богослужением 834 . Таким образом, в Литургию Символ веры вошел лишь в VI веке, хотя сформулирован был в том виде, в каком ныне употребляется в Литургии, на I и II Вселенских Соборах, проходивших соответственно в Никее в 325 и в Константинополе в 381 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Священник благословляет: Благословен вход святых Твоих, Господи . Диакон: Аминь. И вновь кадит предстоятеля, по окончании пения стихиры, начертав в воздухе кадильницей крест, возглашает: Премудрость, прости. Входит Царскими вратами в алтарь, кадит Престол и горнее место, встает с левой стороны Престола, лицом на запад. Лик: Свете тихий: Священник целует на Царских вратах святые иконы, благословляет свещеносца, входит в алтарь, целует Престол и становится на горнем месте (лицом на запад). Диакон: Вонмем. Священник: Мир всем. Чтец: И духови твоему. Диакон : Премудрость. Чтец: Прокимен, глас: (название гласа), поет прокимен, затем произносит первую половину прокимна, а лик поет вторую половину прокимна. Диакон: Премудрость. Чтец: Бытия чтение. Диакон: Вонмем, и закрывает Царские врата. Чтец читает паремию. По прочтении паремии Царские врата отверзаются. Диакон: Вонмем. Чтец: Прокимен, глас: (название гласа), произносит самый прокимен. Лик поет прокимен. Чтец говорит стих. Лик повторяет пение прокимна. Чтец говорит первую половину прокимна. Лик заканчивает пение прокимна. Диакон, обращаясь к священнику. Повелите. Священник при служении без диакона слово: Повелите – не произносит. Священник берет в руки кадило и возжженную свечу, назнаменуя крест, возглашает, зря на восток: Премудрость, прости. Затем, обратившись на запад, осененяя молящихся свечой и кадилом, произносит: Свет Христов просвещает всех. Царские врата закрываются. Чтец: Притчей чтение. Диакон: Вонмем. Чтец читает вторую паремию из книги Притчей. По окончании чтения паремии, Священник: Мир ти. Диакон открывает Царские врата и возглашает: Премудрость. Чтец, став пред Царскими вратами за амвоном становится на колени (по Уставу), поет избранные стихи 140 – го псалма: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою: воздеяние руку моею жертва вечерняя. Лик: Да исправится молитва моя: Чтец поет: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Лик: Да исправится молитва моя:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После “Великого Господина…” все духовенство заходит в алтарь, а вместе с ними и рипидчики. рипидчики на горнем месте кланяются на восток, Владыке и ставят рипиды на свое место. Старшая пара, когда все духовенство зашло в алтарь, идет на край амвона, к орлецу и становятся лицом друг к другу. Вышедшему Владыке дают свечи. Архиерей, осенив народ свечами, отдает их старшей паре и уходит в алтарь. Старшая пара после этого также заходит в алтарь (старший северными вратами, а второй южными). Свободный иподиакон, после того, как Архиерей, благословив народ свечами, зайдет в алтарь, забирает орлец, который лежал у Царских Врат лицом к народу. (Примечание. Если будет хиротония во священника, то старшая пара заходит в алтарь вместе с рипидчиками. Свободный иподиакон ставит седалище с северо-западного угла престола и кладет орлец перед ним. Все остальные орлецы возле престола он забирает. Тогда старший иподиакон, зайдя в алтарь, складывает облачение для будущего священника. После вождения рукополагаемого вокруг престола он становится с юго — западной стороны престола, одновременно с этим свободный иподиакон кидает орлец перед престолом лицом к рукополагаемому. После руковозложения на рукополагаемого свободный иподиакон держит поднос с облачением возле Царских Врат в алтаре, а второй свободный иподиакон кладет орлец возле Царских Врат лицом к народу. После этого забирает седалище и орлецы, которые были возле углов престола. Старшая пара в момент облачение рукоположенного священника выходит с дикирием и трикирием на край амвона к положенному орлецу. Владыка выходит Царскими Вратами на край амвона, благословляет свечами народ, уходит в алтарь, старший иподиакон уходит в алтарь северными вратами, а второй южными.) После возгласа священника: “Щедротами Единородного Сына…” Владыка идет на амвон. Как только Владыка зашел в алтарь, он идет и становится на орлец, который лежит у самого престола. На орлеце говорит: “Возлюблю Тя, Господи…” (3 раза), целует дискос, чашу, престол. Как только владыка поцеловал дискос, один свободный иподиакон кладет орлец у южной створки Царских Врат лицом на северо-восток, а второй иподиакон забирает тот орлец на котором Архиерей стоял возле престола.

http://azbyka.ru/rukovodstvo-dlya-ipodia...

Иеродиакон стоит на своем месте до окончания Сподоби Господи... и потом говорит ектению: Исполним вечернюю молитву нашу Господеви. После главопреклонной молитвы и возгласа после нее отверзаются царские врата и бывает лития. На нее выходят настоятель в мантии с скрижалями и с посохом в левой руке, сослужащие иеромонахи в ризах, возложенных сверху мантий и в камилавках с клобуками. Выход на литию совершается обыкновенно в таком порядке: два пономаря впереди с возженными свечами, настоятель и сослужащие иеромонахи по порядку и за ними иеродиаконы, все идут царскими вратами. Пришедши к западным дверям и остановясь на определенном месте, два иеродиакона кадят на местные иконы, настоятеля и сослужащих... По окончании стихир, старший иеродиакон начинает: Спаси, Боже, люди твоя; затем другие прошения говорит иеродиакон младший. К концу литии, после пения стиховных стихир, на Ныне отпущаеши соединяются оба клироса и поют торжественно сие радостное воззвание праведного Симеона вместе со служащими. По освящении хлебов и пении псалма: Благословлю Господа на всякое время, настоятель преподает благословение, и иеродиакон в мантии читает шестопсалмие. По окончании трех первых псалмов, служащий иеромонах выходит пред царскими вратами и с открытой головой читает утренние светильны. Когда окончится шестопсалмие, выходит иеродиакон и вместе с иеромонахом пред царскими вратами кладут три поясных поклона; потом поклонившись друг другу, иеромонах отходит в алтарь, а иеродиакон начинает говорить великую ектению: Миром Господу помолимся... По возгласе иеромонаха, иеродиакон говорит по гласу: Бог-Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне и проч. Певцы поют, переменяя лики, согласно и чинно, Бог Господь и затем тропарь праздника трижды, после чего начинается чтение кафизм. По окончании первой кафизмы, следует малая ектения, в начале второй кафизмы братии позволяется сидеть (согласно уставу, лист. 4-й) на своих местах. По окончании второй кафизмы также малая ектения и седален праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1. В мифологических традициях Средиземноморья врата (двери) служат символом границы между посюсторонним и потусторонним, идеально мыслимой как граница между миром живых и миром мертвых. Граница несет в себе двоякое значение – как разделительное (разграничение двух сфер), так и соединительное (возможность перехода из одной сферы в другую). Двойственна поэтому и семантика двери в погребальном сооружении: она не только служит местом встречи живых с мертвыми, но и предотвращает возможность неурочного вторжения мертвых на территорию живых 1101 . Ритуалы, тексты и изображения, связанные с вратами разделяют эту амбивалентность их семантики. В античных погребениях – архитектурной форме представлений о соотношении мира живых и мира мертвых – одним из центральных является мотив трапезы, занимающий, как правило, место над дверным проемом. В египетских пирамидах символику границы между двумя мирами несет в себе так называемая ложная дверь, сменяемая позднее надгробной стелой. Такая дверь считалась местом епифании – явления живым «преображенного», т.е. ставшего богом умершего и имитировала закрытый проход, чтобы подчеркнуть божественность природы покойного. На главной из ложных дверей – восточной – обычно находилось его рельефное изображение в полный рост. Вид ложной двери имеет не только вход в надземную часть погребального сооружения – в дом умершего, но и вход в камеру с захоронением из помещения для ритуальных действий внутри гробницы. Эта последняя дверь именовалась «вратами Нут» по имени одной из египетских ипостасей богини-матери. Через эту дверь умерший удалялся в царство мертвых, после чего она замуровывалась 1102 . Со времени второй династии (вторая половина III тыс. до н. э.) в канон изобразительной программы египетских гробниц входит сюжет загробной трапезы, которому отводится место над ложной дверью (ил. 2). Умерший изображается вместе со своей женой за столом с жертвенными дарами, символизирующими плодородие (голова гуся, ножка быка и др.). Эти дары, принесенные в жертву родственниками умершего, призваны послужить пищей для особой субстанции умершего – его ка и тем самым обеспечить его бессмертие 1103 . Эго древнее представление сравнительно поздно получает письменную фиксацию и составляет основу 148-й притчи египетской Книги Мертвых. Текст этой молитвы об умершем функционально приравнивался к изображению загробной трапезы и наносился на ложную дверь или над ней 1104 . Таким образом, взаимодополняющие друг друга изображение и текст призваны были давать представление о состоянии «преображенности» умершего (трапеза как идеальный образ жизни, вечного блаженства в потустороннем мире) и одновременно указывать на медиальную роль умершего между миром богов и миром людей, которая видится в том, что поедание жертвенных даров служит восстановлению нарушенной смертью целостности мира (трапе за как символ космического порядка).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010