По окончании стихир на «Господи воззвах», когда на клиросе вслед за «Богородичным» запоют «Свете тихий», священник выходит северными вратами на солею, становится пред царскими вратами, произносит прокимен дня, предваряя его положенными возгласами: «Вонмем, мир всем, премудрость, вонмем», при чем «мирствуя» обращается лицом к народу. Ектению «Исполним вечернюю молитву», возглас по ней священник произносит здесь же на солее, затем при пении или чтении стихир на стиховне входит в алтарь и становится пред престолом. После возгласа на «Отче наш», тропаря и богородична, священник выходит северными вратами на солею, произносит здесь ектению «Помилуй нас, Боже..». и говорит полный отпуст, обратившись после пения «благослови» лицом к народу. При произнесении слов: «Христос истинный Бог наш..». (а в среду и пятницу при словах: «силою честного и животворящего Креста») священник истово полагает на себе крестное знамение. По окончании пения «Благочестивейшего..». священник начинает повечерие возгласом: «Благословен Бог наш..». и по трех поклонах на «приидите, поклонимся» уходит в алтарь, где, закрыв завесу, полагает поклон пред престолом, крестится, целует лежащее на престоле Евангелие и край престола и, покрывает престол пеленою и снимает фелонь. Начало всенощного бдения По облачении священника в епитрахиль и фелонь, а диакона в стихарь, священнику подают кадило, а диакону — свечу. Поблагословивши кадило с молитвой: «Кадило Тебе приносим» (тайно), священник с диаконом молча окаживают сначала св. престол, потом горнее место, жертвенник и прочие иконы в алтаре. Затем диакон выходит пред царские врата и возгласивши: «Востаните! Господи, благослови»! снова возвращается в алтарь, и здесь, ставши позади престола, лицом к священнику, или рядом со священником, где как принято, поет вместе с ним: «Приидите, поклонимся». По пропении последнего: «Приидите, поклонимся и припадем Ему», когда певцы начнут петь: «Благослови, душе моя, Господа», диакон исходит снова пред царские врата, а священник, обратившись к ним, кадит оные, при чем к той части врат, которая окаживается, одновременно со священником кланяется и диакон. Затем совершается остальное каждение, по обычаю. По возвращении в алтарь диакон закрывает царские врата, идет и произносит великую ектенью на обычном месте, а священник, снявши фелонь, читает в это время светильничные молитвы». Общие замечания

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

До прибытия архиерея в храм посошник полагает орлецы на солее пред царскими вратами, пред иконами Спасителя и Божией Матери, храмовою или праздничною, пред амвоном и у входа в храм из притвора, где будет встреча архиерея. Когда по встрече архиерей проходит к амвону, посошник берет орлец у входа и постилает его на облачальном месте; когда архиерей восходит на солею, посошник берет орлец с того места, где стоял архиерей, и постилает на край амвона головой на запад. С солеи и амвона орлецы убирает свещеносец, когда архиерей уходит на облачальное место (кафедру). Пред малым входом иподиаконы постилают орлецы в алтаре кругом престола и на половине расстояния между жертвенником и престолом. Во время малого входа посошник постилает орлец на край амвона (головой орла на запад), другой — на средине между царскими вратами и амвоном (на восток) и убирает их после молитвы архиерея “Призри с небесе, Боже…” По окаждении архиереем алтаря иподиаконы убирают орлецы, оставляя два или три орлеца пред престолом и один постилая на горнем месте. Во время чтения Евангелия постилается орлец на солее впереди аналоя. Перед пением Херувимской песни полагаются орлецы в царских вратах пред жертвенником и против левого переднего угла престола (если будет хиротония во пресвитера; по обхождении ставленником престола и отнятии кафедры этот орлец убирается, а постилается орлец у правого переднего угла престола). При пении Херувимской песни орлец в царских вратах перестилается на шаг или два к западу для принятия Святых Даров и затем на осенение. При словах “Возлюбим друг друга…” полагается орлец у правого переднего угла престола, и пока архиерей стоит на этом орлеце, убирается орлец пред престолом. По окончании пения “Верую…” постилается орлец на конец амвона; на возглашение “И да будут милости…” — в царских вратах; по пении “Отче наш…” — там же. (По возгласе “И да будут милости…” полагается орлец у левого переднего угла престола, если будет хиротония во диакона; по обхождении ставленником престола и отнятии кафедры он убирается, а постилается орлец у правого переднего угла престола.) Пред причащением народа полагается орлец там, где будет архиерей причащать. По заамвонной молитве постилаются орлецы пред царскими вратами (на отпýст литургии и на моление архиерея по выходе из алтаря после снятия одежд), на краю амвона — для общего благословения; на западной нижней ступени кафедры (обычно тоже на краю амвона) — для благословения людей; у выхода из храма — где будет архиерей снимать мантию.

http://azbyka.ru/ukazanije-dlya-svyashhe...

До прибытия архиерея в храм посошник полагает орлецы на солее пред царскими вратами, пред иконами Спасителя и Божией Матери, храмовою или праздничною, пред амвоном и у входа в храм из притвора, где будет встреча архиерея. Когда по встрече архиерей проходит к амвону, посошник берет орлец у входа и постилает его на облачальном месте; когда архиерей восходит на солею, посошник берет орлец с того места, где стоял архиерей, и постилает на край амвона головой на запад. С солеи и амвона орлецы убирает свещеносец, когда архиерей уходит на облачальное место (кафедру). Пред малым входом иподиаконы постилают орлецы в алтаре кругом престола и на половине расстояния между жертвенником и престолом. Во время малого входа посошник постилает орлец на край амвона (головой орла на запад), другой – на средине между царскими вратами и амвоном (на восток) и убирает их после молитвы архиерея «Призри с небесе, Боже...» По окаждении архиереем алтаря иподиаконы убирают орлецы, оставляя два или три орлеца пред престолом и один постилая на горнем месте. Во время чтения Евангелия постилается орлец на солее впереди аналоя. Перед пением Херувимской песни полагаются орлецы в царских вратах пред жертвенником и против левого переднего угла престола (если будет хиротония во пресвитера; по обхождении ставленником престола и отнятии кафедры этот орлец убирается, а постилается орлец у правого переднего угла престола). При пении Херувимской песни орлец в царских вратах перестилается на шаг или два к западу для принятия Святых Даров и затем на осенение. При словах «Возлюбим друг друга...» полагается орлец у правого переднего угла престола, и пока архиерей стоит на этом орлеце, убирается орлец пред престолом. По окончании пения «Верую...» постилается орлец на конец амвона; на возглашение «И да будут милости...» – в царских вратах; по пении «Отче наш...» – там же. (По возгласе «И да будут милости...» полагается орлец у левого переднего угла престола, если будет хиротония во диакона; по обхождении ставленником престола и отнятии кафедры он убирается, а постилается орлец у правого переднего угла престола.) Пред причащением народа полагается орлец там, где будет архиерей причащать. По заамвонной молитве постилаются орлецы пред царскими вратами (на отпуст литургии и на моление архиерея по выходе из алтаря после снятия одежд), на краю амвона – для общего благословения; на западной нижней ступени кафедры (обычно тоже на краю амвона) – для благословения людей; у выхода из храма – где будет архиерей снимать мантию. ХИРОТОНИИ ВО ДИАКОНА И СВЯЩЕННИКА. УСТАВНЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТАВЛЕННИКОВ

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Чтец читает седальны по полиелеи по Уставу. Хор поет 1-й степенный антифон 4-го гласа «От юности моея…». В начале пения антифона пономари выносят малые свечи на амвон каждый со своей стороны (то есть один выходит через северную дверь, другой – через южную) и становятся перед царскими вратами лицом на восток. При пении «Слава, и ныне» диакон подходит к престолу, вместе с пономарями поклоняется престолу и затем священнику, берет Евангелие и царскими вратами выходит на амвон. Пономари идут впереди диакона и становятся на ступеньку ниже амвона лицом друг к другу. Диакон: «Вонмем . Премудрость. Вонмем». «Прокимен, глас 4-й… (говорит текст прокимена праздника) ». Затем хор поет прокимен. Диакон говорит стих прокимена. Хор поет прокимен. Диакон говорит 1-ю половину прокимена , а хор допевает оставшуюся часть. Диакон: «Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй». Священник: «Яко свят еси Боже наш и во святых почиваеши…». Хор: «Аминь». Диакон: «Всякое дыхание да хвалит Господа». Хор поет «Всякое дыхание…» на 4-й глас. Диакон говорит стих «Хвалите Бога во святых Его…». Хор поет «Всякое дыхание…» на 4-й глас. Диакон: «Всякое дыхание», хор допевает: «да хвалит Господа». Диакон: «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия…». Хор: «Господи, помилуй» (трижды). В это время диакон спускается с амвона и идет с Евангелием на середину храма к священнику. Пономари идут перед диаконом и становятся по обе стороны от священника лицом друг к другу. Диакон держит Евангелие на руках, а священник открывает нужное зачало и готовится к его чтению. Диакон: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия». Священник: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Священник: «От… (называет имя евангелиста) Святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Священник читает Евангелие. Хор (по окончании чтения): «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Чтец: 50-й псалом («Помилуй мя, Боже...»). Во время чтения псалма диакон уносит Евангелие в алтарь царскими вратами, пономари идут впереди диакона со свечами и входят в алтарь боковыми дверьми каждый со своей стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Примечание . При возведении в сан архимандрита одновременно возлагается митра. Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, возведенный в сан архимандрита, при служении в храмах Духовной Миссии носит митру с крестом. Правила ношения: исключительно во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных Богослужебным уставом). Служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни. Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после награждения митрой. Служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до «Отче наш...». Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после награждения правом служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни. Патриарший крест. Награждение производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Правила ношения: надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке — поверх рясы. Сан протопресвитера. Награждение производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.   4. Последовательными наградами для диаконства являются: Двойной орарь. Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после хиротонии награждаемого. Правила ношения: на левом плече, поверх стихаря, передний, более длинный конец спускается с левого плеча под правую руку, затем им опоясывается спина, а затем он спускается вниз через левое плечо. Сан протодиакона. Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через двадцать лет служения в сане диакона. Камилавка фиолетового цвета. Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через десять лет после возведения в сан протодиакона. Правила ношения: во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных Уставом), а также во время официальных и торжественных мероприятий.

http://patriarchia.ru/db/text/551935.htm...

До прибытия архиерея в храм посошник полагает орлецы на солее пред царскими вратами, пред иконами Спасителя и Божией Матери, храмовою или праздничною, пред амвоном и у входа в храм из притвора, где будет встреча архиерея. Когда по встрече архиерей проходит к амвону, посошник берет орлец у входа и постилает его на облачальном месте; когда архиерей восходит на солею, посошник берет орлец с того места, где стоял архиерей, и постилает на край амвона головой на запад. С солеи и амвона орлецы убирает свещеносец, когда архиерей уходит на облачальное место (кафедру). Пред малым входом иподиаконы постилают орлецы в алтаре кругом престола и на половине расстояния между жертвенником и престолом. Во время малого входа посошник постилает орлец на край амвона (головой орла на запад), другой на средине между царскими вратами и амвоном (на восток) и убирает их после молитвы архиерея «Призри с небесе, Боже…» По окаждении архиереем алтаря иподиаконы убирают орлецы, оставляя два или три орлеца пред престолом и один постилая на горнем месте. Во время чтения Евангелия постилается орлец на солее впереди аналоя. Перед пением Херувимской песни полагаются орлецы в царских вратах пред жертвенником и против левого переднего угла престола (если будет хиротония во пресвитера; по обхождении ставленником престола и отнятии кафедры этот орлец убирается, а постилается орлец у правого переднего угла престола). При пении Херувимской песни орлец в царских вратах перестилается на шаг или два к западу для принятия Святых Даров и затем на осенение. При словах «Возлюбим друг друга…» полагается орлец у правого переднего угла престола, и пока архиерей стоит на этом орлеце, убирается орлец пред престолом. По окончании пения «Верую…» постилается орлец на конец амвона; на возглашение «И да будут милости…» — в царских вратах; по пении «Отче наш…» — там же. (По возгласе «И да будут милости…» полагается орлец у левого переднего угла престола, если будет хиротония во диакона; по обхождении ставленником престола и отнятии кафедры он убирается, а постилается орлец у правого переднего угла престола). Пред причащением народа полагается орлец там, где будет архиерей причащать. По заамвонной молитве постилаются орлецы пред царскими вратами (на отпуст литургии и на моление архиерея по выходе из алтаря после снятия одежд), на краю амвона для общего благословения; на западной нижней ступени кафедры (обычно тоже на краю амвона) — для благословения людей; у выхода из храма, — где будет архиерей снимать мантию. Возникновение и развитие осмогласия

http://azbyka.ru/xram-obryady-bogosluzhe...

Золотой наперсный крест. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после награждения камилавкой (для монашествующих – набедренником) и при сроке служения в священном сане не менее пяти лет. Наперсный крест надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке – поверх рясы. Сан протоиерея, сан игумена (для монашествующих). Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через 10 лет служения в священном сане. Палица («епигонатий» от греч. πγοντον – наколенник) – плат ромбовидной формы, который подвешивается на ленте за остроугольный конец. Первоначально являлась частью архиерейского облачения. Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после возведения в сан протоиерея (для монашествующих – игумена). Палица навешивается под фелонь через плечо, причем палица носится справа, а набедренник – слева. Крест с украшениями. Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после награждения палицей; надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке – поверх рясы. Митра (для протоиереев), сан архимандрита (для монашествующих). Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не менее чем за 30 лет беспорочного служения Церкви Божией. Митра, напоминающая царскую корону, была воспринята иерархией Византийской Церкви из императорского обихода, она употребляется только при богослужении архиереями, а также архимандритами, на которых митра возлагается при возведении в сан. Архимандричья митра, в отличие от архиерейской, не имеет венчающего ее креста (за исключением начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, который, возведенный в сан архимандрита, при служении в храмах Духовной Миссии носит митру с крестом). Заслуженные протоиереи, награжденные митрой, именуются «митрофорными». Служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами (что является особенностью архиерейского служения). При этом сначала предоставляется право служения с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни (это награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после награждения митрой), а затем – до «Отче наш» (не ранее чем через пять лет после награждения правом служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Утреня в чине всенощного бдения начинается сразу после конечного вечернего «Аминь» чтением шестопсалмия. Согласно Типикону шестопсалмие читает настоятель. Ныне же, когда в приходских храмах настоятель одновременно является и служащим священником, шестопсалмие читает учиненный на то чтец, внизу солеи против царских врат , 77 «тихим и кротким гласом», «со всяким вниманием, не борзяся, но со страхом Божиим, словно Самому Богу беседующе невидимо». Братия же «со вниманием слушает: потому что покаяния эти псалмы исполнены и умиления», «и не имать кто власти шепты творити, ниже плюнути, или харкнути: но паче внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбены к персем, главы же преклонены, и очи имуще долу, сердечныма очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть, и будущую муку, и жизнь вечную». 78 Сначала читаются стихи: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (трижды). Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою (дважды)» и затем псалмы 3, 37 и 62. По прочтении этих трех псалмов читается: «Слава, и ныне. Аллилуиа (трижды). Господи помилуй (трижды). Слава, и ныне», без поклонов. Утренние молитвы В это время служащий священник, сотворив поклонения и целовав св. престол, выходит северной дверью на солею. По Уставу он должен быть только в епитрахили, но сложившийся в России, в мирских храмах, обычай повелевает ему быть в епитрахили, поручах и фелони, с непокрытою главой. Выйдя на солею, став пред царскими вратами и сотворив поклон, он начинает читать 12 утренних молитв, причем читает их про себя (тайно) (рис. 73). Чтец же продолжает читать шестопсалмие, читая следующие три псалма: 87, 102 и 142, затем: «Слава, и ныне. Аллилуиа (трижды)» и так оканчивает чтение. Перед окончанием шестопсалмия диакон, поцеловав престол, выходит северною дверью на солею, делает одновременно со священником перед царскими вратами (диакон у иконы Богородицы, священник у иконы Спасителя) три поклона, после чего они кланяются друг другу (рис. 74 ). Затем священник уходит южною дверью в алтарь, целует престол и стоит на своем месте перед престолом (дочитывая светильничные молитвы, если не успел прочитать их на солее), а диакон произносит перед царскими вратами великую ектению «Миром Господу помолимся» и т. д. (рис. 75).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В новый патриарший период число митрофорных протоиереев значительно умножилось. До сер. XX в. производство в сан архимандрита не сопровождалось дарованием права ношения митры, что было тогда более высокой наградой, чем сан архимандрита. Через 5 лет после награждения митрой митрофорным протоиереям и архимандритам может быть предоставлено право служения Божественной литургии до Херувимской песни с отверстыми царскими вратами. По прошествии еще 5 лет они могут быть удостоены права служения с отверстыми царскими вратами до «Отче наш». За особые заслуги и в связи с особо ответственной должностью архимандриты награждаются правом ношения креста на митре. Такого отличия удостаивается по должности начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, который по обычаю имеет право пользоваться этой привилегией только до тех пор, пока он находится на должности и лишь в храмах духовной миссии. Исключительно высокой наградой является право ношения патриаршего креста, к-рое жалуется священникам за выдающиеся заслуги, независимо от выслуги лет и предшествующих наград. Клирики, удостоенные этой награды и призванные впосл. к архиерейскому служению, могут носить патриарший крест за богослужением вместо обычного креста с украшениями. Высшей наградой для священника из белого духовенства является возведение его в сан протопресвитера. В прошлом этот сан был сопряжен с занятием особенно важных должностей, таких как протопресвитер армии и флота (начальник военного и дворцового духовенства), настоятель первенствующего в Русской Церкви собора (Успенского в Кремле, позже Богоявленского в Елохове). Действующее ныне «Положение о наградах Русской Православной Церкви» не связывает сан протопресвитера с той или иной церковной должностью. Некоторые из употреблявшихся ранее наград были впосл. упразднены: награждение правом ношения скуфьи, к-рое следовало за дарованием права ношения набедренника; дарование права ношения двух крестов с украшениями - эта награда следовала за предоставлением права совершения литургии с отверстыми царскими вратами до «Отче наш».

http://pravenc.ru/text/2564592.html

Чтец творит обычное начало: «Аминь», «Слава Тебе, Боже», «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш». После возгласа священника «Яко Твое есть Царство» – «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся» и псалмы 9-го часа – 83, 84, 85. Священник, совершив три поясных поклона на «Приидите, поклонимся», входит в алтарь, становится пред престолом и внимает чтению часа. После псалмов – тропари, а после Трисвятого – кондак обычно тот же, который читался в этот день на 3-м часе перед Божественной литургией. После молитвы «Владыко Господи Иисусе Христе» и возгласа священника «Боже, ущедри ны» отпуста не бывает. Священник берет фелонь, благословляет и целует крест на ней со словами «Молитвами святых отец», надевает ее, открывает завесу царских врат, кланяется святому престолу, целует край его и напрестольный Крест, выходит из алтаря северной дверью со Служебником в руках, делает три поясных поклона перед царскими вратами и, встав прямо, полагает начало вечерни возгласом «Благословен Бог наш».    После возгласа священника чтец – «Аминь». «Приидите, поклонимся» и предначинательный псалом «Благослови, душе моя, Господа», священник тайно читает семь светильничных молитв. По окончании предначинательного псалма священник, если нет диакона, произносит здесь же, перед царскими вратами, великую ектению, сопровождая каждое прошение поясным поклоном. После возгласа «Яко подобает» он входит в алтарь южной дверью, становится перед престолом, сделав предварительно поясной поклон и поцеловав край его. Затем обычным порядком стихословится вся рядовая кафизма. После нее перед царскими вратами произносится малая ектения и поется «Господи, воззвах» на глас стихир Октоиха и стихиры на шесть: 3 из Октоиха и 3 из Минеи. Если служба совершается святому с великим славословием или шестиричному, то «Господи, воззвах» поется на глас первой стихиры Минеи. «Господи, воззвах» на глас Минеи поется и в том случае, если служба правится двум святым, из которых каждый имеет свои три стихиры.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010