Скачать epub pdf Бобрик М. А. Икона Тайной вечери над царскими вратами. К истории ранних слоев семантики В иконостасе русской православной церкви икона Тайной вечери занимает совершенно особое место. Она помещается при входе в алтарь – над Царскими вратами, именуемыми также Святыми или Райскими Церковь видит в этой иконе образ последней пасхальной трапезы Иисуса с учениками, во время которой Спаситель установил таинство Евхаристии и тем самым как первосвященник совершил первую литургию. Находясь непосредственно над солеёй, с которой верующие принимают Св. Причастие, эта икона призвана не только напоминать об установительном прототипе, но и свидетельствовать о непрерывности апостольской традиции, о том, что «те же самые Тайны со времени их установления непрерывно даруются наследниками апостолов членам Церкви, объединяя их между собою и вознося ко Христу» 1083 . Центральное положение иконы Тайной вечери в иконостасе соответствует роли Евхаристии в системе христианских таинств. Поэтому в этой иконе видится не только образ установления основополагающего таинства Церкви, но образ Евхаристии как таковой, хотя в определенные периоды установительное значение могло приобретать особый акцент. В этом смысле история иконы Тайной вечери может служить одним из важнейших свидетельств того сложного движения, в котором идея Евхаристии пребывает на всем протяжении жизни христианства В то же время, принадлежа иконографическому центру иконостаса, сосредоточенному на Царских вратах, эта икона способна принимать на себя роль своего рода формулы, которая несет в себе как существенные смыслы иконостаса в целом (pare pro tolo), так и актуальное для данной традиции понимание Евхаристии В зависимости от акцентуации той или иной компоненты евхаристической идеи икона Тайной вечери могла менять свое положение в пространстве храма, принимать различные иконографические формы, наконец, намечаться над входом в алтарь другими иконами в рамках определенного репертуара (Спас Нерукотворный. Троица Ветхозаветная). «Большая» история иконы Тайной вечери может, по-видимому, опираться на описание этих альтернаций и их истолкование в культурном контексте, Задача данной статьи много скромнее, а именно: проследить истоки двух из мотивов, релевантных для смысловой структуры иконы Тайной вечери мотивов райской трапезы и трапезы-завещания.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Литургия свт. Иоанна Златоуста (рус) Литургия свт. Иоанна Златоуста на русском языке, перевод иером. Амвросия (Тимрота). Текст литургии свт. Иоанна Златоуста на русском языке Перевод иером. Амвросия Тимрота http://wertograd.narod.ru В положенное время входит священник в храм и вместе с диаконом совершают три поклона перед святыми вратами и читают входные молитвы. Войдя же во святилище облачаются и совершают проскомидию. По окончании проскомидии, диакон, покадив святилище и весь храм, и, став вместе с священником перед святым престолом, трижды поклоняются, молясь в себе. Священник, воздевая руки, произносит: Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши. Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение. (2) Господи, Ты отверзешь уста мои, — и уста мои возвестят хвалу Твою! И целует священник святое Евангелие, а диакон святой престол. Затем диакон, склонив пред священником голову и держа орарь тремя перстами правой руки, говорит: Время действовать Господу; владыка, благослови. Священник, благословляя его, произносит: Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Диакон: Помолись обо мне, владыка святой. Священник: Да направит Господь стопы твои. И снова диакон: Помяни меня, владыка святой. Священник: Да помянет тебя Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Диакон же: Аминь. И, поклонившись, выходит северными вратами, так как Царские врата до входа не отверзаются. И, став на обычном месте перед Царскими вратами, трижды поклоняется с благоговением, произнося в себе: Господи, Ты отверзешь уста мои, — и уста мои возвестят хвалу Твою. Литургия оглашаемы х Диакон: Благослови, владыка! Священник: Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне, и всегда и во веки веков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

1. Суббота пред Богоявлением. Обрезание Господне. Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской. Примечание. В Типиконе сказано: «Аще храм святаго Василия, творим бдение». Обычай совершать в этот день всенощное бдение прочно вошел в церковную практику. Вся служба показана в Минее и Типиконе. По Уставу, положено совершать перед всенощным бдением 9-й час и малую вечерню. 9-й час – по обычаю (на нем тропарь и кондак праздника Рождества Христова – завершение дня отдания Рождества; если накануне совершалась полиелейная служба прп. Паисия Святогорца (вариант Б ) – на 9-м часе тропарь праздника Рождества Христова, «Слава» – тропарь преподобного; кондак преподобного). На малой вечерне открытия завесы царских врат не полагается. По Типикону, малую вечерню совершает один священник без диакона. Иерей (перед царскими вратами): «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь». «Приидите, поклонимся...» (трижды) и читает предначинательный псалом (103-й): «Благослови, душе моя, Господа...» (светильничные молитвы иереем не читаются), по окончании: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне». И сразу же поется «Господи, воззвах». (Великая ектения не произносится, кафизмы и малой ектении после нее не бывает. Каждение на «Господи, воззвах» не совершается.) На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 3-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 2-й: «Сущих извык естество...», «И ныне» – праздника (по выбору) . Входа нет. Чтец читает: «Свете Тихий». Иерей: «Вонмем». «Мир всем» . «Премудрость» и прокимен дня. По окончании пения прокимна читается: «Сподоби, Господи», затем сразу, без просительной ектении и молитвы главопреклонения, поются стихиры на стиховне. На стиховне стихиры праздника святителя, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Плотское обрезание...». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же. По окончании пения тропарей иерей перед царскими вратами произносит малую сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже...» (четыре прошения). Возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец...». Хор: «Аминь». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит малый отпуст, после чего хор поет многолетны.

http://patriarchia.ru/bu/2023-01-14/

Для прихожанина алтарь — это, наверное, самая загадочная часть храма: отгороженная иконостасом, с не всегда открытыми Царскими вратами. Как устроен алтарь и что там находится, рассказывают диакон Михаил ВОЛОДИН, клирик храма св. прп. Серафима Саровского в Кунцеве, преподаватель ПСТГУ и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ. Для прихожанина алтарь — это, наверное, самая загадочная часть храма: отгороженная иконостасом, с не всегда открытыми Царскими вратами. Как устроен алтарь и что там находится, рассказывают диакон Михаил ВОЛОДИН, клирик храма св. прп. Серафима Саровского в Кунцеве, преподаватель ПСТГУ и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ.   Зачем должен совпадать радиус алтаря и купола? Если снаружи внимательно посмотреть на древние храмы, например храм Покрова на Нерли, то можно заметить, что форма алтаря и барабана, на котором находится главный купол, как правило, одинаковая (круглая или восьмигранная). И украшены эти две части храма одинаково: если на алтарной стене есть аркатурный пояс, он же есть и на барабане. «Алтарь и центральный купол храма всегда архитектурно связаны между собой, — рассказывает Андрей Анисимов. — Они являются частями одного большого символического целого, это образы Горнего мира. Эта взаимосвязь видна в том, что в древности алтарь и центральный барабан купола чаще всего имели один и тот же радиус. Единый радиус алтаря и барабана задает все пропорции храма. Храм начинают проектировать именно с них. Потом из их радиуса методом золотого сечения получается куб самого храма». Главное, что совершается в храме, это Евхаристия, ради нее строится храм, поэтому и начинается создание храма с того места, где она совершается, где находится престол, — с алтаря. «В алтаре на престоле совершается Великая Жертва, находятся Святые Дары, — поясняет диакон Михаил Володин. — Здесь же на престоле лежит Евангелие (Благая весть), находится семисвечник — символ семи ангелов Божиих (см. Откр. 4, 5), это символ служения, поскольку ангелы служат Богу. Также святые отцы понимали семисвечник как символ полноты церкви в семи Таинствах. Престол — это центр алтаря, храма и всего мира, не геометрический, а сущностный».

http://pravmir.ru/mesto-vstrechi/

Дорога на небеса На Пасху уже после ночной литургии прихожу в церковь служить молебен, и мне показывают на мужчину, что охватив голову руками, скромно сидит на лавочке в углу. 28 июня, 2013 На Пасху уже после ночной литургии прихожу в церковь служить молебен, и мне показывают на мужчину, что охватив голову руками, скромно сидит на лавочке в углу. По традиции на праздник Пасхи во всех наших храмах отверзаются царские врата, и в течение всей светлой седмицы так и остаются стоять открытыми. Православное богослужение глубоко символично. Понятно, что и в том как мы поступаем с вратами, тоже кроется какая-то символика. Господь воскрес, и ад побеждён. Рай открылся, человеку остаётся только в него войти. Открытые царские врата – призыв, обращённый к человечеству следовать за Христом. Как известно, душа по природе христианка, и рвётся на небеса. Человек входит в церковь и видит, что врата, которые обычно закрыты и открываются только во время службы и лишь на малое время, широко распахнуты. Конечно, ему любопытно заглянуть в открытое пространство алтаря и рассмотреть то, что в нём находится. Сам помню, священник, а только он один из всех молящихся имеет право пройти царскими вратами, казался мне существом неземным, может из-за этого и казался. Я думал, вот стоит только войти в манящее пространство алтаря, и ты станешь причастником чего-то такого необычного и сверхъестественного, чего не знает и никогда не достигнет тот, кто молится в самом храме. Только в алтарь просто так не войдёшь. И вот заходишь в храм и обнаруживаешь, что вожделенные врата нараспашку. Но ты человек, воспитанный в мире условностей. Врождённая робость и соблюдение множества табу не позволят тебе ринуться напрямую в открытые двери. Другое дело, если ты пришёл выпивши, тогда все запреты отходят на второй план и душа, в соответствии с крылатой фразой «дверям закрытым грош цена», смело отправляется к цели. В светлую седмицу такие решительные души и доставляют нам основное беспокойство. Потому, оставляя двери открытыми, мы сразу после службы начинаем устанавливать перед ними баррикады. Мало того что стол с артосами подвигаем, так ещё и по углам что-то придумываем, вазы с цветами ставим, ленточки вяжем.

http://pravmir.ru/doroga-na-nebesa/

ЖМП 1 январь 2022 /  5 января 2022 г. 14:00 Когда отверзается и когда затворяется ОБ ОБЫЧАЕ СОВЕРШЕНИЯ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ ПРИ ЗАКРЫТЫХ ЦАРСКИХ ВРАТАХ  Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения» 1 . Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович.  PDF-bepcuя . В Русской Православной Церкви при отверстых царских вратах совершают Литургию архиереи, а также священники, удостоенные права служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни и до молитвы Господней «Отче наш» , и все священники, служащие в кафедральных соборах и храмах, удостоенных соответствующего благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси 2 . Это же право имеют священники, состоящие в должности благочинных 3 . Остальные иереи совершают Божественную литургию при закрытых царских вратах, кроме времени Пасхальной седмицы и праздника Рождества Христова. В Православных Церквах греческой богослужебной традиции Божественная литургия всегда совершается при открытых царских вратах. Поместные Церкви славянской традиции — Болгарская , Сербская и иные — формально придерживаются того же чина, что и Русская Православная Церковь, но более молодое поколение духовенства все чаще совершает Литургию, ориентируясь на греческий обычай.

http://e-vestnik.ru/church/kogda_otverza...

Нам с детьми в этих стенах и с этими людьми тепло и уютно… Зарисовки паломника о посещении Пюхтицкого монастыря – обители, насельницы которой всем улыбаются. В половине восьмого вечера в храм заглядывает один из последних лучей заходящего солнца. Широкий и неожиданно тёплый, он в одно мгновение успевает вызолотить киот и до сияния отполировать серебряный оклад старинной иконы Преображения Господня, а потом устремляется наискосок прямо к чудотворной иконе Успения, напоследок осветив огромный, в человеческий рост, букет цветов, благоухающий перед главной храмовой иконой всем пюхтицким «разноцветьем» и, в особенности, невероятной красоты лилиями, белыми, розовыми и лиловыми, аромат которых чувствуется и на другой половине храма, где стоим мы с детьми. Икона Успения Пресвятой Богородицы в Ильинском скиту Через несколько минут луч солнца, на прощание скользнув по гранитным ступеням собора, погаснет. Солнце скроется за одну из многочисленных туч, которые весь день похаживали над эстонским местечком Куремяэ, то и дело проливаясь на головы сестёр и пока ещё немногочисленных паломников сильным и резким кратковременным ливнем. Монастырю 123 года, каждый год монахини мхом выкладывают новые цифры Основная часть паломников приедет в монастырь в субботу, мать Игнатия сказала нам, что на традиционный Успенский крестный ход из Васкнарвы в Куремяэ записалось около тысячи человек. Начало Успенского крестного хода Во всех монастырских помещениях, включая чердаки гостиниц, и даже в храмах готовят места для ночлега. В этот раз мы сумеем пройти лишь четвёртую часть пути, первые восемь километров до остановки в селе Яама, и девятилетний Ваня, который в прошлый раз, два года назад, основную часть крестного хода проехал на сопровождавшем шествие монастырском микроавтобусе, даже скажет с некоторым сожалением: – У меня только стопы устали, а сам я не устал! Если заменить стопы, я бы еще столько же прошёл. Крестный ход на первом переходе Солнце вернётся в Успенский собор рано утром в субботу, к началу полунощницы, словно обойдя храм вокруг. Сноп света появится с восточной стороны и через высокие окна алтаря пройдёт над царскими вратами и дотянется до свечной лавки в противоположном углу, чтобы к херувимской песне, по мере восхода солнца, собрав мельчайшую взвесь пыли по всему храму, остаться в алтаре. В отвесном солнечном луче, который займёт всё пространство алтаря, будет плавать уже не пыль, а клубы фимиама, а на охваченную сиянием оконную раму будет больно смотреть, пока наконец священник не задёрнет светло-бежевый полог над царскими вратами…

http://pravmir.ru/lyudi-i-stenyi-pyuhtit...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Служебник (рус) Служебник на русском языке, перевод иером. Амвросия (Тимрота). ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЧЕРНИ Придя во храм и возложив на себя епитрахиль, священник, став пред Царскими вратами возглашает: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе. Царь Небесный: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник возглашает: Ибо Твоё есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Чтец: Аминь. Господи, помилуй. (12) Слава, и ныне: Придите, поклонимся: (3), и читается 9-й час. После него отпуста не бывает, но сразу же произносится начальный возглас вечерни: 1 Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Чтец: Аминь. Придите, поклонимся: (3) и псалом 103 2 [Если вечерня начинает всенощное бдение, то совершается каждение алтаря при открытых Царских вратах. Затем диакон возглашает: Восстаньте! Хор: Благослови. Священник (изображая кадилом знак креста): Слава святой, и единосущной, и животворящей, и нераздельной Троице всегда: ныне и присно, и во веки веков. Хор: Аминь. Священник с находящимися в алтаре поет: Придите, поклонимся: (3) Придите, поклонимся и припадем к Нему! Затем совершается полное каждение храма при пении псалма 103 (или избранных стихов из него).] Священник же, стоя с непокрытой головою перед Царскими вратами, читает молитвы светильничные. Молитва 1 Господи, щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый! Услышь молитву нашу и внемли гласу моления нашего. Сотвори на нас знамение ко благу, наставь нас на путь Твой, чтобы ходить нам во истине Твоей, возвесели сердца наши, да страшимся имени Твоего святого. Ибо Ты велик и творишь чудеса, Ты, Бог Единый, и нет между богами подобного Тебе, Господи, сильный в милости и благой в силе, дабы помогать и утешать и спасать всех, надеющихся на имя святое Твоё.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Проскомидия Прежде чем приступить непосредственно к совершению священнодействия проскомидии, за которым приготовляется вещество для Таинства Евхаристии, священнослужитель должен еще раз внимательно испытать себя, готов ли он приступить к совершению этого великого и страшного Таинства. Он со смирением сердечным читает пред царскими вратами входные молитвы, с сознанием своего недостоинства произнося тропари «Помилуй нас, Господи, помилуй нас», «Господи, помилуй нас» и «Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице». После этого священник в испрошение благо­датной помощи и свидетельство своего Православия целует иконы Спасителя и Божией Матери, читая тропари «Пречистому Твоему образу поклоняемся, Благий» и «Милосердия сущи источник», и, преклонив главу пред царскими вратами, – «Господи, низпосли руку Твою», в которой испрашивает помощи свыше и силы к неосужденному совершению священнодействия Литургии, а затем просит молитв и прощения у собратьев и верующих и входит в алтарь, произнося псалом «Вниду в дом Твой » (5. 6–11). Приступив к престолу, священник делает два поклона пред ним, целует лежащее на престоле Святое Евангелие, знаменующее Самого Господа на Престоле Славы, и святой престол, затем кладет еще один земной поклон и с благоговением начинает облачаться в священнические одежды, благословляя каждую в отдельности, целуя крест на ней и читая положенные молитвы. Облачившись и умыв руки, с чтением молитвы «Умыю в неповинных руце мои..» он приступает к жертвеннику, который символизирует, по мысли свя­того Германа, патриарха Константинопольского, вертеп, в котором родился Спаситель, а также Голгофу, где была принесена Крестная Жертва Христова, и совершает три земных поклона с молитвой «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя». Если священник служит с диаконом, то диакон заранее должен приготовить священные сосуды, т.е. чашу и дискос, а также звездицу, лжицу, копие, покровцы, пять просфор, вино и воду. При чтении вполголоса (некоторые читают его с воздетыми руками) тропаря Великого пятка «Искупил ны еси от клятвы законныя» священник последовательно целует дискос, чашу, звездицу, копие и лжицу, делает возглас «Благословен Бог наш», берет просфору, называемую Агнцем, и знаменует крестообразно ее копием трижды со словами «В воспоми­нание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Скачать epub pdf Всенощное бдение Последование вечерни В назначенный час священнослужители приходят в храм, войдя в алтарь совершают три земных поклона, целуют Престол. Диакон, взяв благословение, облачается в стихарь, орарь и поручи, снимает пелену со святого Престола. Священник облачается в епитрахиль, поручи, благословляя их и целуя крест на них. Став вместе перед святым Престолом, они молятся и целуют край святого Престола. Священник исходит северной дверью на амвон и, став перед Царскими вратами лицом к ним, крестится и начинает 9-й час. Священник:Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный: Трисвятое: Пресвятая Троице: Отче наш Священник: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Чтец: Аминь. Господи, помилуй (12 раз). Слава, и ныне: Приидите, поклонимся: (трижды). И 9-й час. Священник уходит в алтарь южной дверью. По Отче наш : возглас: Яко Твое есть Царство. По окончании 9-го часа: Священник:Боже ущедри ны, и благослови ны, просвети лице Твое на ны, и помилуй ны. Если священник служит без диакона, то во время 9-го часа он в алтаре про себя читает светильничные молитвы, (хотя по правилам их положено читать после 9-го часа), перед возгласом облачается в фелонь. После возгласа диакон (или пономарь) подает священнику кадило куда он влагает ладан, тайно творя молитву. Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовнаго, еже приемь в пренебесный Твой Жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа. Диакон отверзает завесу и Царские врата; пономарь подает ему зажженную свечу. (Царские врата отверзаются в начале великой вечерни только на бдении, во время каждения и входа. Типикон, гл. 23.) Священник, благословив кадило, вместе с диаконом кадит сначала святой Престол, потом горнее место, святые иконы в южной и северной частях алтаря и становится у святого Престола лицом к востоку. После каждения Диакон со свечой выходит из алтаря Царскими вратами на амвон, обращаясь к присутствующим в храме:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010