Вся ветхозаветная история Израиля полна попечительной заботой Бога Отца об избранном народе. Святой Григорий Богослов так говорит об общении Израиля с Богом Отцом: «Израиль по преимуществу был обращен к Богу Отцу». И эта близость Господа Саваофа к своему избранному народу была в первую очередь близостью к пророкам. Бог Отец как бы давал Себя созерцать, являл Свой образ с возможной ясностью, и быть может одно из наиболее полных откровений было дано пророку Даниилу в видении суда, в котором Бог Отец как бы духовно начертывает Свой образ, являет Свой Отеческий Лик. Вот пророческое свидетельство Даниила ( Дан.7:9, 13, 14 ): «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь... Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями, и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему, владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится». Но только в свете Боговоплощения, и только в нем, становится возможным и изображение Бога Отца. В богослужении, в изобразительной его части, мы видим символическое изображение Бога Отца. На Великой вечерне, при пении клиром «Благослови, душе моя, Господа... Вся премудростью сотворил еси», из алтаря, царскими вратами, исходит для каждения священник, предшествуемый дьяконом, и обходит храм. Тут священник знаменует Бога Отца, сотворяющего вселенную, и являет собою как бы икону Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли. Но и в изобразительной части богослужения, подобной каждению на «Господи, воззвах», мы не видим самодовлеющего изображения Бога Отца, но лишь во взаимном отношении к двум другим ипостасям или в промыслительном попечении о вселенной, и в этом смысле отрицательное отношение отцов Церкви к изображению Бога Отца остается в силе и действует в Церкви, несмотря на такое богатство Отеческих изображений.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/mysli-ob...

«Гора Сион сия, в нейже вселился еси». Освободив же нас от египетскаго рабства, ввел Ты в землю обетованную отцам, и освятил Себе гору Сион, чтобы, как в некоем царском чертоге обитая на ней, править народом Твоим. И сие предсказано было, когда не был еще построен храм в Иерусалиме, потому что после Давида и Асафа создал его Соломон. Пс.73:3 .  Подвигни стопы Твои к вековым развалинам: все разрушил враг во святилище. «Воздвигни руце Твои на гордыни их в конец». Потребуй у них отчета за кичливость. Выражение же: «воздвигни руце Твои», употреблено в переносном смысле и взято с тех, которые руками наносят удары погрешившим. Пророчественная благодать изрекла сие, зная, что враги живут в злочестии, потому что не о Распятом ревнуя, но желая поработить вселенную, предприняли оную брань. Впрочем, Бог употребил их, как исполнителей казни, чрез них наказуя нечествовавших. «Елика лукавнова враг во святем Твоем». И еврейский текст, и прочие толковники, и седмьдесять в ексаплах поставили не во множественном числе: «во святых», но в единственном: «во святем Твоем», чтобы явствовало, что произносящие это говорят о храме, сетуя и плача о том, что Римлянами сделано с храмом. С сим разумением согласно и присовокупляемое. Пс.73:4 .  Рыкают враги Твои среди собраний Твоих; поставили знаки свои вместо знамений наших. Пс.73:5 .  Показывали себя подобными поднимающему вверх секиру на сплетшиеся ветви дерева. Пс.73:6 .  И ныне все резьбы в нем в один раз разрушили секирами и бердышами. «И восхвалишася ненавидящии Тя посреде праздника Твоего». Ибо в праздник пасхи, когда по закону собран был весь народ, Тит, подступив с войском, осадил столицу Иудеев. Поскольку в праздник пасхи пригвоздили ко кресту Спасителя, то в это же время несут наказание за нечестие. «Положиша знамения своя знамения, и не познаша», «Яко во исходе превыше»; то есть, трофеи, которые служат знамениями и знаками победы, воздвигли над нашими вратами соделав победу сию знаемою для всех потомков. И Пилат вопреки закону внес в город царския знамена, и римские цари на камне во вратах изваяли свиную голову. Из всего же этого дознали Иудеи, что лишены они Божественнаго попечения. Сие и Господь предсказал в божественном Евангелии. «Егда убо узрите мерзость запустения, стоящу на месте святе: иже чтет, да разумеет: тогда сущии во Иудеи да бежат на горы» ( Мф.24:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Господи, помилуй! — а на последнее приглашение — предать себя Христу Богу — отвечает: Тебе, Господи! Далее следует пение избранных стихов из псалмов Давида (псалмы 1, 2 и 3) , снова напоминающих нам об утраченном рае, в предостережение для каждого против грехов и искушений: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. — Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет. — Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом. — Блажени вси надеющиися нань. — Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой. — Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое. Блажен муж, который не следует советам нечестивых. — Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых бесследно погибнет. — Служите Господу со страхом, и радуйтесь пред Ним с трепетом. — Блаженны все надеющиеся на Него. — Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой. — От Господа спасение, и над народом Твоим пребывает благословение Твое. После каждого стиха поется: Аллилуиа. После этого хор, как бы подавленный скорбью о потере первобытного блаженства, подражая изгнанному из рая Адаму, от лица предстоящих и всего человечества взывает: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя! Услыши мя, Господи! Господи, воззвах к Тебе, услыши мя! Вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Услыши мя, Господи! ( Пс.140:1 ) Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою: воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Услыши мя, Господи! ( Пс.140:2 ). Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему. ( Пс.141:8 ) Да приидет молитва моя, как фимиам, пред лице Твое; возношение рук моих — как вечерняя жертва. Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое. После этого стиха поются стихиры, по содержанию своему соответствующие празднику дня. Последняя стихира называется Богородичным, т. е. песнею в честь Богородицы, — или догматиком, так как в ней кратко излагается учение (догмат) о воплощении Сына Божия. При пении «догматика» отворяются царские врата; священнослужащий с кадилом, предшествуемый свещеносцем со светильником, выходит северною дверью и, остановившись перед царскими вратами, крестообразно благословляет к востоку и возглашает:

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

Давайте подумаем, братья и сестры, над этим. И да благословит, да укрепит, да хранит вас Господь! Чтобы стать соработниками Божьими (1993 г.) Проповедь на молебне перед началом учения отроков 31.08.1993 «Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошел оттуда» ( Мф 9:13–15 ). руки на детей, обнимая их. И вот сегодня, в этот день, во время Божественной литургии, за которой вы все причащались Святых Тайн, во время этого молебна Господь тоже возлагает руки на каждого из вас, и обнимает каждого из вас. И каждого из вас, дорогие мои, Господь отправляет завтра в школу для того, чтобы вы были, как мы сейчас молились, радостью и утешением для своих родителей. А часто ли мы бываем радостью и утешением для своих родителей? Вот давайте пытаться, чтобы молитва эта не осталась только словами. Чтобы мы были, каждый и каждая из вас, радостью и утешением для своих родителей. Чтобы мы их радовали, а не огорчали, чтобы мы не капризничали по пустякам, не устраивали какие-то нелепые скандалы и, больше скажу, истерики, а были радостью и утешением. И чтобы вы были «утверждением для Церкви нашей», как там в конце прошения говорится. И вот вы стоите — кому семь, кому восемь, кому десять лет — и думаете: «Какое же мы утверждение?» Но пройдет еще пять, семь, десять лет и вы как раз будете утверждением для нашей Церкви Православной. И мы вам передадим то, что мы делаем сейчас. И вы должны об этом помнить, раз вы стоите здесь, перед отверстыми Царскими Вратами. Раз вы уже сейчас маленькие христиане, то Господь вас зовет в будущем к большим трудам. Но для того, чтобы к этим большим трудам в недалеком будущем быть готовыми, сегодня надо учиться, сегодня надо трудиться в школе и изучать предметы. И интересные и не интересные, и веселые и скучные. И не только литературу, там, или историю, где есть о чем почитать, поразмыслить, и не только Закон Божий, который нам говорит о Боге, Создателе нашем и Спасителе, но и физику, химию, математику, биологию, ботанику, зоологию. И разные другие предметы, которые нам говорят о мире, а на самом деле тоже о Боге, потому что этот мир, в котором действуют законы математики, физики, химии, этот мир, который наполнен растениями (изучает их ботаника) и населен животными (которых изучает зоология), этот мир сотворил Господь. И в день, когда Он сотворил мир и человека, Господь сказал: вот, я отдаю вам. Это нам, дорогие мои, Господь сказал: «Вот Я отдаю вам все это, что Я сотворил. Этот мир, эти звезды, это небо, эти горы, эти реки, эти воды, эти деревья, эти растения, этих животных — все, что сотворено в этом мире — Я даю вам. И управляйтесь!» И в нашей воле теперь превратить этот мир в прекрасный сад, сохранить и приумножить его красоту или разрушить его и превратить его в помойку, в свалку. Это от нас с вами всё зависит.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Далее священник становится перед закрытыми царскими вратами и произносит молитву: Господи, низпосли руку Твою с высоты святаго жилища Твоего и укрепи мя в предлежащую службу Твою, да неосужденно предстану страшному престолу Твоему, и безкровное священнодействие совершу, яко Твоя есть сила и слава во веки веков, аминь. Господи, простри руку Твою с высоты святого жилища Твоего и укрепи меня для предстоящего служения Тебе, чтобы мне без осуждения предстать перед страшным престолом Твоим и совершить бескровное священнодействие. Ибо Твоя сила и слава во веки веков. Аминь. После этого, по обычаю испросив прощения у диакона и сослужащего духовенства, священник входит в алтарь вместе с диаконом, читающим стихи 5-го псалма: Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой. Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их: языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи: яко оружием благоволения венчал еси нас ( Пс.5:8–13 ). Войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему со страхом Твоем. Господи, наставь меня правдой Твоей, из-за врагов моих направь пред Тобою путь мой. Ибо нет в устах их истины, сердце их суетно, гортань их – отверстый гроб, языками своими лгут. Осуди их, Боже, да откажутся они от замыслов своих, по множеству нечестия их отвергни их, ибо они огорчили Тебя, Господи. И да возвеселятся все уповающие на Тебя, вовек возрадуются, и Ты поселишься среди них, и будут восхвалять Тебя любящие имя Твое. Ибо Ты благословишь праведника, Господи, благоволением, как оружием, Ты увенчал нас. Войдя в алтарь, священник целует напрестольное Евангелие и престол, диакон целует престол. На этом чин вхóдных молитв завершается. В современной церковной практике священнослужители, как правило, приходят в храм первыми, а затем к началу богослужения, а то и после начала в храм подтягиваются верующие. В древней Церкви дело обстояло иначе: члены общины приходили в храм до начала службы и ожидали входа предстоятеля (епископа или священника), с появлением которого начиналось богослужение. В наше время такой порядок имеет место только при архиерейском служении, когда архиерей служит «со встречей».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Если вечерня служится отдельно от утрени, то она, как и все ваши богослужения, заканчивается так называемым «отпустом», на котором священник поминает Матерь Божью, святых, которым посвящен этот день, и святых, в честь которых построен данный храм. Священник благословляет молящихся : «Благословение Господне на вас». За всенощной священник заканчивает вечерню, благославляя молящихся: «Благословение Господне на вас» ... Утреня Вторая часть всенощной, утреня, напоминает нам своими молитвами и священнодействиями новозаветную жизнь людей и подвиг Сына Божия. Если утреня совершается отдельно от вечерни, то она начинается, как большая часть других богослужений, возгласом: «Благословен Бог наш» и читается обыкновенное начало молитв: «Святый Боже...», «Пресвятая Троице...». «Отче наш...», а потом так называемые «царские псалмы». Эта, вступительная, часть утрени заканчивается краткой сугубой ектенией, которую всегда читает священник, даже если диакон участвует в богослужении. После ектении священник говорит возглас: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице» ... и начинается чтение шестопсалмия. Шестопсалмие . Шестопсалмие начинается чтением славословия, которое пели ангелы в ночь Рождества Иисуса Христа: «Слава в Вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение», потому что шестопсалмие посвящено ожиданию Рождества Христова в последние дни Ветхого Завета. В шестопсалмии чередуются радостные и скорбные псалмы. Скорбь Ветхого Завета, не знавшего нашей христианской радости, сменяется радостью в надежде на пришествие Спасителя. «Господи, что ся умножиша стужающие ми» ... «Господи, пред Тобою все желание мое, и воздыхание мое от Тебе не утаися. Сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною». Но с другой стороны псалмы говорят: «Яко от тука и масти (т. е. от богатой полноты, конечно, духовной) да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят Тя уста моя». И «В крове крилу Твоею возрадуюся». В середине шестопсалмия священник выходит из алтаря и, стоя перед царскими вратами, молча, читает особые утренние молитвы, напоминая собой о скором пришествии Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Если же труд наш окажется несовершенным и подвергнется неумолимой критике, то и в этом случае мы не будем скорбеть и раскаиваться, ибо уверены, что он возбудит дух ревности мудрейших и опытнейших сынов Церкви к дальнейшей и широкой разработке начатого нами Божьего дела и тем наша цель будет достигнута, хотя бы и после нас. Такую уверенность мы имеем в Боге, чрез Христа, от Которого свыше, как Отца Светов, нисходит всякое даяние доброе и всякий дар совершенный ( 2Кор.3:4 и Иак.1:17 ). Царю же Веков, Нетленному, Невидимому, единому в Троице, Премудрому Богу, побудившему нас на сию скромную лепту, честь и слава в Церкви во все роды от века до века. «Аминь». Свящ. В. Адаменко. Н.-Новгород. Церковь Св. пророка Илии. 1924 г. 15 апреля Порядок Священной Божественной литургии Входное Священник и диакон, по входе в храм, становятся перед Царскими вратами. Диакон: «Благослови, владыка». Священник: «Благословен Бог наш всегда, ныне и непрестанно и во веки веков». Диакон: «Аминь» «Царь Небесный Утешитель, Дух истинны, вездесущий и весь мир наполняющий, Источник благ и Податель жизни, приди и вселись в нас; очисти нас от всякой скверны и спаси, Благий, души наши». «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный помилуй нас» (трижды). «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков». «Аминь». Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святый посети и исцели немощи наши, ради Твоего имени. Господи помилуй» (трижды). «Слава и ныне». «Отче наш, Сущий на небесах. Да святится Имя Твое; да придет Царство Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого». Священник: «Ибо Твое есть Царство и сила и слава Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков. «Аминь». Священник и диакон вместе: Помилуй нас, Господи, помилуй нас. Не находя себе никакого оправдания, мы грешные, приносим Тебе, как Владыке, сию молитву: «помилуй нас». «Слава». «Господи, помилуй нас, ибо мы на Тебя надеемся. Не прогневайся на нас сильно и не вспоминай беззаконий наших; но призри и ныне, как милосердный и избавь нас от врагов наших; ибо Ты – Бог наш и мы люди твои; все мы дело рук Твоих и имя Твое призываем». «И ньне». «Милосердия двери открой нам, благословенная Богородица, чтобы мы, надеющиеся на Тебя, не погибли, но избавились бы через Тебя от бед; ибо Ты спасение рода христианского».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

" Жить для ближних " мая 2022 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Благовещенском храме на Васильевском острове В канун Недели 4-й по Пасхе, о расслабленном, 14 мая, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в Благовещенском храме на Васильевском острове . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Василеостровского округа протоиерей Евгений Шогенов, настоятель протоиерей Андрей Дьяконов с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители. За усердное служение Святой Церкви к празднику Пасхи были награждены: протоиерей Андрей Дьяконов - правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до " Отче наш " , иерей Сергий Муравьев - правом ношения наперсного креста золотого цвета. " Мы уже три недели празднуем Светлое Христово Воскресенье, и сегодняшний день именуется Неделей о расслабленном, - сказал владыка в проповеди. - Завтра за Божественной литургией будет читаться отрывок из Евангелия о чуде исцеления расслабленного человека. Господь наш, Спаситель и Учитель, показал пример исполнения заповеди любви. На Страшном Суде Он скажет: " Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне " (Мф. 25:35-36). Это простые вещи, которые повседневно встречаются в жизни, но показывают, чего мы достигли как христиане. Христос на второй год Своего общественного служения роду человеческому пришел в Иерусалим на Пасху. Недалеко от Храмовой горы был так называемый Дом милосердия, у евреев он назывался Вифезда. Там была купель, в которой мыли овец, перед тем как принести их в жертву, к ней вели пять крытых ходов. Эти ходы напоминали больницу - в них скопилось множество болящих: слепых, хромых, сухих. Все там были, кроме прокаженных, которые жили за городом в пещерах и не имели права приближаться к людским поселениям " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Земное и небесное " мая 2018 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Вознесенском храме Колпина В канун праздника  Вознесения Господня , 16 мая,  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий  возглавил Всенощное бдение в  Вознесенском храме Колпина .  Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный  Колпинского округа протоиерей Александр Селиванов, настоятель протоиерей Серафим Сологуб с клиром и другие священнослужители. За усердное служение Святой Церкви были награждены: протоиерей Серафим Сологуб - правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни, иерей Алексий Рудометов - наперсным крестом, клирик храма святого Александра Невского в Усть-Ижоре диакон Вячеслав Семенов - камилавкой. Митрополит Варсонофий обратился к молящимся с проповедью. " В течение сорока дней наши жаждущие души наслаждались духовным благодатным общением с воскресшим Господом, - сказал владыка. - Пришло время, и Господь должен был покинуть землю. Накануне Своих страданий Он говорил ученикам: " Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам " (Ин. 16:7). Ученикам, конечно, хотелось, чтобы Господь с ними оставался всегда, но это не входило в божественный план спасения людей. Они хотели, чтобы Господь стал царем земным, но Господь - Царь Небесный. Ученики не представляли себе Небесное Царствие. Но когда поняли, что Господь не станет земным царем, стали задумываться о том, что же это за Царство, и сорок дней по Воскресении Господь учил их тайнам Царствия Божия. До последней минуты Своего пребывания на земле Он продолжал их учить. И перед самым Вознесением сказал: теперь ожидайте - скоро придет Утешитель, все вам расскажет, вы вспомните, о чем Я вам говорил, облечетесь в силу, которая поможет вам благовествовать о Царствии Божием. Ученики не могли бы выйти на проповедь, если бы не были наделены свыше благодатной силой Святого Духа. Этой благодати они ожидали в Сионской горнице " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

«И взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою… И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» ( Лк. 22:17-20 ). Изображение Тайной Вечери является неотъемлемой частью росписи иконостаса любого православного храма. Оно традиционно помещается над Царскими Вратами, на первом плане, потому что на ней впервые было совершено таинство Святой Евхаристии . Причащение верующих специально приготовленными хлебом и вином стало центральным событием в литургии. Поэтому Тайная Вечеря называется так не только потому, что проводилась тайно от иудейских книжников, но и потому, что там была явлена тайна человеческого жительства и путь к спасению. С древнейших времен в ритуалах многих народов существовало тождество понятия «вина и крови», которые были тесно связаны с мифологическими представлениями о смерти и возрождающейся жизнью. Чаша также всегда была носителем благодати и священного начала. Эта традиция воплотилась и в Новом Завете, данном Господом. В доме, где состоялась Тайная Вечеря, произойдет еще немало священных событий. Здесь апостолы позднее будут оплакивать смерть Иисуса Христа, сюда они пришли после Его Вознесения. Здесь, вместо предателя Иуды, будет избран в число Двенадцати учеников Матфий, а в день Пятидесятницы на апостолов здесь сойдет Святой Дух. В 50 г. в этом доме пройдет первый апостольский собор под председательством святого Иакова, брата Господня. Но здание, где произошли священные для христианства события, долго не просуществовало. В IV в. на этом святом месте была воздвигнута Сионская церковь, или церковь Святого Сиона, именовавшаяся также византийцами Матерью всех Церквей. Огромную роль она играла в тот период, являясь местом прохождения всех процессий по городу. При строительстве новой городской стены гора Сион со всеми святынями была включена в городскую территорию.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010