С. Глаголев (Окончание следует). Силин Д., свящ. Дух и организация [о церковном обновлении]//Богословский вестник 1909. Т. 2. 6. С. 172–193 (3-я пагин.). (Окончание.) 864 —172— III Теоретически рассуждая, почему бы сразу нельзя начать делать то, что считается добрым; а полная сознательность и живая одушевленность явятся потом. Но действительность показывает, что бездушное и фальшивое начало может в корне заморозить и умертвить дело, задуманное в минуту благородного порыва. Теперь много говорят об оживлении деятельности в церковных общинах и братствах (которые большею частью называются техническими безыдейными именами приходов, учреждений, заведений). Для этого очень долго составляются холодные инструкции, которые должны пройти в жизнь чрез обычный механизм управления. Если, предположим, эти инструкции и положения осуществятся, если в церковных общинах всё сделают, «раздадут имения нищим и тела свои отдадут на сожжение», но сделают это не по любви и вере, а во имя внешнего благоустройства и взаимной пользы, по приказу или по другим побуждениям, то с церковной точки зрения будет значить, что ничего не сделано, не достигнуто «никакой пользы» ( 1Кор.13:3 ). Дело, творимое без души, убивает духовное и живое отношение к нему деятеля. «Законные» праведники (фарисеи) – образцы людей бездушных. Думать, что холодная организация воспитывает людей или что привычка и непосредственный опыт общественной благотворительности установят подлинно-церковный режим жизни, с церковной точки зрения, как выяснялось раньше, – явная неправда. —173— Ах, как много невыносимых людей и характеров среди деятельнейших членов благотворительных обществ! Для устроения жизни на христианских началах прежде всего нужно, чтобы эти начала действительно были живы, в сердцах людей. Нельзя думать, что можно написать план добрых дел, размечтаться о красоте добродетели и сразу сделаться добродетельным. Нет, многие глубокие психологические условия необходимы для того, чтобы человек действительно стал добрым и чтобы его действия были проявлением чистого добра.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вопрос – в том, при каких же именно, жизненных условиях вырастает подвиг этого само преодоления. – Условия эти – в том, чтобы показать душе, своей предварительное, частичное преодоление плотяности и тем увлечь ее к подвигу. Предварительно – София, – эта истинная Тварь или тварь во Истине, – является как намек на преображенный, оду- —613— хотворенный мир, как незримое для других явление горнего в дольнем. Это откровение совершается в личной, искренней любви двух, – в дружбе, когда любящему дается предварительно, без подвига нарушение само-тождества, снятие граней Я, выхождение из себя и обретение своего Я в Я другого. – Друга. Дружба, как таинственное рождение Ты и есть та среда, в которой начинается откровение Истины. Священник Павел Флоренский Гречев Б.Г. Святитель Иоасаф [Горленко], епископ Белгородский и Обоянский: [Опыт исторического очерка]//Богословский вестник 1911 Т. 2. 7/8. С. 614–637 (4-я пагин.). (Начало.) —614— Святитель Иоасаф происходил из рода Горленко, известного в истории Малороссии конца XVII-ro и начала XVIII-ro в.в. Подробные сведения о представителях этого рода, к сожалению, начинаются только с прадеда святителя Иоасафа Лазаря Горленко, полковника Прилуцкого 2051 ; лишь украинская «дума», или поэтическая история народа, сохранила память и о других более ранних предках святителя 2052 . Лазарь Горленко жил во второй половине XVII-ro века, – в самое тяжелое время для Малороссии, вследствие розни общественных классов, обусловленной рознью интересов и политических симпатий, стоявшей как бы на распутьи между Москвою и Польшею. Эта неопределенность политического положения создавала удобную почву для всякого рода, осложнений вплоть до жестоких усобиц, вовлекавших во внутренние раздоры Малороссии вооруженные силы Польши, Турции и Москвы. Нерешительная политика Москвы в отношении Малороссии, превращавшая «правящие классы Украины из польских бунтарей в озлобленных московских подданных» 2053 , еще более запутывала жизнь ее и без того затянувшуюся в какой-то гордиев узел, кото-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Е. Долганев Корсунский И.Н. Граф М.В. Толстой, Почетный Член Московской Духовной Академии (†.23 января 1896 г.) [Некролог]//Богословский вестник 1896 г. Т.1. Стр. 452–483. (3-я пагин.) —452— Насаждени в дому Господни во дворех Бога нашего процветут: еще умножатся в старости мастите, и благоприемлюще будут. Да возвестят, яко прав Господь Бог Наш, и несть неправды в Нем. Пс.91:14–16 Эти слова Псалмопевца весьма применимы к почившему 23 генваря сего 1896 года в старости мастите почетному члену Московской Духовной Академии Графу Михаилу Владимировичу Толстому , который, принадлежа, по происхождению, к высшему светскому обществу, по духу и направлению своей умственной и общественной деятельности был воистину одним из крепко насажденных в дому Господни, человеком духовным, церковным, процвел во дворех Бога нашего этой своей деятельностью, подлинно многоплодною и благоплодною, был и в маститой старости «плодовит, сочен и свеж» 414 , как юноша, дабы тем «возвещать, что прав Господь Бог наш, твердыня наша, и несть неправды в нем 415 ». Граф М.В. Толстой родился 23 мая 1812 года и, следовательно, скончался на 84-ом году возраста, – возраста подлинно Псаломского (Псалом 89:10). Он происходил из старинного дворянского рода, при Императоре Петре I получившего за свои заслуги перед престолом и Отечеством, графское достоинство. Отец его, граф Владимир Степанович Толстой, женатый на Прасковье Николаевне Сумароковой, почти все время после бракосочетания своего —453— жил в имении, доставшемся на долю его супруги по наследству от Сумароковых, в селе Каменках, Владимирской губернии Александровского уезда, в 20-ти верстах от Лавры Преподобного Сергия. Здесь-то, вблизи от святынь Лаврских и от Московской Духовной Академии, проведено было графом М. В. Толстым детство и юношество, – пора самых живых и сильных впечатлений, остающихся действенными нередко всю жизнь. Еще будучи ребенком, граф считал, как сам о себе свидетельствует по воспоминаниям, самою высшею для себя наградою – обещание родителей взять его на богомолье к Троице 416 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архимандрит Сергий Лебедев А.П. Нравственный облик, церковно-общественная деятельность, нестроения и злополучия Константинопольской патриархии: (От кон. XVI века до настоящего времени)//Богословский вестник 1895. Т. 3. 9. С. 275–314 (2-я пагин.). (Окончание.) —275— Новую группу константинопольских патриархов, рассматриваемых нами в данном отношении, составляют те из них, которые правили церковью от конца XVI века (по смерти Иеремии II) и до последней четверти XVIII века – до правления патриарха Самуила включительно. Пределом, от которого начинается эта группа, служит потеря патриархами константинопольскими их патриархии в монастыре Всеблаженной и водворение их же в пресловутом Фанаре, а пределом, до которого простирается эта же группа константинопольских иерархов, служит правление церковью Самуила I, во времена которого пространство власти и авторитет патриарший в греко-восточной церкви турецкого периода достигают наибольшей широты и влиятельности. Впрочем, несмотря на то, что нам предлежит теперь изучить нравственно-общественную сторону в истории константинопольских патриархов за целые два столетия, наша речь в данном случае не будет длинна. Источники этого отдела в истории патриархов и немногочисленны и небогаты сведениями, да и вообще эта эпоха в истории греческой церкви представляет немного любопытного и интересного. Прежде всего, константинопольским патриархам рассматриваемой эпохи нужно было свить себе новое гнездо, ибо прежнее у них было отнято турецким правительством еще в конце правления Иеремии II. Это удалось не вдруг. На первых порах, в 1586 году, более важное имущество, находившееся в прежней патриархии, перенесено было —276— в валашский серай в Константинополе, т. е. во дворец, принадлежавший валашским господарям. Само собой понятно, что такое водворение имущества патриархии в указанном месте произошло с разрешения владельцев этого последнего. Здесь имели пребывание и константинопольские патриархи до 1597 года. А в этом году патриархия на некоторое время переносится в новое помещение, сделавшееся собственностью константинопольской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—67— ваются в руках нескольких старинных ремесленных родов, и таким образом появляется наследственная цеховая аристократия, которая потом долгое время с успехом выдерживает борьбу с низшими сословиями, а также и с верховной властью. Об экономическом равенстве членов цеха не могло быть и речи, и вся их солидарность ограничивалась соблюдением общих формальностей, да регламентацией качества работы и вознаграждения за неё. Цеховая форма выросла на почве монополии, принуждений и привилегий; принадлежность к цеху составляла частное право корпорантов, занятие ремёслами – их монопольное право. Какая разница по началам с нашими артелями. Подробности о цехах западной Европы см. между прочим у Дитятина „Уст. и упр. гор. России, СПБ. 1875 г., гл. II. Цехи в западной Европе. Если искать сходства между русскими братчинами и братствами с западноевропейскими учреждениями, то это сходство можно найти в духовных гильдиях Западной Европы, но, по замечанию Н. Скабалановича („Западноевропейские гильдии и западнорусские братства“, Христ. Чтение, 1875 г., сент. и окт.), братства и гильдии развивались самостоятельно и нет никакой надобности объяснять замечаемое сходство „взаимодействием“. Во всяком случае нельзя доказать, чтобы православные братства возникли только в тех городах, где было введено Магдебургское право, – как справедливо заметил автор критического обзора сочинения Флерова „О православных церковных братствах“; см. Рус. Беседу 1858 г., т. I (отдел критики). Голубцов А.П. Происхождение, назначение и устройство римских катакомб//Богословский вестник 1897. Т. 2. 4. С. 68–91 (2-я пагин.) —68— Молитвенные собрания верующих первых трёх веков, происходя главным образом в частных домах и открытых общественных зданиях, имели ещё тайную, подземную историю, которая проходила неведомо для остального мира под сводами пещер и которая, говоря относительно, лишь не так давно открылась во всех своих подробностях, сделавшись предметом научного исследования. Разумеем римские катакомбы. Не смотря на огромное и в высшей степени важное значение, которым пользовались катакомбы в общественной и религиозной жизни первоначального христианского общества, о них не сохранилось сколько-нибудь обстоятельных сведений от древнейшей эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—22— поведи, где рассказывается уже не столько, сколько пишется в книгах? Далее, все ли безнравств. книги так безнравственны, чтобы в них не оставалось более ничего нравственного, ничего справедливого, ничего полезного? Если же в книге только несколько мыслей нечистых, зачем пятнать ее клеймом безнравственности? Если даже и целой книге дано превратное направление, то разве не может встретиться причин, побуждающих взять ее в руки? Книги еретические вредны: можно ли запрещать пастырям читать их? Там, скажут, нужно узнать их для того, чтобы опровергать их: но разве нравственных заблуждений пастырю не нужно знать, чтобы успешнее против них бороться? Многое, конечно, пастырь может слышать на исповеди: но если ему нужно преследовать пороки в самом их источнике, то надобно ему уяснить себе общие причины современного растления нравов, подробности которого слышит он на исповеди. А известно, что светские книги часто служат не только зеркалом современной нравственной жизни общества, но и тайным и тем более опасным основанием, почему жизнь общественная увлекается пристрастием к тому, а не другому пороку. Ужели же пастырь должен закрыть глаза от книги, которая ходит в его приходе, которую читают все, как книгу нравственную, между тем как она действительно пропитана ядом порока? Не должен ли пастырь даже внимательно прочитать ее, чтобы разоблачить ее пред всеми? Поэтому мы заключаем, что пастырь неопытный и далекий от того общества, где царствует порок в утонченных его видах, может удерживаться от чтения вольно писанных книг с такой же для себя пользой, сколько спокойно и безгрешно пастырь опытный может решиться на чтение их, когда потребуют того обстоятельства. Сергий, Митрополит Московский Громогласов И.М. О вторых и третьих браках в Православной Церкви: Историко-канонический очерк//Богословский вестник 1902. Т. 3. 9. С. 23–41 (2-я пагин.). (Начало.) —23— Среди разнообразных вопросов внутренней истории христианского брачного права значительный интерес для исследователя представляет выяснение церковного взгляда на вторые и третьи браки и канонических определений о способе их заключения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Видели мы, как параллельно шли два явления: измельчания религиозных и общественных идеалов, упадок нравственности и, наконец, уничтожение религии под наплывом сомнения и рассудочности, – и постепенное падение строгого характера религиозного искусства и вырождение его в искусство светское по преимуществу. Сколько поучительного в этом круге событий, сколько предупреждений новому времени с его также чрезмерным преклонением перед умом человеческим, с его явной пропагандой крайнего реализма в искусстве, реализма, от которого, как было замечено выше, не убереглась и наша, прежде столь строгая церковная живопись и даже иконопись. Следует очень подумать об этом, дабы не утерять того сокровища, которое давно уже утеряно Западом и которое трудно вернуть себе снова. Но надо надеяться, что новые —23— веяния не найдут себе у нас в этой области ни сочувствия, ни распространения: в работах некоторых живописцев наших мы видим, напротив, зарю новой блестящей жизни нашего церковного искусства. Вл. Аппельрот Евгений (Болховитинов), Митрополит Киевский. Надгробное слово префекта Евфимия Болховитинова [при погребении генерал-поручицы Н.П. Чертковой, 21 мая 1790 в г. Воронеже]//Богословский вестник 1896. Т. 2. 4. С. 25–29 —25— Хоронили почетную особу, и допущение молодого префекта к публичному собеседованию в такую минуту может служить до известной степени аттестацией ему. Слово на погребение Её Превосходительства Генерал-Поручицы Наталии Димитриевны Чертковой, скончавшейся мая 21 дня 1790 года в Воронеже Блажени мертвии умирающии о Господе от ныне. Ей глаголет Дух: да почиют от трудов своих: дела бо их ходят вслед с ними!( Откр.14:13 ). Из всех перемен жизни самая обыкновенная, но притом и чувствительнейшая для человека, по-видимому, есть отшествие от света тех особ, коих сообщество составляет его благополучие, слушатели, – минута, в которую смерть, сей тиран более живых, нежели подвергшихся её власти человеков, минута, говорю, в которую она пресекает нить их жития, с плачевною, но ничем невозвратимою потерею всех тех удовольствий, которые приносило их бытие. Все утраты, все лишения, все беды и напасти при жизни сколько бы велики и жестоки не были, всегда услаждаются хотя некоторою надеждою возвращения прежних удовольствий, но со смертью особ нам любезных мы лишаемся и надежды возвратить их себе! А потому, с какими чувствованиями взирать мы можем на смертные останки тех людей, коих жизнь для нас была драгоценна? С каким, напр. ощущением сердца обратит взор нежный супруг на бездыханную лежащую в гробе верную свою супругу?… Что скажут навечно сомкнувшиеся очи и онемевшие уста любезного друга? Чем утешится облагодетельствованный, зря во гробе десницу, которая осыпала его благодеяниями? С каким сердцем приступит верный раб к охладевшему телу того, кто при имени господина был ему вместо отца? Словом, все они, какими слезами оросят любезные им останки смерти? какими знаками излиют чувствования сердца?…

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1864 г. издание журнала было перенесено в Вильно, а сам журнал переименован в «Вестник Западной России». В Вильно Говорский принимал активное участие в преобразовании Виленского археологического музея, в издании «Книги для чтения на простонародном наречии». Являлся одним из инициаторов и идеологов расширения русского землевладения в Белоруссии как средства борьбы с польским элементом. Одним из первых сумел исторически показать, что польское землевладение в Белоруссии не было исконным, а явилось следствием федеративной унии Великого княжества Литовского с Польшей. 98 «Вестник Юго-Западной и Западной России» – ежемесячный литературно-исторический журнал, основан К.А. Говорским. Начал издаваться в Киеве с июля 1862 г. С 1864 г. издавался в Вильно и был переименован в «Вестник Западной России». В 1871 г. со смертью К.А. Говорского издание прекратилось. 101 Кантакузен Михаил Родионович (князь Кантакузен – граф Сперанский Михаил Родионович) (1848–1894) – директор департамента духовных дел иностранных исповеданий, правнук графа М.М. Сперанского. Окончил юридический ф-т Новороссийского университета; в своей магистерской диссертации «Опыт определения понятия военной контрабанды» (Одесса, 1875) выступил сторонником своевременности кодификации международного права и приверженцем международного суда. Служил в Министерстве народного просвещения (во время управления этим ведомством графом Д.А. Толстым), затем в Министерстве государственных имуществ и в 1882 г. (когда граф Толстой вступил в управление Министерством внутренних дел) до самой смерти состоял директором департамента иностранных исповеданий. С 1890 г. член синодальной архивной комиссии. 102 Гезен Август Матвеевич (1841–1892) – чиновник Министра народного просвещения, писатель. Родом из прусских подданных (католик). Окончил курс медицинского ф-та Московского университета. Служил преподавателем в различных московских учебных заведениях. В 1849 г. принял русское подданство. В 60-е гг. состоял при Министерстве внутренних дел и занимался по департаменту духовных дел иностранных исповеданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

(Продолжение будет)н6С . С. Смирнов Мышцын В.Н. Из периодической печати: По поводу Высочайшего указа 12 декабря //Богословский вестник 1905. Т. 1. 2. С. 401–420 (2-я пагин.) —401— Несколько предварительных слов Под этим заглавием мы будем отмечать более или менее интересные явления в нашей церковной и отчасти общественной жизни, извлекая свои сведения из епархиальных ведомостей, газет, духовных и светских журналов. Интересными мы считаем явления не по их видимой важности, а по внутреннему их значению. По-видимому, довольно ничтожное обстоятельство, ограниченное малым количеством времени и пространства, может заключать в себе более внутренней ценности, чем иные крупные церковные и общественные явления, пустые по своему нравственному содержанию, подобно тому, как поступок обыкновенного человека может быть более поучительным, чем вся деятельность иного сановника. Мы будем отмечать явления, как положительного, так и отрицательного свойства: боимся, что будет больше вторых. Но и в этом случае наша цель не указать на них пальцем, не произнести над ними высокомерного и презрительного приговора. Нет. Поискать сообща какого-нибудь выхода к свету и добру, чтобы и там жилось легче и светлее, вот чего мы хотим. Поэтому, если нам придётся касаться обстоятельств, связанных с известными лицами, то эти лица, наперёд предупреждаем, для нас не существуют; мы видим лишь события, то покровительствующие, то враждебные нравственному прогрессу. Мы безусловно верим, что у каждого человека есть крылья, влекущие его к правде. Но у большинства они связаны. И долг каждого хоть сколько-нибудь помочь развязать их. —402— I. По поводу Высочайшего указа 12 декабря. – Предложение Преосв. Димитрия. – Недостаток живого архипастырского воздействия. – Священническая „жалость”. – Сношение духовенства с епархиальной властью через благочинных. – О благочинных. – Собрания духовенства для исповеди. – Об епархиальных съездах из оо. благочинных. По поводу Высочайшего указа 12 декабря. Высочайший указ 12 декабря есть шаг в сторону добра, шаг к победе христианства над началами язычества.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В самом деле, зачем божественный евангелист указывает теперь и как нечто чрезвычайно важное отмечает в словах: «прежде же праздника пасхи, зная, что пришел Его час, да прейдет из мipa сего к Отцу»? И что означают дальнейшие слова: «возлюбив Своих, сущих в мире, до конца возлюбил их». В этом, заключающем в себе не малую темноту, изречении, думаю, Он хочет сказать нечто такое, что Спаситель прежде спасительного страдания, хотя и зная, что уже наступило время Его перехода на небеса, по- —203— Кузнецов Н.Д. К вопросу о церковном имуществе и отношении государства к церковным недвижимым имениям в России 3106 : [Доклад IV отделу Предсоборного Присутствия]//Богословский вестник 1907. Т. 3. 10. С. 203–260 (2-я пагин.). (Окончание) —203— VI. A. Вопрос о правах Церкви по имуществу должен обсуждаться в связи с общим отношением государства к Церкви. Теория правового государства в отношении к Церкви. Отношение государства к Церкви при христианской точки зрения на государство. Тенденция теории правового государства. Стремление оправдать ее интересами самой Церкви. Принять это значит впасть в искушение. Несоответствие требований теории правового государства условиям русской жизни. Указания Библии по вопросу о церковных землях. Данный о недвижимой церковной собственности в России. Вред для интересов Церкви замены земель деньгами или казенным жалованием духовенству. Необходимость участия собора по вопросу об отчуждении церковных земель. B. Необходимость по обстоятельствам времени обсуждения вопроса о монастырских землях в связи с вопросом о монастырях вообще. Причины появления монашества и его задачи. Общественное значение монастырей. Особенное значение монастырей в России. Участие их в строении государства и духовной жизни народа. Начала, руководившие устройством монастырей. Обнаружение их в истории Византии и России. Значение в России монастырей, как церковных учреждений. Забвение духовных интересов самих монахов. Желательность расширения общественной деятельности монастырей. Необходимость сохранения монастырских земель.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010