—558— вознаграждение полагалось не за 10-ть только учеников, но даже и за одного. С препровождением копий двух вышеозначенных указов Св. Синода и изложением обстоятельств дела я подал прошение тогдашнему г. Министру Народного Просвещения и Обер-Прокурору Святейшего Синода графу Дмитрию Андреевичу Толстому о том, чтобы он отменил несправедливое решение Попечителя Дерптского учебного округа и зачислил мою действительно проходимую мною должность законоучителя в действительную службу на право получения мною пенсии. Думаю, что г. Министр, своим личным отменением решения Попечителя, не желая оскорбить его, – Остзейцев тогда слишком баловали, – испросил Высочайшее разрешение зачесть мне в действительную службу на пенсию время прохождения мною должности законоучителя в Вольмарском и Венденском уездных училищах с мая 1849 г. по 1861 год, в чем отказал мне граф Кейзерлинг. (Продолжение следует). П. И. П. Воскресенский Г.А. Из церковной жизни южных славян: 1. Из церковной жизни болгар//Богословский вестник 1893. Т. 1. 3. С. 559–596 (2-я пагин.) —559— Введение. Общие сведения о Болгарии. Школы, периодическая печать и адвокатская профессия в Болгарии. – Болгарский экзархат. Св. Болгарский Синод. Обсуждавшиеся в прошлогодних заседаниях Св. Болгарского Синода вопросы: о достаточном материальном обеспечении духовенства, о таксе за духовные требы, о духовном образовании, об образовании новых болгарских епархий. – Отношение болгарского экзархата к цареградской патриархии. – Столкновения болгар с сербами. – Римско-католическая пропаганда в Болгарии. – Изменение болгарской конституции в интересах римского католицизма. – Протестантская пропаганда. – Отрадные явления современной церковной и общественной жизни болгар Под рубрикой «Из церковной жизни южных славян» будут помещаемы на страницах «Богословского Вестника» обзоры важнейших событий из церковной жизни православных славян – болгар и сербов. Едва ли нужно в настоящее время распространяться о том, что нам, русским, следует иметь возможно-точное и полное знакомство с историей единоплеменных и единоверных с нами славян, в судьбах которых пришлось нам принять такое живое, непосредственное участие. Мы не отрицаем, что современное настроение русского общества неблагоприятно славянству. Для такого настроения русского общества существуют причины совершенно достаточные. Сделав славянам очень много добра, мы совсем не ждали от них тех проявлений неблагодарности и даже неприязни, которые так болезненно подействовали на нас. Но к чему же и нам было увлекаться мечтами о благодарности? Разве она для нас нужна? Русский народ может быть

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—102— свобода всех верующих и активное участие их в церковном управлении, не было следовательно исключительным явлением, но имело довольно близкую аналогию в строе тогдашних обществ. Если мы обратимся к истории дальнейшего развития форм церковного и общественно-государственного устройства, то увидим, что аналогия между ними простирается еще далее. В. Мышцын (Продолжение следует). Спасский А.А. Профессор А.П. Лебедев: [Учено-литературная деятельность его и заслуги в области церковно-исторической науки. Характеристика его личности как профессора и человека]//Богословский вестник 1908. Т. 3. 9. С. 103–141 (3-я пагин.). (Начало.) —103— Учено-литературная деятельность его и заслуги в области церковно-исторической науки. – Характеристика его личности, как профессора и человека. 14 Июля в 11 ч. ночи, от непродолжительной, но тяжкой болезни неожиданно для всех скончался проф. Алексей Петрович Лебедев , после 38 летней профессорской службы и учено-литературной деятельности, достигший уже почтенного 64-летнего возраста, но до дня своей кончины сохранивший умственную свежесть и литературную энергию. В лице умершего русская церковно-историческая наука понесла тяжкую утрату, какая давно уже не выпадала на долю её, потеряв талантливого и даровитого ученого, заявившего о себе многочисленными и разнообразными трудами по всем отраслям церковно-исторического познания, не оставившего необследованным и так или иначе не затронутым ни одного самого темного и укрытого уголка исторической жизни восточной церкви, начиная с первых веков её существования, включая период вселенских соборов, эпоху византийской церкви и кончая судьбами греческой церкви, от подпадения её под власть турок до настоящего времени, и стоявшего во главе русской церковно-исторической науки до конца своей жизни. 2135 Особенно тяжела эта потеря для нашей Московской Дух. Акад., которой А. П. Лебедев посвятил лучшие годы профессорской и учено-литературной деятельности, и преподавательский состав —104— которой насчитывает в своей среде большинство непосредственных учеников его. Один уже перечень его трудов и статей, рассеянных по разным духовным журналам, мог-бы занять 1½–2 печатных листа. Биография-же его, лучший материал для воспроизведения которой, заключающийся в его автобиографии, остается еще неизданным, и историко-литературный обзор его ученой и профессорской деятельности потребовал-бы для себя особой диссертации, какая с течением времени, несомненно, и появится. Здесь же, под непосредственным впечатлением неожиданной смерти проф. Лебедева, автор этой статьи, не только ученик и преемник по кафедре почившего, но смеющий считать себя в числе его близких, хотя и младших друзей, намерен дать лишь небольшой очерк его литературно-ученой деятельности и возможную характеристику его, как профессора и человека.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

д., – и всё это и прочее вместе своё принципиальное осуждение находит в фантастическом кошмаре Человекобога, силящегося низвергнуть Богочеловека! Идти мимо запросов жизни – дело непохвальное, но и не приносящее реального вреда! Гораздо хуже идти против запросов жизни, намеренно искажать и заподазривать в благонадёжности всякое живое начинание и сознательно вводить общественное мнение в заблуждение на счёт действительного смысла поднимаемых самой жизнью вопросов. Ан. Спасский От Совета Московской Духовной Академии: О приёме воспитанников в состав нового (LXII) академического курса//Богословский вестник 1903. Т. 2. 5. С. 197–198 (2-я пагин.) —197— 1) Желающие поступить в студенты Московской Духовной Академии в текущем 1903-м году должны подать лично или прислать по почте прошение на имя ректора академии до 15 августа и явиться в академию для поверочных испытаний не позже 16 и не ранее 12 августа. 2) В академию принимаются лица всех состояний православного исповедания, если представят установленный аттестат о вполне удовлетворительном знании полного курса наук духовной семинарии и выдержат с успехом поверочное испытание (Уст. дух. акад., § 111). – Примечание 1. Окончившие курс учения в классических гимназиях и соответствующих им светских учебных заведениях, для допущения к приёмному в духовные академии экзамену, представляют свидетельства об успешном выдержании ими испытаний при духовных семинариях по всем богословским предметам семинарского курса учения. Примечание 2. Женатые лица в число студентов академии не принимаются. Примечание 3. Лица, поименованные в ст. 79 п. 2 и ст. 80 п. 3 Уставов о воинской повинности (псаломщики, учителя духовных училищ, земских и церковно-приходских школ, надзиратели духовных училищ и семинарий), зачисленные в запас армии и не выслужившие установленного пятилетнего срока в занимаемых ими должностях, не могут быть допущены к приёмным испытаниям. 3) К прошению о приёме в студенты академии должны быть приложены: а) аттестат об окончании курса в среднем учебном заведении (см.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—76— ности (разумеем то, что греческое разнообразие последней перешло и к нам и что единообразие у них и у нас водворялось независимо друг от друга) весьма трудно было не случиться тому, чтобы в чем-нибудь да не разрознились мы с греками. Следовательно, главную причину возникновения у нас раскола старообрядства составляет отсутствие у нас просвещения, при существовании которого уже во всяком или ни в каком случае раскол не имел бы у нас места 50 , так как тогда не создалось бы у нас своеобразных взглядов на обычаи церковные. Е. Голубинский (Продолжение следует). Ключеский В.О. Добрые люди древней Руси 51 : (Ульяна (Иулиана Устиновна Осорьина – Ф.М. Ртищев: Публичная лекция)//Богословский вестник 1892. Т. 1. С. 77–96 (2-я пагин.) —77— Благотворительность – вот слово с очень спорным значением и с очень простым смыслом. Его многие различно толкуют и все одинаково понимают. Спросите, что значит делать добро ближнему, и возможно, что получите столько же ответов, сколько у вас собеседников. Но поставьте их прямо пред несчастным случаем, пред страдающим человеком с вопросом, что делать – и все будут готовы помочь, кто чем может. Чувство сострадания так просто и непосредственно, что хочется помочь даже тогда, когда страдающий не просит о помощи, даже тогда, когда помощь ему вредна или опасна, когда он может злоупотребить ею. На досуге можно размышлять и спорить об условиях правительственных ссуд нуждающимся, об организации и сравнительном значении государственной и общественной помощи, об отношении той и другой к частной благотворительности, о доставлении заработков нуждающимся, о деморализующем влиянии дарового пособия: на досуге, когда минует беда, и мы обо всем этом подумаем и поспорим. Но когда видишь, что человек тонет, первое движение – броситься к нему на помощь, не спрашивая, как и зачем он попал в воду и какое нравственное впечатление произведет на него наша помощь. При обсуждении участия, какое могут принять в деле помощи народу правительство, земство и общество, надобно разделять различные элементы и мотивы: экономическую политику, принимающую меры, чтобы вывести труд и хозяйство народа из неблагоприятных условий, и след-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—96— церковно-государственных благотворительных заведений и не только оживил, без сомнения, усердие доброхотных людей к доброму делу, но и подсказал самую его организацию, желательные и возможные формы, в которые оно должно было облечься. Тем ведь и дорога память этих добрых людей, что их пример в трудные минуты не только ободряет к действию, но и учит, как действовать. Юлиания и Ртищев – это образцы русской благотворительности. Одинаковое чувство подсказывало им различные способы действия, сообразные с положением каждого. Одна благотворила больше дома, в своем тесном сельском кругу; другой действовал преимущественно на широкой столичной площади и улице. Для одной благодеяние было выражением личного сострадания; другой хотел превратить его в организованное общественное человеколюбие. Но идя различными путями, оба шли к одной цели: не теряя из вида нравственно-воспитательного значения благотворительности, они смотрели на нее, как на непрерывную борьбу с людской нуждой, с горем беспомощного ближнего. Они и им подобные воспитали и пронесли этот взгляд через ряд веков, и он доселе живет в нашем обществе, деятельно обнаруживаясь всякий раз, когда это нужно. Сколько Ульян незаметно и без шума ведет теперь эту борьбу по захолустьям пораженных нуждой местностей! Есть, без сомнения, и Ртищевы, и они не переведутся. По завету их жизни будут действовать даже тогда, когда их самих забудут. Из своей исторической дали они не перестанут светить, подобно маякам среди ночной мглы, освещать нам путь и не нуждаясь в собственном свете. А завет их жизни таков: жить – значит любить ближнего, то есть помогать ему жить; больше ничего не значит жить и больше не для чего жить. В. Ключевский Голубцов А.П. К характеристике состояния просвещения на Москве в первой половине XVII столетия 52 : [Речь перед защитой магистерской диссертации: Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны. М., 1891]//Богословский вестник 1892. Т. 1. 1. С. 97–106. —97— Ваше Высокопреподобие! Милостивые Государи!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всем этим он вызвал, конечно, большое недовольство в рядах мыслителей материалистического направления; а его сочинение было встречено не только несочувственно, но и прямо враждебно такими представителями крайнего реализма, каким, напр., был —107— Вундт, с которым Ульрици и вынужден был вступить в оживленную полемику. Нетрудно видеть из всего вышеизложенного, что философско-богословские трактаты Ульрици были прямым продолжением или дальнейшим развитием его работ в области чистой философии. Да так, конечно, это и должно быть, потому что область философии слишком велика и обнимает собою чрезвычайно много и самых разнообразных предметов, чтобы не сказать – весь мир. А такие вопросы, как о Боге, мире и человеке и их взаимоотношении, (решением чего Ульрици и занимается в своих религиозно-философских сочинениях) стоят даже в корне философских проблем. Тем не менее, мы выделили эти работы Ульрици в особую группу и назвали их третьей стороной в общей научно-литературной деятельности философа. Это мы сделали затем, чтобы виднее было настроение Ульрици, которое преимущественно сказалось здесь, и чтобы впоследствии скорее можно было отыскать основное зерно его личности, которое проявилась больше всего в его религиозных идеалах. На этом мы заканчиваем историческую характеристику теоретических сочинений Ульрици. Нам осталось теперь сделать анализ его общественно-практической деятельности и, в качестве заключительного вывода из всего сказанного, дать общую оценку личности и мировоззрения этого симпатичного философа. Но это до следующего раза. (Окончание следует). П. Нечаев Шумов С.П. Памяти профессора А.П. Лебедева. Годы обучения его в духовных училищах. 84 //Богословский вестник 1909. Т. 1. 1. С. 108–126 (2-я пагин.) —108— Я ученик покойного Алексея Петровича Лебедева , если брать это слово в обычном, скромном смысле. Я слушал в 188 г. – не без интереса и внимания – его лекции, писал на заданную им тему семестровое сочинение, читал его статьи и некоторые из его больших церковно-исторических трудов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—384— остановимся на самом простом и обычном в подобных случаях плане: сначала воспроизведём факты, разъясняю- —385— щие интеллектуальную сторону жизни патриархов изучаемого периода, потом соберём черты, характеризующие —386— нравственную физиономию тех же патриархов и их церковно общественную деятельность, наконец опишем их материальное положение, которое составляет не такой простой вопрос, как где либо в других странах. —387— Хорошо понимаем, что этот обычный и довольно часто встречающийся план не есть лучший. Лучше всего было бы описывать патриархов 1688 и их деятельность в хронологическом порядке, переходя от описания одного патриарха к другому, но такой план, кроме того, что потребовал бы для своего осуществления много места в печати, должен был бы вести к частому повторению рассказов одинакового характера, имеющих значение в отдельной биографии 1689 , но лишённых —388— значения в истории, как разъяснительнице общего развития и общего движения тех или других сторон исторической жизни. Впрочем, мы по возможности дадим место и требованиям этого лучшего плана, не отступая много в то же время от плана, нами принятого. Лебедев А.П. Патриарх Геннадий Схоларий [первый Константинопольский патриарх после падения Византийской империи]//Богословский вестник 1894. Т. 3. 9. С. 389–412 (3-я пагин.) —389— Первым константинопольским патриархом, по падении византийской империи, был как известно, Геннадий Схоларий . О нём мы скажем отдельно, сейчас же, не вводя его личность в ряд других патриархов. Так поступим потому, что, во-первых, он заслуживает такого особенного внимания историка, а во вторых потому, что факты, относящиеся к кратковременному правлению Геннадия церковью, требуют строгой критической проверки, а эта проверка их может дать удовлетворительный результат только тогда, когда они будут проанализированы в совокупности. Геннадий (в мире Георгий) родился около 1400 года или в Константинополе, или на о. Хиосе. Получил образование у учителей константинопольских и главным образом у Матфея Камариота (который оставался наставником в патриаршей школе и после падения Византии, и у известного Марка Евгеника. По окончании образования он и сам был наставником в константинопольской «академии», затем получил сначала должность царского судьи, а потом государственного секретаря. Само собой понятно, что это было ещё до катастрофы, низвергшей византийскую империю. Об образованности Геннадия учёные держатся и вполне справедливо – самого высокого мнения. Он был славен, как законовед, считался человеком красноречивым, как ритор, и превосходил других в качестве богослова и философа 1690 . Но мы не намерены распространяться о Геннадии, как представителе века Палео-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Известно также всем знакомым с толстовщиной и то обстоятельство, что даже настоящие последователи нового учения, составлявшие земледельческие общины, никак не могут похвалиться тою внутреннею удовлетворённостью или восприятием «новой жизни», с которою они изображены у Лескова; напротив того, искреннейшие между ними с горьким воплем отчаяния признаются в неспособности исполнять требования нравственного долга и тем ясно свидетельствуют о невозможности спастись без благодати, как объяснил отвергаемый ими Апостол ( Рим.7:14–25 ). Таким признанием служить известное «Письмо» самого гр. Толстого к Гильтебранту, а также корреспонденции из «общин», помещавшиеся нынешней осенью в «Смоленском Вестнике» одной из последовательниц секты. В теоретических построениях можно отстаивать заблуждения, но практика нравственной жизни общественной и личной всегда будет подтверждать слова Гамалиила ( Деян.5:34–40 ), и мы знаем, что вопреки тенденциозной повести Лескова, толстовские общины распадаются через два, много – три года. Православный пастырь конечно ничего не потеряет от клевет Лескова: было бы слишком странно, чтобы такой видный деятель не был бы никем очернён, когда даже о Спасителе «овии глаголаху, яко благ есть: инии же глаголаху: ни, но льстит народы» ( Ин.7:12 ). Мы обращаем внимание читателей на выходку Лескова с тою целью, чтобы показать, чего боятся наши секты, с чем они могут бороться только посредством клеветы 305 и чему злорадно смеются: под последним разумеем нападения автора не на главную личность повести, а на другие типы. Ясно отсюда и то, в какую сторону должны быть направлены наши миссионерские силы. В этом смысле повесть Лескова есть знамение времени, а ненавистное ему явление нашей церковной жизни – образ для посильного подражания нам и меч истребления для сект. Архимандрит Антоний Воскресенский Г.А. [Рец. на:] Шляпкин И.А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651–1709 гг.). СПб., 1891//Богословский вестник 1892. Т. 1. 2. С. 420–436 (2-я пагин.). —420— Русская духовная литература не богата специальными исследованиями о св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Благоприятные условия. – «Воскресный День». – «Кормчий». – «Пастырский Собеседник». – «Русский Паломник». – «Троицкие Листки» и их подражатели. – «Мир и Разум». – «Церковные Ведомости». – «Вестник Военного Духовенства». – «Православный Благовестник». – «Народное Образование». – Прежние журналы. – «Друг Трезвости». Время с первых же шагов обнаружилось особенно благоприятным для развития так называемых назидательных духовных журналов, т. е. сборников общедоступных статей религиозно-нравственного содержания в удовлетворение возникавшей вследствие развития церковной грамотности потребности народа в духовном чтении. На этой почве явились в Москве иллюстрированные еженедельные журналы: «Воскресный День», издание священника Симеона Уварова «для чтения в православной семье», «Кормчий», и многие другие, а также, с 1884 года, «Пастырский Собеседник», без иллюстраций, еженедельное издание В.А. Маврицкого. В Петербурге чуткий к веяниям времени редактор журнала «Церковно-Общественный Вестник», Поповицкий превратил свой задорный «Вестник», полный обличительного направления, также в назидательную еженедельную «иллюстрацию», под названием «Русский Паломник». Огромнейшее распространение получили начатые изданием ещё в конце предшествовавшего царствования 391 дешёвые «Троицкие Листки», по шести гривен за сотню, иеромонаха Троице-Сергиевой лавры Никона, возведённого скоро в сан архимандрита, и собрали своему издателю по полушке порядочный капитал, давший ему возможность устроить собственную типографию и развивать дело: кроме «Листков», отец Никон стал издавать ещё «Троицкие Книжки» ценой по одной копейке, и «Троицке Образки», но последнее предприятие не удалось, вследствие сильной конкуренции главным образом со стороны фабрики нарядных и дешёвых икон на жести, и прекращено. «Троицкие Листки» вызвали подражание: явились с 1884 года «Киевские Листки», с 1886 года «Почаевские Листки» при «Волынских Епархиальных Ведомостях» и др. Амвросий, архиепископ харьковский С 1884 года харьковский архиепископ Амвросий Ключарев преобразовал местные епархиальные ведомости в солидный богословско-философский журнал «Вера и Разум». Журнал состоял из двух отделов – богословского и философского, кроме того, при каждой книжке имеется «Листок для харьковской епархии», те же епархиальные ведомости, очень содержательные, но набираемые экономно и весьма толково, так что «Листок» на двух своих страницах даёт больше, чем иные епархиальные ведомости в целом номере. «Вера и Разум» выходит два раза в месяц, книжками в 8 или 10 печатных листов, стоит с пересылкой 10 рублей и при обязательности подписки в своей обширной епархии не жалуется на скудость.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

—830— говорят вам тогда?“ Легко заметить, что приведённое в таком виде изречение Сократа не только не служит доказательством его веры в Откровение, а скорее опровергает существование в нём этой уверенности. Что в этих словах одно отрицание, изменяющее весь смысл изречения, совершенно лишнее, не трудно убедиться, сопоставивши их с подлинными словами греческого мудреца, ταν ϑηναοις πυνϑανομνος τι δια μαντις φραζωσιν, ου και σοι δοκες φραζειν ατος, т.е. ϑεους; см. Меморабилия Ксенофонта кн. 1, гл. 4). Впрочем, и этот и другие недосмотры, которые нам пришлось заметить при чтении курса г. Николина, все такого рода, что они легко могут быть устранены при следующем издании книги, которого мы и пожелаем от души её автору. М. Из-мов Мышцын В.Н. Из периодической печати: Духовное обновление народа и наше духовенство //Богословский вестник 1905. Т. 2. 4. С. 831–852 (3-я пагин.) —831— III. Духовное обновление народа и наше духовенство. – По поводу записки „о необходимости перемен в русском церковном управлении“. – Об учреждении патриаршества и избрании патриарха в России. Духовное обновление народа и наше духовенство. Лишь при спокойном и бодром состоянии духа всего населения страны возможно достигнуть успешного осуществления предначертаний Наших, направленных к обновлению духовной жизни народа, упрочению его благосостояния и усовершенствованию государственного порядка (из Высочайшего манифеста 18 февр.). Пятьдесят лет назад бич Божий ударил на нас с моря, чтобы растаяли наши сердца, и страна свергла оковы телесного рабства. От моря пришёл гнев Божий и ныне затем, чтобы рассыпался пережиток тех дней, – порабощённость духа (из слова Преосв. Антонина перед панихидой по порт-артурцам 26 дек. 1904 г.). Год тому назад наиболее проницательные обозреватели внутренней жизни России, предвидя, сколько зла принесёт нам война с Японией, утешали себя надеждой на обновление русской жизни, по пословице: „война законы делает“. Вероятно сами они не подозревали, до какой степени и как скоро оправдается их надежда. Война, как и всегда, оказалась превосходной пробой бывшего дотоле в покое государственного механизма. Она выяснила множество существенных недочётов в нашем общественном строе, прежде ускользавших от внимания более доверчивых, чем проницательных людей. Спокойствие общества и преж-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010