В Абхазии к моменту приезда туда К. была довольно сложная политическая обстановка. После вхождения этих территорий в состав России здесь, как и на остальных груз. территориях с нач. XIX в., произошли значительные изменения: появление рус. переселенцев способствовало увеличению количества незнакомого с местными обычаями русскоязычного духовенства, возникновению нетипичных для данных мест храмовой архитектуры, церковного пения, иконописи и т. д. В Абхазии усиливалось культурное влияние русских, и оно было благосклонно воспринято кавказскими народностями, которые противопоставляли себя груз. этносу, стремившемуся к объединению груз. исторических территорий и груз. этнографических групп. К. противопоставил свою деятельность российской политике, не признававшей особого права грузин на территории в Абхазии. Жандармский надзор за К. снят не был. Так, помощник начальника Кутаисского губернского жандармского управления в Сухумском окр. в донесении 178 от 17 февр. 1907 г. писал, что К.- «одна из главных поддержек существующей в названном округе партии социалистов-федералистов», он добивается введения грузинского языка в народных школах и за богослужением, принимает участие в издании материалов, доказывающих принадлежность этого региона Грузии (ГАРФ. Ф. 102. Оп. 1908. Ед. хр. 72. Ч. 11. Л. 17). К. считал, что его назначение на Сухумо-Абхазскую епархию обусловлено необходимостью удовлетворения религ. и национальных требований и умиротворения местного населения. К. не только восстановил богослужение и обучение на груз. языке, что до него было полностью запрещено еп. Сухумским Арсением (Изотовым) (1895-1905), но и ввел аналогичные права для абхазской паствы. Обстановка в Тифлисе также была накалена, вопросы об автокефалии ГПЦ, о возрождении груз. монархии и об отделении Грузии стали открыто обсуждаться в печати. В 1905 г. еп. Имеретинский сщмч. Леонид (Окропиридзе) образовал «Братство восстановления независимости (свободы) Грузинской Церкви»; по данным полиции, братство начало сотрудничать с революционными орг-циями леворадикального толка (анархистами). Одновременно сформировалось праворадикальное движение рус. националистов, что усилило взаимную нетерпимость населения Закавказья ( Хижий. 2006). 10 авг. 1905 г. братство обратилось к груз. духовенству с воззванием о поддержке движения автокефалистов (ЦГИАГ. Ф. 1458. Ед. хр. 173. Л. 16; РГИА. Ф. 1579. Оп. 1. Ед. хр. 170. Л. 1-15).

http://pravenc.ru/text/1840501.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИОН III (II) Сщмч. Кирион, католикос-патриарх всей Грузии. Икона. Нач. XXI в. (частное собрание) Сщмч. Кирион, католикос-патриарх всей Грузии. Икона. Нач. XXI в. (частное собрание) (Садзаглишвили (Садзагелов, Садзегели) Георгий Иеронимович; 10.11.1855, сел. Квемо-Никози Горийского у. Тифлисской губ. (по др. источникам, сел. Млеты (ныне Млета) Душетского у. Тифлисской губ.; Тифлис) - ночь с 26 на 27.06.1918, мон-рь Марткопи, Грузинская Демократическая Республика), сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 27 июня), католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918), автор научных трудов по истории и духовной лит-ре Грузии и ГПЦ. Ввиду того что имя католикоса Картли Кириона I (ок. 599-614/6) долгое время не было включено в официальные списки предстоятелей ГПЦ, католикос Картли Кирион II (ок. 678-683) до нач. XXI в. был известен как Кирион I, К.- как Кирион II. Жизнь Род. в семье потомственного свящ. Иеронима Садзаглишвили, служившего в Млета-Ананури, горном регионе Картли (Вост. Грузия). Предки К. были известны своей проповеднической деятельностью среди кавказских горцев. Так, прапрадед К. свящ. Виссарион был миссионером среди ингушей, дидойцев и кистов ( Натроев. 1898. С. 15); прадед К. свящ. Гавриил как миссионер среди горцев и осетин упомянут в истории ГПЦ, изданной Синодом РПЦ (История Груз. иерархии. 1826. С. 85); отец К. проповедовал среди мтиульцев. По словам К., его предки более 200 лет «служили святому алтарю» ( Натроев. 1898. С. 8). Свящ. Иероним Садзаглишвили с сыном Георгием. Фотография. Сер. 60-х гг. XIX в. Свящ. Иероним Садзаглишвили с сыном Георгием. Фотография. Сер. 60-х гг. XIX в. Согласно общепринятому мнению, К. род. в сел. Квемо-Никози; по мнению нек-рых ученых - в Млетах, где в то время служил его отец. X. Кокрашвили на основе автобиографических записей К. (ЦГИАГ. Ф. Кириона II (Садзаглишвили)) установил, что он род. в Тифлисе ( Кокрашвили.

http://pravenc.ru/text/1840501.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ [груз. ], преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем), основатели монашеской жизни в Гареджи . Давид - ученик и сподвижник прп. Иоанна Зедазнийского , один из 12 сир. отцов (сер. VI в.). Сведения о нем и его ученике Лукиане содержатся в Житии Давида, составленном вскоре после его кончины и сохранившемся в поздних рукописях. Наиболее древняя кименная редакция Жития (X в.), вероятно, была создана католикосом Картли Арсением II (Кекел. A 833, XII-XIII вв.; H 1336, 1769 г.- Какабадзе. 1926. С. 36-42). Критическое издание Жития с использованием обеих рукописей осуществлено И. Абуладзе в 1963 г. (ПДГАЛ. Т. 1. С. 229-240). Преподобные Давид и Лукиан Гареджийские. Миниатюра из «Жития святых ». XVIII в. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Преподобные Давид и Лукиан Гареджийские. Миниатюра из «Жития святых ». XVIII в. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) На основе кименной редакции неизвестным автором XII в. была создана метафрастическая версия Жития (Кекел. S 449, XIII-XIV вв.; А 160, 1699 г.; СПбФИВ РАН H 22, XVII-XVIII вв.; Кекел. A 126, XVIII в.; А 130, 1713 г.; А 170, 1733 г.; H 1672, 1740 г.; A 176, 1743 г.; Н 2121, 1748 г.; СПбФИВ РАН M 21, 1842 г.), в сер. XVIII в. переработанная митр. Самтависским и Горийским Романом (ЦГИАГ. Ф. др. рукописей. Ед. хр. 252, 1737 г.). Абуладзе в 1955 г. издал 2 метафрастические редакции Жития (Древние редакции Житий сир. подвижников. 1955), в 1971 г. выпустил критическое издание (ПДГАЛ. Т. 3. С. 170-207; Там же. С. 291-331). Существует также синаксарная версия Жития (Кекел. A 220, 1726 г.- ПДГАЛ. Т. 4. С. 407-415). Согласно Житию, Давид приходился родственником прп. Иоанну Зедазнийскому и был его учеником. Он последовал за преподобным в пустынь и через неск. лет, получив благословение прп. Симеона Столпника (Младшего) , Давид в числе др. сир. отцов прибыл в Грузию и поселился на горе Задени близ древней столицы Грузии - Мцхеты.

http://pravenc.ru/text/168562.html

Давид, прозревая свою кончину, собрал всех насельников Гареджи и простился с ними. Преподобный преставился в четверг по Вознесении Господнем. Слепой от рождения монах, прикоснувшись к телу Давида, прозрел. Д. и Л. Г. были погребены в Преображенской ц. Давидгареджийской лавры, их могилы особо почитались на протяжении веков и были местом паломничества. Церковь Преображения Господня в Гареджи. Сер. IX в. Интерьер Церковь Преображения Господня в Гареджи. Сер. IX в. Интерьер В VI в. ГПЦ причислила Д. и Л. Г. к лику святых ( Габидзашвили. 2001. С. 96-97). Каждый четверг после 7 мая (за исключением периода Великого поста) на Мтацминде совершали литургию в память Давида, особенно много собиралось молодых женщин и девушек, молившихся преподобному о чадородии и сохранении семейного очага. Усыпальница Давида По данным нарративных источников и монастырской традиции, могила Давида сохранилась почти в первозданном виде: она была высечена в скале под стеной Преображенской церкви и находится возле алтаря, в высоком сводчатом рукаве юго-вост. части. В ее планировке, характерной для регионов христ. Востока раннего средневековья, особенно заметны сир. черты, к-рые впосл. получили широкое распространение в Грузии при сооружении усыпальниц сир. отцов в мон-рях Зедазени , Цилкани , Марткопи , Алаверди , Хирса , Брети , Самтависи , Гареджи (мон-ри св. Додо, Бертубани, Цамебули, Удабно). В сер. IX в. настоятелем Давидгареджийской лавры прп. Иларионом Грузином Преображенская ц. была обновлена и расширена, могила Давида оказалась в юж. части интерьера церкви и была огорожена с севера, т. е. со стороны церковного зала. В период настоятельства «нового строителя Гареджи» прп. Онуфрия Гареджийского (Мачутадзе) (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.) лавра и усыпальница, вероятно, были отремонтированы (Кекел. Ad 87; ЦГИАГ. Ф. 1448. Ед. хр. 1830). В гареджийских документах этого периода лавра часто именуется усыпальницей Давида. Вероятно, в это время появились 2 плотно спаянных друг с другом слоя перекрытия раки Давида.

http://pravenc.ru/text/168562.html

Г. выступал против торговли крепостными и пленными. Он взял с феодалов Зап. Грузии обет, что они не примкнут к опустошавшим Имерети туркам, а также примут все меры для освобождения Кутаисской крепости и Имерети (Там же. С. 43-45). В 1701 г. Иерусалимский патриарх Досифей II «Нотара» в письме советовал Г. созвать церковный Собор, на к-ром можно было бы вынести постановление о запрете торговли людьми (Древняя Грузия. Т. 2. С. 30-31). В том же году Г. приказал одишскому кн. Георгию Липартиани «отменить торговлю пленными», что последний обещал исполнить (Древности Грузии. Т. 1. С. 43-45). Книгу клятв преподнесли католикосу и братья Бурджанадзе, обещая «не вмешиваться в дело торговли пленными и в посредничество по этому делу», а также не присваивать чужих пленных (Там же. С. 47-48). В 1717 г. Г. пригрозил кн. Бежану Дадиани и рачинскому эриставу Шошите отменить совершение богослужений, если те не дадут обета запретить торговлю пленными в своих владениях. Г. стремился упрочить позиции христианства, пошатнувшиеся в Абхазском княжестве в связи с миграцией горцев-мусульман. В 1713 г. он поручил отправлявшемуся в Европу Сулхан-Саба Орбелиани пригласить в Грузию миссионеров, с тем чтобы подготовить их к проповеди в Абхазии и Черкесии ( Тамарашвили. История. С. 313-314). При содействии Г. с имеретинского престола был свергнут Георгий V Абашидзе (1701-1702) и возведен на престол законный наследник Александра IV (1683-1690, 1691-1695) Георгий VI Александрович. Современник Г., писатель и богослов еп. Руставский Николай (Черкезишвили), посвятил ему ямбические стихи, сохранившиеся под датой 16 окт. 1733 г. в «Книге пожалований католикоса Григория Бичвинте» (Кекел. Ad 2251g; ЦГИАГ. Ф. 1449. Ед. хр. 515; Памятники груз. права. Т. 3. С. 719), где воспеваются святость и благочестие католикоса как восстановителя христианства в Абхазии и на «Севере». Стихи содержат 2 акростиха: по первым буквам строк читается: «Николоз Руствели», по последним - «Руствели вмусикоб», что означает: «Я, Николоз Руставели [Руставский], воспеваю», т. е. посвящаю песнопение Г.

http://pravenc.ru/text/166736.html

11 окт. 2013 г. управляющим М.-У. е. был назначен архим. Димитрий (Капанадзе), его хиротония состоялась 27 окт. С 13 янв. 2015 г. епархией управляет еп. Мелхиседек (Хачидзе). В М.-У. е. действуют 70 церквей, 7 мужских и 3 жен. мон-ря; в клире: архимандрит, 5 игуменов, 2 иеромонаха, 3 иеродиакона, 15 протоиереев, 7 иереев, 2 диакона; 3 монаха, 4 монахини. Архиереи Маргветские: еп. Варлаам (Махарадзе) (7 марта 1926 - 29 окт. 1928), митр. Кутаисско-Гаенатский Давид (Качахидзе) (осень 1929-1930), митр. Кутаисско-Гаенатский Симеон (Челидзе) (1930-1935), католикос-патриарх Грузии Каллистрат (Цинцадзе) (1935-1946), митр. Кутаисско-Гаенатский Ефрем (Сидамонидзе, впосл. католикос-патриарх всей Грузии Ефрем II ) (1950-1953), митр. Кутаисско-Гаенатский Давид (Девдариани, впосл. католикос-патриарх всей Грузии Давид V(VI) ) (1956-1970), архиеп. Кутаисско-Гаенатский Шио (Авалишвили) (14 дек. 1978 - 13 авг. 1979), еп. Никорцминдский Амвросий (Катамадзе) (13 авг. 1979 - март 1980), еп. Христофор (Цамалаидзе) (март 1980 - май 1992), митр. Константин (Меликидзе) (28 мая 1992 - 19 июля 2000), митр. Сухумско-Абхазский Даниил (Датуашвили) (июль 2000 - 17 окт. 2002); Маргветско-Убисские: митр. Вахтанг (Ахвледиани) (17 окт. 2002 г.- окт. 2013), еп. Димитрий (Капанадзе) (27 окт. 2013 - янв. 2015), еп. Мелхиседек (Хачидзе) (с 13 янв. 2015). Монастыри Мужские: в честь Успения Пресв. Богородицы в г. Аргвети (настоятель - игум. Георгий (Джимшелеишвили)); в честь Рождества Пресв. Богородицы в сел. Нуниси (настоятель - игум. Павел (Мачитадзе)); Рикоти во имя вмч. Георгия (настоятель - игум. Иаков (Чохонелидзе)); во имя вмч. Георгия в г. Борити (временно закрыт); Убиси во имя вмч. Георгия (настоятель - архим. Макарий (Гоцадзе)); во имя вмч. Георгия в сел. Моткиери (настоятель - иером. Петр (Куртанидзе)); женские: во имя вмч. Георгия в г. Зестафони (настоятельница - мон. София (Басилашвили)); в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в сел. Вахани (временно закрыт); в честь Успения Пресв. Богородицы в сел. Сакасри (настоятельница - мон. Мариам (Сванидзе)). Ист.: ЦГИАГ. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 3; Ф. 1880. Оп. 1. Д. 56; НЦРГ. А 136; Личное дело митр. Маргветского Константина (Меликидзе)//Архив Груз. Патриархии. Лит.: Анания (Джапаридзе), митр. Грузинские Церковные Соборы. Тб., 2003. Т. 1: Законодательные Соборы XII-XX вв. (на груз. яз.). Г. Мачуришвили Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2561966.html

Интронизация состоялась 7 апр. в мцхетском патриаршем кафедральном соборе Светицховели ( Жвания. 1994. С. 34). На торжествах присутствовали представители РПЦ экзарх Украины митр. Киевский и Галицкий Иоанн (Соколов) , архиеп. Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко) , ректор МДА прот. К. Ружицкий , а также от лица Антиохийского патриарха Александра III настоятель Антиохийского подворья в Москве архим. Василий (Самаха). Сохранилась характеризующая М. личная запись уполномоченного по делам религии в Грузии М. Меквабишвили, в к-рой тот писал, что новый католикос-патриарх «среди духовных лиц не пользуется хорошим авторитетом из-за своей принципиальности», до 1955 г. в среде представителей груз. духовенства существовала группа его противников. Также уполномоченный отмечал, что М. активно выступал на различного рода конференциях в защиту мира, «хорошо разбирается в вопросах международных событий... у него нет наклонности к жадности... выше всего ставит свою нацию и в решении вопросов в связи с открытием церквей старается открыть больше грузинских» (ЦГИАГ. Ф. 1880. Оп. 1. Д. 40. Л. 1-2). В 1956-1958 гг., в условиях жесткой дискредитации Церкви со стороны властей, М. хиротонисал 5 архиереев: настоятеля тбилисской церкви Квашвети во имя вмч. Георгия прот. Харитона Девдариани во епископа Маргветско-Убисского Давида (впосл. католикос-патриарх всей Грузии Давид V (VI) ) (28 авг. 1956); благочинного рус. приходов в юрисдикции ГПЦ архим. Зиновия (Мажугу) (30 дек. 1956) - вопреки мнению членов Синода, отнесшихся отрицательно к посвящению негрузина во архиерея ГПЦ; прот. Лаврентия Жванию во епископа Сухумо-Абхазского Леонида (15 февр. 1957); настоятеля кутаисской ц. во имя Архангелов в комплексе Мцване Квавила прот. Наума Шавианидзе во епископа Гаенатского Наума (7 июля 1957); настоятеля телавского Спасского собора прот. Давида Бурдиладзе во еп. Алавердского Давида (14 окт. 1958). Во время патриаршества М. были открыты церковь в Поти и кафоликон мон-ря Моцамета , куда были перенесены мощи святых Давида и Константина Аргветских ; практически заново возведена церковь в Хашури; в жен.

http://pravenc.ru/text/2562940.html

Григорий (Дадиани), еп. Гурийско-Мингрельский. Фотография. Кон. XIX в. (РГИА) В нач. XX в. в связи с проектом реорганизации Церкви на Кавказе планировалось выделить из состава Г.-М. е. Сванети, включив ее в Сухумскую епархию, поскольку путь в Сванети от Кутаиси и Рачи был открыт только в летние месяцы, а строящееся со стороны побережья Чёрного м. по р. Ингури шоссе обеспечило бы круглогодичный доступ в Сванети (секретное донесение 1080 от апр. 1903 г. экзарха Грузии Алексия I (Опоцкого) еп. Сухумскому Арсению (Изотову) - ЦГИАГ. Ф. 488. Оп. 1. Ед. хр. 26868. Л. 1). После рассмотрения проекта о реорганизации Церкви на Кавказе прот. сщмч. Иоанна Восторгова на заседании особой комиссии Синода 29 февр.- 1 марта 1916 г. было предложено переименовать Грузинский Экзархат в Кавказскую митрополию и ввести в состав Г.-М. е. территории Самурзакани (Сухумский окр.) и Аджарии (Батумский окр.) ( Дурново. С. 152; Цнобис пурцели. 1916. 524. С. 3). Г.-М. е. прекратила существование в связи с упразднением Грузинского Экзархата РПЦ в 1917 г. Архиереи. Гурийские: еп. Николай (Шервашидзе; с 1795 митр.; † 1827); еп. Евфимий (Цулукидзе; рукоположен 29 июня 1844; с 11 апр. 1853 епископ Имеретинский); еп. Иоанн (Иоселиани; рукоположен 15 сент. 1853; с 19 авг. 1858 на покое; † 19 окт. 1867); еп. Гавриил (Туския; рукоположен 25 марта 1859; с 1 авг. 1881 на покое; † 11 сент. 1881). Мингрельские: митр. Давид (Церетели; бывш. митрополит Никорцминдский, с 30 мая 1829; с 9 июня 1834 на покое; † 18 янв. 1853); еп. Георгий (Кукалашвили; рукоположен 19 мая 1835; † 2 апр. 1842); еп. Антоний (Дадиани; рукоположен 14 февр. 1843; † 9 дек. 1852); еп. Захария (Дгебуадзе; рукоположен 8 сент. 1853; † 5 марта 1854); еп. Феофан (Габуния; рукоположен 8 сент. 1854; † 1 июля 1859); еп. Геронтий (Папиташвили; бывш. епископ Абхазский, с 16 нояб. 1859; с 19 мая 1862 еп. Горийский, викарий Карталинской епархии); еп. Виссарион (Чичуа; рукоположен 1 янв. 1863; † 13 янв. 1865); еп. Тарасий (Элиава; рукоположен 30 авг. 1865; † 4 янв. 1874); еп. Виссарион (Дадиани; рукоположен 12 янв. 1875; с 1 марта 1886 епископ Алавердский, викарий Грузинской епархии).

http://pravenc.ru/text/168392.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМЕНТИЙ II католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (1595-1610). Сохранившиеся документы содержат сведения о том, что Д., как и его предшественники Доментий I (1556-1560), Николай VII (Бараташвили) (1561-1584), Николай VIII (Багратиони) (1584-1589), Дорофей III (1589-1595), продолжал заботы о расширении владений Мцхетского Католикосата. В грамоте 1595 г. Д. просит царевича Вахтанга вернуть патриаршему собору Светицховели в Мцхете с. Корди (Земо-Картли). Это село, а также «расположенные вокруг него патриаршие вотчины» католикос-патриарх Николай VIII «обменял» Вахтангу на с. Курисубани как на «более близлежащее престолу». Мотивируя просьбу, Д. отмечает: «...и Вам негоже, да и Светицховели не остался в выгоде». В благодарность Д. установил вечное поминовение царевича в Светицховели (ЦГИАГ. Ф. 1449. Ед. хр. 1620). В период Патриаршества Д. царь Картли блгв. Луарсаб II (1606-1614) пожертвовал Светицховели расположенное на берегу р. М. Лиахви с. Арбо с крестьянами (ЦГИАГ. Ф. древних актов. Sd. 2871); царь Кахети Александр II (1574-1601, 1602-1605) - села Джимити и Ганухи с крестьянами, реквизированные у кн. Гарсевана Андроникашвили (ЦГИАГ. Ф. 1448. Ед. хр. 5526). Лит.: Качарава Э. Доменти II//Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. С. 102-103 (на груз. яз.). Э. Качарава Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/178804.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗЕБЕДЕ I Зебеде Ι [груз. ], католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (1552-1556). Впервые его имя упомянуто в документе 1552 г. (ЦГИАГ. Ф. 1449. Ед. хр. 1498; Жордания. Хроники. Т. 2. С. 392-393), выданном царем Картли Луарсабом I (1527-1556) патриаршему кафедральному собору Тбилисскому Сиони . В документе указано, что Луарсаб I созвал Собор «всех епископов карталинцев и месхов», в т. ч. З. и архиеп. Тбилисского Иосифа. По инициативе царя и его матери, царицы Тамары, было принято решение заново освятить Сиони и др. церкви Тбилиси, оскверненные вторгшимися в страну в 1541 г. иран. завоевателями во главе с шахом Тамазом, а также обновить «все грамоты и поминальники». Известна также грамота З. 1558 г. (ЦГИАГ. Ф. 1450. Ед. хр. 11-101), в к-рой католикос-патриарх вместе с Луарсабом I рассудил тяжбу о доходе между джварисмтвиртвели (груз. - крестоноситель, церковный азнаур, выносивший крест) Амвросием Микадзе и Куабулом Торели. Лит.: Качарава Э. Зебеде I//Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. С. 93-94 (на груз. яз.). Э. Качарава Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/199681.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010