В 1900-1902 гг. духовным учебным заведениям с усиленным преподаванием рус. языка было выделено из казны 17 300 р., а из фонда главноуправляющего Кавказом - 26 тыс. р. (Цнобис пурцели. 1903. 2157. С. 2). Педагогический штат духовных учебных заведений комплектовался в основном из русских по происхождению преподавателей, они же занимали руководящие должности (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 22380. Л. 1-9; Ед. хр. 25452. Л. 1; Ф. 1438. Ед. хр. 279; ЦГИАГЛ. Ф. 796. Оп. 442. Ед. хр. 2022. Л. 28; Оп. 72. Ед. хр. 246. Отд. 2. Л. 6; Мцкемси. 1904. 15-16. С. 17). В ответ на антиправительственные настроения среди студентов власти Г. Э. 4 дек. 1902 г. отчислили из Кутаисской ДС 15 чел., массовый характер приняли аресты учащихся (Могзаури. 1905. 37. С. 579; Габуния В. К. Учащаяся молодежь в Грузии в борьбе против царизма накануне революции 1905 года: 1900-1904 гг.//Саисторио моамбе. 1982. 45-46). Непонимание церковнослав. языка, употребляемого за богослужением, было одной из причин отчуждения прихожан от Церкви и равнодушия к вере (Могзаури. 1910. 11. С. 11). По указанию экзарха Алексия I (Опоцкого; 1901-1905), большого ценителя церковного пения, в 1901 г. для церковного хора Г. Э. было составлено пособие по изучению груз. церковного пения (Отчет. 1903. С. 424; Иверия. 1902. 130. С. 2; Сб. постановлений. 1916. С. 256-270). В 1902 г. главноуправляющий Кавказом Г. С. Голицын выделил 1 тыс. р. для издания нотных записей груз. церковного пения (Иверия. 1902. 130. С. 2; 1903. 184. С. 1). С нач. ХХ в. в духовных уч-щах уроки груз. пения сперва были сокращены, а позже заменены уроками рус. церковного пения (Иверия. 1901. 93. С. 1; Шинаури сакмееби. 1910. 19. С. 8). Наряду с духовными школами было усилено финансирование и просветительских орг-ций. Так, в 1907 г. ОВПХК по ходатайству Святейшего Синода было выделено из казны 100 тыс. р. и 100 тыс. десятин земли в Закавказье (Обзор. 1910. С. 181). Об-во занималось реставрацией и строительством церквей и мон-рей: в 1902-1905 гг. построено 3 церкви и 3 мон-ря, отремонтировано 7 церквей, в 1906-1909 гг. построен молельный дом, в 1909 г.- церковь, в 1909-1910 гг. на осуществление строительной деятельности было потрачено 23,5 тыс. р. (ЦГИАГ. Ф. 1458. Ед. хр. 56. Л. 172). В 1900-1917 гг. ОВПХК открыло 58 приходских школ, среди них 9 - в Сухумском окр., 7 - в Лечхумском у., 4 - в Ахалцихском у., 2 - в Тионетском у., 1 - в Тифлисе и др. (ЦГИАГ. Ф. 1458. Ед. хр. 56. Л. 184). На свои средства ОВПХК публиковало Библию, духовную и учебно-познавательную лит-ру, ноты церковных песнопений и др. (Сахалхо газети. 1912. 76. С. 3). Литература издавалась на рус., груз., сванском, мегрельском, осет., абхазском языках и поступала в б-ки учебных заведений. В 1910-1915 гг. были открыты 153 б-ки (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 56940. Л. 75; Ед. хр. 54599. Л. 154).

http://pravenc.ru/text/168201.html

26 мая 1918 г. меньшевистское правительство Грузии объявило о гос. независимости страны. Правительство признало необходимым проведение радикальных мер как во внутренней, так и во внешней политике. Отсутствие идейной и материальной поддержки России, а также раздирающая страну политическая анархия и гражданская война привели к тому, что рус. паства в Грузии оказалась фактически незащищенной в чужой стране. Духовенство КЭ считалось поддерживающим белогвардейское движение и проводящим в Грузии пророссийскую политику. Центральным местом собраний рус. паствы и духовенства стал рус. собор во имя Александра Невского в Тифлисе, что послужило поводом военному министру Грузии Г. Гиоргадзе запретить служение рус. духовенству. Храм был передан груз. духовенству, употребление церковнослав. языка за богослужением запрещено (ЦГИАГ. Ф. 1863. Оп. 1. Ед. хр. 791. Л. 1-2). Численность рус. духовенства и паствы значительно сократилась, мн. приходы были упразднены, церковное имущество действующих церквей и мон-рей было расхищено, участились случаи разбойничьих нападений на церкви и духовенство (ЦГИАГ. Ф. 1700. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 10). Серьезной причиной национального противостояния явилась также и тяжба по вопросам церковного имущества. 17 февр. 1920 г. на заседании правительства Грузинской республики был заслушан и принят к рассмотрению вопрос об упразднении Кавказской синодальной конторы. Опираясь на церковные каноны (8-е прав. Всел. I Собора, 12-е прав. Всел. IV Собора), по к-рым существование на одной территории 2 правосл. Церквей не допускалось, а также на основании принятого 2 авг. 1918 г. Национальным Советом республики закона о ликвидации российских учреждений на территории Грузии (Сб. правовых актов. 1990. С. 47) КЭ был упразднен. Постановление вступило в силу 21 февр. 1920 г. (ЦГИАГ. Ф. 1938. Оп. 1. Ед. хр. 237. Л. 16). 17 марта 1920 г. на заседании правительства был заслушан доклад министра юстиции Р. М. Арсенидзе об удовлетворении духовных потребностей негруз. правосл. паствы. На основании пункта «в» ст. 7 Конституции Республики Грузии находящиеся на территории республики рус., греч., осет. и др. приходы были переведены в юрисдикцию ГПЦ (ЦГИАГ. Ф. 1938. Оп. 1. Ед. хр. 237. Л. 21).

http://pravenc.ru/text/168201.html

Экзарх проводил открытые лекции, которыерые заканчивались концертами. Так, 19 февр. 1916 г. в зале Тифлисского об-ва артистов в концерте участвовали экзарший хор под рук. И. Э. Ельцова, груз. хор под рук. Г. Сванидзе, хор наместника «Конвой» под рук. М. Н. Колотина (Сахалхо пурцели. 1916. 506. С. 2-3). Г. Э. получил постановление Синода 8245 от 9-15 окт. 1916 г. о создании комитетов в епархиях для помощи беженцам (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 58290. Л. 14). Согласно циркуляру Синода от 30 дек. 1914 г., открылись приюты для сирот: в Тифлисе, в мон-ре св. Дарии, в Драндском, Моквском и Бодбийском монастырях. Для их обустройства в 1916 г. Г. Э. выделил 16 054 р. 33 к. (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 23179. Л. 6; Ед. хр. 64555. Л. 1). В 1915 г. в Имеретинской епархии начали функционировать неск. лазаретов: в мон-ре Моцамета (8-комнатный лазарет), в Гелатском мон-ре (2-комнатный лазарет) - всего для 54 солдат (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 58289. Л. 26). Г. Э. в период Февральской революции 1917 г. Отношения между Святейшим Синодом и Временным правительством обострились: под давлением обер-прокурора Синода В. Н. Львова уже 6 марта неск. архиереев подали прошение об увольнении. Вслед за этим стали увольнять и др. членов Синода, обвиненных в поддержке царского режима. Вскоре Временным правительством был издан указ об увольнении всех членов Синода, кроме архиеп. Финляндского Сергия (Страгородского ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси), а также о прекращении зимней сессии и созыве новых членов и присутствующих в летнюю сессию. В Тифлисе и др. городах Грузии в нач. марта стали образовываться советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. 9 марта 1917 г. в целях удержания власти над Закавказьем в Тифлисе был создан краевой орган Временного правительства, Особый Закавказский комитет (ОЗАКОМ) сменил Кавказское наместничество и действовал на правах и обязанностях последнего. Канцелярия царского наместника на Кавказе перешла в ведение ОЗАКОМ, к-рый состоял из членов IV Гос. думы и проводил меньшевистско-эсеровскую политику.

http://pravenc.ru/text/168201.html

В наст. время могила Давида (глубина 137 см, длина 182, ширина 40-45, высота 33-35 см) расположена по оси «восток-запад» и обведена относительно узкой ступенью (шириной 8-10 см), служившей опорой для 2 рядов плоских плит перекрытия. На неск. фрагментах заметны полукруглые края отверстий для евлогии, что характерно для ранних сир. церквей. Источники отмечают, что они использовались для извлечения священной пыли из могилы (см.: Чубинашвили Н. Путешествие - Кекел. А 1767. Л. 153 об., опубл.: Цагарели. 1888. С. 46). В Житии прп. Онисифора Гареджийского , созданном прп. Гавриилом Мцире († 1802), указано, что прп. Онисифор (XVIII в.) изгнал беса из некоего юноши, дав ему выпить воды, перемешанной со священной пылью из могилы Давида (ПДГАЛ. Т. 5. С. 115). В «Богодухновенных повествованиях» прп. Гавриила рассказывается о чудесах, связанных с извлечением св. частиц из могилы Давида ( Гавриил Мцире. 2002. С. 13-14). Существование этой практики в Гареджи документально прослеживается до 60-х гг. XIX в. (ЦГИАГ. Ф. 500. Ед. хр. 350). Несмотря на неоднократное обновление могилы, мощи Давида сохранились практически не тронутыми, в первоначальном положении захоронения, были зафиксированы и остатки превратившейся в землю черной ткани. Усыпальница Лукиана Место захоронения Лукиана не выявлено. Согласно монастырскому преданию, записанному А. Муравьёвым, святой был похоронен под ступенью, идущей вдоль раки Давида ( Муравьёв. 1848. С. 106). Место погребения Лукиана уточняется в метафрастической редакции Жития Давида: прп. Иларион Грузин «в бытность свою в Гареджи создал... раку... в которой ныне покоятся честные мощи святого отца Давида, где снаружи, вдоль святого алтаря, находится могила святого Лукиана» (ПДГАЛ. Т. 3. С. 197). В поздних документах монастырей Гареджи указания на погребение Лукиана рядом с могилой Давида отсутствуют (ЦГИАГ. Ф. 1449. Ед. хр. 1553, 1582 г.; 1555, 1590 г.; Кекел. Hd 1377, 1597 г.; ЦГИАГ. Ф. 1449. Ед. хр. 1860, 1700 г.; Кекел. Ad 341, 1703 г.; 1028, 1704-1712 гг.; 78, 1715 г.; 1099, 1748 г.; 419, 1748 г.).

http://pravenc.ru/text/168562.html

В сент. 1917 г. М. вернулся в Грузию и был назначен инспектором Горийского ДУ, служил в храме при училище. 27 нояб. 1917 г. избран членом епархиального совета восстановленной Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). 21 нояб. 1918 г. возведен в сан протоиерея (ЦГИАГ. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 26. Л. 30). В том же году овдовел. ДУ закрыли новые власти. Для того чтобы прокормить семью, М. в 1920-1922 гг. работал ревизором поездов на Кахетинской железной дороге (Сапатриаркос уцкебани (Ведомости Патриархии). Тб., 2014. 3. С. 17-20 (на груз. яз.)). Прот. Никита Талаквадзе вспоминал, как М. в нач. 1922 г. пришел к католикосу-патриарху всей Грузии исп. Амвросию (Хелае) и попросил место священника в любом тифлисском соборе. Католикос-патриарх разгневался на него из-за того, что М. посмел явиться в гражданской одежде, однако спустя неск. дней предложил ему место священника в церкви с. Диди-Гомарети, от которого М. отказался ( Талаквадзе. 2013. С. 189). 5 апр. 1922 г. М. был назначен ключарем в тифлисский кафедральный собор Сиони (Тбилисский Сиони) (ЦГИАГ. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 26. Л. 30). 28 апр. 1922 г. скончался еп. Алавердский Пирр (Окропиридзе), М. вместе с еп. Манглисским Христофором (Цицкишвили; впосл. католикос-патриарх всей Грузии Христофор III ) во главе тифлисской делегации присутствовал на погребении архиерея. Нек-рые члены Католикосского Совета ГПЦ высказывали мнение о необходимости хиротонисать М. во епископа Алавердского ( Талаквадзе. 2013. С. 230-231). В февр. 1925 г. М. был назначен настоятелем тифлисского собора Анчисхати (ЦГИАГ. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 26. Л. 30). 15 марта 1925 г. псаломщик церкви с. Кандаура Давид Пхаладзе обратился к католикосу-патриарху исп. Амвросию с просьбой назначить на место священника новооткрывающейся церкви уроженца села М., который «будет заботиться о церквях и воодушевит верующих». 9 апр. 1925 г. исп. Амвросий «ввиду того, что в настоящее время во всей Алавердской епархии не нашлось подобающего кандидата на место благочинного, для пользы дела» назначил М. на эту должность, а Давида Пхаладзе определил быть диаконом (НЦРГ. Ф. 31 (В. Карбелашвили). Д. 870. Л. 96).

http://pravenc.ru/text/2562940.html

К 90-м гг. XIX в. уже во всех церквах и мон-рях Сухумского окр. служили и подвизались рус. священники и монахи. Решением Синода от 30 сент. 1898 г. богослужение в Абхазии было переведено с груз. на церковнослав. язык, а постановлением от 17 марта того же года во всех учебных заведениях Сухумского окр. и Зугдидского у. преподавание также было переведено на рус. язык (ЦГИАГ. Ф. 13. Оп. 1. Ед. хр. 69. Л. 4). Против этих действий выступили представители груз. общественности Сухумского окр., потребовавшие возвращения в богослужебную практику груз. языка, увольнения из учебных заведений лиц пророссийской ориентации и назначения преподавателей-грузин. Кутаисский ген.-губернатор Ф. К. Гершельман применил к ним репрессии. В 1900 г. в тайном докладе на имя главноуправляющего Кавказом он отмечал, что для борьбы со смутой необходимо «вырвать школу и Церковь из рук грузинского духовенства, дабы богослужения проводились на славянском языке. Эти меры спасут местное население от грузинского влияния» (ЦГИАГ. Ф. 13. Оп. 1. Ед. хр. 69. Л. 1-13). Однако предложение генерал-губернатора вовсе прекратить назначение в Сухумский окр. преподавателей и духовных лиц груз. происхождения поддержано не было. Присоединение к России и просвещение юго-восточных и юго-западных областей Грузии По Адрианопольскому мирному договору с Турцией 1829 г. в состав Российской империи вошли территории груз. исторической обл. Самцхе-Саатабаго (Ахалкалакский и Ахалцихский уезды), где в результате османского господства значительная часть населения исповедовала ислам. Религ. пестроту обусловило и этническое многообразие: в ходе русско-тур. войны большая часть грузино-мусульм. населения переселилась из Ахалцихского пашалыка в Турцию, а из Турции было переселено на эти земли до 30 тыс. немусульман (в основном армяне-католики). На положение повлияло увеличение числа сектантов, высланных из внутренних губерний России, в результате чего за год изменилась демографическая ситуация в районе: до 1828 г. груз. часть составляла свыше 90% населения, в 1830 г.

http://pravenc.ru/text/168201.html

Значительная часть населения Кавказа, присоединенного к правосл. России, не исповедовала христианства (мусульмане и язычники на Сев. Кавказе, в Абхазии, в Юж. и Юго-Зап. Грузии, в Азербайджане). На миссионерскую проповедь среди неправосл. населения Кавказа возлагались помимо духовных также и политические надежды: в обращении императора к наместнику Кавказа вел. кн. Михаилу Николаевичу в 1867 г. указывалось, что «Кавказ надо покорить вторично, и на этот раз - совершенно другим оружием. Без этого не будет прочного физического покорения. Такой победой должна стать духовная, религиозная победа» (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 62523. Л. 4; Павлиашвили. 1995. С. 33). Считалось, что разность вероисповеданий препятствует полной интеграции населения, а обращение горцев в Православие будет способствовать их скорейшей ассимиляции. Экзарх архиеп. Евсевий (Ильинский) считал необходимой реорганизацию малочисленной Осетинской духовной комиссии, в сферу деятельности к-рой к сер. XIX в. входила уже не только Осетия, но и Абхазия с Аджарией. Совместно с наместником на Кавказе кн. А. И. Барятинским экзарх наметил план учреждения Об-ва восстановления православного христианства на Кавказе (ОВПХК), к-рое могло бы вести миссионерскую, просветительскую и организационную работу по всем направлениям христ. миссии на Кавказе. В докладной записке Кавказскому комитету в С.-Петербурге (март 1857) кн. Барятинский указывал на невозможность держать горцев в повиновении с помощью одной только военной силы. «Речь идет,- писал он,- о вопросах, к которым Россия не может остаться равнодушной, о религиозном просвещении ее меньших братьев, ежедневно отрываемых мусульманской пропагандой от лона Святой Церкви Христовой» (ЦГИАГ. Ф. 49. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 31). Он обосновывал острую необходимость восстановления правосл. церквей и мон-рей в этих регионах, и в первую очередь вдоль Военно-Грузинской дороги. Мнение Барятинского было передано на рассмотрение обер-прокурору Святейшего Синода, к-рый одобрил предлагаемые им меры. Деятельное участие в организации ОВПХК принял Московский митр. свт. Филарет (Дроздов) .

http://pravenc.ru/text/168201.html

Революционные выступления сопровождались грабежами храмов и мон-рей, в связи с чем 5 мая 1905 г. Святейший Синод издал указ о принятии жестких мер в отношении группировок, замешанных в грабежах церковного имущества, а также об организации специальной охраны при храмах (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 22466. Л. 8). В годы революции в Тифлисе было создано неск. рус. патриотических орг-ций. В 1905 г. наместник на Кавказе Воронцов-Дашков поручил ген. армии Кавказского военного округа А. Грязнову создать Об-во патриотов, призванное объединить русских верующих. 22 окт. 1905 г. об-во провело в Тифлисе манифестацию с крестами и иконами, призывая рус. часть населения Кавказа к объединению в борьбе против революции, закончившуюся столкновениями с груз. населением города ( Ломидзе. 1959. С. 48). В 1905 г. при первой тифлисской миссионерской ц. во имя арх. Михаила (р-н Авлабар) было создано Епархиально-миссионерское братство, активное участие в деятельности к-рого приняли экзарх и высшее рус. духовенство: они регулярно созывали «патриотические вечера», где читали лекции-проповеди, посвященные революционному движению и сектантству. Так, в 1905 г. братство организовало 4 вечера (Обзор. 1910. С. 60). Позднее на базе братства возникла новая организация - Союз союзников России, ее основателем был В. М. Пуришкевич. В мае 1905 г. прот. сщмч. Иоанн Восторгов и настоятель второй тифлисской миссионерской церкви в честь Казанской иконы Божией Матери прот. Сергий Городцов (впосл. митр. Новосибирский Варфоломей ) создали Партию сторонников порядка. Партия объединила 800 чел., выступивших против революции, считавших ее основной причиной поражения России в русско-япон. войне. Партия, полагаясь на посредничество наместника гр. Воронцова-Дашкова, ходатайствовала перед императором о принятии жестких мер в отношении участников революционного движения в Грузии (Обзор. 1910. С. 70-71). В 1907 г. на основе созданного в С.-Петербурге Религиозно-философского об-ва в Тифлисе было основано аналогичное об-во, непосредственно подчинявшееся экзарху. В его состав входили почетные члены (известные своей деятельностью или трудами), действительные и члены-соревнователи. Руководство об-вом осуществлял председатель, его товарищ, секретарь и не менее 3 членов совета об-ва. Общие собрания проводились не реже 1 раза в год, экономическую основу составляли членские взносы - 3 и более рубля в год, пожертвования, сборы с лекций, доходы от изданий. Члены об-ва читали лекции и проводили семинары - в основном в тюрьмах, больницах, ночлежках, приютах и домах престарелых; ведущее место отводилось секции народного чтения, где регулярно обсуждались религ. произведения, толковался НЗ, читались популярные рефераты по религиозно-философской тематике. Специальные секции об-ва действовали во всех епархиях Г. Э. Об-во, просуществовавшее до 1912 г., открывало небольшие б-ки, издавало религ. лит-ру и т. д. (ЦГИАГ. Ф. 488. Оп. 1. Ед. хр. 22651. Л. 1, 37). Вопрос о восстановлении автокефалии Грузинской Церкви

http://pravenc.ru/text/168201.html

10 окт. 1925 г. М. принял постриг и был возведен в сан архимандрита, 14 окт. хиротонисан во архиерея и назначен епископом Алавердским. 18 нояб. он прибыл в епархию. В письме исп. Амвросию (26 янв. 1926) он описал состояние дел в епархии ( Мачуришвили. 2009. С. 25-26). 17 окт. 1927 г. М. временно был назначен управляющим Сухумо-Абхазской епархией. С 24 марта 1928 г. епископ Цилканский (Архив Груз. Патриархии. Д. 1823. Л. 140, 175). С 11 мая 1928 г. настоятель тифлисского Преображенского муж. мон-ря. 2 янв. 1935 г. М. возведен в сан митрополита, переведен на Сухумо-Абхазскую кафедру (ЦГИАГ. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 26. Л. 30). Свою первую проповедь он начал словами прор. Давида: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс 13. 1), что оскорбило властей и восстановило их против нового архиерея. Ему не давали возможности проводить изменения в епархии, на протяжении неск. лет М. оставался практически без дохода ( Рафаил (Карелин). 2006. Т. 2. С. 100). Репрессии в отношении духовенства коснулись и Сухумо-Абхазской епархии: в письме католикосу-патриарху всей Грузии Каллистрату (Цинцадзе) (2 мая 1937) М. писал о сложностях, которые возникли в епархии с назначением священника в 3 греч. деревни,- не нашлось подобающей кандидатуры. 9 окт. 1937 г. были арестованы протоиереи Симеон Гигинеишвили и Элизбар Анчабадзе, в епархии осталось 2 представителя духовенства: священник в Сухуми и М. (Архив Груз. Патриархии. Д. 1613. С. 23-24). 9 июля 1938 г. М. получил назначение в Тбилиси. С 1 апр. 1943 г. служил в ц. во имя св. Нины в Кутаиси, с 30 апр. 1944 г.- митрополит Урбнисский, настоятель тбилисской церкви Дидубе в честь Рождества Пресв. Богородицы (ЦГИАГ. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 26. Л. 30). М. был ревностным участником движения в защиту мира: неоднократно выступал на различных конференциях, в 1949 г. возглавил делегацию ГПЦ на 1-й Всесоюзной конференции сторонников мира (25-27 авг., Москва). 5 апр. 1952 г. на IX Соборе ГПЦ, проходившем в Тбилисском Сиони, М. посредством открытого голосования единодушно был избран католикосом-патриархом всей Грузии.

http://pravenc.ru/text/2562940.html

К. стремился сохранить родной язык и называл его «благословенным Богом священным храмом». По его мнению, «право на жизнь и деятельность на поприще истории имеет только тот народ, который постоянно защищает свой язык, нравы и обычай» (ЦГИАГ. Ф. 1458. Д. 77. Л. 4). Во время службы в разных районах Грузии К. собрал богатый лексический материал; впосл. его использовал прав. Евфимий Такаишвили во 2-м т. сб. «Дзвели Сакартвело» (Древняя Грузия). Как исследователь церковной истории, К. особо интересовался изучением вопросов истории ГПЦ в XIX в., этому он посвятил монографию «Краткий очерк истории Грузинской Церкви и Экзархата в XIX в.» (1901), к-рая не утратила своей актуальности и по сей день, поскольку остается единственной обобщающей работой этого периода. Вызывают интерес труды К. о значении ГПЦ для Православия, об истории противостояния в Грузии Православия и ислама, о роли груз. монашества в истории ГПЦ, о груз. общинах в св. местах Востока, о присоединении Грузии к России, а также об истории Тифлисской ДС, Горийского ДУ, Осетинской духовной комиссии. Актуальностью выделяются статьи К., посвященные Абхазии. Особо следует отметить сочинения К. об истории армян и об Армянской Апостольской Церкви в Грузии и России. Наиболее примечательным и известным среди трудов К. является его объемное, изданное на рус. языке соч. «Культурная роль Иверии в истории Руси» (1910), написанное в ссылке. Посредством изучения и сличения рус. и груз. источников автор пришел к заключению, что рус. летописцам были известны груз. источники. Труд имел большой резонанс: акад. А. А. Шахматов и польск. ученый проф. И. Козловский поставили в РАН вопрос о необходимости изучить и исследовать груз. источники и взгляды К. Интересен также труд, посвященный жизни отцов Киево-Печерской лавры (не изд.), в котором К. сравнивал Киево-Печерский патерик с аналогичным произведением, созданным в стенах мон-ря Шиомгвиме (ЦГИАГ. Ф. 1458. Д. 17. Л. 9). Католикос-патриарх всей Грузии Кирион III (Садзаглишвили). Фотография. 1917 г.

http://pravenc.ru/text/1840501.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010