Занимаясь политической деятельностью, К. не оставлял научных изысканий. Часто бывая в Москве и С.-Петербурге в 1906-1907 гг., он разыскал множество грузинских документальных материалов, выкупил у частных коллекционеров послания груз. царевичей, переписал эпитафии с надгробий похороненных на кладбище Донской иконы Божией Матери мон-ря представителей грузинской царской династии и дворянства. Значение этих материалов неоценимо, поскольку большинство памятников было уничтожено в советское время. Ссылка Сщмч. Никон принял ряд мер с целью сломить движение автокефалистов. В предварительном заключении следователя по особо важным делам Тифлисского окружного суда И. Г. Малиновского сказано, что дождавшись, когда об удалении К. из Грузии попросят гражданские власти в лице наместника на Кавказе гр. И. И. Воронцова-Дашкова, экзарх направил в Синод отношение, в котором писал, что со словами наместника об удалении К. из Сухума, где «его пребывание представляется особенно нежелательным ввиду вредного его влияния на коренное абхазское население в политическом отношении», он согласен. Также экзарх отметил, что К. «старается уничтожить все, что сделано в епархии русскими архиереями... Я полагал бы необходимым переместить его в другую епархию вне экзархата именно за то, на что у наместника имеются доказательства, но отнюдь не за деятельность его в пользу автокефалии Грузинской Церкви, чтобы чрез это не сделать его мучеником за идею, столь дорогую грузинскому духовенству» (ЦГИАГ. Ф. 94. Оп. 1. Д. 85. Л. 151-151 об.; Гамахария. 2011. С. 12-26). Еп. Ковенский Кирион (Садзаглишвили). Фотография. 1907 г. Еп. Ковенский Кирион (Садзаглишвили). Фотография. 1907 г. 25 янв. 1907 г. К. был переведен в Ковенскую епархию. 909 чел. из паствы Сухумо-Абхазской епархии, среди к-рых были грузины, абхазы, русские и др., отправили в Синод ходатайство о восстановлении К. в епархии, они положительно характеризовали его деятельность как архиерея: «Во время богослужения Кириона II для русских обедня отслуживалась на славянском языке, для грузин - на грузинском, а в ближайшем будущем и абхазы будут иметь возможность отслушать обедню на своем родном языке. Поэтому Кириона II возлюбили всем сердцем и местные жители, и русское население» (ЦГИАГ. Ф. 1458. Д. 109. Л. 1). В янв.-мае 1907 г. в газ. «Русский стяг» вышла серия статей «Судьбы Грузинской Церкви» (в том же году изданы отдельно), авторство к-рых приписывается Дурново. В них было высказано неск. идей обустройства Церкви в Закавказье: в частности, предлагалось удалить из Грузии сщмч. Никона и на его место определить К. Опальный архиерей поддерживал связь с Грузией и продолжал руководить автокефалистами. В нояб. 1907 г. он писал свящ. И. Чиджавадзе: «Лишь бы наше общее дело увенчалось успехом, а моя собственная жизнь на этой земле не представляет никакой важности» (НЦРГ. Ф. Кириона II. Д. 123). В нач. 1908 г. К. был отправлен в Куряжский мон-рь Харьковской губ.

http://pravenc.ru/text/1840501.html

Прот. Полиевкт подготовил к печати многие лит. памятники, среди которых - догматико-полемический труд «Мзаметквелеба» (груз.- «Готовый ответ») (1892) католикоса-патриарха Антония I (Багратиони), Жития мч. Або Тбилисского (1899) и равноап. Нины (1903) и др. В 1889 г. в мон-ре Давидгареджи (см. в ст. Гареджи ) Полиевкт обнаружил древнюю б-ку и изучил ее. Описал 110 рукописей и рукописных книг, расшифровал колофоны, опубликовал их с комментариями в ж. «Иверия» (1899. 4). Благодаря прот. Полиевкту сохранилось немало ценнейших рукописей и грамот. В 1936 г. по предложению Союза советских композиторов исп. Полиевкта пригласили в Тифлис для записи церковных песнопений, которые собрал этномузыковед Г. Чхиквадзе (ЦГИАГ. Ф. 1461; НЦФГ. Ркп. 2125, 2126). Похоронен в г. Гурджаани, при ц. Архангелов. Стефан (Василий Григорьевич; 1.01.1858, с. Квемо-Чала - 1.04.1936, Тифлис), исп., еп. Бодбийский, позже Алавердский (ГПЦ), певчий, педагог, общественный деятель, собиратель древностей. Переложил на 5-линейную нотную систему мн. песнопения карталино-кахетинского напева. На протяжении всей жизни был активным участником движения за восстановление автокефалии ГПЦ. Начальное образование получил в Горийском ДУ. В 1867-1875 гг. обучался в Тифлисском ДУ, в 1876-1881 гг.- в Тифлисской ДС. В 1882-1883 гг. продолжил учебу в Московской консерватории у проф. Н. Д. Кошкина. По возвращении на родину в 1883 г. был рукоположен во диакона и определен к ц. во имя вмц. Варвары в р-не Навтлуги (Тифлис). В том же году был рукоположен во иерея. В 1885-1887 гг. служил в ц. во имя Трех святителей в г. Нуха Елисаветпольской губ. (ныне Шеки, Азербайджан), в 1888-1903 гг.- в больничной ц. св. арх. Михаила. Преподавал церковное пение и Закон Божий в тифлисских приходских и церковных школах и ДС, организовывал приходские училища. В 1913 г. создал об-во груз. певцов и певчих «Сантури» (груз.- «Гусли»), к-рое ставило своей целью возрождение грузинских певческих и песенных традиций. Сотрудничал с Комитетом по восстановлению груз. церковных песнопений, вместе с братом исп. Полиевктом и учениками своего отца священниками Александром Молодинашвили и Григорием Мгебришвили принял участие в нотировании карталино-кахетинских песнопений (в 1897-1899 вышли в свет сборники «Литургия св. Иоанна Златоуста», «Вечерня», «Утреня»). Значительная часть записей была произведена на личные средства еп. Горийского исп. Александра (Окропиридзе) (ЦГИАГ. Ф. 1461; НЦФГ. Ркп. 2099, 2110-2113). Впосл. свящ. Василий продолжил запись церковных песнопений: в его архиве, находящемся в Национальном центре рукописей Грузии (Ф. 7), хранится до 2 тыс. листов нотных рукописей. Ему также принадлежат письма о церковном исполнительском искусстве и о древнегрузинской муз. письменности.

http://pravenc.ru/text/1681013.html

В кон. XVII-XVIII в. самебели активно участвовали в церковной и культурной жизни Грузии. Почти 70 лет (90-е гг. XVII в.- 1760) в юрисдикцию епархии входил монастырь Натлисмцемели ( Какабадзе. 1913. Т. 5. С. 76-77; Исторические документы Гареджи. 2008. Т. 1. С. 413-414). В 90-х гг. XVII в. Самебские епископы Николай (Чолокашвили) и Николай (Мдивнишвили) оказали существенную помощь возрождению монастыря Натлисмцемели и вернули потерянные земли (Исторические док-ты Гареджи. 2008. Т. 1. С. 97-98; 2011. Т. 2. С. 734-735). В 1690 г. в постановлениях картлийских и кахетинских архиереев, касавшихся положения дел в Давидгареджийской лавре, настоятелем к-рой был назначен Онуфрий (Мачутадзе), упомянут еп. Николай (Чолокашвили) (ПГП. 1970. Т. 3. С. 597-598). В 1696 г. еп. Николай (Мдивнишвили) составил «Иммунитетную грамоту кахетинских епископов и вельмож для Давидгареджи» (Там же. С. 605-607). В 1697 г. по его заказу был переписан свод груз. летописей «Картлис Цховреба». Этот вариант получил в историографии наименование «Список самебели Николая» (также «Мцхетский список»). Не позднее 1701 г. самебели Николай получил сан архиепископа (Дарственная грамота архиеп. Самебского Николая мон-рю Натлисмцемели//Исторические док-ты Гереджи. 2008. С. 125). В 1701 г. архиеп. Николай пожертвовал рукопись мон-рю Натлисмцемели. Также известно, что он был участником Собора архиереев Картли и Кахети 1702 г., на к-ром были определены устав и правила для мон-рей пуст. Гареджи (Там же. С. 633-635). В 1705 г. архиеп. Николай на правах арбитра участвовал в имущественном разделе внутри рода князей Чолокашвили (Решение по делу разделения семьи Чолокашвили//ЦГИАГ. Ф. 1448. Д. 5329; ПГП. 1971. Т. 4. С. 213-216). Архиеп. Николай был упомянут также в грамоте пожертвований мон-рю св. Додо, составленной еп. Ниноцминдским Иосифом в 1709 г. (ПГП. 1970. Т. 3. С. 654-663), в «Решении Акури и Ванта по делу имения Давида» от 1 июня 1710 г. (ЦГИАГ. Ф. 1448. Д. 3175; ПГП. 1971. Т. 4. С. 231-232) и в «Книге самебели Николая к руствели Христофору об уступке крепостного» (1710) (ПГП. 1970. Т. 3. С. 666). В 1710 г. царь Давид II пожертвовал мон-рю Кацарети и архиеп. Николаю поместья, к-рые принадлежали К. е. с давних времен: земли «Самебской усадьбы» близ Сагареджо, берега реки «под Котмани... дорогу до Иори, у речки Мцарецкали», территории «по эту сторону храма Самеба и по ту сторону Патардзеули», с. Хашми, земли «в Орхеви Батаани и Джораани», виноградник, пожертвованный царем Кахети Леваном «по эту и ту сторону реки Иори в Ахмета», владения в Энисели, Алиабаде, Тасмалури (ныне Тосмало), Сакени и др. ( Жордания. 1903. С. 32-36; ПГП. 1970. Т. 3. С. 205-206).

http://pravenc.ru/text/1683957.html

Экзарх архиеп. Иоанникий (Руднев; 8 дек. 1877 - 27 июня 1882) пытался восстановить авторитет Г. Э., во многом утраченный в правление его предшественника архиеп. Евсевия. Для оказания материальной помощи неимущим учащимся Тифлисской ДС было создано братство Андрея Первозванного (1880), преподавателям духовных школ были предоставлены нек-рые денежные льготы. Большое внимание экзарх уделял сохранению груз. церковных песнопений. Паства запомнила его как справедливого и оказывавшего благодеяния архиерея. В 1899 г., спустя 17 лет после перевода экзарха Иоанникия из Грузии, груз. общественность послала ему в Киев в связи с 50-летием архиерейского служения поздравительную депешу (Могзаури. 1901. 4. Стб. 362). Экзархи Павел (Лебедев) и Палладий (Раев), как и архиеп. Евсевий, не снискали популярности в среде груз. духовенства и груз. общества. При экзархе Павле из Метехского храма пропала икона Божией Матери в золотом окладе (датировка неизв.), из тифлисского Сиони - чудотворная икона св. Нины (датировка неизв.); во дворе Тифлисской ДС были сожжены груз. книги, в т. ч. неск. древних груз. рукописей (см. воспоминания Католикоса-Патриарха Грузии Каллистрата (Цинцадзе) - Кекел. Л. ф. Католикоса Каллистрата (Цинцадзе). Ед. хр. 109. Л. 125). Экзарх Палладий пригласил из С.-Петербурга фотографа С. Сабин-Гуса, к-рый выдавал себя за художника. Исполняя поручения экзарха, он под предлогом реставрации вывез из церквей и монастырей Зап. Грузии (Джумати, Хоби, Мартвили, Шемокмеди) множество икон, к-рые были проданы в частные коллекции. Коллекционер А. В. Звенигородский с согласия экзарха вывез из Грузии неск. десятков драгоценных предметов церковной утвари. Знаменитые коллекции Боткина, Звенигородского и др. были созданы в основном за счет вывезенных из Грузии церковных святынь и реликвий (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Ед. хр. 63115. Л. 14). С большим уважением к груз. традициям относился экзарх сщмч. Владимир (Богоявленский; 18 окт. 1892 - 21 февр. 1898). По его инициативе был основан возглавленный им Комитет по восстановлению кафедрального собора Светицховели, назначены пенсии педагогам ОВПХК. Он выдвинул в Святейшем Синоде предложение о реорганизации Грузино-Имеретинской синодальной конторы, одобрил направленный груз. общественностью в 1894 г. в Святейший Синод доклад, где указывалось на притеснения груз. духовенства со стороны церковных властей, а также на произвол церковных чиновников, превративших церковное имущество в источник личного обогащения. В докладе, так и оставшемся без ответа, выдвигались требования об упразднении Грузино-Имеретинской синодальной конторы, о назначении экзархом груз. архиерея, об увеличении количества епархий и т. д. (ЦГИАГ. Ф. 488. Оп. 1. Ед. хр. 62115. Л. 7).

http://pravenc.ru/text/168201.html

В XIX в. богослужение в И. не прерывалось. В 1834-1839 гг. здесь служил свящ. Давид Жгенти. В 1844 г. командированный в И. игум. Феофан послал описание храма экзарху Грузии Евгению (Бажанову), в котором отметил, что «Илорская церковь каменная и крепкая, не требует ремонта, крыша черепичная, каменная стена неполая, часть разрушена от древности». По мнению А. Кация, в 40-х гг. XIX в. вместе с др. храмами была отремонтирована и И. ( Кация. 1963. С. 29). С. Пушкарёв в газ. «Кавказ» от 4 авг. 1854 г. писал о том, что «из древних православных храмов уцелело два: в Соук-су и Илорах. В них отправляется богослужение грузинскими священниками» Связанные с И. народные обычаи «чудотворного появления священного быка» продолжали сохраняться и в это время, о чем писал в записке от 11 дек. 1852 г. 2133) начальник 1-го отделения Черноморской береговой линии вице-адмирал Л. М. Серебряков (АКавАК. 1885. Т. 10. С. 238). В 1860-1861 гг. был закончен ремонт И., осуществленный на средства кн. Михаила Шервашидзе (ЦГИАГ. Ф. 488. Оп. 1. Д. 20346). В 1890 г. в И. возвели иконостас. В 1906-1907 гг. И. реставрировалась и была расписана, на территории появились новые постройки (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 51606). В 1910 г. при И. было решено открыть рус. жен. мон-рь, однако проект так и не был осуществлен (Там же. Д. 58441; Амвросий (Хелая). 2006. С. 505-547). В XIX - нач. XX в. И. была одной из богатейших церквей Закавказья. Значительные доходы от пожертвований шли не только на нужды храма (постройку зданий, в т. ч. школы, приобретение церковной утвари), но и на строительство и поновление др. церквей и школ, а также в кассы Экзархата, Общества восстановления православного христианства на Кавказе и Сухумской епархии. После восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви (12 марта 1917) церковно-адм. деление Грузии на I Соборе ГПЦ (8-17 сент.) было изменено, и И. вошла в юрисдикцию новообразованной Сухумско-Абхазской епархии ГПЦ. В 20-х гг. XX в., несмотря на антирелигиозную политику Советского гос-ва, богослужения в И. не прекращались. Газ. «Советская Абхазия» 18 авг. 1928 г. писала, что «в селе Илори все еще продолжаются жертвоприношения; религиозные праздники отмечаются со всей присущей им торжественностью». В 30-х гг. была утрачена часть Илорской иконы вмч. Георгия (уцелевшая часть хранится в НЦРГ), храм был закрыт.

http://pravenc.ru/text/389441.html

1 окт. 1830 г. в Мартвили открылось губернское ДУ, выпускники к-рого впосл. продолжали учебу в Тифлисской ДС. В М. е. также действовали церковноприходские школы. После основания М. е. вопрос о реорганизации Церкви на территории Мегрелии решался по инициативе мегрельского князя. По указу кн. Давида Дадиани (1841) диаконы и иереи освобождались от крепостной зависимости от помещиков. В 1852 г. кн. Давид произвел опись церковного имущества, находившегося на территории княжества, и объявил его собственностью казны Мегрелии. После смерти князя (1854) его супруга кнг. Екатерина Дадиани ввела штатную систему в церквах и мон-рях и издала указ о переводе церковного натурального налога на денежную систему, суммы поступали в церковную казну князя, учрежденную 9 дек. 1853 г., откуда производилась выплата зарплаты священно- и церковнослужителям согласно штату. 16 янв. 1855 г. кнг. Екатерина основала штатную канцелярию М. е. (не входила в структуру Грузино-Имеретинской синодальной конторы ). Годовая зарплата управляющего канцелярией составила 200 р., переводчика - 50 р. В том же году по распоряжению кнг. Екатерины духовенство было отстранено от управления церковным имением, эта функция была передана гражданскому чиновнику - попечителю церковных поместий (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 6. Д. 1774. Л. 5). Мтавар Мегрелии считал своим долгом обеспечить церковный порядок и повиновение в княжестве. С этой целью 2 февр. 1856 г. кнг. Екатерина Дадиани издала «Наставления Екатерины Дадиани для жителей Мегрельского княжества», к-рые регламентировали отношения клира с паствой. В частности, если прихожанин проявлял неуважение к представителю духовенства, его на неделю отправляли в монастырь, где сажали на хлеб и воду, в случае проявления упорства срок наказания удваивался; без причины пропустивший праздничное или воскресное богослужение должен был выплатить в пользу церкви штраф в размере одного абази (ПГП. Т. 7. С. 803-804). Мегрельское духовенство активно участвовало в миссионерской деятельности, к-рая велась на территории Абхазии, Сванети и Сев. Кавказа с целью восстановления там христианства (АКавАК. 1874. Т. 6. Ч. 1. С. 434). В обращении абхазов большую роль сыграл прот. Иосиф Иоселиани, которого главнокомандующий в Грузии Н. Ф. Ртищев в 1813 г. наградил 200 р. серебром. Экзарх Грузии архиеп. Евгений (Баженов ; 1834-1844) отмечал, что обращение в 1832 г. абх. населения (1071 чел.) «не было делом» духовной комиссии: мегрельский владетель обратил его «личным на него влиянием и усилиями священников» (Замечания архиеп. Евгения. 1881. С. 249-250). Миссионерская деятельность мегрельского духовенства продолжалась и в 30-50-х гг. XIX в. при непосредственном участии архиереев М. е. Так, в 1845 г. еп. Антоний (Дадиани) обратил в христианство неск. десятков человек в деревнях Абхазии и при помощи местных жителей отремонтировал церковь в дер. Атангело (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 11108).

http://pravenc.ru/text/2563254.html

е. из лавры св. Саввы Освященного в Иерусалиме) и посвященные каноническим церковным книгам, литургической практике, монашеству, Господским праздникам и др., к-рые также принято считать ранними документами груз. каноники. На Руис-Урбнисском Соборе (1104 или 1105, 1106), было принято «Уложение» (отдельных рукописей нет, текст прилагается к рукописям Великого Номоканона: Кекел. А 76, XII в.; Кут. 25, XII-XIII вв.; Кекел. А 1102; Кут. 17, XIII в.; Кекел. Н 1670, XIII-XIV вв.; А 171, XVIII в.- Уложения. 1970), состоящее из 19 церковных канонов. Этот документ считается самым ранним офиц. памятником груз. канонического права. «Уложение» состоит из 4 частей: введения, где в теологическом аспекте рассматривается краткая история Вселенной, сотворения человека, искупления Христа, проповеди апостолов, Крещения Грузии и т. д.; текстов канонов; восхваления царя Давида монахом Арсением; синодика (многолетие членам царской семьи и присутствующим на Соборе представителям духовенства, а также поминовение усопших). Исследователи отмечают значительное влияние Великого Номоканона на «Уложения». Сохранилось еще неск. памятников, касающихся права: в основном это постановления Соборов и послания первоиерархов. Так, Церковный Собор 1263 г. обратился к царю Вост. Грузии Давиду VII Улу по вопросу о нарушении им неприкосновенности церковного имущества и просил больше заботиться о церквах, мон-рях и пастве (ЦГИАГ. Ф. 1448. Ед. хр. 5003 - ПГП. Т. 3. С. 161-164). В 1470-1474 гг. Антиохийский патриарх Михаил направил Абхазскому католикосу-патриарху Иоакиму (Бедиели) в связи с избранием последнего на Патриарший престол послание «Мцнебай Сасджулой» (Заповеди по законам) (ЦГИАГ. Ф. 1448. Ед. хр. 5020 - ПГП. Т. 3. С. 221-233), к-рые также принято считать памятником груз. права ( Кекелидзе. История груз. лит-ры. 1958. Т. 2. С. 568). Издатели памятника разделили текст на правила: Ф. Жордания - на 19, И. Долидзе - на 43. Правила касаются почти всех вопросов церковного права: о запрещении бракосочетания, о браконарушениях, о нарушении поста, о нравственных нормах для священнослужителей, об убийствах, о захватах церковных и монастырских земель и имущества, о покорности и т.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРБЕЛАШВИЛИ Исповедники Полиевкт и Василий, священномученики Петр и Андрей Карбелашвили. Фотография. 90-е гг. XIX в. Исповедники Полиевкт и Василий, священномученики Петр и Андрей Карбелашвили. Фотография. 90-е гг. XIX в. [груз. ], груз. семья, представители к-рой в кон. XVIII - 1-й трети XX в. были известными священнослужителями и певчими, пятеро из них прославлены в лике святых. Предки К. носили фамилию Хмаладзе и жили в с. Карби (пров. Саамилахвро - владения князей Амилахвари, историческая обл. Шида-Картли; в XIX в. Горийский у. Тифлисской губ.; ныне Горийский муниципалитет, Грузия). Затем они переселились в близлежащее с. Квемо-Чала. По месту происхождения рода представитель старшего поколения этой семьи певчий Петре получил прозвище Карбела, от к-рого образовалась фамилия К. Петре (Петр) Григорьевич Хмаладзе (Карбела) (1754, с. Квемо-Чала - 1848, там же), певчий ( , букв.- «полный певчий», т. е. знающий весь церковнопевческий репертуар наизусть). Овладел певческим искусством при дворе царя Картли-Кахети Ираклия II . На протяжении многих лет был певчим в хоре католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония II (Багратиони). До 1818 (или 1819) г. был главным певчим кафедрального собора Самтависи (Самтависская епархия Восточногруз. (Мцхетского) Католикосата; с 30 июня 1811, с вхождением Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) в состав РПЦ,- в юрисдикции Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви ; Мцхетско-Карталинская епархия), где находилась родовая усыпальница князей Амилахвари. Обучал пению в церквах и селах на р. Лехура. До 1840 г. руководил архиерейским хором в резиденции архиеп. Руставско-Ниноцминдского Стефана (Джорджадзе) (28 дек. 1818 - 18 нояб. 1839 епископ Горийский Грузинского Экзархата РПЦ), к-рая была расположена в мон-ре Марткопи (Карталино-Кахетинская епархия Грузинского Экзархата). Григорий Петрович (23.04.1812, с. Квемо-Чала - 28.04.1880, там же), свящ., певчий («полный певчий»). Певч. искусству Григория обучил отец - Петре Карбела. Духовное образование он получил в 1820-1824 гг. в мон-ре Шиомгвиме . В 1829 г. служил псаломщиком в ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в с. Квемо-Чала (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 62156. Кн. 2. Л. 2). Точная дата рукоположения во диакона неизвестна. В последующие годы под руководством отца пел в хоре еп. Стефана. В 1844 г. рукоположен во иерея. Служил в придворной церкви князей Амилахвари, в с. Квемо-Чала, на собственные средства содержал готовившихся к рукоположению юношей, обучал их грамоте и пению. В 1862 г. его пригласили для преподавания церковного пения в жен. мон-рь Бодбе во имя св. Нины. В 1864-1872 гг. обучал груз. песнопениям в Тифлисской ДС. У Григория К. было 6 детей: дочь Сидония и сыновья Филимон, Андрей, Полиевкт, Василий и Петр.

http://pravenc.ru/text/1681013.html

После Крещения Картли на территории К. е. долго длилось противостояние христиан и язычников. Поход в Вост. Грузию визант. имп. Ираклия в 627 г. во многом определил дальнейшее развитие церковной жизни в регионе: по приказу императора в Уджарме и ее окрестностях «маги и огнепоклонники... были... истреблены» ( Сумбат Давитис-дзе. История и повествование о Багратиони//КЦ. 1955. Т. 1. С. 375; Он же. 2008. С. 223). В VIII-X вв. К. е., как и вся Вост. Грузия, перенесла нашествие арабов, в XI в.- сельджуков. В XII в. на территории епархии были проведены широкомасштабные строительные работы: восстановлены церкви и крепости, проведены оросительные каналы. В XIV-XV вв. был значительно перестроен кафоликон Кацарети. Согласно источнику XIII в. «Распорядок царского двора» («Освящение мира»), кацарели при помазании правителя единой Грузии на царство занимал в XI в. (а также и впосл.) 20-е место среди груз. архиереев: он сидел после цилкнели (Цилканского) и перед урбнели (Урбнисским) (ПГП. 1965. Т. 2. С. 47-49). Известен крупный политический деятель сер. XIII в. Василий Чкондидели-Уджармели (Столетняя летопись//КЦ. 1959. Т. 2. С. 253, 268; То же. 2008. С. 373, 380). Если название «Уджармели», как и «Чкондидели», обозначает принадлежность епископа к конкретной кафедре, можно предположить, что «Уджарма» выступает в этом контексте как синоним «Кацарети» и еп. Василий - кацарели. Сохранились нек-рые сведения о кацарели Феодоре (1502-1536): его пытали во время нашествия на Вост. Грузию иран. шаха Тахмаспа I (Тахмасиба) (1524-1576); он был похоронен в ц. во имя св. Иоанна Предтечи в Сартичала (ЦГИАГ. Ф. 1461: Полиевкт Григорьевич Карбелашвили. Д. 17). После распада единой Грузии в кон. XV в. цари Кахети уделяли особое внимание восстановлению церквей и кахетинских церковных кафедр. Кацарели, Кацарети и его святыни упоминаются в делах московского посольства в Кахети в 1589 г. ( Белокуров. 1889. С. CXXII). Подстрекаемые представителями светской власти епископы Кахети в этот период неоднократно пытались выйти из повиновения католикосу-патриарху Вост. Грузии (Мцхетскому). В грамоте верности кахетинских архиереев католикосу-патриарху Вост. Грузии (Мцхетскому) Доментию I (ок. 1556-1560) упоминается кацарели Игнатий (ПГП. 1970. Т. 3. С. 268-269), в грамоте верности католикосу-патриарху Николаю VII ( Бараташвили; 1561-1584) - еп. Филипп (Там же. С. 343-344).

http://pravenc.ru/text/1683957.html

Особое внимание ОВПХК уделяло просвещению в Самурзакани (Сухумский окр.), Сванети (Лечхумский у.), Самачабло (Горийский у.), Туш-Пшав-Хевсурети (Тионетский у.). Стратегия Г. Э. основывалась на возможности распространения христианства в нехрист. зоны Сев. Кавказа из соседних, новообращенных регионов: из Самурзакани в Абхазию (Сухумский окр.), из Сванети в Балкарию и Карачай (Кубанская обл.), из Самачабло на Сев. Кавказ (Терская обл., совр. Сев. Осетия), из Тушети в Чечню (Дагестанская обл.) и т. д. (ЦГИАГ. Ф. 493. Ед. хр. 2. Л. 2-3). К 10-м гг. XX в. усилиями ОВПХК было основано 137 рус. приходов, среди них 20 - в Сухумском окр., 17 - в Зугдидском у., 14 - в Лечхумском у., 54 - в Горийском у. и Терской обл., 19 - в Тионетском у., 4 - в Закатальском окр., 5 - в Ахалцихском у., 4 - в Эриванской губ. В тот же период общее число построенных церквей и мон-рей составило 32, восстановленных - 24 (АКавАК. Т. 8. С. 172, 200). Усилению национального движения на Кавказе Мон-рь Ишхани. VII–IX вв. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Мон-рь Ишхани. VII–IX вв. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. способствовали церковные и политические события, происходившие на рубеже XIX и XX вв. в центральных районах Российской империи. Принципиальное значение для Церкви имел Манифест о веротерпимости от 26 февр. 1903 г., где была провозглашена воля императора укрепить принципы веротерпимости и, улучшая имущественное положение первенствующей и господствующей правосл. Церкви, а также расширяя участие священнослужителей в духовной и общественной жизни их паствы, позволить всем подданным инославных и иноверных исповеданий свободно отправлять богослужения по их обрядам. Бюджет Святейшего Синода постоянно увеличивался, была смягчена цензура и расширена компетенция духовного суда (1905), в целях противодействия миссионерским усилиям иных христ. конфессий в правосл. приходах усилили проповедническую деятельность среди прихожан. 17 апр. 1905 г. вышел Манифест об укреплении основ веротерпимости, к-рый обсуждался на Особой конференции Комитета министров. Председатель Комитета министров и Особой конференции С. Ю. Витте распорядился, чтобы группой специалистов был подготовлен доклад «О современном положении православной Церкви», к-рый и был представлен Комитету министров и затем в Синод. Жесткой критике был подвергнут бюрократизм синодального управления под рук. обер-прокурора К. П. Победоносцева , а также обсуждалась необходимость восстановления соборного начала в РПЦ и избрания Патриарха. Святейший Синод без участия обер-прокурора и при председательстве С.-Петербургского митр. Антония (Вадковского) после 3 заседаний (15, 18 и 22 марта) представил имп. Николаю II доклад о необходимости проведения церковной реформы, созыва Поместного Собора и избрания Патриарха.

http://pravenc.ru/text/168201.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010