Вчера в нашем храме было соборование, и я тоже была счастлива, приняв св[ятое] елеосвящение. В Москве у нас теперь новый преосвященный – епископ Стефан. Я его видела на Кр[асной] Вишере, когда была там на свидании с моим Б[атюшкой]. А после его кончины –Сергей Алексеевич дважды меня посетил. Мой Б[атюшка] был с ним очень близок по духу... И я благодарю Бога, что Владыка Стефан теперь в Москве. Как Ваше здоровье, дорогой Владыка? Вы, кажется, как говорила мне Нюрочка, и не выходите на воздух... Это очень трудно – я это испытала В[еликим] Постом. Спаси и сохрани Вас, Господи! Прошу и впредь не забывать меня с моими чадами в Ваших святых молитвах! Глубокопочитающая Вас грешная Евгения Ч[етверухина]. Д. 59. Л. 76–76 об. Подлинник. Машинопись. 21. 30 декабря 1960 г. 30/ХII–60 г. Высокопреосвященнейший и дорогой Владыко! Позвольте поздравить Вас с наступающим Новым Годом, а главное, с приближающимся Великим Праздником Рождества Христова. Да подаст Вам Господь всякое благо – и земное, и небесное. Ничего не знаю о Вас, Нюрочка меня давно не навещала, а сама я 5 недель уже болею и никуда не выхожу. И прошлогодняя зима у меня вся протекала в болезни, и теперь тоже. Сильно болит поясница, это или радикулит, или т[ак] наз[ываемое] отложение солей – оно при движении причиняет сильную боль. Врачи лечат, стало как будто немного легче, но конца еще не предвидится. Остается только терпеть и за все благодарить Бога. Святый Владыко, Господь привел меня немного почитать то, над чем Вы так много трудились. Это «Устав Православной Церкви об упокоении усопших». Это чтение мне доставило большое духовное утешение. Мой Батюшка глубоко изучал устав, и меня он приучил любить его и почитать все, чему учит нас наша Мать Святая Церковь . Тому же учил нас и Владыка Иоанн. Земно Вам кланяюсь, дорогой Владыко, благодарю за Ваше усердие и только сожалею, что не имела возможности дочитать до конца. Теперь я по воле Божией лишена возможности бывать в храме, но вспоминаю свою долгую жизнь (мне исполнилось 77 лет) и благодарю Господа за те дни и часы, которые я провела в храме и имела возможность там петь и читать.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Присовокупляю и сие. По благословению правящего Владимир[ской] Епархией Преосв[ященного] Епископа Онисима в соборной Церкви г. Коврова мною было принято участие в богослужении в следующее время. 1-е в день чествования Иконы Б[ожией] М[атери] Казанской (22 Окт[ября]), затем – на другой день (в Дмитриевскую родительск[ую] и на третий день в Воскресенье. И во все сии дни при богослуж[ении] на заздравных ектениях нами было произносимо вместе с другими и имя Ваш[его] Преосвящ[енства], чем приглашались верующие возносить свои молитвы о Вашем драгоценном здравии, что мы, впрочем, совершали и до сего, и исполнем, и будем продолжать и после оного. Владыко! Там же (в Коврове) Ваше письмо читали о[тец] протоиерей Владимир Спиридонов с протопопицей, и нами оно же (В[аше] письмо) было зачитано некоторым из членов Вашей бывш[ей] Ковровской паствы. И ото всех и всюду мы слышим пожелания Вам здравия и долгоденствия... что и буди, буди! Впрочем, испрашивая благословения на продолжение своего пребывания в Средней Азии, – пребываю Вашего Преосвященства нижайший послушник заштатный диакон Иаков. 5/ХII–55 г. Адрес свой не проставляю, потому что здесь нахожусь временно. Д. 11. Л. 36–37 об. Подлинник. Автограф. 8. 27 марта 1956 г. Преосвященнейший Владыко, Благослови! Сегодня, т. е. 27/III–56 г., нам были доставлены рукописи о. Серафима, которые представил лично сам их владелец Иван Яковлевич Додонов, у которого они сохранялись 25 лет. Хотя я о них и слыхал от самого отца Якубовича, но, увидев оные (рукописи), я буквально был поражен величием материала и высотой его содержания. Да, действительно! В этом море духовной мудрости только под силу разобраться человеку (да одному ли?), имеющему великий ум и отличные богословские познания. Значит, для науки они (рукописи) не потеряны. Из них будут черпать уроки для ума и души целые поколения. А посему имя о. Серафима золотыми буквами будет записано на страницы всемирной истории. Пройдут годы, протекут веки, промчатся тысячелетия, а память о нем будет хранить благодарное потомство.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

На днях мне рассказывают, что он, боясь своих каких-то похождений, дал телеграмму прокурору, разыскивавшему его, такого содержания: «Такой-то священник попал под автомобиль и убит. Подпись: Митрополит Нестор». До чего доходит наглость. Благодаря этой телеграмме его где-то и поймали. Дальше ехать некуда, как говорится. Все это печально. О себе скажу: болел гриппом, потом перенес отравление рыбным ядом, поправился и ездил по епархии. Посетил 4 прихода, из коих в двух никогда не был архиерей. Радости не было границ. Слава Богу за все! О. иеродиакон просит св. молитв и благословения. Он служит хорошо и усердно, отлично читает каноны в храме. Скромный, старательный. Собираются ко мне в гости архиепископ Ювеналий и епископ Мстислав. Отгостили епископ Вениамин Омский, епископ Венедикт (бывший) Омский. Простите, помолитесь. Недостойный богомолец М. Нестор. П. Н. Савицкому писал письмо, но ответа еще нет. 109 215 Епископу Афанасию (Сахарову) 7 января 1958 г. г. Новосибирск Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Ваше Преосвященство, Милостивый Архипастырь Владыка Кир-Афанасий! Неудержимая потребность моего сердца стремится разделить радость светлого праздника РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА с Вами и приветствовать Вас со Святым Христовым праздником, являющимся светлой зарей нашего вечного спасения. Да пребывает душевный мир в дальнейшем прохождении Богом благословенного земного поприща в трудах Ваших на благо Церкви Христовой в полном здравии и благоденствии Вашем в грядущее новолетие. Вашего Преосвященства Милостивого Архипастыря собрат о Христе и сомолитвенник смиренный Митрополит Нестор. P. S. Дорогой Владыка. В нынешнем году во Владимире будут какие-то церковные торжества при возглавлении Святейшим Патриархом 216 ? Вот бы побывать у Вас. С любовью остаюсь Ваш друг и сомолитвенник недостойный М. Нестор. 25/ХII-57 7/I-58. 110 217 Епископу Афанасию (Сахарову) 13 апреля 1958 г. г. Новосибирск Преосвященный дорогой Владыка Афанасий. Христос Воскресе! Приветствую Вашу СВЯТЫНЮ радостно о Воскресшем Господе, даровавшем и нам надежду на спасительное воскресение. Примите братское целование.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

И все-таки санкционирование митрополитом Петром института заместителей местоблюстителя привело не только к неизбежному осложнению ситуации с церковным управлением, но и создало печальный правовой прецедент. Все-таки завещание Святейшего Патриарха Тихона было освящено чрезвычайной санкцией Поместного Собора Российской Церкви. Два документа, оставленных митрополитом Петром, вносили опасный прецедент узаконения чрезвычайных, экстраординарных форм церковного управления без соборной церковной санкции. Между тем первый из названных Святейшим Патриархом Тихоном кандидатов в патриаршие местоблюстители – митрополит Кирилл по-прежнему находился в ссылке. Священномученика Кирилла всегда отличала высокая нравственная чуткость, какую он применял при решении любого вопроса. Яркий пример такого подхода к вопросу, казалось бы вполне бытовому, являет собой письмо митрополита Кирилла в «Политический Красный Крест» от 25 июня 1926 года: «15-го сего июня доставлен мне в Переволок с оказией из Усть-Ухты денежный перевод на десять руб., отправленный из Москвы 22/ХII–25 г. за 6090. Очень тронутый проявленным ко мне вниманием и принося за него благодарность, считаю для себя обязательным возвратить присланную сумму к ее источнику. Я никогда не принадлежал ни к какой политической организации и не могу принимать денежную помощь от учреждения, вызванного к жизни последствиями политической борьбы. Административно-ссыльный митрополит Кирилл (К. И. Смирнов)» 427 . Это письмо – прекрасное подтверждение нашего суждения о том, что в вопросах христианской этики митрополит Кирилл стоял на позициях акривии 428 . Никакой компромисс с совестью им не принимался, поскольку он в сознании глубоко верующего святителя Кирилла оскорблял достоинство не только церковной иерархии, но и самой Церкви. 17 июня 1926 года митрополит Кирилл был вывезен из Переволока Усть-Ухтинской волости Ижемского уезда и 25 июня «водворен на жительство в Усть-Сысольск» 429 . Здесь только он узнает о декабрьском (1925 года) аресте митрополита Петра, григорианском расколе, вступлении митрополита Сергия (Страгородского) в полномочия заместителя местоблюстителя, а также о переписке митрополита Сергия с заключенным митрополитом Петром, что способствовало стабилизации церковного управления и отмене патриаршим местоблюстителем прежнего своего решения об учреждения григорианской коллегии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Большой привет сестре. Обнимаю Вас. Ваш пр. А. Мень ====================================== 6/ХII 85 Дорогая Юлия Николаевна! Не перестаю дивиться этому «скорбному чуду» — нашей возможности общаться, несмотря на Вашу болезнь, Ваше «чистилище». Каждый день поминая в молитве Вас и сестру Вашу, думаю о том, какова мысль Божия об этой болезни. Я ощущаю ее как знак «печати», как знак «призвания», когда Господь хочет провести через темную пещеру испытаний, чтобы очистить совсем. Вспоминаю тяжелую болезнь св. Терезы из Лизье. Она видела свою болезнь и душевный мрак, как парадоксальный дар милости Божией. «Большому кораблю — большое плавание». Значит надо все пройти, чтобы лететь в вечность на белых крыльях, отряхнув всю пыль земли. В 10 утра я всегда вспоминаю Вас. Через воскресенье (начиная с минувшего, 24 ноября) это совпадает с Евхаристическим каноном. И еще я верю, что будут Вам открываться «внутренние пространства», которые закрыты для людей, у которых зрение нормально. Недаром некоторые подвижники подолгу жили в темных пещерах, чтобы это пространство открылось им. Я могу сказать Вам только одно — на Вашу мысль о непоправимых грехах прошлого. Есть только одна сила, которая может исправить непоправимое. И эта сила Христова. Собственно, Он только потому и вошел в мрак нашей жизни, чтобы сделать это, чтобы превратить нас в «пшеницу Божию», как говорил св. Игнатий Богоносец. «Хочу разрешиться и со Христом быть», — говорил ап. Павел, но нес свой крест. Так вся жизнь наша с Ним становится временным крестоношением, умиранием с Ним, чтобы с Ним воскресать в свете.  Обнимаю издалека Вас обеих  и шлю Божие благословение   Ваш пр. А. Мень Р. S. Hem ли у Вас случайно фото В. Ильина. Он есть на некоторых фото, но очень мелко. ====================================== Дорогая Юлия Николаевна! Как Ваше обследование? Какие перспективы лечения? Как самочувствие? Мы все ваши друзья, молимся и немного тревожимся за Вас, но — уповаем. У меня на алт. висит Ваш покр. дар и я всегда смотрю на него и вспоминаю Ваше пребывание в Москве. Если сейчас Вам трудно писать — пусть кто-нибудь, хотя бы кратко, о Вас и Ваших делах сообщит. В начале года будет оказия, и я пошлю Вам обещанное. Крепитесь с надеждой и миром. Мы все с Вами. Дай Бог Вам сил.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=115...

Раку поставили на деревянный помост у правой стены Успенского собора. Мощи преподобного Сергия переносили наместник архимандрит Гурий и схиархимандрит Иларион, который в январе 1945 г. облачал мощи, а теперь вновь приехал в Лавру 19 апреля. 7 июля 1946 г. передача мощей преподобного Сергия была оформлена вновь, вероятно, в связи с необходимостью оформить передачу собственно раки, находившейся ранее в Троицком соборе. «Акт выдачи 7.VII.1946. г. Загорск, Московской обл . Составлен настоящий акт сотрудниками Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника – главным хранителем музея А. М. Курбатовой, хранителем 1 отдела фондов Рабинович Е. К. и представителем от Патриархии Г. М. Егоровым в том, что на основании приказа Комитета по делам искусств при Совете министров РСФСР за 772 в ведение Патриархии передана рака [с останками] Сергия Радонежского (Инв. 2373, КП 1825) XVI века. Рака серебряная, позолоченная, чеканная, на стенках 8 круглых клейм с надписями. Размер раки: высота – 62 см, шир – 59 см, длина – 203 см, длина крышки – 203 см, ширина – 61 см. Длина подписи на крышке – 47 см, ширина – 14 см. Сдали: подпись/Курбатова/, подпись/Рабинович/. Принял: архим Гургий Егоров/Егоров/. » 276 . Передача сени к раке совершилась лишь 21 декабря 1946 г. «Акт г. Загорск, 21/ХII-46г. Составлен настоящий акт ученым секретарем музея О. Н. Есиповой, главным хранителем музея А. М. Курбатовой, ст научным сотрудником Н. А. Маясовой и представителем Патриархии наместником Лавры архимандритом (И. Разумовым) в том, что на основании приказа Комитета по делам искусств при Совете министров РСФСР от 18.ХП с г за 1316 в ведение Патриархии передана серебряная сень от раки Сергия за инв. – 3110, кн. 1826. Сень передается в собранном виде в полной сохранности. Гл хранитель /Курбатова/. Ученый секретарь /Есипова/. Ст научный сотрудник /Маясова/. Наместник Лавры архимандрит Иоанн (Разумов). » 277 . Троицкий собор был передан по акту монастырю после летних торжеств 1948 г., посвященных 500-летию автокефалии Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Приветствует Вас мой сосед. Он месяца полтора был в больнице, теперь, слава Богу, оправился и опять рядом со мной. По милости Божией я здоров и сравнительно благополучен, во всяком случае живу более беззаботно и беспечально, чем Вы. Впрочем, не совсем беспечален. Мое настроение – настроение 136 псалма. Господь да хранит Вас, моя родная, и да благословит. Всегда помню о Вас и прошу взаимно не забывать. Желаю Вам всего доброго. С любовью богомолец Ваш Е[пископ] А[фанасий]. 25 января, конечно, буду вспоминать † старца. Письмо 63 Людмиле Ивановне Синицкой 25 января 1946г . Сибирские лагеря † Милость Божия буди с Вами, родная моя Людмила Ивановна! Сердечно приветствую Вас и все Ваше семейство с дорогой именинницей, а Татьяну Григорьевну со днем Ангела. Сердечно желаю ей всякого блага, душевного и телесного, особенно же, чтобы Господь помог воспитать сыночка себе на утешение, Церкви и отечеству на пользу. Приветствует Вас и о. Иеракс. Ваше письмо от 28-XI я получил только 1/14-I. Спаси Вас Господи. Я скучал, давно не имея весточки от Вас. Вам писал к Рождеству 11/24-ХII. И мое сердце бьется в унисон с Вашим. Нашу ревность я считаю совершенно правильной и разумной и нисколько не сожалею о прошлом и настоящем. Если ревность хотя бы и не по разуму, но ради истины, я уверен, будет принята Господом как ревность разумная, то тем более, я уверен, нашу ревность не отвергнет Господь. Чужие для Вас не близки и мне. Я только прошу Господа помочь мне совестью не покривить, единства церковного не порушить и соблазна не умножить. Очень рад, что скорбящая Ольга стала находить успокоение в молитве. Буди воля Господня. Знаю, тяжело осиротевшим, – но для отшедшего лучше ли было бы оставаться в этой юдоли плача. Царство Небесное ревностному Е[пископу] Дамаскину 128 . Как мало уже остается с нами отцов и братии наших. 25-го, аще Господь даст дожить, буду поминать дорогого именинника и Вас приветствовать, ведь у Господа нет мертвых. Я, по милости Божией, вполне благополучен. Благодарю Господа за Его великие милости. Есть ближние по духу, но есть и враждебно настроенные.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

«Слушали: Дело митрополита Петра и других (докладчик т. Тучков). Постановили: а) направление дела в суд признать политически нецелесообразным, б) о Петре дело выделить и продолжать дальнейшее следствие в течении 1,5 месяцев. Поручить ОГПУ этим временем окончательно выяснить положение о взаимоотношении Сергия и Агафангела, после чего и решить вопрос о дальнейшем содержании Петра, в) о других обвиняемых дело поставить на Особое совещание при коллегии ОГПУ на предмет их высылки и заключения в концлагерь в зависимости от степени виновности каждого» 818 . В соответствии с этим постановлением АРК, 21 мая 1926 г. двадцати девяти подельцам митрополита Петра были вынесены приговоры по 62-й и 68-й статьям. Из них самые суровые получили архиепископ Прокопий (Титов), епископ Амвросий (Полянский), священник Петр Шипков, П. В. Истомин и «отравитель» И. С. Попов – по три года заключения в концлагере. Остальные получили до трех лет ссылки (в Сибирь, Казахстан или Зырянский край) и ниже. В конце приговора было записано: «Дело в отношении Полянского Петра Федоровича слушанием отложить» 819 . После этого срок содержания митрополита Петра под стражей неоднократно продлевался на месяц-два (в отведенные Антирелигиозной комиссией полтора месяца ведомство Тучкова не уложилось). С соответствующими ходатайствами Коллегия ОГПУ регулярно обращалась к Президиуму ВЦИК и, разумеется, получала удовлетворительные ответы 820 . Сам митрополит Петр был на это время летом 1926 г. (не позднее 12 августа 821 ) переведен из Внутренней тюрьмы ОГПУ в Суздальский политизолятор (располагавшийся в Свято-Евфимиевском монастыре). Только 5 ноября 1926 г. Местоблюстителю, наконец, был вынесен приговор: «Полянского Петра Федоровича выслать через ПП ОГПУ по 62 ст. УК на Урал сроком на три (3) года, считая срок ссылки с 10/ХII–25 года» 822 . Таким образом закончилось самое масштабное «церковное» дело середины 1920-х гг. и начался 11-летний крестный путь митрополита Петра на Урале, итогом которого стала его мученическая кончина в 1937 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Ответ: Ионикий запрещен был в священнослужении за нарушение церковных канонов. За Храповицким же церковных преступлений нет, а судить его за политические преступления – церковь не правомочна, а я тем более. Вопрос: Какое же показание Ваше следует считать правильным, так как в показаниях по отношению к Антонию Храповицкому имеются противоречия о возможности и невозможности церковного суда над Антонием за политические преступления? Ответ: Еще раз повторяю, что судить Антония Храповицкого за политические преступления я и церковь не можем. Вопрос: Что Вы можете нам сказать по поводу Ваших завещаний о преемниках на случай невозможности отправлять обязанности патриаршего местоблюстителя? Ответ: Да, я действительно писал два завещания на указанный случай. В первом, написанном, кажется, в июне или в июле – я последовательно назначил своими заместителями Сергия Нижегородского 1462 , архиепископа Николая Добронравова и последним Иосифа Ростовского 1463 ; второе завещание – написано после 5 декабря, там назначены м[итрополит] Сергий, м[итрополиты] Михаил и Иосиф Ростовский. Один экземпляр – я дал моему брату Василию Федоровичу Полянскому (вернее, по одному экземпляру каждого завещания), которого просил вскрыть запечатанные пакеты с завещаниями в присутствии И. Г. Соколова и Величкина (оба благочинные). Показание с моих слов записано правильно и мне прочитано. Подпись: Петр Федорович Полянский 1464 . 12/ХII–1925 г. ЦА ФСБ РФ. Д. Н–3677. Т. 4. Л. 107–109. Подлинник. Рукопись. 4. Стенограмма протокола допроса митрополита Петра 12 декабря 1925 г. Вопрос: Существует ли вообще звание Киевского митрополита. Ответ: Такой сан существует. Вопрос: Кто же был выбран киевским митрополитом. Ответ: Насколько я помню, таким состоял Антоний Храповицкий , и насколько я помню, он был выбран духовенством и мирянами Киевской епархии. Вопрос: Смещался ли он кем. Ответ: Я считаю его не состоящим Киевским митрополитом. Вопрос: Я ставлю вопрос так: единолично его кто-нибудь смещал. Ответ: Я этого не знаю, я его не смещал и его таким и не считаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

27) МАТВЕЕВА Кирилла Александровича, б[ывшего] дворянина, род[ившегося] в 1905 г., сов[етского] служащего (делопроизводителя Медсекции Цекубу 1487 ), русского, гражданина СССР, беспартийного, арестованного 2 апреля 1926 года, обвин[яемого] по ст[атье] 68-й УК и сод[ержащегося] в Бутырской тюрьме. 28) ШИПКОВА Петра Алексеевича, род[ившегося] в 1888 г., происх[ящего] из купеческого сословия, по профессии – попа, русского, гражданина СССР, арестованного 21/ХII–25 г., содержащегося в Бутырской тюрьме, обвиняемого по ст[атье] 68-й УК. 29)  СКВОРЦОВА Константина Петровича, род[ившегося] в 1889 г., происх[одящего] из дух[овного] звания, по профессии – служителя культа (попа), русского, гражданина СССР, арестованного 30/XI–25 г., и обвин[яемого] по ст[атье] 68-й УК. 30) ВИНОГРАДОВА Константина Александровича, род[ившегося] в 1897 г., сов[етского] служащего, русского, беспартийного, гражданина СССР, обвин[яемого] по ст[атье] 62-й УК, и находящегося под подпиской о невыезде из гор. Москвы. По рассмотрении означенного дела нашел следующее: В апреле 1925 года патриарх Тихон, возглавлявший в то время религиозную организацию «православная церковь », выступил с посланием, окончательно определившим его, до того времени колебавшуюся, политику по отношению к Соввласти. Это послание явилось очень серьезным ударом для черносотенных церковных деятелей, как находящихся заграницей, так и в пределах СССР. В отношении заграничников – послание предусматривало образование специальной комиссии для подготовки церковного над ними суда за контрреволюционную деятельность, а в отношении черносотенцев, находящихся в СССР – изгнание из церковно-приходских советов, которые они избрали опорной базой для своей деятельности. Смерть Тихона, последовавшая вскоре после выпуска послания, пресекла для него возможность предпринять какие-либо практические шаги в области осуществления намеченных им мероприятий и вместе с тем придала посланию характер обязательного завещания, указывающего направление, по которому должна была пойти политика церкви по отношению к Соввласти, и которую предстояло проводить лицу, заменившему патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010