Как станет уютно и мягко глазам и душе отрадно, когда у нас в комнате затеплится эта лампадка, и постелим скатерть, и будет такая прелесть благодаря Ее Величеству. Часто ли приезжает к Вам Ваш поезд с ранеными? Как было бы интересно посмотреть его. У нас теперь больных не очень много, но все лежачие, и они будут все очень рады попраздновать Рождество. Начнем готовиться завтра, только Великой Княгине Ольге Александровне доктор… не позволил возиться с кисетами, где кладется табак, чтобы от табака не сделался насморк, а это бывает. Кланяюсь глубоко Вашему Высочеству; руку целовать Вы не позволяете не только лично, но наверно и мысленно… Любящая Ваше Высочество всем сердца и глубоко преданная Т. Громова. 19–22/ХII–14 Письмо Громовой Т. Цесаревичу.//ГАРФ. Ф. 682. Оп. 1. Ед. хр. 81. 24/6. Среда. […] Спал хорошо. Утром не занимался по случаю Сочельника. Гулял. Завтракал с Августейшими Родителями. Вечером ушиб палец на левой кисти. Компресс. Весь день был не особенно послушен, вступал в пререкания по всякому поводу. […] Молиться ходил вниз, в покои Ее Императорского Величества. Дневник П. А. Жильяра.//ГАРФ. Ф. 640. Оп. 1. Ед. хр. 329. 25/7. Четверг. Рождество Господа Иисуса Христа. Утром проснулся в 9.30. Раздал подарки, д-ру Деревенко, M-eur Jilliard " у Нагорному и Деревеньке. После завтрака в 2 часа поехал к д-ру Деревенко. Там же. 26/8. Пятница. […] Утром раздавал кое-кому подарки, раскладывал и рассматривал солдатиков, полученных в подарок от Августейших Родителей. На воздухе ½ часа. После завтрака на воздухе 1 час. К 1 ½ часа ездил в гости к д-ру Деревенко, играл. Вернулся к обеду. Лег спать в 10 час. Там же. 28/10. Воскресение. […] Ездил на час в лазарет Большого Дворца, обходил больных и беседовал с ними. Ездил с Августейшими сестрами. Ушиб руку. Ночью рука немного болела. Там же. 30/12. Вторник. […] Утром встал около 9.20 в прекрасном расположении духа, быстро поел, пожелал доброго утра Августейшей Родител. и Августейшему Отцу. Немного занимался с П[етром] А[ндреевичем] Ж[ильяром] и гулял 45 минут в парке. Гулял в парке, катался в санях и с горы, играл в снегу. Обедал с д-ром Д. Играл с А[лексеем] Деревеньк[о]. Немного устал. Вечером массаж.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

11. Образование общее классическое специальное окончил высшее учебное заведение 12. Чем занимался и где служил а) до войны 1914 года членом Учебного Комитета в Петрограде б) до февральской революции 1917 года там же в) до октябрьской революции 1917 года там же   г) с октябрьской революции до ареста был эвакуирован в Москву 13. Сведения о прежней судимости не был судим Показания по существу дела: Никакими партийными работами не занимался и не занимаюсь. Фабр[ично-] Зав[одской] Комитет в лице председателя тов. Галько, правда, делал намеки на это, но ошибочно и по всей вероятности из личных побуждений. Тов. Галько и его соработники по Фабр[ично-]Зав[одскому] Комитету тов. Соколова и Королев почему-то признают меня человеком к ним нерасположенным. На одном из общих собраний рабочих и служащих завода, бывшем в начале прошлого лета, при обсуждении вопроса о лицах, призванных в Красную Армию по распоряжению проф[ессионального] Союза раб[очих] и служ[ащих] химич[еской] промышл[енности], было отмечено, что исполком единолично без представителей общего собрания, сделал выборку лиц для Красной Армии, а посему было потребовано вновь пересмотреть это дело; причем весь исполком в первую очередь призвать, а председателя его тов. Галько кроме того, отрешить от деятельности. Требовалось решение собрания изложить письменно. Общее собрание поручило это сделать тов. Типографу и в этом, очевидно, и все недоразумение заключается. Председателем общего собрания был тов. Титов, которому известны все подробности ведения прений, в которых я не принимал никакого участия. Вообще ни на одном собрании рабочих и служащих не выступал с речами. П[етр] Полянский 18/ХII Следователь Резолюция: Предложить уволить со службы Полянского. ГА РФ. Ф. Р–10035. Оп. 1. Д. П–34911. Л. 9–10 об. Подлинник. Бланк (типографский экз.). Рукопись. 4. Выписка из протокола заседания Коллегии Следственного отдела   Московской Чрезвычайной комиссии 24 декабря 1919 г. 1436 СЛУШАЛИ: ПОСТАНОВИЛИ: Дело 9619 – Полянского Петра Фед[оровича] Дело прекратить и сдать в архив

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Мне думается, что, как ни хорошо чувствовать дружеское, любовное отношение ксебе со стороны других людей, однако, еще лучше, радостнее и важ­нее самому любовно относиться к другим. Ласка пре­жде всего согревает того, в ком зародилась, а потом уже тех, на кого направляются ее лучи Гораздо печальнее жить тому, кто ни к кому не отно­сится любовно, хотя бы его и любили другие, чем тому, в ком живет ласковое чувство к другим, хотя бы оно оставалось без ответа. Это лишний раз по­казывает, до какой степени зародыши счастья все­гда скрыты в самом человеке и как мало значат внешние обстоятельства для того, кто сумеет эти зародыши в себе найти и вырастить. 17/ХII–18 г. Комментарий М. В. Есть скептическая гносеологическая доктрина — силлогизм: “только со­держание моего сознания достоверно; все прочее — лишь проекция моего со­знания”. Существует душевный уклад, ничего общего с этой доктриной не имеющий, но в духовной области с нею сближающийся. Такой уклад я бы назвал эгоцентризмом. “Только мое сознание существует”, — говорит солипсист. “Мой душевный мир, мои чувства и мысли — та яркая точка, вокруг которой вращаются туманные образы внешнего мира” — так чувствует эгоцентрик. Оба — первый теоретически, а второй, что еще хуже, практически — лишены возможности питаться теми живительными токами, какими насыщен мир, среди которого живет человек. То, что сказано в отрывке о ласке, сказано верно и точно. Но то, что это сказано, выдает в авторе эгоцентрика, слишком слабо связанного с миром. — Ибо и чужая любовь порой греет не меньше, чем своя. О добрых людях Может быть, можно сказать, что добрые люди бывают двух типов. Одни — это непосредственно добрые, лично жалеющие тех, с кем встречаются, и старающиеся всячески им помочь. Такие люди иногда могут теоретически делать самые жестокие утвер­ждения: считать необходимыми тяжелые наказания, одобрять войну и смертную казнь. Но, встречаясь с человеком, который страдает, они всегда поры­ваются облегчить его горе и нередко относятся к чужому, как к близкому и родному.

http://pravmir.ru/zaochnaya-polemika-tol...

Молитва создана великими подвижниками, достигшими ее в высшей степени, т. е. молитвы чистой (лишенной посторонних помыслов), а мы, может быть, только в редкие минуты достигаем этого, но через молитвы этих святых мы приобщаемся и вводимся в эту настоящую духовную жизнь. Молитва «Положи, Господи, хранение устом моим» относится к двум случаям. Во-первых, через наш язык выносится то скверное, что есть в душе, и своей грязью и скверной мы заражаем других, поэтому лучше промолчать, чтобы не выносить своей скверны наружу и не умножать тем зла. Вообще же на все должно быть рассуждение. Иногда бывает хорошо промолчать, иногда сказать. Но делать это надо так, чтобы не нарушать своего внутреннего устроения. Говорить можно тогда, когда не чувствуешь в своей душе смущения. Ко второму случаю эта молитва относится так. В душе есть святая святых, которую не стоит и даже нельзя выносить наружу. Это есть тайна. К этому относятся некоторые заповеди духовного отца, лично тебе данные. 22/ХII-26 г. Беседа с отцом Сергием о молитве Какие трудности встречает молящийся. Во-первых, мешают страсти. Какая бы ни была страсть, она отвлекает от молитвы, мысль молящегося приковывается к данному помыслу, услаждается им. И это будет уже не молитва, а мечтание, услаждение собственным помыслом. Затем, наши повседневные занятия – у кого служба, у кого домашние заботы, – целый день человек занят, суетится, живет без мысли о Боге, и ясно, что, становясь на молитву, его обуревают мысли о житейских делах и заботах. Надо так жить, чтобы каждое дело делалось во славу Божию. Затем, препятствует молитве, т. е. соединению с Богом, диавол, то внушая сон на молитве, то внушая помыслы и разговоры в церкви, то расслаблением (человек вдруг почувствует такую слабость, что начинает опираться на стенку), то рассеянием помыслов, и т. д. Затем, препятствием к молитве служит незнание и невнимание к своей мере в отдыхе, в пище, во сне. Человек или может отдаваться праздности, или пресыщаться, и тогда ум его тяжелеет, сердце становится холодным, его клонит ко сну на молитве. Наоборот, человек может слишком сверх своих сил переутомиться, и это тоже вредит его молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

[ПСТБИ] МИХАИЛ (Бирюков [Михаил Алексеевич]) Архиепископ Пермский Родился в 1862 году. В 1884 г. окончил Пермскую духовную семинарию. Овдовел. С того же 1884 г. учительствовал и принял священство. С 1886 г. священствовал в Пермской епархии. С 1914 г. был настоятелем собора в г. Соликамске. С 1920 г. священствовал в Перми и состоял членом Пермского Епархиального Совета. 12/I-1923 г. уклонился в обновленческий раскол и хиротонисан во еп. Красноуфимского, вик. Пермской епархии. С З/Х-1924 г. – еп. Сарапульский. 15/IX-1925 г. по прошению уволен за штат. 15/V-1927 г. возведен в сан архиепископа. С февраля 1930 г. – архиеп. Пермский. 6/VI уволен за штат ввиду преклонного возраста. Скончался в июле 1942 года. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 14. ФАОС дело 128. Кат-АМ 203. Кат-ЯВ 165. С. 78. Кат-ЕС 3. С. 21, п/п 12. [Кат-ГУБ. С. 980.] МИХАИЛ (Вяткин [Михаил Иванович]) Архиепископ Челябинский Родился 27/II-1880 г. В 1901 г. окончил Томскую духовную семинарию. Вдов. С 1901 г. был священником-миссионером на Алтае. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол и был награждён званием протопресвитера. 7/IV-1931 г. в Новосибирске хиротонисан во еп. Барнаульского. С марта 1934 г. – еп. Минусинский. С сентября 1934 г. – еп. Нижне-Тагильский. С 1935 г. назначен еп. Пермским, с поручением управлять и Верхне-Камской епархией. 6/XII-1935 г. возведён в сан архиепископа. С 19/IХ-1936 г. – управляющий Челябинской митрополией. С 7/Х-1937 г. уволен за штат. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1931. С. 14. ФАОС дело 122. Кат-АМ 204. Кат-ЯВ 166. С. 78. [Кат-ГУБ. С. 980.] Родился 27/II-1880 г. в с. Борисовском Томской губернии. В 1901 г. окончил Томскую духовную семинарию. В том же году рукоположен в сан священника и назначен миссионером на Алтай. Овдовел. В 1919–1920 гг. привлекался к судебной ответственности, приговорён к 5 годам лагерей, срок отбыл. С 1922 г. в обновленческом расколе. 03/ХII-1930 г. возведён в сан протопресвитера. 07/IV-1931 г. хиротонисан в Новосибирске в обновленческого ей. Барнаульского. С мая 1931 г. – еп. Минусинский. С сентября 1934 г.–еп. Нижне-Тагильский и Верхотурский. С 1935 г. временно управлял Верхне-Камской и Нижне-Тагильской епархиями. 06/XII-1935 г. возведён в сан обновленческого архиепископа. С19/IX-1936 г. – архиеп. Челябинский, управляющий Челябинской митрополией. Арестован 20/VIII-1937 г. и приговорён Тройкой при УНКВД но Челябинской области к высшей мере наказания. Расстрелян 04/X-1937 г. в г. Челябинске.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Хиония Хиония Ивановна Архангельская 12 декабря 1937 года сама пришла в сельсовет, собрав вещи, — она знала, что ее там ждут, чтобы арестовать. Ареста она не боялась. Когда один из представителей власти однажды пригрозил: «Смотрите! Вы слишком много болтаете! Мы и вас заберем!», она ответила: «Вот и хорошо! Заберите меня, пожалуйста, я там, может быть, с отцом Тихоном увижусь!» Священника Тихона, её супруга, арестовали чуть раньше, в том же 1937-м. А саму Хионию, растившую девятерых детей, тоже взяли — слишком много ходила по инстанциям, пытаясь узнать об участи мужа. Даже в Москву ездила. Да еще сделала выговор представителям властей. Из тюрьмы Хиония Ивановна написала письмо детям, писала урывками, начав его до официальных допросов и окончив после того, как следствие уже было завершено: «14/ХII. Дорогие мои дети, — писала она, — вот три дня я в клетке, а думаю — вечность. Допроса форменного не было еще, но спросили, верю я в то, что Бог спас евреев, потопив фараона в море, я сказала, верю, и за это меня назвали троцкисткой (!? — прим. редакции), которых нужно уничтожать, как врагов советской власти. Теперь я на себе испытала, как слово Спасителя ни едино не пройдет не исполнено. Я в жизни своей имела всегда грех судить, других осуждала без всякого на то права, и вот теперь сама попала под суд, а если б никого не судила, была бы не судима. Была властна, все делала, как мне угодно, вот теперь лишили свободы, без разрешения и на двор не ходим, а терпим от раннего вечера до полного рассвета, что некоторым мучительно, поэтому приходится больше говеть и меньше есть и пить. Дорогие мои, возьмите себе на память о мне хоть по маленькой вещичке из бедного моего имущества. Дорóгой Володя просил карточку, дайте ему... и с птичками мою кружку, она у Веры в квартире, — Володе. Лене — швейную машину и чайную ложечку. Ируша, если ты не получила по квитанции деньги, то у Лены есть папины деньги, немного, тогда вместе их тратьте, а о нас с отцом не поскупитесь, лампаду Господу жгите и молитесь, чтоб Господь меня и вас укрепил в Его святой вере. Не судите меня, но, прошу, простите и молитесь…»

http://foma.ru/rus-neushedshaya.html

А здесь было благоговение пред совершившимся и торжественное, радостное настроение В пять часов пришла медсестра, но все уже было кончено. С колоколами зазвучали 12 ударов, возвещающих его смерть. И все, кто шел в церковь – на гор е , в городе, – поняли, в чем дело, и скоро дом наш наполнился рыдающими. К тому времени я убрала все лишнее, мужчины помогли раздвинуть стол, пришли священники, облачили его, положили на стол. У нас было состояние отупения, что ли. Говорили, двигались, делали – будто все нарочно. Разослали телеграммы. Володя приехал на другой день. На третий – папины сестры Антонина, Клавдия и брат Андрей. На третий вечером – Анатолий. Съехались священники. В четверг его схоронили по правую сторону алтаря. Бог был милостив к нам. Когда я представляла себе смерть его или мамы, я была уверена, что и сама умру, ни за что не выдержу. А здесь было благоговение пред совершившимся и, как это ни странно, торжественное и радостное настроение. Блажен путь, в оньже идеши днесь, душе, яко уготовася тебе место упокоения. Кучка недоброжелателей исчезла в потоке любивших его. Он умер накануне Николы, много было народа, и весть о его смерти разнеслась по окрестным селам. В доме шел поток людской, все приходили прощаться. И на похороны собралось много людей, пришедших издалека. Касимовцы просили перевезти его домой, ждали его до пятницы, но мы не смогли. Маме было очень плохо. Она ведь больна, и неделя напряжения не прошла даром. И сейчас еще не вошла она в норму. Посылаю тебе карточку, это – на 9 день. В гробу его не снимали. Сейчас на могиле большой крест и горит лампада в фонаре. Володя уехал в день похорон, Толя был до 9 дня. Сейчас мы втроем. Живем в одной комнатке. Дом сразу опустел и стал чужим. До сорокового дня проживем здесь, потом, наверное, поедем в Касимов. Пиши. Будь здорова! Привет Илюше. P.S.: Интересно, что мобилизовали 18 декабря 1943 г. И его завещание написано 17/ХII/1943 г. В Лебедянь приехал 19/ХII/1947 г. и умер 18/ХII/1950 г. Все на Николу. Здесь прожил без одного дня 3 года.

http://pravoslavie.ru/149522.html

  Русское духовенство По вопросу о состоянии обновленческого течения среди русского духовенства нужно отметить, что за последнее время как само духовенство, так и миряне приходов кантона переходят на сторону староцерковнической организации. Первым перешел Спасский собор, а по его примеру последовали и другие. В настоящее время в обновленческом течении находится 15 приходов, но и они готовятся к переходу. Вследствие такой малочисленности кант[онное] церк[овное] упр[авление] прекращает свою работу из-за недостатка средств и отсутствия работников. Вашинская обновленческая община от разделения церкви отказалась ввиду отсутствия необходимых для этого средств, священник с[ела] Пичкасс Балмасов всегда проводил линию поддержки староцерковничества и склонил к этому уволенного обновленческого священника Ласточкина, который выезжал в Казань на поклонение епископу. Переход обновленческих общин усилился после того, как благочинный священник с[ела] Щербеть Кожевников примкнул к староцерковнической организации, после этого первый и второй округа целиком перешли на сторону старого духовенства. Скверное материальное положение уполномоченного Казанского епархиального управления Листова вынуждает его подыскивать другой приход. Таким образом обновленческое течение в кантоне постепенно ликвидируется, о чем Листов намерен сообщить Казанскому епарх[иальному] управлению… Уполномоченный ТО ОГПУ по Спасскому кантону < Лобанов> (Лобанов). 277 .   72 5 апреля 1931 г. – Выписка из протокола 5 заседания Секретариата ЦИК ТАССР   Куда, кому: Спасскому райисполкому, Ин[формационно]-релис[трационный] сектор при ЦИК Т[атарской] р[еспублики]. Слушали: § 10. Ходатайство Спасского райисполкома о закрытии собора в гор. Спасске, причем церковь закрыта в октябре г. по настойчивому ходатайству гр[ажда]н гор[ода] Спасска на состоявшемся собрании 6/XI-29 г. в числе 846 человек, при этом с момента закрытия, т. е. с 6/XI-29 г. до 14/IX-30 г., по истечении 10 месяцев, со стороны оставшихся верующих претензий на закрытие не поступало и только 14/IX-30 г. организовалась так называемая «инициативная группа верующих», которая возбудила перед органами власти ходатайство об открытии данной церкви, 16/Х-30 г. и 4/ХII-30 г. ходатайства повторяли, но увеличение данной группы не произошло, и с 4/ХII-30 г., т.е. в течение 4-х месяцев заявлений от общины верующих не поступало.

http://sedmitza.ru/lib/text/10145918/

Помогите выбраться из ужасной пропасти. Галузин». Галузину было дано 250 руб. Впоследствии он ушел добровольцем в Кр[асную] Армию. Вот письмо помощника регента соборного хора Лебедева Ивана Васильевича от 28/ХII–41 г.: «Я, можно сказать, понемногу умираю. Силы мои подорвались. Я сейчас лежу. Одни кожа и кости. Сидим несколько дней на одном хлебе. Конечно, все теперь так существуют, но хочется жить. Спасите жизнь... Со мной вместе голодает жена, дочь и девятилетний внук, отец которого на фронте. Нет ни продуктов, ни денег. Спасите жизнь. И. Лебедев». Лебедеву было дано 300 руб. Но спасти его не удалось. Он умер. Вот письмо настоятеля собора – протопресвитера Абакумова от 12/XII–41 г. «Я захворал. Температура 38,8. Назначен постельный режим. К воскресенью мне не встать. Не можете ли мне отпустить и прислать бутылку деревянного масла, чтобы не сидеть в темноте. Протоиерей Абакумов». Масло было послано. Послано 1000 рублей пособия, но протоиерей Абакумов не долго прожил. Через неделю, 19/ХII он умер. Хоронили также на церковный счет. Вот письмо красноармейца Малявичева Василия, бывш[его] соборного служащего, в ответ на посланную ему 14/XII–41 г. посылку в один из госпиталей г. Л[енингра]да, где Малявичев находился на излечении, (он был ранен в висок и лишился правого глаза). «Примите от меня великое красноармейское спасибо. Очень тронут вашей заботой... Спасибо всему административному органу 20-ки. Красноармеец Малявичев». По выздоровлении Малявичев вернулся в свою часть. Вот письмо певца Большева Петра Ивановича от 10/1–42 г. «Я третий день как слег в постель и не могу совершенно встать. Думаю, чувствую, что так и кончу свою жизнь на этом. Ни денег, ни вещей у меня нет... Положение мое ужасное. Помогите. Жить еще хочется... П. Большев». Большеву было оказано пособие в 300 рублей. По выздоровлении он поступил в Кр[асную] Армию, в ансамбль песни и пляски. Работал все время в прифронтовой полосе. Получил знак «Отличника». Награжден медалью «За оборону Ленинграда». Вот письмо певца Радеева Евгения от 18/1–42 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2/Х-1928 г. присутствовал на заседании расширенного Пленума Священного Синода. 18/V-1930 г. хиротонисан во епископа Ставропольского. С декабря 1932 года – сп. Тверской. В июне 1933 г. уволен за штат. 21 июля 1933 г. уволен из Тверской епархии за целый ряд неправильных поступков, унижающих епископское достоинство. 7 февраля 1934 года запрещён в священнослужении за бестактную деятельность в должности настоятеля собора г. Махачкалы. Пытался устроить в Махачкале автокефалию. С 11/IV-1934 г. разрешено священнослужение. 16/VIII-1934 г. откомандирован в Курскую митрополию для замещения Старо-Оскольской кафедры. 13/IХ-1934 г. утверждён правящим Старо-Оскольской епархией. 29/ХII-1934 г. уволен из Старо-Оскольской епархии «для пользы обновленческого дела» за штат, с правом быть настоятелем. 30/I-1935 г. откомандирован в Ивановскую митрополию для получения настоятельского места. С декабря 1935 г. на священнической вакансии в г. Иванове. С 22/IV-1936 г. – еп. Александровский. С 5/XII-1936 г. возведён в сан архиепископа с назначением архиеп. Александровским. С 30/XII-1937 г. – управляющий Ивановской митрополией. С 3/ХII-1938 г. освобождён от управления Ивановской митрополией и уволен за штат. Во время Великой Отечественной войны, будучи на оккупированной территории в областях Западной Украины, пытался войти в юрисдикцию митрополита Алексия (Громадского), но последним не был принят. Эвакуировался с оккупантами в Германию. Перешёл в католичество, был принят в сущем сане архиепископа с сохранением восточного обряда и вскоре Папой Пием XII был возведён в сан митрополита с правом предношения креста и награждён наперсным крестом с бриллиантами. Получил назначение в одно из южно-американских государств (сообщ. свящ. Е. Тимофеева еп. Сергию Ларину). ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1928. 10 (33). С. 7, прот. 3. ФАОС дело 138. Кат-АМ 224. Кат-ЯВ 181. С. 87–88. Дополн. к Кат-ЕС. [Кат-ГУБ. С. 982.) Родился в семье железнодорожного рабочего. В священном сане с 1918 г. По его доносу был арестован А. Боярский.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010