110 Athanasii, Βος κα πολτεια το σου πατρς μν ντωνου, πρς τος ν τ ξν μοναχος (M . 26, 823–976). Hieronymi, Vita Pauli, Vita Hilarionis. inter opp. Rufini, Historia monachorum, seu liber de vites patrum (M L. 21. 387–462). Παλλαδου, επ-που λενοπλεως πρς Λασον στορα περιχουσα βους σων πατρων (Μ. G. 34, 995–1278). Apophthegmata patrum (Cotelerius Monumenta ecclesiae graecae, 4° t. ) Μ. G. 65, 71–440, 441–456. Theodoretus, Φιλθεος στορα σκητικ πολτεια. Π. С. Казанский, История православного монашества на востоке. Μ 1854, 283 с., 1856, 303 с., 1872, 101 с. Μ. С. Извеков, Преподобный Антоний Великий . (Христианское Чтение, 1879). Ф. А. Терновский, Грековосточная церковь в период вселенских соборов. Киев, 1883. Сергий, «Лавсаик» и история египетских монахов. Чт. ОЛДПр. 1882, февраль. Древние палестинские лавры и киновии. Д. Чт., 1882. Hermann Weingarten, Der Ursprung des Mönchthums im nachconstantinischen Zeitalter, Brieger’s Z sch f. K. G. Bd. 1, 1877. W. Gass, Zur Frage vom Ursprung des Mönchthums (Z. f. K. G. Bd. 2). Cf. A. Hilgenfeld, Zsch. f. wissenschaftliche Theologie, 21, 1, 1878. Ibid. Bd. 23, 1880. W. Israel, Pfarr. Die Vita S. Hilarionis des Hieronymus als Quelle für die Anfänge des Mönchthums kritisch untersucht. A. Hilgenfeld, Philo u die Therapeuten, реферат о P. E. Lucius, Die Therapeuten u. ihre Stellung in der Geschichte der Askese. Eine kritische Untersuchung der Schrift de vita contemplativa. Strassburg 1879. Mangold, De monachatus originibus et causis. 1852. Gass, Art. Mönchthum R. Encycl. v. Herzog. Bd. IX. Gass, Optimismus und Pessimismus. 1876. A. Harnack, Das Mönchthum. seine Ideale u. seine Geschichte. Giessen 1881. Отсутствие в «Лекциях по истории древней Церкви» В. В. Болотова , изданных А. И. Бриллиантовым , раздела, посвященного древнему монашеству, кажется несколько странным, ибо без подобного раздела сама история Церкви представляется явно неполной. Но подобная странность объясняется довольно простым фактом отсутствия цельного описания древнего иночества в сохранившихся литографированных курсах монументального труда В.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Титов А. А. Летопись о Ростовских архиереях. СПб., 1891. Титов А. А. Материалы для истории Русской Церкви. Тверские епископы. Костромская иерархия. Рязанские епископы//Чтения в ОЛДП. 1890. 3, 5–6, 9. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиепископских кафедр иерархии российской со времени учреждения Св. Синода (1721–1871). М., 1872. Холмогорско-Архангельская епархия//Христ. чт. 1879. Ч. 1. Глава IV. Приходское духовенство § 13–16. Приходское духовенство Андреев Д. Сборник правил о средствах содержания духовенства и о разделе их между членами причта. СПб., 1906. Барсов Н. И. Петербургский приходской священник во второй половине XVIII и в начале XIX столетия//Христ. чт. 1876. Ч. 2. Беликов В. Отношение государственной власти (см. библиогр. к § 8). Беллюстин И. С. Записки сельского священника//Рус. ст. 1879–1881; то же. СПб., 1882. Беллюстин И. С. Описание сельского духовенства. Лейпциг, 1858. В. Сл., Ф. Ф-ко. Из подольской старины//Рус. ст. 1911. 10–12. Веденяпин П. Законодательство имп. Елизаветы (см. библиогр. к § 8). Григорович Н. Обзор общих законоположений о содержании православного приходского духовенства в России со времени введения штатов по Духовному ведомству. 1764–1863. СПб., 1867. Дианин А. Малороссийское духовенство во второй половине XVIII в.//ТКДА. 1904. Думитрашко Н. Духовенство в России//Духовная беседа. 1862. 2–5. Дэн В. Е. Податные элементы среди духовенства в России в XVIII веке//Известия Российской Академии наук. 1918. Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киевско-Софийского собора и киевской иерархии. К., 1825. Елагин Н. В. Белое духовенство и его интересы. Берлин, 1859. Елагин Н. В. Белое духовенство и его интересы. СПб., 1881 (слегка переработанное издание 1859 г.). Елагин Н. В. Чего надо желать для нашей Церкви. СПб., 1882–1885. 2 т. За истину и правду. М., 1883 (Сборник со статьями в защиту духовенства). Забелин П. П. Права и обязанности пресвитеров по основным законам христианской Церкви и по церковно-гражданским постановлениям Русской Церкви. К., 1884–1885. 2 т.; 2-е изд. Казань, 1892.

http://sedmitza.ru/lib/text/439983/

Гурий (Карпов), еп. О богоучрежденности епископского сана. М., 1876. Д Н. Иерархия Всероссийской Церкви. М., 1892–1896. 3 т. Евдокимов И. Каталог преосвященных архиереев Тверских. Тверь, 1888. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни (см. библиогр. к § 9). Здравомыслов К. Я. Иерархия Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени. Новгород, 1897. Знаменский П. В. Православие и современная жизнь. Полемика 1860-х годов об отношении православия к современной жизни (А. М. Бухарев). М., 1906. Знаменский П. В. Приходское духовенство (см. библиогр. к § 11). Иоанн (Соколов), еп. О монашестве епископов. Казань, 1863; то же в: Прав. соб. 1863. 1. Лаврский В. Мои воспомимнания об архимандрите Феодоре (А. М. Бухареве)//БВ. 1905. 7, 8; 1906. 5, 7–9. Лебедев А. С. Белгородские архиереи (см. библиогр. к § 11). Макарий (Булгаков), митр. Письма//Христ. чт. 1884. Макарий (Миролюбов), архим. История нижегородской иерархии. М., 1857. Никанор (Бровкович), архиеп. (см. его сочинения в библиогр. к § 9). Никитников Е. А. Иерархия Вятской епархии. Вятка, 1863. Петровский С. Семь Херсонских архиепископов. Одесса, 1894. Платон (Любарский), еп. Иерархия вятская и астраханская//Чтения. 1847–1848. Платон (Фивейский), архиеп. Из записок//Душеп. чт. 1882. 1; 1883. 2. Покровский И. М. Русские епархии в XVI–XIX вв. (см. библиогр. к § 11). Покровский И. М. Средства и штаты (см. библиогр. к § 11). Ростиславов Д. И. Записки о православном духовенстве//Рус. ст. 1880–1884, 1887, 1892–1895. Савва (Тихомиров), архиеп. (см. библиогр. к § 9). Смирнов Н. К. Высокопреосвященный Димитрий (Муретов), архиеп. Херсонский и Одесский. Биография. М., 1898. Состав Св. Прав. Синода и российской церковной иерархии на 1916 год. Пг., 1916. Софийский Л. Высокопреосвященный Никон, архиеп. Карталинский и экзарх Грузии (1861–1908). СПб., 1909. Списки архиереев иерархии всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Св. Прав. Синода (1721–1895). СПб., 1896. Сырцов И. Архипастыри Костромской епархии за 150 лет ее существования. Кострома, 1898.

http://sedmitza.ru/lib/text/439983/

36 и 37 tt.).    В новое время западная литература также постоянно обогащается толкованиями на Псалтирь. Особенно ценны из них: Hengstenberg. Com ьв. d. Psalmen. I-IV. Bb. 1842—1851 гг. Hupfeld. Die Psalmen. 1867—1871 и 1888 гг. Iesetre. Le livre des Psaumes. 1883 г. Schegg. Die Psalmen. 1857. Delitzsch. Сот. ьв. Psalter. 1860 и 1894 гг. Schulz. 1888. Cheyne. 1888 и 1905 гг. Новейшие рационалистического направления труды: Baethgen. 1897 г. Duhm. 1899 г. Kessler. 1899 г. Ehrlich. 1905 г.    На греческом языке существует толкование патриарха Анфима: «ΑνΟυμος Ερμηνεα εις τους 150 ψαλμος του προφ. Δαβδ. Εν Ιεροσολμοι, 1855 г. Критическое (хотя не всегда обстоятельно мотивированное) исследование текста Псалтири: Craetz. Kritische Kommentar zu d. Psalmen. 1882—1883 гг. Не мало толкований на Псалтирь существует и на русском языке. Так, отеческие толкования Василия Великого, Афанасия Великого, Иоанна Златоуста, Феодорита, Евфимия Зигабена — переведены уже в их творениях. Самостоятельные труды: митр. Арсений. Толкование на первые 26 псалмов. Спб. 1874 г.; арх. Ириней. Толкование на книгу псалмов. М. 1791 и 1807—14 и 23 гг. (есть и более поздние издания); еп. Палладий. Толкование на псалмы. М. 1872 г.; свящ. Вишняков. О происхождении Псалтири. Спб. 1875. Его же. Объяснение Псалтири (1—36 Псс.). Спб. 1894. Орда. Краткое объяснение Псалтири. К. 1879 г.; митр. Филарет. Руководство к познанию книги псалмов. Чт. Общ. люб. дух. просв. 1872, 1; прот. Павский. Обозрение книги псалмов. Спб. 1814 г. В подстрочных примечаниях в переводе Руководства Вигуру кратко объяснена вся Псалтирь. Руковод. 2 т. III-IV выпуски. Еп. Феофан. Объяснение 118 псалма. М. 1880 г. Труд очень ценный по глубокому духовно-богословскому изъяснению псалма. Критико-текстуальные труды: свящ. М. Боголюбский. Замечания на текст Псалтири по переводу LXX и славянскому. Чт. Общ. люб. дух. просв. 1872—1878 гг.; архим. Амфилохий. Древне-славянская Псалтирь. М. 1878—1880 гг. Книга Притчей    В еврейской Библии эта книга называется — Притчи Соломона; у LXX: Παροιμαι — припутия, притчи. Название книги взято от содержания и образа речи ее. Книга содержит несколько надписаний с словом «притчи» (1:1; 10:1; 25:1) и состоит из кратких, часто образных, изречений, называемых в Библии обыкновенно притчами. По изъяснению отцов Церкви «притчи суть как бы загадки, которые представляют одно, а заключают и другое высшее и таинственное» (срав. Мф.13 гл.; Ин.16:29). Название же притча произошло от того, что краткие мудрые изречения выставлялись при путях на вразумление прохожих и были «придорожными наставлениями» (Синопсис Златоуста и Афанасия). В еврейской литературе, особенно талмудической, эта книга называется sefer chokma — книга премудрости, каковое название встречается и в отеческой письменности у Мелитона, Иустина, Климента Александрийского, Оригена, Киприана (Cornely. Introd. spec. II, 134 р.). Но первое название более употребительно и сохранилось доселе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

БВ — Богословский вестник. Сергиев Посад, 1892–1918 БЭ — Большая энциклопедия/Под ред. С. Н. Южакова и П. Н. Милюкова. Лейпциг; Вена; СПб., 1900–1909. 22 т. ВЕ — Вестник Европы. СПб., 1866–1918 Верховской — Верховской П. В. Учреждение Духовной коллегии и «Духовный регламент». Ростов–на–Дону, 1916. 2 т. Голубинский — Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 1880–1881. Т. 1. Ч. 2.; М., 1900. Т. 2. Ч. 1 (также в: Чтения. 1900. Кн. 2); т. 2. Ч. 2 в: Чтения. 1916. Кн. 4. 2–е изд. М., 1901–1917. Т. 1 (2 ч.) — 2 (2 ч.) ДАИ — Дополнения к Актам историческим. СПб., 1846–1875. 12 т. Денисов — Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908 Доброклонский — Доброклонский А. П. Руководство по истории Русской Церкви. Рязань, 1890–1893. Т. 3–4 (т. 3 также в: Душеп. чт. 1889) Душеп. чт. — Душеполезное чтение. М, 1860–1917 ЖМНП — Журнал Министерства народного просвещения. СПб.; Пг., 1834–1917 Ист. в. — Исторический вестник. СПб.; Пг., 1880–1917 Извлечения… за… год — Извлечения из всеподданнейшего отчета обер–прокурора Святейшего Синода. СПб., 1836–1863, 1867–1886 ИОРЯС — Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук. СПб.; Пг.; Л., 1896–1927 Изд. ОЛДП — Издания Общества любителей древней письменности. СПб.; Пг., 1877–1917 ИРИ — История российской иерархии. СПб., 1807–1815. 6 т. в 7 кн. Ист. зап. — Исторические записки. М., 1937 (продолжающееся издание) Ист. — стат. СПб. — Историко–статистические сведения о Санкт–Петербургской епархии. СПб., 1873–1875. 8 т. Киев. ст. — Киевская старина. К., 1882–1906 Калашников — Калашников С. В. Алфавитный указатель действующих и руководственных канонических постановлений, указов, определений и распоряжений Святейшего Правительствующего Синода (1721–1901 гг. включительно) и гражданских законов, относящихся к Духовному ведомству православного исповедания. СПб., 1902 ЛЗАК — Летопись занятий Археографической комиссии. СПб.; Пг., 1862–1917 Макарий — Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. СПб., 1857–1883. 12 т.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Не мало потрудился архим. Леонид для истории русского паломничества в Иерусалим, Константинополь и на Афон. Сюда относятся: 1) „Паломники – писатели петровского и послепетровского времени, или путники во св. град Иерусалим, с объяснительными примечаниями“, – Чт. Общ. Ист. н др. 1873, III. 1) „Замечание об известном пешеходе паломнике Вас. Григ. Плаке-Альбове, его возвращении на родину и месте погребения“, – там же, 1873, IV. 3) „Пельгримация или путешественик честного иеромонаха Ипполита Вишенского, постриженца святых страстотерпец Бориса и Глеба кафедры Чернеговской, во св. град Иерусалим, 1707­1709 гг.“ С объяснениями архим. Леонида, – Чт. Общ. Ист. п Древн. 1876, IV. 4) „Хождение в Иерусалим и Царьград черного дьякона Троице-Сергиева монастыря Ионы, по прозвищу Маленького, 1648­1652 гг.“, – изд. Общ. Люб. Древн. Письм. Спб. 1882. 5) „Проскинитарий св. мест св. града Иерусалима, на греч. языке написал критянин иеромонах­Арсений Каллуда и напечатал в Венеции в 1679 г.; с греческого на славянский диалект перевел чудовский монах Евфимий в 1686 г.“ (из Синод, рукоп., с предисл. архим. Леонида), – изд. Общ. Люб. Древн. Письменности, Спб. 1883. – О трудах архим. Леонида по истории церквей болгарской и сербской скажем ниже, особо. Доказательством литературной отзывчивости архим. Леонида может служить и следующее обстоятельство. Летом 1884 г. архим. Леонид ездил пить воды в Новоафонский монастырь, близ Сухума, на Абхазском берегу восточного Черноморья, – и результатом этой поездки явился его труд: „Абхазия и Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь. С планом Абхазского приморского берега, с 21 рисунком (ксилографии) памятников христианства в Абхазии и с планом Ново-Афонского монастыря“. М. 1885, 138 стр. Так и случайные посещения чем-либо замечательных местностей тотчас вызывали о. Леонида на литературный труд! Но и независимо от внешних возбуждений, архим. Леонид, движимый любовью к церковно-археологическим и историческим изследованиям, за свыше 50-летний период своей литературной деятельности оставил огромное количество сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

2377 Ипатьевский складень. Вестн. археол. и истории, издав. Археол. инст., 1885, вып. IV, стр. 22, табл. V, 2. 2378 Икона пинского князя Феодора Ив. Ярославича (1499–1522). Археол. вестник, т. 1, стр. 193. Москва, 1867. 2379 Рис. см. в соч. о стенных росписях на табл. XVIII. Снимок с иконы XVII в. в цит. ст. Филимонова. 2387 Картина находится в первой нижней комнате налево от входа под 1695 (Catalogueet descr. des objets d’art, exposés au musée par Sommerard. Paris, 1883). Издана Соммераром в «Les arts au moyen âge», t. III, album 1-e série, pl. XXXVII. Стенн. росписи, табл. XX. 2388 Annales archéol., t. I, p. 22 sq. Ср. картину в церкви Петрония в Болонье XV-XVI вв.: Jameson, The hist. of our Lord, II, p. 201. 2393 Сказания о Нерукотвор. образе: Wilh. Grimm, Die Sage v. Urspr. d. Christusbilder, Berlin, 1843. А.Л. Катанский , Разбор сказ. о Нерук обр. Христ. чт., 1874, III, 471–516. Lipsius, Die edessenische Abgar-sage, Braunschweig, 1880. Matthes, Die edess. Abgar-sage, Leipzig, 1882. Еп. Христофор, Образы Иисуса Христа, Приб. к твор. св. о., 1886, IV. Pearson, Die Fronica, Strassburg, 1887 (Отзыв о нем: Христ. чт., 1888, 9–10, стр. 431–444). И.Я. Порфирьев , Новозав. апокр., 61–74, 239–270. Славин, Историч. повеств. о Нерук. образе. СПб., 1864. 2395 Ср. лат. молитв. нац. библ. XV в. 1161, л. 27; барельеф в Акад. художеств (СПб.) без Twining, Symbols and emblems, pl. 18–19. 2396 По коптской легенде, на Тайной вечере подан был на столе жареный петух. Когда Иуда удалился из-за стола, то Христос повелел петуху встать и следовать за предателем. Петух повиновался и, возвратившись назад, сообщил, что Иуда продал Иисуса Христа. Вот почему петух вошел в рай. Variot, L’Evang. apocr., 398. Hofmann, 334. В апокрифических сказаниях о страстях Господних рассказывается, что когда Иуда после предательства возвратился домой, чтобы приготовить веревку и удавиться, – жена его в то время жарила петуха; Иуда сообщает ей о своих намерениях, добавляя, что Иисус Христос на третий день воскреснет. Не воскреснет, отвечает жена, равно как и этот петух не запоет. И вот петух взмахнул крыльями и трижды пропел. Thilo, p. CXXIX-CXXX.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

БВ — Богословский вестник. Сергиев Посад, 1892–1918 БЭ — Большая энциклопедия/Под ред. С. Н. Южакова и П. Н. Милюкова. Лейпциг; Вена; СПб., 1900–1909. 22 т. ВЕ — Вестник Европы. СПб., 1866–1918 Верховской — Верховской П. В. Учреждение Духовной коллегии и «Духовный регламент». Ростов-на-Дону, 1916. 2 т. Голубинский — Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 1880–1881. Т. 1. Ч. 2.; М., 1900. Т. 2. Ч. 1 (также в: Чтения. 1900. Кн. 2); т. 2. Ч. 2 в: Чтения. 1916. Кн. 4. 2-е изд. М., 1901–1917. Т. 1 (2 ч.) — 2 (2 ч.) ДАИ — Дополнения к Актам историческим. СПб., 1846–1875. 12 т. Денисов — Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908 Доброклонский — Доброклонский А. П. Руководство по истории Русской Церкви. Рязань, 1890–1893. Т. 3–4 (т. 3 также в: Душеп. чт. 1889) Душеп. чт.— Душеполезное чтение. М, 1860–1917 ЖМНП — Журнал Министерства народного просвещения. СПб.; Пг., 1834–1917 Ист. в.— Исторический вестник. СПб.; Пг., 1880–1917 Извлечения... за... год — Извлечения из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода. СПб., 1836–1863, 1867–1886 ИОРЯС — Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук. СПб.; Пг.; Л., 1896–1927 Изд. ОЛДП — Издания Общества любителей древней письменности. СПб.; Пг., 1877–1917 ИРИ — История российской иерархии. СПб., 1807–1815. 6 т. в 7 кн. Ист. зап.— Исторические записки. М., 1937 (продолжающееся издание) Ист.-стат. СПб.— Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1873–1875. 8 т. Киев. ст.— Киевская старина. К., 1882–1906 Калашников — Калашников С. В. Алфавитный указатель действующих и руководственных канонических постановлений, указов, определений и распоряжений Святейшего Правительствующего Синода (1721–1901 гг. включительно) и гражданских законов, относящихся к Духовному ведомству православного исповедания. СПб., 1902 ЛЗАК — Летопись занятий Археографической комиссии. СПб.; Пг., 1862–1917 Макарий — Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. СПб., 1857–1883. 12 т.

http://sedmitza.ru/lib/text/439983/

Сильвестр с 1648 г. В начале он назначался для поездки с митрополитом новгородским Никоном (Никон отправился из Москвы 11 марта 1652 г.) в Соловки за мощами святителя Филиппа, но вместо него отправлен вологодского Спасоприлуцкого монастыря архимандрит Серапион (Христ. Чт. 1885, март, стр. 299), а Сильвестр в том же (1652) году 5 апреля встречал принесенные из Старицы мощи первого патриарха Иова (Акт. арх. эксп. VI, 77). Он был в числе 12 кандидатов, представлявшихся к избранию в патриархи, по смерти патриарха Иосифа († 15 апреля 1652), как это видно из списка с настольной грамоты патриарху московскому Никону (Христ. Чт. 1882, июль-август, стр. 319); 10 июля 1653 г. хиротонисан в митрополита Сарской епархии, † 1654 в море, не раньше июня. N † 13 сентября 1654, в море. Примечание. Незадолго перед тем, именно в августе (в второй половине месяца) 1653 г., из патриархова двора в Андроньев монастырь был привезен в телеге протопоп Аввакум (расколоучитель), и «туть на чепи кинут в темную палатку». Он просидел в монастырской тюрьме 4 недели. Первые дни, по его словам, провел он без всякой пищи и питья. На третий день «есть захотел: и после вечерни, – рассказывает Аввакум в своей автобиографии, – ста предо мной не вем ангел, не вем человек... Токмо в потемках молитву сотворил и, взяв меня за плечо, с чепью к лавке привел и посадил, и лошку в руки дал, и хлебца немножко и штец дал похлебать, – зело превкусны-хороши, – и рек мне: полно, довлеть ти ко укрепленю! Да и не стало его. Двери не отворялись, а его не стало! Дивно, только человек; а что же ангел, ино нечему дивитца! Везде ему не загорожено!» Конечно, кто нибудь из сочувствовавших принес пищу Аввакуму, а тому, при его крайне возбужденном состоянии и истощении, показалось, что это сам ангел приходил к нему для подкрепления (Странник, 1883, март, стр. 404–408). Гермоген 1654 г. был на соборе об исправлении книг (собственноручная его подпись под актами сего собора в Синодальной библиотеке, рукопись 379); в 1656 г. 2 июня вторично был на соборе о том же предмете (Скрижаль патриарха Никона , стр. 864).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

отца нашего Ефрема Сирианина», впервые изд. в 1874 г., а в 1894 г. имевший уже 6-е издание. В «Тамб. Еп. Вед.» за 1874 г. 19, 20) и отд. оттиском был напечатан Феофанов перевод: «Св. отца нашего Максима Исповедника . Слово подвижническое в вопросах и ответах». Здесь же (1874 г., 10–12, 14, 16–17) было помещено: «Краткое сведение о жизни св. Иоанна Кассиана и Устав иноческого общежития, или порядок общежительных монастырей». Во «Владим. Еп. Вед.» (1874 г., 9 и 10) было напечатано, в Феофановом переводе, «Феолипта, митр. Филадельфийского, слово, в котором выясняется сокровенное во Христе делание». Но главный переводный труд еп. Феофана- «Добротолюбие», в 5 томах, вышедший первым изданием в 1877 г. (Спб.); второе издание, дополненное-в Москве в 1883 г. Затем к переводным сочинениям Феофана относятся: «Святоотеческие наставления о трезвении и молитве», первоначально печатавшиеся в «Тамб. Еп. Вед.» за 1877–1879 гг., а потом изд. отдельно – Москва, 1881 и 1889 гг.; «Слова преподобного и богоносного отца нашего Симеона нового Богослова , в переводе с новогреческого», напеч. первоначально в «Душеполезн. Чт.» за 1877–1881 гг., а потом вышедшие отдельно – М. 1879 и 1882 гг. (1-е изд.), М., 1890, 1892 гг. (2-е изд.); «Невидимая брань», Никодима Святогорца , сначала напеч. в «Душеп. Чт.» за 1885 и 1886 гг., отдельно – М. 1886 и 1892 гг.; «Древние иноческие уставы пр. Пахомия великого , св. Василия великого , преп. Иоанна Кассиана и преп. Венедикта», М. 1892 г. Феофану принадлежит целый ряд истолковательных трудов по св. писанию. В «Тамб. Еп. Вед.» за 1869 г. печатались пояснительные и поучительные заметки на 33-й псалом, составившие потом книгу: «Тридцать третий псалом. Епископа Феофана». Москва 1871 и 1889 гг. В «Тамб. Еп. Вед.» 1871 г., 9 и 10, печаталось толкование Феофана на Шестопсалмие. В «Дом. Вес.» 1874–1877 гг. печатался обширный труд Феофана: «Псалом 18-й», вышедш. потом отд. книгою (Спб. 1877 г., М. 1880 г., М. 1891 г.). Но особенно много занимался Феофан толкованием посланий ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010