По его приказанию вытребовано было от Верюжской церкви древнее рукописное сказание о явлении мощей и чудесах праведного Прокопия, при чем бывшие тогда при ней священноцерковнослужители показали, что прежде было при церкви и житие святого, но вместе с указом и грамотою об освидетельствовании мощей взято в Архангельскую Консистории, и там в 1793 году во время пожара в Консистории сгорело, что и подтверждено сею последнею на отношение Вологодской Консистории 224 . В 1800 году статский советник Березников доносил Государю Императору, что во время бытности своей, по делам службы, в уздах Яренском, Устьсысольском и Сольвычегодском, подвергся он тяжкой болезни, и призвав в помощь праведного Прокопия Усьянского вскоре получил от нее исцеление, и просил Государя о повсемстность оглашении о мощах угодника Божия. Вследствие его прошения Святейшим Синодом в 180 1 году, декабря 16 дня, было постановлено, что «как по свидетельству сим мощам 1696 и 1739 года не оказалось многих на теле сего почитаемого за святого частей, и притом с которого времени оное открыто и кем? кто он и откуда верного сведения не найдено; описание же о происходивших якобы от оного чудесах к совершенному признанию его за святого и оглашению мощей весьма недостаточно, да и после того от епархиальных архиереев никакого об оных мощах в Святейший Синод донесения не было; то и оставить их в таком положении, в каком ныне состоять, не делая об оных повсеместного оглашения; о чем и Государю Императору донести». Но такое решение Святейшего Синода не удовлетворило усердных почитателей святого угодника; крестьянин Федор Кузнецов, по случаю исцеления своего от продолжительной и тяжкой болезни, полученного им от праведного Прокопия, положил обещание стараться об оглашении святых мощей его, и заручившись доверенностью четырех тысяч лиц, в 1809 году подал прошение Государю Императору, подобно Березникову, прося нетленные и уже дважды свидетельствованные мощи угодника огласить всенародно, а Государыню Императрицу Марию Феодоровну просил о пожертвовании на построение храма и дарование нового покрова на раку угодника взамен уже обветшавшего от временн покрова, данного Императрицей Елисаветой Петровной.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

преподобным Арсением Сухарусовым , который прежде был игуменом Сергиевой лавры (1525–1527); е) Катромский Николаевский при озере Катромском в 104 верстах от Вологды, основан неизвестно когда преподобным Онуфрием, но упоминается в 1532 г.; ж) Коряжемский Николаевский близ устья реки Коряжмы в 15 верстах от Сольвычегодска, основан в 1535 г. преподобными Логгином и Симоном; з) Сойгинская Преображенская пустынь при устье реки Сойги в 75 верстах от Сольвычегодска, основана в 1540 г. тем же самым преподобным Симоном, который был сотрудником преподобному Логгину при устроении Коряжемского монастыря; и) Черниговский Предтечев на устье речки Черной, в бывшем городке Чернигове близ Сольвычегодска, в 1546 г. сгорел, а в 1586 г. в нем жили только один иеромонах и два монаха . Из монастырей 2-й половины XVI в. в обозреваемых нами местах известны: а) Телегов Троицкий в 70 верстах от Устюга к северу по Двине, построен в 1553 г. преподобным Нифонтом; б) Тотемский Спасо-Суморин близ города Тотьмы, основан преподобным Феодосием Сумориным в 1554 г. по просьбе местных жителей с разрешения царя Иоанна Васильевича и благословения митрополита Макария и имел пред кончиною своего основателя только девять келий; в) Христофорова Богородицкая пустынь в 27 верстах от Сольвычегодска, в верховье речки Коряжемки, открыта около 1555 г. преподобным Христофором, постриженцем Коряжемского Николаевского монастыря; г) Пыскорский Преображенский при устье речки Пыскорки, впадающей в Каму, и д) Сольвычегодский Введенский в самом городе Сольвычегодске — первый построен в 1560 г. знаменитым родоначальником фамилии Строгановых — Иоанникием Федоровичем, в монашестве Иоасафом, а последний — детьми этого Иоанникия, Иаковом, Григорьем и Симеоном, в 1563 г. с благословения Ростовского архиепископа Никандра; е) Кобылкин Дмитриевский в Вологде или близ Вологды, упоминается в 1568 г.; ж) Маркушевский Николаевский на реке Маркуше в 100 верстах от Тотьмы к северо-востоку, основан в 1578 г. преподобным Агапитом, спостником преподобного Логгина Коряжемского, испросившим у царя Иоанна Васильевича несколько земли на содержание своей обители, а у митрополита Кирилла — благословение на освящение в ней двух церквей; з) Трифонов Успенский при городе Вятке, на берегу реки того же имени, построен в 1580 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/435990/

Тело великого затворника, при напутственном пении собравшихся иноков, было погребено в основанной им обители. Святые мощи его и до ныне служат ограждением обители, которая одна из немногих уцелела посреди частых опустошений Грузии. Христофор преподобный Преподобный Христофор — основатель Христофоровой Богородицкой пустыни, которая находилась в Сольвычегодском уезде, в верховье реки Малой Коряжемки, в 20 верстах от Николаевского Коряжемского монастыря, от Сольвычегодска — в 27 верстах. Основателем был прп. Христофор, ученик и постриженик прп. Лонгина (см. 10/23 февраля). Но по кончине своего учителя, проведши несколько лет в Коряжемском монастыре, Христофор решился искать себе пустынного уединения и, нашедши вышеупомянутое место при реке Малой Коряжемке, поселился там один. Однако стали сходиться к нему послушники и принимали от него пострижение, так что около 1555 года составилась, под его настоятельством, обитель и построена была церковь во имя иконы Богоматери Одигитрии, которую Христофор принес на это место и от которой потом происходили многие исцеления молящимся. Вскоре обитель эта прославилась примерным житием ее иноков, а от целебной силы источника, открывшегося близ нее в 150 саженях, царица Анастасия, супруга Иоанна Грозного, получила облегчение от болезни. Это обратило к Христофоровской обители усердие и самого царя, который наградил пришедшего на тот случай в Москву преподобного Христофора с братией щедрым денежным подаянием на монастырь. По окончании всего устройства обители прп. Христофор в 1572 году, оставив свою братию, тайно ушел, и где скрылся или каким образом скончался, осталось никому неизвестным. После удаление прп. Христофора обитель скоро расстроилась и опустела и была приписана к Коряжемскому Николаевскому монастырю. При составлении духовных штатов в 1764 г. церковь (каменная, построенная в 1763 году) во имя Божией Матери Одигитрии обращена в приходскую; в этой церкви находится вышеупомянутая чудотворная икона. Гавриил Белостокский, мученик-младенец

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Христофорова Пустынь. Христофорова пустынь. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Богородская (Одигитриевская) Христофоровская церковь Карта и ближайшие объекты Пустынь была основана преподобным Христофором Сольвычегодским. Здесь же была построена церковь в честь иконы Божией Матери «Одигитрии» Смоленской, которую преподобный Христофор принес с собой, и от которой происходили многие исцеления. Вскоре после отшествия Христофорова расстроилась и пустынь Богородицкая. Чтимая икона была перенесена в Никольский Коряжемский монастырь, но в 1590 году была вновь поставлена на прежнее пустынное место, где в честь нее Коряжемским игуменом Иовом была сооружена деревянная церковь. С тех пор Христофорова пустынь была приписана к Коряжемскому монастырю. В 1763 году вместо деревянной церкви была построена каменная, но уже в следующем, 1764 году, храм был обращён в приходской. Туда ежегодно, 28 июля, съезжалось много богомольцев на праздник Смоленской иконы «Одигитрии», также в девятую пятницу по Пасхе, и 8 сентября, в день Рождества Богородицы Нынешняя каменная пятиглавая церковь построена в стиле Тоновской архитектуры. Закрыта в советское время, сломана колокольня. Возвращена верующим, восстанавливается. В церкви чтимая икона Одигитрии. С сайта храма Всех Святых Церковь Одигитрии Божией Матери что в Христофоровой пустыне Описание сие заимствовано из Истории Росс. Иерархии и из древней рукописной летописи, хранящейся в подлиннике при церкви. Богородская, что в Христофоровой пустыне церковь, отстоит от города Сольвычегодска к юго-востоку в 27-ми верстах. Она расположена на горном берегу речки Малой Коряжемки, и окружена лесами. Основатель оной пустыни был преподобный Христофор, ученик и постриженец преподобного Логгина, основателя и настоятеля Николаево-Коряжемского монастыря, в котором и был он в числе братства. По кончине учителя своего (преподобный Логгин скончался в 1540-м году февраля 10 дня) проживши еще 10-ть лет в монастыре, преподобный Христофор наконец решился искать себе пустынного уединения и нашел вышепомянутое место в верху речки Малой Коряжемки, поселился сперва там один. Потом начали сходиться к нему послужники, и принимать от него пострижение, а наконец около (7063) 1555-го года составилась в его местопребывании под его начальством обитель, и была построена деревянная церковь во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии иконы, которую преподобный Христофор первоначально принес на сие место с собой, и от коей притом происходили многие исцеления молящимся. Обитель сия, до того времени никому неизвестная, вскоре прославилась примерным житием трудников, и притом открывшимся близ оной за речкой Коряжемкой на восточной стороне от церкви в 150-ти саженях целебным источником, от воды которого и царица Анастасия, супруга царя Иоанна Васильевича, получила облегчение от болезни. Сие обратило особливое внимание и усердие самого царя, который наградил пришедшего на тот случай в Москву Христофора щедрым подарком на строение.

http://sobory.ru/article/?object=22143

Как ни глухо и ни пустынно было место, избранное Симоном для своего уединения, скоро однако узнали о нем окрестные жители и к нему стали собираться любители пустынного безмолвия, так что преподобный вынужден был переменить первоначальное свое намерение касательно уединенной жизни и, построивши храм, принять начальство над образовавшеюся обителью. Строгий постник и усердный молитвенник вел своих учеников к блаженной вечности примером собственной святой жизни, он в том только и поставлял честь своего игуменства, чтобы трудиться и молиться всех более. Двадцать лет пр. Симон подвизался в своей обители, под конец жизни имел утешение слышать о чудесах и прославлении друга своего пр. Логгина и сам, достигши маститой старости, тихо и мирно скончался, оплаканный своими учениками. Мощи его почивают под спудом в церкви св. великомученицы Екатерины, построенной в память его преставления. Это одна из трех каменных церквей, оставшихся от его обители, упраздненной в 1791 году. В древних рукописных святцах XVII века пр. Симон Сойгинский именуется новым чудотворцем. Память его совершается в день его преставления 24 ноября. Преподобный Христофор Коряжемский В 1537 году, когда пр. Логгин поселился при устье речки Коряжемы и стал принимать к себе учеников, желавших разделять с ним пустынные труды, блаженный Христофор был одним из первых его постриженников и сподвижников. Не дошло до нас никаких сведений о том, откуда он был родом, какого звания и в каком возрасте пришел в пустыню; но, принимая во внимание то, что он пришел к пр. Логгину вскоре после его прибытия на Коряжему, о чем не могли знать жители дальних мест, надобно полагать, что он родом был или из Сольвычегодска или из ближайших его окрестностей. То обстоятельство, что не смотря на существование монастыря в городе, где можно было и принять монашество и проводить жизнь в довольстве и спокойствии, – Христофор пришел в пустыню в Логгину, показывает, что это был человек с глубоким религиозным чувством, с высокими стремлениями и с сильным духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Церковно-историческое и статистическое описание церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии. 1854 год. Дополнения по благочинию 1-го округа. Монастырь основан преподобным Христофором Сольвычегодским – учеником преп. Лонгина Коряжемского. Преподобный Христофор был одним из первых учеников и пострижеников преп. Лонгина. " Не дошло до нас никаких сведений о том, откуда он был родом, какого звания и в каком возрасте пришел в пустыню " . Но, судя по тому, что преподобный Христофор стал одним из первых, кто пришел проводить иноческую жизнь под старческим окормлением преп. Лонгина, он мог быть " родом или из Сольвычегодска или из ближайших его окрестностей " . По кончине своего учителя Христофор пробыл в Коряжемском монастыре еще 10 лет; потом поселился в верховье речки Малыя Коряжемки, в 20 верстах от монастыря и в 27 от Соль-Вычегодска. Там в уединеннии он жил отшельником. В совершенном безмолвии он, часто целые дни и ночи, проводил в молитве перед иконою Божией Матери Одигитрии, которой его благословили при выходе из монастыря и для которой он устроил близ кельи часовню. Но вскоре к нему начали приходить послушники и принимать от него пострижение, таким образом около 1555 года основалась под его настоятельством обитель и построена церковь во имя иконы Божией Матери Одигитрии, от которой происходили чудеса и исцеления. Кроме этой чудотворной иконы в 150 саженях от церкви открылся целебный источник из камня, что еще более прославило новую обитель, молва о которой достигла самой Москвы. Царица Анастасия Романовна (первая и самая любимая жена Иоанна IV), услышав о чудесах от иконы Пресвятой Богородицы и о целебном источнике, пожелала воспользоваться его водою, и по приказанию Иоанна Васильевича преподобный Христофор должен был лично доставить ее ко двору. Велика была радость царя, когда царица получила облегчение от своей болезни, испив целебной воды, и по царски наградил он старца, давши достаточную сумму денег на устройство обители. Так гласят «Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии» (г. Вологда. 1880 г.).

http://sobory.ru/article/?object=22135

Надобно полагать, что он родом был или из Сольвычегодска, или из ближайших окрестностей его. Не долго суждено было Христофору пользоваться наставлениями своего учителя. Преп. Логгин, пришедши на Коряжему уже в преклонных годах, скоро преставился. Христофор, по совету наставника своего, исполнил заповедь учителя, и еще десять лет подвизался в Коряжемской обители. Каждый день по нескольку раз он приходил к его могиле, вспоминал старца и спрашивал сам себя, так ли он живет и подвизается, как тот учил его? Наконец, после многолетних подвигов вышел из монастыря и поселился в лесу, в вершине речки малой Коряжемки, в 20 верстах к югу от монастыря; целые дни и ночи проводил он в молитве пред иконою Божией Матери Одигитрии, которою его благословили при выходе из монастыря, и для которой он устроил близ своей кельи часовню. Когда узнали о пустыннике окрестные жители, то стали приходить к нему один за другим, ставить себе кельи близ его хижины и просить от него пострижения. Многие из молившихся в его часовне пред иконою Богоматери получали исцеление от своих болезней; это еще более стало привлекать к пустыннику как богомольцев, так и желавших с ним сожительствовать, так что преп. Христофор, против воли своей, должен был построить храм и принять начальство над состоявшеюся обителью. Около 1555 года церковь была освящена во имя иконы Божией Матери Одигитрии. Кроме этой чудотворной иконы, в 150 саженях от церкви открылся целебный источник из камня, что еще более прославило новую обитель, молва о которой достигла до самой Москвы. Царица Анастасия Романовна, услышав о чудесах от иконы Пресвятыя Богородицы и о целебном источнике, пожелала пользоваться его водою, и по приказанию царя Иоанна Васильевича, преп. Христофор должен был лично доставить ее ко двору. Велика была радость царя, когда царица получила облегчение от своей болезни, испив целебной воды, и по царски наградил он старца достаточною суммою денег на устройство обители. Исполнив царскую волю, но влекомый жаждою безмолвия, преп. Христофор вышел из обители в 1572 году, но куда скрылся, когда и как скончался, осталось никому неизвестным. В 1764 году пустыня его была закрыта и церковь обращена в приходскую (Верюжский, стр. 491–494). 302. Преподобный Логгин начальник Никольскаго монастыря Коряжемскаго на реце Вычегде новый чудотворец, преставися в лето 7048 месяца февраля в 10 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

И настала великая скорбь и печаль среди братии: все понимали, что такому великому стаду не подобает оставаться без пастыря. И вот по звону колокола все братия собрались в церковь и стали молиться о нужде своей Господу Богу, Его Пречистой Матери, преподобным Антонию и Феодосию и новопреставленному своему игумену Поликарпу, чтобы сей последний указал им, кого избрать игуменом и этим известить, угодил ли он своей жизнью Господу. После молитвы произошло чудо: собравшиеся иноки неожиданно для себя вдруг стали говорить в один голос, что игуменом нужно избрать благочестивого иерея Василия, служившего на Щекавице (название урочища) в Киеве. Некоторые источники ошибочно сообщают, что преподобный Поликарп был одним из составителей Печерского Патерика. Составителем житий был инок Киево-Печерского монастыря с именем также Поликарп, но он жил в XIII веке и был учеником святителя Симона, епископа Владимирского и Суздальского († 1226; память 10/23 мая). Июль 25 Христофор Сольвычегодский, Коряжемский, преподобный В 1537 году, когда преподобный Лонгин (память 10/23 февраля) поселился при устье речки Коряжемы и стал принимать к себе учеников, желавших разделять с ним пустынные труды, блаженный Христофор был одним из первых его постриженников и сподвижников. Не дошло до нас, откуда он был родом, какого звания и в каком возрасте пришел в пустыню. Но, принимая во внимание то, что он пришел к преподобному Лонгину вскоре после его прибытия на Коряжему, о чем не могли знать жители дальних мест, надобно полагать, что родом он был или из Сольвычегодска, или из ближайших его окрестностей. То обстоятельство, что, несмотря на существование монастыря в городе, где можно было и принять монашество, и проводить жизнь в довольстве и спокойствии, Христофор пришел в пустыню к преподобному Лонгину, показывает, что это был человек с глубоким религиозным чувством, с высокими стремлениями и сильным духом. Он ищет в монашестве не покоя и довольства, а лишений, трудов и подвигов; он идет к Лонгину, у которого ничего не было, который сам не знал, чем будет питаться и как будет переносить пустынные труды и лишения, идет, следовательно, с зрелым убеждением в суетности всего земного и с твердой решимостью посвятить себя на служение единому Богу, Ему одному посвятить все свои мысли, чувства, желания и стремления, не ради земного, а ради небесного переносить все невзгоды, трудности и лишения пустынной жизни, ее постоянную борьбу с плотью и с искушениями духа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Хотя для новоначальных иноков монастырское общежитие есть самое лучшее средство к тому, чтобы послушанием братии смирить мирскую гордость, отречением от собственности вырвать из сердца любостяжание, а строгим исполнением монастырских правил отстать от мирских привычек и обыкновений, – но когда человек пройдет период воспитания иноческого, укрепится в своем подвиге и достигнет духовной зрелости, – тогда общежитие для многих становится уже менее пригодным и полезным, как нарушающее тишину уединения и миоголюдством своим могущее подавать поводы к различным соблазнам и искушениям. Да не увесть шуйца твоя, что творит десница (Мф. VI, 3). Бегать людей советовал монахам Арсений великий и почти все великие подвижники стремились всегда в пустыню и уединение, боясь как огня мирской славы. «И ты господине князь Юрий не подиви на нас о сем, понеже, господине и сам выдаешь каков нам вред приходит от похвалы человчесие, наипаче же нам страстным. Аще кто, господине, воистину свят и чист сердцем, ино и тем повреждение бывает от тоя тяготы; а нам, господине, еще всякой страсти повинным, велика спона души от того» писал пр. Кирилл белозерский к галичскому князю, желавшему посетить отшельника. Потому два друга, несмотря на то, что один из них находился уже в таком возрасте, когда люди обыкновенно ищут покоя и не любят перемен в жизни, оставили свои монастыри и пошли искать себе для жительства такого места, где бы, не развлекаясь ничем, неведомо для людей всецело посвятить себя на служение Богу. Всего имения и богатства было с собою у Логгииа одно только деревянное распятие, которое дали ему в благословение от монастыря 188 . Спустившись водою от Вологды до Устюга, странники скоро достигли Сольвычегодска и на некоторое время остановились в тамошнем Борисоглбском монастыре; но жажда пустыни стала здесь томить их еще сильнее и заставила снова отправиться в путь. Вышедши из города, странники пошли вверх по левому берегу реки Вычегды и дойдя до устья речки Коряжемы, остановились на берегу ее, в глухом лесу, в 15 верстах от Сольвычегодска.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сокровища Строгановых Фотогалерея Во Всероссийском музее декоративного искусства прошла выставка «Художественное наследие Строгановых. Точка отсчета. Сольвычегодск». Этот уникальный проект из Сольвычегодского историко-художественного музея-заповедника познакомил посетителей с династией русских промышленников, меценатов, государственных деятелей и покровителей искусства XVI—XX веков. На своем уникальном примере Строгановы показали, что сильная централизованная власть, духовное, гуманитарное начало, культура, искусство и свободное предпринимательство свободных людей, как купцов, так и работных, дает возможность построить процветающее государство. Именно Сольвычегодск стал отправной точкой для творческого и промышленного развития России. Выставка относит нас в те славные времена, когда русские предприниматели вкладывали свои средства в организацию мастерских, где их супруги и родственники созидали и трудились над благоукрашением святых Божиих церквей. Свидетельством этому остались богатые вклады Строгановых в храмы и монастыри, часть из которых представлена в этой галерее. vk fb tw ok @ g+ lj Богоматерь Казанская. Пелена Мастерская Анны Ивановны Строгановой. Середина XVII в. vk fb tw ok @ g+ lj Спас Нерукотворный Пелена. Мастерская Анны Ивановны Строгановой. 1657 г. vk fb tw ok @ g+ lj Мученик Христофор Пелена. Мастерская Анны Ивановны Строгановой. 1660-е гг. vk fb tw ok @ g+ lj Богоматерь Донская с праздниками и избранными святыми Пелена vk fb tw ok @ g+ lj Благовещение Устюжское. Пелена. Мастерская Анны Ивановны Строгановой. 1660-е гг. vk fb tw ok @ g+ lj Митрополиты Петр, Алексий и Иона с Сергием Радонежским и царевичем Димитрием. Пелена. Мастерская Анны Ивановны Строгановой. 1639 г. vk fb tw ok @ g+ lj Богоматерь Феодоровская vk fb tw ok @ g+ lj Преображение Господне с избранными святыми. Пелена. Нач.1650-х. гг. Мастерская Анны Ивановны Строгановой. vk fb tw ok @ g+ lj Рождество Христово. Пелена. Мастерская Анны Ивановны Строгановой. Нач. 1650-х гг. vk fb tw ok @ g+ lj

http://pravoslavie.ru/156519.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010