преподобным Нифонтом; б) Тотпемский Спасо-Суморин близ города Тотьмы, основан преподобным Феодосием Сумориным в 1554 г. по просьбе местных жителей с разрешения царя Иоанна Васильевича и благословения митрополита Макария и имел пред кончиною своего основателя только девять келий; в) Христофорова Богородицкая пустынь в 27 верстах от Сольвычегодска, в верховье речки Коряжемки, открыта около 1555 г. преподобным Христофором, постриженцем Коряжемского Николаевского монастыря; г) Пыскорский Преображенский при устье речки Пыскорки, впадающей в Каму, и д) Сольвычегодский Введенский в самом городе Сольвычегодске – первый построен в 1560 г. знаменитым родоначальником фамилии Строгановых – Иоанникием Федоровичем, в монашестве Иоасафом, а последний – детьми этого Иоанникия, Иаковом, Григорьем и Симеоном, в 1563 г. с благословения Ростовского архиепископа Никандра; е) Кобылкин Дмитриевский в Вологде или близ Вологды, упоминается в 1568 г.; ж) Маркушевский Николаевский на реке Маркуше в 100 верстах от Тотьмы к северо-востоку, основан в 1578 г. преподобным Агапитом, спостником преподобного Логгина Коряжемского, испросившим у царя Иоанна Васильевича несколько земли на содержание своей обители, а у митрополита Кирилла – благословение на освящение в ней двух церквей; з) Трифонов Успенский при городе Вятке, на берегу реки того же имени, построен в 1580 г. постриженником Пыскорского монастыря преподобным Трифоном на иждивение местных граждан, которые исходатайствовали для того грамоту у царя Иоанна Васильевича. III Из сделанного нами подробного обозрения монастырей Московской митрополии довольно уже ясно открывается, какие были главные причины основания этих монастырей и от чего зависела их поразительная многочисленность. Некоторые из тогдашних монастырей, впрочем весьма немногие, были вызваны к бытию сознанием их потребности и пользы для известного края и местности. Просветители лопарей, Феодорит и Трифон, основали каждый по монастырю с тою целию, чтобы эти обители служили не только для поддержания, но и для дальнейшего распространения христианства между дикарями.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Филарет, митрополит Киевский, скончавшийся 21-го Декабря 1857-го года и погребенный в Печерской Лавре, в надпещерной Антониевых пещер церкви. Филарет, митрополит Московский, скончавшийся 19-го Ноябри 1867-го года и погребенный в Троицкой Сергиевой Лавре. Филипп Рабангский, основатель упраздненного Спасопреображенского Рабангского монастыря, который находился в Вологодском уезде Вологодской губернии, в 82-х верстах к северо-востоку от Вологды, скончавшийся 15-го Ноября 1457-го года. В первом издании книги мы поставили его в числе святых. Но о. Верюжский, которого мы тогда не имели в руках, своим молчанием о каком бы то ни было праздновании его памяти, – стр. 218, ясно дает знать, что он не есть канонизованный святой. Филипп Янковский (Устюжский), основавший в 1654 году Филипповскую Знаменскую Янковскую (у многих ошибочно: Янковскую) пустыню, которая находится близь города Устюга Вологодской губернии (Ист. Иер, VI, 593; у Верюжск. стр. 690). Филофей в схиме Феодор, митрополит Тобольский, скончавшийся в Троицком Тюменском монастыре 31-го Мая 1727-го года (Преосв. Димитрия Месяцеслов, 31 Мая, 1-го изд. bыn. III, стр. 408). Харитон Кудинский (Торопецкий), основатель упраздненного Кудина монастыря, который находился близ города Тороица Псковской губернии, неизвестно когда живший (Ист. Uep. IV, 878  fin.). Христофор Сольвычегодский или Коряжемский, основатель упраздненной Христофоровой Богородицкой пустыни, которая находилась в Сольвычегодском уезде Вологодской губернии на речке Коряжемке, скончавшийся между 1572–1582 годами (Ист. Uep. VI, 606 ; у Верюжск. стр. 491). Юрий Святославич 603 , князь Смоленский, и Пимен, архиепископ Новгородский. В церкви бывшего Веневского Николаевского монастыря, с 1782-го года приходской, находящейся недалеко от большой дороги ив Тулы в Венев, на 15-ой версте от второго, погребены: князь Смоленский Юрий Святославич, который, после убийства в Торжке князя Вяземского Симеона и его супруги Иулиании (см. выше сл. Иулиания), бежал в степь и нашел себе прибежище и могилу в помянутом пустынном монастыре, умерши в нем 14-го Сентября 1407-го года, и архиепископ Новгородский Пимин, который был сослан в монастырь Грозным и который скончался в нем 25-го Сентября 1571-го года. По уверению одного, известного нам, свидетеля, «память этих двух мужей очень чтится народом и на гробницах их (находящихся в церкви) служат очень много панихид», см. статью Харичкова: «Венев монастырь», напечатанную в Историческом Вестнике Суворина, 1895-го года, Май, стр. 549. В надшей, читаемой на гробнице князя Юрия и не особенно давно сделанной, совсем умалчивается об его злодеянии и говорится об его удалении из Торжка, что «преблагий Бог вложил в душу сего праведного оставить тщету века сего и искать место для спасения души его» (Надпись вполне приводится у Харичкова).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

•  Погиб свт. Макарий, согласно летописи, в с. Стригалове, которое находилось на р. Вжище, близ г. Мозыря (ныне Гомельская обл. в Белоруссии, Гомельская епархия Белорусской Православной Церкви).  •  В настоящее время мощи священномученика покоятся в Киеве, во Владимирском кафедральном соборе. Преподобный Иаков Галичский (XV-XVI вв.) Память его празднуется 4 апр, 30 мая и 23 янв. вместе с Собором Костромских святых Прп. Иаков Галичский подвизался в Староторжском монастыре города Галича Костромской земли близ урочища Столбище, или Старое городище. Предполагают, что Староторжский монастырь был основан прп. Иаковом Железноборовским (память его 11 апр.). Прп. Иаков скончался схимником и был погребен под алтарем монастырской церкви в честь свв. Бориса и Глеба. Образ его писался подобно образу Зосимы Соловецкого (память его 17 апр.). Сведений о св. подвижнике крайне мало, разные источники указывают на дни памяти без указания на связь с событием в жизни святого или Церкви.   Преподобные Онуфрий и Авксентий Мальские, Псковские (XV-XVI вв.) Память их празднуется 12 июня в день преставления прп. Онуфрия и в 1-ю Неделю после Петрова поста Прп. Онуфрий был учеником прп. Елеазара Псковского. Уединившись на Сенной остров, находящийся на  Малъском озере, он основал там монастырь. После кончины преподобного его заместил его ученик и сподвижник — прп. Авксентий, Мальский монастырь давно упразднен. Упразднены и его две церкви, в одной из которых покоятся под спудом мощи обоих преподобных. Бывшая Мальская обитель находится недалеко от Псково-Печерского монастыря, и среди местного населения хранится предание, что наступит время, когда Псково-Печерская икона Божией Матери будет в нее перенесена. •  Преподобных называют Малъскими, Псковскими, Изборскими. Обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы была основана в 4 верстах от Изборска, в Малах. Первое воскресенье после Петрова поста в земле Псковской называют «Малъским воскресеньем». Преподобный Христофор Сольвычегодский, или Коряжемский (XVI в.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Христофорова Пустынь. Христофорова Богородицкая Пустынь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1555. Адрес: Архангельская область, Вилегодский район, Христофорова Пустынь Координаты: 61.187052, 47.22279 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Пустынь была основана преподобным Христофором Сольвычегодским, учеником и пострижеником преподобного Лонгина, игумена Коряжемского монастыря, через десять лет после кончины которого он поселился в верховьях речки Малая Коряжемка, в 20 верстах от монастыря и в 27 от Сольвычегодска. Вскоре к нему начали приходить послушники и около 1555 года основалась там под его настоятельством обитель. Здесь была построена церковь в честь иконы Божией Матери «Одигитрии» Смоленской, которую преподобный Христофор принес с собой и от которой происходили многие исцеления. Обитель прославилась примерным житием тружеников и открывшимся рядом целебным источником, от которого царица Анастасия, супруга царя Иоанна Василиевича Грозного, получила облегчение в болезни. Царь щедро наградил Христофора, пришедшего в Москву за подаянием на строительство. По окончании обительного здания, в 1572 году, преподобный оставил тайно братию свою, и куда он скрылся, и когда преставился, неизвестно. Вскоре после отшествия Христофорова расстроилась и пустынь Богородицкая. С сайта храма Всех Святых Христофорова Богородицкая (во имя иконы Божией Матери Одигитрия) мужская пустынь была основана в 1555 г. прп. Христофором, Вологодским чудотворцем. С 1582 по 1764 г. пустынь была приписной к Николаевскому Коряжемскому монастырю, в 1764 г. упразднена. Храм обращён в приходской. Каменная Богородская церковь находилась в с. Богородское, построена в 1763 г. Была известна чудотворной иконой Божией Матери Одигитрия. К началу XX века церковь обветшала, в 1909 г. её решено было разобрать, но Императорская археологическая комиссия своего согласия на это не дала. Вторая церковь - Введенская - была разобрана, вместо неё построена новая, освящённая 1 марта 1907 г. Приходское попечительство было открыто в 1873 г., председателем избран крестьянин Александр Амосов.

http://sobory.ru/article/?object=22135

Христофорова Пустынь. Часовня иконы Божией Матери " Одигитрия " . Часовня у источника Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Погост Вологодской губернии, Сольвычегодского уезда, в 30 верстах от уездного города, при ручье. В XVI—XVIII вв. здесь был мужской Богородицкий монастырь, основан преподобным Христофором Коряжемским. Рядом целебный источник, известный с XVI века, ему около 460 лет. В годы советской власти это место пришло в запустение. Сейчас идут восстановительные работы. С сайта Святой источник На месте святого родника воздвигнута часовня с купальней. На этом холме была построена первая Богоявленская церковь. После того как она сгорела, там установили деревянную часовню. В последний раз она была уничтожена в 1970 г.: в одну из ночей её распилили безбожники и сбросили с горы. Новая часовня в честь чудотворной иконы Смоленской Божьей Матери была построена всем миром. 26 октября 1996 г. в её основание заложили первый камень, и менее чем за год, в 1997 г. её освятил владыка Тихон. http://ruskline.ru/monitoring_smi/ Родник, святой источник иконы Одигитрия Матери Божией урочище Христофорова Богородицкая пустынь С середины XVI в. здесь существовал Христофоропустынный Богородицкий приход. Существующий ныне памятник истории и культуры – Одигитриевская церковь, основанная в конце 18 века, входит в приход прп. Лонгина г. Коряжмы. В настоящее время ведутся реставрационные и строительные работы монастыря. На территории монастыря существует святой источник. По легенде, во время молебствования старца Христофора молния ударила в камень и из камня забил родник. Вскоре из родника объявилась икона Божией Матери Одигитрия. В это самое время тяжело заболела жена Ивана Грозного, Анастасия. Она была самой любимой из впоследствии многочисленных жен этого царя. С нею он прожил с 1547 по 1560 гг., вспоминая затем эти годы, как счастливейшие. К сожалению, она не отличалась крепким здоровьем и умерла в возрасте около тридцати лет. Впоследствии ее раннюю смерть царь объяснял «вражьим наветом и злых людей чародейством и отравами». Людская слава донесла весть о чудесном источнике, открывшемся на Севере, Анастасия поверила, что его целебная вода поможет ей поправиться. И вот тогда-то, по велению грозного царя Ивана, Христофор вынужден был лично явиться к царскому двору, чтобы доставить эту воду для царицы. Действительно, вода из источника помогла больной Анастасии. Выпив ее, она «получила облегчение от своей болезни». На радостях царь наградил по-царски, пожертвовал Христофору большую сумму денег на монастырское строительство. «Он был первым и наиболее щедрым благодетелем монастыря, наделив его имениями, угодьями и вотчинами».

http://sobory.ru/article/?object=22138

Преосвященнейший Владыко! Простите моей дерзости, что осмеливаюсь утруждать Вас и как бы не повиноваться решению, Вами утвержденному. Чаша горестей моих и без того полная, ныне еще добавилась смертью старшей замужней дочери, родами скончавшейся. Я и так едва стою и не падаю под тяжестью моего бремени. Чтобы не впасть в отчаяние и совершенно не почернеть, одна надежда на Вас, моего отца и архипастыря: не подаст отец сыну вместо хлеба камень. Вашего Преосвященства… усерднейший и нижайший послушник… священник Иоанн Верюжский » 26 . Епископ Христофор внял мольбе, о. Иоанна перевели в Троицкую церковь в селе Верхняя Тойма Сольвычегодского уезда. Прослужил он здесь не долго. Меньше чем через год в его жизни произошла, пожалуй, самая важная перемена. После прочтения пробных лекций он занял 1-е место среди 3 соискателей учительской должности и 18 сентября 1868 г. был назначен наставником Вологодского духовного училища на жалованье. В первые 2 года работы в училище о. Иоанн не имел никаких замечаний от начальства и, судя по журналам заседаний правления училища, считался одним из лучших преподавателей 27 . Преподавая в училище, о. Иоанн начал целенаправленно работать над своим главным трудом, – книгой о Вологодских святых. В Вологде, – центре интеллектуальной жизни губернии, – писать книгу было, конечно, намного проще, чем в отдаленном приходе. С 1865 г. в городе выходили «Вологодские епархиальные ведомости», редактируемые основоположником вологодского краеведения Н.И. Суворовым. В них наряду с официальными сообщениями публиковались материалы по истории епархии, храмов и монастырей. Печатались заметки и статьи краеведческой тематики и в «Вологодских губернских ведомостях». Никаких документов, связанных с работой о. Иоанна над «Историческими сказаниями…», не сохранилось. Об истории создания книги можно судить по обрывочным сведениями, приведенным автором в предисловии, вскользь об этом упоминает составитель некролога. Книга создавалась по благословению владыки Феодосия (Шаповаленко), управлявшего Вологодской епархией в 1873–1883 гг., а в свет она вышла в 1880 г. Семечком, из которого произросло древо «Исторических сказаний…», вполне мог быть список Вологодских святых с краткими сведениями о них, составленный Вологодским епископом Евгением (Болховитиновым) , занимавшим Вологодскую кафедру в 1808–1813 гг. Нелишне заметить, что когда о. Иоанн переехал в Вологду, епархию возглавлял епископ Павел (Доброхотов) 28 , духовный писатель, археолог, целитель и собиратель древностей. Нельзя полностью исключить его, хотя бы косвенное, участие в замысле книги. Нельзя пренебречь и впечатлениями детства о. Иоанна; он был очевидцем исцеления бесноватого у мощей прп. Прокопия Усьянского. По рассказам отца и местных священнослужителей, он мог знать о соединенном с многими трудностями и препонами процессе освидетельствования мощей святого угодника.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Veryuzhs...

Представляя это свидетельство свое, преосвященный Онисифор писал Святейшему Синоду: я и сам убеждаюсь совестью и внушением Божественной благодати признаю мощи сии святыми, и что мощи праведного Прокопия Усьянского огласить за святые не только можно, но и должно. Но так как в Святейшем Синоде еше в 1801 году, декабря 16 дня составлен был уже протокол о мощах праведного Прокопия, то на представление преосвященного Онисифора и не последовало никакого распоряжения. В упомянутом выше древнем сказании о явлении мощей праведного Прокопия и происходивших от них чудесах, с 1641 по 1750 год, записаны следующие 20 чудес: 1) В лето 7149 (1641) в феврале месяце Сольвычегодский купец Никифор, находясь по делам торговли в Усьянских волостях и не дошед еще до села Верюжского, внезапно подвергся столь тяжкому нападению нечистого духа, что его то ударяло о землю, то поворачивало лицо его назад, и был он уже при смерти. Бывшие с ним люди, видя его страдания, повели его в церковь , к мощам праведного Прокопия; но больной сильно противился и не хотел идти, и когда принудили к тому силою и заставили поклониться гробу праведного Прокопия, Никифор пал на землю и долго лежал, как мертвый. Видя то и думая, что Никифор действительно помер, люди, приведшие его в церковь , пришли в ужас, и в страхе начали взывать со слезами: Господи помилуй сего страждущего. Но Никифор как бы от сна пробудившись, встал на ноги и пришел в сознание и почувствовал себя совершенно здоровым. Молясь Богу и благодаря угодника за исцеление, Никифор хотел открыть гроб и целовать святые мощи, но священник Никон Александров не позволил ему, сказав, что не должно целовать ему святые мощи без благословения святительского, чем тот остался весьма недоволен. 2–3) Важеского (Шенкурского) уезда, Уздринской пустыни послушник Варлаам, еще бывши в мире, в 1644 году, в пустых сибирских местах, для ловли зверей, два раза с семью своими товарищами подвергался нечаянному нападению Тунгусов, которые, окружив стан их, в первый раз в продолжении 4 недель, а во второй две недели нападали на них и пускали стрелы, от чего Варлаам и товарищи его столько ослабели и изнемогли, что не могли уже защищаться и противиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Находясь в столь бедственном положении все они обратились с молитвою к Богу и стали призывать себе на помощь праведного Прокопия. При последнем нападении Тунгусов Варлаам дал обет сходить на поклонение к святым мощам его, ежели Господь выведет их живыми и здоровыми на родину. В оба раза, как только они начинали призывать святого, Тунгусы приходили в смятение и поспешно обращались в бегство, как будто бы кто гнал их. Когда Варлаам, возвратившись домой, рассказал об этом своей матери, тогда она сказаза ему, что в то самое время была она нездорова глазами и ничего не видела, и также обещалась поклониться мощам праведного Прокопия, и вскоре затем получила от него исцление. На поклонение святым мощам приходили они оба вместе. 4) В 1661 году, Усьянской волости, деревни Дубровы крестьянская жена Евдокия в продолжении 16 недель была в столь сильном расслаблении, что не могла двинуться с места и находилась уже при смерти. Но начавши молиться Богу и призывать на помощь праведного Прокопия, вскоре получила совершенное выздоровление. 5) Дочь той женщины Евдокии по имени Феодора была нездорова глазами так, что не могла ничего видеть. Страдая так около года и совершенно ослабевши и изнемогши, стала она молиться праведному Прокопию, и после того, как положила обещание сходить на поклонение святым мощам его, тотчас же почувствовала облегчение и вскоре совершенно выздоровела. 6) Устюжского (ныне Сольвычегодского) уезда, Черевковской волости крестьянин Феодор Согрин, будучи весьма болен, не мог ни перейти с места на место, ни взять что либо руками. Родные братья его советовали ему обещаться праведному Прокопию, от которого многие получают исцеление, и когда Федор, последуя их совету, помолился ему, вскоре получил исцеление. 7) В 1729 году случилось Чадромской волости, деревни Исаковы крестьянину Федору Силуянову плыть на лодке по реке Волге. Ночью лодку разбило и многие товарищи его потонули, а он Силуянов и с ним еще один человек, призывая на помощь праведного Прокопия и обещаясь отправить молебное пение при его гробе, принесены были на одной доске к острову, и таким образом спасены от потопления.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сольвычегодский купец Иоанн Ермолаев, часто бывая по делам торговли в Усьянских волостях и особенно в Верюжской, и видя множество чудес от мощей праведного Прокопия, возимел усердие написать его образ, почему и стал молиться угоднику, чтобы позволил изобразить себя на иконе. Прокопий праведный явился ему и дал дозволение, и Ермолаев в 1652 году (7160) призвав иконописца Онисима Карамзина, поручил ему написать образ святого 222 . Когда Верюжская Введенская церковь из Новгородской епархии отошла к Холмогорской, то первый же Холмогорский архиепископ приказал мощи праведного Прокопия освидетельствовать, и «7204 (1695) года, августа в 11 день, при державе великого государя, царя и великого князя Петра Алексеевича, всея России самодержца, и при святейшем Кир Адриане патриархе Московском и всея России, по благословению и по указу преосвященного Афанасия, первого архиепископа Холмогорского и Важеского, сей почивающей праведный Прокопий свидетельствован Важеского Благовещенского собора священником ключарем Иовом со священниками и монахами, и тело его в 7205 (1696) году, марта 21 дня, по благословению того же преосвященного и тем же ключарем Иовом, с прилучившимися тут священниками и монахами переложено из ветхого в новый гроб. А в 1739 году, октября 28 дня, но указу Ее Императорского Величества Анны Иоанновны, самодержицы Всероссийской, и святейшего Правительствующего Синода, и по грамате преосвященного Саввы епископа Архангелогородского и Холмогорского сей праведный Прокопий вторично свидтельствован Важеского Благовщенского собора протопопом Михаилом и Кодемской пустыни строителеы иеромонахом Григорием, со священниками дестью человеками, и при сем свидетельстве замечено было следующее: на главе и на лице до очей и носа надлежащее тело есть, токмо к кости присохло, а очей и носа и власов на главе и уха десного невидимо; однако же на главе под тем ухом кость видима малые части, точью тела нет же, а левое ухо есть, только сухо и сверху не много его нет же, а на устех верхние губы, а нижние малые части, а зубы все целы, а глава приклонилась на левую сторону, а лицом прямо к верху, шея и плечи целы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Приведена была в монастырь одна бесноватая женщина по имени Мариамна, которая немедленно пришла в себя и сделалась совершенно здоровою когда совершили о ней молебное пение и приложили ее к раке преподобного. Когда в соборной монастырской церкви Положения ризы Богородицы, шнуры, опоясывающие св. престол от сырости и времени сгнили, вологодский архиепископ Маркелл приказал освятить церковь снова, что и было исполнено накануне праздника Богородицы (1 июля 7162–1654 года). На освящении храма был из Вологды диакон Предтеченской церкви Иосиф, который когда по окончании священнодействия и трапезы прилег, отдохнуть и заснул – внезапно почувововал себя весьма нездоровым, так что думал, что уже умирает. С плачем и слезами призывая на помощь Матерь Божию и пр. Арсения, он обещался написать икону Положения ризы Богородицы, потом придя в церковь припал к раке преподобного и стал читать ему канон. Во время чтения седмой песни ему стало легче, а когда он испил и умылся освященной водой, смешанной с перстью от гроба преподобного, то лютая его болезнь совершенно прошла, так что уже мог участвовать в вечерней службе. Арсениев монастырь имел 237 душ крестьян, по штатам 1764 года он оставлен в III классе с игуменским настоятельством. Преподобный Логгин Коряжемский В первой половине XVI века, в среде многочисленного братства Павло-обнорского монастыря, спасался инок Логгин. Он прибыл в моиастырь в молодых годах, прошел длинный ряд различных послушаний, дожил до старческих седин и приобрел немалую опытность в иночесной жизни, так что все стали смотреть на него, как на старца испытанного, духовного и относиться к нему с особенным уважением. Был у него друг и собеседник в Корнилиеве монастыре инок Симон, урожденец Сольвычегодский, подобно ему старавшийся угодить Богу. Беседуя с Логгином Симон часто вспоминал свою родину, где, по его словам, было много мест весьма удобных для отшельнической, безмолвной жизни. Стремление к отшельнической жизни усиливалось более и более в душе обоих друзей, уже начавших тяготиться многолюдством общежития и возрастающим к себе от иноков почетом и уважением; оттого их мысли чаще и чаще останавливались на жизни уединенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010