Примечание: 1) Форма искового прошения приложена в конце этого отдела книги (прил. 1). 2) Исковое прошение должно содержать в себе: означение суда (Духовной Консистории), в который подается прошение; имя, отчество, фамилия или прозвище; звание и место жительства как истца, так и ответчика; изложение обстоятельств Дела, из коих истекает иск; указание доказательств и законов, на коих иск основан; просительный пункт, заключающий в себе требования истца, т.е. то, о чем он просит суд постановить решение (T.XVI ч.I, изд. 1892г., Уст.Гражд. Суд., ст.257). 3) Основываясь на практике духовного суда, следует заметить, что точного воспроизведения этой формы не требуется; необходимо лишь, чтобы исковое прошение по своему существу (содержанию) отвечало по возможности этой форме. 19 . Исковое прошение может быть подано в суд лично самим тяжущимся или его поверенным, или же прислано по почте. Доверенность на подачу искового прошения может быть означена на самом прошении (T.XVI изд. 1892г., ч.I Уст.Гражд. Суд., ст.259 и ч.II Зак. Суд. Гражд., ст.42). 20 . При предъявлении иска за другое лицо в прошении должно быть объяснено законное право просителя ходатайствовать за это лицо (T.XVI ч.I, изд. 1892г. Уст.Гражд. Суд., ст.262). Примечание: 1) Полномочие на предъявление иска за другое лицо удостоверяется специальной на сей предмет доверенностью, каковая и должна быть приложена при исковом прошении, засвидетельствованною установленным порядком (T.XVI, ч.I, изд. 1892г. Уст.Гражд. Судопр., ст.247 и 248), т.е. у нотариуса. При этом необходимо иметь в виду, что в тех городах, местечках, посадах и селениях, где нет нотариусов, засвидетельствование явки актов предоставлено законом Мировым Судьям, или Городским Судьям, а в уездных городах, включенных в состав земских участков – уездным членам Окружного Суда, и в частности в северо-восточных уездах (Велико Устюжском, Никольском, Яренском, Сольвычегодском и Устьсысольском); в Вологодской губ. и в губерн. Архангельской – участковым Мировым Судьям (T.XVI ч.I, изд. 1892г., Полож. о нотар.части ст.2 и прим. к ней).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/o-razv...

в Устюжской и Тотемской епархии церковные старосты разных приходов показывали, что «приходных и расходных книг у них ныне нет и преж сего не бывало, потому что преж сего такого архиерейского указу не слыхивали». 1204 Теперь кроме отчетности приходским мирам от церковных старост требуется еще представление отчетности епархиальной власти. Новым старостам, избранным с 1686 г., были выданы из архиерейского разрядного приказа приходо-расходные книги, скрепленные по листам рукою начальника этого приказа и были даны в наказной памяти правила, как вносить в книги записи с оправдательными расписками. Важною новостью, введенною архиепископами Александром в Устюжской и Афанасием в Холмогорской епархиях, было запрещение церковным старостам давать ссуды из церковной казны деньгами, хлебом и вообще всякими вещами «без указу», т. е. без разрешения епархиальной власти. Это запрещение, прекращавшее старинный обычай, мотивировалось, тем, что «в прежних летех у старост многая церковная казна их —328— нерадением в кабалах истерялась». 1205 Самая перепись церковной казны в 1686 г. производилась в связи с этой мерой. Можно думать, что запрещение стало оказывать влияние и на практику жизни. В выборном списке церковного старосты Архангельского прихода Пачеозерской волости Сольвычегодского у. мы находим статью, которою старостам предписывается «церковного хлеба и сена… в долги и под заклады не давать и не посужаться». 1206 Итак преобразования, внесенные в институт церковных старост в Устюжской епархии, заключались, во-первых, в проведении иного взгляда на источник полномочий церковных старост; во-вторых, в установлении более интенсивного контроля, как над их выборами, так и над их деятельностью. В ограничении вмешательства приходского мира в церковное хозяйство преосвященный Афанасий Холмогорский пошел дальше своего устюжского соседа, и его реформа может быть названа радикальной. В октябре 1685 г. им была разослана по церквам грамота, которою он, руководясь правилом: «кийждо в данном от Бога чину да пребывают, а не дарованного им да не восхищают», возлагал управление хозяйством приходской церкви на священника, который таким образом должен был быть в одно и то же время и церковным старостою.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Теперь ограничимся лишь несколькими примерами. Так напр. Сольвычегодский, Устюжский и Тотемский уезды выступали с челобитьями, в которых жаловались на своих отбывших должность ямских старост 233 . На злоупотребления устюжских уездных ямских старост жалуются в —237— 1640 г. и в 1644 Уфтюжская и Верхопушемская волости Устюжского уезда 234 . Устюжский мир жаловался в 1649 г. на своих ружных старост прошлых лет и настоящего, сбиравших деньги с посада и уезда на содержание ружных церквей и просил о подчинении их таможенному голове. Ходатайство было удовлетворено: прошлых ружных старост, велено было счесть и впредь ружного старосту подчинить таможенному голове 235 . Двинский уезд страдал от избранных миром заказчиков для сбора пошлин и просил о подчинении их воеводам 236 . Никольский и Пречистенский приходы Вилегодской волости Сольвычегодского уезда в 1641 г. возбуждают ходатайство о счете целого ряда сольвычегодских всеуездных земских старост прошлых лет, перебравших с приходов лишние деньги 237 . В 1628 г. Утмановская волость Устюжского уезда, жалуясь, что она запустела от своих прежних старост, судей и целовальников, просила о счете этих земских властей за прошлые годы с 1613 по 1628 с тем, чтобы счет этот был поручен таможенному и кабацкому голове 1628-го года Я. Патокину. Ходатайство было удовлетворено но только отчасти: Устюжская четверть распорядилась о производстве счета, но поручила его не таможенному голове, а устюжскому воеводе с подьячим 238 . Внутренние события в северных мирах, социальная рознь и борьба, которые в них стали обозначаться, появление в среде мира сильных капиталистов, захватывавших в свои руки мирское имущество, теснивших маломочную массу, уклонявшихся от мирского тягла и вообще стремившихся обособиться от мира; далее появление особого вида опасных для мира лиц, каковы были «миропродавцы» и «ябедники», профессиональные сутяги, с целью наживы изводившие членов мира бесконечными процессами с вызовами на суд в Москву, от которых им приходилось откупаться – все эти неурядицы мирской жизни были также предметами мирских челобитных, направляемых местному —238— воеводе или в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1647 г. он выстроил себе на посадской земле двор со всякими хоромами, но ни с промыслов, ни с двора посадских податей не платил и ни в каких посадских службах участия не принимал 245 . Ответом на это ходатайство была грамота тотемскому воеводе с предписанием привлечь Дементия к платежу податей и ко всяким службам с посадскими людьми в ряд. Орловская волость Устюжского уезда жалуется в 1628 г. на крестьян Никиту, Семена и Истому Шадриковых, деревни которых в сошном и вытном письме написаны со всеми крестьянами вместе, но которые тем не менее от платежа податей с крестьянами «насильством отвиляются» 246 . В 1624 г. пять волостей Сольвычегодского уезда: Андреевская, Учецкая, Антропьева слобода, Ратмировская и Лальская бьют челом на торговых людей Д. Микулина и С. Башмакова, не заплативших приходившейся на них по их торгам и промыслам доли пятинных денег, которую приходилось уплачивать по разверстке пашенным крестьянам 247 . На уклонение капиталистов от тягла и на притеснения ими мира приносили жалобы не только волостные, но и всеуездные земства. Так в 1634 г. Сольвычегодский мир доводил до сведения правительства, что усольцы взятые в Москву в гостиную и суконную сотни: Елезовы, А. Паламошный, Важен Курбатов, Петр Захаров, владея многими деревнями, торгуя и промышляя в уезде, податей с мирскими людьми не платят 248 . —240— Капиталист, отвиливающий от платежа податей в ряд с крестьянами вызывает на себя постоянные жалобы мира. Но еще вреднее для мира был «миропродавец» и «ябедник», разорявший крестьян возбуждением лживых исков, вызывавший на суд в волость, в уезд и в Москву и принуждавший мириться за большие деньги, на что крестьяне должны были соглашаться, предпочитая такой платеж судебной волоките. Такой ябедник, в темноте опутывавший паутиною своих кляуз то того, то другого члена мира, является для общества, может быть, еще большим злом, чем разбойник, все же нападавший открыто. Тип такого мирского паука изобразительно описывает челобитье обоих Сухонских станов Устюжского уезда в 1653 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так же живо напоминают ходатайства теперешних земств и городов о том или ином направлении дороги, те челобитные, которые возбуждались о направлении дорог земствами XVII в. Эти челобитные были, по-видимому, результатами таких же горячих споров и борьбы из-за дороги между земскими мирами, как и теперь. Прежний путь в Сибирь через Сольвычегодский уезд шел на Лальский погост, с Лальского погоста на Спасский приход Лузской Пермцы, а с этого последнего через Объячево и Ношуль – мелкие волости, входившие в состав той же Лузской Пермцы. В 1645 г. ямские старосты устроили новую дорогу в ином направлении: от Спасского яма, минуя Объячево и Ношуль – прямо на Киберский погост и на Ужгу Яренского уезда. Возгорелся спор между четырьмя волостями Лузской Пермцы. Объячевская и Ношульская – вступились за старое, для них более выгодное направление пути. Они доказывали в челобитной, что старая дорога шла через таможни и кабаки, что всякие проезжие торговые люди платили в таможнях пошлину, на кабаках пили вино и запасались им на дальнейшее путешествие, а теперь торговые люди минуют таможни и кабаки, оставляя их на 60 верст в сторону, от чего таможенному сбору —228— учинилась порухи, а на кабаках вино и пиво застаивается. С своей стороны Спасская и Лоемская волости в своем челобитье доказывали, что прежняя объячевская дорога перед новою ужгинскою кривее и «воровата», вычисляли лишек прогонов по прежней дороге в 6 алт. 2 д. на подводу и просили таможни и кабаки перевести на новый тракт. Верх одержали первые две волости. Новую дорогу велено было засечь, вновь проложить и расчистить старую, а виновники открытия нового пути понесли наказание батогами 206 . Довольно часто в земских челобитных затрагивается и вызывает сетования исконный хронический недуг русского государственного хозяйства, под обманчивой личиной финансового благополучия и бездефицитного бюджета разъедающий нравственность, здоровье и экономическое состояние страны. Питейная система, служившая одним из важнейших источников государственного дохода, неизбежно создавала явления, возбуждавшие справедливые протесты земства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

татьяна 20 января 2015, 09:15 Да, этот фильм создан в угоду западу. И как запад любит, не на их деньги, а на наши. А кому нравится этот фильм, тот только " в душе " православный, а на самом деле нет у него никакой веры и Россию нашу он ненавидит лютой ненавистью. И на сайт православие такие люди заходят, чтобы народ взбаламутить и написать какую-нибудь гадость Алексей 20 января 2015, 08:42 Алексею 2015-01-16 20:39 Не в Министре дело, Алексей. Здесь вопрос к Думе и Счетной Палате. Приведу слова самого Андрея левиафановича в интервью РБК: " Слава богу (!!!), не чиновники принимают решения, там экспертный совет. Они понимали, что они поддерживали. Я говорю о людях творческих, об экспертах из киноиндустрии, которые знают, что почем. Мединский - человек, в конце концов, это его частное мнение, он защищает свою позицию. Это его полное право не любить картину. Пока она ему не нравится это хорошо. Как только он говорит о финансировании, тут мы вступаем на поле полемики серьезной. " Конец цитаты. Государство обязано применить закон и потребовать объяснений от экспертов и режиссёра в отношении ряда сцен из фильма. Если этого не произойдет, то РФ в лице Президента РФ отвечает за каждый мат прозвучавший в фильме. Ведь фильм " снят по заказу ... " Государство - заказчик. Но это вторично. Первично то, что фильм российская карикатура на Господа нашего Иисуса Христа, по объему и размаху более значимая чем французский шарж. Спасибо батюшка за статью. Верно, прискорбно, очень прискорбно. Виктор Федорович 20 января 2015, 07:36 Были подобные этому фильмы. Говорить о их названиях не буду чтоб не питать интерес. В " картинах " этих играли уважаемые актеры, Никита Сергеевич, Дмитрий Дюжев, другие актеры. Которые после снялись или написали достойные уважения вещи. Каждый в картине должен увидеть себя. " Остров " П. Лунгина смотреть можно раз в квартал :-) Иван 20 января 2015, 03:30 " Первое событие было с какими-то сольвычегодскими купцами, приехавшими в город на ярмарку и задавшими после торгов пирушку приятелям своим устьсысольским купцам, пирушку на русскую ногу с немецкими затеями: аршадами, пуншами, бальзамами и проч. Пирушка, как водится, кончилась дракой. Сольвычегодские уходили насмерть устьсысольских, хотя и от них понесли крепкую ссадку на бока, под микитки и в подсочельник, свидетельствовавшую о непомерной величине кулаков, которыми были снабжены покойники. У одного из восторжествовавших даже был вплоть сколот носос, по выражению бойцов, то есть весь размозжен нос, так что не оставалось его на лице и на полпальца. В деле своем купцы повинились, изъясняясь, что немного пошалили; носились слухи, будто при повинной голове они приложили по четыре государственные каждый; впрочем, дело слишком темное; из учиненных выправок и следствий оказалось, что устьсысольские ребята умерли от угара, а потому так их и похоронили, как угоревших " .

http://pravoslavie.ru/76556.html

А дьявол тут-как-тут, отбил дверь, будто человек какой прохожий, да в келью. Девчонка к нему, повисла на шее, дрожит вся, и горько так заплакала: — Батюшка, родимый мой, кому ты оставил нас? Меня замучал к худым делам, а брату вон отрубил голову. И уж полна келья, Бог его знает, кто набежал, — лягастые, квакастые и ивкают, и гайкают, ногами затопали, прыгают, хлопают, и все на старца, да как вцепятся и потащили… — Наша! Наша душа! — и потащили. А сам дьявол-то по головке его, по головке… — Погляди-ка мне через левое-то плечо! Сколько лет я ходил, сколько лаптей проносил, да вот и уловил голубчика! Тут старец словно бы опамятовался, — оградился крестом. — Нет, ты погляди мне через правое-то плечо! Бес поглядел, да так и согнулся. — Святый Боже, Святый Крепкий! — душу несли его ангелы с пением райским. И все бесы, кто как был, так и проскочили сквозь землю. 1915 г. Семь бесов 1 Есть такие города у нас на матушке на Руси, куда в Христову ночь не только серебряный кремлевский ясак, а зазвони и сам царь-колокол, сам царь-колокол не донесет. В Сольвычегодске на пустынном усолье, где над холмиками-домами одни церкви-кресты стоят, там случается, задастся год, и счастливые в полночь слышат звон… разливной, гудёт по Устюжине шире Сухоны, Лузы, Юга и Вычегды — «Христос воскрес!» А Сольвычегодск ведь — на полпути от той дебери печорской, где нам выпало провождать дни, и среди нас Винокурову с замоскворецких Толмачей. Человек по языку и ухваткам московский, жилистый и упорный, от крепкого кореня гостя московского, был Винокуров не без того… и чем кончил, одному Богу известно. А ожидать всего можно было, и сказывали — лет пять назад такой слух прошел, — будто уж вольный, очищенный от грехов всяких, попался он в мошенничестве и угнан под наказание. Впрочем, может, и неверно все, и живет он себе, слава Богу, где у печенгских старцев в работе духовной, да китов ловит мурманских, либо на Алтае где дела делает, либо… и совсем недельно, замореный, гнет свою линию деловую в Петрограде на Неве-реке. Мы его семь бесов называли. А окрестил его так Костров Веденей Никанорыч, человек учительный и верховой, с тем и пошло.

http://azbyka.ru/fiction/na-vse-gospod/

В 1636 году в Сольвычегодске была любопытная мировая: посадские люди и волостные крестьяне, выведенные из терпения насильствами воеводы Головачева, написали одиначную запись, чтоб друг друга не выдавать, пошли всем миром к воеводе и разграбили его, говоря: «Которые-де мы деньги давали, те и взяли»; они хотели было убить Головачева, но приехали на воеводский двор Андрей и Петр Строгановы и помирили Головачева с мирскими людьми: написана была мировая, и мирские люди взяли у воеводы за миром триста рублей. Закрепление крестьян необходимо вызывало определение, как поступать в случае убийства крестьянина, которое теперь прямо причиняло ущерб землевладельцу. В 1625 году князь Дмитрий Михайлович Пожарский докладывал боярам, и бояре приговорили: убьет боярский человек боярского человека и с пытки станет говорить, что убил в драке, неумышленно или пьяным делом, то убийцу, высекши кнутом, выдать тому боярину, у кого убил человека, с женою и детьми в холопи, а жены и детей убитого у его боярина не отнимать; если сын боярский, или его сын, или племянник, или прикащик боярский, дворянский, или приказных людей, или сына боярского прикащик убьет крестьянина и с пытки скажет, что убил неумышленно, то из его поместья взять лучшего крестьянина с женою и детьми неотделенными и со всем именьем и отдать в крестьяне тому помещику, у кого крестьянина убили, жену и детей убитого крестьянина у помещика не отнимать, а убийц метать в тюрьму до государева указа. Убьет крестьянин крестьянина до смерти и скажет, что неумышленно, то убийцу, высекши кнутом, выдать с женою и детьми помещику убитого. Подтверждено было и прежнее уложенье, ограничивавшее страшную свободу языка; подтверждение это показывает, что прежнее уложение не исполнялось: писал с Костромы воевода, что сидит в Костроме в тюрьме разбойник Васька Щербак шестой год; и тот старый тюремный сиделец говорил на людей вновь язычную молку, а в первых годах, как он пойман, с первых пыток на тех людей не говорил; и те люди, на которых язык говорил, били челом государю, что язык этот многих людей клеплет, и к ним присылал, чтоб они ему дали на хлеб денег, а если не дадут, то он на них язычную молку выговорит; воевода расспрашивал его и пытал, и язык признался, что этих людей он поклепал напрасно, иных по недружбе, а других за то, что не дали денег.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

От того, чтобы ехать в телеге, я отказался сразу: достаточно было истинно в ней нуждающихся — немощных и старых. Я же переживал настроение вырвавшегося на волю затворника и потому шел не только легко — ходоком я всегда был хорошим, — но и весело. Окрыляли и выветривали из памяти затхлые тюремные картинки: наполненный лесными запахами воздух, солнечный свет, шелест деревьев, живая земля под ногами, первые мазки осени. И это целительное и заживляющее воздействие природы, осознанное мною впоследствии как божественное начало жизни, я еще неопределенно, без осмысления, стал постигать именно тогда: вдруг ловил себя на том, что не вижу идущего в трех шагах вооруженного охранника, забыл про ожидающие меня лагпункты, а поглощен красотой окрапленных багровыми брызгами зарослей черемухи над гладью укромного озерка, покрытого желтыми язычками опавших листьев… Своего отца-командира мы видели только по утрам, при отправке. Он обычно уезжал вперед на своем воеводском коне или, наоборот, застревал в приглянувшейся ему деревне и потом, обгоняя нас, рысил мимо растянувшейся на версту партии и начальственно на нас покрикивал, недосягаемый для летевших ему вдогонку острот по поводу посадки — он сидел в седле воистину как собака на заборе — и бабьих утех. Осведомленные блатари произвели его в лютые бабники, причем уверяли, что благосклонность сельских обольстительниц он приобретает за счет нашего кровного дорожного доввльствия. Солдаты, завидев его, начинали усердствовать, но едва он скрывался за деревьями, рвение их ослабевало и они оставляли нас в покое. Мы прошли Сольвычегодск, потом миновали Яренск, напоминавшие о старых-старых страницах истории России, заполненных легендами о творимых некогда бесчинствах и насилиях. В вотчинах Строгановых царили каторжные порядки. На соляных промыслах гибли обманутые мужики. В век фаворитов всесильные временщики ссылали на Вычегду и Яренгу своих соперников. Где-то тут могилы незадачливых брауншвейгских и шлезвиг-голштинских пришельцев, на свою беду, породнившихся с наследниками русского престола. «Слово и дело», тайная канцелярия, бироновщина, Шешковский… Россия под знаком произвола! Экая невинная кустарщина, скажем мы, умудренные славным опытом своего столетия…

http://azbyka.ru/fiction/pogruzhenie-vo-...

Итак, почти все богослужебные сольвычегодские кресты являются мощевиками и имеют драгоценные оклады, которые свидетельствуют о глубоких, древнейших традициях их почитания, возникших ещё в Византии. Кресты отличаются формой, размерами, пропорциями, что традиционно взаимосвязано с их назначением и, прежде всего, с различным характером богослужения. Однако при этом разные типы крестов иногда взаимозаменяли друг друга. Изучение типологии, стиля и технологических приёмов изготовления крестов свидетельствует о мощном влиянии на сольвычегодские памятники таких древнейших художественных и культурных центров Руси, как Москва, Великий Новгород и Ярославль. На тесные отношения Сольвычегодска с этими центрами указывают и наименования мощей в крестах. Множество мощей и реликвий, находящихся в крестах, связано с паломничеством на Святую землю и с другими регионами православного мира. Рассмотренные нами кресты большей частью являются работой местных сольвычегодских мастеров, где «переплавлены», несколько изменены и получили дальнейшее развитие лучшие достижения крупнейших художественных центров Древней Руси. Каталог крестов XVI – первой половины XVII века из Сольвычегодского художественного музея 1. Крест напрестольный Инв. 1619 кп. 645 пр. 37 др. 1560-е годы – 1570 год, поновления начало XVII века. Сольвычегодск. Серебро, дерево; гравировка, золочение. 27.7×13.2 см. Вклад Иоанникия Фёдоровича Строганова в Благовещенский собор г. Сольвычегодска. Описание. Крест напрестольный, восьмиконечный, деревянный в гладком серебряном золочёном окладе с резными изображениями. Особенностью типа этого креста является горизонтальная нижняя перекладина, параллельная верхней и средней. На кресте имеются два «слоя» гравированных изображений и надписей. Первый «слой» – 1560-е годы – 1570 год. Второй «слой» – начало XVII века. На лицевой стороне креста первоначально гравировано очень крупное Распятие, Христос с крещатым венцом с буквами О Н . Здесь же над венцом гравировано в двух узких перекладинах – Ц[А]РЬ СЛЬ(ВЫ) , по сторонам Распятия – пять поясных фигур предстоящих с надписями: МР ФУ ИОА[Н], ЛО[НГ]ИН . Вверху креста изображены два летящих ангела, поддерживающих восьмиконечный крест с орудиями Страстей – копием и губкой, по сторонам креста – ІС ХС .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010