Тверь. Христорождественский монастырь. Карта и ближайшие объекты Расположен на правом берегу реки Тьмаки, в двух километрах от центра Твери к западу, на возвышенном месте, которое называлось Горки. Основан в XV в. по благословению святителя и чудотворца Арсения, епископа Тверского. По письменным свидетельствам к 1513 г. монастырь был вполне благополучен, им управляет игуменья, служат два священника и дьякон. Широко известен монастырь в Тверских пределах, знают о нем и в Москве. Цари Василий Иванович и Иван Васильевич Грозный выдают игуменьям-настоятельницам жалованные грамоты. Благоустройство и укрепление обители длилось до литовского разорения, во время которого Христорождественский монастырь был разграблен и опустошен. Храм и кельи сожжены. Сестры разогнаны или перебиты. В 1613 г. по окончании смуты игуменья Аполлинария с пятью уцелевшими монахинями вернулись на пепелище и стали возрождать монастырь. Благодаря крупным вкладам и пожертвованиям он был восстановлен. Вместо деревянных небольших храмов были построены каменные. В 1820 г. завершено строительство великолепного Христорождественского собора по проекту Карла Росси. Огромный пятиглавый собор - один из крупнейших соборов на территории Тверской области - относится к наиболее ярким памятникам в стиле ампир. В 1834 г. в монастыре открыт приют для детей-сирот духовного звания и небольшая школа. В начале XX в. организованы еще 2 школы. В конце XIX в. в монастыре было около 200 монахинь, ему принадлежало 240 десятин земли. В 1913 г. был возведен храм в честь Воскресения Христова по проекту архитектора М.П. Омелюстого на средства монастыря и вклад царской семьи к 300-летию дома Романовых. Он выполнен в неорусском стиле и стилизован под формы новгородской и поковкой архитектуры. Имеет форму куба с тремя апсидами и массивным, сужающимся кверху барабаном со шлемовидной главой. Художественной выразительностью, композицией построения и ярусностью более неповторим в храмовой архитектуре Твери. По статусу епархии - кафедральный собор (главный храм) монастыря и епархии.

http://sobory.ru/article/?object=00002

Сызрань. Собор Рождества Христова в Кремле. Собор. Действует.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:1717. Адрес: Россия, Самарская область, г. Сызрань. На территории Сызранского Кремля (ул. Советская, д. 2А) Координаты: 53.146436, 48.453868 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Построили эту каменную церковь в далёком 1717 году, на том месте, где ранее располагался деревянный собор во имя Пречистой Богородицы (сооруженный в 1683 году при основании Сызрани). В 1728 году Христорождественский собор был сильно поврежден во время крупного пожара, произошедшего в центре города. Полностью восстановить его удалось только через 13 лет, в 1741 году. Причём, на завершающем этапе этой работы большую лепту в неё внёс сызранский помещик Алексей Васильевич (по другим сведениям – Савельевич) Кандалаев. В том же 1741 году вновь освятили эту церковь, которая по-прежнему являлась тогда для города кафедральным собором. Это следует из сохранённой в архиве надписи, сделанной на храмовом кресте: «Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме Рождества Христова при державе благочестивейшая самодержавнейшая великая государыни нашея императрицы Елизаветы Петровны, по благословению великого господина нашего Преосвященнейшего епископа Казанского и Свияжского Луки в лето 1741 года, индикта 4-го месяца ноембрия в 20-й день, день памяти преподобного отца нашего Григория Декаполита». В 1872 году Христорождественский храм утратил в Сызрани свое соборное предназначение. Дело в том, что в этом году в городе была освящена новая церковь – во имя Казанской иконы Божией Матери, к которой и перешло звание кафедрального собора. Что же касается Христорождественского храма, то к моменту его упразднения в качестве соборного на территории Сызранского кремля уже был построен тюремный острог (снесённый в 30-х годах 20-го в.). К нему и была приписана эта церковь, с совершением служб для заключённых и надзирателей. Христорождественский храм был закрыт воинствующими безбожниками в конце 20-х годов прошлого столетия; тогда же ими были разворованы находящиеся в нём иконы и другое имущество.

http://sobory.ru/article/?object=07127

Глотово. Церковь Рождества Христова. Христорождественская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:Между 1865 и 1884. Адрес: Россия, Республика Коми, Удорский район, с. Глотово Координаты: 63.48518, 49.47804 Проезд:Село Глотово расположено на правом берегу реки Мезень в 48 км от села Кослан. Автобусное сообщение по определенным дням недели Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Особый колорит и выразительность коми поселениям издавна придавали часовни и храмы. Христорождественская церковь в удорском селе Глотово и сегодня остается его главной достопримечательностью. За безбожные десятилетия храм сильно обветшал, лишился изящества, многих архитектурных деталей. Жители села и многие удорцы не хотят смириться с потерей каменной жемчужины. По всей Удоре сейчас идет сбор средств на реставрацию храма, минувшим летом вплотную приступили к его возрождению. Золотым веком храмостроительства в Коми крае стал XIX век. В первой половине столетия в разных уголках нашей северной земли одновременно возводились 40 каменных церквей. Хотя большинство из них строилось по «образцовым», или, как теперь говорят, типовым проектам, каждое сооружение выходило неповторимым: и из-за привязки к местности, и из-за деталей, вносимых строителями, заказчиками, подрядчиками. Христорождественская церковь в селе Глотово – еще одно тому подтверждение. В отличие от многих разрушенных в годы атеизма культовых сооружений она уцелела и до сих пор впечатляет своими размерами, пропорциями, простотой, изысканностью. Предание повествует, что первая церковь в Глотово стала возводиться еще в 1554 году. В 1586 году в Глотовой слободке стояли уже две деревянные церкви. В 1673 году в большом селении на Мезени была выстроена церковь Николая Чудотворца, просуществовавшая до 1860 года. В 1859 году в Глотовском приходе насчитывалось 438 душ мужского пола. Две ветхие маленькие церкви не могли вмещать всех прихожан. Тогда жители обратились с ходатайством о строительстве большого храма. Свое прошение они адресовали сольвычегодскому мещанину, мастеру каменных работ Николаю Яковлевичу Черепанову. 15 января 1863 года строительная комиссия утвердила его проект каменной двух-этажной церкви. Кирпичи прихожане изготовили сами.

http://sobory.ru/article/?object=30745

Данков. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты Сторожевская слобода с находившеюся в ней церковью упоминается в писцовых книгах 136 и 137 г. (1628 и 1629 гг. соответственно) и писывается так: «в Донкове на посаде, на берегу реки Везовенки слобода сторожевых козаков, а в ней церковь во имя Рождества Христова да придел Николы Чудотворца». Первая церковь была деревянной. По всей видимости, церковь неодократно перестраивалась. В апреле 1801 г. прихожанин, титулярный советник Ф.И. Варсанофьев, просил дозволение у епархиального начальства, с общего согласия прихожан, «для лучшего вмещения приходских людей из ветхой Успенской упразднённой церкви устроить при Христорождественской церкви с северной стороны придел во имя Успения Божией Матери с прибавлением, буде потребно будет, нового леса»; на что и выдана была в том же году и храмозданная грамота. В августе 1802 г. благочинный донёс в Консисторию, что и «доселе к построению при Христорождественской церкви из упразднённой Успенской церкви придела во имя Успения Божией Матери никакого приготовления не видно»; почему Консистория журнальным постановлением от 3 сентября 1802 г. устройство означенного придела решила запретить на основании указа о нестроении деревянных церквей». По штату 1873 г. в причте положены 1 священник и 1 псаломщик. В 1873 году началось строительство каменной Христорождественской церкви. Строительство продолжалось 37 лет и окончено было в 1910 г. В 30-е годы XX века (по некоторым данным, в 1933 г.) приход перестал существовать. Однако в 2005 г. в церкви вновь начались богослужения, а в 2006 г. на купол церкви был воздвигнут новый крест, и храм стал постоянно действующим. Официальное описание церкви: Церковь построена на средства прихожан. Стиль – эклектика. Компактный объем крестовокупольного храма, с пятигранной алтарной апсидой увенчанный цилиндрическим световым барабаном шлемовидного купола поставлен на высокий рустованный подклет. Короткая, в один световой проем трапезная соединяет церковь с шатровой колокольней. Центральные ризалиты северного и южного фасадов венчают треугольные фронтоны. В богатом архитектурном декоре здания (перспективные наличники, декоративные пояса поребрика, зубцов, наборные архивольты, мотив аркатурного пояса в оформлении тройных окон в верхней части ризалитов северного и южного фасадов, светового барабана, арочных проемов звона колокольни) широко использованы формы т.н. кирпичного стиля.

http://sobory.ru/article/?object=12081

Каргополь. Собор Рождества Христова. Христорождественский собор Карта и ближайшие объекты Христорождественский собор - древнейшее каменное здание в городе. Массивные стены еще в 17-м веке стали давать трещины и собор по всем 4 углам был укреплен каменными контрфорсами, покрытыми почерневшими от времени досками. Кроме того, в то же время были построены 2 придела - с севера (во имя Алексея и Филиппа) и с юга (во имя Всемилостивого Спаса), которые помимо культового назначения играют также важную роль в укреплении несущей способности просевших и потрескавшихся стен. Помимо приделов и контрфорсов, с запада была пристроена паперть. В летнее время года доступен к осмотру изнутри (музей). Хрестоматийной достопримечательностью является огромная железная рука, торчащая из стены центрального барабана. Рука эта ранее держала цепь, на которой было подвешено паникадило. http://www.towns.ru/towns/kargopol.html Ко времени Ивана Грозного относится возведение древнейшего архитектурного памятника города - Христорождественского собора (1552—1562). Огромное белокаменное здание должно было символизировать богатство и величие славного торгового города. Постройка типична для архитектуры городских и монастырских соборов XVI века, образцом для которых был Успенский собор Московского Кремля. Север по-своему перерабатывал формы пятиглавого кубического храма, упрощая их. Христорождественский собор был двухэтажным. За четыре века собор значительно «врос» в землю, так что окна нижнего этажа приходятся почти в уровень земли — это обстоятельство, безусловно, нарушило пропорции здания, усилило впечатление грузности, массивности. Интерьер верхнего храма — просторный, высокий. Собор отреставрирован внутри, выбелен, в нем много света, воздуха. Шесть мощных столпов поддерживают своды. Четыре приходятся на сам храм, два других отделяют алтарную часть, к ним прикреплен огромный пятиярусный иконостас. http://kenozerjelive.ru/arhonega-kargopol.html В 1552 году в Каргополе случился пожар, после чего стал формироваться новый центр этого старинного города - Соборная площадь.

http://sobory.ru/article/?object=00299

Кострома. Церковь Илии Пророка (Рождества Христова) " на Городище " . Ильинская (Христорождественская) " на Городище " церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Построена на средства стольника Морозова (или его вдовы, известной деятельницы старообрядчества). Имеет придел пророка Ильи, отчего в народе традиционно называется Ильинской (предполагается, что прежде на том же месте находилась церковь пророка Ильи). Церковь во имя пророка Божия Илии (Христорождественская) на высоком Городищенском холме над Волгой — одна из старейших в Костроме. Бывший приходской храм села Городища, построенный три с половиной столетия назад боярином Г.И. Морозовым и его супругой, известной в отечественной истории боярыней Ф.П. Морозовой, является свидетелем трагических событий раскола Русской Православной Церкви во второй половине XVII века. На протяжении XVII - первой половины XX веков храм господствовал в панораме Заволжской стороны, возносясь над просторами реки, прибрежными селениями, рощами и лугами. В это время небольшая Ильинская церковь на холме играла для Заволжья ту же роль архитектурной доминанты, какую для левой городской стороны Волги выполняла величественная соборная группа в бывшем Костромском кремле. В XX веке Ильинский храм испытал все, что в послереволюционную эпоху могло выпасть на долю церковному зданию. Чудом избежав разрушения, к которому его приговорило решение властей весной 1941 года, он несколько десятилетий простоял заброшенным, все более и более превращаясь в руины. В 1990 году храм был возвращен Костромской епархии, в нем началось возрождение и церковных стен, и прерванных традиций приходской жизни. Истории храма, которому в 2002 году исполняется 350 лет, посвящено это исследование. Из истории Городищенского холма Является ли каменный храм Илии Пророка первой церковной постройкой на Городищенском холме или же у него имелся, как это происходило в большинстве случаев, деревянный храм-предшественник? Второе, конечно, более вероятно. Связано это прежде всего с историей самого холма и селения на нем, в прошлом носивших одинаковое название — Городище.

http://sobory.ru/article/?object=00649

Тула. Церковь Рождества Христова (Николозарецкая). Николо-Зареченская церковь Карта и ближайшие объекты ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ - приходский храм в Туле, на Оружейной стороне, во имя Рождества Христова (иначе - Николозарецкая церковь) с приделом во имя апостола Андрея Первозванного. Образование прихода Христорождественской церкви относится ко времени основания Кузнецкой слободы, когда по указу Федора Ивановича в 1595 г. 30 самопальным мастерам была дарована земля за р. Упой, на Хопре. Со временем население в Слободе значительно увеличилось, и уже при Алексее Михайловиче самопальники смогли построить на свои средства 2 деревянные церкви (Георгиевская и Христорождественская). Прихожанами Христорождественской церкви были оружейники, среди которых был и Н. Демидов. В 1730 -1734 гг. вместо деревянного храма сын Демидова Акинфий возле могилы своих родителей построил 2-этажный каменный храм, верхний этаж которого освящен во имя Рождества Христова, а нижний - во имя св. Николая. При нижней церкви был устроен придел апостола Андрея Первозванного. С ним связана одна из легенд из жизни Н. Демидова. У знаменитого прихожанина были всякого рода тайные ходы и подвалы; однажды его дочь из любопытства отперла один из них, чем вызвала такой гнев родителя, что он ударил ее связкой ключей по голове, и она умерла. Случилось это в день св. ап. Андрея Первозванного, и кающийся отец соорудил придел «на костях» его дочери во имя этого апостола. Николо-Зарецкая (Демидовская) церковь или Рождества Христова Приход образован с основанием Кузнецкой казенной слободы в конце XVI в. На месте деревянной церкви в 1730 г. на средства заводчика Акинфия Никитича Демидова выстроена каменная двухэтажная с приделом на первом этаже во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийского, на втором, освященном в 1834 г., - в честь Рождества Христова. В том же году на первом этаже освящен придел во имя ап. Андрея Первозванного. До революции 1917 года Николо-Зарецкий храм считался одним из самых богатых в Туле. На сегодняшний день Николо-Зарецкий храм – самый крупный в Туле, один из трех сохранившихся двухэтажных храмов города. Служба в нем возобновилась в 1999 году, после 65-летнего перерыва. Николо-Зарецкий храм стоит на чугунных плитах производства Демидовского завода. Сейчас чудом сохранились лестница и чугунный пол, которые отливали на Урале почти 300 лет назад. Долгое время в храме находился продуктовый склад. На втором этаже сохранился подъемник, с помощью которого в церковь заносили ликероводочную продукцию и мешки с мукой. Потом храм облюбовали лица без определенного места жительства. Сегодня церковь восстанавливают прихожане на свои деньги и своими силами.

http://sobory.ru/article/?object=00828

Тамбов. Церковь Рождества Христова (новая). Карта и ближайшие объекты Казанская часовня на Базарной площади, 1874-1875 гг. Часовня Богородице. Была построена в 1875 г. на Базарной площади недалеко от Христорождественского собора. Разрушена в годы Советской власти (1930-е гг.). http://ok.ru/tmbvedom/topic/66406677031714 В центральной части города Тамбова начато возрождение храма в честь Рождества Христово, который до революции 1917 года располагался на Центральном рынке областного центра. Первым шагом к восстановлению Христорождественского храма стало обустройство на месте строительства временного деревянного храма. 28 декабря 2015 года митрополитом Тамбовским и Рассказовским Феодосием был совершен чин освящения куполов и крестов храма. 7 января 2016 года в день Рождества Христова (престольный праздник) в Христорождественском храме по ул. Красная/Пятницкая города Тамбова было совершено первое богослужение. Чин молебна совершил ответственный за строительство храма священник Александр Неплюев. Дореволюционный Христорождественский собор города Тамбова был построен на средства потомственных почетных граждан города Тамбова: братьев Ашурковых, А.М. Носова и В.М. Аносова и освящен в 1873 году. Храм имел три придела: центральный в честь Рождества Христова, правый в честь святителя Николая Чудотворца, левый – преподобного Иоанна Лествичника. Собор в честь Рождества Христова являлся основной достопримечательностью города Тамбова середины XIX века. История собора началась с 1836 года, когда Тамбовский почетный гражданин купец I гильдии И.А. Суворов завещал своим душеприказчикам построить храм на базарной площади. С момента основания до момента освящения собора прошло 14 лет. В 1873 году последовало торжественное освящение всех трех приделов храма. Собор стал близкой копией Благовещенского храма конногвардейского полка в Петербурге. Через год после возведения храма представители городской думы обратились с ходатайством в Священный Синод о присвоении храму статуса городского собора, хотя никаких оснований для этого не было. Однако принимая во внимания усердие благотворителей и горожан, их обязательства построить в городе новый храм, Священный Синод счел возможным в 1876 году переименовать храм в Христорождественский городской собор.

http://sobory.ru/article/?object=39256

Ковров. Собор Спаса Преображения. Спасо-Преображенский собор Карта и ближайшие объекты Построен в 1870-1884 гг. на средства ковровчан, особенно значительными были пожертвования купцов Дунаевых, Сомовых и дворян Култашевых. Ковровский купец 2-й гильдии Михаил Дмитриевич Сомов руководил строительством храма, построенного по проекту владимирского епархиального архитектора Николая Андреевича Артлебена. Главный престол в честь Преображения Господня. Приделов два: южный во имя святителя и чудотворца Николая, северный в честь иконы Божьей Матери " Всех Скорбящих Радость " . Храм был приписным к Христорождественскому собору. Ему принадлежали каменная ризница и сторожка. В 1920-е гг. в отличие от Христорождественского Собора, Спасо-Преображенский храм постоянно находился в ведении сторонников патриарха Тихона (Белавина) и его приемника патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Старогородского). Закрыт в 1934 г., использовался в качестве тюрьмы и склада. Здание значительно пострадало, завершение храма и колокольни оказались утраченными, а церковная ограда разобрана до основания. Возвращен епархии в 1991 г. после длительных усилий верующих и ряда депутатов Ковровского Горсовета во главе с Владиславом Борисовичем Богатыревым. В настоящее время работы по приведению собора в вид, близкий первоначальному, продолжаются. Источник: prvskovrov.narod.ru Центральной фигурой панорамы старого Коврова является колокольня Спасо-Преображенского собора. Высокая, величественная, стоящая на вершине крутого спуска к реке, она видна за много километров и является как бы указателем для путешественников, следующих со стороны Камешково в Ковров. Планы постройки ещё одной церкви в Коврове, помимо издревле находящегося там Христорождественского собора, озвучила ковровская городская Дума на заседании 26 февраля 1874 года. Решение «возвести новый храм на месте, которое отведено на плане под городской сад» было отправлено в марте архиепископу Антонию (Павлинскому) ковровским городским головой Я.А. Мытарёвым.

http://sobory.ru/article/?object=04062

Никологоры. Церковь Рождества Христова. Христорождественская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Христова , Воздвижения Креста Господня , Николая Чудотворца Год постройки:1790. Трапезная - 1839. Адрес: Владимирская область, Вязниковский район, пос. Никологоры Координаты: 56.140669, 41.993867 Проезд:Из райцентра Вязники западный выезд по трассе М7. На четвертом км на юг отходит боковая дорога, следует доехать до ближайшего разворота сплошного разделительного барьера, далее вернуться к этому повороту и на юг от трассы 10км до Никологоры. В самом поселке двигаться по главной до центральной площади посёлка Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Каменная Христорождественская церковь построена в 1790 г., в 1839 г. пристроена тёплая трапезная, которая в 1880 г. перестроена со значительным расширением. Кроме основного Христорождественского придела в тёплой трапезной устроены ещё два: Крестовоздвиженский и Свят. Николая Чудотворца. В настоящее время сохранился лищь четверик основного объёма, разобрана верхняя часть (восмерик и глава). Церковь использовали под клуб Никологорской прядильно-ткацкой фабрики. Кроме Никольской церкви в погосте Никологорском есть приходская Христо-Рождественская церковь. С 1656 г. на погосте значилась церковь во имя Рождества Христова, в 1714 г. она обращена при построении первой каменной церкви в теплую. При построении второй каменной церкви предположено было построить в тоже время и теплую церковь, но предположение почему-то не состоялось, и каменный храм во имя Рождества Христова построен был только в 1790 г. Этот храм существует в погосте и в настоящее время, но в значительно измененном виде. В 1839 г. к нему пристроена теплая трапеза, а в 1880 г. эта трапеза была распространена. При храме колокольня, общая с Никольскою церковью, стоит отдельно от них. Престолов в храме три: главный – во имя Рождества Христова, в трапезе теплой – во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня и во имя св. Николая чудотв. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена довольно богато.

http://sobory.ru/article/?object=04232

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010