Челябинск. Собор Рождества Христова (старый). Христорождественский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:Между 1748 и 1767. Год утраты:1932 (снесён) Адрес: Челябинская область, г. Челябинск, пл. Искусств (площадь возле театра оперы и балета) Координаты: 55.167485, 61.402836 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Христорождественский собор — главный православный храм Челябинска до 1931 года. Первый в городе Кафедральный собор и главный православный собор Исетской провинции. Снесён большевиками по приказу Е. М. Ярославского в 1932 году. Христорождественский собор находился на Соборной площади (ныне — площадь Ярославского), на пересечении улиц Симбирской (ныне — Труда) и Христорождественской (ныне — Цвиллинга). Собор в честь Рождества Христова был заложен 23 марта 1748 года немного южнее деревянной церкви Святого Николая Мирликийского, на территории Челябинской крепости. Христорождественский собор стал первым каменным храмом Челябинска. Строительство велось на средства и силами прихожан, также активно помогал строительству храма отец местного бургомистра А. В. Боровинский. В связи с тем, что население Челябинской крепости составляли преимущественно казаки, которые не имели опыта подобного строительства, местная канцелярия обратилась к настоятелю Далматовского монастыря с просьбой: " ...для указания делать кирпичи так и для клажи церкви святой необходимо мастеров достойных прислать... " Из Далматовского монастыря в Челябинск был прислан каменщик Денисов для начала работ. Храм, названный в честь Рождества Христова, имел два основных придела: в честь Святого Николая и апостола Иоанна Богослова. Известный уральский краевед В. А. Весновский в своей книге-справочнике «Путеводитель по Уралу» так описывал убранство Христорождественского собора: " В одном из приделов храма в особом киоте имеется в натуральный рост фигура Святого Николая Чудотворца в полном облачении, сделанная не то из дерева, не то из какой-то массы... "

http://sobory.ru/article/?object=35980

Тверь. Христорождественский монастырь. Собор Рождества Христова. Собор Христорождественского монастыря Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью По преданию, тверской Христорождественский девичий монастырь основан в конце XV века. Существующие каменные постройки монастыря относятся к концу XVIII началу XX века. Собор Рождества Христова является композиционным центром монастырского ансамбля. Его строительство было начато на 1810 году на вклады царской семьи, но в 1813 году почти готовое здание рухнуло, существующий ныне двухэтажный собор закончен строением лишь в 1820 году. Проект храма принадлежит архитектору К.И. Росси, работавшему в это время в Твери. Здание выполнено в стиле позднего классицизма, сложено из кирпича, оштукатурено, детали из белого камня. Облик сооружения отличается подлинной монументальностью. Прямоугольный в плане объем увенчан торжественным пятиглавием. Фасады с небольшим ризалитом в центре украшены четырех колонными портиками тосканского ордера с фронтонами. Верх стен опоясывает дорический фриз. Здание отличается запоминающимся силуэтом, является высотной доминантой современного Пролетарского района города. В советские времена здание арендовало спортивное общество. http://hram-tver.ru/tver/hristrojdsobortv.html Я посетил его в мае 2002 г., на стенах все еще были заметны отпечатки от ударов мячей о стены. Во время Литовского разорения Христорождественский монастырь был разграблен и опустошен, его храм и кельи сожжены. Но игуменья Аполлинария, которой было суждено пережить это страшное время, вместе с несколькими уцелевшими сестрами уже в 1613 году вернулись на святое место. Возрождение монастыря начали с возведения храма. Он был построен в прежнее наименование – во имя Рождества Христова, был деревянный, шатровый с папертью, крыт тесом. По описи, составленной в первой половине XVII века, значилась «в монастыре церковь деревяна Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, с земли рублена клетцки, с церкви шатер рублен, крыта тесом с папертью». Опись подробно говорит и о внутреннем убранстве храма. Игуменья Варсонофия называет имена тех, кто жертвовал на убранство храма. Благодаря этому их имена сохранились на столетия, и мы знаем и поминаем тех жертвователей сегодня. В их числе посадские люди Афанасий Шешков, Косьма Горецкий, Яков Голубятников. «В алтаре ризы, и стихарь, и патрахель и книга Минея общая – данье блаженная памяти Государыни старицы инокини Марфы Ивановны».

http://sobory.ru/article/?object=00008

Христорождественский храм (Иудино) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Христорождественский храм (Иудино) — Каменная церковь типа восьмерик на четверике в стиле барокко, с трапезной и колокольней (кон. XVIII в.). Построена в 1763-1771 гг. при помощи князя Л.И. Несвицкого. В трапезной Казанский придел. Содержание История [ править править код ] Село Иудино находится в 15 км от Сергиева Посада по Угличскому шоссе. До 1764 г. село являлось вотчиной Троице-Сергиевой Лавры. В 1713 г. здесь уже существовала деревянная церковь в честь Рождества Христова. Со временем здание храма обветшало, и в 1763 г. на средства, собранные прихожанами, при участии князя Луки Несвицкого, закупившего кирпич и белый камень, началось строительство новой кирпичной церкви. В 1767 г. епископ Переяславский и Дмитровский Сильвестр (Старогородский) освятил престол в трапезной. Весь же храм был закончен в 1771 г. В первой половине XIX в. с запада к церкви пристроили двухъярусную колокольню с переходом, ведущим в трапезную. Тогда же заменили и главный иконостас. Главный престол — в честь Рождества Христова. Престол в трапезной изначально освятили в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение», затем переименовав его в честь Казанской иконы. Храм принимал и русских царей, шествовавших по пути в Углич, и архиереев, о чем свидетельствует корона на кресте храма. По официальной оценке специалистов-архитекторов, «Рождественская церковь — один из наиболее интересных памятников на территории Московской области в стиле русского барокко». После закрытия в 1936 г. храм использовали как склад. В колокольне устроили силосную башню. Колокола безуспешно пытались сбить из артиллерийского орудия. Когда в 1970-е гг. в стране началась компания по реставрации памятников истории и культуры, руководство совхоза отказалось от пользования зданием, чтобы не быть обязанным проводить дорогостоящую реставрацию, оставило храм бесхозным, и он начал разрушаться. Современное состояние [ править править код ] В 1991 г. храм возвращен православной общине, с этого момента началось его возрождение. В храме сразу началась реконструкция храма. А также началось восстановление часовни, каменной ограды вокруг церкви и кладбища.

http://azbyka.ru/palomnik/Христорождеств...

Христорождественский храм (Осташково) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Христорождественский храм построен в 1699 году иждивением князя М.Я. Черкасского по проекту крепостного архитектора Павла Потехина, вместо деревянной сгоревшей церкви XVII века. Содержание История [ править править код ] Первое письменное упоминание о селе Осташково относится к началу XVII века. Тогда Осташково находилось во владении князей Черкасских. Князь Черкасский управлял Стрелецким, Иноземным, Рейтарским, Аптекарским, Казенного двора и Большой Казны приказами. О степени его могущества, влияния и доверия царя говорит тот факт, что во время поездки Михаила на богомолье во Владимир князь Иван Борисович Черкасский «ведал Москву», то есть управлял столицей. Его подмосковное владение – село Осташково никогда не было большим и многонаселенным. В 1617 году в Осташкове по распоряжению князя Черкасского была построена деревянная церковь Рождества Христова с приделом Николая Чудотворца. Видимо, она простояла недолго, так как 17 октября 1621 года Святейший Патриарх Филарет дал князю Ивану Борисовичу Черкасскому храмозданную грамоту на построение новой церкви в селе Осташково вместо сгоревшей. В Писцовой книге за 1623 год указано, что «в церкви образы и свечи, и книги, и на колокольнице колокола строенье боярина князя Ивана Борисовича Черкаскаго». В 1666 году усадьбу наследовал князь Михаил Яковлевич Черкасский, ближний боярин, последний воевода Тобольска. При нем в 1699 году деревянная церковь Рождества Христова в Осташкове была заменена новой, кирпичной, которая сохранилась до наших дней. Предположительно ее строил крепостной архитектор Павел Потехин. В 1810 году в Осташкове были организованы мастерские по производству изделий из папье-маше и первые мастерские по изготовлению железных подносов с росписью и лаковым покрытием – промысла, получившего впоследствии мировую известность как Жостовская декоративная роспись. С 1743 г. село Осташково с деревнями перешло во владение графов Шереметевых, при них в 1815 г. были проведены восстановительные работы и перестройка здания - храм был расширен, окна и арки растесаны, отчего внутри стало светлее и просторнее. Были обновлены также иконостас, убранство и церковная утварь. Скромная трехъярусная колокольня в стиле ампир была построена в 1815 году по проекту К.С. Орденова, о чем сообщает надпись на закладной доске храма. Пятнадцать лет спустя был пристроен придел во имя Илии Пророка.

http://azbyka.ru/palomnik/Христорождеств...

В 1914 г. между часовней и Воскресенским храмом устроена новая ограда с полукруглыми арками и воротами посередине между часовней и храмом. В 1917 г. в монастыре числились: игумения, казначея, благочинная, ризничная, 41 штатная монахиня/а всего по штату могло быть 51 монахиня/, 142 рясофорных послушниц/самой молодой было 26 лет, самой старой - 80 лет/и 61 просто послушниц/самой молодой 14 лет, самой старшей 88 лет/- всего 248 человек. Основная масса послушниц - грамотные крестьянские девицы кроме самых старых. С 24 октября 1900 г. в Христорождественском монастыре действовала церковно-приходская школа на 107 девочек. В 1920 г. монастырь закрыли. Спасский храм, монастырские келии, ризница, трепезный корпус, игуменские келии, больничный корпус - всё было занято под жильё. В 1925-1930 г.г. разобрали колокольню. Снесли ограду с башнями. Многие годы главный храм обители – Христорождественский собор - использовался варварски, не по назначению. Сначала в нём были склады, а в 1960-е г.г. некогда великолепнейший собор был приспособлен под спортзал. Для этого в храме полы были подняты на 1,5 м, снят значительный слой грунта в подвальных помещениях. За счёт этого образовался нижний цокольный этаж, в котором были устроены раздевалки, душевые, сауна. Приблизительно в то же время на уровне этого искусственного нижнего этажа в массивных стенах собора были прорублены окна. Наверху в центральной части храма была устроена баскетбольная площадка, а в алтарной части храма и его приделов работала секция культуризма. В 1999 г. 1 апреля на заседании Священного Синода принято решение о возобновлении монашеской жизни в этой древней обители. 16 августа того же года состоялась передача Христорождественского собора первым сестрам обители. Храм в ужасном состоянии: течёт крыша, сгнили рамы, стены покрыты грибком и плесенью, из церковной утвари ничего не сохранилось. В 2000 г. 7 января на Рождество Христово состоялась первая Литургия после стольких лет запустения. В 2009 г. Христорождественский монастырь отметил десятилетие своей новейшей истории. За эти годы с помощью благотворителей и прихожан сделано многое: идет реставрация Христорождественского собора, восстанавливается ограда с башнями. Проведена реставрация фасадов надвратной Спасской церкви и келейных корпусов. 1 июля 2010 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Тверскую епархию. Торжественная встреча Патриарха произошла на исторической территории Христорождественского монастыря. В 2013 г. монастырь отметил своё 500-летие.

http://sobory.ru/article/?object=00002

При советской власти храм был закрыт. С 1920 по 1990 годы здесь размещались оперный театр, клуб, хлебозавод, дом художественного творчества, центр культуры ВНИИСИМСа. Возрождение Христорождественского собора началось с 1991 года. При воссоздании Свято-Успенского женского монастыря Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий перевел из Свято-Троицкого собора о. Георгия (Запольнова) и назначил его настоятелем собора Рождества Христова. В 1992 году, в праздник Рождества Христова, в приделе Архистратига Михаила состоялось первое Богослужение, а год спустя, 10 января, престол Архистратига Михаила был освящен Архиепископом Евлогием. С 1993 года вместе с о. Георгием службы вел священник о. Александр (Филиппов), с 1997 года в храме служил о. Сергий (Соколовский). Оба они похоронены у стен собора. С 1995 года и по сей день в храме служит о. Виктор (Кукин). В соборе и приписном храме Боголюбской иконы Божией матери ведут службы священники о. Николай (Тихомиров) и о. Николай (Ростовцев). С сентября 2000 года настоятелем Христорождественского собора был назначен благочинный Александровского округа митрофорный протоиерей о. Борис (Толкачев). С этого времени начинается активное завершение возрождения храма. К началу 2002 года было закончено восстановление барабана с луковичной главой и 6 января, к Рождеству Христову, был воздвигнут крест. В состоянии реставрации остается пока центральный придел храма - придел Рождества Христова. Но в 2003 году, снова к празднику Рождества Христова, черновые работы были закончены и снята завеса, разделяющая храм! Наконец-то прихожане дождались первого праздничного Богослужения в главном алтаре храма! Низкий поклон всем, кто принимал и принимает участие в возрождении Христорождественского собора. Использованы материалы из информационных листков, вывешенных в храме История собора Рождества Христова уходит корнями в 990 г., когда на месте, которое тогда называлось Никольский погост, был построен первый деревянный храм на Александровской земле – церковь Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=00772

Томск. Церковь Рождества Христова. Церковь Николая Чудотворца, Никольская (Христорождественская) церковь /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменная церковь во имя Рождества Христова была заложена в 1795 году, достроена и освящена в 1810 году. Она располагалась на Юрточной горе, рядом с мужским монастырём, на том месте, где начиная с 1-й трети XVII века стояли её деревянные предшественницы – Никольский и Христорождественский храмы. Эта территория входила в состав первого Томского женского монастыря (1671–1776). Каменная колокольня построена в 1856–1857 годах купцом Г.И. Елисеевым. Тогда же было решено вместо обветшавшей и тесной церкви строить новую, что и было сделано в 1900 году. Безруких Олег, протоиерей. Храмы города Томска. Опыт церковного историко-археологического исследования: дис. на соискание ученой степени кандидата богословия по кафедре церковной археологии Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра. 2003. С. 105-109. Никольская (Христорождественская) церковь Первоначально деревянная Христорождественская церковь упоминается в исторических документах с 1634 года. С 1671 по 1776 год церковь с приделом святителя Николая Чудотворца входила в состав Христорождественского женского монастыря. Наиболее почитаемыми святынями храма являлись древние скульптурные образы Св. Николая и Св. Параскевы Пятницы. Каменный трёхпрестольный Христорождественский (Никольский) храм был построен в 1898 г. на Аптекарском переулке, д. 1 и освящён 8 июня 1900 года преосвященным Макарием (Невским). Храм создан в архитектурном стиле «сибирское барокко». Прихожане Никольской церкви были знамениты своей активной благотворительной деятельностью. 30 декабря 1901 года при церкви было открыто общество трезвости. На 1912 г. настоятелем Никольской церкви был протоиерей Симеон Сосунов, священник Василий Окороков и псаломщик Ф. И. Пилиглотов. В 1920 г. Никольская церковь была национализирована и по договору передана в пользование верующим. В июне 1922 г. в Никольской церкви состоялось общегородское собрание сторонников обновленческого движения. Обновленческая община занимала храм в течение восьми лет. В августе 1936 г. Никольская церковь была закрыта. В начале 1950-х годов остатки стен и фундамента Никольского храма послужили для постройки жилого («лигачёвского») дома по улице Крылова, 6а.

http://sobory.ru/article/?object=43892

Христорождественский храм (Барвиха) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Христорождественский храм (Барвиха). Церковь типа восьмерик на четверике в стиле провинциального барокко, с трапезной и невысокой колокольней. Выстроена на средства А.М. Воейкова. В трапезной, перестроенной в 1870 г., помещались Никольский (с 1870 г.) и Тихвинский (с 1831 г.) приделы. Закрыта в начале 1930-х, полностью перестроена, использовалась как баня-прачечная санатория. Открыта в 1996 г., отреставрирована. Освящена великим чином 26 июля 2009 г. Содержание История [ править править код ] Изначально церковь была деревянной (дата построения неизвестна) и принадлежала селу Подушкино. Село известно с XV в. и получило имя от первого его владельца богатого Московского гостя, сурожанина Иоанна Владимировича Подушки. 1627г. – первая точная дата в истории с Подушкино и церкви, занесенная в писцовую книгу. Судя по описанию, село было небольшое: кроме двора вотчинника и небольшой деревянной Рождественской церкви в нём насчитывалось всего 6 крестьянских и три бобыльских двора, где жило 15 человек. В 1766г. владельцем Подушкина и деревни Рождествено значится уже надворный советник Александр Михайлович Воейков (см. далее). В 1786г. в селе проживало 164 человека. Последним помещиком села был Дмитриев-Мамонов. При нём крестьяне вышли из крепостной зависимости. В 1885г баронессой Мейендорф (девичья фамилия Веригина) по соседству со зданием Храма был выстроен великолепный замок. Для церкви значимым событием явился переход во владение с. Подушкина (и прилегающего с.Рождествено) к Александру Матвеевичу Воейкову. В протоколах Московской Духовной Консистории от 16 мая 1750г. находим “указ о построении коллежскому ассесору А.М.Воейкову Московского уезда, Загородской десятины, Сетуньского стана, села Рождествено – Подушкина вместо ветхой деревянной церкви вновь каменную на другом месте.” Точная дата постройки по разным источникам расходится, но можно утверждать, что к 1767г. каменная церковь в виде креста с колокольней уже была. Известно также, что новая церковь долго не освящалась. В 1830г. “тщанием господина Григория Сергеевича Кушникова” здание расширено и устроен придел Тихвинской иконы Божией Матери. Существуют различные выписки разных времен о причте.

http://azbyka.ru/palomnik/Христорождеств...

Христорождественский храм (Волоколамск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Христорождественский храм - ведет свою историю с XVI в. Сначала это были деревянные церкви, которые из-за пожаров сменяли одна другую, пока не был построен в 1776 г. каменный храм на средства московского купца А. Петрова. Содержание История [ править править код ] До польско-литовской интервенции конца XVI – начала XVII веков, «на Волоку, на посаде» существовал деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Во второй половине XVII века (1653 г.) на посадской земле поставили деревянный храм во имя Рождества Христова с приделом преподобного Сергия. Этой церкви досталась земля и утварь уничтоженного в лихолетье войны Сергиевского храма. Традиция особого почитания Сергия Радонежского отразилась в ежегодном торжественном крестном ходе в день памяти преподобного от Воскресенского городского собора в Сергиевский придел церкви Рождества Христова. В течение первой половины XVIII века деревянное здание Христорождественской церкви несколько раз горело. Каменную двухпрестольную церковь построили в 1776-1778 годах по благословению епископа Переяславского Феофилакта (Горского) храмоздатели – московский купец Алексей Петров и волоколамский мещанин Иосиф Калинин. Рост прихода в первой половине XIX века потребовал перестройки тесного трапезного храма преподобного Сергия. В 1835 году по благословению митрополита Московского и Коломенского святителя Филарета (Дроздова) на средства церковного старосты волоколамского купца 3 гильдии Ивана Сергеевича Смирдина и почётного гражданина Ивана Ивановича Бажанова трапезную церковь разобрали с устройством приделов преподобного Сергия (северный), иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (южный) и новой колокольни. На средства тех же вкладчиков в приходе построили каменную одноэтажную богадельню. В марте 1900 года по проекту московского архитектора В.Ф. Жигардловича начали постройку яруса колокольни, паперти, каменной ограды со сторожкой. В советское время храм был закрыт и сильно перестроен. Разобрали купол, сомкнутый свод заменили балками, снесли колокольню, от которой остался только нижний ярус, уничтожили ограду храмового комплекса и здание богадельни. Серьёзно пострадало здание церкви в Великую Отечественную войну за период октябрьских и декабрьских боев в 1941 году. После войны здание храма занимали различные административные учреждения. Ныне церковь, наконец-то обретшая крест над основным четвериком, восстанавливается. Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Христорождеств...

С тех пор прошло уже более 20 лет. К сожалению, несмотря на проведение различных реставрационных мероприятий, Христорождественский храм по-прежнему находится в полуразрушенном состоянии. Возведённый на территории крепости, Христорождественский собор вплоть до начала 19 в. являлся композиционным центром её застройки: остальные сооружения (дом воеводы, воеводская канцелярия, соляные и винные магазины и пр.) как бы обступали храм, располагаясь по периметру укреплённой цитадели. Собор, построенный на месте деревянной церкви Живоносного источника (кон. 17 - нач. 18 в.), - один из наиболее древних памятников города, сохранившихся нашего времени. Вместе со Спасской башней (кон. 17 в.) и Казанским собором (1866-1872 гг.), он и сегодня составляет выразительный ансамбль на высоком левобережье реки Сызрань. Возведённый на средства купца А.В. Кандалаева в стиле нарышкинского барокко, Христорождественский собор вплоть до начала 19 в. служил образцом стиля в местной культовой архитектуре, о чём свидетельствует облик более поздних приходских церквей (как сохранившихся, так и известных лишь по архивным чертежам и дореволюционным фотографиям), выстроенных из камня взамен деревянных в течение второй половины 18 в. В основу плана Христорождественского собора положена трёхчастная композиция: собственно собор с трёхапсидным алтарём со слабо выступающими апсидами и трапезная нанизаны на продольную ось. Центральный объём собора выстроен по распространённой в это время схеме — восьмерик на четверике. Цоколь оштукатуренного кирпичного здания профилирован двумя полувалами. Трапезная покрыта двускатной крышей с фронтоном в торцовой части. Восьмерик, четыре грани которого (по сторонам света) прорезаны небольшими прямоугольными окнами, оканчивается слегка приплюснутым куполом. Завершением всего сооружения служит гранёная луковица главы на изящной восьмигранной шейке, каждая грань которой декорирована узкими прямоугольными нишами. Колокольня при соборе не строилась, поскольку колокола имелись неподалёку, на Спасской башне.

http://sobory.ru/article/?object=07127

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010